Марек Хуберат (Marek S. Huberath) "Второй портрет в алебастре (Druga podobizna w alabastrze)"
Повесть получила награду им. Зайделя за 1997 г. Альтернативная история плюс религиозная фантастика. В описываемом мире Римская империя не рухнула под натиском варваров, а благополучно просуществовала ещё как минимум тысячу лет, дотянув до начала эпохи пара. Почему так случилось? Потому что в ней не возникло христианство. Христос должен был родиться у Марии из Назарета, но в последний момент Бог отвернулся от мира и этого не произошло. И теперь место христиан занимает немногочисленная запрещённая секта Новых Иудеев, которая чтит последнюю пророчицу Израиля Марию Безумную и Иоанна Обезглавленного. Дела в империи, вроде бы обстоят благополучно, но разве может быть истинным благополучие в мире, оставленном Богом? Главный герой, Адальгирк, молодой карьерист, приезжает в дальнюю северную провинцию Ультум, чтобы разобраться почему постоянно снижается поступающий из неё доход. Адельгирку в провинции не нравится всё: холодный климат, тетрарх Теодорих, его слишком независимая, по столичным меркам, жена прекрасная Ирмена, в общем всё и все. К тому же он подозревает, что в провинции действует секта Новых Иудеев, и решает использовать это для того, чтобы сделать быструю карьеру...
Повесть весьма необычная, полная размышлений о богах, людях и правильном устройстве жизни. Я, например, впервые столкнулся с языческой аргументацией против единобожия. К сожалению, некоторые детали, которые автор вводит поначалу, например, паровые машины, не играют, так и оставшись необязательными деталями. Но атмосферу оставленного Богом мира автору создать удалось.
Рекомендую любителям религиозной фантастики, владеющим польским языком.
Пара цитат:
цитата
Как на провинциальном пиру из анекдота подали яйца, чтобы почтить Овуса, бога начала. Он едва удержался от вопроса, как в конце почтят Ануса, бога конца.
цитата
- Собственно. Но если бог один, а значит добр, то он определяет шкалу доброты, стаёт её концом, бесконечностью. По крайней мере так считают иудеи [...]
— [...] так почему он позволяет нам так страдать? Почему допускает всё то, что происходило и происходит на свете, почему там мучит своё творение, если сам есть добро? [...]
— [...] если он бесконечно добр, то почему лишает нас свободы? [...]
— [...] если бог один, то он являет собой конец шкалы, или бесконечность, бесконечность не только доброты, но также и мудрости, и красоты. Понимаешь? Он знает всё, он вне времени. Но если это так, то зачем он создал весь этот несовершенный мир? Ведь все эти наши радости, мучения, симметрия или строения для него совершенно излишни. Ведь создавая мир, он изменил и себя, а значит или до или после того был несовершенен [...] Монотеизм внутренне противоречив. А иудеи вдобавок рассказывают, что он дал им такие суровые законы, словно хотел их чему-то научить. Зачем, собственно?.