Young adult «Триумф воли»
.
.
Фильм отчетливо делится на два слоя.
В первом все устроено со вкусом, тактом, явным умением.
Подбор актеров — никаких претензий. Эти люди могут изобразить персонажей произведения.
Работа над архитектурой зданий и дизайном кораблей. Особенно хорош орнитоптер, та металлическая стрекоза, на которой летали в небесах Арракиса: его наклонные окна, они же дверцы, его лопасти-крылья, трап, опоры — то, чего так недоставало в прошлых экранизациях. И маленькое устройство для убийства, тоже летучее, подобие металлического комара. Хорошо смотрятся парады и церемонии — масштаб, массовость. Впечатляет часть костюмов. Отлично изобразили пулю станнера — волчок с шилом, который может провертеть щит. Кстати, визуализация щита тоже отличная, и моему любительскому глазу видно, что под него частично выстроена хореография учебного поединка. Равно как есть лазероружья и корабельные лазеры.
Продумали мимику ментатов — с подкатыванием глаз. Показали общение жестами. Очень хорошо изобразили диагностику по пульсу (или про биополю?) в исполнении доктора Юэ.
Хороши церемонии, взятые сами по себе, как ритуалы. Особенно первая, с прибытием представителя императора и приложением печатей.
Вполне оправдано, что часть сюжетных поворотов режиссер был вынужден убрать для сокращения хронометража. Лучшим примером тут служит разговор с женщиной-планетологом, слугой императора: Пол предлагает ей превратить Арракис в рай, когда сам станет императором, та отказывается, но вторую половину диалога с предложением собственной жизни, как той монеты, на которую можно купить преданность планетолога — благоразумно вырезали. Фильм это именно экранизация романа, а не вольный бред, который обыкновенно прячут за табличкой «по мотивам книги такой-то». Принципиальных сюжетных добавлений нет. Пола не стали делать злодеем, его мать не стала проституткой, его отец не бегал с пулеметом за фрименами, требуя у них налогов. Кхе-кхе. Да.
.
Второй слой — это пробитое насквозь днище нижнего ада.
Убрано девять десятых интриг и замазаны полутона. Там, где в книге сложнейший клубок взаимных чувств и претензий, тут просто люди, которые идут навстречу своему предназначению. Несколько важнейших сцен — обед с местным обществом, выяснение отношений Джессики и Сафира Хавата, введение в курс дел молодого Фейд Рауты, рабочий день герцога — вырезаны под корень. Невозможно прочесть напряженность между де Врие и бароном, между наложницей герцога и его ментатом.
Вообще никак не показано, что война великих домов это ведь конкуренция феодальных проектов, это спор династий. Пол Атридес и Фейд Раута — эта два равно важных представителя следующих поколений в династиях. А так у Харконненов из относительно молодых только Раббан.
Далее, «дворяне как главный нерв государства» — убраны к чертовой бабушке. И герцог, и барон — это управленческие вершины своих политических пирамид, это двигатели идей и генераторы выдумок. В книге. А здесь власть подогнана под стандарты современных королевских домов: люди просто участвуют в церемониях и про их чувства что-то знают другие люди. Что делать за пределами церемоний, главы государств понимают плохо. Потому Атридесы к концу фильма мне больше всего напоминали «Романовых», ту пару персонажей, которая время от времени пытается светиться в медиа-поле нынешней Российской федерации, типа «наследники». Только у актеров хорошие, подтянутые фигуры.
Актер с толщинками — образ барона — изображает какого-то трусливого психа. Сцена с выдыханием отравы запорота. И зачем-то барон убивает своей рукой, что в книге рассматривалось как идиотизм.
Но на что же рассчитывал режиссер?
Я могу объяснить это только одним: он посмотрел «Триумф воли», и решил делать пророчество, в которое зритель должен верить за счет масштабности происходящего на экране. Мол, хорошее пророчество не может быть каким-то мелкотравчатым, его формы должны потрясать. И когда упавшая челюсть коснётся земли, потребитель заорёт «Верю!».
Не верю.
Красивую неофеодальную интригу упростили до неприличия, осталась слезливая религиозная мелодрама.
И по поводу мелодрамы — большей части актеров не дали изобразить даже её.
Доктор Юэ в миг своего предательства должен ведь целиком раскрываться. Горящие глаза и шепот «я хочу убить барона». Он дважды предатель, потому как ненавидит человека, который заставил его быть предателем в первый раз. Вычеркиваем, этого не будет. Он просто раскроет чемоданчик с зубом, механически объяснит все герцогу.
Сафир Хават: драма аналитика, который недооценил размаха барона и тем погубил герцога — вычеркиваем.
Герцог: политик с авантюрной жилкой, который готовился шантажировать императора обнародованием вмешательства сардаукаров, когда те еще не прилетели на Арракис, и которому трагически недостает времени. Который затеял фальшивую ссору со своей женой и рассказал об этом сыну. Мимо.
Страдают на полную катушку только Пол и его мать. Причем оба страдают с выключением мозгов, а Пол еще и опасно приближается к образу наркомана. Когда можно показать человека, который начинает пользоваться знанием своего ближайшего будущего, лучше манипулировать людьми, догадываться о проблемах в поединках (строго по книге) — на экране все равно невротик, длинные экспозиции будущей жены и музыка.
По поводу проблем с интерьером. С одной стороны — нам пытаются показать переезд. Вещи или уже упакованы или еще не распакованы, потому забитый предметами стол мы видим только уже на «климатической станции». Но с аскетизмом местами пережимают. Когда на совещании у герцога — стол пуст и у всех докладчиков ничего нет под руками — это явная глупость. В книге прямо говорилось о множестве носителей информации, о распечатках и микропленках, деловое во всех смыслах совещание.
Батальные сцены — отдельная печаль.
Когда люди в рубашечках дерутся с воинами в доспехах, и это вроде как схватка на равных, то зачем были доспехи? И зачем щитам в реальном бою подсвечивать красным места пробития?
Когда идет бомбежка аэродрома (или скорее порта, корабли там серьезные) — зачем-то толпа из казармы с ножами наперевес бежит к этим кораблям. А дежурной смены на них не было? Плюс глупости в терминологии: дважды повторяется вместо «легион сардаукаров» — словосочетание «батальон сардаукаров». Маловато будет...
Словом, единственное, что хорошо в сражениях — это плавное приземление сардаукаров на песок. Ну и разделяющиеся в воздухе ракеты.
Ко всему этому режиссер еще подмешал какое-то количество киношно-политически-исторических намеков. Сафир Хават на фоне арабо-подобных племен в форме, более чем напоминающей форму британской армии в Первую мировую. Это такой косплей Лоуренса Аравийского в исполнении очень полного и пожилого мулата?
Итого: фильм хорошо смотреть в 12 лет. Тем, кто старше, будут интересны декорации из первых двух третей фильма, и часть церемоний. И скучно на последней трети.