Клайв Стейплз Льюис «Нарния»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия | 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этом цикле читатель знакомится с волшебным миром Нарнии, миром, в котором действует волшебство, миром, в котором животные разговаривают, миром, в котором живут удивительные существа, миром, в который могут попасть только дети.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2006 // Награда "Феникс" – классика жанра | |
лауреат |
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры |
- /языки:
- русский (142), английский (34), украинский (18), белорусский (4)
- /тип:
- книги (175), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (19), графические (1)
- /перевод:
- С. Андрухович (1), Д. Афиногенов (4), М. Борисова (1), О. Бухина (7), Н. Виноградова (3), Я. Владыко (1), В. Волковский (2), К. Воронкина (8), В. Воседой (3), Е. Доброхотова-Майкова (35), Н. Доброхотова-Майкова (3), В. Евменов (2), И. Ильин (9), А. Кальниченко (10), Б. Кенжеев (2), Н. Ким (2), В. Кулагина-Ярцева (7), Л. Ляхова (4), С. Милонов (1), В. Нарижна (6), Г. Островская (32), Т. Покидаева (7), Ю. Прижбиляк (1), А. Слобожан (1), К. Сокульская (1), А. Строцев (1), М. Тарасьев (1), М. Тихомирова (2), Н. Трауберг (51), А. Троицкая-Фэррант (1), Т. Шапошникова (31)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 19 декабря 2024 г.
Как известно, их было двое друзей. Один профессор лингвистики, другой филолог. Один был ревностный католик, а второй пришел к христианству чуть позже, но гораздо основательнее. Речь, конечно же, про Джона Р.Р. Толкиена и Клайва С. Льюиса, двух замечательных англичан, и по совместительству легендарных писателей, перу которых принадлежат равновеликие фэнтези-циклы «Средиземье» и «Нарния».
Средиземье и Нарния – два уникальных мира, похожие и непохожие, как два двоюродных брата. Конечно, роль старшего принадлежит Средиземью, потому что оно большое, солидное, несравненно глубже в плане «легендариума» и мифологии. Но и младший братец хорош – красив, изящен, породист. Нарния не нуждается в оправдании, она необходима, она просто не могла не появиться однажды на свет: за мечтами и долгими путешествиями читатель отправляется в Средиземье, за сказкой и светом истинного добра – в Нарнию.
По факту, Нарния – вторая удачная попытка после Средиземья, вторая модель воссозданного, мазками нарисованного отдельного мира, совершенно отличного от нашей скучной реальности. Правда, если Средиземье полностью отделено от нашего мира и пребывает где-то там, в неведомых сферах, Нарнию с нами соединяет тонкая ниточка перехода, заключенного в портале, который спрятан в старинном платяном шкафу. Видите ли, кроме пыльных шуб и моли, избранные и достойные молодые леди и джентльмены, зайдя в сей шкаф, вполне могут рассчитывать попасть в этот волшебный сказочный мир, населенный разумными животными и мудрыми людьми. Для этого нужна всего лишь одна деталь – быть юным и смелым.
Погодите, скажете вы, но ведь тут замешан не только платяной шкаф! Точно, совершенно верно, истинная правда. Иногда в Нарнию можно попасть с помощью магических колец, и коварства одного хитроумного мага, например… В общем, Нарния – не замкнутый мир, и в этом ее первое отличие от Средиземья.
Второе отличие заключается в ином подходе к природе волшебства. Если у Толкиена основа магии – действия айнур, высших существ, то у Льюиса волшебство больше связано с природными силами, с созидательной мощью божественного льва Аслана, который символизирует христианского бога, единого и великого, а он и есть персонифицированная природа. Вся Нарния – это порождение бога Аслана, который своей мудростью и любовью готов принести даже самого себя в жертву темным силам, лишь бы спасти этот прекрасный мир от гибели. В Нарнии вообще очень много христианских аллюзий, что закономерно, учитывая глубокую религиозность ее создателя. Тут есть и образ льва как символ иудейского колена, каменный стол для жертвоприношений, яблоко, срываемое колдуньей Джадис и даже обращение к девочкам как к «дочерям Евы», а к мальчикам как «сынам Адама». Все доброе и светлое здесь ассоциируется с христианскими образами, все злое и темное – с языческими.
Нарния проще и стройнее Средиземья. Несмотря на некоторую дидактичность лежащих в основе ее повестей сюжетов, она более универсальна в своей простоте, а потому оказалась рассчитана на детскую и подростковую аудиторию. Главное достоинство этого цикла лежит не в плоскости миро-строения, не в мифологии, языках или расах, и даже не в сюжетах и перипетиях. Пожалуй, основная ценность «Нарнии» как художественного цикла – в безусловной моральной силе, в четких установках о главных базовых человеческих добродетелях, таких как честь, совесть, дружба, любовь.
Кажется, что это само собой разумеющиеся понятия, которые заучиваются каждым человеком из повседневного общения и воспитания взрослыми, но некоторые вещи следует не проговаривать в скучных классах, а проживать на страницах вместе с полюбившимися героями. Только тогда по-настоящему понимаешь силу дружбы, горечь предательства, дрожь леденящего страха, и чувствуешь подлинную цену многих других правильных вещей, которые делают человека человеком и прививают действительно гуманистические установки, которые являются базой христианства в его чистом виде. Именно благодаря «Нарнии» читателю не указывают как правильно и должно быть, что хорошо и что есть добро, потому что «так надо» и «так положено», а показывают и убедительно доказывают на практике, что иначе нельзя, если ты хочешь быть счастливым и иметь здоровую совесть. Льюис создал не просто цикл увлекательных приключений в жанре фэнтези, а практическое пособие по христианской этике для юных дам и джентльменов, которое способно оставить без работы не одну сотню проповедников.
Ну и конечно же, «Нарния» — по-настоящему прекрасный мир чисто с эстетических позиций. Если «Средиземье» — величественная монументальная картина маслом на громадном холсте во всю стену, с изображением Великой равнины и всеми населяющими ее народами, то «Нарния» — аккуратный прибрежный пейзаж, написанный легкими мазками акварели, свежий как утренний бриз, и на картине этой есть место и замку, и бирюзе океана, и тяжелой гриве мачтового леса… и тропинке, змейкой убегающей от берега к заливным лугам.
DoctorWagner, 2 августа 2024 г.
Прочитал «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса и наверно хочется сказать, что я в большей степени расстроен от этой серии книг. В серию входит семь книг, к большей части из которых у меня сложилось неоднозначное отношение. Вообще хотелось взяться за какое-нибудь фэнтези, в идеале вернуться к прочтению «Властелина колец», но решил повременить и взяться за иное фэнтези. Вспомнил, что когда-то смотрел первый фильм в серии и мне он в целом тогда понравился.
Что касательно книг, то хороши они только выборочно. К примеру, первая книга — «Ученик чародея», является приквелом всей серии и так и ощущается. При этом заметно, что по деталям она сильно уступает второй книге «Лев, колдунья и платяной шкаф». Хотя ей в принципе уступает любая другая книга в серии. Это реально апофеоз чуть ли не всего творчества автора и она вызывает наверно именно те эмоции на которые и был рассчет. Но вот уже третья книга представляет из себя какое-то откровенное дно и посредственность. Проблема в том, что Льюис очень уж любит выводить полюбившихся героев из своих книг, при этом делает это как-то резко и без должного внимания к большей части из этих героев. Все конечно же объясняется, но как-то поверхностно.
Многое здесь нужно перетерпеть, тут реально очень много томных и унылых моментов, которые будут скучны не только взрослым, но и детям. Серия в принципе для детей и здесь хватает поручительных и умных вещей, которые важны для формирования детского восприятия наверно, но черт возьми, дети отсеются уже на третьей книге, так как проблемы рабства и злые жители далекого Тархистана мало кому интересны, ведь читатели пришли за Нарнией. А в третьей книге этой самой Нарнии лев наплакал. И такого в серии полно, до финала наверно доберутся очень немногие дети. Мне пришлось терпеть.
Все это конечно же нивелируется светлым и одновременно грустным финалом, которого достойны местные герои и читатели, да только вот до этого финала ещё нужно каким-то образом добраться и пробраться через кучу каких-то филлеров. В серии есть целые книги филлеры, такие как «Конь и его мальчик» или «Покоритель зари». Но опять же без этих книг финал серии будет непонятным и неполноценным. Стоит ли читать? Ну, возможно, если очень уж хочется, а детям можно ограничиться первыми двумя книгами, в которых истинно чувствуется тот самый дух волшебства и этакой сказки.
Deliann, 31 мая 2013 г.
С «Хрониками Нарнии» я познакомился еще в детстве, правда, почему-то только со «Львом, Колдуньей и Платяным шкафом». Тогда это была интересная сказка, которая отличалась от прочих только объемом, а содержание казалось обычным и не особо примечательным. Уже значительно позже, после первой голливудской экранизации, я прочитал все книги цикла. И был приятно удивлен смешением различных мифологий, религиозных мотивов, да и самой концепцией мира Нарнии.
1) «Племянник чародея» рассказывает о возникновении Нарнии и о попадании в этот мир зла. Это первая история по хронологии и одна из трех, которые понравились мне больше всего. Возможно это от того, что всегда приятно увидеть рождение известного и приглянувшегося тебе мира.
2) «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — сказка о том, как четверо детей попадают в волшебную страну, вступают в битву со злой колдуньей и, конечно же, побеждают. Забавно, но сейчас я могу эту историю прочитать быстрее, чем кончится ее экранизация.
3) «Конь и его мальчик» — вбоквел, который стоит рассматривать скорее как самостоятельное произведение, так как особую роль в цикле он не играет.
4) «Принц Каспиан». Герои повзрослели, еще чуть чуть и кое-кто больше не сможет вернуться в сказочную страну... Но а пока, вся прежняя четверка детей вновь призывается в Нарнию, чтоб разрешить очередные проблемы, а именно: помочь принцу Каспиану занять свой по праву престол.
5) «Покоритель Зари, или Плавание на край света» — вторая история, которая понравилась мне больше прочих. На этот раз в Нарнию смогли перенестись лишь самые младшие из героев вместе со своим кузеном. События отходят от сказочности все дальше, перед нами уже полноценный фэнтезийно-приключенческий роман, наполненный чудесами, неведомыми землями и поразительными открытиями.
6) «Серебряное кресло». На этот раз в Нарнию переносятся только кузен главных героев из первых частей и его одноклассница. Концепция схожа с «Покорителем Зари...», правда теперь вместо морских путешествий нас ожидают приключения на суше, а точнее на севере, населенном великанами.
7) «Последняя битва» — последняя история о Нарнии вообще, и последняя, которая понравилась мне сильнее прочих. Именно в ней нам показан конец этого замечательного мира, именно здесь все персонажи собираются вместе, и именно здесь читатель впервые задается вопросом, а точно ли сказку он читал? Седьмая часть «Хроник...» выводит весь цикл на новый уровень и на довольно-таки сильной ноте прощается с читателями, которые за прошедшие 7 книг наверняка повзрослели, и им уже не так нужны сказки как раньше. Однако же, если кто-то захочет в эту страну вернуться, то никаких проблем: в данном случае, дверь и обложка книги суть одно.
iskender-leon, 10 мая 2013 г.
Спустя многие годы я очень рад, что прочёл этот цикл повестей в детстве. Именно это позволяет с большой теплотой и чувством ностальгии вспоминать о них. Это было начало 90-х, эпоха жуткой разрухи. Не гражданская война, конечно, но то время вспоминается теперь исключительно в серых тонах. Поэтому тоненькие, в мягкой и яркой обложке книжки симферопольского издательства «Вариант», украсившие собой прилавки киосков Союзпечать по всей южной Украине стали для моих друзей и одноклассников большим подарком. Охо-хо, мы читали их на уроках, на переменах, в продлёнках и конечно, как водится, под одеялом с фонариком, обмениваясь, выклянчивая, упрашивая родителей купить хоть одну.
Видимо дело в том, что мы выросли исключительно на советской детской литературе. Поймите меня правильно, я до сих пор считаю, что дополненная многими лучшими произведениями зарубежных авторов, эта литература была и остаётся лучшей в мире. Лучшей, но не всеобъемлющей. Множество русских, украинских и других сказок народов бывшего СССР, Волков, Андерсен, братья Гримм, Астрид Линдгрен — это всё потрясающе. Но Карлсон, Змей Горыныч, Кот в сапогах, Иван-царевич, Котигорошко, Элли и Тотошка, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Винни-Пух и многие другие — все они сформировали некую культурную сферу знаний, ощущений, понятий, любимых историй, предпочтений и ожиданий. И тут, на стыке между двумя возрастами, когда ты уже не совсем ребёнок, но ещё не вполне подросток, эта сфера соприкоснулась, сопряглась (привет пану Анджею!), столкнулась с другой сферой. Её можно несколько условно описать как клубок кельтской и не только мифологии, совсем другого стиля изложения и многих непривычных и жутко интересных вещей. Как результат — взрыв! Мы читали эти книги взахлёб, в том порядке, в котором они попадали нам в руки, перечитывая многократно в течении нескольких дней. На нас обрушились дриады и единороги, кентавры и великаны, гномы и нимфы, фавны и грифоны. Нам рассказали о пророчествах и предначертаниях, волшебном оружии. Мы стали свидетелями великих событий, походов и приключений, побывали в разных уголках чудесного, по настоящему волшебного мира.
В силу возраста незамеченными и непонятыми остались многочисленные религиозные параллели и аллегории, смягчён, практически полностью сглажен архаично-консервативный стиль повествования. Повзрослев, приобретя определённый багаж знаний и перечитав «Хроники Нарнии», прежнего удовольствия я уже не ощутил. Но помня великолепные ощущения детства, которые сродни фейерверкам и сменяющимся узорам в калейдоскопе, я ставлю этому циклу высокую оценку.
Podebrad, 16 декабря 2012 г.
Критиковать «Нарнию» нетрудно. Однако это будет критика с точки зрения взрослого человека с устоявшимися предубеждениями и литературными пристрастиями. Дети и подростки смотрят на литературу другими глазами и по-своему правы. Книжки о Нарнии я когда-то купил для дочери, имея о Льюисе очень приблизительное представление. Когда подошло время, она прочла их все, к моему некоторому удивлению. И не только она, но и вся ее компания.
Да, некоторые эпизоды цикла царапают, как превращение детей в поросят в «Принце Каспиане» или отлучение Сьюзен от Нарнии в «Последней битве» за то, что она стала думать о внешности. Да, написано суховатым языком. По крайней мере, так воспринимается в переводе. Но, вообще-то, дети и подростки до определенного возраста равнодушны к красотам стиля. Каждый может вспомнить самые любимые книги детства и оценить их заново с точки зрения изящной словесности. Как детская литература, они ничего от этого не теряют.
Герои «Нарнии», опять же, интересны именно для своей аудитории. Они далеко не безлики, но обыкновенны, и характеры их развиваются вполне предсказуемо. Такие герои понятны каждому ребенку, он отождествляет их с собой, разделяет их чувства, понимает их силу и слабость.
В целом «Нарния» получилась как серия замечательных приключенческих книг для детей. Книг, которые учат добру, причем добру не бессильному. Добро для Льюиса отождествляется с христианством. Вообще-то, для создания христианской книги в середине XX века требовалось определенное мужество. Общественное мнение Англии, то есть мнение большинства интеллигенции, уже повернулось к атеизму или, по крайней мере, к агностицизму. В либеральном обществе пойти против течения даже труднее, чем в авторитарном. Не каждый решится вызвать ухмылки людей, считающих себя, с некоторым на то основанием, цветом нации.
Два слова о последних экранизациях, хотя здесь и не место. Если бы режиссеры буквально следовали за сюжетом, фильмы бы провалились. Они отошли от текста, и фильмы получились интересными для своей аудитории, зрелищными, использующими все возможности кинематографа, и в то же время сохранившими суть книг Льюиса. По-моему, это редкий случай очень удачной экранизации.
irakez, 19 ноября 2012 г.
Это цикл произведений для детей, и не стоит его сравнивать с «взрослой» фантастикой и тем более таким же образом анализировать. Это как критиковать предсказуемость сюжета и плоскость героев сказок одного из величайших детских писателей Ганса Кристиана Андерсена. Детские книги пишутся совсем по другим законам. И какой, блин, Властелин Колец? Как вообще эти произведения можно сравнивать? Каким боком они вообще пересекаются? Только потому, что это фэнтези? С таким успехом давайте сравнивать Звездные Войны и книги Кира Булычева — что же из них «лучше» и что «не дотягивает»...
Я в свое время прочитала все Хроники Нарнии взахлеб, воспринимая их как интересные истории о сказочных приключениях умных, добрых и смелых детей, на которых так хотелось быть похожей (не на всех, конечно, но должны же в книге быть и отрицательные герои). Я там и не усмотрела никакой религии, может, потому что слова такого не понимала? Зато прекрасно осознавала, что такое доброта и справедливость, честность и смелость, дружба и верность. Хроники Нарнии учат детей вере именно в эти базовые общечеловеческие понятия, и церковь здесь ни при чем.
iRbos, 18 сентября 2009 г.
Лев, Колдунья и Платяной шкаф была одной из первых фэнтезийных книг, которую я прочитал сам. И сколько бы не слагали хвалебные оды дедушке Толкину, произведение его друга, дедушки Льюиса, мне понравилось больше. Признаюсь, в том же возрасте мне давали и Властелина Колец, но не пошел он у меня, по каким-то своим мистическим причинам, коих я уже и не помню, так не идет и до сих пор.
Не скажу, что у Нас с Нарнией была любовь с первого взгляда. Очень уж чужды были для меня тогда эти фавны, гномы и чудесные волшебные миры, что поджидают вас за любой закрытой дверью, в том числе и дверью шкафа. Но потом все пошло как-то само собой. Я целый день просидел уткнувшись носом в книжку, с трепетом ожидая финала этой истории. С тех пор у меня какое-то особое отношение... нет, не к фэнтези, как это принято сейчас называть, а к Сказкам. Ведь это только сейчас сказки для детей, а раньше были для всех возрастов, правда при этом отличались по содержанию. Но это отдельный разговор, которому сейчас не время и не место.
Я думаю, ни для кого не секрет, что все мы растем. И с возрастом меняемся не только сами, но и наше восприятие мира. Сказывается это так же и на отношение к книгам. Некоторые, прочтенные нами ранее, кажутся уже не такими интересными и увлекательными как раньше, другие же раскрываются как бутон розы, становятся ярче и многограннее. Я понимаю, что на вкус на цвет все фломастеры разные, но лично для меня «Хроники» относятся как раз ко второму типу.
Прошло приблизительно десять лет, с тех пор как я прочитал их первый раз, и сейчас закрывая книгу, я осознаю, что сам изменился достаточно сильно, а соответственно изменилось и мое отношение к книге. Раньше для меня Нарния была удивительно красивым и добрым миром. Миром, где правят добро, справедливость и Аслан. Сейчас же мне кажется, что Нарния это не мир, это Мечта о мире! И пускай многим кажется, что она слишком наивна, но ни это ли основное свойство мечты. Быть может смысл жизни человека как раз и должен заключаться в том, чтобы мечтать о чем-то добром, возвышенном, бесконечно прекрасном, и не только мечтать, но и дарить эту мечту другим.
Многие попрекают Льюиса в излишней популяризации Библии и христианском морализаторстве, но я больше чем уверен, что для многих это скорее самоубеждение, поскольку сейчас уже доподлинно известно, что за основу Нарнии были взяты Библейские мотивы. А раньше все читали, и никто особо не обращал на это внимание. Да и вообще, что в этом такого? Неужели книга учит вас (или ваших детей) чему-либо плохому? Или для вас любить свою страну, друзей, родных и веру это что-то необычное? При этом прошу заметить, что я не настолько ревностный христианин, что бы с пеной у рта защищать любой религиозный догмат. Ношу крестик, иногда хожу в церковь, не исключаю возможность что там, на верху, все же кто-то есть и считаю, что жить по совести будет не лишним.
В довершение хотелось бы сказать, что я был бы очень рад, если бы мои дети прочитали эту книгу сами или слушали, как читаю я. Интересно, какие мысли вызовет у меня эта книга тогда…
Календула, 10 марта 2009 г.
Клайв Степлз Льюис «Хроники Нарнии».
«Хроники Нарнии» — это в первую очередь искусно созданный сказочный мир. Многие видят в книгах Льюиса некий подтекст, которого порой там нет вовсе, другие принимают желаемое за действительное, но тем не менее все находят в его книгах что-то свое, близкое каждому по духу, что-то, с чем потом не расстанется и к чему будет возвращаться на протяжении всей жизни. История о Нарнии никого не оставит равнодушным.
Это очень многогранное повествование. На поверхности лежит традиционный для фэнтези смысл: борьба Добра и Зла, тема любви и дружбы, верности и предательства, становления личности в какой-то мере. Но по большому счету это сказка, написанная для детей. Льюису удалось создать удивительный, красивый и поэтичный мир. Он дает возможность каждому читателю заглянуть в него через щелку в платяном шкафу.
Время и пространство здесь организованы по-особому. Обратим внимание на время написания книг и на порядок, в котором их следует читать. В литературе нередок прием, когда хронологическое написание книг, частей книги не совпадает с рекомендуемым порядком чтения.
Сравним порядок чтения и время написания частей «Хроник Нарнии»:
Порядок написания Порядок чтения
Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950) Племянник чародея (1955)
Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951) Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950)
Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Конь и его мальчик (1954)
Серебряное кресло (1953) Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951)
Конь и его мальчик (1954) Покоритель зари, или Плавание на край света (1952)
Племянник чародея (1955) Серебряное кресло (1953)
Последняя битва (1956) Последняя битва (1956)
Читая в порядке написания, довольно сложно уловить суть семикнижия, поэтому издаются книги в порядке чтения – по хронологии развития событий в Нарнии.
История Нарнии – от сотворения до гибели – занимает две с половиной тысячи лет по нарнийскому летоисчислению и всего полстолетия по привычному нам. Два мира, два пространства, которые пересекаются в различных точках и плоскостях. В Нарнию ведут разные пути: одни попадают сюда через Лес-между-мирами, другие при помощи платяного шкафа – некоего портала между нашим миром и миром Нарнии, третьи откликаются на зов Аслана, четвертые вдруг оказываются на картине.
В «Хрониках» география имеет реальное основание. Считается, что Льюис оновывал свое описание мира Нарнии на базе пейзажей гор Моне – Графство Давн, расположенное в Северной Ирландии, а так же на описании Италии – город Нарния (современный Нарни) описывается еще у в «Истории Рима» Тита Ливия.
Сама же по себе Нарния невелика, но мир построен по законам фэнтезийного жанра.
От западных гор до восточного побережья можно добраться за пару дней. В Нарнии нет больших городов, за исключением Кэр-Параваля, возвышающегося у того места, где река Беруна впадает в океан. Нарнией правит древняя династия людей. Мир населяют фантастические существа: говорящие звери, фавны и сатиры, дриады и наяды, гномы, нимфы, кентавры – типичные жители мира фэнтези. Самостоятельное творения Льюиса, пожалуй, только квакли-бродякли – унылые жители болот. В целом мир Нарнии гармоничени красочен.
К югу от Нарнии расположены горы, где раскинулась дружественная Орландия, которой правит боковая ветвь династии Кэр-Параваля. К востоку находятся острова, на каждом из которых свое чудо. За островами расположен край света, где океан низвергается в бесконечность величественным и стремительным водопадом. А там, за пределами Нарнии расположена цветущая страна Аслана, из которой он приходит в тяжелые для нарнийцев времена.
Окружена Нарния воинственными и могущественными соседями. К югу от орландских гор, за пустыней раскинулась империя Тархистан, где правят властолюбивые тарханы, поклоняющиеся жестокой богине Таш. Они регулярно пытаются захватить Нарнию и поработить ее жителей.
На западе лежит Тельмар, основанный пиратами. На севере раскинулся Эттинсмур – страна великанов. Из их главного замка Харфанга можно попасть в Подземье – страну гномов, край пещер и подземных коридоров.
Мир Нарнии богат и разнообразен. Многие образы отсылают нас к реалиям нашего мира. В частности прослеживается устойчивая христианская линия. Многие называют «Хроники Нарнии» метафорическим изображением истории христианства. Это доступно написанная история о Творце и творении, о создании мира, о прощении, о вине и искуплении, о христианской любви к ближнему, о Добре и Зле. История поучительна, но лишена навязчивого морализаторства. Она читается легко и непринужденно.
Сквозной образ – образ льва Аслана. Это воплощение мощи, энергии, знания и силы и в то же время — любви, добра, понимания и прощения. Во многих религиях образ льва отсылает в Богу, выступает его символом. Аслан приносит себя в жертву, чтобы спасти Нарнию, так Иисус принес себя в жертву ради спасения мира и воскрес, ибо сам был невиновен. Также появляется здесь и Древо Познания – яблоня, с которой Поли и Дигори срывают плод, чтобы выросшее из него дерево хранило Нарнию, а Джедис съедает яблоко ради своей выгоды, что, впрочем, счастья ей не приносит.
Появление Нарнии вызывает в памяти библейский миф о сотворении мира. Нарния рождается по воле Аслана, пробуждающего ее своей песней: «Нарния, Нарния, Нарния, встань! Потоки, обретите душу! Деревья, ходите! И все любите друг друга». Разделяются суша и море, растут деревья, появляются звери и птицы, которым Аслан дает разум и дар речи. Первыми королями Нарнии становятся сын Адама и дочь Евы. Не напоминает ли это райские сады Эдема? Нарния – благословенный, гармоничный край. Однако люди, пусть и невольно, привели сюда Зло и обрекли тем самым Нарнию на борьбу и в конечном итоге гибель, когда от этого Зла стало невозможно избавиться.
В истории Нарнии метафорически пересказываются основные моменты истории христианства. Первая книга, «Племянник чародея» — о Боге, о Творении и появлении Зла. Вторая, «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — о жертвенности ради спасения мира, об искуплении, о прозрении. Это само Евангелие – рассказ об искуплении через смерть и о воскресении невинной души. Третья часть, «Конь и его мальчик», рассказывает о преоде, когда христианство было под угрозой ислама. Четвертая, «Принц Каспиан», — о доверии и вере в невидимого Бога, на которой основана Церковь. В пятой книге, «Покоритель зари, или Плавание на край света», изображается эпоха географических открытий и возможности, которые открывались перед мореплавателями, это рассказ о таинстве Евхаристии и о литургии. Шестая, «Серебряное кресло», — о необходимости соблюдения церковного канона. И наконец, в седьмой, «Последняя битва», изображается гибель мира, апокалипсис, обретение Царства Небесного, в которое попадут лишь истинно верующие и достойные.
Так же довольно четко обрисовывается антагонизм христианства и ислама. Это ярко выражено на примере изображения тархистанцев как темнокожих людей, носящих тюрбаны и заостренные ботинки, вооруженных ятаганами, поклоняющихся жестокому богу. Тархистан похож на Османскую империю, ее жители изображаются как сарацины, а нарнийцы в свою очередь как крестоносцы, как праведники.
Как бы то ни было, какой бы подтекст ни имел этот цикл книг, «Хроники Нарнии» есть и будут доброй сказкой, традиционным фэнтези, так любимым многими. Это сказка, повествующая о простых истинах, давно известных каждому ребенку, но любой человек вне зависимости от пола, расы и возраста откроет свою Нарнию, познает свой мир сказки и не останется равнодушным к существам, населяющим этот мир, к детям, этот мир спасающим, к Аслану, этот мир создавшему. Это аллегорическое изображение нашего мира только в более простой и утрированной форме, но тем не менее достаточного узнаваемого.
Советник, 29 декабря 2008 г.
Мое знакомство с Нарнией началось весьма интересным образом. Когда в первом классе учительница читала всему нашему классу это сказочное и глубокое произведение, то я погружался в какой-то иной мир, полный чудес и превращений. Как оказалось я был в классе единственным кого Нарния действительно по-настоящему заинтересовала. Прочитав несколько глав и обнаружив, что мои одноклассники откоровенно скучают, Наталья Валерьевна (моя учительница) свернула эти литературные минутки и больше к ним не возвращалась. И каково же было мое удивление, когда буквально через неделю, при беседе с моей мамой (которая постоянно забирала меня из школы), Наталья Валерьевна вручила ей три толстых тома Нарнии. Мой интерес был замечен.
В нашем мире так не хватает душевной теплоты, детской наивности и непосредственности, что «моральная ценность» всей Нарнии возрастает многократно, поднимается практически до небес.
Спустя более 15 лет я вспоминаю это произведение и те чувства что испытывал тогда. Было здорово, было замечательно. было просто волшебно... Маленькая страна с необозримыми просторами фантазии и атмосферой доблести, справедливости и чести навсегда осталась в моем сердце.
SamAdness, 15 марта 2008 г.
Скажу только одно: если бы в детстве я читал «Нарнию», а не «Питера Пэна», «Хоббита» и, скажем, «Роню дочь разбойника» — то, совершенно точно, не стал бы в дальнейшем читать фэнтези вобще. С детства ненавижу, когда вешают морализаторскую лапшу на уши. А как сказка — вещь просто не интересная. Деревянные персонажи, дебильные мотивации поступков, всеобщая глупость, прикрываемая до отвращения напыщенными фразами и огромным оркестром роялей в кустах. Впрочем... чему я удивляюсь, раз Льюис отталкивался от своей любимой «КНИГИ», в которой подобного не просто до фига, а которая вся построена на подобной фигне.
Чушь и мерзость.
Единственный (кстати, резко ставший отрицательным) персонаж, заслуживающий интереса и уважения, это старшая сестра. Которая отринула всю эту нарнианскую чушь и стала просто человеком (а все остальные — сдриснули в ожидании своей, блин, Нарнии), женщиной, в дальнейшем, вероятно, любящей своего мужа, рожающей детей и продолжающей Жизнь на Земле. На которой (этой простой и примитивной жизни) и могут паразитировать всякие-разные, ждущие свою Нарнию, но ни хрена не делающие — ибо, зачем? Ведь, блин, они любят, едри его, Аслана. И больше ничего им делать не надо.
Сьюзен — умница. И единственный, действительно смелый и реальный персонаж книги. Недаром Льюис пишет о ней с такой антипатией — налицо застарелые проблемы в общении с женщинами, глубокая инфантильность, боязнь взросления, пубертатная травма и еще куча всяких забавных отклонений. Кстати, вы заметили, как ближайшие (вроде бы) люди наперебой отказываются от Сьюзен и поливают её грязью лишь за то, что она «не друг Нарнии» — скажем уж открытым текстом: не такая, как они. Там злобы (понятной и ребенку) столько — что спасибо Льюису за очередную «обнаженку» истинного содержания христианской религии. Жаль бедненького Льюиса: так хотел свет и бобро нести, ан — куда ни кинься — зло и дерьмо вылазят;) Вот, и со Сьюзен — так странно получилось... Какая же плохая эта Сьюзен, раз вместо смерти и скучной Нарнии посмела выбрать помаду, танцы и кавалеров. За одного из которых, кстати, она выйдет замуж и родит детей наперекор всем асланам, желающим всех скорее поубивать, шоб к себе в Нарнию забрать;) И там уж дать усем охеренный кусок щастия;)
Не, дорогуша, хер у тебя выйдет, пока есть вот такие вот Сьюзен!!!
Мда... Жаль-жаль, что Льюис не написал о дальнейшей жизни Сьюзен. Впрочем, ЧТО он мог написать о Жизни?!? О Жизни могли написать (и, таки, блин, написали не раз) Лондон, Твен, Джером, Бронте, О'Генри. Ремарк, Хемингуэй, Вулф, Ли, Апдайк. Говард, Лейбер, Прэтт, Уайт. Астрид Линдгрен, Туве Янссон. Те, кто Жили. Ибо, жить — тяжело (это правда). Жить — и находить кайф в самой Жизни. Зато, жить иллюзиями, заливая свой страх порциями будущего сиропа — довольно просто. А жить реальной жизнью, и пользоваться своим мозгом — жутенько и совсем неудобно. Зато, и кайф — будет настоящим, взрослым, а не нарнийской карамельно-слюняво-инфантильной радостью дауна.
Так что, конечно, Льюис ничего не мог написать о Сьюзен, кроме детского поливания грязью. Ибо, описание даже одного её обычнейшего дня — было бы во сто крат интереснее всей этой нарнианской чуши с её картонными чудесами. Но, для этого, Льюису надо было бы перестать быть таким отвратно-инфантильным. Впрочем, насколько я помню его любимую «КНИГУ» — в ней весьма питают слабость к разного рода имбецилам, даунам и прочим «нищим духом».
Мда.. А я думал, что в моем возрасте уже никакая глупость «завести» меня не сможет. Однако, Льюису это удалось.
Своих детей у меня нет. Но детям своих родичей и друзей (с которыми — детьми — я нянчусь время от времени (бывало, и памперсы менял), на пляж езжу, на площадки гулять хожу, читаю книжки, помогаю делать уроки, целую в ушибленные локти и коленки, чтобы боль прошла, etc... — по-моему, любовью это называется, вроде;)) я эти книги не посоветую ни в коем разе. Ибо всё, чему они могут научить — это смирение. А я хотел бы видеть в людях не рабов, а Гигантов, как в уэллсовской «Пище Богов».
Дикси.
Пост-дикси: за эмоциональность, отсутствие редактуры и обсцентные слова — не извиняюсь. Ибо, написал честно — как чувствуется и царапается.
Alex Fear, 17 марта 2013 г.
Это не просто книги, это — песни. Песни, пропетые с таким чувством, что от каждого куплета в душе рождается трепет, сердце начинает биться чаще, а на глазах блестят слёзы. Не подумайте, я не всегда плачу, когда читаю что-то потрясное, но именно эти книги заставили меня прослезиться.
Хотелось бы сказать автору спасибо за одну из самых восхитительных фэнтези-саг из когда-либо созданных; за минуты удовольствия, полученного от каждой книги, от каждой строчки, всё глубже погружающих читателя в удивительный, ни с чем не сравнимый мир Нарнии. Спасибо тебе, Клайв, спасибо большое! Пусть ты никогда и не услышишь этих слов, зато все мы сможем послушать твои песни.
bvelvet, 6 июня 2010 г.
С определением жанра в данном случае не возникает никаких трудностей. Перед нами религиозное фэнтези в лучшем из возможных вариантов. Льюис собрал самые важные мысли из своих трактатов и статей, изложил их в доступной детям форме, перемежая сказочные сюжетные ходы с библейскими — и получилась серия из семи книг...
Но к «Хроникам Нарнии» вряд ли подходит это наименование; именно поэтому я рассматриваю не первую повесть, а все вместе взятые. Сюжет мистерии ясен автору с самого начала, где-то к середине неизбежность финала постигает и читатель. Все люди смертны, земные испытания являются лишь прелюдией к жизни вечной, юные герои, пережив все, что им отпущено в сказочном мире, отправятся туда, где сияет неземной свет, где ждет их Лев, окруженный нимбом... Для католиков это, может быть, самая важная часть произведения; представители иных конфессий к заданности финала относятся гораздо осторожнее. Многие и вовсе Льюису отказывают в писательском даровании, зачеркивая даже блистательные эссе и книги о демоне Баламуте. Увы, «упорство в правоверии» не помогло никому из великих англичан — ни Честертону, ни Бэллоку, ни Льюису.
Но как бы мы ни относились к религиозным воззрениям автора, следует признать, что к канону фэнтези его концепции имеют самое прямое отношение. Ведь читателю предлагают перенестись в мир, который построен не по законам разума, в мир, который определенно иррационален, только верой подкреплен и только в трансцендентной реальности существует. Тогда все становится на свои места — фэнтези оборачивается откровением из Божественного мира, а автор — пророком, торжественно живописующим этот мир. Льюис пытался сотворить то же самое на научных основаниях (в трилогии «За пределами безмолвной планеты»), но именно в фэнтези изначальная иррациональность откровения подкрепляется жанровыми установками. Сказочная реальность незаметно оборачивается иной стороной, мы не просто творим выдуманный мир — мы священнодействуем, устремляясь к Божественному свету...
Не стану утверждать, что «Хроники Нарнии» мне особенно симпатичны. Прочитав их раз, я более не открывал эту книгу. Но в сказках Льюиса есть то, чего не хватает многим мастерам религиозной прозы новейшего времени (Орсону Скотту Карду, например) — святая простота и наивное любование Божьим миром. Льюис сумел передать это наивное очарование простых верований. Он верил, что обращается к тому ребенку, который таится внутри каждого взрослого. Ведь именно детям отворятся врата в Царствие Небесное. И тогда иррациональный вторичный мир окончательно станет единственной подлинной реальностью. Льюис верил в свою утопию — кто осудит его за это?
glupec, 12 марта 2008 г.
На мой взгляд, самое правильное определение «Хроник Нарнии» дали в аннотации (если не ошибаюсь) к одной из книг Дж. Макдональда (того самого, которого Льюис считал своим учителем): дескать, некоторые называют эти книги — фэнтези, а некоторые — сказкой, и оба определения подходят.
Тем, кто считает «Нарнию» ДЕТСКИМ произведением, я советую внимательнее перечитать. Да, это писалось в расчёте на детей — но не только на них. Там очень много деталей, понять которые проще взрослому (особенно много — в последней книге, но и в других тоже есть).
И очень обидно, что эти прекрасные, не то детские, не то взрослые (а всего вернее — предназначенные подросткам, только начинающим выходить из детского возраста) сказки критикуют на форумах примерно с такими аргументами: «говорящие животные считают правильным, что люди кушают неговорящих» (ну ГДЕ это там?! Не заметил я что-то...), или: «дети носят шубы, а при этом с бобрами дружат, ну-ну» (глупость такого «аргумента», по-моему, очевидна...)
AlisterOrm, 4 июня 2011 г.
Да, «Хроники Нарнии» прочитаны. Конечно, это не ВК, до уровня одной из лучших книг прошлого века не дотягивает. Но это очень, очень качественное произведение, которое учит нас, можно сказать, разумному, доброму, вечному. Детская сказка? И пусть. Иногда нам очень нее хватает прописных истин, которые можно встретить только в таких, немного наивных детских произведениях.
Кто-то обвиняет Льюиса в чрезмерной пропаганде христианства. В некотором роде, конечно, так и есть. Но не стоит забывать, что писатель был ревностным католиком, что не могло наложить определённого отпечатка на его произведения. Наиболее явные параллели с библейской историей прослеживаются по первой и последней книге. Но, в принципе, какая разница? Льюис ведь не учит молодое поколение дурным вещам — наоборот, «Нарния» учит преданности, любви, верности своим принципап.
Пожалуй, крупный недостаток идеологической позиции «Нарнии» — наличие чрезвычайно агрессивного взгляда на мусульманство, которое описывается в виде тархистанцев. Конечно, в последней книге он несколько смягчается (принц Эмет, который нашёл путь к Аслану), но по ходу прочтения эта довольно злая карикатура очень сильно меня расстроила.
В цикле есть и свои слабины. Скажем, повести «Конь и его мальчик» и «Серебряное кресло» вышли заметно хуже, нежели другие. Несмотря на это в цикле есть и более значительные, сильные повести — «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», и прочие. Именно они наиболее известны в цикле Льюиса, и недаром экранизированны.
Совершенно не жалею потраченного на этот объёмный томик времени. Пожалуй, на современном фоне детской фэнтези цикл Льюиса смотриться настоящим шедевром.
Демитрий, 14 июля 2012 г.
Эх, как приятно снова открыть эту книгу и вспомнить тот волшебный мир, в который мы окунались в детстве. Но эта книга не только для детей. Я бы сказал, что и взрослый порой может найти в ней нечто ценное для себя. Такая маленькая книжка и столько глубоких идей... Льюис воистину был мастером. Как жаль, что сейчас подобных книг не пишут. В современной литературе теперь принято воспевать злобу, жестокость, все низменные чувства человека. А вспомнить о доброте, о вере и надежде никак (например, вспоминается Пулман с его «детским» произведением «Тёмные начала»).
Такие книги, как «Хроники Нарнии», безусловно, воспитывают человека, возвышают его душу. Обязательно прочту её своим детям.