Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 августа 2024 г. 09:48

В комедиях, где постмодерн играет с историей, градус "чудес" должен постоянно возрастать.

И финал выдавать совсем уж феерическую картинку.

"Иван Васильевич..." (советский) — стрельцы штурмуют палаты государевы, события в белом накале, который разрешается, фактически, только тем, что "все было во сне".

"Пришельцы-2" (о французском средневековом рыцаре в современности) — завершаются появлением Наполеона Бонапарта.

А что "Холоп-2"?

Только обещание третьей части, но никак не феерия.

Как можно взбодрить действие?

.

Устроитель всех этих зрелищ, психолог (Охлобыстин) приходит в себя, но вокруг что-то не то. Патруль тащит его по дороге, садит в телегу.

Какое-то время психолог пытается доказать, что "ребята, я сам тут все устраивал, вон там камера должна быть, вы попутали, и это костюмы николаевской эпохи". На него смотрят как на помешанного. Но вот проходит сколько-то времени, он понимает, что локация для его балагана — великовата.

И его к реке подводят, в лодку садят.

А река — Нева. Вокруг разворачивается панорама С.-Петербурга 1830-х.

Психолог (Олхобыстин) несколько напрягается.

Но вот лодка подходит к набережной у Зимнего дворца, задержанного волокут по коридорам, в кабинет императора, а там, весьма похожий лицом на Николая I, грозно смотрит на него




Статья написана 17 августа 2024 г. 11:07

Над франшизой видна тень всех консерваторов мира — как все переменить и ничего не менять?

Как сделать что-то каноничное, традиционное, привычное, стандартное, стереотипное, шаблонное, но так, чтобы этот проклятый зритель увидел в кино свежий взгляд, креативный подход и молодость жанра? Чтобы занес монету?

Надо иначе прочесть канон, порвать шаблон, сломать стандарт и т.п. — сохраняя внутреннюю логику событий.

Ничего похожего сделано не было. Копировали все, и даже компьютерными средствами была воссоздана голова капитана из самого первого фильма: будто бы тот же актер (ныне покойный Иэн Холм) руководит некоей станцией. В ролях группы жертв чужого — условные подростки из шахтерского поселения на другой планете. Они, естественно, делают все канонические глупости из американских ужастиков.

Создатели могут похвастаться только новым спецэффектом: коридор станции, невесомость, висящие в воздухе капли/потоки крови чужого, между которыми скользит героиня. Ну и умственно неполноценный чернокожий робот сопровождает героиню...

Фильм можно прямо сейчас на машине времени отправлять в 1980-й.

А смысл?

Никакого.

Если вам надо потратить полтора часа времени на ностальгию о кино 1980-х — прошу.

Причем даже слезодавилка там вполне "спилберговская" — шахтеры прут в шахты живых канареек, и героиня, колеблясь перед опасным решением "пойти на дело", видит эту канарейку и понимает, что она — как эта птичка в клетке, и жизнь её в этом шахтерском поселении пройдет так же быстротечно (всхлип на заднем плане, где они взяли канареек на этой планете, причем в большом количестве???).

Ряд печальных эпитетов заслуживает этот фильм.

Но давайте отодвинем эмоции в сторонку и три минуты подумаем, а что можно было бы смастерить ужасного? Без всего интернетного киберпанка, который в мире "Чужого" как бы не наступает.

Да, новая планета, новые болезни (хотя откуда?), шахтеры мрут, как мухи, все очень печально.

Земля действительно прислала серьезный корабль — пусть и только один раз.

В колонии есть несколько автономных систем, которые чинят и воссоздают технику (потому не заканчиваются двигатели, генераторы, проволока и т.п.)

И такие же автономные системы клепают и клепают новых колонистов из ограниченного набора генетического материала.

То есть "дети" до биологического возраста 14-15-ти лет живут в виртуальности, в капсулах. В реальности это занимает 3-5 лет, организм довольно бодро выращивается, и они все видят стандартные воспитательно-образовательные сны. Причем программы-то написали на Земле-матушке, все они очень политкорректные, правильные, отцензурированные. А потом детишечки вылупляются в реальность, в шахтерское поселение. И им объясняют, что перспективы мрачные, потому как к сороковнику все вы стариками будете выглядеть. И ваших детей, если рожать надумаете, мы отнимем и тоже положим в капсулы, да вы и сами положите, потому что на работе почти круглые сутки и детская смертность зашкаливает. Просто нормальные установки для терраформирования не завезли, а естественным путем бактерии и лишайники улучшат тут ситуацию через полтораста лет.

Словом, если вы показываете очередную метафору на американские пригороды, то доводите её до упора.

Группа подростков — точно понимает, что с планеты надо выбираться, пока не стали отработкой. Каждый видит на стенах своего жилья фотографии с лицами своих предшественников, и это точно такие же лица, как у них самих. И когда эти же подростки ходят по биолаборатории с "чужими", они понимают куда больше и боятся куда меньше, потому как всё привычно. И ужас в том, что идет не битва человека с монстром, а драка двух биосоциальных машин. И подросток готов живьем жрать чужого, потому что "американскую мечту" ему показали в капсуле, в детстве, но штатными средствами достичь её невозможно...

Кстати, настоящие боевые роботы — быстрые, точные, которые будут вертеть инопланетных тварей на больших манипуляторах, покрытых для защиты от кислоты тонкой блестящей пленкой — уже созданы и вполне присутствуют на планете. Но они охраняют рефабрикатор с капсулами и автоматизированными конвейерами.

Кошмар?

И западный кинематограф вполне с подобными кошмарами играет: в короткометражках можно найти образы, где шахтеры раскапывает очередной артефакт, тот перерабатывает их тела в многоножку, а последний из них, уже ослепший, говорит помощнице, что она не клон, и дешевле покупать детей, чем выращивать клонов для работы в шахтах — "Zygote" Н. Бломкампа.

Увы, такого в заштамованной франшизе никогда не покажут...


Статья написана 13 августа 2024 г. 16:56

"На мгновение всем кажется, что они что-то поняли" — эта одна из последних фраз романа, а её надо бы сделать эпиграфом.

Это длинное, многоплановое, переусложненное и при том очень стандартное повествование, которое для полного понимания надо читать второй-третий раз, но уже не очень хочется это делать.

Тут будет некоторое отступление, которое должно что-то пояснять, но при этом само может быть чистой сказкой и бердовой инсинуацией :)

Если сравнить современную польскую и русскую фантастики, то среди прочих отличий бросается в глаза возможности некоторых польских авторов раз за разом ставить литературные эксперименты. Там где типичный российский автор впрягается в бесконечную (и часто безнадежную) борьбу за денежные знаки, начинает выпускать проды каждые три дня, или клепать тексты о попаданцах, или накручивать себе рейтинг — словом, встраивается общий поток — часть поляков имеет возможность "жить на грант". Или просто написанные ими книги оплачиваются лучше, и можно жить на гонорары от нормального творчества (роман в год, а лучше в два). Российские автор-середняки, которые не гонятся за сроками и мейнстримом, оказываются изолированными от рекламы/интереса большого количества читателей. "Широко известными в узких кругах".

Разумеется, "все совсем не так", однако влияние моды — несопоставимо.

С одной стороны гонка за идеалом читательского вкуса изрядно опошляет громадный вал текстов на русском языке. Жемчужины плохо видны. "Остров Сахалин" Веркина в 2018-м издан тиражом полторы тысячи экземпляров, были допечатки до десяти тысяч с хвостиком, а в 2023 разродились трехтысячным тиражом. "Не так плохо", но если сравнить с тиражами условным "Мародером" или "Вонгозером", то только руками разведешь.

С другой стороны, когда я беру в руки некоторые переводы польских авторов, я будто проваливаюсь в прошлое. "Актуальность утрачена". Люди будто играются с кубиками минувших исторических эпох, уже не из соображений моды, а из каких-то эстетских вывертов, которые не всегда понятны читателю. Авторам кажется, что они смогут написать "Рукопись, найденную в Сарагосе", а получается пыльный лабиринт без выхода.

К чему все эти рассуждения, которые порой далеки от книги?

Чтобы объяснить как такой текст прошел мембрану перевода, добрался до прилавка.

.

Его нельзя назвать плохим. Это действительно работа человека с редакторским опытом, и часть анонса вполне честная. Какие-то параллельные или перпендикулярные миры. Набор героев. Интрига "начала большого путешествия", которая ломается на середине текста внезапным предательством. При том, есть все части романа: завязка, развитие, кульминация... А некоторые сеттинги очень удачные.

Но.

Однообразный язык, особенно в диалогах. Существа разных миров, социальных статусов, жизненного опыта и просто телепатических способностей, общаются друг с другом как в телепостановке средней руки. И это на фоне попытки автора ввести несколько десятков существительных (миры-то разные).

Явно заимствование образов из папки "мистика ХХ-го века". Тут и Ктулху, и плохонькая монгольская пародия на дона Хуана, и советские ядерные физики, и скелеты гигантов и довольно много стандартного, к чему автор прилепил одну-две "оригинальных" черты.

И снова герои бодаются с тоталитарным государством.

И снова семейная травма.

И снова почти отсутствуют настоящие компьютеры и полное ощущение, что цифровая революция еще не произошла ("таблотесор" — похож на мобильник, и охота за ментальными артефактами, как ловля покемонов в парках, но что-то кроме этого ваша электроника умеет?)

На таком фоне автору регулярно удаются яркие описания городов или территорий.

Переход от завязки к началу действия, когда читатель запоминает пригоршню незнакомых терминов и разбирается в ситуации, да, неплох, и дает дозу интереса к тексту.

При том, если взять "Опоздавшие к лету" А. Лазарчука, то там тоже налицо переусложнение, запутанность, необходимость по третьему-четвертому разу вчитываться в строчки, ища намеки и соответствия. Но куда ярче язык, острее чувствуются герои, им сочувствуешь. Там есть изменение аромата эпохи. А в "Оникромосе" все толчется и толчется раствор в одной и той же ступе.

Сюжет ветвистый, но плоский, как детективная викторианская интрига или структура любовных связей в стосерийной мелодраме. Редактор сочинил запутанное, но убрал все действительно сложное: я не увидел языковых игр, новых социальных конфликтов, оригинальных допущений в конструкции миров.

Кто-то хочет сейчас пересматривать "Секретные материалы", аккуратно выписывая гипотезы в тетрадку, строя паутину сюжетных линий, и пытаясь угадать — чем все закончится?

Я прочитал текст полтора раза, и завершать второе прочтение не тянет.

Такой вот субъективизм.

.

Итого: текст с претензией, подходит для серии "иная фантастика", но на любителя. Страница книги на сайте — https://fantlab.ru/work896105


Статья написана 10 августа 2024 г. 14:26

Какие-то добрые люди слили в сеть первые 5 серий второго сезона "Аркейна".

Но!

Это черновики.

Частично визуализированные (персонажи да, но кожа без оттенков, фон — далеко не всегда), с тремя слоями водяных марок и убитого качества.

Я посмотрел, однако же я — человек, который любил разглядывать чудеса сквозь сетку помех на заюзанных VHS-кассетах.

Так что это все — скорее фанатский, чем зрелищный интерес.


Статья написана 9 августа 2024 г. 11:00

Китайцы растут :)))

Показана деятельность организации, которая борется в городе с нечистью ("Ночной дозор", "Фронт кровавой блокады").

Для борьбы с чертями-горгульями хорошо использовать большой гранатомет, который магически прячется в маленьком чемоданчике (фольклор).

Чтобы отключить память свидетелям — надо позвонить в специальный колокольчик ("Люди в черном")

Враг народа, с целью опустошить китайский город, завозит туда команду чертей-горгулий в фургоне с надписью "Coca-Col..." (почему-то не включили музыку "праздник приближается, праздник приближается" — недоработочка).

Бывший спецназовец с булатным клинком больше его роста ("Последняя фантазия 17") для борьбы с продвинутым чертом использует магический амулет инъекционного типа.

После некоей аномалии в 1920-х — в мире начали возникать боги и сущности разных пантеонов. Но больше — всякая ктулхообразная и европоцентричная сволочь. А китайских богов нет и это проблема...

Но главный герой — это аватар/воплощение архангела Михаила (кажись, "Сверхъестественное"), который проходит в каталоге под обозначением "Сущность 003" (не путать с 007). В детстве сущность посмотрела ему в глаза, потому какое-то время героя ходил с черной повязкой, хотя фактически видел окружающий мир ("Затойчи")

Конечно, еще есть юмор :)

Когда герой инициировался, организация направила бывшего спецназовца, искать юношу. Тот пошел в школу, чтобы там выцепить юношу на занятиях. А юноша забил на уроки и стал искать в городе нечисть и мистику. Спецназовец был в шоке от таких прогулов.

Найдя юношу, спецназовец отволок его на свою конспиративную точку, которая размещалась в местном борделе (создатели сериала говорят, что могут переплюнуть японцев с их вечными "горячими источниками"), и там они серьезно обсудили теологические аспекты происхождения способностей юноши (создатели сериала показывают, что они нравственно чисты и повесточка им чужда).

Замах, думаю, понятен.

Но есть три существенных недостатка:

— создатели не знают меры, и вплотную подходят к индийскому стилю в кинематографе (только без танцев),

— это дополняется специфической компьютерной графикой, которая явно уже не дешевая, но выглядит очень неровно (какие-то моменты проработаны отлично, а какие-то откровенно грубо). Все это производит впечатление не столько целостного художественного стиля, сколько допиленной рашпилем дешевой графики (а давайте у героев будут лучше волосы и натуралистичнее слезы);

— ужасного качества перевод.

/ На сайте пока только три серии, потому не обзор, а просто отзыв.





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх