Продолжаем серию викторин на знание фантастических книг, журналов, газет и радиопостановок.
Сегодня у нас сложный набор заданий, ориентированный для любителей раритетов, и фэнов, интересующихся историей развития фантастического жанра. Впрочем, новичкам тоже может повезти.
Ответы присылать мне в личку. Ответы принимаются только один раз. Так как задания достаточно сложны, то я ожидаю что может случиться так, что даже один-два правильных ответа могут принести приз участнику. Начало конкурса сейчас, окончание — 15 октября 2021 года в 18.00, время московское. Список призов — на фото:
Любой житель Земли может участвовать в викторине, но для получения приза надо будет назвать адрес в России, так как организатор рассылает награды только по России.
================================================
Викторина
Начнем с простенького.
1. В СССР, к сожалению, так и не случилось книг, посвященных фантастической живописи. Однако была в нашей истории книга, целиком проиллюстрированная работами с международной выставки научно-фантастической живописи и выставки Союза художников СССР, посвященной космосу.
Назовите её.
2. Начало двадцатых годов в истории нашей фантастики было царством Красного Пинкертона. Герои романов «зажигали» по всему миру, боролись со шпионами, раскрывали заговоры и срывали покровы с коварных замыслов врагов. Впрочем, авторы «краснопинкертоновских» романов тоже не отставали. Например, ЭТОТ автор вызвался добровольцем лететь на Луну в качестве представителя СССР. Готовили полет американцы, активные переговоры шли через Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. Жаль, полет не состоялся. А то бы!
Назовите фамилию этого кандидата.
3. Эта картинка не вошла в одно очень известное послевоенное издание. Не подошла по формату. Автор иллюстрации до войны сделал очень много для развития фантастической иллюстрации, а вот после войны фантастику практически не иллюстрировал.
Назовите художника и издание, к которому готовилась данная иллюстрация:
4. Для любителя советской фантастики сборник рассказов и повестей разных авторов был привычной форматом. Сборников было много, какие-то ныне забыты, какие-то стали культовыми. Удивительно, но до войны подобный формат издателями для фантастики практически не использовался. В 1927 году редактор «Всемирного Следопыта» В. Попов в приложении к журналу выпустил сразу два сборника: «Борьба с химерами» и «На заре времен».
А какое издание считается первым фантастическим сборником в советской истории?
5. В середине тридцатых годов прошлого века партия и правительство поставили перед издательской отраслью задачу сделать качественную детскую книгу. Надо сказать, что это был сложный и многолетний процесс, полный проб и ошибок. В результате выработался знакомый всем с детства стандарт оформления книги. А мы поговорим про пробу. Издатель, пытаясь сделать максимально привлекательное оформление для одной из серий, попробовал вместо краски применить наклейку, нечто вроде знакомой всем советским детям переводной картинки.
Наклейка не выдержала испытание, и от неё отказались.
Назовите это пробное издание.
6. Необычайную популярность фантастики у подростков много раз пытались использовать в образовательных целях. Первые попытки были предприняты еще в начале двадцатых годов. А эта страничка уже из послевоенного издания.
Назовите его.
7. На страницах популярнейшего советского журнала в качестве «помощников» художники часто использовали веселых человечков. Один из них изображен на рисунке. Думаю, журнал вы назовете без труда, а вот как зовут человечка?
8. Собирать книги в серии – задумка давняя. Советская фантастика тут не исключение. Первой жанровой серией, «которая выжила», была у нас, конечно же, знаменитая «рамочка» — Библиотека Приключений и Научной фантастики. Впрочем «фантастика» в названии серии появилась только в годы войны. А в названии какой серии она появилась впервые? Правда фантастическая книга там вышла только одна, остальные все больше про краеведение да путешествия. Однако слов из песни не выкинешь.
Назовите полное название этой серии.
9. Круговорот идей в природе.
Сначала американская писательница написала книгу о романтических морских приключениях. Через 12 лет по книге сняли фильму. До наших дней фильма не дошла, но в Советской России её увидел начинающий фантаст и написал «вольную новеллизацию». А примерно через шестьдесят лет у нас сняли по этой новеллизации музыкальный фильм.
О какой книге нашего фантаста идет речь?
10. Ну и напоследок простенький вопрос с подвохом.
Когда вышел первый номер нашего первого жанрового журнала «Мир Приключений»?
Призовой фонд состоит из трёх книг: за первое место "Четыре истории", за второе место — "Фантастическое путешествие Вокруг Света", и за третье место — "Назовём его Всемирный Следопыт".
Автор коллажа -swgold.
В шапке статьи рисунок А.Дубовика 1997 года с издания 2002 года.
Маленький фрагмент гигантского логотипа серии «Библиотека приключений и научной фантастики» издательства Детская литература. Серия долгоживущая, в 1936 основана, во время войны экономно ужалась до брошюрок, в 1954 подросла в размерах, а к 1993 медленно сошла на нет, потому что не прижилась на массовом рынке. Однако в 2004 возрождена — и тут же закрыта.
Московское издательство «Новатор» с 1991 по 1997 год неспеша выпускало серию «Библиотека зарубежной фантастики (Fantasy & S. Fiction)», сделано всего 11 книг.
Примечателен сборник «Голоса пространства», собранный из переводов Норы Галь.
Полное собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких включает в себя 33 основных тома и некоторое количество дополнительных. Основные тома скомпонованы по хронологически-тематическому принципу и составлены из художественных и публицистических произведений, а также писем, дневников и записных книжек. Каждый том включает в себя эти компоненты творчества Стругацких за определённый год (первый том — за несколько лет). Разделы художественный и публицистический охватывают как опубликованные, канонические тексты, так и архивные, многое публикуется впервые. Письма, дневники, записные книжки Стругацких представлены во всей возможной полноте. Каждый том снабжён справочным аппаратом — примечаниями и комментариями, библиографией за рассматриваемый период, указателями персоналий и заглавий произведений. Некоторые комментарии даны Борисом Стругацким. Большинство томов имеют вклейки с фотографиями Стругацких и их рисунками из писем и рукописей.
В дополнительных томах планируется опубликовать переводы, выполненные Стругацкими, произведения, написанные ими в соавторстве с другими авторами, переписку с издательствами, инстанциями и коллегами по творчеству, а также некоторые иные материалы.
В собрании полностью воспроизводится электронное собрание сочинений, издаваемое группой «Людены» с 2015 года. Издание осуществляется по технологии print-on-demand («печать по требованию»). Планируемая периодичность выхода — 1 том в месяц.
Выпускается с 2017 года издательствами «Млечный путь» и «А.Сидорович», в мягкой и твердой обложке.
Серия книг фантастов — членов Союза писателей Беларуси. (В Беларуси существует также и второй — по численности, хотя и первый по времени появления — Союз белорусских писателей)
Составитель серии — Владимир Куличенко.
Издается в Минске. Параллельно первые книги серии выходили под названием «Современная фантастика». Второй вариант отличается только отсутствием слова «Белорусская» на плашке. Для украинского рынка серия выходит в третьем варианте, с теми же обложками, но на брендовой ленточке надпись «Современная PLUS».
Все книги в твердом переплете, но как правило клееные, отпечатаны мелким шрифтом на газетной бумаге.
На титульном листе книг надпись: «Библиотека современной белорусской фантастической и приключенческой прозы».
Собственно, это объясняет появление в серии книг не относящихся к фантастике, например, «Рискованная игра» Н. Чергинца или «Записки кладоискателя» А. Иванова-Смоленского.
Первые десять книг на русском языке вышли и появились в продаже одновремененно, в сентябре 2009 года.
Ведущее издательство: Харвест. С 2009 по 2011 год вышло 24 книги.
Серия была открыта в издательстве «Эксмо» в 1998 году выходом трилогии Джона Толкиена «Властелин Колец» в переводе В.Муравьева, А. Кистяковского. В дальнейшем в этой серии вышли книги большинства известных авторов фэнтези. Серия отличалась оригинальным оформлением, правда, часто качество полиграфии оставляло желать лучшего. Именно в этой серии вышли многие произведения А.Нортон, М.Уэйс и Т.Хикмена и других авторов, ранее не публиковавшиеся в России. Часто для перепечатки брались наиболее удачные переводы, вышедшие в других издательствах, как, например, «азбучные» переводы книг Г.Гаррисона, Д.Эддингса.
Именно в этой серии к русскому читателю пришел Г.Г.Кей – с романом «Тигана».
Интересны книги Уильяма Уоллеса Кука «В неизвестности» и трилогия Чарльза Стилсона «Поларис из снегов».
Это подсерия «малых рамочек» от В.В.Мамонова, в дизайне Павла Паармонова – в детективном и приключенческом секторе вышло значительно больше книг. https://fantlab.ru/publisher6089all#e
Книжная серия «Социальные утопии» легендарного издательства «Academia». Можно считать что это первая серия фантастики в советском книгоиздании, да и в России (не видел изданных до революции серий фантастических), начата раньше рамочки.
Серия классических зарубежных утопических романов, в новых переводах на русский язык. Книги, вошедшие в серию впервые издавались целиком, на современном русском языке и в переводе с оригинального текста. В традициях знаменитого издательства, значительное внимание было уделено редактуре, оформлению, комментариям и сопровождающим статьям.
Издание серии было инициировано академиком АН СССР, Вячеславом Петровичем Волгиным (он же занимался и редактурой), специалистом по истории социалистических и коммунистических идей домарксова периода. К переводу оригинальных текстов были привлечены филологи-классики, специалисты по античным языкам. В значительной мере научный подход к редактуре и анализу как текстов, так и переводов, создал современное восприятие этих романов, а переводы Фёдора Александровича Петровского и Александра Иустиновича Малеина продолжают издаваться и сегодня.
Печать времени: Перевод романа «Путешествие в Икарию» был выполнен Давидом Рязановым после ареста, в трёхлетней ссылке под гласный надзор в город Саратов, поэтому печатался без упоминания переводчика.
Всего было обещано шесть книг. В 1934-35 гг. вышло четыре книжечки, а две оставшиеся вышли в 1936 и 1937 без указания серии, это «История севарамбов» и «Южное открытие».
Серия «Будуар» издательства Вита Нова. С 2007 года вышло 35 книг фривольной классической поэзии и прозы, среди которой разумеется есть и фантастика, если представлять фантастику широко: античные «Метаморфозы» Апулея и «Микромегас» энциклопедиста Вольтера (в его авторской книге «Новеллы», 2011).
Одна из первых серий, запущенных в свет, когда еще можно было выпускать книги, не задумываясь одного они жанра или нет, переводные они или написаны в знакомым писателем.
С 1991 по 1997 вышло 29 книг. Несомненной удачей является издание в серии десятка книг Колина Уилсона, однако его сугубо развлекательный сериал «Мир пауков» подавил другие его, более интересные романы («Паразиты сознания» и «Философский камень»).
Другая любопытная книжка – «Сказки о тройке» и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, с новыми иллюстрациями Евгения Мигунова к «Сказке о Тройке». Кажется этот комплект никогда больше не переиздавался.
В рамках этой серии издавалась не только фантастика. Также были выпущены персональная серия книг шотландского писателя Алистера Маклина и многотомное собрание «Зарубежный криминальный роман», в котором были изданы произведения таких писателей, как Дональд Уэстлейк, Джон Диксон Карр, Брайан Гарфилд и многие другие мастера остросюжетных полицейских боевиков и психологических триллеров. Всего вышло 34 книги. До сих пор интерес представляет многотомник фантастических рассказов авторов разных стран – Герберт Франке, Кристофер Прист, Лиино Альдани, Альфред Бестер, Говард Филлипс Лавкрафт, Гарднер Дозуа, Энтони Бучер, Ричард Матесон, Кордвайнер Смит – это известные писатели, а еще десятки малоизвестных и забытых авторов. Всего было обещано 10 томов рассказов, но вышло только девять. Еще интересен том Шарля и Натали Хеннеберг «Язва» — это настолько странный и нестандартно написанный высокий роман в жанре космической оперы, что подобрать ему аналогов для сравнения невозможно, эдакая книга для гурманов.
Интересная особенность книг серии: первая и последняя тетрадки печатались на белой бумаге, а весь остальной книжный блок — на серой бумаге.
Примечательными там были сборник Баррингтона Бейли «Одежды Кайана» и омнибус Ле Гуин, в который вошли все четыре романа о Земноморье, написанные на тот момент.
С 2015 годы вышло двенадцать любопытнейших, богато иллюстрированных сборников о древнейшем прошлом Земли и её обитателей через призму палеонтологии и фантастики.
Русскоязычное издание повторяет макетом издание 2021 года, и за счет примечаний, помещенных в конце книги, больше на 22 страницы. В примечаниях дан перевод рукописных документов, факсимиле которых представлены в альбоме.
Обложка — матовая плёнка
Благодарности от сына Вэнса:
По традиции первая глава как обычно в таких книгах — о ранних годах жизни писателя, круг чтения, первые черновики и наброски, далее первые издания, первые путешествия (Сингапур, Болгария, Пакистан и .т.д.)
Книга поддерживает новый стандарт библиографических изданий о писателях: множество фотографий, документов, обилие цветного иллюстративного материала и комментариев. За прошедшие десять лет у нас выходили подобные издания (про Хайнлайна, Сильверберга, и Лема), но альбомный увеличенный формат книги про Вэнса поднимает планку таких сочных изданий на новый уровень.
Большое спасибо Марии Фет за помощь в приобретении книги.
P.S. от 30-09-2021 от М.Фет:
цитата
Для русского издания использовался тот же макет. Небольшие изменения, чтобы вместить русский текст в порядке вещей и не имеют особого значения.
Но на стр. 29 есть маленькая газетная заметка, которой в англоязычном издании нет. Я просто нашла ее уже после того, как Spatterlight издали книгу. Я решила вставить эту заметку в русское издание, т. к. в ней упоминается Мари Адлер. Это может показаться смешным, но меня давно раздражала фотография на странице 7. Все персоны на этой фотографии известны и понятны, за исключением Мари Адлер (имена были подписаны на обороте). Эта заметка стала завершающим штрихом.
Продолжаем серию викторин на знание фантастических книг.
Начинаем разминку для глаз среди любителей фантастики. Сегодня у нас вопросы, связанные с мелкими элементами оформления книжек — надо верно узнать значок серии и вспомнить её название.
Условия участия в викторине просты. Мне в личку надо написать ответы: номер картинки и название книжной серии, в которой печатали фантастику. В случае сомнений или слишком частого использования этого названия другими издательствами, лучше дать ссылку в базе Фантлаба на серию или одну из книг этой серии.
Под этим постом нужно сообщить что ответы посланы, но не писать сами ответы. Ответы принимаются только один раз. Начало конкурса сейчас, окончание — 3 октября 2021 года в 17.00, время московское. Список призов — под катом, после задания.
За первое место — перекидной настенный календарь на 2022 год с фантастическими картинами Эда Эмшвиллера, художника, определявшего лицо американской журнальной фантастики в 1960-е годы.
Второе место — свежий сборник выдающегося представителя "четвертой волны" Андрея Столярова, книга "Футуроцид". В книге нашли своё художественное воплощение рассуждения писателя об окружающей ситуации в мире.
Третье место — автосатирическое эссе шотландского букиниста Шона Байтелла "Семь типов людей, которых можно встретить в книжном магазине". Есть там и главка о любителях фантастики, которых Байтелл считает самыми компанейскими и общительными среди коллекционеров книг.
Книга на английском, немецком и французском языках.
Это футляр с другой стороны
с торца
и книга в раскрытом коробе:
Короб хоть и из гофрокартона, но крепкий — книга ехала почтой из Нидерландов, дошла в целости и невредимости.
Забавно, но немецкое издательство издательство "Ташен" в 1993 году уже выпускало книжку с точно таким же названием:
"Masterpieces of Fantasy Art". Составителем правда был Эккарт Закманн (Eckart Sackmann), и было в книжке всего 80 страниц и два десятка персоналий, по 1-2 картины на художника.
Свежий альбом грандиозен размерами — 47х33 см, и весом 7,2 кг (на Озоне ошибка — указано 4300 г).
Составительница книги, Дайан Хансон, известна своими книгами-альбомами об эротических журналах ХХ века, например "История пин-ап журналов от 1900 года до второй мировой войны", или подекадные тома "Мужские журналы 1950-х", "1960-х", и так далее. В силу эдакой длительной профдеформации и эротического перекоса, альбом получился как приложение к Плэйбою. В одном из отзывов на Амазоне негодующий читатель написал что в книжке "Шедевры живописи фэнтези" слишком много обнажёнки, и выставил двойку.
Под супером коленкор с тиснением
на форзаце маленький сертификат с номером экземпляра (общий тираж 7500 экз)
Перед авторскими разделами некоторые иллюстрации вклеены по старинке — как фотокарточки в альбоме
Сначала экскурс в живопись среденевековья
Потом про журналы рубежа XIX-XX веков
И далее пошёл честный пальп 1930-50-х гг.
Ляссе шириной в полтора сантиметра
Страница с содержанием:
И три ролика с Ютуба с пролистыванием и более подробным обзором книги: