Если меня когда-нибудь попросят указать книгу, в которой используются классические элементы антуража фэнтези в сочетании с красивым стилем и простым, но добротным сюжетом, я без малейших колебаний назову "Терн", поскольку в нем есть все вышеперечисленное. И хотя далеко не все произведения Перумова пришлись мне по душе, одни из-за морали и идеи, другие из-за слабости сюжета, к "Терну" это не относится. Но обо всем по порядку.
После окончания "Хранителя мечей", истории о нелегкой судьбе Кэра Лаэды, где главный герой олицетворял тьму некромантии, пусть и с человеческим лицом, Перумов решил попробовать себя в новом качестве. И выбрал для новой книги довольно необычного главного героя, странного дхусса, отрицающего, что он дхусс. В душе же — настоящего паладина, подлинного рыцаря, готового защитить слабого и бессильного, даже если окружающим это кажется бессмысленной и опасной затеей. Таков уж этот персонаж.
Действие разворачивается, как я уже отметил, в классическом, даже отчасти каноничном для жанра фэнтези мире. Есть Некрополис, государство некромантов, владеющих темными искусствами и тайнами. Впрочем, речь идет не о зле ради зла, а об использовании смерти в прагматичных целях. Есть держава Навсинай, где всем незримо заправляют маги из Высокого Аркана, сообщества сильнейших волшебников. Правда, их принадлежность к ордену Порядка, не мешает им самим определять, что укладывается в порядок, а что нет. Со всеми вытекающими последствиями.
Разумеется, есть и небольшие, вольные королевства, есть и ничейные земли: пустыни, горы, джунгли. Мир велик и полон всевозможных сил и сторон. И все это великолепно расписано яркими красками. Автор уделил пристальное внимание каждому населенному пункту, который посещают герои. Более того, из пространных отступлений, размышлений и воспоминаний мы получаем представление обо всех вышеперечисленных странах. Но этим Перумов не ограничился.
Подробный, порой даже тяжеловесный слог Перумова отлично подошел для детальных, всесторонних описаний, благодаря которым ни один поступок, ни одна фраза персонажей не останутся незамеченными. Замысловатое сплетение слов, метафор и эпитетов, плотно опутало каждый миг, каждое действие героев. И хотя собственно действий не так уж и много, но все они крайне красочны и ярки, так что хватает и их. Хватает — чтобы поддерживался интерес к бесконечным странствиям дхусса и его спутников.
Довольно любопытных спутников, надо заметить. Следить за их беседами, спорами и перебранками одно удовольствие, если учесть, что у каждого свой характер и манера речи. Всем им приходится делать выбор между желаемым и необходимым, чувствами и разумом. К сожалению, на протяжении путешествия герои почти не меняются, но, с другой стороны, это придает повествованию определенную достоверность. Ведь, чтобы изменить взрослого человека, а тем более нечеловека, явно недостаточно нескольких месяцев пути.
И конечно же загадки, без которых Перумов просто не мог обойтись. В "Терне" их более чем достаточно, практически все, связанное с главным героем, расплывчато и неясно. Прошлое и источник познаний. Таинственная магия и неведомые враги. И множество других секретов, тесно связанных с охватившей мир напастью — Гнилью. И если на некоторые вопросы нам даны подсказки, то прочие так и остаются тайнами за семью печатями.
Итог: красочный, классический квест-странствие, с необычными героями и множеством загадок.
Жанр научной фантастики предъявляет особые требования к писателю. Он должен не просто выдумать необычный мир, но и тщательно проработать внутренние связи, чтобы добиться правдоподобной картины. Если же речь идет о книге-прогнозе, то есть фокусирующейся на нашем будущем, предсказывающем возможные варианты развития, то эти требования становятся еще строже. И даже тогда неизвестно, выдержит ли книга испытание временем, останется ли вымышленная картина будущего достоверной. Поэтому роман "2048"Алексея В. Андреева уникален уже потому, что сохраняет актуальность, несмотря на стремительное развитие в технике и науке за последние десять лет. Впрочем, у него есть и другие достоинства.
Мало придумать концепции, нужно их еще описать, что, зачастую, не так уж просто. Поэтому особое внимание стоит уделить языку книги. Нет, сейчас я говорю не о стиле или слоге, а про оригинальнейший и богатейший набор новых слов, термином и жаргонизмов. Это отнюдь не вычурный, скрывающий пустоту под забавностью, новояз, нет. Все до единого слова имеют свою этимологию, вполне достоверную, кроме того они поразительно созвучны своему смыслу. Здесь есть слова, которые образованы слиянием, синтезом двух других. Их значения, совершенно разные, если не противоположные, сливаются, образуя и объясняя новое понятие. Другие, и вовсе основаны на совпадениях, не редко англоязычных, поэтому, чтобы заметить и понять их, приходится пораскинуть мозгами. Один такой пример автор раскрыл в рассказе "Белая глина". Благодаря необычному языку, мир воспринимается невероятно четко и ясно. Сложнейшие структуры быстро становятся понятными и доступными.
А ведь структур-то немало. Три персонажа, три разных точки зрения на происходящие и происходившие события. Бывший хирург, вынужденный промышлять незаконной деятельностью, дремастер, работающий в крупной компании, и младшая фея, которая вот-вот сдаст экзамен. Что, непонятные слова? Так я предупреждал. Впрочем, на понимание уйдет не так уж много, если не пытаться найти все изюминки. Речь персонажей хоть и сплошь пересыпана новыми словечками, но менее понятной от этого не становится. Наоборот, их характеры и привычки раскрываются с помощью этого невероятно полно, позволяя, в буквальном смысле этого слова, влезть в чужую шкуру. Единственное, что объединяет героев, это талант. Каждый из них по-своему талантлив и умеет глядеть на мир свежим взглядом. Пусть и не всегда.
Те, кто относят книгу к жанру киберпанка, по-своему правы, но на мой взгляд, главное в ней все же иное. Хотя нельзя не признать, что кибертехнологии, искусственные интеллекты, нейроинтерфейсы и многое, многое другое давно и прочно вошло в повседневный обиход героев книги.
Но все вышеперечисленное — лишь средства, приемы автора, используемые для того, чтобы донести до читателя какие-то идеи и мысли. Без этого книга превращается в красивый, аппетитный на вид, но совершенно заурядный и пресный на вкус фрукт. Так, как же обстоят дела с посылами в "2048"? Многие рецензенты отмечают пародийные и иронические нотки, и это так. Андреев действительно высмеивает пороки общества, смешивая и политическую сатиру, и добродушную иронию, и пародию на устройство общества и повседневность. Но, опять же, для чего? И каждый читатель может найти свой вариант. Чтобы показать, к чему могут привести современные тенденции, как можно решить одни проблемы и взамен получить новые. Чтобы показать, насколько глубоко зарыта правда, порадовать сторонников "теории заговора", намекнуть, что совпадения не случайны, и человечество бредет, как покорное стадо, управляемое невидимыми пастухами. Чтобы показать, что в любых условиях можно найти тот кусочек счастья и радости, который дает силы жить и творить.
И об этом же, на мой взгляд, говорит закольцованное начало и конец, прекрасно отражающие преемственность и эволюцию взглядов на протяжении поколений. Именно трезвый и объективный взгляд на жизнь позволили автору приготовить столь необычную пищу для ума.
Итог: книга, описывающая крайне вероятное будущее, с высоким содержанием социальных, научных и психологических идей.
В предыдущих (первая, вторая) частях обзора были рассмотрены первые десять книг серии "Метро 2033". На этот раз большая часть книг, изданных в серии, принадлежали к "региональным", то есть посвященным провинциальным городам. Не Москве, не Питеру, и даже не Киеву. Обычные, крупные города России, в которых уже есть или вот-вот появится метро. Не знаю, о чем думали писатели, уничтожая родные города. Было ли им их жалко, помнили ли об опасности, что события, описанные в книгах, реализуются, неизвестно. Хотя, честно говоря, я рад, что мой город в список ометроченных не попал. Большинство авторов нельзя назвать известными, несколько и вовсе дебютанты. Так что я изначально не рассчитывал на высокий уровень или оригинальность книг.
11. Мельников Руслан "Муранча". На этот раз мы оказываемся в Ростове, где, разумеется, природа также претерпела серьезные изменения. И, спустя несколько лет после катастрофы станции внезапно атакует орда мутировавшей саранчи или чего-то подобного. Первая половина книги мне показалась более удачной. Отлично переданная атмосфера страха и ожидания беды. Темп действия нарочито неспешный, еще больше усиливает тягостное предчувствие. А затем лавина срывается с горы, и события сыплются одно за другим. И здесь ощущение достоверности начинает пропадать. Действие больше напоминает экзотичное фантазерство, персонажи уплощаются до картона. Финал..., что тут сказать. Лучше такой финал, чем никакого. Наверное. Но рекомендовать эту книгу я бы не стал. Разве что, если вы поклонник Мельникова. Итог: очередное спасение крошечного подземного мирка.
Моя оценка: 7[/p]
12. Палий Сергей "Безымянка". А что, сделать главным героем профессионального переговорщика-дипломата, довольно неплохая идея. От брутальных сталкеров и наивных юнцов читатели уже подустали. А тут отличное поле деятельности, еще совершенно не избитое. События книги происходят в Самаре, окруженной куполом неизвестной природы. В городе есть лишь две значительные силы, непрестанно враждующие друг с другом. Немало вопросов вызывает ключевой ход Палия, который обеспечил герою таинственную, верную помощницу, которая больше напоминает авторский инструмент, чем живого человека. Когда нужно, она предупредит, когда нужно — защитит, когда нужно — подскажет. Собственно, в полной мере смекалку герой проявит лишь раз, но зато на все сто. В целом, в книге нет ничего из ряда вон выходящего, ни хорошего, ни плохого. Итог: обычный приключенческий квест с картой, тайной и спутниками.
Моя оценка: 6
13. Москвин Сергей "Увидеть солнце". В литературу Москвин пришел, как автор боевиков, рассказывающих о нелегких буднях боевых пловцов, и в фантастическом жанре работает относительно недавно. Все три подобные книги, описывающие борьбу с какими-нибудь пришельцами, довольно однообразны и построены по одному и тому же шаблону. Отчасти здесь разыгрывается точно такой же сценарий. Есть угроза, которую никто не может уничтожить, есть герои, которые, вроде бы, обычные люди, и есть путь, который они пройдут, чтобы найти единственно возможный выход. Не знаю, почему, но я смог поверить в героев Москвина. Может, из-за стилистики, напоминающей героические произведения. Может, из-за того, что автор умеренно использовал рояли, где-то намеренно оставляя их на виду, а где-то наоборот скрывая. А может, просто захотелось поверить, что герои еще не перевелись. Итог: типичный рыцарский роман в постапокалиптическом антураже с нетипичной концовкой.
Моя оценка: 8
14. Гребенщиков Андрей "Ниже ада". Книга-дебьют неизменно несет яркий отпечаток личности автора. Его сокровенные идеи, образы, мысли. И очень велик соблазн вложить все без остатка в первую книгу. В результате, произведение больше напоминает лоскутное одеяло из-за слабосвязанных, разнородных частей. Общая линия едва едва заметна, хотя некоторые эпизоды сами по себе получились весьма неплохими. Будь в книге сильная сквозная идея, будь в ней более четкая связь между прошлым и будущим, будь в ней по-меньше белых пятен и недомолвок, я бы поставил ей более высокую оценку. Роман спасло то, что некоторые эпизоды и персонажи зацепили меня, в противном случае оценка была бы куда ниже. Итог: сборная солянка неплохих идей в средней реализации.
Моя оценка: 7
15. Калинкина Анна "Станция-призрак". В последнее время в жанре фэнтези сформировалось целое ответвление книг, написанных женщинами исключительно для женщин, которое получило говорящее название "женское фэнтези". Так вот, нечто подобное мы наблюдаем и здесь, в серии "Метро". Ведь "Станция-призрак" — яркий пример подобной литературы. Только в постапокалиптическом антураже. Об этом свидетельствует и слабая логика, и надоедливые душевные терзания героини, и раздражающая наивностью мораль. Отдельные схватки почти не исправляют ситуацию. Впрочем, у произведения есть еще одна особенность, которая, возможно, кого-то порадует, большое количество отсылок и упоминаний персонажей из других книг серии. Если вы будете сочувствовать главной героине, книга вам скорее всего понравится. В противном случае, не тратьте время попусту. Итог: пример заурядной женской литературы без особых изысков.
Моя оценка: 6
Продолжение следует...
P.S.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два вопроса ко всем читателям. 1. Интересны (нужны) ли вам обзоры на серию книг "Метро 2033"? 2. Интересны (нужны) ли вам обзоры на другие серии книг? (Можно предлагать варианты)
В последнее время на русский язык переведено немало самых разных произведений по мотивам компьютерных игр. Русские читатели уже познакомились с мирами Gears of wars, Deus Ex и Resistance, со вселенными Halo и Mass Effect. Наконец, пришла очередь и мира популярной компьютерной игры Crysis. Известие, что книга написана Питером Уоттсом, автором, обычно работавшим в жанре твердой научной фантастики, было несколько неожиданным. Все же произведения по мотивам экшенов крайне специфичны, а зачастую, отличаются невысоким качеством. Так что выхода "Легиона" читатели ждали с нетерпением.
Думаете, гибриды из плоти и механики — самое удивительное, что есть в этой книге? Не тут-то было. Самое удивительное то, что она является причудливым гибридом боевика и научной фантастики, причем самой что ни на есть твердой. Именно такой, какой не хватало "Mass Effect" и "Halo". Раз и мелькнет байесовская свертка, два и будет описан химический механизм заражения. И пусть вкрапления научных терминов, пояснений и теорий, к сожалению, довольно редки. Главное, что в результате, книга лишена основного недостатка жанра новеллизаций экшенов — монотонного и крайне однообразного перечисления типов и количества убитых монстров, орудий умерщвления и быстро наскучивающих своей одинаковостью помещений и декораций. Как раз этим Дитц и убил "Поток" из серии "Halo", превратив его в унылый список потерь ковенантов.
Разумеется, полностью уйти от однообразности перестрелок Уоттс не смог. А вот разбавить текст жизненными рассуждениями, расцветить картинку реакцией и мыслями главного героя — вполне. Впрочем, не стоит ожидать философских откровений, максимум что будет, откровенная и резкая точка зрения на неприглядные стороны нашей жизни. Порой даже чересчур резкая. Что касается героев, то, по сути, в боевиках они обычно не представляют из себя ничего особого. Безжизненные, блеклые пластмассовые фигурки, передвигаемые автором вдоль сюжетной линии. Вот и здесь настоящий, не картонный герой только один. Именно через него, морпеха с позывным "Алькатрас", мы узнаём новости, видим разрушенный Нью-Йорк, горы искалеченных вирусом тел, обделывающих свои грязные делишки наемников корпорации. К его грубому, изобилующему руганью и едкостями слогу быстро привыкаешь, несмотря на то, что сперва спотыкаешься на каждом втором предложении. Впрочем, Уоттс постарался придать и остальным персонажам хотя бы толику индивидуальности, несколько ярких черт характера, чтобы они производили приятное впечатление.
Поток мыслей и образов героя периодически прерывается документами, текстами радиоперехватов и допросов, научными отчетами, которые проясняют и дополняют общую картину происходящего. Даже ожидаемо стандартная концовка в исполнении Уоттса получилась любопытной, дающей возможность читателю самостоятельно поразмыслить над смыслом инопланетного вторжения и тем, как мы выглядим со стороны.
Итог:динамичный боевик, разукрашенный научными теориями и саркастическими комментариями главного героя.
Ближе к концу весны время словно ускоряет свой бег. У кого-то экзамены, у кого-то егэ, кто-то просто торопливо разгребает завалы на работе. И лишь с началом первых теплых деньков появляются свободные минутки, а затем и часы. А значит и очередные прочитанные книги.
С творчеством Криса Вудинга я знаком давно, а потому прекрасно знаю, чего ожидать от его книг. Прекрасной атмосферы, оригинальных декораций, довольно интересного сюжета и, конечно, уйму приключений. И хотя палитра "Шторм-вора" оказалась по-большей части мрачно серой, впечатления от книги это ничуть не испортило. Что поделаешь, питаю я слабость к соединению загадок древности, величественных руин и упадку современности. И, конечно, забытые артефакты. А чувствующие, живые герои прекрасно оживляют этот мир, простите за каламбур. Впрочем, начинается история с мертвой птицы, которая оказалась той самой соломинкой...
Следующее произведение, а точнее цикл "Охотник", отчасти основывается на том же фундаменте. Мир, восстанавливающийся после войны Древних магов. Полузабытая магия, заброшенные и медленно разрушающиеся замки и города. Что еще нужно? Сюжет, да сносный слог. Вот только все это и подкачало. Буревой бессовестно использовал целые армии роялей. Говорить о какой бы то ни было реалистичности и логичности просто невозможно. Персонажи действуют исключительно так, как вздумается автору, а не так, как следовало из их характера или склада ума. Лишь к самому концу уровень поднимается от "бреда графомана" до "начинающего автора". Так что не тратьте зря время, на свете есть много других, гораздо лучших книг.
Испорченное неудачными книгами настроение требовало чего-нибудь вкусного. Такого, чтобы ходить потом по квартире, смакуя особо удачные места и пугая родных задумчиво мечтательной улыбкой. И для этого как нельзя лучше подошла вторая части дилогии "Госпожа удачи" — "Бремя удачи"Оксаны Демченко. Признаться честно, мне всегда интересовала атмосфера надвигающейся грозы, когда лишь самые упрямые не чувствуют приближающейся войны. Грохочут по ночным бульварам тяжелые подошвы парней с бритыми затылками. Джинны расползаются ловчей сетью, готовя смертельный капкан. И как же хорошо, что есть друзья, "а у друзей есть шпаги". Поэтичные описания, проникновенные диалоги, замечательные персонажи — одна из лучших книг из вышедших в этом году.
Среди детских книг иногда встречаются настоящие бриллианты. И пусть "Магия предательства" тянет разве что на маленькую жемчужинку, но на том спасибо. Мир и атмосфера подошли бы даже более взрослой и серьезной книге, но во второй половине Хьюс резко портит первоначальное впечатление, превращая произведение в обычную наивно-моралистическую историю. А ведь так все прекрасно начиналось... Впрочем, как детская книга она все равно неплоха.
Отношение к серии "Этногенез" сформировалось уже давно. И говорят о ней, как правило, как про низкокачественную, безвкусную, исключительно коммерческую вещь. Не стану спорить, наверняка, это так. Но из любого правила есть исключения. Дмитрий Колодан знаком многим любителям фантастики. Молодой талантливый автор, но не МТА. И хотя предыдущий его цикл "Пангея" меня не впечатлил, зато "Зеркала" показались более веселыми и живыми. Пестрота, но куда без нее на "Маскараде"? Главный недостаток романа — малый размер, достоинства же — красивый, правдоподобный антураж Венецианского карнавала, где можно встретить кого угодно. Особенно, если посмотреться в старинное зеркало.
Про "Алису в стране чудес" говорено немало. И подражателей ей несть числа. Поэтому, автору нужно постараться, чтобы его заметили. Впрочем, с фантазией Мьевиля трудно кому-то тягаться. Разве что Кэрроллу, сотворившему парадоксы ради парадоксов, игру разума и логики, как средство отдыха и развлечения. Мьевиль же пошел в "Нон Лон Дон" иным путем. Пусть смысл отдельных эпизодов покрыт мраком авторской тайны, в целом, книга получилась забавной и веселой, с узнаваемыми цитатами и отсылками. Здесь и пародия на известные произведения, и игра слов, и просто красивые этюды, вроде дилеммы двух шахматных слонов.
О научной фантастике в последнее время говорят много и, в основном, с печальными интонациями. Мол, нет ее, изошла вся кровью космоопер и боевиков. Возможно, доля истины в этих словах есть. Но нельзя забывать, что отчасти вина лежит и на авторах, готовых выдать свои аляпистые творения за подлинную научную фантастику, коей они ни в коем случае не являются. Начало романа "Сострадание к врагу" показалось мне весьма многообещающим. Этакий "космический трамвай", путешествующий вдоль струны, медленное распространение человечества по Солнечной системе. А затем фантазия автора пустилась во все тяжкие. Первым потерялся смысл сюжета, затем логика персонажей. А под конец Герасимов лихо оборвал сюжет, добив и без того слабую книгу.
Впрочем, из любого правила есть исключения. Встречаются и научно фантастические книги, сохраняющие актуальность даже через несколько лет. Написанная почти десять лет назад Андреевым"2048" приятно поразила меня проработанностью мира, сложной системой понятий и правил, новым сводом законов и многим другим. Даже сам язык книги, полный неологизмов, выдуманных слов, сокращений и абревиатур разительно отличается от современного, демонстрируя возможные перемены. Конечно, на первых порах нелегко продираться через эти преграды, но зато в этот мир веришь и постепенно с головой погружаешься в это полное загадок и тайн произведение.
По традиции, уделим внимание и сборникам. Недавно вышедший "Меч императора" объединил рассказы и повести разных писателей, известных своими развлекательными произведениями. Как то: Круз, Рудазов, Глушановский. Увы, если отбросить в сторону популярность циклов, к которым относятся рассказы, то приличных вещей наберется немного. "Удача травозная"Зыкова, "Сказочник особого назначения"Коша и, пожалуй, "Мор"Корнева. Прочие же рассказы порадуют разве что ярых поклонников писателей, поучаствовавших в сборнике.
И пара слов о тех книгах, которые могут кого-нибудь заинтересовать. Любителям героического фэнтези может прийтись по вкусу "Рождение героев"Маркелова и Матюшина. Первая часть цикла "Кровь Эпама", в которой герои только собираются, чтобы приступить к спасению мира. Тем, кто ценит психологию и не брезгует попаданцами, стоит взять на заметку цикл Живетьевой"Стальное княжество". Возможно, порой автор перебарщивает с чувствами и эмоциями героев, зато здесь нет ни суперсилы, ни абсолютной удачи, ни надоевшей Сьювшины.