Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 июля 2015 г. 20:42

Редакция АСТ-Майнстрим обнародовала шорт-лист своего таинственного конкурса Лучший молодежный бестселлер (что само по себе странно, если вспомнить значение слова бестселлер). Полагаю, более логичное название "Лучший молодежный мы надеемся бестселлер" было отвергнуто маркетологами.

Итак ШОРТ-ЛИСТ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА «Лучший молодежный бестселлер — 2015»:

НОВАЯ СКАЗКА

Ильин Сергей, Дружинина Мария — «Сказки из разных стран»

Наумова Ирина — «Принцесса Шишка»

Фадеева Ольга — «Школа благородных мышей»

ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Алмазова Оксана— «Школьный детектив»

Грибова Ольга — «Лёля с Водохлёбом ведут расследование или детективное агентство "Зачемка и Почемучка"»

Роньшин Валерий — Сыскное агентство «Бимбамбом»

ЛУЧШАЯ СТРАШИЛКА

Венедиктова Юлия — «Пожиратель воспоминаний. Призрачный рассвет»

Павликов Валерий — «Заклятье озера змей»

РОМАНТИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Азарнова Любовь — «Короткометражки из жизни или Что в голове у таракана»

Анна Джейн — «Белые искры снега»

Смелик Эльвира, Осипов Александр — «Пятое время года»

Сухова Елена — «Гламур кромешный»

ФЭНТЕЗИ & ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Авдюхина София, Козинаки Марина — «По ту сторону реки»

Вологжанина Алла — «Детеныш»

Горюнова Ирина — «Уроки магии команды Z»

Гаммер Ефим — «Рони Глинчел — сын Земли и Звездного Луча»

Грибова Ольга — «Тенеловы. Сердце ночи»

Екатерина Скрыльникова — «Мишка»

Зазовка Катя — «Нечистик»

Калугин Егор — «Белая крепость»

Левандовский Дмитрий — «Сказки Шепчущего леса»

Малышев Владислав — «Секрет Алой книги»

Медведникова Влада — «Предвестники Мельтиара»

Провоторов Алексей — «Эдна»

Прусаков Андрей — «Земля чудовищ»

Степанова Александра — «Пятая Бездна», «Первая смена Янки Колесниковой»

Янге Елена — «Подарок шамана»

ШЕДЕВРЫ ФАНТАСТИКИ

Грибов Павел — «Великолепный зверь»

Ливанова Мария — «Пятнадцатое Рождество»

Наумова Ирина — «Приключения Магадана Калашникова и его верного друга Крупы»

Пименова Евгения — «Партия»

Силоч Юрий — «Некондиционный»

https://vk.com/lmbkonkurs


Статья написана 12 июля 2015 г. 23:13

Жёсткая сказка для взрослых детей

О серии Алексея Олейникова ««Дженни Далфин и Скрытые

Жила-была в современной Англии девочка. Звали её Дженни Далфин, не

было у неё ни мамы, ни папы, а только дедушка, да и то приёмный. А ещё эта

девочка жила в небольшом частном цирке, ассистировала деду-фокуснику и

занималась акробатикой. Словом, самая обычная жизнь... Но однажды...

Так могла бы выглядеть аннотация к первой книге фэнтезийного цикла

Алексея Олейникова «Дженни Далфин и Скрытые земли». И, как все аннотации,

она, правдиво излагая факты, ничего не говорила бы по существу. А по

существу – перед нами вовсе не милая добрая сказка, а жесткий триллер,

который быстро захватывает читательское внимание и держит на протяжении

всех шести романов. Сразу скажу – хотя эти книги про детей (большинство

главных героев – подростки), но я бы не рекомендовал их совсем уж юному

читателю. Не только потому, что происходит много страшного и жестокого, но

главным образом из-за того, что здесь нет свойственной детской литературе

этической прямолинейности. То есть у Олейникова в сюжете имеются оба

полюса, и добра, и зла – но, как и в реальной жизни, и добро не абсолютное, и

зло не карикатурное. Причём граница между добром и злом зачастую проходит

не между «нашими» и «ихними», а внутри человеческой души. Всё оказывается

неоднозначно, героев мучают метафизические вопросы, финальная победа

добра выглядит довольно скромно. Хеппи эндом и не пахнет. Словом, не для

начальной школы. Наверное, всё-таки как минимум 14+.

Но в том-то и дело, что этот, по сути, взрослый фэнтезийный цикл

замаскирован под литературу для младших подростков. Во всяком случае,

почти вся первая книга, «Девочка и химера», кажется ориентированной на

школьников 12–13 лет. По языку, по антуражу, по сюжетной линии. А вот

ближе к финалу и во всех последующих книгах цикла текст становится всё

более и более взрослым. Это проявляется в деталях описания, в

психологических нюансах и в том трудноопределимом, что можно назвать

«настроением».

Хорошо это или плохо? Если плохо, то лишь в том смысле, что отсекает

младшую аудиторию, которую, пользуясь библейской аналогией, следовало бы

«питать молоком». А здесь – твёрдая пища.

Впрочем, ближе к делу. Надо всё ж таки обозначить декорации, в которых

происходит действие.

Итак, в незапамятные времена возникло сообщество людей-волшебников

«Магус», взявшее на себя роль посредника между человечеством и «первыми» –

то есть эльфами, гномами, троллями, феями и прочей волшебной фауной. Затем,

полторы тысячи лет назад, случилась великая битва между людьми и

«первыми», в которой «Магус» принял сторону людей, в результате чего мир

оказался расколот на две части – «Внешние земли» (наша нынешняя вселенная)

и «Внутренние земли» (некое иное измерение бытия, куда изгнали почти всех

«первых»). Между мирами – труднопреодолимый барьер. С тех пор функция

людей «Магуса» изменилась – они стали пограничниками, не позволяющими

волшебному народцу прорваться во Внешние земли. А прорывы случаются.

Кроме того, есть и «конкурирующая фирма» – так называемые «темники».

Это чёрные маги, потерявшие большую часть своей силы после ухода «первых»

и потому крайне обиженные на «Магус». Утрату прежней мощи они возмещают

использованием алхимии и прямыми контактами с демонами. И, конечно, мстят

«Магусу». Войны между «тёмными» и «светлыми» тянутся столетиями, и лишь

в XIX веке сменяются хрупким перемирием. Которое рухнуло из-за

необдуманных действий главной героини, Дженни Далфин.

Прямо скажем, декорации не столь уж оригинальные. Но важнее всё-таки

не они сами, а тот спектакль, что играется на их фоне.

Собственно, стержень сюжета всех шести книг цикла – война между

темниками (которых возглавляет харизматичный лидер Альберт Фреймус,

мечтающий уничтожить преграду между Внешними и Внутренними землями) и

«Магусом», который возглавляет... В том-то и дело, что, фактически, никто не

возглавляет. Формально у «Магуса» есть руководство, но расположено оно в

неком пограничье между мирами, на архипелаге Авалон, состоит из шести

конкурирующих ведомств – и крайне не заинтересовано в войне. Что же

касается нашего мира (Внешних земель), то там «Магус» представлен в виде

небольших сообществ, чаще всего маскирующихся под циркачей (в одном

таком сообществе, английском Магусе, и жила Дженни Далфин, первые

тринадцать лет своей жизни и не подозревая, что вокруг нее – волшебники, да и

она сама волшебница высшего разряда).

Бессмысленно пересказывать ход событий и раскрывать сюжетные

интриги. Замечу только, что в третьей книге цикла появляется другой главный

герой, подросток Арвет Андерсен, и так завязывается романтическая линия –

которая крайне точно развивается психологически и, вместе с тем, более чем

целомудренна.

Теперь о том, ради чего все эти декорации, ради чего поставленный в них

спектакль. Иначе говоря, каков авторский посыл? Кроме, разумеется,

банальностей о том, что добро это хорошо, а зло – плохо.

Тут, на мой взгляд, есть несколько стержневых идей. Во-первых, идея

служения, идея долга. Вот есть «Магус», и его члены обязаны защищать людей

от потусторонних созданий. Обязаны – несмотря на естественное желание жить

обычной человеческой жизнью, несмотря на сложные взаимоотношения внутри

самого «Магуса», несмотря на свои личные слабости, пороки. И, естественно,

перед героями встаёт вопрос: а почему? Тем более, что в «Магус» невозможно

вступить, подобно тому, как штатский человек, теоретически, может записаться

в армию. Чтобы быть членом «Магуса», надо родиться от членов «Магуса».

Иными словами, перед нами некий народ, у которого есть историческое

предназначение. А значит, рано или поздно у многих появляется мысль: «За что

мне такое счастье? Я не просил о нём! Отстаньте от меня, дайте пожить по-

человечески!» Главную героиню, Дженни Далфин, периодически мучают такие

сомнения. Не правда ли, это похоже на реалии нашей жизни? Здесь, по сути,

встает известный богословский вопрос: как соотносится свобода воли человека

с Божиим Промыслом о нём?

