При всех недостатках сериала — а рыцари все так же обедают прямо в доспехах и королевы все так же шляются по замкам в одиночестве — получилась зрелищная история, создатели которой стараются следовать канве инструкций Дж. Мартина.
Да, творится всякая дичь, а временами и лютый бред, но в каждой серии есть несколько сцен, которые стоит посмотреть или даже пересмотреть.
Имеет место быть фантастическая драма в средневековом антураже.
*
Продолжается кризис власти и ситуация становится все хуже.
Если первый сезон завершается расколом королевской семьи, то во втором нам показывают раскол минимум еще по двум линиям:
— между старой региональной знатью и Трагариенами. Не всем нравятся эти наглые блондичики, которые по небу летают и на уважаемых людей сверху поплевывают. Блондинчики передрались между собой? Отлично, можно взять свое и заломить настоящую цену за военную помощь;
— между феодалами, как таковыми (наследственной воинской знатью) и всевозможной чернью, которая мгновенно готова ощутить себя на вершине общества, ну, или, в крайнем случае, будет рада видеть феодала в петле.
Но никуда не делся кризис в королевской семье. Лидером семейного клана должен быть умный, волевой драконовладелец, которого признает своим лидером знать.
А такого человека просто нет.
Эйегона второго — малость поджарили, и он теперь инвалид. Но перед этим король успел выкинуть с должности своего деда Хайтауэера и показать истерический характер.
Его младший одноглазый братец — волевой и не глупый человек, но ему мешает собственная жестокость, статус регента (а не короля), и продолжение кризиса в государстве. Он может выиграть схватку или сражение, но просто не знает, как переломить ситуацию в семи королевствах.
Рейенира и Дейемон — парочка, которая должна была держаться вместе, вдруг ссорится. Просто потому что армии нужен единственный командир и группировке нужен единственный лидер, который не побоится окунуться в кровь и пепел, а Дейемон не может им стать при живой жене и почти взрослом пасынке. И Рейенира не может себе позволить своевольного мужа. Он всего лишь консорт, и чтобы стать настоящим воинским лидером, ему надо собрать армию самому. И Дейемон отправляется её собирать в речные земли, а Рейенира, которая сама его фактически выгнала, понимает, что без него как без рук.
Династический механизм передачи власти в данном конкретном случае отказывается работать.
Можно сказать, что сумму этих проблем передать смогли, и в этом несомненный успех второго сезона.
*
В зрелищной компоненте отметилась здоровенная туша Вхагар. Удалось очень эффектно показать, что это вот монстр летающий, магический бронтозавр, со стэллс-эффектом и в бою очень сложно ему что-то противопоставить. Сражения драконов вышли не так уж хорошо, просто не верится что всадники выживут после первой сшибки. Но обработка конницы драконьим пламенем получилась яркой.
Если говорить о батальном жанре, где в кадре уже нет драконов, то тут удался крошечный эпизод из штурма Грачевника. Над небольшим замком была схватка трех драконов, сгорела часть войска осаждающих, один из драконов упал на замок. Но когда Кристон Коль приходит в себя и идет разыскивать короля — на заднем фоне штурм Грачевника продолжается. За этим сразу чувствуется чья-то воля, чье-то решение командира, работа армейского механизма.
*
И первый, и второй сезон на фоне серьезной драмы дают обманку-слезодавилку для наивной части зрителей.
В первой части истории такой мелодраматической фальшивкой было шествие старого короля Визериса по тронному залу. Но лучшая по драматизму сцена — это выяснения, кто выбил сыну глаз, в процессе которого король Визерис фактически лишается власти.
Драма- это всегда противоречия в людях, и особенно круто, если в одном и том же человеке.
Во втором сезоне показательно драматической кажется сцена "естественного отбора", когда дракон решает, кого из кандидатов признать всадниками, а остальных поджаривает и съедает. Но это просто лотерея. Жестокий и слепой выбор судьбы.
Истинно драматической фигурой, например, становится старший сын королевы Рейениры.
В шестой серии юноша сам подает матери идею вызвать каких-то дальних родственников, авось кто-то сможет оседлать бесхозных драконов. Попытка поверстать в наездники людей благородных, у которых отдаленное родство с Таргариенами, заканчивается неудачей. Седьмая серия — в дело идут бастарды, которые по крови вроде как ближе. И вот тот же самый юноша приходит к матери, весь из себя грустный, только волосы на голове не рвет от отчаяния.
— Мама, вы про что думали, когда со Стронгом в постель ложились? Я ж брюнет получился.
— Ну, и?
— Когда вы, мама, дуба дадите, мне ж придётся за власть бороться со всей этой сволотой, которая на драконов села. Я ж теперь такой же как они! Не пойми кто, просто парень верхом на драконе! И мой дракон еще маленький. Это же финиш!
То есть наследник сам подал идею, думая, что будет первым среди второсортных Таргариенов. Лучшим из бастардов. А наездниками вдруг стали люди, которым плевать на все аристократические правила и у которых, положа руку на сердце, есть к верхам некоторые претензии.
И маман Рейенира понимает, что дело пахнет керосином жареным, но задний ход врубить уже не получится. Всё завертелось. Войне нужны силы, люди, драконы. Только плакать и остается, вспоминая, как вместо того, чтобы реально вокруг себя политическую группировку собирать, она всякой фигней занималась.
//Конечно, королева Серсея пообещала бы сыну, что когда война кончится, этих выскочек всех отравят. А если бы не вслух сказала, то подумала. Но Рейенира понимает, что до победы еще дожить надо//
*
Еще одним неплохим драматическим эпизодом стало отстранение от власти вдовы короля Визериса, королевы-матери Алисенты.
Её старшего сына только что привезли в столицу — спасибо, что живого. Младший, который одноглазый, откровенно молод и слишком резок.
Кристон Коль — глава королевской гвардии и десница — её любовник. И все прочие члены совета ей так или иначе обязаны.
Алисенте кажется, что просто на автомате её должны признать регентшей.
Но она не замечает, что после боя с драконом её любовник от ужаса только не обделался. То есть видит, что мужчина на нервах, но не понимает причины. А все лорды очень хорошо поняли, что прямо сейчас им нужен военный вождь, сильный лидер, боевой командир и т.п. Единственный шанс выжить — это противопоставить ихнему драконидле своего драконидлу.
Поэтому королеве-матери все дружно свидетельствуют своё глубокое почтение, но главным считают её сына.
Получилась отличная иллюстрация перехода власти из рук политиков в руки военных.
*
Есть в сезоне и недокрученная, недожатая по драматизму сцена.
Это присяга речных лордов королю-консорту Дейемону.
Да, завязка сюжетной линии просто отличная: когда Дейемон прилетает в речные земли, местная знать воевать откровенно не хочет. Глава дома Тарли медленно умирает, его внук Оскар отговаривается своим статусом наследника. Дейемона все не любят. Из местных феодалов со своим войском находится только один, который быстро присягает Дейемону, потому что ведет войну с соседом.
Какое-то время Дейемон барахтается, как в болоте, еще и галлюцинации одолевают. Но вот старый Талли умирает.
Региональная знать собирается, пусть и неохотно.
Сцена в одном из дворов Харенхолла. Собравшиеся готовы принести присягу, пусть и Дейемон им лично совсем не нравится.
Но они ставят условие королю-консорту: тот человек, который первым ему присягнул — Блэквуд — он слишком многих убил, он должен быть казнен. И Дейемон должен обезглавить человека, первого в регионе приведшего на его сторону серьезный военный контингент.
А иначе все рассыплется.
Деймону показывают пределы его власти короля-консорта. Плевать, что у тебя дракон. Нужна армия? Будешь делать, как мы все вместе желаем. И служить тебе будем от забора до обеда, а не как тебе хочется. Потому что тот, кто служить будет с перебором, того мы сами под топор и подведем.
Юридически они ему присягают, но фактически это унижение.
Но не такой человек был Деймон, чтобы вот так спустить ситуацию, когда его приземляют. Ему нужен был ответный жест. Без ответного жеста разрушается образ и Деймон из крутого рубаки превращается в терпилу.
Обвиняемый Блэквуд привел на собрание взятых в плен дворян, владения которых так жестко разграбил.
Эти двое — отец и сын Бракены — присягнули другой группировка Таргариенов.
Что бы сказал Деймон юному лорду Тарли?
— Юноша, я закон исполнил и преступника казнил. Но если твоя присяга это правда, а не просто слова, ты выполнишь мой приказ. И лично убьешь вот этих двоих предателей. Прямо сейчас. А иначе твоим словам веры нет, и мне проще воевать с речными землями, чем собирать с них присяги. Лучше собрать армию из вчерашних побежденных, чем из завтрашних перевертышей.
Тут уже актерам надо было бы стараться, и показывать. что ответное давление от принца Дейемона, как человека, тоже не маленькое.
И когда юноша, которому первый раз пришлось людям головы рубить, закончил бы процедуру, Дейемон ему сказал.
— Теперь у тебя тоже есть кровные враги. А мы с тобой одной веревочкой повязаны.
Но вместо ответа короля-консорта — вклеили очередной эпизод магических галлюцинаций, когда Дейемон общался со своим покойным братом.
*
Итого: про власть и гражданскую войну — сериал временами рассказывает что-то весьма интересное.
Я описал пару сцен, но их — как нормальных, так и по-разному запоротых — довольно много.
Других фэнтези-сериалов такого уровня сейчас нет (если не записывать в фэнтези "Пацанов").
Поэтому они взяли "Плоть и кровь" (фильм 1985-го — и тут действие происходит на хорошо укреплённой вилле, в которую постоянно ломятся), кучу фильмов про зомби-апокалипсис (потому вокруг шатается много зараженных чумой, которые пытаются заразить всех остальных), но эротические и абсурдистские мотивы решили оставить (потому слуги и господа меняются местами, все "ряженые").
Словом, попытались в трагикомедию. Явно держа в голове структуру "Влюбленного Шекспира": происходит некая совершенно фантастическая история, из которой потом драматург или рассказчики-комедианты долгие годы черпают вдохновение.
С целью все хорошо снять они отправились в Италию. Потому вилла — да, что надо. Перестроенный замок, но в той стадии, когда от замка осталось очень и очень много, а вилла это скорее потому, что туда хозяева как на дачу выезжают. Собственно это вполне себе Castello Ruspoli, построенная в 1574-м.
И еще очень хороши, аутентичны римские развалины, раскиданные по окрестностям. Видно, эта земля переживает не первый апокалипсис.
Это я все рассказываю, чтобы пояснить: какие-то задумки явно были. Показать пир во время чумы, когда люди живут как последний день и потому позволяют себе столько, сколько обычно и подумать не могут.
Но это же, чтоб его, современный Нетфликс!
В постановке "Декамерона" есть нормальные, рядовые барышни, но лишь единственная из них приближается к образу настоящей красавицы, да и ту изобразили религиозной фанатичной и практически сумасшедшей. Деликатно выражаясь, они пережали даже не с социальным реализмом, а с попытками вклеить в ту эпоху современные образы, не все из которых адекватны. Что-то похожее я помню в российской телепостановке времен начала ковида-19, но там был грубый и торопливый фарс, который обыгрывал именно современность.
Это Италия: Солнце высоко, Африка близко, претензий по неграм быть не может. Я бы даже сказал, что пропорция мулатов вполне разумна. Но этих мулатов изображают индийцы (???) и, внезапно, появляются еще монголоиды. И вся остальная повесточка заходит следом. Нет, "Декамерон" штука не самая добродетельная, равно как итальянская новелла той эпохи. Но она же прикольная! Это религиозно-эротический кринж, который сейчас отлично получается разве что у японского анимэ, и одновременно юмор. Тут эротический юмор оказался не смешным, зацензуренным повесточкой. Шуточки над религией были жестковаты — вроде отрубленного пальца чумного сумасшедшего кардинала, который не стал святыми мощами, а сгорел в камине.
При этом в юмор пытаются, что в исторический (вопрос врача: вы не контактировали с немцами или кошками?), что в перенос современного юмора ("подержи мое пиво вино" — удачно получилось) — но большую часть шуток я не воспринимаю.
Чисто субъективное ощущение: они постоянно промахиваются в длине сюжетного отрезка/эпизода/сцены, когда развивается коллизия. Из-за этого часть сюжетных поворотов уныла до невозможности. Это же "Декамерон"? И все равно — уныло. В режиссерском кресле нужен Гай Ричи :)
Художники смотрятся лучше режиссеров, потому что придумали интересную заставку с чумными крысами.
*
Итого: часть трагикомедии вполне удалась и некоторых персонажей жалко, особенно того индийца, который принял смерть святого Себастьяна.
Но в сериале отсутствует веселый азарт, который так хорош в первоисточнике. А чувство меры создателям если не отказывает дочиста, то сбоит.
Как комедия нравов эта постановка всухую проигрывает французскому "Либертену", а для настоящего зомби-апокалипсиса персонажи ведут себя слишком идиотски.
Надо было либо от начала до конца снимать комедию, либо жестко разделять здоровое и чумное, комедийное и трагическое, сводя их только в финале.
А у них чума входит на виллу и уходит с виллы, как обрывок шарика в известный горшочек.
Отчего сильно притупляется острота ощущений.
За унылую экранизацию "Декамерона" инквизиция будет жечь их на медленном огне. В сериале как раз есть подходящий для этого монах-доминиканец...
Тот случай, когда ждешь феерии, однако начало совершенно не вдохновляет.
Сериал всегда был, как Золушка, которая катается на льду замерзшего озера с жидким навозом. Красота и чистота, отделенные от смрадных глубин тонкой корочкой эстетического контраста.
Первые серии — провал во всех смыслах. Создатели будто вычеркнули все доброе и светлое, закрыли надежду по всем азимутам.
Умирающий лидер команды "пацанов", который просто не знает, что делать.
Столкнувшийся с возрастным кризисом Хоумлендер, который нанимает гениальную супера-консультантку, но сам ведет себя идиотски.
Актриса, играющая Старлайт, что-то сделала со своим лицом, при том что персонаж Старлайт тонет в рутине.
"Поезд А", который вроде бы перешел на светлую сторону силы, но пока испытывает от этого очень мало радости.
А Французика, как персонажа, выкупило гей-лобби и его гомосексуальный роман был показан во всех ракурсах (при том, что он уже не первый сезон подкатывался к Кимико).
По сумме грязи на экране создатели решили переплюнуть сериал "Хэппи".
Не говоря о том, что сюжет несколько провис.
Сама заявка неплоха: человек-кандитат-в-президенты теперь знает о способностях своей вице-президентши — взрывать головы людям. Понимает, что его убьют сразу после выборов. Однако вместо каких-то решительных действий — невнятная жвачка с оттяжками, неудачами, дурацкими кризисами и т.п.
Словом, серии к шестой, видя, как вытаскивают персонажей прошлых сезонов, как играют с мерзкой пародией на человека-паука и как Хоумлендер закрывает гештальты своего детства — я уже почти поставил крест на сериале.
Но финал...
О, это как "включение системы питания №2" в старой модели терминатора.
Наконец-то!
Начались такие "выходы из чуланов", что мало никому не покажется.
Идеи с армией/силовой структурой супергероев — реализовались.
То, к чему шло дело несколько сезонов — все начальники в итоге станут суперами — пришло к логичному воплощению. Прежние политические и силовые структуры, которые состояли из людей, теперь либо просто на свалке истории, либо стали собранием коллаборантов. Старое государство превратилось просто в оболочку новых систем власти. И суперам только предстоит выработать правила поведения: до сих пор им указывали люди, а теперь ребята и девчатам ...эээ, хотя не все они ребята или девчата. Назовем их "зверятами". Так вот, теперь зверятам надо строить жизнь по своим правилам.
Новый мир? Добро пожаловать и наденьте ваши каски.
Лучший образ этого — помощница-продюсер Эшли, которая, понимая, что если убивают всю человеческую обслугу, то грохнут и её, в отчаянии вкалывает себе препарат V. И уцелевшая дочь вице-президентши, у которой теперь тоже есть персональный счет к "пацанам".
Трагедию сына Хоумлендера смогли вывести на новый уровень.
Ну и Французик вернулся к роману с Кимико.
Словом, есть огненный финал, Драма и железная необходимость в следующем (надеюсь, все-таки завершающем) сезоне.
Наконец, это один из сериалов, который играет на поле американской политики, передразнивая и пародируя что только можно. И сама история пришла на помощь Эрику Крипке: неудачное покушение в сериале и неудачное покушение в реальности — та парочка, что нарочно не придумаешь. А лозунг победившей стороны "Сделаем Америку снова сильной" — коррелирует с известным лозунгом уцелевшего кандидата в президенты США :)
.
Последние две серии (хоть там и рейтинг 18+) рекомендую к просмотру.
Тот случай, когда сценарное мышление в зародыше давит фантастический сюжет.
Если без спойлеров, то действие книги укладывается в простую схему: на корабле просыпается пилот, себя плохо помнит. Кораблем управляет ИИ, которому очень нужен человек для "траверзов", неких маневров в космосе. Дальше начинается длиннейшее манипулирование человеком и дерганье за веревочки, потому что после длительного пребывания в гибернации у пилота должна была поехать крыша, исходная личность не очень этих самых ИИ любит, и еще на корабле вроде как бывшая жена пилота и его дочь (раненая). Человек, понемногу получая воспоминания, тоже начинает играть в свою игру.
Так длится, длится, длится...
В последней четверти идет как бы сборка, с пояснением всей интриги, с сочетанием технологических (что могут ИИ) и семейных (что наворотили родственники) факторов. Ну и некий финал, где обошлись без геноцида и дополнительных смертей, поверив на слово ИИ.
.
Если не брать в расчет затянутость первой части, то какие в тексте самые проблемные моменты?
Автор методично подчиняет ход технического прогресса семейной сваре.
Не могу проникнуть в его сердце, но вместо того, чтобы почитать свежую литературу по ИИ, по космической экспансии, по робототехнике, автор сказал сам себе: "Я ведь про людей пишу, какие тут железяки".... Ну и получается:
— заезженная схема нарастающего отчуждения между космиками и планетниками. Мол, как началась экспансия, прошло уже минимум два поколения, космики отделяются. Все бодрые и энергичные свалили с Земли-матушки, там населения апатичное. А космики хотят дальше развиваться, заводы с поясах астероидов строить. Мг. А правительство Земли это великолепно понимало и ничего не делало? Где куча проектов по интеграции (а земное правительство не жалело бы на это денег и средств). Где контроль космиков разными формальными и неформальными структурами? Где попытки обеспечить хотя бы генетическое не отделение космиков через многочисленные эмбрионы с Земли? Автору все это не нужно, он посмотрел "Экспансию"...
— с каждым днем ИИ мощнее, но нужен какой-то навык, чисто интуитивный, который бы позволил людям хоть в чем-то быть незаменимым. Понятно, он будет у главного героя. "Траверзы" — возможность хорошо выстраивать курс межзвездного корабля. 90% людей на Земле бесполезны, но есть мегаталанты, без которых здесь и сейчас ИИ оказывается бесполезен. В финале дочь героя, сознание которой перетащили в компьютер, тоже говорит, что сможет в "траверзы". Как? А вот так, две фактически технологических революции: перенос сознания в машину и обретение этим сознанием критически важного интуитивного умения (которое то того было привязано именно к человеческому телу) подаются просто в качестве побочного эффекта, довесочка к хэппи-энду;
— паразитирование ИИ на мозгах живых людей. О, ну без этого никак, сотни лет прошли, а процессы у нас всё медленные, компьютеры без многозначной логики, без фотоники, без... Просто герою необходимо в активе иметь парочку моральных обоснований. "Гиперион" наше все :)
.
Ладно, это был футурологический срез, а как насчет детектива и триллера, как в книге с просчетом комбинаций и психологической игрой?
— бывшая жена героя, позиционирована как мегаактивистка, выросшая в серьезного политика, у которой получилось использовать сотни тысяч людей. А продолжает вести себя как истеричная миссис, которая разгорячилась на митинге. Как это понять? Любой серьезный политик и манипулятор очень быстро выстраивает легенду, объясняющую его действия в самом выгодном свете. Это профессиональное. Что тут? Три или четыре раза герой говорит бывшей, что именно она подстрелила их дочь. В ответ только фраза "это случайно". Да на первом же повторении этого действия у неё был бы уже встроен ответ, что именно герой виноват во всем, и почему именно он виноват...
— герой, который понимает, что им манипулируют, но никак не проявляет эмоции — ненависть, страх, азарт, надежда. Он быстро понимает, что от него нужна только способность "траверза" и после последнего он как бы совсем не нужен. А его это будто и не напрягает, не внешне, не внутренне. То есть какие-то действия он предпринимает, но холодно и автоматизировано;
— ИИ на кораблем мог на порядок проще управлять героем, не трындя про шок, а показав капсулу с раненой дочерью и соорудив абсолютно выдуманную легенду, которая бы подходила к тараканам героя. Вместо этого весь первый том это развернутая телеграмма из анекдота: "Алеша нехорошо зпт волнуйтесь тчк подробности письмом". Типичная реплика ИИ: "Извините, капитан, мы не можем рассказать вам галактические новости за последние два года". ИИ, который обеспечивает сны сотням тысяч людей и опирается на их мышление, не может предусмотреть элементарных вещей, не видит второй кодировки сейфа и т.п. Буду справедливым к автору: то, что он поднял уровень возможностей корабельного ИИ по управлению дверьми, вентиляторами, лампочкам и т.п. — это очень хорошо и правильно. Плохо, на что он израсходовал этот потенциал. рефреном текста должна была стать не фраза "Все критяне — лжецы", а лозунг "Все ИИ — тупые истерички". Попутно автор буквально убил потенциал проблемы "ИИ в депривации", озвучил проблему и прошел мимо;
— почему бывшая жена вообще легла в капсулу? Активистка упустила контроль? Не верю. При таком уровне контроля над корабельными системами, который ей обеспечивал ИИ, могла бы сидеть за стенкой. Грызла локти, но не заснула бы. С дочерью общалась бы визитами в виртуальность.
.
Из прочих проблем:
— автор почти не работает с языком будущей эпохи. Нет, упоминается новый язык, русско-английский, который стал языком космиков, и потому они не могут читать тексты на земных языках /не верю/, но новой терминологии автор практически не сочинял.
— не работает с многоуровневой интригой. Ноль спецслужб с Земли. Просто ноль. И Ни одного соперничающего проекта. Он, она, их дочь, ИИ, спасение цивилизации... Все сделано для ощущения необитаемого острова, где может завершиться семейная драма.
— отсутствует ощущение технологической гонки (вообще-то тут первый настоящий перенос сознания в компьютер. Это меняет все расклады цивилизации. Но упоминается мимоходом — дочка как бы спаслась).
.
А теперь — зачем автору нужны были все эти несообразности? Ведь сюжет построен, есть экспозиция, кульминация, развязка, есть позитивный и негативный персонажи.
Две очевидные причины:
— в данном тексте ноль выдумки и очень мало современного. В принципе, такой текст можно было написать тридцать лет назад. Допустим, мы не все можем вырастить мир с нуля, из единственного фантастического допущения. Нужны заимствования. Но в тексте видны целые блоки стандартных решений (ИИ почти всемогущ, но от человека требуется некая способность; есть противоречия между Землей и периферией и Земля их не гасит), к которым автор не добавляет ничего своего;
— автор выучил правило: "на эмоции надо давить постоянно". Поэтому берется бракоразводный процесс и выкручивается на максимум. Но максимум получается плохо, потому постоянно идут как бы шпильки и микронапряжения, абсолютно немотивированные коллизии. "Посылочка ваша, но вам я её не отдам" (с).
И еще одна причина, которую с могу скорее предполагать.
В этой книге видна одна из многих проблем российского кино, особенно болезненная: продюсер изнасиловал и сожрал фантаста. И проекцию этой проблемы видно в книге: она просто идеально подходит для экономной экранизации:
— три-четыре персонажа, камерные локации, немного компьютерной графики;
— треть или даже половину текста можно выбросить, сохранив интригу и всех действующих персонажей;
— зрители не должны учить ничего нового, все должно быть максимально просто;
— и еще эмоционально;
— у актеров (кроме главного героя) максимальная возможность истерить и пучить глаза.
Практически в любой момент согласования сценария или даже съемок можно взять бензопилу и малость сократить произведение :) Вместо восьми серий четыре или просто фильм. Или с четырех серий раздуть действие до шести. Чего изволите?
Когда у автора есть настоящая идея, то объем и содержание гармонируют между собой, а при согласовании сценария приходиться выгрызать финансирование на сюжетно важные сцены.
.
Итого: в данной книге просвечивает трудолюбивый автор с нормальным языком, но компилятор, а не творец. Подражатель, а не выдумщик.