fantlab ru

Герман Мелвилл «Моби Дик, или Белый кит»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
910
Моя оценка:
-

подробнее

Моби Дик, или Белый кит

Moby-Dick; or, The Whale

Другие названия: The Whale

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Классическая история о противоборстве безумного капитана Ахава и легендарного белого кита по прозвищу «Моби Дик».

Другая аннотация:

Герман Мелвилл (1819–1891) — американский писатель и моряк, в чьем творчестве и судьбе удивительно органично переплавились опыт путешественника и мифопоэтическое мировоззрение художника. Осознание величины дарования Мелвилла пришло не сразу, и лишь спустя четверть века после смерти писателя стали видны очертания того огромного вклада, который он внес в сокровищницу мировой литературы. Центральное произведение Мелвилла — грандиозный роман «Моби Дик, или Белый Кит» — стало одной из вершин американской литературы, окончательно лишив Америку статуса «культурной пустыни».


Примечание:

Полным классическим переводом является перевод И. Бернштейн. Остальные — это приключенческие адаптации для детей и подростков.

Экранизация:

1998 г. — мини-сериал. Великобритания, Австралия, США. Режиссер Фрэнк Роддэм



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.43 (7)
-
8.33 (3)
-
8.67 (3)
-
8.67 (3)
-
-

Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

Экранизации:

«Морское чудовище» / «The Sea Beast» 1926, США, реж. Миллард Уэбб

«Моби Дик» / «Moby Dick» 1930, США, реж. Ллойд Бэйкон



Похожие произведения:

 

 


Моби Дик
1961 г.
Моби Дик
1962 г.
Моби Дик
1967 г.
Моби Дик
1968 г.
Моби Дик, или Белый Кит. В двух томах. Том 1
1978 г.
Моби Дик, или Белый Кит. В двух томах. Том 2
1978 г.
Моби Дик, или Белый Кит
1981 г.
Моби Дик
1982 г.
Моби Дик, или Белый кит
1982 г.
Герман Мелвилл. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1987 г.
Моби Дик, или Белый Кит
1987 г.
Моби Дик
1996 г.
Том 1
1996 г.
Моби Дик, или Белый Кит
1998 г.
Моби Дик
2000 г.
Моби Дик
2003 г.
Моби Дик
2004 г.
Моби Дик, или Белый кит. Повести
2004 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2005 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2007 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2009 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2010 г.
Моби Дик, или Белый кит. Повести
2010 г.
Моби Дик
2011 г.
Моби Дик
2011 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2012 г.
Моби Дик
2012 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2015 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2015 г.
Моби Дик или Белый кит. Том I
2015 г.
Моби Дик или Белый кит. Том II
2015 г.
Моби Дик, или Белый кит
2015 г.
Моби Дик, или Белый кит
2016 г.
Моби Дик, или Белый кит
2016 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2017 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2017 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2017 г.
Моби Дик
2017 г.
Моби Дик, или Белый кит
2017 г.
Моби Дик, или Белый кит
2019 г.
Моби Дик, или Белый кит
2019 г.
Моби Дик, или Белый кит
2019 г.
Моби Дик, или Белый Кит
2019 г.
Моби Дик, или Белый кит
2021 г.
Моби Дик, или Белый кит
2022 г.
Моби Дик, или Белый кит
2022 г.
Моби Дик, или Белый кит
2022 г.

Аудиокниги:

Моби Дик
2010 г.
Моби Дик, или Белый кит
2010 г.
Моби Дик, или Белый кит
2011 г.

Комиксы и графические произведения:

Моби Дик
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Мобі Дік, або Білий Кит
1984 г.
(украинский)
Moby Dick
1994 г.
(английский)
Moby Dick
2002 г.
(английский)
Moby-Dick
2003 г.
(английский)
Moby Dick
2004 г.
(английский)
Moby-Dick
2004 г.
(английский)
Moby-Dick or, the Whale
2006 г.
(английский)
Moby Dick
2007 г.
(английский)
Moby-Dick or, The Whale
2013 г.
(английский)
Мобі Дік
2018 г.
(украинский)
Cá voi trắng
2022 г.
(вьетнамский)
Moby-Dick ou le cachalot
2022 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Моби Дик» — замечательный роман для поисков глубинного смысла. Хочешь — обосновывай смысл жизни человека или человечества, хочешь — ищи библейские мотивы или параллели. Не хочешь — читай как Жюля Верна или Джека Лондона. Ну, или можешь глубокомысленно обронить в разговоре «Читаю «Моби Дика». Много думаю» и собирай плюсики в карму. Современники особого оргазма от приключений капитана Ахава и Белого Кита не испытывали — Мелвилл после романа даже был вынужден иногда печататься за свой счет. А спустя много лет произведение назначали шедевром классики. И мнение рандомного читателя после этого стало абсолютно ненужным. Критика «Джоконды» или «Лунной сонаты» ведь характеризует не произведение искусства, а самого критика.

Но так как я абсолютно не медийная личность, опасаться нечего. Каких-то значимых философских аспектов роман не предлагает. Зоологические вставки чужеродны. За персонажами любопытно понаблюдать, но в силу их предсказуемости рано или поздно утомляешься. А по прочтении задаешься вопросом — А для чего весь забор выстроен? Да, все в мире бренно, а человек — особенно.

Впрочем, я болел за кита. Единственное адекватное существо в романе.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Та мука для него будет самая страшная: ибо для человека нет большей муки, как хотеть отмстить и не мочь отмстить» (с) Николай Гоголь «Страшная месть»

«Не будучи склонны к предельному самоистязанию, вы ведь пропустите главы «Моби Дика» про китобойный промысел?» (с) Уильям Голдман «Принцесса-невеста»

Порой позднее закрытие пробелов даже радует — ещё находятся книги, способные доставить истинное читательское удовольствие и получить высшую оценку. Знакомился неспешно, уже с первых страниц был зачарован слогом, успел прослушать аудиокнижкой, и ещё раз перечитать текстом.

Приступая, ещё не имел полного понятия, с какой глыбищей столкнулся (наверно, как и большинство читавших), думал, что это просто старинный приключенческий роман. Казалось бы, простейшая фабула «одноногий поехавший капитан хочет отомстить кашалоту», но без многословных рецензий так же сложно передать ёмкость содержания, как описать слона слепому. Тут и квест с походом китобойного судна по океанам, и притча с религиозными и мифологическими мотивами, и психологический триллер с отлично прописанными характерами, и производственный роман (интересно и познавательно рассказывающий о вещах, знакомых Мелвиллу по личному опыту)... кстати, сама «остросюжетная» часть занимает не так много страниц. Эрудиция автора и затрагиваемый спектр тем достойны уважения. А также неподражаемая ирония, например, при «классификации» видов китов, которая чуть напомнила борхесовскую «китайскую классификацию животных»...

Выскажу неожиданное мнение, что язык произведения больше всего напоминает Гоголя — яркие описания деталей и характеров гармонично соседствуют с философскими отступлениями. Тут, конечно, и заслуга классического перевода Инны Бернштейн.

Композиция в целом немного неровная, и вторая половина романа, на мой вкус, не так сбалансирована, как начальные главы, в которых проявилось максимальное мастерство стиля. Но это всё равно не отменяет тот факт, что вещь сильнейшая.

Надо ли читать: да!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга начинается с подборки цитат о китах, которые призваны нас преисполниться этой темой. Мне киты всегда нравились, но после прочтения — начинаешь понимать, как киты занимали мысли многих людей на протяжении разных лет, от античности до наших дней. Жаль, что они чаще представлялись в роли монстров, вызывающих страх и ужас.

Затем, некий Измаил, который тоже интересуется китами, рассказывает о том, как его манит море и как служба на китобойном судне спасает его от хандры и даже тяги к суициду. После оды китам, мы видим оду морю — даже Манхэттен описывается как остров, где все дороги ведут к морю!

Измаил — это конечно тот самый, из Писания, старший сын Авраама.

Религиозных отсылок здесь будет множество, чего стоит только мрачное описание таверны, похожее на ад и райское описание церкви пастора Мэппла. И там, и там небесное и инфернальное описывается через призму моря.

Однако мы довольно много видим и таких типичных приключенческих моментов. Туземец Квикег, хоть и является с одной стороны благородным дикарём по Руссо, но с другой — это просто яркий экзотический персонаж. Для белых людей, как бы колониально это не звучало — это лишь прикольный такой папуас, над которым можно посмеяться, которому можно подивиться, в основном так, ну а для интеллектуалов — это руссоистский человек. Вот такой хитрый ход Мелвилла!

Однако дальше, роман немного теряет свою динамику, местами откровенная «толстовщина», где целая глава описывает, почему белый цвет несёт ужас человеку...

Впрочем, случаются и главы, посвящённые исключительно китам, каким-то их особенностям и свойствам. Забавно, я поймал себя на мысли, что эти главы напоминают мне информационные вставки у Тэцуро Араки — такие вставки присутствовали в аниме Тетрадь Смерти и Атака Титанов, зачастую касались описания мира или описания основного предмета — в первом случае механики и правилам Тетради, а во втором — титанам. 

Но такого их количества — точно не было ни в одном сериале. Вообще, такого количества филлерных глав я не помню нигде...

Да, возможно, книга оказывает медитативный эффект, где мы словно на волнах Тихого океана потихоньку проплываем мимо соседних кораблей, делимся с ними маслом, узнаём о скучной жизни плотника и ещё кучу вещей — и всё это ради того, чтоб наконец-то в конце получить 3 главы с экшеном.

Не так часто я читаю классику из 19-го века, а уж тем более из середины этого века, но это прям тяжёлая книга, через которую я с трудом продирался.

Наверное, также, как роман Война и мир — Моби Дик — это просто не мой роман. Потому, я поставлю ему 7-ку и благополучно уберу его куда подальше.

В начале, казалось, что это будет нечто масштабное, великое! Но уже к концу первой четверти — это превращается в производственный роман с вкраплениями библейских отсылок и кучей информации о китах и китобойской рутине. Может быть, в 1851-м — читать об этом каком-нибудь банковскому клерку с Манхэттена — было также интересно, как нам читать о жизни механика на космическом корабле-ковчеге, но человеку из 2024-го года — быт китобоев и устаревшее описание китов — уже не так интересно. 

Меня редко печалит классика, но это тот самый случай. Наверное, сравнивая Мелвилла с Толстым — я могу сказать, что ежели вы любите Льва Николаевича, то и Герман Мелвилл вам придётся по вкусу. 

За сим заканчиваю, свой и без того растянувшийся отзыв, впрочем, он вполне в духе прочитанного произведения, ах да, совсем забыл: «в при­ро­де бе­лиз­на ча­сто умно­жа­ет и обла­го­ра­жи­ва­ет кра­со­ту, слов­но ода­ряя ее сво­и­ми соб­ствен­ны­ми осо­бы­ми до­сто­ин­ства­ми, как мы это».

Если вам не понравился этот фрагмент — то дважды подумайте, стоит ли начинать.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Моби Дик, или Белый кит” — это книга, написанная Германом Мелвиллом и опубликованная в 1851 году. Она рассказывает историю китобойного судна “Пекод”, которое отправляется на поиски легендарного белого кита, Моби Дика.

В начале книги читатель знакомится с главным героем, капитаном Ахавом, который одержим поиском Моби Дика и готов пойти на все, чтобы его поймать. Он нанимает команду лучших китобоев, но их попытки оказываются неудачными.

Однако, когда “Пекод” находит Моби Дика, начинается настоящая битва между китом и кораблем. Капитан Ахав становится одержимым идеей убить кита и завладеть его огромным телом.

Книга “Моби Дик” написана в жанре приключенческого романа и сочетает в себе элементы мистики, фантастики и романтики. Она полна неожиданных поворотов сюжета и ярких персонажей, которые заставляют читателя переживать за судьбу героев.

Тем не менее, книга может быть сложной для чтения из-за своего объема и сложности языка. Некоторые читатели могут столкнуться с трудностями в понимании сложных терминов и описаний, особенно если они не знакомы с морской тематикой.

Несмотря на эти недостатки, “Моби Дик” остается одной из самых известных и влиятельных книг в мировой литературе. Она представляет собой уникальный взгляд на мир китобойства и показывает, как человек может быть одержим своей страстью и готов идти на любые жертвы ради нее.

Настоящий мастрид для любителей приключений. 10/10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В середине 19 века Герман Мелвилл, автор книг о море, пишет оду китам и китобойному промыслу, никто тогда эту книгу не понял, её раскритиковали и благополучно забыли. Прошло 70 лет, книгу достали из небытия, сдули с неё пыль и объявили одним из главных американских романов (если не самым главным). С тех пор её читают, восхищаются и разочаровываются, находят многочисленные скрытые смыслы и подтексты.

Читать книгу, прямо скажем, тяжело. С одной стороны, есть основная сюжетная линия, противоборство, одержимость и вот это вот всё. С другой стороны, многочисленные отступления и разъяснения нюансов китобойного дела. В какой-то момент времени ловишь себя на мысли, что читаешь довольно нудный производственный роман, потом вдруг напряжённое красочное действие, за ним классификация китов и свойства их жира... Вся книга буквально состоит из библейских аллюзий, символов и аллегорий. Что-то считывается быстро, над чем-то надо думать и собирать в голове разрозненные познания в Библии, что-то разъясняют комментарии переводчика.

Я дочитал «Моби Дика» на морально-волевых и вздохнул с облегчением. Но! Книга просто так не отпустила и не забылась, заставляет думать о себе. Почитайте и вы, глядишь, найдёте для себя новые смыслы и подтексты.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжелая мощная книга, настоящий американский роман. Книга выглядит современно: рассказы о ремесле китоловов с техническими деталями напоминают книги Паланика.

Еще Моби Дик хорош тем, что описывает «хождение в народ» интеллигента (а учитывая бекграунд Мелвилла, интеллигента аристократического. Можно сравнить его с Куприным.

При этом книга мощна. Библейские аллюзии, пейзажи моря, мистика — все это рисует полотно невероятной силы.

Единственное, что недотянула — это фигура Ахава. Не такая мрачная.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Моби Дик» я прочитал за неделю. Язык и стиль прекрасны, очень увлекательно рассказывается о цетологии и китобойном промысле. Один из величайших романов.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Глубоко засевшая мысль — рискует стать смыслом жизни, бросая вызов самой жизни, во всех пониманиях этого слова.

Для чтения столь взрослых произведений необходимо «включать» ретроспективный режим, обратный режиму восприятия современных искусств, эдакий наивно-чистый. Следует настроиться на восприятие примерно как у зрителя впервые увидевшего легендарное «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», именно тогда вы сможете сполна проникнуться настроением и атмосферой происходящего. Но всё не так просто, здесь, помимо местами скучных лекций полных незнакомых терминологий и понятий, есть место масштабным приключениям, детализированным локациям полных запахов и температур, масштабными пейзажам и поистине пугающим психоделическим наваждениям, душеполезным проповедям, интереснейшим жизненным историям и бредням сумасшедшего. Скучно не будет.

Конечно, со временем книга теряет свою актуальность, промышленный промысел не представляет такого экономического интереса как почти две сотни лет назад, человечество использует альтернативные источники энергии. Но местами, где ещё сохранились потомки аборигенов, испокон веков употребляющие в быту без остатка столь величественных животных, описанные события служат незаменимым руководством и почти религией. Книга будет полезна во все времена ещё тем, что в плане перевода И. Бернштейн — является достойным примером роскоши и богатства великого русского языка.

Выйдя сегодня из дому я увидел огромного белоснежного кита, бросившегося из-за горизонта и глубин времён на поверхность вечного небесного океана, блаженствуя он плыл на боку, над задумчивыми головами ничего не замечавших счастливых и обречённых людей. Одним красивым облаком на земле стало больше и значит одним китом меньше.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В плане познавательности книге действительно нет равных — отличные энциклопедические данные, органично вписанные в ткань повествования, преподнесенные масштабно и со знанием дела: здесь и исторические хроники, и легенды, и описание быта китобойцев, процесса охоты на китов и китобойного промысла в целом. Не имея под рукой Википедии, автор действительно проделал колоссальную работу. В этом плане все у романа отлично, хотя именно за энциклопедичность этот роман в немилости у широкой публики — я же получил именно то, на что и рассчитывал.

А вот в художественном плане — просто беда. Первые полсотни страниц был просто в недоумении и неоднократно возникало желание бросить чтение — юмористическое повествование явно не конек автора. Да и все персонажи какие-то плоские, примитивно прописанные. Я не увидел здесь так любимых нами морских волков, закаленных бурей и невзгодами морской жизни, жестоких и жестких властелинов морей, не увидел так часто упоминаемой монументальности и эпичности. Возможно, все эти негативные аспекты связаны с моими слишком уж завышенными ожиданиями. Тот случай, когда экранизации произведения мне понравились больше, чем сам роман (кстати, с первоисточником (как и с историей о мести белого кита жестоким китобойцам, знакомой всем и каждому) его кинематографическая адаптация имеет мало общего). Это мое не первое знакомство с автором — долгое время избегал нашумевшего романа, предпочитая оценить мастерство Мелвилла по его менее раскрученным произведениям (до этого были Марди, Рэдберн, Тайпи и Ому), затем надеялся, что все же талант расцветет в его более поздних произведениях, и с большими надеждами приступил к чтению «Моби Дика». К сожалению, ожидания не оправдались, хоть и нельзя сказать, что мне жаль потраченного времени — по причине уже упомянутой мною познавательности данной книги.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложный и многогранный, созерцательный и познавательный, реальный и фантастический — эпитетов «Моби Дик» заслужил великое множество. Фундаментальная книга, энциклопедия цетологии и китобойного промысла, в частности — настоящий кладезь знаний по кашалотоведению. «Итоговое произведение американского романтизма» и едва ли не лучший роман американской литературы 19 века. Но это только лишь определения, то, что на поверхности. Что же скрывается в глубинах этого необъятного, как воды океана, произведения?

Однозначно трудно сказать. Если рассматривать только сюжет, на выходе получим 200, максимум 300 страниц. Остальное — рассуждения, философия и цетологические изыскания. Но вместе они образуют предельно цельную картину, где замысел автора воплощается постепенно и в конце концов подводит к финалу. Честно говоря, многие страницы пропускал мимо, то есть слушал в пол-уха. Ибо где-то после половины романа высокопарные речи и пафосные размышления, разбавленные теологическими и философскими метафорами, начинают приедаться. И тем не менее, бросить роман и мыслей не возникало. Призрак Моби Дика неуловимо присутствует в тексте. Но как Белый Кит, скрывающийся в бескрайних водах Мирового океана, так и развязка кажется далёкой и недостижимой. Но мысль о нём преследует читателя. Ты ждёшь встречи с китом, как ждут её на «Пекоде».

И вот, когда ты уже начинаешь подумывать над тем, что Моби Дик — это всего лишь некий мифический образ и выдумка китобойцев, что встреча не состоится, он является. В самом-самом конце, стремительно, неотвратимо, внезапно, как стихийное бедствие, как катастрофа, как смерть. Последние страницы романа — это рафинированная эпика. И тем более неожиданным становится финал. В произведении много прекрасных страниц, но три дня погони — самые могучие, самые завораживающие. Кульминационный апогей. То, ради чего стоит читать «Моби Дика».

Трактовать роман можно по-всякому. По мере путешествия с «Пекодом» в поисках Белого Кита, у меня всё же родилось представление о романе, контрастирующее с общепринятым «противостояние Человека и Природы, Цивилизации и Стихий». Уже под конец романа, но до встречи с Моби Диком, я понял, что Пекод — это образ человеческой жизни, пущенной по волнам Мира в поисках цели. И команда корабля — это грани человека. Есть навязчивые состояния на грани безумия, воплощённые Ахавом, есть и здравый смысл в лице помощников капитана, есть и скелеты в шкафах, как в случае с кузнецом. «Пекод» встречает другие корабли, преимущественно китобои. Но они настолько разные, насколько разнятся характеры людей: кто-то успешен, кто-то за несколько лет плавания (читай жизни человека) не сподобился на какой-нибудь стоящий улов, у некоторых несчастная и зловещая судьба.

Убеждён, что трактовок у романа множество, и моя одна из многих. И оценивать «Моби Дик» всего с одного прочтения и всего лишь на третий день после прочтения — очень сложно. Ещё не успокоился в душе водоворот, учинённый Ахавом и экипажем китобоя в битве с Моби Диком. Но однозначно могу искренне поблагодарить Мелвилла за длительное путешествие по далёким морям в поисках легендарного Белого Кита в обществе разношерстной команды «Пекода».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Без преувеличения могу сказать, что эту вещь должен прочитать каждый. Это настолько многогранно и настолько глубоко, что описывать нет даже смысла, нужно читать.

Да, перевод И. Бернштейн — практически идеальный образец того, как должен быть выполнен перевод. Я читал эту книгу много раз, и в переводе, и в оригинале. И перевод настолько хорош, насколько вообще может быть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История Моби Дика — это вечная борьба Природы и Человека, Первобытности и Цивилизации. Ахаав и команда корабля «Пекод» хотят поставить на колени Мать-Природу в лице Белого кита, но получают жестокое наказание. Природа взяла вверх над Человеком, но на обломках Цивилизации спасается Измаил, с которого начнется новый виток борьбы, ибо все повторяется.

Оценка: 8
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу всё было достойно. Описания сочные, живые, со здоровой долей юмора и оттенком философии. Но вдруг откуда ни возьмись, начали появляться подробные описания эпизодов, при которых ГГ не присутствовал (а книга от первого лица!), потом герои второго плана начали в одиночестве разговаривать сами с собой, выдавая достойные Овидия монологи, а потом и вовсе случилась пьеса! Это повторялось снова, всё разрастаясь, и этого хватило, чтобы балладу превратить в гротеск.

К тому же Измаил слишком часто перебарщивает с рассуждениями. Он пускается в длинные цепи рассуждений чтобы доказать читателю какую-то мысль. А в умении чётко излагать ему не откажешь – мысль становится понятна и даже очевидна уже в первом абзаце. Но это не останавливает Измаила: ещё 10 – 20 страниц он может говорить о том же самом. Да, я понимаю, что иногда ценность не в доказательной базе, а в Слове, как таковом, но тогда и подать его нужно немного иначе…

По форме напоминает «Старика и Море». Оба произведения лишены динамики и построены на созерцании. Но Хемингуэй созерцал природу, её красоту, мощь, и человек находился в гармонии с природой, даже борясь с ней. А Мелвилл созерцает одержимость, безумие и ненависть. Причём не обоснованную ненависть, скажем, Монте-Кристо к сознательно погубившему его негодяю, но ненависть к естеству, к стихии, к року. Ненависти на грани безумия, толкающей человека к собственной гибели и к тому, чтобы похоронить десятки людей во имя своей ненависти. Это то, что касается капитана, и лежит на поверхности. То же, что заметно чуть менее – одержимость китами самого Измаила. В отличие от капитана, не конкретной особью, а всем родом, не кровожадная, как у Ахава, а относительно научная, только ведь он не учёный! Откуда вдруг такой неожиданный и такой глубокий интерес? Он и китобоем-то стал исключительно потому, что «так фишка легла», но погружается в тему он глубже, чем любому китобою для промысла необходимо, и с занудностью, на которую не всякий профессор способен.

И не всякий мясник способен с таким смаком описывать детали охоты, а потом расчленения кита. Пиршество акул и подробное описания оставленных ими шрамов на мёртвой туше. Каким образом в подробностях отделяется от туши тот или иной шмат жира. Постоянно хлещущая фонтаном кровь млекопитающего, которое убивается порой даже не ради промысла – а ради забавы, суеверия и азарта.

Кит – этот гигант и исполин, эту чудо природы, если и вызывает у героя чувство трепета, то лишь для того, чтобы ещё большее благоговение и трепет вызвал Человек, готовый бросить ему вызов и надругаться над этим исполином. То, что собственно Моби Дик не позволил этому надругательству состояться, ситуацию не спасает.

Нет, безумная одержимость и смак расчленения – это не те мотивы, что достойны стать стержнем романа. Поэтому, какими бы расчудесными изяществами не был облеплен этот недостойный скелет, для меня ценность книги весьма сомнительна и заключается лишь в подробном описании китобойного промысла.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая любимая книга из самых любимых. Перечитывала три раза, первый раз читала в 16 лет. Слог впечатляет! Многогранность информации гармонична, всё в одном русле, но с разных «высот». Каждый раз, когда перечитывала, открывала для себя что-то новое, будь то из атласа китов, или же из быта китобойного промысла, из морально-религиозных подтекстов и т.д. За один раз, я считаю, весь информационный объём в полной мере осилить сложно, особенно для подростка. Но не знаю... в Америке это школьная программа, а у нас считается, что для людей за тридцать.

По сюжету ничего писать не буду, но концовка очень символична:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
при крушении единственный вышивший герой выныривает из водоворота на гробу)))

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Домучил. Роман не пошел, совсем не пошел. Я, как и некоторые авторы отзывов, прочел данный роман в детстве, но тот роман был адаптирован и сокращен для подростков, поэтому тогда прочел его быстро и с удовольствием.

На днях вышел фильм об приключениях китобоя «Эссекс» и его команды. Я решил обновить память и перед просмотром перечитать Мелвилла.

Как много текста в этом романе. Автор написал эпическое произведение. Подробно, скрупулезно описал все все. Даже вещи не относящиеся собственно к плаванию. Я постоянно ловил себя на мысли: зачем он все это пишет. Чтение романа превратилось для меня в мучение. Пространные описания автором всякой всячины настолько многословны и скучны, что я постоянно отвлекался, мысли мои утекали. Я читал текст в этом состоянии, некоторые страницы настолько унылы, что я даже не мог вспомнить, что на них читал. Приходилось все еще раз перечитывать. Каюсь, несколько раз даже уснул.

В итоге домучил. Такая классика не по мне. Если бы в школе читал роман в полном виде, то наверняка возненавидел бы и роман и автора и учителей.

Роман будет интересен, тем кто любит неторопливое повествование с постоянными перерывами от основного повествования к пространным положениям (например на авторскую классификацию китов, или объяснения на пяток страниц, почему белый цвет считается зловещим, и т.д.) Сейчас вспомнил как я все это читал и аж жуть взяла.

Прощайте классик американской литературы господин Мелвилл. Читать Вас буду только в подростковых адаптациях.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх