Неизвестный автор «Песнь о Риге»
Песнь о Риге (др.-сканд. Rígsþula) — поэма из Старшей Эдды, описывающая похождения аса Рига и появление трех сословий: ярлов, карлов и трэллов. Поэма не полностью сохранилась на последнем уцелевшем листе Codex Wormianus (AM 242 fol), следующем за Эддой Снорри Стурлусона. Текст датируется между X и XIII веками.
Входит в:
— цикл «Древнегерманский героический эпос» > цикл «Скандинавский Эддический эпос» > сборник «Старшая Эдда» > Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи
— сборник «Старшая Эдда»
— антологию «Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах», 1975 г.
- /языки:
- русский (12)
- /тип:
- книги (12)
- /перевод:
- И. Бояшов (1), А. Корсун (9), С. Свиридова (1), М. Стеблин-Каменский (9)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Конни, 14 августа 2014 г.
В одной из первых песен «Старшей Эдды» упоминаются первые люди Аск и Эмбла («ясень» и «ива»). Их потомство размножилось и однажды многомудрый, храбрый и сильный бог Риг (называемый порой Хеймдаллем) пустился в странствие по зеленым земным дорогам. Три дома дали ему приют. Люди принимали Рига в соответствии со своими привычками и достатком, за что им и воздалось по заслугам — у каждой хозяйки через девять месяцев родилось по сыну.
Хозяев первого дома предание именует Прадедом и Прабабкой. Их безобразный сын был назван Трэлем, то бишь «рабом», он женился на Тир («рабыне») и породил рабов. Имена жены и отпрысков Трэля красноречиво говорят о недостатках рабов в представлении скандинавов: «лентяй», «грубиян», «вонючий», «сутулый», «пузатая», «толстоногая», «болтушка», «оборванка».
Во втором Доме жили Дед и Бабка. Сын Бабки был наречен Карлом, именем, означающим «мужчина», «старик», также «свободный, не имеющий наследственной земли». От Карла пошли бонды, свободные землевладельцы. Дети Карла назывались попросту: «парень», «мужчина», «житель», «бородатый», «женщина», «жена», «невеста», «хозяйка».
В третьем доме Рига приняли Мать и Отец. Сыну, рожденному Матерью дали имя Ярл (так в Скандинавии именовали высших представителей родовой знати).
Этого сына Риг любил и обучал сам, «дал во владение наследные земли». Ярл женился на Эрне «умелой». Как сказано в примечаниях к песне, «имена сыновей Ярла и Эрны значат примерно «сын», «ребенок», «наследник», «отпрыск» и т. п. В частности, Кон значит «отпрыск», а сочетание «Кон юный» (Konr ungr) в оригинале созвучно слову «король» (konungr)».
Песнь ценят за описания той давней эпохи, чем занимались (удобряли поля, строили тыны (изгороди), добывали торф, выкармливали свиней, коз, быков, строили дома и сараи, делали повозки, сохи, пахали землю, охотились, ездили верхом, сражались...), что ели («хлеб тяжелый, грубый, простой, пополам с отрубями», мясо телячье, «тонкий и белый хлеб из пшеницы, жареных птиц, потроха и сало»), как одевались. В других песнях «Эдды» нет такого обилия деталей быта.
Полезно прочесть для лучшего понимания того, как жили легендарные и исторические герои саг.