Что я ценю в книгах больше всего? Оригинальность и необычность? Или атмосферу и описания? Яркие характеры героев? Закрученный и непредсказуемый сюжет? Все это верно, но, в первую очередь, мир должен быть настоящим, живым. Не грубой поделкой, не ярко раскрашенной фальшивкой, а настоящим, продуманным, прожитым. Казалось бы, про пиратов написано немало книг, начиная с "Одиссеи Блада". Увы, не читал Хобб, но знаю, что и у нее есть цикл про живые корабли. Или возьмем скрытое противостояние кланов, обладающих особыми способностями, где только не встречается оно. Но в дебютном романе Осояну"Невеста ветра" любая деталь обретает свое, особое звучание, которое гармонично сливается с общей мелодией мира.
Мир раскрывается перед нами постепенно, внезапными скачками резко расширяя кругозор, распахивая все новые и новые горизонты. Сюжет, словно живая лодочка, сперва невелик, потом разом вырастает до шхуны, а концу книги по бездонному морю страниц плывет прекрасный и величественный фрегат. Целительница, крылан, корабельный мастер, — каждый новый взгляд поворачивает сюжет, заставляя его то окунаться в прошлое, стряхивая пыль с воспоминаний, то возвращаться в настоящее, подбрасывая новые загадки, то тонко намекать о будущем, как и положено — неясно и расплывчато.
Загадок в "Невесте ветра" множество, как крохотных, личных, затрагивающих лишь одного, от силы двух людей, так и глобальных, от которых зависят судьбы целых королевств и империй. Но кто может заранее предсказать, к чему приведет героев поиск разгадки, как это повлияет на замерший в ожидании потрясений мир. Кланы, император, принцесса, пираты, каждый плетет свои интриги, туго переплетающиеся между собой, приводящие, подчас, к неожиданным результатам, когда множество сюжетных нитей сплетаются воедино.
Старые, высушенные морским ветром и просоленные брызгами воды легенды, казавшиеся вымыслом, вдруг обретают силу и мощь. Восстают словно феникс из пепла, впрочем, так можно сказать про каждого из главных героев. Все они что-то потеряли, чего-то лишились в прошлом, но упорно двигаются вперед, вновь находя смысл и цель жизни. Здесь и в помине нет бездушных статистов или картонных персонажей, каждый живет своей жизнью, мечтает, надеется, верит.
И эти надежды и мечты выплескиваются в песни, плавно несущиеся над морской гладью, качающиеся вместе с кораблем на волнах. "Мы выбираем путь, не зная горя", — поют матросы. Может, горе они и знают, но когда ты не один, а часть команды, когда корабль и капитан всегда незримо рядом, а вокруг плещется Бескрайний океан, полный опасностей и загадок, все выглядит иначе. И подходя к концу книги, понимаешь, что плавание еще только начинается, и никто не знает, что же случится дальше...
Многое остается неясным, недосказанным, но благодаря пестрой, яркой стилистике мира, поражающей воображением своим богатством идей и образов, это не раздражает. Наоборот, лишь еще сильнее влюбляешься в книгу, с головой окунаясь в нее. И начинаешь читать все быстрее, в надежде, что все тайны скоро раскроются, отдельные фрагменты сложатся, и мы узнаем, какой секрет скрывает старая карта.
Итог: отличный, детально проработанный мир, морские легенды и сказания, атмосфера и дух плавания, которые по достоинству оценят не только любители моря, но и ценители фэнтези.
Эта зима выдалась богатой на неплохие новинки. Вышли новые книги сразу нескольких известных авторов, были опубликованы некоторые любопытные переводы, так что, несмотря на уверения, что книжная индустрия погибает, совсем без книг читатели не остались. Без хороших книг, разумеется, поскольку шлака сейчас много, как никогда.
Пожалуй стоит начать с хорошего. Так, супруги Дяченко опубликовали новую книгу, относящуюся к путевому фэнтези. "Стократ" собран из отдельных новелл, многие из которых отменно удались соавторам. Главный герой чем-то напоминает сразу нескольких известных персонажей: Геральта, Волкодава, Людвига, но при этом и отличается. Им движет не долг, не месть, а любопытство, которое заводит его в самые разные места и ситуации. Правда, далеко не всем роман понравился, и тем не менее он стоит того, чтобы его прочли.
Другая долгожданная новинка — "Ловцы удачи"Пехова, своеобразный приквел к повести "Особый почтовый". На этой книге я не стану задерживаться, подробнее сказано в рецензии. Просто замечу, что книга получилась простой и линейной, поэтому главное в ней не сложный запутанный сюжет, а приключения и антураж.
Но это всё произведения известных писателей, которые обсуждаются подолгу и со вкусом разбираются по косточкам. Не всем авторам настолько везет. Так дебютная книга Наталье Осояну"Невеста ветра"провалилась в продаже по загадочным причинам, хотя роман этого совершенно не заслуживал. Отличный, детально проработанный мир, морские легенды и сказания, атмосфера и дух плавания. Множество сюжетных нитей, сплетающихся в одну. Яркие персонажи, непохожие друг на друга со своими жизнями и характерами. Смело можно рекомендовать всем любителям моря.
Бывает и по-другому. Берешь в руки обсуждаемую, расхваленную на все лады книгу и понимаешь, что все далеко не так радужно, как написано в отзывах и рецензиях. Что есть немало моментов, которые серьезно портят впечатление. На мой взгляд, "Имя ветра" не заслужило такой известности. Да, Ротфусс постарался на славу, но темп сюжета то скачет, то замирает на месте. Действие то вертится вокруг загадочных чандриан, то бросает их и перескакивает на Денну, то метается к Университету, к суровому быту и студенческим шалостям Квоута. И на историю мира, на легенды, на основную часть сюжета почти не остается времени. И это в толстенной-то книжище! В общем, если вы не готовы мириться с пространными описаниями жизни и быта героя, то лучше пройти стороной.
Уже длительное время я поглядывал на зарубежные антологии и решил, наконец, свести знакомство с мозаичным романом Мартина"Дикие карты". Увы, нашлось лишь несколько жемчужин среди прогнившей шелухи. То ли всему виной сжатый формат каждого отрывка — рассказа, то ли изначально предназначенный для поклонников приключений супергероев сюжет, то ли обилие чернушных сцен, любителем коих я не являюсь. Но общее впечатление оказалось отрицательным. В рассказах почти не встречается какой-нибудь серьезной идеи, лишь приключения ради приключений.
Из книг, прочтенных пробы ради, когда ничего не знаешь про писателя, а аннотация и отзывы ничего не проясняют, любопытной вещью оказался "Властелин знаков"Марушкина. Красочные, поражающие воображение декорации с лихвой искупают первоначальную порывистость сюжета. А затем автор будто входит во вкус, темп замедляется, и характеры персонажей постепенно начинают раскрываться. Но в целом, прекрасный калейдоскоп рас, антуража, механизмов и природы искупает все просчеты и недостатки произведения.
Долгое время меня удивляли высокие оценки у Глушановского. Но после знакомства с его творчеством удивление стало еще больше. Такое ощущение, что автор писал книги навеселе, не особо затрудняя себя объяснениями, мотивами и логикой. Главное, чтобы все выглядело смешно и забавно, а то, что мозг при чтении придется выключать, его совершенно не беспокоило. Впрочем нет, высокие оценки объяснимы, ведь многие как раз такое и любят, чтобы вмиг отключиться и превратиться в могущественного и всесильного героя. В общем-то ничего плохого в этом нет, равно как и хорошего. Но тем, кто любит хорошие, умные книги, написанное Глушановским вряд ли понравится.
Нередко люди сожалеют, что практически нет хорошего эпического отечественного фэнтези. Хорошего и впрямь маловато, но время от времени встречаются достойные вещи. Причем, как ни странно, зачастую о них почти никто не знает. Так, например, цикл Воронина"Несущие свет" мало известен, несмотря на приятный стиль, хороший сюжет и интересных персонажей. Интриги, плетущиеся на фоне быстро разгорающейся войны между двумя государствами, личная вражда, испытания, которые предстоит преодолеть героям на своем пути, все это искусно распределено на протяжении всех трех томов цикла вместе с любопытными рассуждениями. Огромный плюс книги — широкое поле зрения, так как автор не забывает ни о экономике, ни о быте, ни о политике мира.
О чем еще стоит упомянуть? Продолжается цикл "Завтра война", в новой книге Зоричей"Пилот вне закона" стало чуть меньше романтики трудовых космических будней и больше приключений, перестрелок и погонь. Недавно вышедший сборник "Очевидец"Чекмаева собрал под одной обложкой рассказы за добрый десяток лет. Миниатюры, наполненные городской мистикой, несколько пробирающих до дрожи, психологических рассказов. Красивые, необычные концовки, казалось бы, довольно обыденно начинающихся рассказов, мало кого оставят равнодушными.
Миры Фэнтези продолжают хорошую традицию проведения литературных конкурсов на портале "Миры Фэнтези" конкурсом фантастического рассказа и поэзии "И пришел Дракон..."
Драконы — неотъемлемая часть вселенной фантастики и фэнтези. Это загадочное мифическое животное присутствует почти во всех культурах мира от Японии до Великобритании. Наш литературный конкурс посвящен Дракону во всех его ипостасях и проявлениях.
Правила конкурса «И пришел Дракон…»:
I. Жеребьевка
1. Участники прозаического конкурса выбирают один из 100 номеров, отправляют выбранный номер в личные сообщения (ЛС) организаторам и скачивают запароленный архив. По окончании жеребьевки получают пароль и узнают свою тему.
2. Участники поэтического конкурса выбирают одну из 100 тем по своему усмотрению, сообщают ее организаторам в ЛС, а организаторы просто убирают ее номер из общего списка.
3. Если автор собирается участвовать в обеих ветках конкурса, он отдельно выбирает тему для поэтического турнира и отдельно номер темы в прозе и все это отправляет в ЛС организаторам.
4. Заявка считается принятой после того, как автор получит ответ от организатора.
5. Жеребьевка проводится 28.04.2012 – 1.05.2012 включительно.
II. Конкурсные произведения
1. Объем от 5 000 до 40 000 тысяч знаков с пробелами по счетчику Word для прозы, от одного катрена и до 40 000 знаков по счетчику Word – для поэзии.
2. Дракон в любом виде – сказочном, фантастическом, метафорическом – должен присутствовать в произведении.
3. Произведение должно содержать элементы ФиФ
4. Произведение должно соответствовать полученной в жеребьевке теме.
5. На конкурс принимаются только произведения нигде ранее не публиковавшиеся. Если рассказ или стихотворение были ранее опубликованы где-то в сети или на бумаге, это нарушает правило анонимности.
6. Законченные произведения присылаются на почтовый ящик с указанием ника на форуме МФ и желаемого ника для анонимного конкурса. В поэзии – еще и с указанием номинации.
7. В прозе от одного автора принимается не больше 2 рассказов, в поэзии – не больше двух стихотворений в каждой номинации.
III. Голосование и определение победителя
1. Все участники будут поделены на равные группы. Группы голосуют друг за друга по кругу. В первом туре голосования каждый участник должен выставить оценки всем в соседней группе. Причем оценки от 1 или 2 до (зависит от количества участников в группе), которые не должны повторяться. То же касается и читателей и критиков. Их оценки будут приняты лишь в том случае, если они проголосовали за всю группу и выставили всем разные оценки.
2. По одному участнику из каждой группы выйдут в финал (независимо от количества групп), во втором туре голосования на тех же условиях примут участие не только конкурсанты, но и читатели и критики. Опять же, каждый голосующий должен выставить всем финалистам разные оценки от 1 до (количество финалистов).
IV. Сроки
1. Жеребьевка – 28.04.2012 – 1.05.2012
2. Написание – 2.05.2012 – 15.05.2012
3. Первый тур голосования – 16.05.2012 – 24.05.2012
4. Второй тур голосования – 25.05.2012 – 1.06.2012
V. Дополнения
1. После публикации на конкурсе автор не может вносить изменения в свои произведения, но вычитка со стороны критиков приветствуется.
2. Автор не имеет права открыто признавать свое авторство или недвусмысленно на него намекать во время обсуждения. Читатели и критики, если им доподлинно известен автор того или иного произведения тоже не имеют права разглашать эту информацию. В противном случае произведение будет дисквалифицировано.
3. Для общего развлечения и пущей неразберихи будет открыта тема угадайки.
Мне повезло, что к чтению этого произведения я приступил сразу после рассказа "Горелая Башня", относящегося к тому же циклу — "Крысолов". Без него сложнее понять книгу и одно из его действующих лиц. Сам рассказ написан почти за восемь лет до написания романа. За столь продолжительное время манера письма авторов претерпела некоторые изменения, да и жанр "Алены и Аспирин" — городское фэнтези, несколько отличается от дорожного приключения. И все же без него таинственный персонаж с глазами — щелочками так и остается загадкой.
Наш мир не совершенен, утверждает героиня романа. Но именно благодаря этому в нем возможно совершенствование, творчество — проще говоря, движение вперед. Или назад. Впрочем большинство выбирает топтание на месте, ведь оставаться неразборчивым потребителем, готовым съесть все, что предложат, проще и, главное, не так тяжело и мучительно.
И когда частица иного, совершенного мира попадает к нам, наш мир выстраивает вокруг нее, как организм против занозы, толстый слой гноя. Но не останавливаясь на этом, он изменяет и ее, превращая первоначально чистую и светлую девочку, в резкое, высокомерное чудовище, которое, не взирая ни на что, смело идет к своей цели.
И Аспирин, случайно связавшийся с Аленой, не может ничего поделать с ее уверенностью. Ему, привыкшему сидеть в своей уютной раковине обустроенного быта, тяжело и больно, когда все это рушится у него на глазах. Повседневное, привычное борются с тем необычным, что принесла в его жизнь Алена. Принесла невольно, на миг поверив, что этот человек не полностью прогнил внутри, в отличии от большинства.
Два мира, один затягивающий в монотонный круговорот жизни, второй вырывающий из него, заставляющий увидеть подлинную мерзость собственных поступков и желаний, сталкиваются, разрывая главного героя на части. Дяченко великолепно изобразили идеального потребителя, привыкшего брать от жизни все. И то, как ему приходится делать выбор, вновь и вновь, то ошибаясь, то борясь, то поддаваясь душевным порывам.
Кроме того, в роман вплетается и другой мотив. Тот, что потом в полной мере заиграет в "Цифровом". Манипуляция, ее подоплека и результат. Особенно хорошо раскрыта эта тема, в том момент, когда Аспирин сидит за пультом диджея. Даже такое, казалось бы неказистое творчество, но каково погружение, каковы эмоции! Словно ты сам чуть заметно дергаешь за ниточки, контролируя расслабленную, неистовствующую толпу.
Но и на этих мотивах соавторы не остановились. Порой, в определенный момент, кажется, что ты начинаешь понимать больше, чем написано. Что сквозь белый лист и черные ряды буковок доносится таинственная мелодия скрипки, замершей в руках Алены. Ты тянешься, надеясь, что вот-вот рухнет барьер и перед тобой откроется что-то, что ты не знаешь... А потом мелодия затихает, и ты, чувствуя, как угасает надежда, все же чего-то ждешь.
И в самом конце симфония, которая звучала все книгу, становится громче. Сюжет вытягивается в туго натянутую нить, и та, пронзительно вибрируя, рвется, мешая Дяченко доиграть до конца. И мелодия остается незавершенной. Если бы не это чувство, наверное, я бы оценил книгу куда выше, но от него никуда не деться.
Итог:книга-жизнь обычного, мечтающего творить человека, мечта которого получает шанс сбыться.
Всевозможные сценарии переигровки Второй Мировой появляются с завидной регулярностью, с каждым разом становясь все более и более сумасшедшими. Дарта Вейдера не желаете? Или супер спецназовца, который одним махом тысячу побивахом? Но на фоне подобных измышлений порой встречаются крайне серьезные и качественные произведения, в которых допущения невелики, а главное они лишь средство, а не цель.
С дебютной книгой Сергея Анисимова, "Вариант Бис", я познакомился в тот момент, когда мои представления о войне уже успели отойти от наивно радостных, основанных на парадах, и продвинулись к осознанию того, что это весьма и весьма печальное событие. Но "Вариант Бис" поразил меня до глубины души. Простым и доступным языком автор рассказывает о мире, почти не отличающемся от нашего. Самые разные герои, летчики и моряки, пехотинцы и танкисты, все рода войск представлены в громадном полотне масштабной бойни, охватившей всю Европу.
Сделанные Анисимовым допущение малы, хотя и поражают своими результатами воображение. Сдвинутое на несколько часов начало войны. Мощные линкор и океанский крейсер, вкупе с авианосцем, которые в нашем мире так и не были достроены. Подробнее о них можно узнать, как в "Популярной механике", так и в "Вики". И это почти все. Прочее — тщательно обдуманная и смоделированная автором альтернатива, в которой суждено сойтись лицом к лицу бывшим союзникам.
Некоторых возмутил и оскорбил тот факт, что писатель столкнул государства вместе воевавшие с фашизмом, но в том то и дело, что даже в нашем мире такой исход мог иметь место. По крайней мере, перед началом Второй Мировой. Этому способствовало и напряжение между союзными государствами, и политическая ситуация, когда СССР начал расширять зону влияния. К счастью, у нас этого не произошло, хотя подобные мнения звучали: «...Только прикажите, и я выброшу русских за Вислу...».
Но для чего понадобилась автору война между СССРом и западными странами? Думаю, в первую очередь потому, что в ней могла ярче проявиться уродливая суть войны. Безумие, настоящее сумасшествие, когда одни люди без зазрения совести убивают других. А разница между расами, идеология — лишь повод решить другие проблемы — политические и экономические.
Хлестко и остро, беспощадно правдиво, Анисимов говорит о тяжелых "буднях" и пекле сражений. О людях, оказавшихся простыми винтиками гигантской военной машины, равнодушно перемалывающей судьбу за судьбой. Здесь нет безликих масок, нет идеальных героев, есть настоящие, упрямые, живые люди, которые просто хотят жить. А еще хотят, чтобы выжили их близкие, друзья, знакомые, и потому они вынуждены воевать.
А достоверность описаний и событий, начинающаяся с имен и фамилий, с названий частей, с технических характеристик танков и самолетов и заканчивающаяся сленгом, как русских, так и иностранных солдат. Эти сведения не вываливаются бессмысленной грудой, вот, дескать, мы не лаптем щи хлебаем, разбирайся как хочешь. Они проступают постепенно, в диалогах, на заседаниях, в мыслях, в примечаниях и сносках. В схемах линкоров, крейсеров и авианосцев. Автор сумел отобразить подлинный мир великой войны, оставшийся далеко в прошлом. Отобразить в деталях и в общем, так чтобы даже не возникло сомнений, что это ты стоишь на палубе линкора или сидишь в кабине пикирующего истребителя. Ты глядишь в прорезь обзорной щели, выцеливая вражеские танки, теряя товарищей.
Наверное, если бы некоторые милитаристы прочитали эту книгу, они бы десять раз подумали перед тем, как ввязываться в какую-то авантюру. А может быть и не подумали, это их дело и их воля. Зато у читателей есть возможность увидеть самим, без прикрас, жестокий быт масштабной бойни, где гибнут тысячи людей. Увидеть и задуматься, чтобы не питать потом радужных иллюзий. И я бесконечно благодарен Анисимову за это.
Итог: философская книга о войне, которая никого не оставит равнодушным. Лучшая прививка от милитаризма.