Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 августа 2012 г. 22:17

Наконец-таки и я добрался до данного сборника.

Ну что могу сказать?... Книга удалась на славу, в очередной раз продемонстрировав те грани таланта Мастера, за которые большинство из нас его так любят.

Но, обо всем по-порядку...

А первой по-порядку следует повесть "1922" — мощная психологическая и порой весьма жуткая притча, в основу которой положена старая как мир истина — "не рой яму другому, а то сам в нее попадешь".

Произведение удивительно достоверное и в повествовательном (мелких деталей бытоописующих жизнь американских фермеров и маленьких городков начала XX века не просто много, их — великое множество) и в психологическом плане (с одной стороны переживания главного героя, которые хоть и поданы им же самим несколько отстраненно, но всё равно таящие в себе глубокую боль от совершенных им деяний, а с другой — упадок рассудка сына фермера, ставящий крест на его дальнейшей счастливой жизни вместе с отцом на родной земле).

И хотя вторая часть повести получилась "слабее", концовка — бескомпромиссная, как приговор судьи, и стремительная, как удар палача, — поставила эффектную точку в произведении.

Вслед за "1922" Кинг знакомит нас с не менее отталкивающей историей, полечившей в русском переводе название "Громила".

Как мне кажется, создавая данную повесть, Мастер руководствовался принципом писать "несерьезно в серьезном жанре", поскольку сама тема изнасилования хоть и придает мрачный оттенок повествованию (не может не придавать), общее повествование в массе своей полно некоего черного юмора (достаточно вспомнить как героиня вся в крови по-сути покидала место преступления на лимузине или как она просматривала фильмы о насилии над женщинами и последовавшим после этого возмездии преступникам и составляла план своей собственной мести пресловутому Громиле...).

Также замечу, что произведение несет на себе легкий отпечаток литературного стиля "двойника" Кинга — Ричарда Бахмана, который косвенно даже упоминается в тексте:

"Легковушка — это оказалась легковушка, а не пикап — проскочила мимо, не снижая скорости. Из нее донеслись громогласные аккорды группы "Бэкмэн-Тернер овердрайв": "…тебе еще не довелось видеть такое…" Она проводила глазами промелькнувшие задние габариты и, почувствовав, что может вновь отключиться, хлопнула обеими руками по щекам."

"Бэкмэн-Тернер овердрайв" — не что иное, как "Bachman-Turner Overdrive", канадская рок-группа, инициатором создания которой был бывший участник "The Guess Who" — Рэнди Бэкмен (Randy Bachman), чья фамилия была использована Кингом при создании псевдонима.

Еще одна любопытная деталь в повести связана с табаком "Принц Альберт":

"Тесс услышала шаги больших ног и встала в пол-оборота, так чтобы свет сквозь граненое стекло выхватывал лишь малую часть ее лица. Отняв от груди блокнот, она притворилась, будто что-то записывает. Опустив плечи и слегка ссутулившись, она вполне могла сойти за даму, проводившую опрос воскресным вечером; она устала, и ей всего лишь надо узнать у очередной женщины название ее любимой зубной пасты (ну, или там насчет табака "Принц Альберт" в банке) и — скорее домой."

Любопытной она становится, если вспомнить следующий эпизод из романа "Оно":

"Бен открыл рот, чтобы ответить, чтобы сказать, что Пеннивайз, наверное, рехнулся, если думает, что он, Бен, поднимется по лестнице, но тут же понял: произнеси он хоть слово, все повернутся к нему, все подумают, а не псих ли он?

— Ладно, я знаю, что ты не можешь ответить, — крикнул Пеннивайз вниз и захихикал. — Хотя я чуть не провел тебя, правда? Извините, сэр, принц Альберт* в вашем сортире?.. Это так?.. Лучше выпустите бедолагу. Извините, мэм, это ваш холодильник убегает?.. Ваш?.. Тогда не стоит ли вам его поймать?

Клоун на верхней лестничной площадке запрокинул голову и визгливо расхохотался. Смех отразился от купола ротонды, будто стая летучих мышей, и Бену лишь невероятным усилием воли удалось удержать руки внизу, не дать им подняться и заткнуть уши.

* — Шутка, в которой обыгрывается трубочный табак "Принц Альберт"..."

Простое совпадение?... Вряд ли... Ведь дальше следует такой эпизод:

"Они добрались до гостиной. На стенах висели трогательные картинки — клоуны, большеглазые зверушки, — а полочки со столиками захламляли многочисленные безделушки типа стеклянных шаров со снегом, разных статуэточек и фигурок в стиле Марии Хуммель, умилительных медвежаток и керамического домика, будто из сказки о Гансе и Гретель."

В общем и целом, повесть удалась: читается легко и с большим интересом, а ее финал (я имею ввиду заключительные строки, подводящие итог всему произведению) лично для меня займет достойное место среди моих любимых концовок у Кинга, вместе с уже упоминавшимися "1922" и "Оно", а также "Противостоянием", "Ловцом снов" и "Томминокерами".

Далее, по-очередности, следует небольшой рассказ "На выгодных условиях", показавшийся мне вариацией мастера на рассказ "Кнопка, кнопка...", одного из его любимых писателей — Ричарда Матесона.

Впринципе, история достаточно занятная, но уж слишком короткая, чтобы можно было сказать о ней что-то существенное.

Большим плюсом для меня стал тот факт, что Кинг решил не наделять своего героя какими-либо моральными принципами, создав по настоящему злого и алчного персонажа.

Теперь перейдем к "Счастливому браку", оказавшемуся, как и следовало ожидать, не таким уж и счастливым, словно спелое зеленое яблоко с червоточиной глубоко внутри.

И хотя по-началу сюжет повести кажется несколько фантастичным, то к концу вопросов о его "подлинности" уже не возникает... Настолько силен талант автора "оживлять" любую выдумку по-средством зелья, замешанного на мелких (реалистичных) деталях...

И, как и всегда, старина Кинг не обошелся без черного юмора (только он мог поселить маньяка, скрывающегося под маской добропорядочного семьянина по адресу Шугар-Милл-лейн, 24: "Sugar Mill Lane" — по-факту "Переулок "Сахарная тюрьма"...).

***

Подводя итог, скажу, что сборник, несмотря на свою предсказуемость, получился весьма разносторонним, на редкость мрачным и пугающе достоверным — еще одна прогулка читателя во тьме вместе с ее преданным поклонником.

***

В качестве бонуса, предлагаю вам послушать хит "Bachman-Turner Overdrive" — "You Ain't Seen Nothing Yet" ("Тебе еще не довелось видеть такое") 1974-го года...


Статья написана 28 июля 2012 г. 15:38

Мое первое знакомство с романом "Тёмная половина" состоялось еще в 2003-м году, но тогда, возможно в силу возраста, а, скорее всего, в силу "корявого" перевода В. Сухорукова, я так и не осилил его до конца.

Причем, от самого произведения у меня остались не очень приятные ощущения и до сегодняшнего момента я всё никак не решался взяться за него вновь.

Но даже сейчас, когда я наконец-таки восполнил сей пробел, "Тёмная половина" не вызвала у меня большого восторга...

Да, здесь чувствуется фирменный стиль Кинга в создании "объемных" персонажей. Однако, только характеры Тэда Бюмонта и шерифа Пэнгборна получили должное раскрытие. Все остальные герои выглядели необычно "серо" на их фоне.

Да, в романе полно ярких кровавых подробностей. Но, стоит заметить, достаточно однообразных... Один взмах бритвой, другой взмах бритвой — и нет человека...

Да, в конце концов, произведение получилось весьма динамичным и не дающим заскучать читателю... Но за всей динамикой потерялась атмосфера гнетущего ожидания чего-то плохого, выстраиванием которой так славится Мастер... События романа развиваются слишком скоротечно, отчего не успеваешь проникнуться всей тяжестью ситуации в которую попали главные герои...

Как мне кажется, "Тёмная половина" была создана на стыке двух литературных стилей — Кинга и его альтер эго Ричарда Бахмана, признательность которому Стивен выразил в начале книги.

В результате этого слияния на свет появилось произведение в равной степени сочетающее в себе манеры повествования обоих писателей, но в тоже время, не принадлежащее ни одному из них...

Возможно, это был своего рода эксперимент-попытка Кинга "подавить" голос своего литературного двойника, время от времени звучащий в его голове, аналогично тому как Тэд Бюмонт хотел подавить (избавится от) Джорджа Старка.

А возможно, Мастер в тот момент просто хотел отдохнуть от "больших" и насыщенных произведений, ведь немногим ранее из под его пера вышли сразу два "тяжеловесных" романа — "Оно" и "Томминокеры"...

Как бы там ни было, "Тёмная половина" остается весьма качественным и не лишенным интриги произведением.

Пусть даже в моем случае все эти воробьи и пролетели мимо меня...


Статья написана 8 июля 2012 г. 18:21

Я думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что "Каньон Холодных Сердец" — один из важнейших романов для понимания творчества Клайва Баркера.

Произведение, которое очень точно показывает на что способен данный писатель. Каких высот воображения может достичь, окончательно сбросив оковы привычного нам фантастического повествования.

Хотя, следует отметить, что для самого Баркера, сюжет романа нельзя назвать не привычным. В который раз читателям предстоит окунуться в полное ужаса и трепета путешествие за грань обыденного мира.

В который раз мы станем свидетелями трансформации духа и плоти людей посмевших переступить эту грань...

Но, вместе с тем, все это мы испытаем по-новому...

Возможно, потому, что в основе книги лежит голливудская история восхождения творческого человека на пьедестал славы и его закономерное низвержение оттуда... Ведь подобные истории о героях и героинях большого кинематографа, людях, по-сути, находящихся вне нашего бытья, проживающих свои судьбы в своем обособленном мире по ту сторону экрана, всегда больше обычного привлекают наше внимание... Особенно будучи щедро сдобренные неприглядными, а порой, как в романе, мистическими подробностями их жизни...

А может, потому, что на этот раз Баркеру удалось создать поистине впечатляющую вселенную, спрятанную от глаз обывателей.

Стоит только задуматься, какие сокровища скрыты в "Стране Дьявола", как ты ловишь себя на желании попасть туда и самому разгадать ее тайны...

А тайн этих ох как не мало:

Загадочная деревушка на границе Дикого леса, чуть ли не в каждом доме которой происходит свой кровавый ритуал; неизвестные корабли на горизонте, которые "никогда не уходят далеко в море и никогда не приближаются к берегу"; пристанище "некого чудесного создания, изрекающего загадки и пророчества"; останки королевского корабля, разбившегося о рифы, но до сих пор не утратившего великолепия своего внутреннего убранства...

И всё это раскинулось под тусклым на три четверти закрытым луной солнцем, освещающим путь диковинным животным и созданиям, населяющим этот мир...

Пожалуй, не многие созданные Баркером вселенные могли бы конкурировать со "Страной Дьявола" по красочности и загадочности описания.

Очень жаль, что многие ее тайны так и остались таковыми...

Тем не менее, нельзя сказать что писатель обманул нас. Нет, нет и нет.

Он создал потрясающее произведение, постоянно пребывающее как бы на грани человеческого восприятия и морали... Произведение настолько низменное, насколько и возвышенное, настолько мерзкое, насколько и прекрасное, настолько отталкивающее, насколько и притягательное...

Поэтому каждый читателя, беря книгу в руки, должен, подобно главным героям, решить, способен ли он переступить ту черту, что отделяет привычное восприятие от помешательства, что сулит путешествие в неизведанное...

Ведь только так порой можно перестать смотреть и начать видеть...


Статья написана 16 июня 2012 г. 23:36

Всем доброго времени суток! :-)

Вслед за кино-хитами 80-х представляю вам кино-хиты... 90-х! :-)))

Приятного прослушивания! ;-)

1. Righteous Brothers "Unchained Melody".

"Привидение" (Ghost, 1990)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/5302350Unt2]

2. Guns N' Roses "You Could Be Mine".

"Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/5150239Rq40]

3. Motorhead "Hellraiser".

"Восставший из ада 3: Ад на Земле" (Hellraiser III: Hell on Earth, 1992)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/2325452ErOm]

4. Bryan Adams, Rod Stewart, Sting "All For Love".

"Три мушкетера" (The Three Musketeers, 1993)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/183132wvSY]

5. AC/DC "Big Gun".

"Последний киногерой" (Last Action Hero, 1993)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/4449460XH0s]

6. Teenage Fanclub feat. De La Soul "Fallin".

"Ночь страшного суда" (Judgment Night, 1993)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/5411968JrUq]

7. Tina Turner "GoldenEye".

"Золотой глаз" (GoldenEye, 1995)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/4729399RU9M]

8. Céline Dion "My Heart Will Go On".

"Титаник" (Titanic, 1997)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/322165IZG]

9. Blondie "Call Me".

"Невеста Чаки" (Bride of Chucky, 1998)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/5217323bVek]

10. Marilyn Manson "Rock Is Dead".

"Матрица" (The Matrix, 1999)

[AUDIO=http://prostopleer.com/tracks/328425N1wz]


Статья написана 13 июня 2012 г. 21:41

Да уж, оценить романы Филипа Дика задачка не из легких... Почти такая же сложная, как и попытка рассказать о них.

Ну, начнем по-порядку, а именно с первого в сборнике "Порог между мирами" романа "Доктор Бладмани".

В нем Дик рисует картину своего виденья апокалипсиса, вызванного глобальной ядерной войной.

"Своего", потому что мир после Катастрофы не претерпел почти никаких ужасающих изменений, которые мы все так привыкли лицезреть в подобных произведениях других авторов...

Люди потихоньку восстанавливают города и свое прежнее окружение, вполне сносно соседствуя с мутантами как животными, так и человеческими. Бурными темпами идет освоение пригодных для сельского хозяйства территорий. В местных школах даже проводятся занятия...

Самыми ценными в обществе становятся так называемые "мастера", обладающие ценными техническими знаниями... Что вполне логично и добавляет достоверности тексту, несмотря на его общий гуманистический настрой.

Вообще, сюжет романа видется мне как борьба двух одаренных, но угнетенных либо психически либо физиологически, личностей с враждебно настроенным против них миром "нормальных" людей.

Главным оружием в этой борьбе будет выступать своего рода магия, у каждой из личностей своя, в результате чего одна сила поглотит другую, а якобы победившая сторона, в свою очередь, падет от руки еще более сверхъестественного существа.

Существа, которое в отличие от тех двух, не чувствует ненависти к человечеству... Оно просто хочет жить, быть как все, ощущая себя человеком в душе...

Ведь это гораздо важнее любых внешних отклонений...

Кстати, замечу, что перевод П. Киракозова выглядит более выигрышно по-сравнению с переводом Н. Переверзевой. У последней уже в первой же главе встречаются "корявости", типа "Стюарт Макконти" вместо "Стюарт Маккончи" (в оригинале — "Stuart McConchie") и несуразное "Модерн ТВ. Продажа и ремонт телевизоров" вместо "Современные ТВ — Продажа и Ремонт" (в оригинале — "Modern TV Sales and Service")...

Оценка: 7/10.

Вторым номером в увесистом томе значится роман, давший ему название, а именно "Порог между мирами".

Главной ареной событий в нем станет перенаселенная Земля будущего.

Настолько перенаселенная, что государству ничего не остается, кроме как создавать специальные хранилища, контролируемые Фондом общественного благосостояния, в которых бы миллионы людей (по-факту безработных, а следовательно представляющих балласт для общества) смогли бы спокойно спать до тех пор, пока не будет обнаружен дивный новый мир, пригодный для колонизации.

А поскольку "Проект орошения планет" себя не оправдал, несчастные обречены на практически вечную спячку...

Главным же фоном, на котором будет разворачиваться сюжет, станет предвыборная борьба двух кандидатов на пост президента США...

Один из них — действующий президент, так и не решивший проблему перенаселения и хранилищ, другой — бывший клоун из телевизионных новостей... (интересно, сильно ли удивился Дик, когда в 1981-м году на Высший пост избрали Рональда Рейгана?).

Первый опирается преимущественно на поддержку белого населения страны, второй — цветного, за счет которого и происходит основной рост численности спящих, что не может не обострять социальную и расовую напряженность в обществе.

И вот, в один прекрасный день, совершенно случайно, будет открыт проход в параллельный мир, подходящий для начала новой жизни... Однако, у этого мира окажутся свои обитатели, способные не только отстоять его, но и уничтожить мир "захватчиков"...

Главный же посыл романа, как мне кажется, заключается в том, что перед лицом всеобщей угрозы, любые различия между людьми стираются, обнажая саму человеческую природу, которая одинакова у всех нас...

Оценка: 7.5/10.

Ну а последним произведением в сборнике значится новелла "Когда наступит прошлый год", пожалуй самая удачная из трех.

Трагедия отдельно взятого человека на фоне общечеловеческой катастрофы — сама по себе очень сильная основа для романа, а вкупе с захватывающим сюжетом о перемещениях во времени — вообще беспроигрышный вариант для писателя...

В итоге мы имеем крайне изобретательный роман, с одной стороны, сочетающий в себе приключения и фирменный диковский юмор, а с другой, наполненный едва ощутимой светлой грустью от осознания того, что насколько бы ни были притягательны другие реальности, жить надо здесь и сейчас и принимать саму жизнь, со всеми ее лишениями и тяготами, как самый желанный дар из всех возможных...

Оценка: 8/10.

Общая оценка сборника: 8/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 153

⇑ Наверх