Жёсткая сказка для взрослых детей
О серии Алексея Олейникова ««Дженни Далфин и Скрытые
Жила-была в современной Англии девочка. Звали её Дженни Далфин, не
было у неё ни мамы, ни папы, а только дедушка, да и то приёмный. А ещё эта
девочка жила в небольшом частном цирке, ассистировала деду-фокуснику и
занималась акробатикой. Словом, самая обычная жизнь... Но однажды...
Так могла бы выглядеть аннотация к первой книге фэнтезийного цикла
Алексея Олейникова «Дженни Далфин и Скрытые земли». И, как все аннотации,
она, правдиво излагая факты, ничего не говорила бы по существу. А по
существу – перед нами вовсе не милая добрая сказка, а жесткий триллер,
который быстро захватывает читательское внимание и держит на протяжении
всех шести романов. Сразу скажу – хотя эти книги про детей (большинство
главных героев – подростки), но я бы не рекомендовал их совсем уж юному
читателю. Не только потому, что происходит много страшного и жестокого, но
главным образом из-за того, что здесь нет свойственной детской литературе
этической прямолинейности. То есть у Олейникова в сюжете имеются оба
полюса, и добра, и зла – но, как и в реальной жизни, и добро не абсолютное, и
зло не карикатурное. Причём граница между добром и злом зачастую проходит
не между «нашими» и «ихними», а внутри человеческой души. Всё оказывается
неоднозначно, героев мучают метафизические вопросы, финальная победа
добра выглядит довольно скромно. Хеппи эндом и не пахнет. Словом, не для
начальной школы. Наверное, всё-таки как минимум 14+.
Но в том-то и дело, что этот, по сути, взрослый фэнтезийный цикл
замаскирован под литературу для младших подростков. Во всяком случае,
почти вся первая книга, «Девочка и химера», кажется ориентированной на
школьников 12–13 лет. По языку, по антуражу, по сюжетной линии. А вот
ближе к финалу и во всех последующих книгах цикла текст становится всё
более и более взрослым. Это проявляется в деталях описания, в
психологических нюансах и в том трудноопределимом, что можно назвать
«настроением».
Хорошо это или плохо? Если плохо, то лишь в том смысле, что отсекает
младшую аудиторию, которую, пользуясь библейской аналогией, следовало бы
«питать молоком». А здесь – твёрдая пища.
Впрочем, ближе к делу. Надо всё ж таки обозначить декорации, в которых
происходит действие.
Итак, в незапамятные времена возникло сообщество людей-волшебников
«Магус», взявшее на себя роль посредника между человечеством и «первыми» –
то есть эльфами, гномами, троллями, феями и прочей волшебной фауной. Затем,
полторы тысячи лет назад, случилась великая битва между людьми и
«первыми», в которой «Магус» принял сторону людей, в результате чего мир
оказался расколот на две части – «Внешние земли» (наша нынешняя вселенная)
и «Внутренние земли» (некое иное измерение бытия, куда изгнали почти всех
«первых»). Между мирами – труднопреодолимый барьер. С тех пор функция
людей «Магуса» изменилась – они стали пограничниками, не позволяющими
волшебному народцу прорваться во Внешние земли. А прорывы случаются.
Кроме того, есть и «конкурирующая фирма» – так называемые «темники».
Это чёрные маги, потерявшие большую часть своей силы после ухода «первых»
и потому крайне обиженные на «Магус». Утрату прежней мощи они возмещают
использованием алхимии и прямыми контактами с демонами. И, конечно, мстят
«Магусу». Войны между «тёмными» и «светлыми» тянутся столетиями, и лишь
в XIX веке сменяются хрупким перемирием. Которое рухнуло из-за
необдуманных действий главной героини, Дженни Далфин.
Прямо скажем, декорации не столь уж оригинальные. Но важнее всё-таки
не они сами, а тот спектакль, что играется на их фоне.
Собственно, стержень сюжета всех шести книг цикла – война между
темниками (которых возглавляет харизматичный лидер Альберт Фреймус,
мечтающий уничтожить преграду между Внешними и Внутренними землями) и
«Магусом», который возглавляет... В том-то и дело, что, фактически, никто не
возглавляет. Формально у «Магуса» есть руководство, но расположено оно в
неком пограничье между мирами, на архипелаге Авалон, состоит из шести
конкурирующих ведомств – и крайне не заинтересовано в войне. Что же
касается нашего мира (Внешних земель), то там «Магус» представлен в виде
небольших сообществ, чаще всего маскирующихся под циркачей (в одном
таком сообществе, английском Магусе, и жила Дженни Далфин, первые
тринадцать лет своей жизни и не подозревая, что вокруг нее – волшебники, да и
она сама волшебница высшего разряда).
Бессмысленно пересказывать ход событий и раскрывать сюжетные
интриги. Замечу только, что в третьей книге цикла появляется другой главный
герой, подросток Арвет Андерсен, и так завязывается романтическая линия –
которая крайне точно развивается психологически и, вместе с тем, более чем
целомудренна.
Теперь о том, ради чего все эти декорации, ради чего поставленный в них
спектакль. Иначе говоря, каков авторский посыл? Кроме, разумеется,
банальностей о том, что добро это хорошо, а зло – плохо.
Тут, на мой взгляд, есть несколько стержневых идей. Во-первых, идея
служения, идея долга. Вот есть «Магус», и его члены обязаны защищать людей
от потусторонних созданий. Обязаны – несмотря на естественное желание жить
обычной человеческой жизнью, несмотря на сложные взаимоотношения внутри
самого «Магуса», несмотря на свои личные слабости, пороки. И, естественно,
перед героями встаёт вопрос: а почему? Тем более, что в «Магус» невозможно
вступить, подобно тому, как штатский человек, теоретически, может записаться
в армию. Чтобы быть членом «Магуса», надо родиться от членов «Магуса».
Иными словами, перед нами некий народ, у которого есть историческое
предназначение. А значит, рано или поздно у многих появляется мысль: «За что
мне такое счастье? Я не просил о нём! Отстаньте от меня, дайте пожить по-
человечески!» Главную героиню, Дженни Далфин, периодически мучают такие
сомнения. Не правда ли, это похоже на реалии нашей жизни? Здесь, по сути,
встает известный богословский вопрос: как соотносится свобода воли человека
с Божиим Промыслом о нём?
Во-вторых, это представление о том, что граница между «своими» и
«чужими» зыбкая, и те, кто считается «своими» – например, такие же люди
«Магуса», как и ты – могут на поверку оказаться чужими. И не только из-за
явного предательства (как, например, у владыки Талоса, возглавлявшего суд
«Магуса»), но и в силу иного представления о методах достижения общей цели.
Таковы, например, «Лекари» Авалона – ведомство, являющееся для «Магуса»
чем-то вроде службы собственной безопасности. Они, к примеру, ведут тайную
охоту на Дженни Далфин, стремятся её убить – не по злобе, а исходя из своего
понимания долга. Им кажется, что такая сильная волшебница, Видящая, крайне
опасна для человечества, и потому «лучше нам, чтобы один человек умер за
людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Евангелие от Иоанна, 11:50). Вообще,
Авалон, поначалу воспринимающийся как оплот добра и света, при ближайшем
рассмотрении оказывается тем ещё гадючником. Поэтому, выполняя свой долг,
борясь со злом, не надейся на всеобщую поддержку. Линия фронта – куда более
извилиста, чем может показаться. Свои могут предать, а враги – стать если не
сторонниками, то временными союзниками (как это происходит с Калебом
Линдоном, который вроде как изменил «Магусу», сотрудничал с главным
темником Фреймусом, но на самом деле всё время вёл свою игру).
В-третьих, это идея жертвы. Точнее, идея, что нельзя брать, не отдавая.
Так, между прочим, устроено и волшебство людей «Магуса». За каждое
магическое воздействие им приходится так или иначе платить – здоровьем ли,
состоянием ли духа, или даже более серьёзно – как, например, приёмный дед
Дженни, Марко Франчелли, заплатил однажды тридцатью годами жизни и в
сорок лет стал семидесятилетним стариком. Но возможна плата и другого рода,
уже ближе к понятию «жертва», когда ты отказываешься от чего-то очень
дорогого не в силу внешней необходимости, а исключительно по собственной
воле и исходя из альтруистической мотивации. В финале цикла, к примеру,
Арвет отказался от своей любви к Дженни, ушёл от нее навсегда – ради того,
чтобы сохранить ей жизнь (уж так сложились обстоятельства, что спасти
любимую он мог только отказавшись от неё). И такая жертва тяжелее, чем
жертвовать жизнью за други своя на поле боя. То есть никакого бесплатного
сыра! Прежде, чем чем-то воспользоваться, десять раз подумай, какова цена, но
ради спасения своих близких будь готов заплатить любую цену.
Пару слов о том, как всё это написано. Написано ярко, язык, что
называется, «вкусный». Не удержусь от характерной цитаты: «Бранд немедля
заткнулся, но было поздно – остальные члены его пятёрки взглядами
изничтожили своего командира на корню. Если бы он был деревом, то уже бы
вспыхнул. Но если бы он и был деревом, то точно дубом, а дуб плохо горит».
Что касается композиции, то автор, как правило, использует распространённый,
но эффективный приём резкого смещения планов, переключается на
происходящее с другими героями, каждый раз обрываясь на самом волнующем
месте – и это создаёт постоянное читательское напряжение.
Впрочем, есть в цикле тема, вызвавшая у меня резкое несогласие. Это
введение в сюжет христианской линии. Арвет Андерсен, до того, как встретился
с Дженни, прислуживает в лютеранском храме, собирается стать священником.
И вдруг бац – попадает в мир магии, колдовства, «первых». К разговору о
жертве и цене – в финале третьей книги он, чтобы быть рядом с Дженни,
отказывается от своей веры и становится шаманом. Не то чтобы совсем
отказывается, какая-то остаточная вера во Христа у него все же остается, но он
погружается в то, что с христианским вероучением никак не совместимо.
Почему эта линия, на мой взгляд, лишняя? Потому что без нее вся эта
магическая начинка смотрелась бы просто как декорации, как условность
притчи – притчи, которая могла быть прочитана и осмыслена всеми,
безотносительно к личной мировоззренческой позиции. Но стоило упомянуть
Христа – и резко сменилась парадигма. Теперь у верующего читателя,
сопереживающего Арвету (а эффект сопереживания там мощный) возникает
ситуация внутреннего выбора: а как поступил бы я? Тоже отказался бы от
Христа ради любимой девушки? И таким образом подростковый сериал,
призванный пробуждать в юных читателях светлые порывы, на деле может их,
читателей, разделить. Тема-то сама по себе глубокая, важная, тема для большой
литературы – но уместна ли она в данном случае?
Впрочем, всё это не отменяет сказанного ранее: что от цикла «Дженни
Далфин и Скрытые земли» трудно оторваться и что там есть нечто большее,
нежели просто занимательный сюжет.
Виталий Каплан