Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 октября 2023 г. 12:25

сопроводительный текст
сопроводительный текст

В конкуренции между китайским и западным кинематографом есть одна специфическая черта: обе стороны стремятся удревнить свою историю, вывести её из неолита и времени богов одновременно.

Но. Европа это несколько разных традиций на разных территориях, это большой котел наций и народов, которые после Рима в империю никогда не объединялись, а тут еще и Штаты. Словом, если древний-древний эпос снимают итальянцы, им надо снимать про Ромула, если же британцы — то раньше римского завоевания островов исторического ничего почти и не снимешь, приходиться уходить в сказку (Средиземье). Но тут греки достают "Илиаду"... Штатам приходиться уходить в сказку без удревнения, потому супергерои молоды и современны, а в 19-м веке супергероев как бы и не было, одни ковбои :).

                                      

Что же Китай? Основной материал тамошнего эпоса — это цикл создания-крушения-восстановления империи, причем с единой линией преемственности. Просто с очередным витком в прошлое, в предыдущую династию, можно добавлять больше сказочного.

Цинь, с первым настоящим императором, кровавым объединением страны, это серьезный исторический период. Эпос будет не столько сказочный, сколько батально-трагический.

А если есть заказ на свои "Кольца власти"? Все волшебное, с заклинаниями, даосами-магами, полубогами и учениками чародеев... Не вечно же про царя обезьян снимать?

Машина времени отправляется во времена династии Шан. Одиннадцатый век до нашей эры.

         

Что хорошего?

— вытащили на экран фрагменты тогдашней материальной культуры. Вот каменные рельефы и нефритовые украшения, вот бронзовые доспехи на войнах и черепаховые панцири в руках жрецов. Вот большие бронзовые котлы, а вот храмовые постройки. Ритуальный топор белого нефрита в руках вана на церемонии коронации — это отлично. Наверняка специалисты-историки увидят много анахронизмов и несуразностей (часть из них видна даже мне). Однако эффект другого искусства, вроде бы и китайского, только с элементами скорее напоминающими Мезоамерику, он достигнут;

— масштабность-эпичность-объемность-эффектность. Тут, как в китайских не дешевых постановках, виден класс и очень большой опыт подобного. Причем есть дворцы, а есть деревни, где крыши из соломы. Эпичным должно быть все;

— актриса и актер, которые играли лису и соблазняемого полководца, запомнились лучше всего. У актера получился вариант "Макбета", а Нарана Эрдынеева очень даже впечатлила;

— часть морали. Тут нет политкорректной повесточки, хотя несколько пережимают с конфуцианской моралью: основное злодейство антагониста в постоянном желании, чтобы сыновья убивали отцов. И что очень важно, пусть мимоходом и недомолвкой, но ставится вопрос: а почему злодей из храброго и лояльного военачальника обернулся кровавым тираном? Когда в одной из кульминационных сцен злодей видит лису в её естественной форме злого духа, он гладит её и говорит: ты благословление, потому что единственная понимаешь, чего я действительно хочу;

— неожиданное использование вполне известных из мифологии поворотов сюжета.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда злодей накормил одного из удельных правителей мясом его собственного сына, чтобы психологически сломать, это было сильно. И когда наследнику престола отрубили голову, а даос-волшебник приказал не обращать на это внимания и забирать тело, это тоже было не самым ожидаемым ходом.

             

Есть и откровенно неудачные элементы, их достаточно (потому сравниваю именно с "Кольцами власти"):

— в эпосе, которые из сказки стремится стать фэнтези, требуется хороший вкус и подобие рационального мышления. Тут же персонажи регулярно проваливаются на уровень индийских фильмов в самом мелодраматическом смысле этого слова. А эпос в слишком прилизанных декорациях частенько оборачивается гламуром;

— в подмогу светлому даосу дали двоих учеников, и вот с выбором актрисы для юной помощницы совсем промахнулись. Ходульная, не искренняя и все прочие отрицательные эпитеты...

— самое смешное и грустное одновременно — это попытка заимствования сюжетов и сцен из чужих кинематографических традиций, когда создатели фильма так и не решают, брать ли все целиком или делать что-то свое? Рождается гнилой компромисс. Нет, когда бессмертные даосы выбирают, кто пойдет в мир и передаст наставления императору, и доброволец превращается в седобородого старца, тут выручает юмор — кто-то же должен пародировать Гэндальфа? Только вот комический эффект тут играет в явном диссонансе. Даос, который заглядывает в сердца людей, не должен быть Дон Кихотом, выжимая до предела образ простака. Кроме того, история ведь про лису, про соблазнение. А на экране её демонстрируют с полным соблюдением цензуры чуть не советских времен. Иногда это адекватно. Когда лиса в человеческом облике показывается воинам, которые пришли её убивать, актрисе хватает таланта и природного обаяния сыграть без голливудских стандартов обнажения. Но блин, когда дается сцена в горячем источнике с узурпатором, его женой и наложницей-лисой, получается какой-то позор, вроде сцены изнасилования Рогнеды из фильма "Викинг", когда князь Владимир насиловал свою будущую жену, не снимая штанов. Наконец, сцена в храме с явлением духа лисы, когда жрец торжественно скармливает наложнице свое сердце, чтобы дух хоть на какое-то время покинул тело, и ван увидел, что его околдовали. Позор в чем-то аналогичный: вырезав своё сердце, при том даже не расстегнув на себе богато украшенное одеяние, жрец еще пять минут смотрит, как ван отказывается убивать лису, и причитает о гибели Великой Шан...

                

Итого: при очень большом желании в фильме можно рассмотреть жанр "young adult". Проблема в том, что это не подростковый фильм. "Сказание о богах" это микс из китайской традиции, моралитически-пропагандистского кино середины ХХ века и зацензуренных попыток играть на поле голливудских образов. За этим легко читается попытка рекламировать свою культурную традицию, свои принципы морали.

И тут видится основное противоречие: если рекламируется свое, то подражание чужому это самый уязвимый момент, а попытка подогнать сложные сюжеты под стандарты рынка — убивает смысл. Да, фильме куда более целостный взгляд на самих себя, чем в тех же "Кольцах власти". Но целостность эта нарочито примитивна.

Рецепт давно известен: амбивалентные образы, логичные решения персонажей, продуманный мир.

А пока — рекомендую к просмотру с оговорочками :)


Статья написана 19 сентября 2023 г. 16:53

Рецензия эта — сплошной спойлер, я предупредил. Тут все будет плохо...




Статья написана 8 сентября 2023 г. 23:04

При всех изъянах получился эффектный, эпический и сюжетно продуманный сезон.

Один из лучших SF сериалов года.

Итак, если Зимний Исаак писал свой громадный цикл последовательно, с ответвлениями и многолетними перерывами, добавляя новые мотивы и свежие научные образы, то авторам сценария пришлось все компоновать в один сюжет и еще прыгать сверху, чтобы это добро уместилось в обычную папку :)

И у них получилось главное: основные действующие лица не выпрыгивают как чертик из коробочки, не корчат из себя "бога из машины", но реализуют планы, которые начались не вчера и завершатся совсем не завтра.

Вот сильные стороны сериала:

Итого: второй сезон удачнее первого. Выстрелила часть ружей, развешанных на стенах, стало больше динамики. Если вы хотите увидеть точную экранизацию книг Азимова, можете не смотреть. Но точная экранизация потребовала бы убрать и робота, и клонов императора, и призрак Селдона. Сериал бы изрядно потерял в личностной составляющей.




Статья написана 25 августа 2023 г. 15:17

Добрался до сериала после того как посмотрел отзыв Диденко.

Прочитал книгу-первоисточник, "Библиотекарь" М. Елизарова.

Довольно сложные впечатления...

сопроводительный текст

Завязка и фантастическое допущение описаны почти во всех рецензиях: есть некие книги, напечатанные в Союзе, и если такую книгу прочитать — целиком и внимательно — получаешь силу. Или ярость. Или память. Или радость.

Сами по себе книги это посредственное творчество рядового советского автора, про трудовые подвиги и боевые свершения. По рукам ходят шесть типов книг, это издания разных повестей писателя Громова. И все ищут седьмую, книгу Смысла, потому что кто-то её даже читал, но теперь не помнит.

Вокруг книг складываются секты-читальни, они конкурируют между собой, иногда мирно, иногда в открытых стычках. Государство 90-х всех этих читален не замечает, потому как в них собираются весьма специфические люди, да и возможности — со всей Яростью и Памятью — приходят к человеку буквально на несколько часов.

Люди, которые составляют контингент читателей, они где-то посередине между отверженными и избранными. Идет распад советского общества, и людям, которые случайно дочитывают книгу до конца, сподручнее вербовать последователей среди своих. Вчерашние интеллигенты оказываются без пропитания, но вдруг получают смысл жизни. Афганцы. Часть заключенных. Одинокие. Люди объединяются, потому что память позволяет очиститься, а сила защититься, только ведь кто-то должен быть сильным именно в эту секунду, требуются часовые-дежурные.

Но сильнее всего книги действуют на тех, у кого совсем не осталось своей души, на пустые сосуды. Старухи в одной из богаделен-лечебниц постоянно подпитывались книгами, и составили самую дисциплинированную, но и самую страшную читальню...

                                                                                                  *




Статья написана 9 июля 2023 г. 10:26

Впечатление от сборника рассказов получились противоречивое, с мрачным оттенком.

Нет, если брать "сферического коня в вакууме", то книга имеет целый ряд достоинств и смотрится на твердую восьмерку.

Хороший темп повествования. Никаких мегарассусоливаний на лишние триста страниц.

Каждый рассказ — завершенная, динамичная история с понятным финалом.

Есть сквозной персонаж, он же главный герой, выступающий в образе "меньшего зла".

Есть атмосфера. Автор специализируется по хоррору и родовые черты жанра проступают сквозь текст. Ужас, безнадега, отвращение, оторопь, брезгливость. Местами читать тревожно. Провинциальная новгородчина XVII-го века, да еще и в альтернативной реальности, с живыми мертвецами, привидениями, оборотнями и прочим.

Появись эта книга в начала нулевых, впечатление у меня от неё было бы куда лучше.

                                                                                *

Только вот есть несколько маленьких "но", каждое величиною с откормленного борова.

На сайте сборник здесь — https://fantlab.ru/work1379931







  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх