Йен Макдональд «Бразилья»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Религиозное (Христианство (Католичество )) | Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Латинская Америка )) | Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век | Новое время (17-19 века) | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
2032 год. Случайная встреча вовлекает Эдсона, молодого человека, пытающегося выбиться из нищеты, в опасный мир квантовых хакеров, таинственных двойников и паранойи. Он узнает секрет, способный изменить всю историю человечества, но куда бежать в стране, где царит тотальная слежка?
2006 год. Марселина, амбициозный телепродюсер, в поисках материала для реалити-шоу наталкивается на свидетельства древнего заговора, и вскоре мир вокруг начинает рушиться, угрожая не только ее рассудку, но и жизни.
1732 год. Иезуит Луис Квинн отправляется в Бразилию, чтобы по заданию Святого престола призвать к ответу священника, преступившего законы церкви. Но задание оказывается куда сложнее, и в дебрях Амазонки Луис находит то, что ставит под сомнение не только его веру, но и взгляды на устройство Вселенной.
Три героя, три истории, три Бразилии, связанные через пространство и время, в эпическом романе о природе самой реальности, где ничто не случайно, и даже название с секретом.
Входит в:
— цикл «Бразилья»
Награды и премии:
лауреат |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место | |
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место | |
номинант |
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2007 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2008 // Роман | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2008 // Лучший НФ-роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2008 // Роман НФ | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2008 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2010 // Научная фантастика (Великобритания) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Великобритания) |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (2)
- /перевод:
- Н. Власова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
deepnight79, 4 сентября 2023 г.
Литературная перепевка научпоповской монографии «Структура реальности» Дэвида Дойча, физика-теоретика, создателя квантовых алгоритмов и адепта многомировой интерпретации Эверетта. Те же лягушки с однофотонным зрением, блок-карточки времени, размазанные по бесконечным вероятностям квантовые вычисления, детерменизм и т.п. Макдональд хорошо здесь вдарил яркой этнографической атмосферой — прям зашкаливающий реализм с тщательной продуманностью мелких деталей, причин, следствий и атмосферы. В этом смысле — бесспорно талантливо. И замечательный такой агиттранспарант о том, что жизнь может быть весьма интересной штукой.
FixedGrin, 5 декабря 2011 г.
Кто к футболу равнодушен, вероятно, не сможет представить себе, что такое для истинного болельщика двенадцать лет не просто без чемпионатов мира, но даже без континентальных первенств... Пожалуй, сравниться с этим бедствием могут только гитлеровская аннексия Европы, Холокост, атомная бомбардировка Японии и Фултонская речь вместе взятые. Собственно, они-то и стали причиной столь длительного перерыва в мировой футбольной жизни с 1938 по 1950 годы.
Жизнь была совсем другой в те времена. Это тривиальное замечание, но в нашем случае оно приобретает дополнительный вес. Задумайтесь только: компьютеров, в современном смысле этого слова, не существует. До зарождения Интернета остается еще девятнадцать лет. Централизованное телевещание доступно только в самых развитых странах мира, и то, разумеется, не в круглосуточном режиме. Основным источником свежей информации выступают газеты. Книги — только бумажные. Музыкальные записи — только на виниловых пластинках. Футбольные мячи — преимущественно тряпичные. Пять лет как отгремела Вторая мировая. А на носу новая война. Первая в череде «мерцающих столкновений» СССР и США в новой истории. Война в Корее.
Вот в этой обстановке с 24 июня по 16 июля 1950 года и проходил четвертый по счету чемпионат мира по футболу в Бразилии.
«ФИФА приняла решение организовать четвертый чемпионат мира в Южной Америке не только потому, что только бразильцы выставили свою кандидатуру на его проведение, но еще и потому, что Южную Америку война практически обошла стороной, а Европа с величайшим трудом восставала из пепла. По общему мнению, выбрав Бразилию в качестве хозяйки чемпионата мира, ФИФА приняла правильное решение: футбол в стране, ставшей чемпионом своего континента, достиг просто небывалых высот в умах и сердцах подавляющей части населения — страна просто не могла жить без футбола», пишет cup2002.ru.
По общему мнению, именно в 1950 году сборная Бразилии должна была впервые в истории стать чемпионом планеты, ведь из-за политических разногласий на первенство не приехала блиставшая в Европе сборная Венгрии во главе с Ференцом Пушкашем и Дьюлой Грошичем.
На пути к заветной цели хозяева турнира сметали всех соперников. 16 июля на стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро состоялся решающий матч Бразилии и Уругвая. С благоговением печатаю официальную статистику по числу присутствовавших на нем зрителей — 203849. Двести с лишним тысяч человек собрались посмотреть, как предводитель их любимцев Аугусто поднимет над головой Кубок мира. Регламент первенства мира тогда не предусматривал отдельного финала, поэтому бразильцев для победы на чемпионате устраивала и ничья. Но на 78-й минуте матча, при счете 1:1, правый вингер уругвайской сборной Алсидес Гиггиа прорвался по своему флангу во вражескую штрафную и застал врасплох темнокожего вратаря противников Моасира Барбозу великолепным ударом в ближний угол. Ни один голкипер, пожалуй, не выручил бы в этой ситуации. А Барбоза считался тогда лучшим вратарем Южной Америки.
У бразильцев было еще двенадцать минут, чтобы спасти положение. Сделать этого им не удалось.
«Лишь трое сумели повергнуть Маракану в молчание одним движением: Фрэнк Синатра, папа Иоанн Павел II и я.»
© Алсидес Гиггиа, 2010 г.
«Максимальный срок лишения свободы за уголовное преступление в Бразилии равен тридцати годам. Но я отбываю пожизненное заключение за поступок, в котором нет никакой моей вины.»
© Моасир Барбоза Насименто, 2000 г.
В оригинале роман Йена Макдональда озаглавлен «Brasyl».
Такая транслитерация названия южноамериканской страны не используется, по крайней мере сейчас, ни в одном европейском языке. Это лишь первая смальта в мозаике головоломок, которые придется разгадать, пробираясь сквозь хитросплетения книги. После этнографического прорыва в «Реке Богов», естественно, ожидаешь от нового романа прочной увязки с реалиями бразильской жизни и культуры. Это требование без труда удовлетворяется и даже, можно сказать, перевыполнено. Чего стоит один только глоссарий из шестидесяти с небольшим терминов; встречаются даже фрагменты, где английских слов меньше, чем португальских.
Однако трудности приходят откуда не ждали. Прежде всего, как же классифицировать эту книгу?
Повествование происходит в трех пространственно-временных пластах. В 1733 г. ирландский священник Льюис Квинн получает задание пробраться по дебрям бассейна Амазонки в глубь страны, найти там отступника Диего Гонсалвеша, отколовшегося от Римской католической церкви и основавшего среди индейцев странную синкретическую религию, убедить его вернуться в лоно иезуитского ордена, а если не получится — ликвидировать исходящую от еретика опасность любым удобным способом.
В 2006 г., за неделю до начала очередного первенства мира по футболу, продюсер криминально-трэшевого кабельного телеканала Марселина Хоффман предлагает своим начальникам в кратчайшие сроки запустить проект, который бы вывел их рейтинги на астрономическую высоту. Для этого надо всего лишь отыскать в недрах фавел Рио-де-Жанейро престарелого побирушку Моасира Барбозу и в прямом эфире, путем интерактивного голосования, устроить над ним телевизионное судилище, по результатам которого бедняга будет либо прощен и оправдан, либо ...
В 2033 г. мелкий бизнесмен, футбольный болельщик, маменькин сынок и бисексуал Эдсон Жезуш Оливейра де Фрейташ пытается вытащить своего непутевого братца из передряги, в которую тот угодил, похитив оснащенную квантовыми арфидами сумочку в модном бутике. Эдсон обращается к услугам quantumeiros, лихих ребят, способных за соответствующее вознаграждение взломать любой код на квантовом компьютере и разрубить любые кандалы K-ножичком, чье лезвие, усаженное миниатюрными квантовыми дырами, разрезает саму реальность вплоть до молекулярного уровня...
Так что же это за вещь? Исторический роман, задуманный и реализованный как альтернатива конрадовскому «Сердцу тьмы»? Социально-психологический детектив? Брутальный НФ-нуар?
Ни то, ни другое, ни третье. Потому что при внимательном, скрупулезном анализе все предположения на этот счет рассыпаются, как карточный домик. Всегда найдется аргумент, обессмысливающий любое из них и выставляющий персонажей «Бразилии» в потешном свете, будто клоунов каких-то.
Что мог поделать Льюис Квинн с чумой, выкосившей всю домашнюю скотину, от лошадей до овец, в той деревне, где он впервые высадился на бразильский берег?
Как могла неудачливая продюсер и преподавательница капоэйры Марселина Хоффман быть такой дурой, чтобы бросить все свои силы на розыск в трущобах Рио вратаря Моасира Барбозы, если он к тому времени давно уже умер?
Как мог Эдсон так влюбиться в эту непоседливую, вздорную, худую как щепка, брызжущую шальной энергией бразилояпонку-quantumeiro Фиа Киcида?
Впрочем, постойте.
В 2014 году Бразилия вновь, спустя шестьдесят четыре года после того, как Непрощенный, Козел Отпущения, Навеки Проклятый Негр Моасир Барбоза Насименто вынудил всю свою страну онеметь от горя, удостоится чести принимать чемпионат мира по футболу. И вновь, как шестьдесят лет назад, альтернативы бразильской заявке просто не было.
В эти шестьдесят лет уместились целая вечность и пять титулов бразильской национальной сборной на аналогичных первенствах в Швеции, Чили, Мексике, США и Японии. Но никогда еще она не побеждала у себя на родине. Если вам случится смотреть финальный матч в кипящем котле реконструированной Мараканы, которая, увы, теперь вмещает лишь восемьдесят с небольшим тысяч зрителей... Оглянитесь вокруг. Как знать, а вдруг это не просто финальный матч чемпионата мира в Бразилии?
Может быть, на самом деле это последняя битва в конце Вселенной.
PS. «What’s going on here? Edson demands, frowning at the verdigrised plaques. Where’s the 2030 Seleçao that won right here, and 2018 in Russia? When are we?»
Эти слова написаны в 2007 году, задолго до того, как Россия высказала пожелание принять у себя чемпионат мира-2018, подала заявку на его проведение и 2 декабря 2010 года выиграла тендер.
Макдональд явно знает куда больше, чем доверяет бумаге.
Manowar76, 26 марта 2020 г.
Почему решил прочитать: давно, почти пятнадцать лет назад, когда я ещё не боялся толстых томов, прочитал «Реку богов» Макнональда. Забойнейший киберпанк с ИИ в декорациях экзотической Индии. Вштырило не хуже «Нейроманта» Гибсона. Потом пробовал читать «Дом дервиша» на турецком материале, что-то не зашло. У «Бразильи» в активе премия Британской Ассоциации НФ, премия «Мира фантастики» в категории «Научная фантастика года» и куча важных номинаций — Хьюго, Небьюла, премия Кэмпбелла.
В итоге: три временных линии — прошлое настоящее, будущее.
В современной линии обильные и адекватные культурные ссылки — упоминается «Город бога», GTA: VICE CITY и прочие реалии начала-середины двухтысячных. Ещё эта линия напоминает позднего Гибсона, «трилогию Бигенда». Героиня работает в шоубизе, занимается созданием реалити-шоу, восприимчива ко всему новому, будь это спортивная ходьба или капоэйра. Она также, как и герои Гибсона, видит намечающиеся тренды и следует им.
Линия будущего в «Бразильи» — это Гибсон ранний, времён «Нейроманта». Тоталитарный Сан-Паулу будущего с тотальной многоуровневой слежкой, чипами, встроенными в любую дорогую вещь, частными охранными компаниями и большими корпорациями. И в то же время — классовое расслоение, мелкие и крупные преступники, всевозможные хакеры. Классная находка: все лаборатории крякеров мобильны. Просто для того, чтобы сложнее было запеленговать. Айшеды, очки для выхода в Интернет; перестрелки банд наркодельцов с полицией; свалка технологичных отходов размером с гору; 3D-принтеры; таинственные квантовые ножи; плавучие города-государства (точно как у Моргана в «Чёрном человеке»).
Линия прошлого — восемнадцатый век, расцвет и то же время последние дни могущественного ордена иезуитов. Их боятся и не любят. Иезуиту-ирландцу, прибывшему в Бразилию, предстоит долгое путешествие в джунгли. Он одновременно и посланец Ордена в отдалённую, отбившуюся от рук миссию, и шпион, приставленный к своему спутнику, французскому учёному. А ещё у отца Льюса Квинна пристрастие к сигарам, проблемы с управлением гневом и потрясающее фехтовальное мастерство. Колоритнейшая Южная Америка, рабы, монахи, помещики, заточённые в своих домах сеньориты, экспедиции вглубь континента.
Линию восемнадцатого века мне сравнивать особо не с чем, за исключением фильмов «Миссия» и «Апокалипсис сегодня». Город Бога, устроенный в джунглях фанатичным иезуитом, предшественником полковника Курца. Изумительный Город, построенный положительными героями, отцом Квинном и его подручными. Очень высокого уровня историческо-приключенческая проза.
Про пейзажи. Никто не любит описания пейзажей. Я тоже, если это не описания красочных и опасных джунглей Амазонки или каменных джунглей современного Рио или киберпанковского Сан-Паулу.
В финале все сюжетные линии нехотя сплетаются в диковско-Матричную конспирологическую историю
Несмотря на объём, читается легко, особенно когда понимаешь, что, фактически, читаешь не одну, а сразу три книги.
Герои книги путешествуют между измерениями и во времени. Возможно, и сам автор из таких: в романе, опубликованном в 2007-м году, он предсказал чемпионат мира в России в 2018-м году, несмотря на то, что заявки на проведение чемпионата были поданы только в 2009-м, а имя России, страны-хозяйки чемпионата, было оглашено только в декабре 2010 года.
9(ОТЛИЧНО)
gamarus, 4 мая 2018 г.
Читая «Бразилью» Йена Макдональда, всё мечтал, чтобы меня спросили: «Что за книга, в каком жанре?». И тогда бы я, в зелёной футболке, с жёлтым ромбом и синим шаром посередине, ответил ( эдак, через губу) – этнографический посткиберпанк!
В принципе, я любимчик у судьбы. Потому как, спрашивали, и не раз. И каждый кон я без запинки припечатывал собеседника к стенке заветной фразой.
Но и поблажек Провидение, стоит признаться, мне тоже не делает. Футболки на мне, увы, такой не было — её вообще у меня нет (при случае куплю). И «через губу» отвечать не получалось. Репетиции перед зеркалом не помогли … Это вам не самбу учиться танцевать.
Шутки в сторону, вернёмся к книге. Киберпанк и вправду оказался очень «этнографическим». Во время прочтения ощущаешь себя растерянным иностранцем, заброшенным в страну, знакомую только по школьному курсу и фильмам National Geographic. Чужой язык, слэнг, не понятный даже на интуитивном уровне, экзотический фастфуд, причудливые обычаи, ритмы, музыка, жизнь.… Всё это многообразие деталей и штрихов, о которых умалчивают путеводители — всё это разом обрушивается на вас, как только вы открываете роман. Водопадом. В конце книги есть словарь, немало пояснительных сносок на страницах, но и они, не облегчают понимания происходящего. Неуютно чужим чувствуешь себя до самого конца. Но зато экзотика вдыхается полной грудью. Взахлёб.
И это не всё, и Автору этого мало. Макдональд разбросает нас и по времени. События происходят в трёх временных отрезках. В настоящем, недалёком будущем и прошлом. Везде Бразилия будет разной. Современной, первобытной, антиутопической. Но это будет всё та же Бразилия, со своим неизменным колоритом и темпераментом, который изменить даже столетиям не под силу.
Три временных ветки образуют три сюжетных линии, которые (не сомневайтесь) будут всеми силами пытаться однажды сойтись в одной точке. Но до этого: тайны, интриги, расследования...
Как не трудно догадаться, будут три героя. Яркие, неординарные личности, со своими тараканами в голове. Правда, мне не удалось проникнуться к ним любовью, но, почему-то кажется, что именно так и задумывалось.
В настоящем времени (вернее 2006 год), будет удерживать наше внимание молодая женщина. Марселина, беспринципный телевизионный продюсер, плотно сидящая на ботоксных инъекциях и увлеченная боевыми танцами (капоэйрой), будет пытаться разобраться с собственным фантомным двойником.
Буквально, через пару десятков лет: парень-бисексуал, промоутер, любящий заигрывать с несколькими собственными альтер эго, переключит повествование на себя. Он живет в трущобах, которые находятся под неусыпным вездесущим тотальным контролем правительства. Там он, кстати, и знакомится с «квантовым» хакером и очаровательной девушкой по совместительству. И встреча эта будет, наверняка, судьбоносной.
В середине XVIII века: священнослужитель отправляется в недра Амазонки, чтобы поставить на место своего коллегу, которые возомнил себя местным божеством. Он ещё не предполагает, сколько открытий и испытаний готовит ему судьба.
Вот тут вообще нормально. Историческая, приключенческая драма в джунглях с южноамериканскими индейцами, перерастает в киберпанк… Поверьте, эта сюжетная ветка изрядно «втыкает». Но хотелось бы её больше, глубже и понятнее.
В начале этих трёх людей практически ничего не связывает, кроме конечно их страны. Но ближе к середине, казалось бы, хаотичный узор начинает обрастать логикой построения линий и завитков и вырисовываться общая картина происходящего. Ещё не совсем ясная и понятная — и от этого, кстати, ещё более интригующая — но уже обрастающая смыслом и своей философией.
Книга бы читалась влёт, если бы не обилие южноамериканских фразеологизмов и наукоёмких терминов. Все эти размышления о квантовых теориях, наверное, штука весьма увлекательная, но не для таких профанов в физике как я. Но я справился и даже сумел получить удовольствие.
Текст книги, её направление, язык, персонажи и манера подачи — всё создаёт впечатление чего-то современного и модного, в хорошем понимании этого слова. Мне где-то это напомнило прозу Дэвида Митчелла, с его «Cloud Atlas» или «The Bone Clocks», где-то ТВ-сериал «Sense8» сестёр/братьев (или кто они теперь там?) Вачовски, но при этом произведение сохраняет свою яркую индивидуальность. Нет, конечно, совпадения не по сюжету, стилю или идеям, а просто по настроению. Ну, или у меня так совпало, что нарисовались вот такие чисто субъективные параллели.
Любите немного запутанную, атмосферную фантастику, хотите почувствовать себя инопланетянином на родной планете, или просто любите футбол — читайте и не бойтесь никаких трудностей.
Спросите, причем здесь футбол? Друзья, это же Бразилия! Футбол там всегда причём! :)
Artem_Nochkin, 3 апреля 2019 г.
«Бразилья» Йена Макдональда, написанная в 2007 году, не стала для меня откровением по целому ряду причин. Причины те достаточно весомые и большинство из них проистекают из, казалось бы, невероятного пункта для жанра “Твердой Научной Фантастики” – из вторичности. Вторичности, которая начала меня преследовать с издательской аннотации и отпустила только в аккурат с окончанием книги.
Аннотация гласила:
«2032 год. Случайная встреча вовлекает Эдсона, молодого человека, пытающегося выбиться из нищеты, в опасный мир квантовых хакеров, таинственных двойников и паранойи. Он узнает секрет, способный изменить всю историю человечества, но куда бежать в стране, где царит тотальная слежка?
2006 год. Марселина, амбициозный телепродюсер, в поисках материала для реалити-шоу наталкивается на свидетельства древнего заговора, и вскоре мир вокруг начинает рушиться, угрожая не только ее рассудку, но и жизни.
1732 год. Иезуит Луис Квинн отправляется в Бразилию, чтобы по заданию Святого престола призвать к ответу священника, преступившего законы церкви. Но задание оказывается куда сложнее, и в дебрях Амазонки Луис находит то, что ставит под сомнение не только его веру, но и взгляды на устройство Вселенной.
Три героя, три истории, три Бразилии, связанные через пространство и время, в эпическом романе о природе самой реальности, где ничто не случайно, и даже название с секретом»
И что мы видим в книге?
Первая линия повествования: аннотация обещает 2006 год и «амбициозного телепродюсера Марселину» на главных ролях. Здесь даже не читая при минимальной фантазии перед глазами возникают роскошные фавелы и обеспеченные молодые идиоты, что день и ночь прожигают денежки своих богатеньких родителей. Здесь же и вездесущее телевидение с целой кучей однотипных шоу и сериалов разной степени паршивости. А вот и бедные районы пристроились в опасной близости от упомянутых уже фавел. Ну, и как вишенка на торте, главный герой – сильная и независимая женщина; эгоистичная и непробиваемая карьеристка; обладательница собственного телешоу, основанного целиком и полностью на подковерных интригах. А теперь попробуйте представить уровень ее ЧСВ (Чувство Собственной Важности). Нет, не угадали. Оно в 100 и 1 раз больше.
Была ли ее сюжетная часть, хоть минимально интересной? НЕТ.
Далее идет линия из 2032-го года. И здесь на место главного героя читателям предлагают Эдсона — молодого и невероятно талантливого парня. А молодой и талантливый он от того, что других Макдональд в свою книгу, по всей видимости, решил не включать и ограничился однотипными красавчиками-бисексуалами. Здесь я хочу сделать небольшую ремарку. Я, конечно, понимаю, что сейчас на дворе уже 21-ый век и современные парниши вправе “воевать на оба фронта” (*если вы понимаете, о чем я), но лично меня, как традиционалиста в этой интимной сфере, выбор автора немного покоробил. Но это, ладно. Проблема даже не столько в сексуальной ориентации главного героя, сколько в окружающей его Бразилии будущего, которая не отличается от остальных городов с хэштегом #made_in_future ровно ничем. Здесь все обязательные атрибуты:
- и тотальная слежка;
- и власть корпораций;
- и киберимпланты;
- и квантовые хакеры;
- и виртуальная реальность;
- и цифровые наркотики;
- и летающий транспорт;
- и более прокачанная электроника.
В общем, если читали любую подобную книгу в жанре киберпанк, то в этой линии повествования ничего нового/свежего/интересного не найдете. Вместо этого советую ознакомится/перечитать Гибсона, Стивенсона или Стерлинга. Они в этом лучшие.
Следом повествование переносит нас в далекий 1732 год, где мы в шкуре монаха-иезуита Луиса Квинна будем разыскивать беглого священника, преступившего законы Пресвятой Церкви. Окружение встретит буйством чумы, массовыми пленениями индейцев и крупной гибелью лошадей. И все это на фоне неисследованных доселе джунглей, заброшенных городов и развалин древних храмов. Все таинственно, необычно, свежо и во многом более выигрышно, нежели набившие уже оскомину старые бразильские сериалы и трансгендерный рафинированный киберпанк. В плюс интересному сеттингу идет и по-человечески прописанный персонаж, у которого внезапно есть мысли, переживания и адекватные страхи. На фоне двух предыдущих героев Луис Квинн – это просто небо и земля.
Что в итоге?
1. Нам не понравились набившие оскомину стереотипы и “перепев” бразильских сериалов;
2. Нам не понравился рафинированный огрызок киберпанка и пение дифирамбов современным европейским ценностям;
3. Нам понравилось атмосферное расследование в прошлом, образ главного героя иезуита и необычная развязка.
Итого: ⅓. По 10-балльной шкале оценок, что-то около тройки. Плюс балл за цепляющую обложку.
beskarss78, 23 апреля 2016 г.
Тень вторичности лежит на этом романе.
С одной стороны автор не изменяет своей всегдашней методе: берет очередную страну третьего мира — со своей культурой и букетом неповторимых черт, добавляет пригоршню очередных технологических выдумок, и вот уже готов соблазнительный коктейль.
Но в этот раз дело идет медленно и шаблонно.
Во-первых, Бразилия — не просто страна «третьего мира», но и бывшая колония Португалии, теперь в значительной степени ориентированная на США. То есть карнавал, футбол, фавелы — свои, а прорывные технологии — импортные. Жизнь тела — самобытная, а жизнь большого бизнеса и науки — космополитичная. Если в Индии или Турции есть свой пласт культуры, который «отвечает» за осмысление новейших технологий хотя бы тем, что противопоставляет их древности, то в Бразилии это осмысление идет через призму потребления или прямого заимствования (понимаю, что ряд бразильских патриотов может резко на меня обозлиться, люди начнут вспоминать бразильских писателей и поэтов, да много чего. Увы, то что мне известно о Бразилии — подталкивает именно к такому описанию. Может я чего-то не знаю. Политический аспект противостояния США — я здесь не упомянул. И что будет с Бразилией в следующие десятилетия — другой разговор).
Во-вторых, каждый раз в новой стране Макдональд старается взяться за иной пласт технологий, использовать другое фантдопущение. В Бразилии это квантовые компьютеры. Но проблема оригинального фантдопущения — это необходимость показать подробности, которые бы отличали технологию от простого набора хотелок, от чисто фэнтезийных штуковин с наукообразными названиями. Потому, когда в действии появляется квантовый нож, разрезающий все — это вызывает недоумение. Далее — противостояние двух серьезных, трансреальных структур, которые бодаются за возможность управления совокупностью параллельных вселенных — объясняется безо всяких подводов: мир наш умирает, это просто отблеск исчезнувшей реальной вселенной. Просто часть знающих желает просто склеить ласты, а часть устроить какое-то неожиданное космогоническое действие (какое — они еще не придумали) в расчете на новый шанс.
В-третьих: структура произведения и отдельные фишки «не нашей» эпохи. Три линии, Бразилия 1732, 2006, 2032. Когда в XVIII-м веке начинают рассуждать о вычислительных устройствах — тут в голову стучится «Барочная трилогия» Нила Стивенсона, где все это подано на немного другом уровне. Путешествие по реке, с целью найти и при случае убить коллегу, который сошел с ума, и теперь целый племена страдают под его рукой — «Сердце тьмы», «Апокалипсис сегодня». Когда же в 2032-м героиня заявляет, что занималась экономикой параллельных миров — тут я припомнил собственный цикл статей, и нашел, что практически никакой информации эта девушка не сообщает.
В-четвертых: здесь, как ни в каком другом тексте Макдональда, виднен прием поиска и наклеивания «автохтонных» словечек на привычные предметы. Человек взял в руки словарь и принялся ставить другие ярлыки: прохладительный напиток — так, это должно быть что-то бразильское, мелкий воришка — что-то бразильское. Пляжный бонвиван — тоже местное слово. Там, где слов обозначают уникальные явления. из тех, что невозможно простым глазом обозреть у нас — такая манера вполне оправдана и хороша. Но слишком часто опускаешь глаза к подстраничной сноске, читаешь объяснение, и думаешь, что можно было бы вставить более привычный термин.
Но сам текст не напрасно перевели.
Это хороший по динамике, добротный по композиции, с относительно живыми героями, роман.
Квантовые стрелы, которые уничтожают всё на своём пути — хорошая находка (но нет самонаводящейся ракеты...).
Вещества из бразильских лягушек, которые позволяют мысленно путешествовать между мирами — может, и не самая оригинальная выдумка (Кастанеда...), но появляется она вовремя, чтобы увязать сюжетные линии.
Словом, если вы опытный читатель фантастики — то просто хорошо проведете время.
Если начинающий — много чего узнаете. 7/10
Avex, 30 сентября 2015 г.
Йен Макдональд — автор неровный, может выдавать как шикарную нф, так и рядовые какбынаучные боевики. «Бразилия» где-то посередине.
В романе три параллельные линии, сходящиеся ближе к концу.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Настоящее (2006) воспринимается почти как фантастика: со времён незабвенного дона Педро многое переменилось, теперь Бразилия — мир телевидения и современных технологий.
(теги: чипы, наладонники, веб-камеры, видеоконференции, е-мейлы, прямой эфир: криминальные сводки и реалити-шоу, цветомузыка: этно-поп с пульсированием ударных и завыванием диджеев, капоэйра, силикон, ботокс...)
Первые впечатления благоприятные: написано плотно и динамично, с драйвом и с глубоким погружением в реалии, с обилием местных словечек (португальский, какие-то вы наверняка встречали у Жоржи Амаду).
Действие развивается в среде телевизионщиков, где готовы сделать шоу из чего угодно.
(привет! вас снимают скрытой камерой! эта машина ваша, если вы продержитесь на улицах в течение 30 минут... полиция уже выехала. представьтесь, пожалуйста!..)
Почему бы не показать человека, который потряс всю Бразилию в далёком 1950-м? Речь, конечно же, пойдёт о футболе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Будущее (2032) почти не за горами, 3d-принтеры уже здесь. Мир тотального наблюдения и слежки (криминал, однако же, никуда не делся, даже процветает), мир «дикого» капитализма и плохой экологии.
Эта линия получилась наименее убедительной, и дело вовсе не в наличии нетрадиционных отношений (в наше время трудно смутить эрегированными членами): просто возникает ощущение некоторой надуманности, фальши (вот и Фия Кисида рассмеялась, прознав про игры в костюмах супергероев).
(теги: Закон, ангелы вечного надзора, ассасины с джедаевскими квантовыми мечами, тату-компьютеры...)
Пожалуй, главная претензия — фэнтезийность и невысокая степень научного правдоподобия. Практически, это квантовая фэнтези для тинейджеров, лёгкий боевичок, отшлифованный до блеска на первых страницах и поспешный к финалу.
Самый охраняемый в мире секрет вызывает дежавю — возможно, такое уже встречалось. При этом возникает логический парадокс: если во вселенных возможно все, что угодно, допустимо существование реальностей, где этого не произошло.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Прошлое (1732) — наиболее сильная и интересная часть, напомнившая поначалу путешествие к сердцу тьмы — на сей раз в исполнении ирландского мечника-иезуита, вызвавшегося, к вящей славе господней, на «самое трудное задание». Стиль написания изменяется на более традиционный для исторических произведений, устаревающий не так быстро, как стиль твёрдой НФ, блекнущий по мере развития технологий. Что особенно приятно, нашлись точки соприкосновения с недавно (пере-)прочитанным Барочным циклом и «Мыслями в Джорджии».
Но к финалу всё скатываются в обычный боевик: бурлящие воды Амазонки: с одной стороны португальские завоеватели, с другой — индейцы на каноэ, силы магии и дево Марии: крики, дым, грохот, летят стрелы и пушечные ядра... А читатель скучает: все разрешается слишком просто, на грани исполнения желаний. Последнюю часть — «Богоматерь всех миров» — можно даже не читать, чтобы не расстраиваться. Не в первый, впрочем, и не в последний раз. Бразилия, как говорил генерал де Голль, несерьёзная страна.
В конце книги, помимо глоссария, имеется также авторский плей-лист музыкальных композиций и список литературы (не слишком, имхо, обязательный).
Начало книги сработано тщательней, две линии хороши, но будущее и финал разочаровали. Хотя в итоге и «средне», попробовать тем не менее стоит.
(читал бумажное издание Gollantcz. насчет качества перевода не подскажу)
k2007, 8 сентября 2020 г.
Нельзя сказать, что роман понравился. Нельзя сказать, что не понравился. Он, скорее, оставил меня равнодушным.
Три сюжетные линии в трех разных временах, которые (как ты думаешь в процессе чтения), должны сойтись где-то в будущем повествовании. Трое главных героев, разной степени интересности. Странные события, которые вокруг этих героев происходят.
Меня не зацепило. Автор, как по мне, перегрузил книгу бразильским колоритом, этот колорит подавляет сюжет. Плюс автор придумал интересную идею, но рассказать интересно он о ней не смог (ну, мне, по крайней мере)
Ну и не оставляло ощущение, что все это уже было
scafandr, 24 июня 2019 г.
В свое время мне очень понравился «Дом дервиша» Макдональда за то, что автор смог показать мне страну, которой я никогда особо не интересовался (Турцию). Примерно того же я хотел и от «Бразильи», в которой все действие должно проходить в южноамериканской стране.
Рецепт приготовления у Макдональда довольно прост — берем страну третьего мира и научное явление, смешиваем все вместе и получаем на выходе аутентичную НФ.
В этом романе нам подают сразу 3 сюжета — из прошлого, настоящего и будущего. Как вы можете сами догадаться, где-то в каком-то месте они должны сплестись воедино и ответить на все вопросы читателей.
На мой взгляд Бразилия у Макдональда удалась. Не самая популярная страна в книжках, но она, безусловно, очень интересная. Многие вещи, о которых я читал в романе, я потом гуглил в интернете. Например, как-то в 1 ночи переключился на просмотр финала Чемпионата мира по футболу 1950 года (важное событие в книге). Капоэйра, футбол, свои виды религий, еда... Это автору удалось на славу.
В качестве науки у нас тут квантовая физика и идея мультивселенных. ничего сверхъестественного (но и в «Доме дервиша» тоже научная составляющая была не ах). К сожалению. тут мне чего-то не хватило. В середине книги я догадался, к чему в итоге все придет, поэтому финал мне показался не очень внятным и интересным.
Моя оценка блуждает где-то между 6 и 7. Очень понравилась страна и проработка автором этой темы. А вот сюжет не самый лучший, поэтому местами было интересно, местами нет. И отдельное спасибо за плейлист в конце книги — несколько имен для себя открыл.
Green_Bear, 1 марта 2016 г.
Научная фантастика ближнего прицела с упором на киберпанк и культурно-историко-географические особенности — так можно охарактеризовать целую ветвь творчества Йена Макдональда, которая включает в себя романы «Река богов», «Дом дервиша» и «Бразилья».
В данном романе Бразилия предстает перед читателем пестрым красочным карнавалом, в котором погони и схватки соседствуют с барными вечеринками, офисные заседания — с музыкальными поединками капоэйры, Санта Муэрта танцует с Любовью, влажные дебри Амазонки граничат с гигантскими мусорными холмами Тодуз-ус-Сантус, речь героев пестрит диалектами, а местные верования сшиты из католицизма, спиритизма и старинных культов. Получается эклектичный и экзотический коктейль, которому придает еще большую остроту активное использование местных жаргонов, сокращений и многочисленных отсылок к бразильским реалиям. Что-что, а погружение в ритмичную и бурлящую уличную атмосферу Рио-де-Жанейро Макдональд обеспечивает на полную катушку!
Три основных сюжетных линии, три разных временных потока сходятся издалека и затем свиваются в головокружительном узоре, сродни то ли дредам, то ли петлям квантовой гравитации, в которых время и пространство переплетаются сами с собой. Наша современница, Марселина Хоффман, сотрудница развлекательного телеканала, некогда сделала выбор в пользу яркой звездной жизни, а не размеренного и рутинного быта. Теперь она рыщет аки безжалостная акула в поисках острой и скандальной темы, которая гарантирует рейтинги и просмотры для телешоу. Новая идея толкает ее на поиски бывшего вратаря Барбозы, ставшего парией за поражение сборной в финале чемпионата мира по футболу.
В 2032 году Эдсон, предприимчивый и амбициозный ловкач, случайно сводит знакомство с квантумейрос, работающими с квантовыми компьютерами хакерами, а потом и вовсе влюбляется в одну из них. В мире, где все помечено айшэдами, где за каждым шагом следят с небес Ангелы Постоянного Надзора, очень трудно сохранить тайны, но еще труднее — выжить, когда впутался в чужие секреты. Впрочем, Эдсону, любителю скрывать под масками свои развлечения, порой нетрадиционные, не привыкать прятаться и путать следы. И последний слой — история иезуитского адмонитора, Льюиса Квинна, прибывшего в Сальвадор, чтобы расследовать деятельность собрата по Ордену, вынести приговор и привести в исполнение, если понадобится. Попутчиком же иезуита становится Робер Фалькон, географ, вольнодумец и просто мечтатель.
Взяв довольно распространенную идею о множественности миров, Макдональд инсталлирует ее на многокубитный квантовый компьютер и получает возможность вдоволь наиграться с альтернативными ветвями реальности и виртуальной моделью Мультиверсума. Так что фантдопущение получается чрезвычайно масштабным. Однако и на более локальном уровне автор добивается высокой детализации. В одних главах он прекрасно имитирует историческую прозу, отсылая читателя к эпохе испано-португальской колонизации Южной Америки, в других — то производственный роман о телешоу, то конспирологические теории. Их объединяет голубое свечение квантовых точек, а подрагивающие лезвия квант-ножей отсекают лишние сюжетные линии. Остается главная мысль: мы — люди и сами должны творить свою судьбу.
Итог: качественная НФ, в которую вплетены детектив и альтернативная история.
knihar, 21 апреля 2016 г.
Бразилия — государство будущего и всегда им останется, — в это свято верили и верят её жители.
1732 год. Бразилья, которой мы не знаем. Раздираемая португальцами и испанцами, охваченная чумой животных, заполненная христианскими проповедниками, многие из которых считают только себя подлинными Божьими избранниками. Для колонизаторов эта земля — лишь средство для обогащения, индейцы — «красное золото», созданные гнуть спину на плантациях в качестве рабов; они переданы европейцам Господом, чтобы те их подвергали испытаниям и вразумляли. Один из таких проповедников Диегу Гонсалвеш создал в дебрях Амазонки свою частную империю, которую назвал Город Бога, а всех, кто ему не покорился, объявил животными, не имеющими души (а потому обречёнными на смерть или рабство). Единственные, над кем Гонсалвеш оказался не властен, — индейцы племени игуапа, которые могут провидеть будущее. К ним Гонсалвеш отправляет всех проверяющих его деятельность иезуитов, в том числе и адмонитора Льюиса Квинна.
2006 год. Бразилия, какой мы её себе представляем. Капоэйра, самба, сериалы, феодальные войны банд в фавелах, безумие доморощенных религий, одной из которых стал футбол. В преддверие очередного чемпионата мира телепродюсер развлекательных реалити-шоу Четвёртого канала Марселина Хоффман, променявшая свои яйцеклетки на карьеру и испытывающая вампирский голод по чему-то новому и свежему, решает отыскать 85-летнего вратаря Барбозу, которого обвинили в проигрыше Рокового финала 1950 года. Ведь после Мараканасо у всей Бразилии был шок, в том числе из-за осознания того, что, может быть, они вовсе не были страной будущего, как думали о себе.
2032 год. Бразилия ближайшего будущего, к которому она так стремилась всё время и которое оказалось не таким уж и радужным. Да, развиваются квант-технологии, все пользуются айшэдами (очками-компьютерами) и напечатанными на 3 D-полимерных принтерах вещами. Но остаются фавелы, а электронные отходы образуют огромные кучи мусора, в которых копаются дети-рабы родителей-должников. Но главное — это тотальная слежка, конфиденциальность доступна только богатым и мёртвым. Информацией не владеют, но её берут взаймы. Нарушение интеллектуальной собственности карается смертью, но убийства стали развлечением в прайм-тайм. Любой клик айшэдов, любое сообщение, звонок, карта генерируют облако маркетинговой информации. Поэтому небезопасно быть кем-то одним слишком долго: нужно несколько удостоверений личности и резервных копий — по такому принципу в Сан-Паулу живёт человек со множеством лиц Эдсон Оливейра. Помогая брату избавиться от НП-чипа в украденной сумочке, Эдсон знакомится с Фиа Кисида, занимающейся взломом кодов на квантовых компьютерах.
И все главные герои книги не только из будущего, но и из настоящего и даже прошлого сталкиваются с нападениями незнакомцев, принадлежащих к таинственному Ордену, с квантовыми ножами. В целом, у Макдональда получился интересный, полный ярких этногеографических и лингвистических красок, полифонический роман, посвящённый интерпретации квантовой теории, предполагающей существование мультивселенной, где «всё вокруг — информация, всё вокруг — это мысль».
Deliann, 21 июня 2016 г.
Бразилия. С этой страной у меня с ходу ассоциируются три понятия: джунгли, футбол и карнавал (если немного поразмыслить, то можно вспомнить еще сериалы и капоэйру, но об этом не будем). Забавно, что каждое из вышеперечисленных понятий нашло свое отражение в отдельной ветке повествования романа. Но поговорим обо всем по порядку. И начнем, пожалуй, с футбола.
Лично я в отношении данного вида спорта солидарен с мнением Яна Малкольма, персонажа «Парка Юрского периода» М. Крайтона: «Взрослые мужчины, ударяющие по маленьким мячикам, в то время как остальная часть человечества платит деньги за то, чтобы им похлопать.». Футбол интересен, когда в него играешь, но даже тогда – это не более чем игра для меня. И глядя сейчас на вспышки насилия и буйства российских фанатов, связанные с текущим чемпионатом Европы, я не понимаю, почему простая игра вызывает такие реакции. Впрочем, я отвлекся. Бразильцы к своему футболу относятся с большим трепетом, и именно футболу посвящена одна из частей книги. На дворе 2006-й год, развлекательное телевидение погрузилось в пучину провокационных реалити-шоу. Продюсер Четвертого канала ищет чего-нибудь эдакого, чтобы поострее. Так рождается идея вытащить на свет вратаря сборной Бразилии на чемпионате мира 1950-го года, на которого повесили вину за проигрыш в финале, и публично судить его за грехи полувековой давности.
Теперь давайте про джунгли. Действие второй сюжетной линии разворачивается в 1733 году и заключается оно в своеобразной миссионерской миссии. Священник Льюис Квинн отправляется в самые дебри Южной Америки, дабы найти там священника-отступника Диего Гонсалвеша и направить его на путь истинный. Ну или убить, тут как получится. Так что нашему вниманию предлагается увлекательный тур по экзотическим местам бразильской глубинки. В программе чума, (не)проходимые джунгли, сплав по реке, встречи с индейцами, а также прием опасных препаратов, расширяющих сознание.
Ну а третья линия повествования отправляет нас прямиком в будущее, сбивая с толку карнавалом ярких футуристических красок и цветов. Что-то вроде киберпанка, замешанного на социальной антиутопии. Здесь довольно предприимчивый мелкий бизнесмен Эдсон встречает прекрасную, но странную девушку, затем находит ее убитой, затем вновь живой, затем происходят погони, перестрелки, и все это на фоне «Большого брата», квантовых ножей, квантовых состояний, айшедов и т.д. Просто голова кругом.
Повествовательные линии неравнозначны, кроме того, они написаны различными стилями. Мне больше всего понравилась линия 2006-го года, несмотря на мою нелюбовь к футболу. Она получилась более живой и острой, и читать ее было интереснее, нежели киберпанк и исторический роман. В целом же претензий к книге особо нет. Она не является прорывом в жанре, но представляет собой добротный фантастический роман, в котором автор отлично поработал с национальным колоритом и реальностью. Самым интересным было разгадывать, что же из описанного имело место быть в действительности. Например, проигрыш 1950-го и обвиненный в нем вратарь действительно были. Вот только умер этот вратарь в 2000-м, за шесть лет до описываемых событий. И копнуть можно еще глубже, причем не только в линии настоящего, но и в прошлом кое-что интересное зарыто.
К российскому изданию претензий также нет. Очень порадовало обилие сносок, помогающих не заблудиться в «Бразильи».
Рекомендую книгу всем любителям разнообразной фантастики, способных на полном ходу переключиться с режима чтения фантастического триллера на исторический роман и обратно.
Шербетун, 19 апреля 2019 г.
Роман «Бразилья» Йена Макдональда я решила прочитать, узнав что он получил в 2008 году Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики, и еще уйму всяких, чуть менее значимых плюшек. Произведение довольно интересное в сюжетном плане, однако чем-то кардинально новым его назвать нельзя, ведь автор взял уже существующие фантастические примочки и просто смешал их вместе. А вот в качестве «главного героя» Макдональд успешно использовал целый этнос с уникальной мультикультурой.
Роман представляет собой жгучую смесь киберпанка, детектива, исторического приключенческого романа и научной фантастики, и все это замешано на неповторимой атмосфере стран Латинской Америки, а именно Бразилии. Выигрышен такой ход автора, как использование трех временных пластов для развития событий. Но это не хронофантастика с прыжками во времени, а просто три параллельно развивающихся сюжета, которые в результате оказываются взаимосвязанными, как и все в этом мире, – тут автор обыгрывает так называемый «эффект бабочки», при этом играет с реальностью, запутывает читателя наведенными иллюзиями.
Повествование медлительное, в нем увязаешь, но скучать не приходится. И все было отлично, пока не приблизилась развязка, вот тут мне пришлось недоумевать – то ли Йен Макдональд устал и его засосало в черную дыру киберпространства (решил завершить роман по-быстрому, скомкав финал), то ли он планирует написать продолжение «Бразильи», потому что точка в произведении не проставлена, напротив, в наличии жирнющее многоточие а может и не многоточие вовсе, а иллюзия, очередная фирменная иллюзия Макдональда...
kopusha, 14 июля 2017 г.
Наконец решилась почитать Йена Макдональда. Все же он один из самых известных современных фантастов. Долго выбирала с какой книги начать знакомство с этим писателем. Индия, Бразилия или Турция? Бразилия, пожалуй. Бразилией, по крайней мере, бразильской музыкой я когда-то интересовалась. Потом интерес угас, т.к. для меня бразильская музыка (да и вообще культура Бразилии) — это слишком. В ней слишком много всего. Слишком много эмоций , слишком яркие цвета, слишком много телесности, если можно так выразиться.И жизнь и смерть находятся очень близко: и буквально, биологически — бразильские болота и джунгли просто какой-то супербиореактор, и метафизически — все эти странные культы... А в бразильской музыке, для меня слишком много ритма. Не считая босанову, т. к. босанова — это, в общем-то, такая рафинированная музыка для белых, smooth и lounge :). Вот на босанову «Бразилья» и показалась мне похожей. Не хватило мне здесь, что называется, мяса, чтобы увидеть ту самую Бразилию, со всеми её «слишком». Но это все так, моё личное мнение, ведь Бразилия для каждого своя:). Тем более, что Макдональд рассказывает в своей книге не про Бразилию, а про Бразилью :).
Теперь про книгу. В основе — интересная идея и интересная история. Реализовано классически: три повествовательных линии, разделенные во времени, рассказывают, казалось бы, совершенно о разном, но в результате оказываются частями одной общей, соединившей всех героев, истории.
Три времени: современность — самая реалистическая часть истории, прошлое (эта часть мне понравилась больше всего) — история, связанная с религией и иезуитами, а где иезуиты — там зловещие тайны и опасные приключения:) и будущее — ну такое, безрадостное, примерно как у Нила Стивенсона, в «Алмазном веке», но и там есть место жейту и наслаждению жизнью. Если повезет. А больше всего мне понравилось описание радиотрансляции Того Самого футбольного матча. Я, будучи любителем радиотрансляций, прониклась:). Не понравилось описание драк с применением приемов капоэйры, какой-то слишком справочный подход. Как-то вдруг спотыкаешься в чтении: она применила такой-то прием и при этом нога приняла — вот такое положение, а рука — вот такое. Мне не нравится читать такие описания. Похоже на методичку какую-то.
Очень хороший перевод.
Узнала про Бразилию что-то новое, ох, уж все эти словечки: жейту, малисия, кариока, маландражен, аше. А ещё в Бразилии различают дофига оттенков кожи, все эти алва, лойра, прету, морена-фешада, кор-де-конела, ух!
Не могу сказать, что книга зацепила, что сильно сопереживала кому-то из героев. Первосортное, но довольно ровное чтение. Для меня «Бразилья» больше увлекательная история, чем интересные персонажи.
Al_cluw, 24 августа 2018 г.
После прочтения романа перестал испытывать к автору предвзятое отношение, прочно укоренившееся после его романа «Дом дервиша». Тот роман, из серии «Сны разума» был невозможно сонным и неинтересным (по крайней мере, для меня). Принимался читать его раз 5, и не мог осилить первую главу. И только спустя пару месяцев, собравшись с силами и настроившись, все же дочитал.
Однако, Макдональда у нас стали издавать очень стабильно, и рассудив, что я видно, чего-то не понимаю в его творчестве, решил дать «второй шанс» и себе, и автору. Тогда была приобретена «Бразилья» в неплохой серии «ЗнаучФ», и вот руки до нее дошли.
И на этот раз книга прочиталась .. скажем так, нормально. Не скажу, чтробы я остался от нее в восторге, но интерес присутствовал периодически-постоянно. Главным образом, интересно было читать о «третьем» витке времени — XVIII веке и времени конкистадорства и Богоматери. На мой взгляд, это наиболее интересная тема. Затем, время наших реалий (ну, почти наших), ТВ и «кухня» продюссеров и режиссеров показана интересно. Опять же — Бразилия без футбола и не Бразилия вовсе. Поэтому линия про вратаря, на мой взгляд, была вполне к месту. Интересный момент — в свете недавно прошедшего в России ЧМ по футболу можно сделать резюме — Макдональд, хоть и фантаст, но подобного результата от бразильской сборной явно не мог предугадать)) И наконец, появление «второй» Марселины внесло дополнительный привкус в повествование. Ну а время недалекого будущего, в котором так много от современных событий, плюс еще похождения геев — без них теперь никак?, автор нарисовал может быть и любопытно, но мне было абсолютно наплевать, что там с ними происходит. И возникает вопрос — а зачем они нужны? Неужели теперь обязательно всякую шнягу надо вносить в текст, чтобы его продать?
Финальная часть, которая просто обязана была свести все 3 временные линии, получилась довольно ожидаемой. По крайней мере, расстановку «хранителей» я угадал.
В итоге — роман изменил мое отношение к автору, за исключением мелких придирок книга смотрится неплохо, и даже фантастично. Так что теперь надо будет ознакомиться с историями о Луне.