Неизвестный автор «Речи Гримнира»
Повествование ведется от лица Гримнира, одного из обличий Одина, которого пытал конунг Гейррёд (др.-сканд. Geirröth).
Песня начинается с длинного рассказа в прозе об обстоятельствах, ведущих к монологу Гримнира. Сам монолог состоит из 54 стансов. Последняя часть также написана в прозе и повествует о гибели Гейррёда, восхождении его сына на трон и исчезновении Одина. Обе части, написанные в прозе, вероятно, не входили в первоначальную устную традицию.
Поэма сохранилась в манускриптах Codex Regius и AM 748 I 4to.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Древнегерманский героический эпос» > цикл «Скандинавский Эддический эпос» > сборник «Старшая Эдда» > сборник «Королевский кодекс» > Песни о богах
— сборник «Королевский кодекс»
— антологию «Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах», 1975 г.
— антологию «Корни Иггдрасиля», 1997 г.
- /языки:
- русский (13)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- И. Бояшов (1), А. Корсун (9), С. Свиридова (1), М. Стеблин-Каменский (9), В. Тихомиров (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Конни, 8 сентября 2014 г.
Наверное, однажды богу Одину и его супруге Фригг стало скучно и они заключили пари. Иначе зачем бы им спускаться из Асгарда к людям и принимать облик пожилой супружеской четы, а также целую зиму заниматься воспитанием десятилетнего Агнара и восьмилетнего Гейррёда, потерявшихся в море сыновей конунга.
По совету Одина юный Гейррёд хитростью избавляется от старшего брата-соперника, возвращается домой и становится конунгом в отцовских владениях. Как-то раз Один решил похвастаться перед женой успехами своего воспитанника, поддев ее, мол твой Агнар сидит в пещере, в то время как мой питомец Гейррёд богат и могущественен. Уязвленная Фригг ответила, что воспитанник Одина прославился главным образом своей жадностью: «Он так скуп на еду, что морит голодом своих гостей, если ему кажется, что их слишком много пришло». Владыка Асгарда заявил, что это величайшая ложь, они с женой побились об заклад и ас решил, что самолично разузнает, как ведет себя его любимец.
Служанка Фригг по ее приказу предупредила Гейррёда, чтобы тот опасался колдуна «который пришел в его земли, и сказала, что его легко узнать по тому, что ни одна собака, как бы она ни была зла, не нападет на него»
Старик в синем плаще, на которого не стали лаять псы и впрямь явился в дом конунга, был схвачен и чтобы заставить назвавшегося Гримниром бродягу признаться в злодейских замыслах, Гейррёд приказал пытать его, привязав его между двух костров. Восемь ночей просидел пришелец в жару и дыму, мучаясь жаждой.
Десятилетний сын Гейррёда Агнар пожалел старика, «дал ему напиться из полного рога и сказал, что конунг плохо поступает, пытая его, безвинного». Гримнир выпил и начал говорить.
Далее начинается стихотворная часть песни, более внушительная, но на мой неискушенный взгляд не такая захватывающая. Следует иметь в виду, что прозаическое обрамление песни, то, что выше я неуклюже расписала, древние скандинавские сказители уложили в гораздо меньшее число строк.
Не могу отделаться от мысли, что есть в песне идея воздаяния за поступки, настигающего всех, и людей и богов. Гейрред наказан за неуважение к гостю и жестокость. Юный Агнар, сын Гейрреда, в итоге вознагражден за милосердие и отвагу. Один подсказал Гейррёду подленькую хитрость, с помощью которой тот избавился от брата и в итоге ас покорно терпит мучения. Зачем было нужно богу выносить издевательства в течение стольких ночей, неужели он надеялся, что конунг одумается. Ведь эти длинные наставления про чертоги асов наверняка те же, что Один когда то читал мальчику Гейрреду. И теперь, повторяя их другому мальчику, Один, быть может, надеялся, что его воспитанник услышит, вспомнит, одумается. Но тот не услышал, предпочитая наливаться пивом в кругу дружины. И с горечью говорит Один: «Пьян ты, Гейррёд! Пил ты не в меру … Много я рассказал, но мало ты помнишь…».
Сейчас в 21 веке, мне, признаться, не так интересно знать, как зовется волк, что бежит за Солнцем или из чего были созданы тучи, но драма, разворачивающаяся в доме Гейрреда, меня захватывает.