Когда почти все очень хорошо, но автор не составил полный план большого цикла...
Итак, допущение: в конце битвы при Лепанто несколько христианских и мусульманских кораблей проваливаются в прошлое. Отец Александра Македонского как раз объединяет Грецию под своей рукой, и тут галеры с пушками, рыцари, мусульманские проповедники и католические священники, ренегаты и шахматисты... На кораблях вообще "каждой твари по паре", потому есть даже двое русских.
Сюжет достаточно прост и пересказ его не будет большим спойлером: попали, осмотрелись, поняли, где оказались, начали устраиваться или судорожно добраться до родных краев. Христиане больше частью двинули ко двору Филиппа, так сказать от Филиппа II Испанского к Филиппу II Макендонскому, что довольно логично :)
Мусульмане пришли на Крит и начали там джихад, старательно обращая в свою веру местное население.
.
Что хорошо?
— есть ощущение истории. Я не знаток Средиземноморья эпохи Филиппа II, равно как и не разбираюсь досконально в политике греческих полисов накануне их подчинения Македонии. Что читаю — вызывает доверие. Тут масса бытовых деталей, начиная от веса и чеканки монет, и всевозможных свойств оружия, от боевых кораблей до кинжалов, и способов доставки информации. А политическая картина еще до появления пришельцев показана в динамике, когда каждое поражение или победа изменяют положение Филиппа, Демосфена, персидского сатрапа и всех остальных;
— автор очень хорошо выстроил тот набор знаний, которым располагают различные группы попаданцев. Знание языка: как бы греческий, но его из совершенно разных источников знают испанцы, венецианцы и османы. У одного из католиков есть книга Диодора Сицилийского — сочинения античного историка непосредственно про ту эпоху. Зато у османов есть представление, из чего быстро сделать порох, пусть и худшего качества. Один из русских умеет закладывать селитряницы, но там селитру минимум два года ждать...
— процесс приятия своего положения. Показано как он идет у разных людей и какие психологические последствия вызывает. Особенно удалось показать, как меняется ощущение "свой-чужой": шпион теперь вовсе не подлежит казни, но превращается в доверенное лицо;
— вот и начало процесса ассимиляции, люди привыкают к местным нравам. Христиане начинают молиться Христу-что-грядет, а грекам в их молитвах слышатся обращения к Зевсу. Есть и обратное эмоциональное восприятие пришельцев с их технологиями: Филипп, посетив селитряницы, опасается, что Демосфен в Афинах назовет его "царём Авгием". Кстати, попаданцев именуют исключительно варварами, поэтому регулярно получается комический эффект (абсолютно историчный), когда греки удивляются, как много умеют эти варвары :) Отдельный плюс это переговоры с иудеем мусульманского представителя, который закупал компоненты для пороха;
— показано, как меняется история под воздействием попаданцев: автор очерчивает круг игроков, причем к ним медленно присоединяются все новые. Вот первое, случайное вмешательство. Вот сознательные действия. Вот морское сражение, которое люди из будущего выигрывают с впечатляющим счетом, но все-таки афиняне топят один корабль. Вот взрыв стен Византия и ускорение процессов объединения Греции;
— живыми кажутся персонажи: от Александра до трактирщика, от герцога да гребца на галере;
— стиль, манера изложения, количество слов на разных языках — кажутся практически оптимальными для этого сюжета. Иногда автор обыгрывает современные метафоры и словоупотребления, вписав их в ситуацию.
Что плохо?
— крупный недостаток тут единственный: автор придумал скорее повесть, чем цикл романов, а сюжет тут на "Игру престолов". Потому подготовка к переносу и первые стуки пребывания прошлом описаны на пять с плюсом. А потом сюжетные линии начинают разбегаться, требуется вводить буквально десятки новых персонажей, не забывая про старых. Да, автор вполне осознает этот недостаток текста, потому "Освобожденного Прометея" останавливает на третьей главе. Из этого проистекают остальные недостатки;
— мистическая линия: описана некая женщина, или богиня, или дьявол в женском облике — один из центральных персонажей, шахматист, выигрывает у неё сложную партию, где впервые проявляются фокусы со временем. Перенос кораблей воспринимается им как деяние той же силы. И один из мусульман общается с этой женщиной уже в прошлом. Описывают её совсем не простушкой. Но к чему стремится столь могущественная личность читателям даже намеком не сообщают;
— технологическая линия: водяные мельницы и кузни не упомянуты, но просто не было времени или пришлось бы превращать повествование в отчет. Да, есть описание того, как показали седла и стремена, показали конную сшибку рыцарей... Эпидемиологическая линия — на территории Апеннинского полуострова уже началось, один из попаданцев завез оспу или чуму, но пока до Греции не дошло. Намекнули на сифилис. Но общий масштаб эпидемий не ясен;
— линия принятия юным Александром новостей из будущего. Это сложнейшая тема, на которую автор только намекает: основной персонаж прямо говорит Филиппу, что расскажет детали будущего ему и Александру одновременно, иначе будет плохо. Но Филипп быстро выжимает из него имя собственного убийцы, Павсания, и телохранителя устраняют. А наследник престола еще не в курсе всех своих перспектив.
.
Итого: очень надеюсь, что автор Греческого огня через пару лет вернется к материалу, сочинит подробный план, и возьмётся его реализовывать. То, что видится мне, это строительство не личного царства Александра, но Греческой империи — с дорогами, законами и сенатом, которые подсмотрят в будущем, заимствуют у Римской империи.
Но пока это один их хороших примеров начала столкновения двух времен.
Мини-сериал, который к фантастике имеет скорее формальное отношение: необычайная живучесть одного из персонажей, видение-галлюцинация другого и попытка привязать историю к биографии Пушкина.
Но!
Это чрезвычайно атмосферная лента.
Я не специалист по истории России 1820-х, по архитектуре или интерьерам Петербурга тех лет, потому не могу выдать абсолютно квалифицированного заключения "качество 146%", но мне понравилось почти все.
И первое — это дрова.
Кто-то засмеется, мол, что за глупости. Но ни угля, ни газа, ни топочного мазута в массовом употреблении тогда не было. Чтобы протопить квартиру каждый день требовалось несколько поленьев. Нормальный запас это несколько кубометров дров. Поленницы были везде, как сейчас автомобили, потому что пристроек и сараев для них вечно недоставало. И тут авторы демонстрируют поленницы много и часто. Элемент обстановки, который порой так же трудно организовать в кадре, как булыжную мостовую, однако без него все становится ненатуральным.
Интерьеры — бомба. Вот богатая квартира, вот людская в богатой квартире, вот интерьеры канцелярии, вот тюрьмы, вот дворцово-парковые условия. За каждым интерьером читается образ жизни и свой маленький мирок. Вот свет зимний, вот белые ночи, вот сумерки, вот полдень.
Не увидел я каких-то серьезных провалов.
Мундиры, гражданское платье, все кажется гармоничным. Всевозможные дополнения мундиров, вроде платка, которым приходиться пользоваться в мороз, потому как фуражка не спасает.
Речь персонажей: обыденная, официальная, в критических ситуациях; хорошо показано, что язык пушкинской эпохи, который станет эталоном русского языка, проник не во все слои общества, поэтому хирург говорит, будто в XVIII-го века прибыл...
В архитектуре пытались аккуратно показать Петербург до большого строительства николаевской эпохи, но тут нужен историк, который скажет "вот этот дом был построен, а вот этот еще нет". Хотя ясно, что арки на здании Главного штаба построили чуть позже...
Однако же дрова и мебель это так, для разогрева :)
Автор сценария написал вменяемую драму той эпохи и смог подать её в рубленой манере, тасуя времена и дозируя информацию.
Суть драмы достаточно проста — спойлер! — вот готовится восстание декабристов и сколько-то дворян решает сохранить лояльность: записки наверх, потом доносы, а у одного даже внедрение в ряды заговорщиков. Поражение восстания. А после идет не только удар по участникам заговора, но и разделение общества. Хрестоматийная фраза "разрыв в семьях", однако такие разрывы происходят не только в семьях. Они идут в сознании людей, которым приходиться пользоваться одними и тем же идеями, одними и теми же ценностями, и делать из них принципиально разные выводы. Кто-то спокойно будет балансировать на двух стульях, а у кого-то поедет крыша.
Тут и показывают двух людей у которых не выдержала психика.
Один — "терминатор", физически необычайно сильный, не чувствительный к боли, с пулей в голове и кукловодом-должником за спиной. Мститель. Убивает доносчиков, но когда появляется возможность убить императора, ничего не может сделать: тут и гуманность, и дворянская честь. Конфликт в программном обеспечении, который просто гасит систему.
Второй — лоялист, у него роман с полячкой, очень мутной особой, которая сделала все, чтобы спасти его, причем несколько раз. И вот он отсылает её, потому что да, она явно не простушка, не только элегантная великосветская дама, а завязана на будущее польское восстание, обеспечивала связь между декабристами и поляками. Но она бремена и, вероятно, умрет от неудачного аборта у какой-то деревенской старухи. Или не умрет. Но арестовать и пустить её по этапу он не может, и у него психика тоже не выдерживает.
Что-то подобное показали в фильме "Ватель", где устроитель праздников зарезался от того, что была страшная задержка с рыбой, которая угрожала сорвать третий день королевского визита: он хотел быть дворянином, и другого идеала для светского человека еще не возникло, хотя Ватель прекрасно видел, что представляют из себя эти аристократы.
Поэтому любой длительный конфликт порождает свои субкультуры у каждой из сторон, свой тщательно оберегаемый круг общения. Так проще жить...
Наконец, главная удача фильма, это актеры и образы, которые они создают на экране.
Собрали мегабомбический состав. Цыганов, Кяро, Трибунцев. Блин, я не видел провалов по ролям от слова совсем — все роли второго плана гармонируют с исполнителями, будто специально для них актеры полжизни готовились. По ощущению как "Собачье сердце" посмотрел: кажется, что именно эти люди говорили именно эти слова и иначе быть не могло. Причем я не узнал Трибунцева: он абсолютно органически вжился в роль толстого сыщика, почти с карикатуры, но дельного, цепкого, не теряющего хватки в любой ситуации. Офигеть грим (Харконнена практически переплюнули, да). Оба его подчиненных запоминаются мгновенно, получилась архетипическая парочка "ментов".
И тут очень хорошо удалась та составляющая повествования, которой так недостает в "Кибердеревне": взгляд на себя и свою историю без плевков в зеркало. Есть место иронии. Но тут нет дегенератов, юродивых, нет персонажей из злобной или восторженной политической пропаганды. Больше всего досталось Пушкину, и разговор его с Николаем I да, не так чтобы соответствовал канонам возвеличивания поэта, хотя вполне соответствует его биографии. Причем по лицу императора прямо виден кадровый голод в империи: ох, с кем приходиться работать, но работать надо, а это явно лучший поэт из всех имеющихся. А Пушкин — малость пообтесавшийся мечтатель, который за два года отвык от столичного общества, и теперь говорит правильные слова, но лицо держит плохо.
Недостатки есть. В сцене с саблей, которую жандарм притащил на арест "терминатора", видно, что он её держал по разному в разных дублях. И зачем так карикатурно прятал? И самый главный вопрос: что, этот "терминатор" смог куда-то уйти после разговора с императором? В последнее совершенно не верится. Логично было бы, сверни "декабрист" себя там себе шею собственными руками...
Итого: "ведь могут, когда хотят". Политический триллер с легким налетом мистики, шикарнейшей атмосферой и удачнейшим подбором актеров. Кого-то может отпугнуть рваный монтаж, но рекомендую к вдумчивому просмотру. Если на таком уровне рисовать подробности жизни в Атлантиде или марсианских колониях — в них поверит куда больше народу :)
Трилогия входит в длинный цикл «Хранители мультиверсума», первые книги которого датируются 17-м годом, а в 22-м вышло как бы две трилогии. Я взял наудачу вещь из середины ("Карандаш и уголь", "Дорога к цвету", "Палитра чужих цветов").
— Хотя клюнул я именно на «социальную фантастику», в «Референсе» не увидел собственных сколько-нибудь серьезных идей или попыток разработать оригинальную социальную модель. Группы «торговцев-наемников» просачиваются между параллельными мирами: вот мир киберпанка, вот мир афганского кишлака, вот Земля, вот условный «независимый Квебек первой половины прошлого века» (с привыканием общества к модным электрическим штучкам и сексуальной эксплуатацией сироток). При том, что спецы даже в «Квебеке» старались взять иномирца на предмет полезной информации, просто удивительно, что трансфер технологий до сих пор не идет на всю катушку. Референсом из отечественной фантастической литературы тут работает «Белая дорога» Вартанова и «Транквилиум» Лазарчука. Но там были достаточно сильные препятствия к свободной торговле и вторжению из мира в мир, а тут такие ограничения, скажем так, незаметны. Просто на календаре в момент публикации был 2022-й и автор стремился соответствовать, потому киберпанк, дизельпанк, немного милитари, немного боевки, но без лишней грязи на гусеницах;
— понятно, что если переходы между мирами не через громадные арки и технопорталы, а через калитки, которые открываются талантами специфических людей, то совсем рядом будет магия. Тут не строгая НФ, а смесь бульдога с носорогом. Протагонист немного волшебник;
— стилистически автор вполне квалифицирован и может уверенно держать планку. Игра с иноязычными и немного с историческими значениями слов, но без фанатизма (русский язык из разных миров все-таки един и нет ощущения постоянно плывущих значений). Удачно и к месту использует прозвища. Толково выстроены предложения и диалоги. Есть уверенное различение персонажей в диалоге. Текст легкий, терминологией не перегруженный, но нельзя пожаловаться на словарный запас. Мат есть, но строго на своем месте. Описания яркие, при том ёмкие. Все три книги «Референса» не свалились просто в потогонный текст, в тухлую проду, чего в сети хватает. Не зря у автора в биографии слово «редактор»;
— понравилось соотношение внутреннего монолога протагониста, авторского текста и диалогов. Бывает, что авторы превращают героя в «Шерлока Холмса» и он догадывается про все вокруг (потому что ответы в голове автора), бывает, что все наоборот – длинные описания, куча подсказок, уже все всё поняли, а герой еще нет. Тут от Шерлока процентов двадцать. Протагонист показан умным и бывалым человеком, но без рентгена в глазах. И говорит он, объясняя свои догадки, ровно столько, сколько нужно;
— все это понятно, но как добиться читательского внимания? Нужны эмоциональные заманухи. Крючки. И если у других это пожалейка или безостановочный экшен, то здесь автор пожалейку и экшен умело дозирует. Основная замануха тут эротическая. Нет, порнография в чистом виде отсутствует. Но протагонист постоянно находится «около греха», и автор щедро отмеряет ему половые акты. Джеймс Бонд? Конан-варвар? Где-то рядом… Плюс используется уже стандартный прием лесбийских отношений, которые протагонист наблюдает довольно близко, но чтобы текст не подпадал под пропаганду всякого нехорошего, в конце этот роман завершается и одна из девушек переходит к гетеросексуальной связи, а вторая становится мало отличимой от робота;
— так же автор отыгрывает педагогически-воспитательные отношения «дедушка-внучка» при очень талантливой внучке, сюжет обретения взрослого сына, воспоминаний об умершей супруге, нового брака, его же внезапного расторжения и т.п. Ощущается аромат "цветной волны";
— есть в тексте и политика, но подана она тонко, аккуратно, без тамтамов. Некий усредненно-патриотический милитаризм, с явными намеками на ЧВК. Однако же не прямолинейность Дивова, а скорее «сотрудничество без любви, но и без принуждения». Герой ощущает силу государства и не считает его чужим;
— тест хорошо оформлен иллюстрациями. Их много, они подходящие и выполнены на соответственном уровне. Не всегда такое увидишь.
.
Итого: это развлекательный текст, который находится в двух шагах от эротического романа, но корнями своими уходит в натурализацию шпионского боевика, немного киберпанка, просто боевика и аниме на закуску.
Конечно, рецензия на этот сериал должна быть в видеоформате, чтобы хор терминаторов с балалайками наяривал музыку Архиповского, а человек-рэпер ударно читал частушки о былинных подвигах славного витязя.
Но в сериале, совершенно очевидно, не было лишних денег, так и в этой рецензии все будет очень экономно.
Это яркая попытка молодой команды, которая находится в процессе борьбы с собственным клиповым мышлением /то есть проблемы с целостностью повествования и хорошим вкусом/.
Создатели первого сезона учатся если не всему сразу, то очень многому одновременно /а значит многого не умеют/.
Потому, если нарезать сериал на пятиминутные отрывки — вернуться к первому формату команды — получится куда как интереснее.
Но что сделали, то сделали, надо анализировать.
.
Пародия — да, но...
Как социальная пародия на современное общество, на множество типажей, на кучу предрассудков и дурацких привычек, получилось просто отлично (кроме политики).
Проблема в том, что основной приемом, с помощью которого достигается эффект — гипербола привычных вещей, за которыми сохраняются их недостатки. Её пользуют в хвост и в гриву. Если лифт, то будет подниматься десять часов, и будет как лифт в обычной "брежневке", если электричка, то между планетами, но все такая же многолюдно-неряшливая, если глава корпорации, то непременно планетарной, но с замашками самодура.
Еще в деле метафора, например, с костром во время охоты, который пламенел синими виртуальными кубиками, но этого куда меньше. Аллегория — по минимуму (она почти вся исчерпывается роботами).
А почему? Гипербола позволяет дать необычную картинку, которую, тем не менее, узнает зритель. Таких картиночек очень много. Сделаны они эффектно, красиво, ярко, динамично (и еще много хороших слов).
Комедия в целом — да, но...
Часть пародийных ситуаций доводят до уровня сценок, нормальных шуток, шутки разной остроты, приличия, политического окраса (не всегда удачного, в шестой серии получилась откровенная агитка в стиле Холодной войны) и даже уровня культурного багажа. Смешно было в первой серии (не везде), смешно и в последней (тоже не везде), и нет ни одной, от которой было бы только скучно. Но в каждой серии есть эпизоды, когда точно не смешно, а тоскливо.
Мораль — да.
Вот этого добра много и временами только мораль вытягивает на себе фабулу, заставляет хоть как-то смотреть. Однако же временами она становится слишком прямолинейной, предсказуемой, потому скучной и мотивацию к просмотру снижает. "Перековка" Барагозина, судьба мальчишки с большого рынка на кольцах Сатурна и т.п. — это именно мораль, к ней подводят, её показывают. Создатели поставили на жизнерадостность, оптимизм и желание сделать людей светлее.
Живой робот с характером — да.
Вот это получилось — аналог "ВАЛЛ-И" с поправкой на социальную действительность и заселенное внутрь сознание.
Фермер, который центральный человеческий персонаж — да.
При всех адских косяках сценария актер тянет своей харизмой. Плюс робот с фермером составляют живую комедийную пару и без них можно было бы говорить о тотальном провале сериала.
Продуманный мир и адекватные персонажи — нет.
Пародия съела будущее. Это надутое до масштабов Солнечной системы настоящее, в котором люди действуют именно сегодняшними штампами и методами, причем индийский фильм где-то рядом. Да, кладбище с аватарами покойников, которые анимируются по их записям в социальных сетях, это неплохо. Но куча фантастических элементов тупо взята из других фильмов при вмонтирована средствами Афтерэффекта, без всего представления, а как эти штуковины изменят мир. Получается не будущее, а лавка фокусника и сваленные в кучу театральные декорации. На это накладывается масса глупостей в поведении отдельных людей. Их мозги тоже съела пародия.
Поэтому, кстати, не веришь в большую часть персонажей. Совсем. Актеры стараются — Барагозин с отсутствующим разумом это добротная актерская работа. А образы почти все статичны и поступки персонажей как в глупом фарсе. Как Барагозин выходит на новый уровень, так и фермер должен был вылезти из своего ватника и кепки, а ватник будто к туловищу приклепанный. В результате пародия становится сатирой не столько злой, сколько кондовой, туповатой и самоуничижающей.
.
Для меня, субъективно, "Кибердеревня" стала заложницей успешного старта на интернет-платформе. От пятиминутного ролика надо сразу прыгать к другому коммерческому формату, к сериалу, сохраняя того же исполнителя главной роли, ту же стилистику. В результате от коротких комедийных историй до полноценного сериала создатели "сюжетно и персонажно" так и не дотянули.
Самое грустное, что создатели теперь с продолжений этой истории долго не слезут. На второй сезон вышли, деньги будут, значит, надо гнать продукт. Стилистику и общий замысел будут эксплуатировать (что понятно), но в продолжениях всегда бывает сложно их развивать, слишком много глупостей нагородили в первом сезоне...
Так смотреть или нет?
Смотрите пятиминутками. Не нравится эпизод — смело пропускайте (слабых эпизодов хватает). Это полотно назвать целостным можно очень условно.
А в пятиминутках можно увидеть и синюю изоленту, которой заклеивают иллюминатор космического корабля, и шахтеров-миниатюризаторов и много чего еще. Будто декораторы и мастера спецэффектов говорят обычным режиссерам: блин, вы можете снять что-то оптимистическое? Нет? Тогда снимем мы. И пытаются. Хотя у декораторов тоже с идеями не все в порядке...
Это лучший фантастический альманах-эпизодник в российском кино этого года, но и одно из серьезных разочарований.
Когда крайне посредственный, затертый сюжет пытаются подать с помощью искусного нагнетания таинственности, что обычно получается?
Отличный разгон сериала, когда после первых серий хочется отложить в сторону все дела и смотреть, а потом резкое отрезвление — ну что за фигню я сейчас увидел?
Увы, да. Причем уже с середины начинаешь понимать всю вторичность сюжета, но интрига держит, и к финалу полное ощущение подсунутой на базаре дряни.
Чем можно спасти ситуацию в таком случае?
Хорошей игрой актеров, уютной обстановкой, какой-нибудь экзотической локацией, словом, приятным послевкусием, которое остается у зрителя.
А тут, мягко говоря, впечатление неоднозначное.
Да, будут спойлеры. Я предупредил.
Итак, начало сериала пересказали во всех анонсах: три эпохи в истории Лондона, три следователя — и три практически одинаковых тела, которые находят в одном и том же переулке. В конце первой серии нам показывают будущее, и четвертое тело, которое, кстати, не мертво.
То, как зрителям раскрывают интригу — через события в четырёх временах — это отличная работа и я буквально аплодирую. Имеет смысл смотреть фильм именно чтобы оценить игру авторов сценария.
То, что это за интрига — не стоит доброго слова.
Итак. В ближайшем будущем в Британии будет диктатор (толстые намеки на 84-й), взялся он не на пустом месте, а на базе ядерного взрыва, который сметет значительную часть Лондона и почти всю правящую элиту. Но взрыв просто расчистит дорогу, а самого диктатора готовили с конца XIX-го века: узкий круг фанатиков, которые жаждут его прихода, и которых он готовит сам, потому что из XXI-го века он вернулся в XIX-й, обжился, завел семью, создал организацию. Дал дуба уже в 1941-м.
Может быть он как-то позаботился, чтобы другие люди в XXI-м веке после его ухода не начали исследовать прошлое?
Нет. Он просто ушел в XIX-й век.
Тела в лондонских переулках — это один из подпольщиков, которые противостоят диктатору. А именно, физик, который бросился в созданную аномалию и расчетверился.
Кто же эти полицейские в разных временах?
Викторианская эпоха — это бисексуал, для которого с одной стороны драма с дочерью, на которой женится бывший диктатор, с другой — драма с его половым партнером-журналистом /"новые британские скрепы" — вместо Киплинга с его "Если..." и бременем белого человека теперь вот такие господа, которые жаждут раскрыть правду/.
Военное время, 41-й — это еврейский следователь в лондонской полиции, которому голос в телефонной трубке приказывает убить еврейскую девочку-свидетельницу, от не соглашается, и начинается стрельба.
Наши дни — темнокожая женщина-мусульманка в лондонской полиции (две ноги, гетеросексуалка), которой манипулирует биологический отец будущего диктатора. Нервного юношу, который в будущем всем покажет кузькину мать, надо провести через сложные психологические кризисы. Будучи умирающим стариком он оставил четкие инструкции, потому его сектанты-фанатики хотят добиться от женщины вполне определенного поведения и частично им это удается.
Будущее: женщина-инвалид, которая может ходить благодаря подзаряжаемому протезу на своем хребте. У неё брат-диссидент, но так — просто квартира, куда иногда заявляется соседка-алкоголичка (шпионка, да), и они пропускают по стаканчику.
Соответственно, всё сводится к тому, чтобы убедить молодого человека не нажимать кнопку, а просто жить. То есть надо так повлиять на диктатора в прошлом, чтобы он записал еще одно голосовое послание, в котором говорит себе молодому: "Все фигня, кроме пчёл, да и пчёлы..."
/И что действительно получилось хорошо, так это смена настроения: если до манипуляции старик-диктатор умирал в 1941-м, окруженный любовью фанатичной дочери, то после одного разговора XIX веке — дочь его не любила и его он осознавал тупиковость своей затеи/
Понятно, что временную петлю разорвут. Но то ведь одна петля, которую затеял небольшой культ, а технология-то осталась. Перспективы-то намечаются серьезные.
И культ этот вел себя откровенно странно. Ни у кого не возникло идей, что парень может сорваться, что все может пойти наперекосяк, и если вы вложились в крах биржи, то бомба должна взорваться в любом случае.
Из интересной загадки все превращается в последний сезон "Игры престолов".
Будущее? Ну, стандартный спецэффект, когда изображение возникает на толстых листах прозрачного пластика, и мобильники выглядят как куски оргстекла. Беспилотники, нейронки, роботы, генетическое программирование, головоломные схемы? Только один косорукий хирургический робот, один беспилотный автомобиль, инфантильное поведение женщины-инвалида :( Ах да, женщина-мусульманка дотянула до будущего, и там возглавляет подполье.
Как, как черт возьми можно было напихать такое количество идеологических штампов в восемь серий?
А очень просто. Надо мыслить в точном соответствии с этими штампами, и подгонять под них все детали.
Есть книга "Голубой человек" Л. Лагина, о комсомольце из 1960-х, который попал в 1890-е. Написана в 1966-м году. Автор вполне разделял советскую идеологию, и для него будущий 1917-й — что-то святое. Потому он не старается подсказывать Ильичу фамилии агентов охранки, не едет с топориком в Австрию и даже не распространяет рецепты изготовления сульфаниламида. Он просто пытается организовывать просветительскую деятельность... Получается так себе.
Если сравнить книгу "Голубого человека" и сериал "Тела" — можно серьезно подумать. Насколько транслируемая идеологическая матрица меняет/искажает тех людей, которых автор описывает в качестве персонажей второго плана и насколько становятся иррациональными линии интриги?
Тут одной рецензией не обойдешься.
Но суть сравнения достаточна проста: насколько интересно наблюдать людей второго плана, какие они вызывают эмоции? Веришь ли в персонажей или они кажутся картонными дурилками и ходульными чертями? Насколько реалистично сочетание бытовых черт и обязательных идеологических моментов?
Тут я могу описать лишь свои субъективные ощущения: декорации прошлого хороши, актеры стараются, но повесточка пришита так же убого, как сконструирован образ будущего.
И если "Голубой человек" кажется слишком уж гротескным примером, то возьмем сериал "Тьма" — тоже путешествия во времени, тоже запутанный сюжет, тоже все держится на решения нескольких персонажей. Но там ощущение идеологических шор на порядок меньше.
.
Итого: отличный учебный материал для сценаристов, среднее зрелище, прямолинейная пропаганда.