Неизвестный автор «Старшая Эдда»
Древнейший поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории.
Старшая Эдда, — сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории, сохранилась в Королевско кодексе, Cōdex Rēgius, древнеисландской рукописи, которая является основным источником для большинства содержащихся в ней поэм. Впервые песни были записаны приблизительно в 1270-х годах. На основе палеографических данных полагают, что рукопись Старшей Эдды была полностью написана одним автором в Исландии вероятно в середине XIII века на основании оригинальных протографов. При этом автор неизвестен. Легенда приписывает авторство исландскому ученому Сэмунду Мудрому (Сэмунд Сигфуссон (1056—1133)). Однако нет сомнений в том, что песни возникли намного раньше и в течение столетий передавались в устной традиции. Некоторые из них восходят к южногерманским прототипам.
В 1643 году Епископ Бриньольв Свейнссон нашел пергаментный кодекс (Codex Regius*), который содержал ряд песен о богах и героях, — о которых говорится и в «Эдде» Стурлусона. Бриньольв решил, что нашел произведение самого Сэмунда Мудрого, который в Средние века прослыл в народе могущественным чернокнижником. Сэмунду приписывали универсальную мудрость, и сложилось впечатление, что Стурлусон в своей «Эдде» основывался на сочинении Сэмунда. Бриньольв написал на списке найденного им кодекса: «„Edda“ Saemundi muliscii», то есть «„Эдда“ Сэмунда Мудрого».
Впоследствии было установлено, что найденные Бриньольвом записи не имеют никакого отношения ни к названию «Эдда», ни к Сэмунду, однако название это закрепилось за ними. Они стали называться «Эддой Сэмунда», «Песенной Эддой» или «Старшей Эддой». А «Эдда» Снорри Стурлусона была названа, «Эддой Снорри», «Эдда в Прозе» или «Младшей Эддой».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Введение въ Историю Датскую, часть вторая содержащая въ себе достопамятности иконословия и стихотворения древнихъ северныхъ народовъ», 1756 г.
- /языки:
- русский (17)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- А. Корсун (1), Н. Майорова (1), Ф. Моисеенков (1), М. Стеблин-Каменский (1), В. Тихомиров (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 18 марта 2017 г.
Наконец-то я добралась прочитать Эдду целиком, и заодно убедилась, что профессор попятил оттуда не только значительную часть своих имен, но и кое-какие сюжеты, в частности, например, историю о том, как Турин убивает дракона, переползающего над ущельем, распоров ему брюхо (в оригинале Сигурд так убил Фафнира). Раньше я была знакома только с Песнями о богах, но совершенно не знала Песни о героях, и появление истории нибелунгов и их золота во всей вагнеровской красе было для меня удивительным.
Песни, конечно, написаны разными людьми и в разное время, поэтому различаются и стилистически, и «по уровню». Некоторые возвышенные, некоторые очень комические («Перебранка Локи» в этом плане бесподобна, конечно). Однако форма у всех относительно сходна (сейчас профессиональные стиховеды должны меня побить), и эта волшебная краткость и четкость стиха делает их очень выразительными и запоминающимися. Удивительным образом песни не просто немнословны, а заканчиваются куда раньше, чем читатель успевает войти во вкус, и даже длинные перечни имен настолько необычны или забавны, что не надоедают.
Изложение скандинавской мифологии в Песнях о богах со всеми вполне житейскими перепетиями асов и ванов для человека, выросшего в лоне христианства, конечно, удивительны, первым делом подобным «сниженным» отношениям к богам. Не говоря уж о кардинально другой аксиологии, культе мужества и войны, притом, что, как показывают «Речи Высокого», житейский здравый смысл был современникам авторов совершенно не чужд. Сложно поверить не в то, что древние скандинавы действительно верили в свою мифологию с Локи, который нарожал много всякого, мировым змеем, Фенриром и великанами. Но общество, которое действительно живет с культом войны и личной доблести, причем не облагороженным еще никакими рыцарскими мотивами, куда более удивительно. И не сказать, к слову, чтобы оно было так уж патриархально: при необходимости Гудрун достала меч и всех там порешила, и ей практически ничего за это не было, что характерно. А валькирии — вообще такие скандинавские эмансипе, летают, где хотят, сражаются в свое удовольствие, и категорически не выходят замуж. Вот это сочетание воинских идеалов с идеалами, скажем так, «разумного хозяйствования», которые проскальзывают в описаниях, сколько у какого конунга было добра и рабов, дает удивительный эффект.
Несмотря на то, что из Старшей Эдды песни про богов все-таки обычно знают лучше, «героическая» часть тоже прекрасна, и кровавая баня там похлеще. Притом, что в ней также сочетаются жажда крови с голосом разума, и герои, которые еще вчера перебили друг у друга всех родичей, вполне могут сказать «ну хватит», и замириться без ущерба для собственной репутации.
Комментарии Стеблин-Каменского доставляют отдельно; подозреваю, но не преследовал цель сделать их комическими, но и своего чувства юмора удержать местами не смог.
Vindermur, 26 сентября 2017 г.
Шаманское путешествие начинается через пророчества или визуальные эффекты?????? Множество имен Одина, больше только заимствований и приспособлений. Старые предания предков из времен Великого переселения народов, всего в достаточной мере такой, что не хватает сути. Притчи мешали жизни или пытались спасти положение дел??? Книжное фиксирование не помогло утвердиться религии. Славу дает совсем другое.......
DarkSud, 10 августа 2013 г.
Сложно написать рецензию на такое объемное и сложное для прочтения произведение. Я его решила прочесть на волне популярности фильма «Мстители». Конечно книга совсем другое дело.
Каждая история это миф о народе и Богах, которые очень человечные со своими проблемами и не однозначными характерами. Еще это источник информации об истории Скандинавского региона и географии мира в понимании древних людей. Стихотворный способ написания не упрощает, а усложняет работу с книгой особенно радуют имена, но продравшись сквозь все это начинаешь думать, что любое другое произведение для тебя просто легкое чтиво.