Не могу не разместить очень


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» > Не могу не разместить очень большую и качественную рецензию Виталия Каплана на серию ДД
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Не могу не разместить очень большую и качественную рецензию Виталия Каплана на серию ДД

Статья написана 12 июля 2015 г. 23:13

Жёсткая сказка для взрослых детей

О серии Алексея Олейникова ««Дженни Далфин и Скрытые

Жила-была в современной Англии девочка. Звали её Дженни Далфин, не

было у неё ни мамы, ни папы, а только дедушка, да и то приёмный. А ещё эта

девочка жила в небольшом частном цирке, ассистировала деду-фокуснику и

занималась акробатикой. Словом, самая обычная жизнь... Но однажды...

Так могла бы выглядеть аннотация к первой книге фэнтезийного цикла

Алексея Олейникова «Дженни Далфин и Скрытые земли». И, как все аннотации,

она, правдиво излагая факты, ничего не говорила бы по существу. А по

существу – перед нами вовсе не милая добрая сказка, а жесткий триллер,

который быстро захватывает читательское внимание и держит на протяжении

всех шести романов. Сразу скажу – хотя эти книги про детей (большинство

главных героев – подростки), но я бы не рекомендовал их совсем уж юному

читателю. Не только потому, что происходит много страшного и жестокого, но

главным образом из-за того, что здесь нет свойственной детской литературе

этической прямолинейности. То есть у Олейникова в сюжете имеются оба

полюса, и добра, и зла – но, как и в реальной жизни, и добро не абсолютное, и

зло не карикатурное. Причём граница между добром и злом зачастую проходит

не между «нашими» и «ихними», а внутри человеческой души. Всё оказывается

неоднозначно, героев мучают метафизические вопросы, финальная победа

добра выглядит довольно скромно. Хеппи эндом и не пахнет. Словом, не для

начальной школы. Наверное, всё-таки как минимум 14+.

Но в том-то и дело, что этот, по сути, взрослый фэнтезийный цикл

замаскирован под литературу для младших подростков. Во всяком случае,

почти вся первая книга, «Девочка и химера», кажется ориентированной на

школьников 12–13 лет. По языку, по антуражу, по сюжетной линии. А вот

ближе к финалу и во всех последующих книгах цикла текст становится всё

более и более взрослым. Это проявляется в деталях описания, в

психологических нюансах и в том трудноопределимом, что можно назвать

«настроением».

Хорошо это или плохо? Если плохо, то лишь в том смысле, что отсекает

младшую аудиторию, которую, пользуясь библейской аналогией, следовало бы

«питать молоком». А здесь – твёрдая пища.

Впрочем, ближе к делу. Надо всё ж таки обозначить декорации, в которых

происходит действие.

Итак, в незапамятные времена возникло сообщество людей-волшебников

«Магус», взявшее на себя роль посредника между человечеством и «первыми» –

то есть эльфами, гномами, троллями, феями и прочей волшебной фауной. Затем,

полторы тысячи лет назад, случилась великая битва между людьми и

«первыми», в которой «Магус» принял сторону людей, в результате чего мир

оказался расколот на две части – «Внешние земли» (наша нынешняя вселенная)

и «Внутренние земли» (некое иное измерение бытия, куда изгнали почти всех

«первых»). Между мирами – труднопреодолимый барьер. С тех пор функция

людей «Магуса» изменилась – они стали пограничниками, не позволяющими

волшебному народцу прорваться во Внешние земли. А прорывы случаются.

Кроме того, есть и «конкурирующая фирма» – так называемые «темники».

Это чёрные маги, потерявшие большую часть своей силы после ухода «первых»

и потому крайне обиженные на «Магус». Утрату прежней мощи они возмещают

использованием алхимии и прямыми контактами с демонами. И, конечно, мстят

«Магусу». Войны между «тёмными» и «светлыми» тянутся столетиями, и лишь

в XIX веке сменяются хрупким перемирием. Которое рухнуло из-за

необдуманных действий главной героини, Дженни Далфин.

Прямо скажем, декорации не столь уж оригинальные. Но важнее всё-таки

не они сами, а тот спектакль, что играется на их фоне.

Собственно, стержень сюжета всех шести книг цикла – война между

темниками (которых возглавляет харизматичный лидер Альберт Фреймус,

мечтающий уничтожить преграду между Внешними и Внутренними землями) и

«Магусом», который возглавляет... В том-то и дело, что, фактически, никто не

возглавляет. Формально у «Магуса» есть руководство, но расположено оно в

неком пограничье между мирами, на архипелаге Авалон, состоит из шести

конкурирующих ведомств – и крайне не заинтересовано в войне. Что же

касается нашего мира (Внешних земель), то там «Магус» представлен в виде

небольших сообществ, чаще всего маскирующихся под циркачей (в одном

таком сообществе, английском Магусе, и жила Дженни Далфин, первые

тринадцать лет своей жизни и не подозревая, что вокруг нее – волшебники, да и

она сама волшебница высшего разряда).

Бессмысленно пересказывать ход событий и раскрывать сюжетные

интриги. Замечу только, что в третьей книге цикла появляется другой главный

герой, подросток Арвет Андерсен, и так завязывается романтическая линия –

которая крайне точно развивается психологически и, вместе с тем, более чем

целомудренна.

Теперь о том, ради чего все эти декорации, ради чего поставленный в них

спектакль. Иначе говоря, каков авторский посыл? Кроме, разумеется,

банальностей о том, что добро это хорошо, а зло – плохо.

Тут, на мой взгляд, есть несколько стержневых идей. Во-первых, идея

служения, идея долга. Вот есть «Магус», и его члены обязаны защищать людей

от потусторонних созданий. Обязаны – несмотря на естественное желание жить

обычной человеческой жизнью, несмотря на сложные взаимоотношения внутри

самого «Магуса», несмотря на свои личные слабости, пороки. И, естественно,

перед героями встаёт вопрос: а почему? Тем более, что в «Магус» невозможно

вступить, подобно тому, как штатский человек, теоретически, может записаться

в армию. Чтобы быть членом «Магуса», надо родиться от членов «Магуса».

Иными словами, перед нами некий народ, у которого есть историческое

предназначение. А значит, рано или поздно у многих появляется мысль: «За что

мне такое счастье? Я не просил о нём! Отстаньте от меня, дайте пожить по-

человечески!» Главную героиню, Дженни Далфин, периодически мучают такие

сомнения. Не правда ли, это похоже на реалии нашей жизни? Здесь, по сути,

встает известный богословский вопрос: как соотносится свобода воли человека

с Божиим Промыслом о нём?

Во-вторых, это представление о том, что граница между «своими» и

«чужими» зыбкая, и те, кто считается «своими» – например, такие же люди

«Магуса», как и ты – могут на поверку оказаться чужими. И не только из-за

явного предательства (как, например, у владыки Талоса, возглавлявшего суд

«Магуса»), но и в силу иного представления о методах достижения общей цели.

Таковы, например, «Лекари» Авалона – ведомство, являющееся для «Магуса»

чем-то вроде службы собственной безопасности. Они, к примеру, ведут тайную

охоту на Дженни Далфин, стремятся её убить – не по злобе, а исходя из своего

понимания долга. Им кажется, что такая сильная волшебница, Видящая, крайне

опасна для человечества, и потому «лучше нам, чтобы один человек умер за

людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Евангелие от Иоанна, 11:50). Вообще,

Авалон, поначалу воспринимающийся как оплот добра и света, при ближайшем

рассмотрении оказывается тем ещё гадючником. Поэтому, выполняя свой долг,

борясь со злом, не надейся на всеобщую поддержку. Линия фронта – куда более

извилиста, чем может показаться. Свои могут предать, а враги – стать если не

сторонниками, то временными союзниками (как это происходит с Калебом

Линдоном, который вроде как изменил «Магусу», сотрудничал с главным

темником Фреймусом, но на самом деле всё время вёл свою игру).

В-третьих, это идея жертвы. Точнее, идея, что нельзя брать, не отдавая.

Так, между прочим, устроено и волшебство людей «Магуса». За каждое

магическое воздействие им приходится так или иначе платить – здоровьем ли,

состоянием ли духа, или даже более серьёзно – как, например, приёмный дед

Дженни, Марко Франчелли, заплатил однажды тридцатью годами жизни и в

сорок лет стал семидесятилетним стариком. Но возможна плата и другого рода,

уже ближе к понятию «жертва», когда ты отказываешься от чего-то очень

дорогого не в силу внешней необходимости, а исключительно по собственной

воле и исходя из альтруистической мотивации. В финале цикла, к примеру,

Арвет отказался от своей любви к Дженни, ушёл от нее навсегда – ради того,

чтобы сохранить ей жизнь (уж так сложились обстоятельства, что спасти

любимую он мог только отказавшись от неё). И такая жертва тяжелее, чем

жертвовать жизнью за други своя на поле боя. То есть никакого бесплатного

сыра! Прежде, чем чем-то воспользоваться, десять раз подумай, какова цена, но

ради спасения своих близких будь готов заплатить любую цену.

Пару слов о том, как всё это написано. Написано ярко, язык, что

называется, «вкусный». Не удержусь от характерной цитаты: «Бранд немедля

заткнулся, но было поздно – остальные члены его пятёрки взглядами

изничтожили своего командира на корню. Если бы он был деревом, то уже бы

вспыхнул. Но если бы он и был деревом, то точно дубом, а дуб плохо горит».

Что касается композиции, то автор, как правило, использует распространённый,

но эффективный приём резкого смещения планов, переключается на

происходящее с другими героями, каждый раз обрываясь на самом волнующем

месте – и это создаёт постоянное читательское напряжение.

Впрочем, есть в цикле тема, вызвавшая у меня резкое несогласие. Это

введение в сюжет христианской линии. Арвет Андерсен, до того, как встретился

с Дженни, прислуживает в лютеранском храме, собирается стать священником.

И вдруг бац – попадает в мир магии, колдовства, «первых». К разговору о

жертве и цене – в финале третьей книги он, чтобы быть рядом с Дженни,

отказывается от своей веры и становится шаманом. Не то чтобы совсем

отказывается, какая-то остаточная вера во Христа у него все же остается, но он

погружается в то, что с христианским вероучением никак не совместимо.

Почему эта линия, на мой взгляд, лишняя? Потому что без нее вся эта

магическая начинка смотрелась бы просто как декорации, как условность

притчи – притчи, которая могла быть прочитана и осмыслена всеми,

безотносительно к личной мировоззренческой позиции. Но стоило упомянуть

Христа – и резко сменилась парадигма. Теперь у верующего читателя,

сопереживающего Арвету (а эффект сопереживания там мощный) возникает

ситуация внутреннего выбора: а как поступил бы я? Тоже отказался бы от

Христа ради любимой девушки? И таким образом подростковый сериал,

призванный пробуждать в юных читателях светлые порывы, на деле может их,

читателей, разделить. Тема-то сама по себе глубокая, важная, тема для большой

литературы – но уместна ли она в данном случае?

Впрочем, всё это не отменяет сказанного ранее: что от цикла «Дженни

Далфин и Скрытые земли» трудно оторваться и что там есть нечто большее,

нежели просто занимательный сюжет.

Виталий Каплан





98
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх