Голубоглазый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Голубоглазый самурай"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Голубоглазый самурай»

Статья написана 13 января 22:27

Люди учатся и это хорошо :)

Есть достаточно известное рассуждение о влиянии советской/ царской цензуры: мол, из-за необходимости преодолевать сумму запретов, иногда совершенно дурацких, авторы серьезно улучшали свои произведения.

Но цензура есть не только в России.

Сейчас это несколько установок "повесточки" плюс штампы аниме.

Кто может создать в этих условиях нормальную историю — молодец (история будет жить и после изменения "линии партии").

А у кого в активе только влюбленные друг в друга бородачи, как в сериале "Последний их нас" — тот уйдет в забвение вместе с "перевыполнением плана 1970-х" или "политкорректностью 2010-х".

                                                                    *

Прежде всего — сериал полон условностей и создатели это особенно не скрывают.

Штурм дворца сёгуна очень быстро превратился бы в хаотическую беготню на втором плане, обе стороны несли бы потери, а тут маршируют колоннами и звуковая дорожка не забита криками. Почему? Колонны явно взяты из образов уже 19-го века, из китайского столетия позора, когда несколько тысяч человек — да, с новыми ружьями — доходили от побережья до Пекина.

Слепой кузнец это круто, но, скорее всего, он не совсем смог бы обойтись без зрячего подмастерья — а тут показано, что тот чуть не годами живет в одиночестве. Но для картинки требуется анахорет, отшельник, который погружен в свое мастерство.

Словом, есть браться за разбор отдельных сцен, то есть к чему придираться.

Условности диктуются жанром и от этого никуда не деться.

Но на фоне этой условности — как придать глубины произведению?

Показать становление персонажей.

И судьба героини показана во всех подробностях.

                                                                     *

Она — воплощенная проблема взаимодействия этносов, культур, политических систем.

Дочь европейца и японки, с навеки голубыми глазами, она уже не может рассчитывать на хорошее к себе отношение. /проблемы еще с детьми- сверстниками, и образ альтернативы — проститутка с зелеными глазами. Брось героиня весла, оказалась бы в такой же ситуации/

У европейцев свои разборки с местной властью, да и ведут они себя в стиле колонизаторов. Потому ребенок не воспитывается рядом с отцом, да и не самое приятное деревенское детство кончается, когда приходят убивать мать.

Героиня — и хотела бы себе обычного семейного счастья. Но муж, с которым в браке отчасти по расчету, отчасти по зарождающимся чувствам, он тупо взял и предал её за награду. Потому что он обычный полунищий самурай, а её серьезные люди ищут, будут проблемы...

Сильная героиня, которая с мечом, в очках с желтыми стеклами — единственный вариант жизни у человека с такой биографией и голубыми глазами.

Во всех иных случаях ко времени развертывания основного сюжет она была бы мертва.

И это же качество превращает героиню в почти отмороженного бойца.

Её постоянно называют демоном, которому ничего, кроме мести, не нужно — в этих словах есть свой резон.

Но окончательно самонаводящейся боеголовкой героиня не становится. Показаны заготовки под её будущие чувства, потенциальный любовник.

                                                                    *

С остальными персонажами тоже серьезно поработали.

Можно выделить двух:

— антагонист, возможный отец героини. Ирландец, у которого собственная судьба тоже не сахар (во время голода пришлось есть почки умершей сестры), при том человек способный на долговременное планирование, на интригу, лично храбрый. Два просто отличных момента: разговор с богом в часовне (паучок в затянутой паутиной комнате играет свою роль) и момент ярости, когда он рубит мебель, но лишь для того, чтобы срубить цветок из букета, и приколоть его к одежде своего делового партнера — "займись этим сам!"

— дочь одного из вельмож, который сотрудничает с европейцами. Эта девушка воплощенный каприз, желание иной судьбы, но без железобетонных оснований героини. Потому её попытки написать собственную жизнь, поначалу выглядят именно как глупые капризы. Воля у неё есть, но девушка сует нос, куда не надо. Лишь в хаосе попытки переворота она вдруг понимает — чего хочет, что ей надо от жизни.

                                                                    *

Разумеется, стандартные элементы подобного сериала никуда не делить. Дорога мести — это путь в лабиринте с препятствиями и порой этот лабиринт становится как в компьютерной игрушке.

Создатели сериала попытались дать оригинальности в том числе за счет физиологии, и сериальчик 18+, без всяких сомнений. Хотя порнографией он не является.

Но им хватило ума обыгрывать и другие моменты: например, помощник протагонистки совсем не бард — это безрукий (нет кистей) инвалид, которому надоело готовить лапшу в родной харчевне. Никакими секретными техниками дрыгоножества он не овладевает, но может при случае отравить продукты. То есть норму по инвалидам они сдали (слепые, безрукие и куча людей без мозгов), но нет ощущения, что дело происходит в госпитале после битвы.

Еще показано противоречие, с которым столкнулась Япония. Играть на поле пришельцев — сложно и неожиданно. "С людьми что-то происходит" (и христианство, и неожиданные карьеры, и какие-то внезапно сколоченные состояния). Не просто отсутствует стабильность, но игра ведется на совсем чужой шахматной доске, которая еще и меняет цвета по ходу партии. Собственно, попытка переворота, когда кучу народа перестреляли из новых ружей — это и есть знак увеличения возможностей пришельцев. Потому лучше изолироваться до предела.

Наконец, финал — это эффект перехода к глобальному миру — то героиня бегала между тремя городками, дюжиной деревень и единственным мегаполисом страны, а теперь ей пора в Лондон.

Отдельно могу похвалить графику. Под новый дорогой сериал разработан новый стиль (оговорюсь, что не досконально знаю вопрос, могу чего-то не вспомнить), сделано ярко и красиво.

                                                                    *

Предыдущая вещь, имхо, сопоставимого уровня и в чем-то схожего сюжета — это "Клинок бессмертного" (2019).

Как жанр вестерна не собирается умирать, так и "самурайщина" вполне себе жанр и имеет все права на существование (вместе с рыцарским романом или боевиком в стиле 1920-х).

"Голубоглазый самурай" демонстрирует, что жанр справился с ограничениями "повесточки" — это хорошо, значит жанр вполне себе жизнеспособен.

Итого: любителям самурайщины я его рекомендую. Всем остальным — употреблять с осторожностью :)

                                                                    *

П.С. Но чего хотелось бы мне от высокобюджетного мультсериала?

Субъективно, эта самурайщиа уже изрядно в печенках. Обычно вестерны оттеняются истернами или переносом событий в другую локацию/ время.

Хотите женщину с шилом уж не знаю где, которая превращается в демона-мстителя?

Ну снимите аниме про Софью Перовскую (к этим сюжетам начали подходить, как в сериале про российских вампиров, где Александра II только серебряной бомбой взяли — и уже круто получилось).

Она слишком террористка?

Есть исторические сюжеты про российских помещиц, которые вели дела в XVII-м веке, там такого накрутить можно...

Но если думать, чего хочется от "Нетфликса"? В российскую историю они сейчас не полезут, иначе как за клюквой или пропагандой. Тут мимо.

А вот экранизация "Барочной трилогии" Нила Стивенсона — самое то.

Как полноценный киносериал это сказочно дорогой проект и не уверен, что его потянут в ближайшие годы (а лет через -надцать уже компьютерных болванчики будут играть большинство ролей, но ждать долго).

В качестве хорошо нарисованного аниме — получится бомба. На 6-10 сезонов история. Хоть сейчас начинайте :)





1159
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 января 22:38
Большое спасибо! Да, надо смотреть. Люблю самурайщину, но смотрю редко, так что не приелась))
А НАШИ хоть с повесткой, хоть без, одинаково халтурят. Лучше пусть держат свои кривые ручонки подальше от народовольцев и других героических страниц родной истории. А то... Видели трейлер экранизации «Онегина» от Сарика Андреасяна? За такое судить надо! А им денежки на распил отстегивают...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 22:38
Пока не видел.
 


Ссылка на сообщение13 января 22:41
На Ютубе можно во все неприглядной красе полюбоваться!


Ссылка на сообщение14 января 13:36
«Есть достаточно известное рассуждение о влиянии советской/ царской цензуры: мол, из-за необходимости преодолевать сумму запретов, иногда совершенно дурацких, авторы серьезно улучшали свои произведения.»
Ни разу такого не слышал. Только в том разрезе, мол, из-за этого изжопово наречие хорошо развивалось. Тут чаще о любом хорошем советском фильме почти об исключений, я хоть раз слышал, что кровая цензура хотела его на полку засунуть и только чудом (потому что Брежневу\Хрущёву\Сталину\Андропову\Черненко понравилось, либо благодаря хитрости режиссёра), фильм попал на экраны.

«Субъективно, эта самурайщиа уже изрядно в печенках. Обычно вестерны оттеняются истернами или переносом событий в другую локацию/ время.»
Разве что среди аниме, но я бы не стал «Голубоглазого самурая» относить к японщине, несмотря на многое, это всё же западный продукт. Среди западной анимации в упор не могу вспомнить ничего особо самурайского после «Самурая Джека». Вообще посмотрел только первую серию на пробу, очень понравилось, напомнило продукцию Тартаковского и незаслуженно малоизвестный китайский шедевр Scissor Seven.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 13:44
«любом хорошем советском фильме почти об исключений, я хоть раз слышал, что кровая цензура хотела его на полку засунуть и только чудом (потому что Брежневу\Хрущёву\Сталину\Андропову\Черненко понравилось, либо благодаря хитрости режиссёра), фильм попал на экраны»

Получается:
— у вождей был хороший вкус;
— были хитрые режиссеры.

Преодоление цензуры требует кроме эзопова языка еще написать так, чтобы всё было правда и отрицать невозможно, но легально и строго по делу. Пьеса «Ревизор», после которой царь сказал «Всем досталось, а мне — больше всех», хотя царь там ни одним словом не упомянут.

«я бы не стал «Голубоглазого самурая» относить к японщине» — я отнес его к соответствующему жанру по месту действия, времени действия, сюжету и основным пресонажам.
Историй про месть японца с катаной — много, и эта одна из них. Да, западный продукт. Но если итальянец вестерн снимет, будет ли это НЕ вестерн?
 


Ссылка на сообщение14 января 14:05
«Получается:«
Получается, что это хрень какая-то нелогичная, что хорошие фильмы могли попасть на экраны только чудом. Но ведь когда цензура спала — что-то страну не заполонили хорошие фильмы, за все 90ые хороших фильмов вышло не сильно больше, чем в любой один год советского кинематографа послевоенных лет.

«Преодоление цензуры требует кроме эзопова языка еще написать так, чтобы всё было правда и отрицать невозможно, «
Цензоры в 99% случаях не тупицы и прекрасно понимают все эти намёки, сатиру и иносказательность. Такие люди зачастую напоминают мне наивных учеников, которые искренне считают себя хитрецами потому, что учитель «не замечает» их списывания и подсказки.

«Историй про месть японца с катаной — много, и эта одна из них.»
Я это сказал к тому, что в западной анимации нет никакого избытка «самурайщины» — в аниме, возможно, есть, не знаю, я смотрю его немного, только то, что мне друг или жена посоветуют.

«Но если итальянец вестерн снимет, будет ли это НЕ вестерн?»
Имя «спагетти-вестерн» Вам о чём-нибудь говорит)?
 


Ссылка на сообщение14 января 15:36
«за все 90ые хороших фильмов вышло не сильно больше, чем в любой один год советского кинематографа послевоенных лет»

Вот и я о том. Цензура штука странная и если цензоры не идиоты, и сами не заидеологизированы по самые брови, то зрители все понимают (рациональные мысли авторов доносятся до публики), но нет «призывов к насильственному изменению власти неконституционным путем».
Получается цензура — это еще одно «бета-тестирование».
Хотя много отличных проектов остается лежать на полке, да.

«западной анимации нет никакого избытка «самурайщины» — в аниме, возможно, есть,«
В аниме есть избыток.

«Имя «спагетти-вестерн» Вам о чём-нибудь говорит)?»
Приятно, что вы поняли мой намек по форме, но грустно, что не копнули по содержанию.
Я подразумевал что жанр «самурайщины» включает в себя фильмы не по месту производства или формату (кино/аниме/фильм/сериал/короткометраж ка) — а по сюжету/времени/месту действия/обстановке.
Поэтому отличные вестерны, о которых вы знаете, сняты итальянцем, но не перестают быть вестернами. И то, что в западном кино ограниченное количество самурайщины, не мешает некоторому её избытку вообще в видеопродукции :)
 


Ссылка на сообщение14 января 15:53
« Цензура штука странная и если цензоры не идиоты, и сами не заидеологизированы по самые брови, то зрители все понимают»
Так с этим-то я и не спорю, я лишь указал на явное и очевидное преувеличение строгости этой самой цензуры. Я сам лишь 1992-го года сравнения и посмотрел лишь пару сотен советских фильмов, но там буквально через одного есть сомнительные моменты, по поводу которых сейчас можно было поудивляться, как это цензоры вообще пропустили.

«Я подразумевал что жанр «самурайщины» «
Как жаль, что далеко не все поймут, в чём же дело... Но это не меняет сути — нет в западной анимации никакого переизбытка «самурайщины» ни в коем смысле. Если есть — приведите, пожалуйста, примеры. Если уж говорите про избыток в продукции, то лично мне вообще ничего такого в голову не вспоминается в значительных количествах.

«Поэтому отличные вестерны, о которых вы знаете, сняты итальянцем, но не перестают быть вестернами.»
Ох, ну тут мы могли бы углубиться в долгие многочасовые срачи про отличия классических вестернов от их спагетти-версий. Разница всё же достаточно значительна и лично я, как член секты ортодоксальных любителей вестернов, не склонен смешивать жанр с его поджанром. При абсолютной внешней и атрибутивной схожести, они радикально отличаются духом и атмосферой. Просто попробуйте сравнить, например, «Дикую банду», «Эльдорадо» и «Непрощённых», с долларовой трилогией Леоне, и то и то — шедевры, но совсем-совсем разные и посмотрев хотя бы по пяток представителей, Вы всегда без проблем отличите американские вестерны от европейских. Если не согласитесь, что это совсем разные вещи — я даже спорить не буду и признаю свою неправоту.
 


Ссылка на сообщение14 января 17:42
«лично я, как член секты ортодоксальных любителей вестернов, не склонен смешивать жанр с его поджанром»

Если вы настолько тонкий знаток вестернов, что долларовую трилогию не считаете настоящими вестернами — то, увы, разговоры действительно будут лишними. Я останусь при своём мнении.

Что касается самурайщины, то один из примеров я приводил в рецензии, если брать кино вообще, то оцените, насколько вросли шансы увидеть героя с катаной в руках, а не с кавалерийской саблей? Это, понятно, лишь один из видов холодного оружия, но...
 


Ссылка на сообщение14 января 19:16
«Если вы настолько тонкий знаток вестернов, что долларовую трилогию не считаете настоящими вестернами — то, увы, разговоры действительно будут лишними. Я останусь при своём мнении.»
Если Вы читаете слова собеседника известным местом и приписываете ему порождения собственного разума, то да, смысл такой беседы стремится к нулю.

« один из примеров»
Да. Это засилье. Просто-таки непротолкнуться стало.


Ссылка на сообщение14 января 15:43
Есть минус, это Нэтфликс и это повесточка всего и вся.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 15:58
Не всегда это однозначный минус. Первые три сезона шедеврального Scissor Seven выходили с плашкой «Нетфликс», четвёртый — без. Он, ну, не то, чтобы хуже, но юмора и лёгкой атмосферы полубезумного тропического острова, за который сериал многие и полюбили, стало меньше, а мрачность, трагичность и серьёзность составляют теперь господствующее место, хотя раньше были только эпизодичны. Но я не знаю, связано ли это с уходом от нетфликса, всё же под смену настроения сериала подведена полная и обоснованная сюжетная и смысловая база, так что хз.


⇑ Наверх