Во-вторых, это представление о том, что граница между «своими» и

«чужими» зыбкая, и те, кто считается «своими» – например, такие же люди

«Магуса», как и ты – могут на поверку оказаться чужими. И не только из-за

явного предательства (как, например, у владыки Талоса, возглавлявшего суд

«Магуса»), но и в силу иного представления о методах достижения общей цели.

Таковы, например, «Лекари» Авалона – ведомство, являющееся для «Магуса»

чем-то вроде службы собственной безопасности. Они, к примеру, ведут тайную

охоту на Дженни Далфин, стремятся её убить – не по злобе, а исходя из своего

понимания долга. Им кажется, что такая сильная волшебница, Видящая, крайне

опасна для человечества, и потому «лучше нам, чтобы один человек умер за

людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Евангелие от Иоанна, 11:50). Вообще,

Авалон, поначалу воспринимающийся как оплот добра и света, при ближайшем

рассмотрении оказывается тем ещё гадючником. Поэтому, выполняя свой долг,

борясь со злом, не надейся на всеобщую поддержку. Линия фронта – куда более

извилиста, чем может показаться. Свои могут предать, а враги – стать если не

сторонниками, то временными союзниками (как это происходит с Калебом

Линдоном, который вроде как изменил «Магусу», сотрудничал с главным

темником Фреймусом, но на самом деле всё время вёл свою игру).

В-третьих, это идея жертвы. Точнее, идея, что нельзя брать, не отдавая.

Так, между прочим, устроено и волшебство людей «Магуса». За каждое

магическое воздействие им приходится так или иначе платить – здоровьем ли,

состоянием ли духа, или даже более серьёзно – как, например, приёмный дед

Дженни, Марко Франчелли, заплатил однажды тридцатью годами жизни и в

сорок лет стал семидесятилетним стариком. Но возможна плата и другого рода,

уже ближе к понятию «жертва», когда ты отказываешься от чего-то очень

дорогого не в силу внешней необходимости, а исключительно по собственной

воле и исходя из альтруистической мотивации. В финале цикла, к примеру,

Арвет отказался от своей любви к Дженни, ушёл от нее навсегда – ради того,

чтобы сохранить ей жизнь (уж так сложились обстоятельства, что спасти

любимую он мог только отказавшись от неё). И такая жертва тяжелее, чем

жертвовать жизнью за други своя на поле боя. То есть никакого бесплатного

сыра! Прежде, чем чем-то воспользоваться, десять раз подумай, какова цена, но

ради спасения своих близких будь готов заплатить любую цену.

Пару слов о том, как всё это написано. Написано ярко, язык, что

называется, «вкусный». Не удержусь от характерной цитаты: «Бранд немедля

заткнулся, но было поздно – остальные члены его пятёрки взглядами

изничтожили своего командира на корню. Если бы он был деревом, то уже бы

вспыхнул. Но если бы он и был деревом, то точно дубом, а дуб плохо горит».

Что касается композиции, то автор, как правило, использует распространённый,

но эффективный приём резкого смещения планов, переключается на

происходящее с другими героями, каждый раз обрываясь на самом волнующем

месте – и это создаёт постоянное читательское напряжение.

Впрочем, есть в цикле тема, вызвавшая у меня резкое несогласие. Это

введение в сюжет христианской линии. Арвет Андерсен, до того, как встретился

с Дженни, прислуживает в лютеранском храме, собирается стать священником.

И вдруг бац – попадает в мир магии, колдовства, «первых». К разговору о

жертве и цене – в финале третьей книги он, чтобы быть рядом с Дженни,

отказывается от своей веры и становится шаманом. Не то чтобы совсем

отказывается, какая-то остаточная вера во Христа у него все же остается, но он

погружается в то, что с христианским вероучением никак не совместимо.

Почему эта линия, на мой взгляд, лишняя? Потому что без нее вся эта

магическая начинка смотрелась бы просто как декорации, как условность

притчи – притчи, которая могла быть прочитана и осмыслена всеми,

безотносительно к личной мировоззренческой позиции. Но стоило упомянуть

Христа – и резко сменилась парадигма. Теперь у верующего читателя,

сопереживающего Арвету (а эффект сопереживания там мощный) возникает

ситуация внутреннего выбора: а как поступил бы я? Тоже отказался бы от

Христа ради любимой девушки? И таким образом подростковый сериал,

призванный пробуждать в юных читателях светлые порывы, на деле может их,

читателей, разделить. Тема-то сама по себе глубокая, важная, тема для большой

литературы – но уместна ли она в данном случае?

Впрочем, всё это не отменяет сказанного ранее: что от цикла «Дженни

Далфин и Скрытые земли» трудно оторваться и что там есть нечто большее,

нежели просто занимательный сюжет.

Виталий Каплан


Статья написана 11 июля 2015 г. 19:03

Подозрительная личность — эта обезьянка Чи-чи. Она вламывается ночью, в дом к Айболиту, с обрывком веревки на шее и тут же начинает втирать доверчивому доктору мутную историю про злого шарманщика. Очевидно, Чи-чи владеет цыганским гипнозом, поскольку доктор верит ей безоговорочно. Настолько, что с помощью недалекого, но верного пса Аввы прогоняет Бармалея, который пытается задержать Чи-чи. Очевидно, Бармалей не обладает всей полнотой власти в той стране, где живет Айболит, поэтому вынужден удалиться. Бармалей никто иной, как федеральный маршал или шериф, который преследует ловкого и хитрого преступника, сбежавшего прямо с виселицы. Причем стоит заметить, что Чи-чи не просто воровка на доверии, а опасная и изощренная преступница (японская макака?), возможно, глава клана якудза, которая с восточным коварством вовлекает Айболита в свои сети. Стоит задуматься и о истинных причинах экспедиции в Африку, — доктор верит слову какой-то залетной ласточки и отправляется лечить больных обезьян (у них болит живот — возможно, это дизентерия, бич колониальных войск) причем обстоятельства складываются удивительным образом в пользу Айболита. Робинзон, который просто так отдает ему корабль, дельфины, которые его спасают и так далее.А чем он лечит обезьян — яблоками, сахаром и градусниками? Нет, рассказчик допускает важную оговорку — он дает им "вкусное лекарство", после которого обезьянам стало намного лучше. Это не что иное, как опиаты, который доктор, как медик, может беспрепятственно провозить и использовать. Впрочем, в конце доктор сам попадает во власть наркотического дурмана, он теряет контроль над собственным разумом, его одолевают причудливые видения — ему чудится, что обезьяны дарят ему тяни-толкая, чудовище, которого не может быть. (Впрочем, о семантике тяни-толкая стоит поговорить отдельно, это архитепическая фигура, она символизирует вообще тщету человеческих усилий, то есть доктор, возможно, на дне наркотического безумия все же прозревает, понимая, что его цинично использовали). Стоит задуматься над истинным смыслом этой сказки.


Статья написана 4 июня 2015 г. 08:45

Разворачивается скандал вокруг РАО (российского авторского общества), глава которого, видимо, не по чину себе позволил замок в Шотландии за миллион евро. Бог с ним, одним казнокрадом больше, одним меньше, сие неважно. У меня сугубо практический вопрос — а кто-нибудь из собратьев-фантастов хоть какие-то копейки у РАО выцарапывал? Если да, то как?


Статья написана 4 июня 2015 г. 08:40

Беседа с ГЕОРГИЕМ МАЛИНЕЦКИМ, математиком, профессором бывший замдиректора Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, специалистом по исследованиям хаотических процессов, управлению рисками, прогнозам и моделированию кризисов и мировой динамики и соавтором Сергея Петровича Капицы по книге «Синергетика и прогнозы будущего».

"Если ХХ век исследовал отдельные объекты, то в центре внимания XXI века, видимо, будут целые системы. Будет осознано некое единство реальности. Одни и те же мысли, настроения, дух, проблемы пронизывают искусство, мироощущение, науку. У Мандельштама есть книга о творчестве Данте, где он настаивает на пророческой сущности поэзии: нечто, что ученые откроют позже, уже живет — как мечта, как сознание. Очень любопытно в этом плане начало ХХ века. Герберт Уэллс пишет роман об атомной бомбе. Сейчас обнародована роспись встреч Сталина — и оказывается, он провел много часов, беседуя с В. И. Вернадским, который говорил, что уран станет главной силой ХХ века, хотя еще не было никаких ключевых экспериментов, которые подтвердили бы факт самопроизвольного деления, вели к созданию бомбы. Мало того, мы имеем некоторое своеобразное программирование. Огромную роль в американском атомном проекте сыграл физик венгерского происхождения Лео Силард. Он прочитал Уэллса, начал на эту тему размышлять — и понял, что пора действовать. Знаменитое письмо Эйнштейна Рузвельту о том, что возможно создание атомной бомбы, в огромной степени инициировано им. У нас: сессия академии наук, 1941 год. Что говорит Вернадский? «Пора заниматься урановыми делами». Не имея никакой разведывательной информации, он заглядывал в будущее. Было ощущение, хотя не было какого‑либо информационного подкрепления."


"Л. Д.

Я правильно понимаю, что эти открытия позволяют и ученым, и профанам экстраполировать теорию хаоса на повседневную жизнь — экономику, понимание истории?

Г. М.

Конечно! Смотрите, вот одна из довольно очевидных вещей. У нас нет единой траектории, одного пути в будущее, возможны варианты. Вот мы развиваемся — ваша компания, журнал, страна. Если мы следуем Лапласу, Ньютону, то у нас нет свободы воли, мы абсолютно предсказуемы. Это еще хуже, чем у Шекспира, потому что Лаплас говорит: мы не просто театр, а кукольный театр. У нас есть определенные траектории, и все уже предусмотрено, нет вариантов. Собственно, центральный миф всей античности, миф об Эдипе, о чем он? Отцу Эдипа дал предсказание дельфийский оракул, что ребенок, которого он родил, убьет его, женится на своей матери и погубит город. Тот делает все, чтобы этого не произошло, велит казнить ребенка и т. д., но предсказание исполняется. Идея предопределенности.

По-видимому, в огромном количестве ситуаций случайности несущественны. Масса разных причин, масса за и против. Но есть нужное место, нужное время, есть то, что Лоренц назвал «эффектом бабочки». Если бабочка взмахнула крылом в правильное время в правильном месте, то через три недели — ну или смотря, каков горизонт прогноза, — это может вызвать разрушительный ураган за сотни километров от этого места. Или общественные вещи: ведь если такая возможность присутствует, то есть шанс развалить государство по телефону. Я даю вам информацию, вы начинаете обдумывать, она меняет ваши действия и т. д. Мы чуть‑чуть сдвигаем траекторию — и эта сдвинутая траектория может привести совсем не туда, куда ожидали. Области неопределенности мы назвали областями джокера, от joker — «шутник», карты, которую можно назначить любой другой картой. Представьте себе, что мы играем в покер. Если есть джокер, то вы ни в чем не уверены: возможно, у меня есть джокер и я назначу его тузом. Поэтому степень неопределенности резко растет. И вот в этих точках как раз играет хаос.Л. Д.

Я правильно понимаю, что эти открытия позволяют и ученым, и профанам экстраполировать теорию хаоса на повседневную жизнь — экономику, понимание истории?

Г. М.

Конечно! Смотрите, вот одна из довольно очевидных вещей. У нас нет единой траектории, одного пути в будущее, возможны варианты. Вот мы развиваемся — ваша компания, журнал, страна. Если мы следуем Лапласу, Ньютону, то у нас нет свободы воли, мы абсолютно предсказуемы. Это еще хуже, чем у Шекспира, потому что Лаплас говорит: мы не просто театр, а кукольный театр. У нас есть определенные траектории, и все уже предусмотрено, нет вариантов. Собственно, центральный миф всей античности, миф об Эдипе, о чем он? Отцу Эдипа дал предсказание дельфийский оракул, что ребенок, которого он родил, убьет его, женится на своей матери и погубит город. Тот делает все, чтобы этого не произошло, велит казнить ребенка и т. д., но предсказание исполняется. Идея предопределенности.

По-видимому, в огромном количестве ситуаций случайности несущественны. Масса разных причин, масса за и против. Но есть нужное место, нужное время, есть то, что Лоренц назвал «эффектом бабочки». Если бабочка взмахнула крылом в правильное время в правильном месте, то через три недели — ну или смотря, каков горизонт прогноза, — это может вызвать разрушительный ураган за сотни километров от этого места. Или общественные вещи: ведь если такая возможность присутствует, то есть шанс развалить государство по телефону. Я даю вам информацию, вы начинаете обдумывать, она меняет ваши действия и т. д. Мы чуть‑чуть сдвигаем траекторию — и эта сдвинутая траектория может привести совсем не туда, куда ожидали. Области неопределенности мы назвали областями джокера, от joker — «шутник», карты, которую можно назначить любой другой картой. Представьте себе, что мы играем в покер. Если есть джокер, то вы ни в чем не уверены: возможно, у меня есть джокер и я назначу его тузом. Поэтому степень неопределенности резко растет. И вот в этих точках как раз играет хаос."

«Мы можем надеяться только на пращу»





  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх