Успех "Дня сурка" постоянно ходит между сценаристами и продюсерами как призрак с пудовой кувалдой. Раз — и по голове! Снимай!!!
Попробовали.
Основная проблема мини-сериала — восемь "эпизодов" — некоторая затянутость. Откуда взялась?
Тут нужны спойлеры.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фон.
Авторы ухватились за современный американский мегаполис, и решили дать образ Вавилона. Политкорректности столько, что всё это явная насмешка над политкорретностью, но при том строго в её же рамках — просто взят перебор. Получается гомеопатическая доза гречки в бочке масла. Все меньшинства, который только можно было собрать — они тут. Куча стереотипов — опять-таки поблизости.
Героиня — русская, предки которой пережили холокост, с матрешкой, умершей сумасшедшей матерью и золотым южноафриканским крюгеррэндом в качестве кулона, причем программистка, похожая на А. Пугачёву, а еще дымит как паровоз и дружит с наркотиками.
Раз — смерть, воскрешение.
Два — смерть, воскрешение.
Три — она начинает догадываться, что есть проблемы...
Авторы достаточно назойливо показывают, что персонажи тонут в суете. Вообще все. Куча каких-то дел, десятки необязательных, да и никому не нужных, встреч, разговоров, поступков, одолжений.
Когда героиня понимает, что свою жизнь надо как-то поменять — ей намекают свыше — она просто не знает, за что взяться.
Церковь (хотя в здании — еврейская религиозная школа), бабушка, обещанный разговор с дочкой любовника, сбежавший кот?
Куды бечь? Даже по лестнице не получается спуститься без перелома шеи...
Причем у героини пуленепробиваемая наглость, плюс прокачанная самоуверенность 80-го уровня, плюс куча претензий на то, что она лучше других понимает жизнь, плюс характернейшая манера общения, которая временами мало отличается от потока оскорблений.
Действуя методом научного тыка, она вырабатывает усредненную линию поведения, которая позволяет как-то протянуть сутки, потом обязательно будет смерть.
И тут авторы показывают второго человека, который сидит в том же дне сурка.
— Ты чего не орёшь, сейчас лифт разобьется и мы умрем?
— Я постоянно умираю.
Парень — фанат ЗОЖ, квартира которого взята из ближайшей "Икеи" — испытывает проблемы. Девушка, с которой он встречался девять лет, бросает его. Как раз в тот день.
Дальше начинается длительный перебор вариантов.
— девушка изменяла? Вроде есть кандидат. Но нет, это просто психоаналитик с которым девушка хотела посоветоваться перед разрывом.
— там проблемы со стороны парня? Тоже нет.
— может программистка и парень должны быть вместе? Вроде каждый раз умирают одновременно? Но интим не помогает. И даже больше — вокруг начинают исчезать вещи и люди. Героиня воскресает на привычной вечеринке, а она почти что одна в квартире.
— может...
В итоге: парень приходит к девушке на несколько часов раньше, делает предложение, все норм. Программистка преодолевает свой собственный кризис — все норм. Можно идти танцевать с актерами из индийских фильмов.
И?
В "Дне сурка" было единство личностной задачи для персонажа и онтологической задачи для зрителя.
Да, это петля — говорили зрителю. А потом персонаж пытался из неё выбраться, и все у него было почти в первый раз. При том, что десятки его дней никак не показывают — а лишь намекают на них — герой изменяется и приобретает всё новые умения. Показывают кризисные точки его трансформации и важные для устройства петли моменты — причем они совпадают.
Но тут мегаполис — нет времени! Даже на самосовершенствование. Персонажи мечутся как крысы в лабиринте — решить задачу по выходу. /локации там очень подходящие — комнаты, коридоры, подвалы, несколько улиц/ И все. Вопрос "почему" — не ставится. Надо просто выучить урок — и побежать на следующий.
Чтобы растянуть сюжет, приходиться увеличивать разнообразие чудес — доходя до натурального ужастика — но причины для такого вмешательства чисто конъюнктурные.
Это слишком напоминает средневековые рассуждения о каждодневном вмешательстве бога — на фоне более поздних рассуждений, что бог создал мир один раз так хорошо, что больше вмешательств не требуется.
В "Дне сурка" — одно чудо, и его хватает на всю драму, а тут несколько разных чудес — и все равно раскаяние героев фальшиво. Они изменились ровно настолько, чтобы дотянуть до следующего дня. А завтра все снова... Суета не преодолена.
Вместо того, чтобы выстраивать сложную онтологическую конструкцию, некий сложный мир — тут мельчат с полудетективными интригами и самой плоской моралью.
Нет и какого-то другого пласта — вроде сравнения времен в "Зеркале для героя".
При не самом дурном актерском составе — и очень достойной первой роли — можно только взгрустнуть. Фальшак.
Хотя иногда выручает юмор.
Смотреть рекомендую лишь в случае свободного времени.
Как можно перенести отдельные современные проблемы — характерные для первого мира — в прошлое.
И там их рассмотреть со всех точек зрения...
.
Допущение:
летом 41-го нет нападения на Союз, а есть движение немецких армий в Африку и на Ближний восток.
Это приводит к фактическому краху Британской империи.
Малозначимые — в контексте произведения — подробности:
— собственно, острова, удерживаются массированной помощью США, фактически превращаясь в зависимое государство;
— часть территорий (часть Австралии, Новая Зеландия) — удерживается теми же войсками США, с опорой на флот (британский флот начинает перенос части баз в США). Но т.к. начинается война с Японией — с "откусыванием" Индонезии — то Индийский океан становится практически недоступен для англо-американских сил. Устанавливается стабильное морское сообщение между Японией и Германией;
— Индия провозглашает независимость и её нейтралитет признают все стороны;
— значимая часть британского населения с территории Ближнего востока, Аравии, Северной Африки, восточного побережья Африки, Сингапура и т.д. — бежит в Индию;
— через несколько лет устанавливается равновесие, когда новая генерация великих держав по разным причинам не может/не хочет продолжать экспансию и делит мир (Япония додавливает Китай, и начинает осваивать "зону сопроцветания", но на большее нет сил, Германия трудоустраивает миллионы своих граждан там, где раньше были британцы, осваивает колонии; США без прямого нападения на них — так и ограничиваются разными формами заём-аренды и военного присутствия, укрепляют своё господство в Южной Америке и Канаде; Союз радуется, что обошлось без войны, забирает себе Монголию, Синьцзян, в самом пиковом случае Иран, пытается сталинскими методами догнать и перегнать Германию).
.
Зачем все это?
Конструируется похожая/непохожая на современную Европу ситуация:
— в Индии скачкообразно увеличивается количество британцев;
— они больше не имеют политического преимущества перед остальным населением;
— они все равно остаются малым процентом от общего числа индусов;
— места привилегированного проживания сохраняются, но снабжение становится похуже, а жилплощадью приходиться делиться;
— официальные власти Индии прекрасно понимают, что требуется быстрое развитие;
— потому образовательное и отчасти культурное наследие, которое сохраняют британцы, востребовано.
.
Мы получаем "Аббатство Даунтон" навыворот:
— на основании относительно упорядоченной группы людей, которая жила здесь (условный Мадрас) долгие годы, в которой были свои старожилы и свой процент приезжавших на один-два сезона — возникает крупное сообщество, местами хаотичное;
— большие проблемы со статусом бывших военных: новую присягу давать не могут/не хотят, но требуются для обучения солдат и т.п. (в реальной истории 20-30-е годы шел процесс "коренизации" т.н. Британской Индийской армии — туда стали набирать индусов на офицерские должности, и максимальной численности она достигла во Вторую мировую — 2,5 млн. человек). Это частный вариант принципиальной неопределенности отношений между европейцем и новым государством, в котором он живет;
— большие проблемы с частью местного населения (белых не любят), но сильно сглажен языковой барьер — английский распространен;
— значимая часть семей терпит полный крах жизненных планов, теряет капитал, бизнес в других колониях и т.п.;
— новое сообщество пытается сохраниться (чаепитие, молитвы, книги), однако, простым глазом видно влияние индийской культуры;
— на этом фоне разворачивается история нескольких семей, которые пытаются устроиться на новом месте, а когда наступает подобие мира, им надо решать — возвращаться в разбомбленный Лондон, или ехать в США, где не все ладно с экономикой, или оставаться здесь...
.
И что же мы увидим?
Постепенную утрату европоцентричности в культуре "британской колонии", при усиленной трансляции норм цивилизации. Инженеры востребованы, офицеры востребованы, специалисты по Европе и Штатам востребованы, но просто "учителя французского английского" больше не нужны — есть индийские.
При этом у европейцев будет не резиновая культура эпохи постмодерна, которая в любую сторону растягивается, но сравнительно жесткий модерн. Это позволит персонажам сформулировать и ясно выразить ответы на те вопросы, что сейчас стоят перед отдельными жителями Марселя, Рима, Барселоны... Ну и Лондона, понятно :)
Давление кинематографа в пять блокбастеров на одну квадратную букву...
Очень кинематографический текст.
Всё буквально пересыщено разнообразными отсылками к уже существующей синема-традиции (героиня упоминает "Секретные материалы" и дюжину американских телепередач — а периодически и попадает 90-е) и рассчитано на потенциальную экранизацию. Описания, характер диалогов, мизансцены — все буквально кричит: "тащите меня на экран".
Нет, я все понимаю, иногда текст романа существует лишь как первая ступень разгонного блока, где вместо орбиты — хорошие сборы в кинотеатрах.
Но тут если не перебор, то близкое к этому состояние.
Итак, есть у США возможность пользоваться машиной времени и пространства. Садишься в самолетик (непростой), летишь на Луну, а там уже корабли в ряд выстроились, с ядрёно-квантовыми двигателями. Долетаешь до ближайшей червоточины, там разворот — и ты уже в будущем. Там поболтаешь, узнаешь, чего надо — и назад. Плюс полгода возраста для современников.
Будущее стирается, это теперь всего лишь вероятностная ветвь.
Кораблик может и в другую галактику слетать.
И не спрашивайте меня, как это отражается на геополитическом балансе планеты, откуда все это у США и т.п. "Секретные материалы"
Возникают две взаимосвязанные проблемы.
С одной стороны в будущем есть какая-то катастрофа, которая все ближе — то была через тысячу лет, то вот через пятьдесят будет. Больше всего эта катастрофа похожа на компьютерную игрушку Death Stranding — вот этот ролик https://www.youtube.com/watch?v=dbGD_d2cGEk.
С другой стороны — кто-то шинкует офицеров той службы, которая в США занимается полетами. Классическая тема маньяков и передающегося по цепочке безумия. Зачем-почему — героиня пытается выяснить, периодически летая в будущее — подсказки нужны.
Получается достаточно интересная вариация "Дня сурка". Героиня постоянно видит людей в разных вариациях. Вот ей понравился мужчина, и вот она через двадцать лет, сама не изменившись в возрасте, спит с ним. Вот возврат — как бы новые карты на столе. С другой — она совершенно не всемогуща, проблем все больше.
Отыграны и параллельные миры.
Законы триллера автор выполняет исправно — место убийства, причина катастрофы, детская травма героини, злодеи и герои — все сходится в одной точке, в развязке. Идет постоянное нагнетание событий — новые смерти, разворачивается некий опаснейший заговор — и сам темп взвинчивания нервов подобран удачно. Тут самой прямой аналогией выступает фильм "Куб" и сериал "Кости".
Героиня уравновешенная (в психическом смысле), её образ раскрыт.
Контраст между космическими полётами и беготнёй по лесу с целью найти особое дерево ("Твин Пикс"!!!) — работает.
Но.
Развязка выглядит хоть и подготовленной, и даже играет роль скафандр, утерянный героиней в самом начале текста вместе с одной ногой — однако ничуть не логичной. Это классический хэппи-энд в конце длинного, темного, сужающегося коридора.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нельзя было летать в другую галактику и контачить там инопланетянами. Не полетели в итоге,
плюс осталась жива подруга детства героини.
Автор постоянно выжимает у зрителя слезу — вот героиня отправляется в будущее, видит там мать в хосписе, и та ругает её, что не показывалась двадцать лет. Ничем кроме эмоций для зрителя этот визит в хоспис не обоснован.
Наконец, тема заговора, хоть и достаточно логично раскрыта -
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
экипаж законтачившего корабля не захотел умирать, чтобы отсечь путь к земле, но пытается разгромить саму службу, которая занимается полетами — но но ответа на вопрос "не полетит ли другой кораблик в том же направлении"
так и не дано.
Итого: напряженный триллер в научно-фантастических декорациях, где от научной фантастики остались только декорации.
Трилогия еще целиком не переведена, и как будут сведены все сюжетные линии, не очень ясно.
Но увы, термин "гуманитарий" употреблен тут в отрицательной коннотации. Хоть я сам и преподаю философию, но прекрасно понимаю, что люди должны хорошо учить матчасть вещей, о которых пишут.
Структура фантдопущения:
Катастрофа — результат экспериментов с лекарствами. Нашествие вампиров.
Нечто среднее между чистым дракулизмом — когда все живые мертвецы привязаны к единственному мастеру — и чисто биологическим распространением вируса. Первая дюжина зараженных обладает мегапреимуществом над остальными, управляет их психикой, хоть и довольно хреново.
Велико влияние "Восхода Эндиминиона" — у девочки Эми значимая задача работать с душами умерших, девочка именуется "ковчегом". Множество библейских аллюзий.
Проблемы подачи:
а) напластование сюжетов и постоянная склейка Double Cut — то есть часть уже как бы рассказанных событий освещается с немного другого ракурса и другими персонажами. Идея не самая плохая, но когда у вас первая книга подходит к финалу (между прочим, 92 года со времен вирусной атаки прошло), все отматывается назад, и вы начинаете все с той же лаборатории — просто с немного другими персонажами. Плюс — стилистика "секретных материалов" — рваная подача, постоянная недоговоренность
б) есть довольно наглая слезодавилка — мелодраматическое подкрашивание повествования. Эпиграфы из Шекспира — претенциозны.
в) есть "мартиновское" жульничество с ложной смертью персонажей: нож вроде как опускается — переход на другую сюжетную линию — ах, нож не опустился, героиня жива. Но если в "Песни..." это сделано масштабно, то здесь — в первую голову медроматично.
г) много воды — автор местами откровенно выжимает листаж
д) автор несет фигню в массы по следующим векторам:
1) речь об американских солдатах в городе Грозный, как о чем-то актуальном (первая книга вышла в 2010-м). Надо внимательнее отслеживать актуальную политическую обстановку. Далее: идея, что при вампоапокалипсисе, прямо во время первых недель и самых жарких боев, от США отпадут Калифорния и Техас. Она, мягко говоря, выглядит совой, натянутой на глобус. Что выиграют сецессионеры, если только вместе сражаясь с толпами прыгучих вампов можно хоть как-то организовывать оборону?
2) обыкновенная американская шутка с исчезновением остального мира. То есть Канада и Мексика тоже поглощаются толпами вампов. А прочий мир? Автор немедленно прибегает к эвфемизмам и умолчаниям. То есть когда США рушатся, кто-то из чиновников думает, что теперь их будут презирать. Вроде как вводят карантин. Но что потом? Во втором томе отсутствуют слова "Европа", "Россия", "Китай", "Азия", "Япония". Островные территории, вроде Ньюфаунленда, которые должны были стать крепостями? Или Новой Зеландии? Исландии? Кубы? Нет, не слышал. При том, что зараженные не могут действовать на воде, о чем автор сам пишет — герои наслаждаются безопасной морской прогулкой на яхте. Кроме того, после начала эпидемии прошли десятки лет — и что, внешний мир не вмешался? Не раздолбали атомными бомбами ту колонию, что склепали себе вампиры в штате Айова?
3) описание того, как современные автомашины запускают через 92 (девяносто два) года... не учитывает деградации многих деталей, а так же топлива :(
4) почти бесконечная вера в аккумуляторы, при нежелании знакомиться литературой по энергосбержению. Суть: есть некая маленькая изолированная колония, которая уже без малого сотню лет каждый день заряжает аккумуляторы (химические), а каждую ночь освещает периметр, чтобы вампозомби не сигали через ограду. Часть персонажей печалится, что аккумуляторы деградируют. А гравитационные накопители энергии сделать не судьба? Чтобы у вас за день поднималась многотонная гиря, которая будет спускаться всю ночь... Таких примеров в мире уже сейчас много — гугл в помощь. (и это не поднимается вопрос о запчастях для прожекторов!)
5) Проблемы с описанием военных действий. Есть толпы вампов — это гигантские стаи (десятки тысяч) дышащих существ. Тушки сравнительно быстро регенерируются, бегают и прыгают, кусаются. Эпидемия начинается в Колорадо. Лаг до полного заражения территории США несколько недель. Официально введено военное положение, идет мобилизация. Нормально. Но вот как максимальное усилие — армия пытается бомбить эти толпы "матерями всех бомб", а потом дело доходит до ядерного оружия. И это уже фигня. Если у вас регенерируется живой организм, то задача — остановить его регенерацию. Это классические зомби "почти не дышат". А все, у кого задействованы легкие и горло — уязвимы к действую удушающих газов. Где клетки возьмут кислород, если он не будет поступать в организм? Армия США готова на всё, что угодно, а промышленность еще не уничтожена? Здравствуй друг дифосген! И присный его — декафторид дисеры. И просто цианистый калий. Не говоря уже химических соединениях, которые могут быть особо удушливы для существ с повышенной температурой тела.
6) автор пытается показать действие коллективного омраченного разума вампов против государственной машины, а так же предателя — чиновника, который возжаждал вечной жизни, обратился, хотя и сохранил разум. Но противостоять им будут структуры интернет-эпохи с возможностью чрезвычайно быстрого распространения полезной для борьбы с угрозой информации. То есть вопрос надо изучать хорошо, и моделировать хотя бы парочку ходов, на которые решатся/ до которых додумаются миллионы отчаявшихся специалистов
7) и, конечно, если бадабум назначен автором на вторую половину 10-х годов, и уже упоминаются беспилотники, то можно представить себе объемы использования роботехники? Вампы очень хорошо видны в инфракрасном диапазоне. За сколько часов хороший программист выдаст программу, которая будет выявлять все человеческие силуэты с повышенной температурой тела и давать беспилотнику команду на уничтожение? И нет ли уже таких программ у штатовских военных на случай обычных эпидемий?
8) в городе, который контролируют вампы (причем не первая дюжина, но подручные чиновника) — сопротивление представлено в виде терактов. Каждый раз это почему-то один человек. Бомбист. А другим путем люди ходить не пробуют.
К чем весь этот разбор?
Трилогия выиграла большой приз — экранизацию. Первые серии уже на торрентах.
При этом текст откровенно слабый.
Нет ни веселой чернушности "Настоящей крови", ни филигранных подводок Кинга, ни серьезных социальных наблюдений, ни захватывающего биологического эксперимента, ни добротной работы с мистикой и темой откровения.
Позитивная мораль тут лишь одна: если вы уже начали эксперименты с лекарствами/веществами такого уровня воздействия на людей — охраняете лабораторию и не останавливайте получение новых знаний об этих веществах. Иначе любая утечка обвалит мир в бездну, а лекарства/антидота/противоядия у вас не будет.
Имхо, сюжет оказался подходящим даже не для прямой экранизации, а на для переделки в сценарий. Вторичность мира и расхлябанность сюжета дали свободу рук "создателям сериала". Надеюсь, у них получится лучше...