Клайв Стейплз Льюис «Нарния»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этом цикле читатель знакомится с волшебным миром Нарнии, миром, в котором действует волшебство, миром, в котором животные разговаривают, миром, в котором живут удивительные существа, миром, в который могут попасть только дети.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2006 // Награда "Феникс" – классика жанра | |
лауреат |
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры |
- /языки:
- русский (142), английский (34), украинский (18), белорусский (4)
- /тип:
- книги (175), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (19), графические (1)
- /перевод:
- С. Андрухович (1), Д. Афиногенов (4), М. Борисова (1), О. Бухина (7), Н. Виноградова (3), Я. Владыко (1), В. Волковский (2), К. Воронкина (8), В. Воседой (3), Е. Доброхотова-Майкова (35), Н. Доброхотова-Майкова (3), В. Евменов (2), И. Ильин (9), А. Кальниченко (10), Б. Кенжеев (2), Н. Ким (2), В. Кулагина-Ярцева (7), Л. Ляхова (4), С. Милонов (1), В. Нарижна (6), Г. Островская (32), Т. Покидаева (7), Ю. Прижбиляк (1), А. Слобожан (1), К. Сокульская (1), А. Строцев (1), М. Тарасьев (1), М. Тихомирова (2), Н. Трауберг (51), А. Троицкая-Фэррант (1), Т. Шапошникова (31)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DoctorWagner, 2 августа 2024 г.
Прочитал «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и наверно хочется сказать, что я в большей степени расстроен от этой серии книг. В серию входит семь книг, к большей части из которых у меня сложилось неоднозначное отношение. Вообще хотелось взяться за какое-нибудь фэнтези, в идеале вернуться к прочтению «Властелина колец», но решил повременить и взяться за иное фэнтези. Вспомнил, что когда-то смотрел первый фильм в серии и мне он в целом тогда понравился.
Что касательно книг, то хороши они только выборочно. К примеру, первая книга — «Ученик чародея», является приквелом всей серии и так и ощущается. При этом заметно, что по деталям она сильно уступает второй книге «Лев, колдунья и платяной шкаф». Хотя ей в принципе уступает любая другая книга в серии. Это реально апофеоз чуть ли не всего творчества автора и она вызывает наверно именно те эмоции на которые и был рассчет. Но вот уже третья книга представляет из себя какое-то откровенное дно и посредственность. Проблема в том, что Льюис очень уж любит выводить полюбившихся героев из своих книг, при этом делает это как-то резко и без должного внимания к большей части из этих героев. Все конечно же объясняется, но как-то поверхностно.
Многое здесь нужно перетерпеть, тут реально очень много томных и унылых моментов, которые будут скучны не только взрослым, но и детям. Серия в принципе для детей и здесь хватает поручительных и умных вещей, которые важны для формирования детского восприятия наверно, но черт возьми, дети отсеются уже на третьей книге, так как проблемы рабства и злые жители далекого Тархистана мало кому интересны, ведь читатели пришли за Нарнией. А в третьей книге этой самой Нарнии лев наплакал. И такого в серии полно, до финала наверно доберутся очень немногие дети. Мне пришлось терпеть.
Все это конечно же нивелируется светлым и одновременно грустным финалом, которого достойны местные герои и читатели, да только вот до этого финала ещё нужно каким-то образом добраться и пробраться через кучу каких-то филлеров. В серии есть целые книги филлеры, такие как «Конь и его мальчик» или «Покоритель зари». Но опять же без этих книг финал серии будет непонятным и неполноценным. Стоит ли читать? Ну, возможно, если очень уж хочется, а детям можно ограничиться первыми двумя книгами, в которых истинно чувствуется тот самый дух волшебства и этакой сказки.
DrinkFromTheCup, 16 марта 2023 г.
О, Читатель. Я прошу прощения за грязную шуточку, но я не могу её не отпустить.
Прочие довольно взрослые темы также присутствуют, также в следовых количествах.
При этом, всё настолько «гуманизировано», что пока не задумаешься над каким-нибудь хитрым нюансом — этих тем не замечаешь.
Дело тут скорее не в избыточной «христианскости» мира, благо откровенно языческих мотивов в его космологии (и истории!) просто валом. Дело скорее в том, что автор основного цикла поставил себе задачу НЕ писать чернуху ради чернухи. Что автор был достаточно благородным человеком по понятиям и возвышенным интеллектуально, чтобы сообразить, что _детям_ эти темы в их чистом виде — _не нужны_.
При этом, поскольку ребёнок всё равно рано или поздно с ними столкнётся — у него уже будет какая-то точка отсчёта для выработки своего мнения. Хорошая точка отсчёта. С перспективой не оскотиниться. Это хорошо и молодец.
В целом, и взрослые, и дети наверняка оценят как крепкий сюжет с интересными проблемами и сюжетными поворотами, так и увлекательное путешествие по миру, в котором не грех бы и пожить. Подальше от Ташбаана (впрочем, если Вы мусульманин — может, наоборот, поближе?)
Для каждого здесь найдётся что-то своё. Кто-то relatable, с кем можно себя проассоциировать и пофантазировать. Даже если Вы уже давно и беспробудно взрослый — Вы разве не
Каждому своё. В этом цикле книг этого с избытком. Без чернухи. Совсем. Хотя она и подразумевается кое-где, если знать, где и что искать.
Writ-ovich, 25 апреля 2020 г.
С «Хрониками Нарнии» мне удалось познакомиться только в зрелом возрасте, и с тех пор я перечитываю их регулярно. Это моя любимая книга.
Оценивать «Хроники Нарнии» как фантастическое произведение, фэнтази или цикл сказочных повестей для детей значит, на мой взгляд, недооценивать это гениальное произведение. Не называем же мы фантастом Гоголя за его «Нос» или «Вечера на хуторе...» и не относим Льва Толстого к числу детских писателей, хотя он написал и «Детство», и «Отрочество», и «Филипка».
«Хроники Нарнии» — книга о детях и для детей, но не только. Конечно, есть в ней и дидактический элемент, но он очень ненавязчив.
Те, кто видит в этой книге апологию христианства, тоже не совсем правы, поскольку христианские доброта, оптимизм и мудрость автора отразились в ней так же органично, как в сказках Андерсена.
Что касается ума и таланта, необходимых хорошему фантасту, то по этим свойствам с К.С. Льюисом может сравниться разве что Лем. Только Льюис добрее.
Exileman, 23 августа 2018 г.
Немногие любят «Хроники Нарнии». Но сейчас, глазами немного умудрёного опытом человека, который уже давно не подросток даже, я прочитал эти повести, и хочу сказать: это лучшие книги для детей. Они воспитывают правильные качества. Если говорить о языке, то он поэтичен и точен, но всё повествование поверхностно. Но дети... они же всё видят иначе. И для детского восприятия тут отточенная, изящная фабула. Всё понятно, ничто не усложнено. К сожалению, для взрослых книга ничего почти не даст. Слишком просто, слишком сказочно. Взрослым нужна работа ума, закрученный сюжет, скрытые смыслы. Здесь ничего этого нет, только приключения. Но зато в таком мире, который вообразится детьми так ярко и сильно, что они запомнят эту книгу на всю жизнь. И как лучшая детская книга собрание повестей о Нарнии получает от меня десять из десяти.
drugndrug, 4 апреля 2020 г.
Бывает так, что в детстве, читая детские книги, истинную их ценность осознаёшь только потом. В качестве примера я могу назвать себя. В детстве я прочитал «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса, эти книги тогда мне показались не более чем приключенческими, но настоящий смысл этих произведений мне открылся потом, когда я был в зрелом возрасте. Свои «Хроники» Льюис открыл повестью «Лев, Ведьма и Платяной Шкаф». К счастью, снят фильм по этой книге. И очень хороший фильм, надо сказать. Видать, режиссёр был талантливый. На мой взгляд, в этой книге Льюис сумел детским языком пересказать всю суть евангельской истории – почему Христос дал себя распять на кресте. Эта книга очень нужна, детей она учит доброте и ответственности. Мальчиков учит быть правдивыми и мужественными, а девочек – быть послушными и разумными.
tolstyi1010, 6 сентября 2019 г.
Цикл из семи фэнтезийных повестей, который посвящен вымышленной стране Нарния.
Нарнию создал Великий лев Аслан. Двое детей из Англии присутствовали при ее создании. Звали их Дигори Керк и Полли Пламмер. Они же впустили в Нарнию зло — Джадис (Белую Колдунью). Эту историю нам поведает шестая книга под названием «Племянник чародея».
Следующими в Нарнию попадают четверо детей (Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси). Именно им суждено избавить Нарнию от Джадис и стать королями волшебной страны. Об этом можно прочитать в первой книге цикла «Лев, колдунья и платяной шкаф».
Именно во времена правления четырех королей происходят события пятой книги «Конь и его мальчик». Говорящий конь Игого и мальчик Шаста бегут из Тархистана, где их хотели сделать рабами, в Нарнию. По дороге они смогли предотвратить захват Орландии Тархистаном.
Через год после возвращения из Нарнии четверо детей (Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси) снова там оказываются чтобы помочь принцу Каспиану свергнуть с трона своего дядю Мираза. Об этом рассказывает вторая книга цикла «Принц Каспиан».
Для Питера и Сьюзен дорога в Нарнию теперь закрыта, так как они стали взрослыми, поэтому туда попадают Эдмунд, Люси и их двоюродный брат Юстэс Вред. На этот раз им суждено отправиться в морское путешествие вместе с королем Каспианом на поиски семи лордов. О первых морских приключениях в цикле можно прочитать в третьей повести цикла «Покоритель Зари» или плавание на край света».
Никто из семьи Певенси больше не может попасть в Нарнию. Поэтому на поиски сына короля Каспиана отправляются Юстэс Вред и Джил Поул. Помогать им в этом будут заветы Аслана и квакль Хмур. Эту историю вы найдете в четвертой книге цикла «Серебряное кресло».
У всего есть начало и конец. Вот и прекрасной стране Нарнии суждено погибнуть. Но не стоит отчаиваться. Почему? Скорее читать заключительную (седьмую) книгу цикла под названием «Последняя битва».
Что же по поводу данного цикла можно сказать. Одно слово «Жаль».
Жаль, что не прочитал его в детстве, так как в те времена было довольно сложно в плане книг, читать приходилось то же что и родители (в основном детективы). Но своих детей я обязательно познакомлю с данным циклом.
Жаль, что многие люди винят цикл в пропаганде христианства. Лично я в этом ничего плохого не заметил. Автор учит детей доброте и дружбе. Не сатанизму же ему учить? Тем более прямых намеков на религию здесь нет. Все это завернуто в обертку сказки. И в русских народных сказках есть намеки на православие. Это плохо?
Жаль, что цикл закончен. А вместе с циклом погибла волшебная и сказочная Нарния. Именно за это я благодарен автору. Он придумал сотворение и гибель страны, и не стал тянуть из цикла все соки на протяжении ста книг. Все гармонично. Все что автор хотел написать, он написал. Начиная от детской повести «Лев, колдунья и платяной шкаф» и заканчивая довольно жестокой «Последняя битва».
Единственное что не жаль, так это то, что я обязательно вернусь в Нарнию вместе со своими детьми. И я уверен что мы с ними получим массу приятных эмоций.
Black ermine, 6 июля 2018 г.
В моем далеком советском детстве жанр фентези в СССР был представлен ровно одной книгой — «Властелином колец». Влияние, которое сей эпос оказывал на неокрепшие мозги тогдашних октябрят, было колоссальным, но это — тема для отдельной беседы. При всем величии «Властелина» его одного было недостаточно для удовлетворения растущих духовных потребностей юных строителей коммунизма, так что в нашем понимании за фентези (этим термином тогда мы еще не пользовались, но само понятие уже смутно формировалось) худо-бедно прокатывали легенды и мифы народов мира. Всякие «Скандинавские сказания», «Легенды и мифы Древней Греции», а иногда и даже сказки в более «взрослых» редакциях заменяли нам Говарда, Кука и Джордана. Но в целом мы понимали, что мифы, при всем их величии, это не совсем фентези. Мы использовали их как своего рода суррогат, хотя сама по себе мифологическая литература, по здравому размышлению, конечно выше фентези.
Как бы то ни было, в родин прекрасный день мой друг Алёша объявил об эпохальном открытии — новой книге «которая как Властелин колец». Значимость этого события для нас была сопоставима с высадкой на Луну, прибытием на Землю пришельцев или обнаружением Атлантиды.
Разумеется, мы незамедлительно приступили к ознакомлению с этой исторической книгой. Впечатление было очень необычным. «Хроники Нарнии» оказались одновременно и похожи, на «Властелина» и непохожи. Они во многом напоминали привычные нам сказки, но были гораздо сложнее и взрослее. Но вместе с тем, по уровню серьезности они сильно уступали эпосу Толкина. Да-да, смейтесь. Сегодня «Властелин» может показаться наивным и пафосным, но в самом начале 90-х для нас, не читавших еще Кука, Сапковского, Мартина и Аберкромби, он был так же серьезен как первые тома ПЛИО.
Кстати, книги вышли сперва не все. После долгих поисков и инспекции всех известных мне тогда книжных магазинов, из семи романов мне удалось собрать пять. Не хватало «Коня и его мальчика» и «Покорителя зари», то есть третьей и пятой части. Почему в магазинах не было именно этих частей, а, скажем, не двух последних — известно лишь руководителям издательства «Советский композитор». Увы, в СССР подобные ситуации складывались нередко.
Разумеется, тогда я не смог понять многих тем и посылов книги. Ни христианских мотивов, ни некоторых политических намеков, ни, конечно, мощного финала эпопеи. Как уже верно отмечали, по мере развития цикла, книги становились мрачнее и даже жестче. Это было заметно даже детям — «Принц Каспиан» и «Серебряное кресло» для нас были чем-то вроде темного фентези, как ни смешно это сейчас прозвучит.
Знаете, сейчас читать «Нарнию» так как это делали мы, уже невозможно. Жанр фентези развился, окреп, сформировались его каноны и классический фонд, а затем и их деконструкция. После знакомства со всем этим «Нарния» вызовет в лучшем случае снисходительную улыбку. Современные подростки, уже впитавшие в себя мрачный реализм «Игры Престолов» (хотя бы по сериалу), прогулявшиеся по Кругу Земель в компании циничного Никомо Коски и осознавшие всю нелепость человеческих заблуждений вместе с ведьмаком Геральтом, не увидят того волшебства, которое очаровывало нас. И, возможно, будут правы — сказка на то и сказка, чтобы подменять реальность, а не достоверно изображать ее.
Но все же, «Нарния» дала читателям моего поколения то, что нам нужно было именно тогда. Возможно поэтому лично я всегда буду оценивать этот цикл выше, чем он, наверное, объективно заслуживает. Не знаю, стоит ли сегодня читать «Нарнию», если вы старше 10 лет, но уважать ее нужно. Так же как мы уважаем старого дедушку, уже не способного идти в ногу со временем, а может и помаленьку впадающего в маразм, но без которого нас бы не было.
Nameless00, 4 июля 2020 г.
Прекрасный и душевный цикл детской фантастики, назидательный, воспитывающий, поэтично написанный. Основанный на классической мифологии англосакских народов, он нетривиально и изысканно рассказывает простую историю, понятную даже ребёнку. И, конечно, здесь просто великолепный Аслан. Более величавой и убедительной метафоры Бога не встретишь, пожалуй, больше нигде в литературе.
Deliann, 31 мая 2013 г.
С «Хрониками Нарнии» я познакомился еще в детстве, правда, почему-то только со «Львом, Колдуньей и Платяным шкафом». Тогда это была интересная сказка, которая отличалась от прочих только объемом, а содержание казалось обычным и не особо примечательным. Уже значительно позже, после первой голливудской экранизации, я прочитал все книги цикла. И был приятно удивлен смешением различных мифологий, религиозных мотивов, да и самой концепцией мира Нарнии.
1) «Племянник чародея» рассказывает о возникновении Нарнии и о попадании в этот мир зла. Это первая история по хронологии и одна из трех, которые понравились мне больше всего. Возможно это от того, что всегда приятно увидеть рождение известного и приглянувшегося тебе мира.
2) «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — сказка о том, как четверо детей попадают в волшебную страну, вступают в битву со злой колдуньей и, конечно же, побеждают. Забавно, но сейчас я могу эту историю прочитать быстрее, чем кончится ее экранизация.
3) «Конь и его мальчик» — вбоквел, который стоит рассматривать скорее как самостоятельное произведение, так как особую роль в цикле он не играет.
4) «Принц Каспиан». Герои повзрослели, еще чуть чуть и кое-кто больше не сможет вернуться в сказочную страну... Но а пока, вся прежняя четверка детей вновь призывается в Нарнию, чтоб разрешить очередные проблемы, а именно: помочь принцу Каспиану занять свой по праву престол.
5) «Покоритель Зари, или Плавание на край света» — вторая история, которая понравилась мне больше прочих. На этот раз в Нарнию смогли перенестись лишь самые младшие из героев вместе со своим кузеном. События отходят от сказочности все дальше, перед нами уже полноценный фэнтезийно-приключенческий роман, наполненный чудесами, неведомыми землями и поразительными открытиями.
6) «Серебряное кресло». На этот раз в Нарнию переносятся только кузен главных героев из первых частей и его одноклассница. Концепция схожа с «Покорителем Зари...», правда теперь вместо морских путешествий нас ожидают приключения на суше, а точнее на севере, населенном великанами.
7) «Последняя битва» — последняя история о Нарнии вообще, и последняя, которая понравилась мне сильнее прочих. Именно в ней нам показан конец этого замечательного мира, именно здесь все персонажи собираются вместе, и именно здесь читатель впервые задается вопросом, а точно ли сказку он читал? Седьмая часть «Хроник...» выводит весь цикл на новый уровень и на довольно-таки сильной ноте прощается с читателями, которые за прошедшие 7 книг наверняка повзрослели, и им уже не так нужны сказки как раньше. Однако же, если кто-то захочет в эту страну вернуться, то никаких проблем: в данном случае, дверь и обложка книги суть одно.
iRbos, 18 сентября 2009 г.
Лев, Колдунья и Платяной шкаф была одной из первых фэнтезийных книг, которую я прочитал сам. И сколько бы не слагали хвалебные оды дедушке Толкину, произведение его друга, дедушки Льюиса, мне понравилось больше. Признаюсь, в том же возрасте мне давали и Властелина Колец, но не пошел он у меня, по каким-то своим мистическим причинам, коих я уже и не помню, так не идет и до сих пор.
Не скажу, что у Нас с Нарнией была любовь с первого взгляда. Очень уж чужды были для меня тогда эти фавны, гномы и чудесные волшебные миры, что поджидают вас за любой закрытой дверью, в том числе и дверью шкафа. Но потом все пошло как-то само собой. Я целый день просидел уткнувшись носом в книжку, с трепетом ожидая финала этой истории. С тех пор у меня какое-то особое отношение... нет, не к фэнтези, как это принято сейчас называть, а к Сказкам. Ведь это только сейчас сказки для детей, а раньше были для всех возрастов, правда при этом отличались по содержанию. Но это отдельный разговор, которому сейчас не время и не место.
Я думаю, ни для кого не секрет, что все мы растем. И с возрастом меняемся не только сами, но и наше восприятие мира. Сказывается это так же и на отношение к книгам. Некоторые, прочтенные нами ранее, кажутся уже не такими интересными и увлекательными как раньше, другие же раскрываются как бутон розы, становятся ярче и многограннее. Я понимаю, что на вкус на цвет все фломастеры разные, но лично для меня «Хроники» относятся как раз ко второму типу.
Прошло приблизительно десять лет, с тех пор как я прочитал их первый раз, и сейчас закрывая книгу, я осознаю, что сам изменился достаточно сильно, а соответственно изменилось и мое отношение к книге. Раньше для меня Нарния была удивительно красивым и добрым миром. Миром, где правят добро, справедливость и Аслан. Сейчас же мне кажется, что Нарния это не мир, это Мечта о мире! И пускай многим кажется, что она слишком наивна, но ни это ли основное свойство мечты. Быть может смысл жизни человека как раз и должен заключаться в том, чтобы мечтать о чем-то добром, возвышенном, бесконечно прекрасном, и не только мечтать, но и дарить эту мечту другим.
Многие попрекают Льюиса в излишней популяризации Библии и христианском морализаторстве, но я больше чем уверен, что для многих это скорее самоубеждение, поскольку сейчас уже доподлинно известно, что за основу Нарнии были взяты Библейские мотивы. А раньше все читали, и никто особо не обращал на это внимание. Да и вообще, что в этом такого? Неужели книга учит вас (или ваших детей) чему-либо плохому? Или для вас любить свою страну, друзей, родных и веру это что-то необычное? При этом прошу заметить, что я не настолько ревностный христианин, что бы с пеной у рта защищать любой религиозный догмат. Ношу крестик, иногда хожу в церковь, не исключаю возможность что там, на верху, все же кто-то есть и считаю, что жить по совести будет не лишним.
В довершение хотелось бы сказать, что я был бы очень рад, если бы мои дети прочитали эту книгу сами или слушали, как читаю я. Интересно, какие мысли вызовет у меня эта книга тогда…
iskender-leon, 10 мая 2013 г.
Спустя многие годы я очень рад, что прочёл этот цикл повестей в детстве. Именно это позволяет с большой теплотой и чувством ностальгии вспоминать о них. Это было начало 90-х, эпоха жуткой разрухи. Не гражданская война, конечно, но то время вспоминается теперь исключительно в серых тонах. Поэтому тоненькие, в мягкой и яркой обложке книжки симферопольского издательства «Вариант», украсившие собой прилавки киосков Союзпечать по всей южной Украине стали для моих друзей и одноклассников большим подарком. Охо-хо, мы читали их на уроках, на переменах, в продлёнках и конечно, как водится, под одеялом с фонариком, обмениваясь, выклянчивая, упрашивая родителей купить хоть одну.
Видимо дело в том, что мы выросли исключительно на советской детской литературе. Поймите меня правильно, я до сих пор считаю, что дополненная многими лучшими произведениями зарубежных авторов, эта литература была и остаётся лучшей в мире. Лучшей, но не всеобъемлющей. Множество русских, украинских и других сказок народов бывшего СССР, Волков, Андерсен, братья Гримм, Астрид Линдгрен — это всё потрясающе. Но Карлсон, Змей Горыныч, Кот в сапогах, Иван-царевич, Котигорошко, Элли и Тотошка, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Винни-Пух и многие другие — все они сформировали некую культурную сферу знаний, ощущений, понятий, любимых историй, предпочтений и ожиданий. И тут, на стыке между двумя возрастами, когда ты уже не совсем ребёнок, но ещё не вполне подросток, эта сфера соприкоснулась, сопряглась (привет пану Анджею!), столкнулась с другой сферой. Её можно несколько условно описать как клубок кельтской и не только мифологии, совсем другого стиля изложения и многих непривычных и жутко интересных вещей. Как результат — взрыв! Мы читали эти книги взахлёб, в том порядке, в котором они попадали нам в руки, перечитывая многократно в течении нескольких дней. На нас обрушились дриады и единороги, кентавры и великаны, гномы и нимфы, фавны и грифоны. Нам рассказали о пророчествах и предначертаниях, волшебном оружии. Мы стали свидетелями великих событий, походов и приключений, побывали в разных уголках чудесного, по настоящему волшебного мира.
В силу возраста незамеченными и непонятыми остались многочисленные религиозные параллели и аллегории, смягчён, практически полностью сглажен архаично-консервативный стиль повествования. Повзрослев, приобретя определённый багаж знаний и перечитав «Хроники Нарнии», прежнего удовольствия я уже не ощутил. Но помня великолепные ощущения детства, которые сродни фейерверкам и сменяющимся узорам в калейдоскопе, я ставлю этому циклу высокую оценку.
Календула, 10 марта 2009 г.
Клайв Степлз Льюис «Хроники Нарнии».
«Хроники Нарнии» — это в первую очередь искусно созданный сказочный мир. Многие видят в книгах Льюиса некий подтекст, которого порой там нет вовсе, другие принимают желаемое за действительное, но тем не менее все находят в его книгах что-то свое, близкое каждому по духу, что-то, с чем потом не расстанется и к чему будет возвращаться на протяжении всей жизни. История о Нарнии никого не оставит равнодушным.
Это очень многогранное повествование. На поверхности лежит традиционный для фэнтези смысл: борьба Добра и Зла, тема любви и дружбы, верности и предательства, становления личности в какой-то мере. Но по большому счету это сказка, написанная для детей. Льюису удалось создать удивительный, красивый и поэтичный мир. Он дает возможность каждому читателю заглянуть в него через щелку в платяном шкафу.
Время и пространство здесь организованы по-особому. Обратим внимание на время написания книг и на порядок, в котором их следует читать. В литературе нередок прием, когда хронологическое написание книг, частей книги не совпадает с рекомендуемым порядком чтения.
Сравним порядок чтения и время написания частей «Хроник Нарнии»:
Порядок написания Порядок чтения
Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950) Племянник чародея (1955)
Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951) Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950)
Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Конь и его мальчик (1954)
Серебряное кресло (1953) Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951)
Конь и его мальчик (1954) Покоритель зари, или Плавание на край света (1952)
Племянник чародея (1955) Серебряное кресло (1953)
Последняя битва (1956) Последняя битва (1956)
Читая в порядке написания, довольно сложно уловить суть семикнижия, поэтому издаются книги в порядке чтения – по хронологии развития событий в Нарнии.
История Нарнии – от сотворения до гибели – занимает две с половиной тысячи лет по нарнийскому летоисчислению и всего полстолетия по привычному нам. Два мира, два пространства, которые пересекаются в различных точках и плоскостях. В Нарнию ведут разные пути: одни попадают сюда через Лес-между-мирами, другие при помощи платяного шкафа – некоего портала между нашим миром и миром Нарнии, третьи откликаются на зов Аслана, четвертые вдруг оказываются на картине.
В «Хрониках» география имеет реальное основание. Считается, что Льюис оновывал свое описание мира Нарнии на базе пейзажей гор Моне – Графство Давн, расположенное в Северной Ирландии, а так же на описании Италии – город Нарния (современный Нарни) описывается еще у в «Истории Рима» Тита Ливия.
Сама же по себе Нарния невелика, но мир построен по законам фэнтезийного жанра.
От западных гор до восточного побережья можно добраться за пару дней. В Нарнии нет больших городов, за исключением Кэр-Параваля, возвышающегося у того места, где река Беруна впадает в океан. Нарнией правит древняя династия людей. Мир населяют фантастические существа: говорящие звери, фавны и сатиры, дриады и наяды, гномы, нимфы, кентавры – типичные жители мира фэнтези. Самостоятельное творения Льюиса, пожалуй, только квакли-бродякли – унылые жители болот. В целом мир Нарнии гармоничени красочен.
К югу от Нарнии расположены горы, где раскинулась дружественная Орландия, которой правит боковая ветвь династии Кэр-Параваля. К востоку находятся острова, на каждом из которых свое чудо. За островами расположен край света, где океан низвергается в бесконечность величественным и стремительным водопадом. А там, за пределами Нарнии расположена цветущая страна Аслана, из которой он приходит в тяжелые для нарнийцев времена.
Окружена Нарния воинственными и могущественными соседями. К югу от орландских гор, за пустыней раскинулась империя Тархистан, где правят властолюбивые тарханы, поклоняющиеся жестокой богине Таш. Они регулярно пытаются захватить Нарнию и поработить ее жителей.
На западе лежит Тельмар, основанный пиратами. На севере раскинулся Эттинсмур – страна великанов. Из их главного замка Харфанга можно попасть в Подземье – страну гномов, край пещер и подземных коридоров.
Мир Нарнии богат и разнообразен. Многие образы отсылают нас к реалиям нашего мира. В частности прослеживается устойчивая христианская линия. Многие называют «Хроники Нарнии» метафорическим изображением истории христианства. Это доступно написанная история о Творце и творении, о создании мира, о прощении, о вине и искуплении, о христианской любви к ближнему, о Добре и Зле. История поучительна, но лишена навязчивого морализаторства. Она читается легко и непринужденно.
Сквозной образ – образ льва Аслана. Это воплощение мощи, энергии, знания и силы и в то же время — любви, добра, понимания и прощения. Во многих религиях образ льва отсылает в Богу, выступает его символом. Аслан приносит себя в жертву, чтобы спасти Нарнию, так Иисус принес себя в жертву ради спасения мира и воскрес, ибо сам был невиновен. Также появляется здесь и Древо Познания – яблоня, с которой Поли и Дигори срывают плод, чтобы выросшее из него дерево хранило Нарнию, а Джедис съедает яблоко ради своей выгоды, что, впрочем, счастья ей не приносит.
Появление Нарнии вызывает в памяти библейский миф о сотворении мира. Нарния рождается по воле Аслана, пробуждающего ее своей песней: «Нарния, Нарния, Нарния, встань! Потоки, обретите душу! Деревья, ходите! И все любите друг друга». Разделяются суша и море, растут деревья, появляются звери и птицы, которым Аслан дает разум и дар речи. Первыми королями Нарнии становятся сын Адама и дочь Евы. Не напоминает ли это райские сады Эдема? Нарния – благословенный, гармоничный край. Однако люди, пусть и невольно, привели сюда Зло и обрекли тем самым Нарнию на борьбу и в конечном итоге гибель, когда от этого Зла стало невозможно избавиться.
В истории Нарнии метафорически пересказываются основные моменты истории христианства. Первая книга, «Племянник чародея» — о Боге, о Творении и появлении Зла. Вторая, «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — о жертвенности ради спасения мира, об искуплении, о прозрении. Это само Евангелие – рассказ об искуплении через смерть и о воскресении невинной души. Третья часть, «Конь и его мальчик», рассказывает о преоде, когда христианство было под угрозой ислама. Четвертая, «Принц Каспиан», — о доверии и вере в невидимого Бога, на которой основана Церковь. В пятой книге, «Покоритель зари, или Плавание на край света», изображается эпоха географических открытий и возможности, которые открывались перед мореплавателями, это рассказ о таинстве Евхаристии и о литургии. Шестая, «Серебряное кресло», — о необходимости соблюдения церковного канона. И наконец, в седьмой, «Последняя битва», изображается гибель мира, апокалипсис, обретение Царства Небесного, в которое попадут лишь истинно верующие и достойные.
Так же довольно четко обрисовывается антагонизм христианства и ислама. Это ярко выражено на примере изображения тархистанцев как темнокожих людей, носящих тюрбаны и заостренные ботинки, вооруженных ятаганами, поклоняющихся жестокому богу. Тархистан похож на Османскую империю, ее жители изображаются как сарацины, а нарнийцы в свою очередь как крестоносцы, как праведники.
Как бы то ни было, какой бы подтекст ни имел этот цикл книг, «Хроники Нарнии» есть и будут доброй сказкой, традиционным фэнтези, так любимым многими. Это сказка, повествующая о простых истинах, давно известных каждому ребенку, но любой человек вне зависимости от пола, расы и возраста откроет свою Нарнию, познает свой мир сказки и не останется равнодушным к существам, населяющим этот мир, к детям, этот мир спасающим, к Аслану, этот мир создавшему. Это аллегорическое изображение нашего мира только в более простой и утрированной форме, но тем не менее достаточного узнаваемого.
makelen, 29 декабря 2017 г.
Родители купили книги цикла о волшебной стране Нарнии, когда мне было лет восемь-девять. За несколько дней, на одном дыхании, я прочла шесть книг (седьмая, почему-то, читалась не так легко). И по сей день это — моя самая любимая фэнтэзи-сказка и одна из любимейших книг детства. Я уже даже не помню точно, сколько раз я перечитывала «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан» и «Серебряное кресло», они просто зачитаны до дыр.
Книги невероятно интересные, волшебные, добрые и поучительные, одним словом, классика.
Rainman, 7 марта 2021 г.
Осмелюсь написать, что весь цикл «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса обязателен к прочтению всеми детьми первоклассного возраста. Тогда бы может и материться потом меньше стали, курить и драться, глядишь здоровое поколение в духовном плане вырастили бы!
Podebrad, 16 декабря 2012 г.
Критиковать «Нарнию» нетрудно. Однако это будет критика с точки зрения взрослого человека с устоявшимися предубеждениями и литературными пристрастиями. Дети и подростки смотрят на литературу другими глазами и по-своему правы. Книжки о Нарнии я когда-то купил для дочери, имея о Льюисе очень приблизительное представление. Когда подошло время, она прочла их все, к моему некоторому удивлению. И не только она, но и вся ее компания.
Да, некоторые эпизоды цикла царапают, как превращение детей в поросят в «Принце Каспиане» или отлучение Сьюзен от Нарнии в «Последней битве» за то, что она стала думать о внешности. Да, написано суховатым языком. По крайней мере, так воспринимается в переводе. Но, вообще-то, дети и подростки до определенного возраста равнодушны к красотам стиля. Каждый может вспомнить самые любимые книги детства и оценить их заново с точки зрения изящной словесности. Как детская литература, они ничего от этого не теряют.
Герои «Нарнии», опять же, интересны именно для своей аудитории. Они далеко не безлики, но обыкновенны, и характеры их развиваются вполне предсказуемо. Такие герои понятны каждому ребенку, он отождествляет их с собой, разделяет их чувства, понимает их силу и слабость.
В целом «Нарния» получилась как серия замечательных приключенческих книг для детей. Книг, которые учат добру, причем добру не бессильному. Добро для Льюиса отождествляется с христианством. Вообще-то, для создания христианской книги в середине XX века требовалось определенное мужество. Общественное мнение Англии, то есть мнение большинства интеллигенции, уже повернулось к атеизму или, по крайней мере, к агностицизму. В либеральном обществе пойти против течения даже труднее, чем в авторитарном. Не каждый решится вызвать ухмылки людей, считающих себя, с некоторым на то основанием, цветом нации.
Два слова о последних экранизациях, хотя здесь и не место. Если бы режиссеры буквально следовали за сюжетом, фильмы бы провалились. Они отошли от текста, и фильмы получились интересными для своей аудитории, зрелищными, использующими все возможности кинематографа, и в то же время сохранившими суть книг Льюиса. По-моему, это редкий случай очень удачной экранизации.