У. Гибсон со времен 1980-х показал, что киберпанк, это не только "высокие технологии, низменная гуманность", это пестрота культур, каждая из которых совершенно особым образом приспосабливается к технологическим новшествам. И не обязательно всем быть бедными. Богатые тоже будут как-то жить в мире искусственных интеллектов.
Потому в его книгах уже 21-го века играют две составляющие: эстетика необычных сочетаний предметов, а так же интрига, вызванная необычными действия людей разных культур. Коктейль. Смешение. Ну а если классический киберпанк 80-х уже перестал быть нашим вероятным будущим, это теперь одна из альтернативных вариаций настоящего, то почему не начать играть с параллельными мирами?
Что Гибсон и сделал в "Периферийных устройствах"
Создатели сериала великолепно поняли этот ведущий мотив романа.
Потому лучшее, что есть в первых восьми сериях — это декорации "не тех времен", люди, которые ведут себя "не так, как должны" и два разных мира, которые постепенно открывают перед зрителем свою инаковость.
То, как показано взаимодействие солдат с единой боевое сетью, как ведет себя один из клептархов, младший член клана Зубовых, как можно убить человека пчелами и как действует звуковой кастет, как выглядит новый Лондон, и каким он есть на самом деле...
Это — хорошо! Мастерская работа.
А разговор доктора Шерис Ньюланд с инспектором полиции, это маленький шедевр. Научная и политическая элита выясняют отношения в постапокалиптическом мире. Ведь слова "доктор", "инспектор" там означают совершенно другой уровень власти, а люди, им обладающие, совершенно иначе, чем наши современники, взаимодействуют с машинами. При том весь сериал зрителям не рассказывают, а показывают другую политическую систему. Предельно элитарную, потому что люди делятся на тех, кто приказывает машинам, и тех, кто слушается искусственных интеллектов. Но еще и очень английскую, потому что нет человека, слово которого становится последним, а есть лишь сумма компромиссов между военно-политическими группировками.
Снимаю шляпу.
Оборотной стороной того, что работала опытная команда профессионалов — стало очевидное желание выжать сюжет до конца. Досуха.
У Гибсона в книге яркая, эффектна, масштабная, но не слишком запутанная интрига. Будто простая композиция фигур на холсте, и глаз цепляется за барочность отделки и прихотливость орнаментов.
Правильная экранизация романа требует сезона на 12-16 серий, после чего тема закрывается. Условный "наш" мир получает гарантии о того, что его не используют в качестве одноразового испытательного полигона, и даже шанс избежать тотальной войны. Героиня получает возможности нормальной жизни. А где-то в альтернативном будущем решается задача стабилизации власти.
Но у команды режиссеров-продюсеров наполеоновские планы. И они видели множество хороших сериалов, которым тупо не дали денег на второй сезон. Первый был неплох, история в нём завершена, товар принят под опись, но что-то там случилось в банке, который должен был выписать кредит. Потому сценаристы переработали продукт таким образом, чтобы даже варианта не было "давать деньги или не давать". Как именно?
Оригинальный сюжет распиливается где-то на середине и туда вставляют новые и новые промежуточные фигуры. В романе две группы из будущего начали все более активно манипулировать в нашей реальности. Новая математика позволяла отлично играть на бирже и работать с лотереями, знания о будущем позволяли создавать команды из современных людей — но это процесс шел на заднем плане. В сериале решили все показывать подробно.
Плюс — изо всех сил драматизировали последнюю серию.
Я понимаю, деньги всем нужны. И если вы делаете сериал из нескольких сезонов, то на втором-третьем можно размахнуться очень серьезно. Уже будут средства на самые сложные декорации, на актеров. Да много на что.
Но я помню, как в итоге протух "Мир дикого запада".
Как не смогли вытянуть "Американских богов", как выдохлась "Настоящая кровь" и опустилось "Сверхъестественное". Чем стала "Игра престолов".
И примеров таких тьма: сценаристам очень сложно переработать романы на новом уровне раскрытия сюжета.
Не потому что дураки (хотя бывают), а потому что есть требования команды — работать над проектом, пока дают деньги. А значит нельзя нормально завершать интригу, нельзя доводить до конца сюжетную арку персонажа. Надо тянуть и тянуть...
Поэтому первые три-четыре серии — это чистой воды Гибсон, именно та экранизация, которую ждешь.
Затем начинаются мелкие шажки в сторону. Которые в финале дают среднего уровня сериал, с добротным выходом на второй сезон. Если во втором-четвертом сезонах потянут настоящую игру между миром близкого будущего и миром будущего отдаленного — это будет интересный и глубокий, вполне самостоятельный сюжет. Хотелось бы такое увидеть. Тем более, что часть задумок Гибсона, которая в книге выстрелит ближе к финалу, в сериале заботливо сохраняют.
Но насчет качества будущих сезонов есть у меня чувство обоснованного сомнения...
.
Еще одним скользким моментом в "Периферийных устройствах" стал образ девушки из американской глубинки, которая будет всех круче и всех красивей. Да, нужна была эффектная актриса, эстетическая ось сериала (какой была "Долорес" в "Мире дикого запада"). Хлоя Морец — подходит. Однако требуется более явный переход от провинциальной барышни, немножко серенькой, но при этом себе на уме, к бронебойной красотке в Лондоне будущего. Его свели к макияжу и некоторому набору украшений, к туфлям и одежде. В результате её решительность (практически наглость) — выглядит не такой уже обоснованной. Это не проявление скрытых талантов, а бесконечная удача. "Мэри Сью в большом городе". Проблема ли эта актрисы или проблема тех, кто разрабатывал её образ, мне сложно сказать.
В её брата веришь куда больше.
Но проблема в том, что большая часть персонажей к финалу начинает обрастать штампами. "Герой", "злодей", "активистка сопротивления", "подручный в клане". Нет, окончательного забронзовения не произошло. Но либо второй сезон начнется с резкой пересдачи карт, которая заставит персонажей открыть второе дно, либо все упрется в стену из клише.
.
Третья составляющая "финальной просадки" это трюки и декорации. Такое впечатление, что интересный и оригинальный реквизит кончился на первых сериях. Как в ударный трейлер монтируют из посредственного фильма все яркие моменты, так и тут: все, что цепляло глаз и заставляло подумать о другом мире, о другой линии технологического развития — заявили в начале. Как результат: рукопашная в восьмой серии оказалась, мягко говоря, похожа на стандартные упражнения в боевых искусствах. Топоры и шестоперы есть, а экзотического оружия, которое так мастерски изобретает Гибсон, нет.
.
Мне понравилось, что в переводе не стали использовать громоздкое "периферийные устройства", а стали говорить "периферали".
.
В остальном — это красивый и добротный НФ сериал со слабоватой концовкой и рассыпающимися образами персонажей.
Такие фильмы обычно появляются, когда авторы хорошо знакомы с идеей о злых корпорациях, которые монополизируют генетическую инженерию. Продают фермерам пшеницу, которая хорошо родит только один раз, потом и лекарства, которые снова и снова надо покупать, а потом уже и нормальной еды не остается. Целые страны начинают приходить в упадок. А корпорация все больше отгораживается от внешнего мира...
Но денег на съемки масштабной истории, вроде "Заводной" П. Бачигалупи — нет. Денег на несколько десятков локаций и две дюжины хороших актеров, как в "Зардозе" — нет. И ничего похожего на советские "Через тернии к звездам" тоже снять не выйдет.
Приходиться показывать конец света с точки зрения хуторян, а масштаб катастрофы демонстрировать через намеки и спецэффекты...
Самое удивительное, что неплохо получается.
.
Медленная катастрофа, непрекращающийся многолетний кризис — приводит к распаду семей.
Фоном для сюжета и одновременно его основой выступает фактически разваливающиеся отношения нескольких родственников.
Есть два брата, уже пожилых. Один вполне принял новые условия игры, он преуспевающий фермер, но по факту кулак, который через несколько лет окончательно станет местным феодалом или даже рабовладельцем. Когда подрастут мальчишки-подручные, которых он уже научил ставить клейма непокорным и вот-вот научит убивать.
Второй — в прошлом ученый/ солдат, пытается оставаться приличным человеком, но жена ушла, сам он парализован и живет только заботами дочери и остаточным ресурсом медицинской техники. И дом его, со следами жизни "среднего класса", с каждым днем все больше разваливается.
Братец-кулак отчасти положил глаз на свою племянницу, отчасти просто закрывает все вопросы в округе. Перспективы тринадцатилетней барышни предельно понятны, а всевозможные её выдумки и увертки дают отсрочку буквально на неделю-другую.
Сама она — типичная девочка с мечтами. Но по меркам своей среды великолепно образованная и даже без глупых сказок в голове. Мечты у неё умные, от отца.
Есть подобия биофабрик-комбайнов, которые оставляют после себя пейзажи, похожие на пейзажи браконьерских приисков янтаря или на последствия ликвидированного разлива химикатов: мертвые перепаханные проплешины.
Есть множество новых организмов — странных гибридов, растений-животных, сухопутных водорослей. Лес буквально заполонен ими. Собственно, новые формы живого — эта те декорации, которые и приносят ощущение биопанка. Вместо того, чтобы возиться с шестеренками, девчонка возится с организмами, с простейшими биотехнологиями. Но вокруг организмы куда более сложные. Самые совершенные их них — джаги — это подобия людей, которые сохраняют абсолютную верность хозяевам.
А над головами носятся летательные аппараты из "цитадели". Они порой прилетают на ферму к жадному брату, за товаром. Хотя тот больше просто перепродает человеческую кровь, чем растит овощи.
Многие мечтают хотя бы работать на "цитадель", но зачем там лакеи, когда есть "джаги"?
И вот один такой аппарат терпит крушение.
Пассажирку, выпавшую из кабины за секунды до столкновения с землей, находит девчонка.
А тяжело раненного старика-пассажира, вместе с остатками аппарата, обнаруживает уже кулак. И душит, потому что любви к "цитадели" у него нет ни малейшей.
Дальше — короткая драма на четверых.
Пассажирка — она и воскрешает воспоминания об ушедшей матери, и показывает весь уровень новых технологий, потому что и сама регенерируется, может лечить буквально поцелуем. Но она же и трофей, и громадная выгода для жадного брата, потому как убить ненавистного "верхнего" это одно, а выслужиться перед "цитаделью" и сдать беглянку — другое. И еще у пассажирки есть информация, как можно активировать семена, чтобы они сами росли...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первая кульминация — когда жадный братец приходит в дом к парализованному, подозревая, что там прячется пассажирка. Находит её, но тут же и еще и племянница, они против, начинается драка. Визитера почти убивают, но тут племянница останавливается и предлагает — вот, у нас есть рабочий метод активировать семена. Просто промолчи, начнется новая жизнь. Он вроде как соглашается, ему перевязывают раны, он уходит.
И сливает информацию "цитадели". Потому что местным владыкой может быть только в условиях катастрофы...
И меньше чем через сутки в живых остается лишь девушка Веспер.
То, как умирает её отец и пассажирка-джаг — вторая кульминация
Актеры подобраны хорошо и вполне реалистично воплощают свои образы. Нашли даже модель с экзотической внешностью, чтобы показать бракованный экземпляр джага.
Общее впечатление от фильма задает разлитая в воздухе безрадостность и намеки на невозможные сейчас технологии. Живое кажется или чужим, или покалеченным. Техника — продуманная, хорошо воплощенная на экране, но либо изношенная до предела, либо какая-то уникальная, буквально штучная. Ощущается технологический тупик, весь ужас которого в том, что люди так жить не могут, а доминирующая структура в обществе повернуть назад просто не желает. "Цитадели" проще добить биосферу вместе с остатками человечества, чем перестроить саму себя.
Но не факт, что получится начать второй круг развития.
Ведь люди вокруг исчезают прямо сейчас. Или теряют человечность, или умирают.
В "Письмах мертвого человека" ученый оставался с больными детьми на фоне начинающейся термоядерной зимы, и просто умирал, сохраняя в себе хоть что-то человеческое. Это нравственный жест.
В "Заводной" — один из результатов развития интриг это надежда. Новая технология, что позволит выйти человечеству из кризиса, новое настроение общества, несогласие людей медленно умирать.
В "Эпохе выживания" поступок девочки, пустившей по ветру исправленные семена — балансирует между нравственным жестом и реальной надеждой.
То ли биохакеры "цитадели" накатят пару обновлений, и эти семена тоже не смогут прорасти, то ли "верхние" уже разучились так виртуозно работать с генетикой, и теперь всё изменится.
Эта неопределенность гармонирует с размытыми красками и блеклостью жизни, которая показана в фильме.
Любителям биопанка и постапока — однозначно рекомендую к просмотру. Но!
Для артхауса — фильм очень хороший, высший сорт, а для обычного кино — твердый середняк.
Неторопливость, вот суть действия в этом фильме. Зритель может заскучать...
Сериал, мистика, янг-эдалт, под стиль британских 1980-х.
Основные допущения:
— полвека назад стали активизироваться призраки и всяческое потустороннее. Призраки показали себя весьма опасными явлениями, могут убивать. Надо с ними бороться;
— с этими призраками эффективно могут взаимодействовать только относительно детские (не взрослые) души.
Как следствие условного капитализма (жадность и дуболомность больших фирм осуждается), и частной инициативы, сложилась система агентств. «Локвуд» – это агентство, где работают только свои, в смысле подростки с даром, но не взрослые. И агентством это назвать трудно, потому юноша Локвуд набрал в помощь к себе только двоих персонажей. На большее денег нет.
Как первый сезон мистического сериала – 7-8 из 10. Вполне себе зрелище для семейного просмотра.
Все обязательные условия выполнены:
персонажи вроде как живые, есть набор загадок, есть набор батальных и мистических сцен, есть нагнетание интриги и грамотный выход на второй сезон.
Неплохо подобраны актеры. Есть какое-то количество эффектно поставленных поединков. Сериал не производит впечатления малобюджетности — меняются локации, есть реквизит, нормальные спецэффекты. Но нельзя сказать, что денег в сериал вложено много: создатели явно маскируют ограниченность бюджета скопидомством тех агентств, которые должны заниматься борьбой с призраками :)
Сериал снят по книге (её не читал), там целый цикл, что подразумевает продолжение.
К продукту нет особых претензий, как к японской машине средней ценовой категории. Работа на свои деньги в принятых сейчас координатах.
Что читается в этом янг-эдалте?
Попытка отыграть мечту подростков о самостоятельной жизни, при том сделать это относительно приличными средствами. Поэтому персонажи индивидуалисты, у главного есть аристократические «намеки», это типичный малый бизнес и вообще, все здорово /только опасно/
Читать и смотреть такое, ожидая переезда в студенческую общагу – самое оно 😊
А если добавить реализма? Представить, что случилось бы с обществом той же Британии, возникни там реально проблема восставших призраков? Сохранится ли тогда янг-эдалт?
Первый образ, который приходит на ум: сериал «Чума», где была показана банда несовершеннолетних на улицах испанского города XVI-го века. Верховодил ей старик. Хитрый, не самый добрый. У Диккенса это было еще откровеннее.
Второй – команды фигуристок, гимнасток, словом, всех спортсменок, у которых серьёзная карьера заканчивается до 20 лет, а потом надо радикально менять специализацию (в тренерах остаются немногие).
Третий – это те команды несовершеннолетних летчиков земной обороны, которых Лазарчук вывел в «За право летать» (там был аромат реализма, который в 100500 аниме на похожую тему отсутствует).
Наконец, в мегаполисе Лондона — при условии слабого государства — мы бы имели дело с разнообразием агентств, структур и «цветением ста цветов».
Что получилось бы?
Среднее агентство, это структура на 7-8 «бойцов». Они живут в казарме – натуральной казарме-пансионе, где «дядькой-капралом» выступает парень, который уже не видит, не чувствует. Ему, скажем, 25-30 лет. Но для подростков он еще как бы свой (проще всего это показать через отсутствие семьи, он просто не вылазит из казармы круглые сутки). Есть директор-бухгалтер-адвокат, короче, персонаж 45-60 лет, который осуществляет координацию с властью, с финансами, часто с заказчиками. Он ходит в костюме-тройке и раздаёт визитные карточки. Возможно добавить еще «инженера/историка» — образ гика.
Там определенная вольница, гормональные взрывы и т.п. Большая часть казарм будет однополой, иначе барышень спишут по беременности /хотя наверняка будут евгенические концепции, и где-то именно такой подход восторжествует: пусть девчонки рожают в 15 лет, если что, сделаем кесарево, но зато порода колдунов будет улучшаться/.
Важнейший момент – пополнение. Если они с лицензией, то «на практику» получают 10-12 летних (кто уже может выполнить хоть какие-то команды так, чтобы не страшно было стоять рядом).
То есть визит на объект, это: а) команда, которая уходит в дом (там есть старший), б) сержант, который с парой малолеток стоит у входа, и дети описывают ему, что видят. Если начинаются проблемы, взрослый сержант лезет выручать своих. И тот несчастный случай, который приводит к изгнанию героини из официального, большого агентства, не должен иметь столь карикатурных форм...
Важно: в сериале это показано как бы вторым планом, но к таким казармам будет серьезно притягивать призраков. Соответственно, казарма изолирована не в смысле какого-то тренажа или дисциплины, а тупо по причине обороны.
Если это незаконная или узко-этническая организация («белуджи Лондона»), то пополнение из детей диаспоры, полуподпольный статус, идеологические или религиозные заморочки на всю голову.
Государственные структуры – это спортшкола + кадетское училище + маленькая крепость в одном флаконе. Астральная оборона, с цепями вместо стен. Снабжение хуже, чем в богатых частных «казармах», но лучше страховка. При этом их всячески рекламируют и напоказ любят.
Есть совсем секретные государственные структуры (и это уже просто подземные лаборатории – где-то рядом тусуется «возжигающая взглядом» и образы мрачных экспериментов над детьми).
Есть одиночки (это бездомные или социально неблагополучные дети). Есть группы по две-три человека (семья – мать видела призраков, старшая дочь видела, уже замужем, родители пытаются торговать способностями младшей). Но у них очень специализированная клиентура. Бандиты, как вариант: болтливых призраков надо зачищать. А если все совсем плохо, то именно подростка поставят добивать приговоренных к смерти кредиторов и подельников — потому что призраки будут "агриться" именно на своего убийцу, и у того будет железная мотивация от призраков избавиться. Или это семья «Бэрримора», и дочь в астральной обслуге «лорда» который сейчас не в замке сидит, а возглавляет корпорацию.
Есть, наверняка и вот такие «Локвуды», но на них смотрят как на первую стадию становления очередного агентства средней руки. И молодому человеку, который возглавляет шайку, должны намекать на необходимость развития. Типа: давай принимай в свою хату 10-ти летнего пацана, а то, когда все твои перестанут чувствовать, ты на мели будешь.
Соответственно, у ребят и девчат из разных подразделений – очень разная карьерная лестница и возможности.
Кто-то хочет заработать на поступление в престижный университет (думает о своей карьере после юности), на помощь семье и т.п. – все чинно, благородно. За деньгами не гонится, но его фамилия появляется в правильных списках.
Кто-то желает получить «60 тыс. фунтов» прямо сейчас (он точно знает, что ему надо купить долю в автосервисе, и его дядюшка приглашает). Кто-то по уши в крови, а еще до 15-ти лет не дорос (говорит с призраками, осуществляет кровную месть для своего клана).
И самое интересное, имхо, это перескоки из одной системы «обучения» в другую. То, что тут сделали за первую серию, но ведь надо было показывать шире 😊. Раскрывать всю социальную инфраструктуру, которая кучкуется вокруг астрального бизнеса.
И аромат подростковых историй вполне можно сохранить.
П.С. Я так и не понял, почему рапиры? Нет, «это красиво», аристократично и фотогенично 😊. Но чего не обычная теннисная ракетка, только со стальными струнами-перетяжками? Габариты похожи, возможностей по борьбе с призраками больше.
"Звездные войны" продолжают натурализовать разные жанры в рамках своей вселенной.
Вестерн был, теперь взялись на шпионскую драму и политический триллер.
Собственно, показано, как медленно и неохотно разгораются первые искры восстания.
Несколько ярких биографий. Вот герой с трудной судьбой. Вот его выбор в пользу борьбы... Вот мститель. Вот скрытый оппозиционер. Вот откровенный бандит, примазавшийся к движению, и предавший в ответственный момент.
Но если смотреть на сюжет сквозь призму (внезапно) советского кино о становлении партии большевиков, или французского кино о становлении структур Сопротивления — возникает простой вопрос
"Нахрена?"
Что выступает побудительным мотивом того каждодневного, глухого недовольства, которое становится питательной средой для повстанцев?
Империя унаследовала громадную экономическую структуру Республики, и мгновенно поменять её в принципе не могла. Но гражданская война, которую раздувал будущий император — остановилась. Просто потому что выбили головку восставших.
Кто выжил — замолчал.
Прошло несколько лет.
Даже в условиях крутой коррупции, отсутствие войны это как эликсир жизни для экономики. Все цветет и пахнет, а производство растет на сотни процентов. Ваши торговые корабли больше не сбивают повстанцы или их не расстреливает очередной бдительный таможенник. Когда император Август завершил гражданские войны, это дало десятки лет экономического процветания Средиземноморья.
Причем изменить стиль управления сразу по всей Галактике не мог даже Палпатин.
Понятно, что всегда будут недовольные. Кое-где свободная Республика так зажимала население, что оно не может терпеть даже тоталитарную Империю, и бунтовать будут, хоть триста раз объявляй свободные выборы.
Но то, что показывают — за исключением тюрьмы, откуда действительно надо было уходить без вариантов — это не тянет на действительно серьезные вещи. Религиозный фестиваль подзажали? Ну да, бывает. Но вообще-то стройки идут, люди работу получают. И локальное недовольство верующих — очень редко переходит в религиозную войну.
Словом, настоящих побудительных мотивов, которые движут "широкие народные массы", в сериале не видно.
Равно как непонятно и то, чего хочет растущее сопротивление. К чему стремятся герои? А ведь образ этот должен быть на устах у всех сопротивленцев, это мечта, ради которой они готовы отдавать свои жизни. Она может очень сильно различаться в деталях, но оставаться неизменно яркой.
Этого тоже нам не показывают (и правильно делают, потому как после победы Люка Скайвокера фигня какая-то в политике началась).
Есть лишь единственный вариант, когда все всё понимают, но помалкивают, чтобы лишний раз не ссориться: возвращение к "старым временам", причем не к республике последних лет, а к чему-то более раннему. Но для этого требуется картина всеобщего кризиса, распада хозяйствования, с которым Республика не смогла совладать много лет, и теперь Империя прямолинейными и ужасными методами пытается навести хоть какой-то порядок.
То есть образ кризиса из первых книг "Основания".
Но не видать такого.
Словом, получается "лабораторно чистая революция", когда в некий человеческий раствор подсаживают нескольких революционеров-радикалов и они начинают творить магию.
.
Причем побудительные мотивы насилия отсутствуют как снизу, так и сверху. Что ярче всего проявляется в образе тюрьмы.
С одной стороны это натуральный концлагерь, где заключенные работают на износ и все равно все должны будут погибнуть.
С другой стороны этот концлагерь оборудован горячей водой и отоплением, он исключительно чистый и хорошо обустроенный. То есть в труд заключенного уже вкладываются достаточно большие деньги, и потратить еще 3-5% на позитивную стимуляцию — вполне возможно. Ставьте им раз в неделю пиво, показывайте вечерами кино и реально отпускайте передовиков производства. Никаких военных тайн они не знают.
Будет относительный покой.
Но нет. Торжествует садистское крохоборство.
А ведь если бунт, если остановка производства двигателей, то это происшествие куда более значимое, чем все выгоды, которые можно получить от воровства пайков заключенных.
Да, будь это военное время, недостаток ресурсов и цейтнот по срокам, в такие заводы-концлагеря вполне верилось бы. Собственно, прототипом завода по сборке двигателей явно был взят немецкий подземный завод по производству ракет "Фау". Но ведь уже не война. Ресурсов на нормальную пайку заключенным наскрести можно.
Словом, эти вопросы постоянно возникают в кадре.
.
Если выключить у себя в голове это ощущение шизофрении, то да — перед нами хорошая вариация классических шпионских фильмов 20-го века.
Динамичные игры с вербовками и зачистками, рациями и сеансами связи, терактами и ограблениями.
На декорациях не экономят. И даже подобия "калашникова" смотрятся тут органично, потому что на экране просто альтернативный двадцатый век, и там должны быть свои "калаши".
Хорошо подобраны типажи и актеры стараются.
Мне больше всего запомнился образ, созданный Скарсгардом: подпольщик-оппозиционер с продуманным прикрытием, который меняет личины и риторику, но еще остается человеком, еще не превратился в калькулятор по расчету комбинаций.
Отличной идеей стал образ "маленького имперца", который пытается сделать карьеру, но его отправляют в отставку, к мамочке. А мамочка отправляет его на новый виток карьеры :)
Первый порыв был строго отрицательным, но нельзя хаять ленту, если в ней нет полного совпадения с твоими собственными представлениями о книге.
Надо посмотреть второй раз, лучше на холодную голову. А какие-то эпизоды и по третьему разу глянуть.
Так и сделал.
Черно-бело впечатление никуда не исчезло.
.
Что хорошо, местами очень хорошо — это компьютерная графика. Да, этим никого не удивишь, но работа эффектная, многие образы получились живыми, страшными. А заставка так вообще здорово выглядит. Полет мыши на Москвой — показывает то, что было рассказано в тексте. Не зашла разве что картинка вампира в образе памятника-Гагарина, что пролетает сквозь пузыри людских душ. Тут слишком явное противоречие между позитивным восприятием первого космонавта и негативной ролью вампира.
Что пытались сделать лучше, но вышло посредственно, это то, как ужали сам роман.
Тут просится четыре, даже пять часов экранного времени, мини-сериал. А история спрессована до часа-сорока. Что пало жертвой? Почти весь юмор и философия, которые были рассыпаны в диалогах второго плана, все игры с англо-русскими сочетаниями и львиная доля афоризмов. "Клоуны и пидарасы" уцелели, но множество остального, увы... Да, местами сокращения оправданы, и первая дегустация крови для Рамы это не безымянный айтишник, а Ганс Рудель. Воспоминания Руделя суть сквозной образ для книги, потому чем раньше они появляются, тем лучше. Но из-за сокращений и ужатий исчезло это странное чувство времени, когда Рома-Рама понимал, что он предоставлен сам себе, им занимаются "на отвяжись". Эти слова персонажу даже пришлось говорить вслух, чтобы зрители понимали. Периоды погружения в сны сохранились, но мотивация героя для самоосмысления — убрана;
Что стало провалом — это подбор части актеров плюс исполнение некоторых ролей. В книге показан Иванушка-дурачок, которого приготовили на заклание, но красна девица выбрала жизнь именно для него, а не для прошаренного и оборотистого конкурента. Потому что видела, Иванушка её любит, и эта любовь потом ей очень пригодится. А ловкий парень предаст и посмеется над ней, как все предали Иштар Борисовну и врали ей в глаза. Для этого нужны три молодых и подходящих лица. И если киношный Рама временами налазит на глобус своего книжного прототипа, то Митра и Гера — вообще не то. Гера — ни разу не древо жизни, она не подходит. Причем та девушка, которую Рама подцепил на улице или школьница из воспоминаний Руделя, напротив, соответствуют образам юности и жизненного порыва. Мать Ромы-Рамы, тоже легко узнаётся и её стервозная личина показан буквально за двадцать секунд... То есть подходящие исполнительницы у режиссера были. Но актриса-Гера как нацепила мрачное выражение лица, так с ним и не расставалась.
Отдельная проблема с Митрой: книжный персонаж корчил из себя Мефистофеля, но был ярким, заводным, прикольным. Пустозвон и обманка, но в привлекательной оболочке. Да, я понимаю, на роль показательного прожигателя жизни взяли реального рэпера-поэта. Возможно ориентировались на фразу из текста "он знает жизнь не понаслышке". Но в фильме всю живость и яркость как корова языком слизала, а попытки пыжиться и "кидать понты" — сохранились. В результате персонаж буквально рассыпается.
Да и актер, исполняющий роль Рамы, весьма ходульно отыгрывает большую часть переживаний своего персонажа. Где он получился, так это в сцене вечеринки, когда надо было кусать халдея. Вот там чувство превосходства читается просто отлично. Но в в других сценах почти весь внутренний мир Ромы-Рамы остается за бортом. В то, что парень любит и надеется, не очень верится.
Большая часть вампиров ни уму, не сердцу. Бальдр с Иеговой совсем мимо: да, они изображают из себя простоватых силовиков с деревянными физиономиями. Только за этим деревом не видно хитринки, цинизма, вообще второго дна. Разве что Энлиль Маратович вытягивает. В этого хитреца вполне веришь. Иштар Борисовна — тянет, но без фанатизма. Из халдеев запомнился напоказ укушенный Рамой коррупционер. Почему? Он сыграл маской. Как и предыдущий Рама, который застрелился, тому подобрали отличную маску, и с образом она гармонировала. А это плохой признак, что маски в фильме запоминаешь лучше лиц.
Что снова вышло середина на половину, это демонстрация роскоши. Выпилили почти все марки и громкие названия, что во многом правильно (полная противоположность "Generation П"). Хотя что-то могли и оставить — и не "Victoria's Secret", которую приплели ни к селу, ни к городу.
Сделали неплохие интерьеры квартир. Машины, одежда, часть украшений. Но все это производит впечатление неудачной постановки "451 по Фаренгейту" — книги в кадре горят, а в гибель культуры не веришь. Так и тут: на экране видны деньги, но они еще не достигли концентрации, когда у зрителя "в зобу дыханье спирает".
Хорошо поработали над Хартландом: при всех оговорках сделано эффектно. Интерьер комнаты Иштар Борисовны — органичен. И даже то, что шея теперь идет от потолка, а не от стены (явно для удобства съемок) ничего не портит в диалоге. Удачным получился дизайн пробирок, для крови. Флаконы от богини подобрали строго по тексту.
Но вот линию постмодерна попытались сгладить везде, по всем составляющим. Потому не только исчезли почти все хохмочки, но и картины в новой квартире Рамы вполне классические, а Бонапарт на коне — привычный образ всадника, созданный еще Жаком Давидом. Нет, авторы пытались острить: потому рядом с Ф. Бондарчуком в кадре видна Анна Чапман. Но тут то случай, когда Бондарчук забирает на себя слишком много внимания и портит шутку.
Иногда чувствуется провал по операторской работе/монтажу. Особенно ярко это читается в контрасте сцены с укусом Ромы и сцены, где Митра проводит для него первую дегустацию. Съемка, до того многокамерная, вдруг идет лишь с одной камеры, из-за чего исчезает ощущение диалога, а монолог слишком деревянный, актер-Митра старается, но не вытягивает. Да, подобные провалы идут не сплошняком. Напротив, временами действие пытались оживлять — в курсе боевых искусств и любви это получилось. Но будто воскресли ограничения советского фантастического кино: в "Солярисе" тупо не было денег и возможностей снять толстую негритянку, а тут нет денег и возможностей снять паломничество китайского даоса. Снимали то, что было под рукой во время карантина: потому кавалькаду иномарок показать смогли, рукопашные поединки получились эффектными (за них плюс), пиарщика Вавилена Татарского из предыдущего фильма тоже показали. Даже стилизацию газовой горелки под факел (именно стилизацию, в современном доме) сделали хорошо.
При том, что книга экранизирована относительно аккуратно — режиссер не вводил новых персонажей, не менял концовку, не старался отыскать второй третий смысл — иногда ну прям офигеваешь. Вот зачем было менять стихи, которые Брама и Митра сочинили во время дуэли? Ну чем оригинальные были плохи? Захотели польстить актеру-рэперу?
.
Итого: ощущение, как от половины сборочного комплекта автомобиля: хорошо, местами дорого, местами очень качественно, но машина не едет. Потому что колес нет и карданный вал куда-то делся. А когда её пытаются завести, выходит суетливая медитация. Пелевин без юмора, без постмодерна и межкультурных аллюзий, уже не Пелевин.
Я прекрасно понимаю, что фильм снимался с куцым бюджетом, в карантине, в кучей дополнительных проблем и чрезвычайных ситуаций. Понимаю, что роман не очень подходит для киноформата.
Да, я посмотрел слитую в сеть версию.
И у меня нет таких уж фундаментальных претензий к режиссеру (кроме выбора двух актеров и впихнутых в дуэль новых стихов).
И если вы читали роман, то имеет смысл посмотреть фильм.
Но очень хочется, чтобы "Священную книгу оборотня" экранизировали в аниме-варианте. Условность картинки поможет пройти цензуру и раскрепостит создателей, сломает необходимость подгонять хронометраж под кинопрокат.