Однако же странный подарок преподнёс мне интернет на 1 апреля.
Судя по анонсу это должна была быть очередная история про кораблекрушение, немногих выживших, какой-то островок и немножко мистики. "Lost" в португало-испанском варианте.
И с чего же начинается первая серия?
Шарашка гулаговского типа, в которой идет эвакуация, совмещенная с расстрелом работников (русский язык). Один из ученых что-то скачивает на жесткий диск, пытается прорваться на волю, но его расстреливают у самого океанского побережья (жесткий диск падает в воду и начинает сигналить).
Дальше мы переносимся на испанское научно-исследовательское судно, которое идет в экспедицию к островам из пластиковых бутылок, что образуются в океане. Как раз идет в точку Немо. Команда там специфическая: девятнадцать военных, три ученых, два журналиста и одна блогерка-инфлюэнсер. Еще жизни мешают пираты, с ними дерутся, но прячутся в шторм.
И вот выносит их на остров — это южная часть Тихого океана.
А там — секретная российская военная база-шарашка. В спешке покинутая. Arhipelag GULAG (не знаю, как это будет по-испански).
Все серьезно: береговая батарея с пушкой (где-то 150 мм), бункеры, коридоры, генераторы, мощное радио. Только радио не работает, в коридорах какая-то игуана кусает одного из военных. А в лесочке рядом кроме бочек со знаками бактериологической опасности находят могилу с расстрелянными и сожжёнными телами.
Блогерка, нацепившая ватник, восторженно снимает все это, переходя от ямы к бункеру. Со стен коридоров укоризненно смотрят портреты космонавтов, среди которых можно узнать Терешкову.
Отношения в испаноязычном коллективе довольно запутанные: есть и любовные парочки разного состава, и курьер мафии с изумрудом, и сложные интриги гринписовцев. Капитан опасается, эти гринписовцы вроде как уже один корабль потопили, могут и их потопить. Не зря опасается: ночью кто-то отключает помпы, приходится с корабля срочно бежать, пока тот не утонул.
Переселяются на остров. Почти все начинают ходить в российской форме, пить водку "Нижнекамская" и понимать надписи на картах. Вероятно, этому способствуют повсеместно нанесенные лозунги.
Сами мы не местные, отстали от табора...
Выясняется, что именно в этом месте утонула станция "Мир", потому испанцы берут батискаф (не спрашивайте) спускаются вниз, срезают антенны, чтобы установить их на радио и вызвать помощь.
Тем временем укушенный начинает постепенно превращаться в вариацию годзиллы, и даже отращивать руку, которую ему ампутировали врачи, видя, что рана какая-то нехорошая. Убегает в глубины базы.
Радио почти починили, но когда бухали по этому поводу, последний русский, который скрывался на базе, всё разломал. Это Юрий Афанасьевич Булгаков. Он решительно заявляет, что с острова хода нет (хороший русский язык). Потому как из космоса вирус занесли, да. Его понимают. Он показывает часть секретных вентиляционных ходов, однако охота на мини-годзиллу эффекта не дает.
Но капитан знает, что у разоблаченного контрабандиста в контейнере с изумрудом был радиопередатчик. Активирует его, вызывает мафию.
Во время разборок с мафией (стереотипный вожак-босс, аналогичная женщина вожака-босса и куча подручных), один из экологов берет зараженное вирусом яйцо игуаны и прорывается на практически пустой корабль мафии. Его подружка находит письмо, мол, я уезжаю осуществлять нашу мечту — истребление человечества. Испанский капитан в ярости и уже почти готов отдать приказ стрелять, чтобы меткий сержант снял подонка из снайперской винтовки, но тут жахнула пушка.
Это товарищ Булгаков закрыл гештальт с роковыми яйцами.
А в финале, когда подружка эколога грустит и идет в океан топиться, там её встречает местный Ихтиандр. Что сразу настраивает женщину на позитивный лад — ведь есть еще мужики на свете.
Такое вот богатство событий всего за шесть серий :)
Если серьезно, то сериал бедноватый, актерский состав не очень, играют на четверку с минусом по самой оптимистической шкале, образы большей частью картонные. Хватает ситуаций с совершенно необязательными, искусственными коллизиями: то экипаж полувоенного корабля пираты в заложники возьмут (сержант всех спасает), то батискаф почти утонет, то с мафией нормально договориться не могут, а засаду спланировать не умеют.
Только русская тема и выручает. Когда при осмотре базы сообразили, что какое-то время все питание было от ядерного реактора, а потом нашли водку, я думал, что и балалайку отыщут, но нет, смогли удержаться :) А вот песня Высоцкого "Дорогая передача" была бы очень в тему. То есть консультант сработал нормально, от стереотипной текстовой клюквы, которую так любят англосаксы, фильм избавил. Но превращать ленту из второсортного триллера в пародию на такой триллер — создатели сериала не захотели. А жаль, гоблинская озвучка совсем бы не помешала :) Но здесь Arhipelag GULAG и общий стиль, который мне больше всего напомнил 90-е, когда в дешевых боевиках Россия (и бывший Союз) заняли место Германии, как альтернативного технологического центра. Мол, у них все было круто, но сейчас они потерпели поражение, секреты валяются по углам. Тогда персонажи вместо засекреченных нацистских баз стали находить советские, там воровали ядерные бомбы или установки для телепортации. Да и потом эта тема окончательно не исчезает, но в таких вот грубо-сенсационных формах отсылает именно к штампам 90-х..
П.С. Я не знаю сколько серий будет в итоге, но сезон вполне может уложиться и в шесть "эпизодов".
Сериал этот мелодраматический, но никак не фантастический, потому не рецензия, а отзыв.
Снимать такие фильмы правильно, хотя будет толпа недовольных.
Лично мне показался адекватным выбор актеров на главные роли и их игра.
Дальше начинается сильный разброс по впечатлениям: мать Натальи Гончаровой — отлично. Николай I — очень умеренно: высокий, подходящий по возрасту, но, имхо, какой-то невыразительный.
Мелодрама и бытовые зарисовки, дворцовые интриги и реалии беднеющего дворянства — это есть.
Но на экране "формат сериала" в смысле ограниченности бюджета и хорошо ощущаемой экономности.
Дворцы есть, какое-то количество костюмов присутствует (я не готов нырнуть в дискуссию об их качестве), имеется смена декораций и времен года. Стараются аккуратно показать возраст персонажей. При этом:
— массовка хромает. Люди на заднем плане ходят согласовано, но для серьезных сцен их мало. Из-за чего оператору приходиться аккуратно махать камерой и осторожно выбирать ракурсы, глаз это сразу ощущает. Особенно абсурдно выглядит малолюдье в сцене усмирения Николаем I холерного бунта, ну и балы не кажутся царскими :)
— создатели пытались приблизиться к аутентичному освещению, и временами все кажется очень реалистичным. Свечи, окна. Питерская зимняя темень или августовский солнечный свет. Электрических лампочек еще не изобрели, потому комнаты могут казаться темными или, наоборот, пересвечеными. Но лица персонажей разглядеть можно всегда, и подобную добросовестность я могу только приветствовать. Однако создатели увлеклись цветокоррекцией и фокусами с размытием кадра. Местами лично мне часть эффектов кажется неудачной;
Эти проблемы далеко не всегда дают о себе знать, и в камерных дневных сценах о них часто забываешь, однако чем сцена многолюднее или ближе к полуночи...
Действие охватывает несколько лет, и хотя Дантес уже показан в кадре, сюжет с дуэлью оставили на потом. Кульминацией служит не самая достоверная, однако имеющая право на существование история: царь после того, как врачи запретили его жене новые роды, искал себе фаворитку, среди прочих присматривался и к Наталье Пушкиной. Но вовремя понял, что закатать поэта в тюрьму, чтобы развлекаться с его супругой — поступок не самый достойный.
Вообще, создатели сериала, явно ориентируясь на требования современной мелодрамы, в то же время постарались подойти к вопросу так, чтобы никого не оскорбить.
Основное же содержание двенадцати серий — это знакомство, вступление в брак, размолвки, попытки поправить свои дела и как-то развязаться с семейными сложностями. Повторяется стандартный трюк с биографиями писателей: часть сюжетных поворотов из общеизвестных произведений как бы вплетается в жизнь героев.
Общее впечатление: в формате мелодрамы — сериал вполне имеет право на существование и адекватен. Но в жанре биографии после всех разборок последних лет с постановкой Евгения Онегина, после той планки масштабности, что задал "Союз спасения", хочется чего-то другого. То, что на экране, слишком напоминает биографию Ломоносова, которую сняли в 1980-х.
Больше нет тех здоровенных жестяных мозгов, которые можно сжечь, и заявить на пепелище, что люди сами будут творить литературу.
Есть нейронки, которые везде — в любом телефоне, холодильнике или утюге, причем они постоянно меняют локации, потому что связаны мировой паутиной.
Нейронка пишет, нейронка редактирует, нейронка иллюстрирует и оформляет книгу.
Еще нейронка рекламирует, продает, пересказывает краткое содержание глав и делает выводы о редакционных провалах.
Нейронка выбирает товар для конкретного читателя, защищая его интеллектуальный уровень, а другая пытается заморочить её, втюхивая новою словодурь.
А что люди в этом хороводе?
Нет, не читатели (хотя и они тоже), но писатели. Творцы.
За ними осталась одна единственная специализация, пока еще чисто человеческая.
Говорить "нет".
Нейронка берет новые вершины стиля, конструирует головоломные интриги, строит зеркальные коридоры аллюзий.
Но есть эксперт, который в своей жизни написал какое-то количество художественных текстов (не будем объяснять, почему они провалились), и который должен сказать, что новый товар нейронки еще недостаточно человечен.
Это сложная работа.
Эксперт будто подключен к полиграфу, метания его зрачков и звуки пульса считываются в реальном времени. Он не должен лгать. Или прикидываться идиотом. Или быть настоящим невеждой. Нет.
Это рафинированный писатель, который должен ощутить подтексты и ароматы художественного произведения.
И все равно, подобно христианскому святому, отвергающему искушения дьявола, сказать "Нет. Пиши еще".
Тогда нейронка возьмет новые вершины, создаст лучшие тексты. Продвинет культуру.
Когда стало ясно, что "Вампиры средней полосы" — это успех, но ни одна курочка не будет бесконечно нести золотые яйца, встал вопрос об альтернативном формате. Чтобы все тоже самое, зрителям нравилось, но другое.
Как этого добиться?
— берем провинциальный город, где есть несколько хороших видов, сочетание архитектуры царских времен и чего-то индустриально-модернового.
— вытаскиваем фантастическое допущение. Оно будет заштамповано в хлам, использовано всеми, кому не лень, буквально как затертый пятак. С точки зрения фантастики выдумывать ничего не придётся. Вот умеют люди видеть убийства в будущем? Умеют. В куче сериалов было. Натурализуем допущение хорошим юмором и российскими провинциальными реалиями;
— собираем крепкий актерский состав, чтобы непременно в нем были люди, отвечающие неким типовым отношения. Стоянов в смоленских "Вампирах..." сыграл умудренного опытом патриарха, которому в пару поставили юного оболтуса. Еще там девушка как бы юная и женщина средних лет. Был среди вампиров любвеобильный идеалист, гуманный в своем отношении к людям, и был отморозок. Так и в "Рыбинске..." несколько парных образов, которые переплетаются в сложную конструкцию и должны уравновешивать друг друга, будто опоры в шалаше.
Поэтому лучшие находки сериала — не фантастические, а драматические, когда обыгрываются типажи, известные скорее по сказкам.
Кем становится Иванушка-дурачок на пороге старости? Немного блаженным, чуточку юродивым.
Поэтому взят местный журналист, который много лет работал в местной, никому особо не интересной газете. Жизнь его постепенно утрачивает смысл и он все больше замещает его алкоголем и юмором. Брак распадается. Практически взрослая дочь со своим и планами на жизнь или хотя бы на выходные.
И вот такой человек — раз! — и начинает видеть убийства от лица убийцы. Пророческие видения в процессе приступов эпилепсии.
И Трибунцев, как актер, может, он тянет этот образ.
Его оппонентом и партнером по предотвращению убийств становится рыцарь приблатненного облика. Молодой актер после "Слова пацана" тоже много может :) По сути, это единственный человек, который готов защитить честь своей дамы сердца. И такому рыцарю выписали приятеля-оруженосца с длинным языком и пониженной бдительностью.
Самым страшным злодеем будет назначен не местный "авторитетный бизнесмен", а другой журналист, известный диктор. Это очень успешный представитель среднего класса (свой загородный дом из клееного бруса, иномарка, возможность быстро раздобыть миллион рублей), который случайно убивает, потом пытается замести следы убийства вторым убийством, а потом только пулемёта недостает.
Каждый из основных персонажей переживет свой кризис доверия, но результаты будут разные.
И, конечно, в дело идет трагикомедия: переход от триллерно-драматических обстоятельств к чисто комедийным и обратно.
Когда жена местного авторитетного бизнесмена попыталась убить мужа с помощью Иванушки-дурачка — получился фарс, с участием пяти человек, каждый из которых делал не то, на что рассчитывал. Но когда рыцарь приблатненного облика вдруг узнал имя убийцы, то последним способом добиться справедливости стал для него поход в тот же богатый особняк и просьба о помощи человеку, которого он за пару дней до того пришел пугать газовой зажигалкой в виде пистолета.
Юмор очень во многом базируется на переигровке известных фраз. Когда пожилой Иванушка-дурачок риторически спрашивает "Кеннеди тоже я убил?" — следователь, которому самому прибавка ума не помешала был, вполне серьезно отвечает "А может и ты...." Второй компонентой юмора стало подражание многих персонажей киноштампам или даже действиям из видеоигр, но реальность, как тесные сапоги, не дает о себе забыть :)
Мораль тоже присутствует, причем двухслойная. На поверхности: крайности плохи, но этические компромиссы могут быть в сто раз хуже. Когда отрицательный персонаж пытается задушить любимую женщину, но не может, руки буквально не слушаются, он говорит вслух, "Наверное, я не плохой человек", и решает зарыть её в землю живой, мол, это ж не я убиваю. А второй слой совпадает с финалом:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
если уж судьба выписала тебе такой билет, и ты можешь спасать людей, не увиливай.
"Песня" и анимация в начальных титрах нарочито примитивны, но свою роль исполняют.
Никаких претензий к материальной части — особняк это особняк, коттедж это коттедж, изба это изба. Снято на натуре с привлечением актуальной материальной культуры :)
Понятно, есть условности в подаче периферийных образов, но иногда авторы пережимают. Туповатый следователь и один из полицейских чинов в некоторых сценах становятся ну как-то уж совсем анекдотичными. Так же некоторые операторские приемы слишком штампованы: провал в видения дается стереотипно — камера вертится и наезжает на зрачок Иванушки-дурачка. Могли бы разнообразить.
Что мы имеем с гуся? Добротный фантастическо-дедуктивно-юмористический сериал, первый сезон на восемь серий и финал, который прозрачно намекает на второй сезон. Несколько слабее "Вампиров средней полосы", но в той же весовой категории.
Бывает так, что целую эпоху автор пытается упаковать в жизнь одного персонажа.
Британия XIX-го века — вечная тема промышленной революции, бешеного развития, умения взять кредит, построить броненосец, захватить очередную страну, и ограбить её, договорившись с местной элиткой. А потом взять следующий кредит, построив на сдачу пару изящных дворцов и полдюжины цехов.
Понятно, не все строят броненосцы или хотя бы транспорты, как в "Трехгрошевом романе", но рабочие надеются выскочить в мастера или в лавочники, юнги надеются стать капитанами и в ранце последнего менеджера лежит жезл Ротшильда.
Потому что регулярно так и случается, серые клерки в миллионеры выскакивают.
Но "все это было давно".
Автор родился рядом с Бирменгемом и это вполне современный Бирменгем, который немного зачах, почти обанкротился, где слишком много индийских и китайских товаров и, увы для Англии, это больше не колониальные товары. Иэн Маклауд свидетель деиндустриализации родной страны. Когда еще при жизни его родителей источник бурного развития почему-то стал чахнуть. И вот уже проблемы с крейсерами, промышленные пейзажи понемногу приходят в запустение, что-то не так с углем, на заводах все больше пожилых лиц.
Потому одной рукой он пишет о Британии века XIX-го, а второй — про век XXI-й.
В столице все цветет и пахнет, товары с половины мира, а в особняках знатных персон, куда не глянь, увидишь "дорогие, красивые и бесполезные вещи".
Но месторождения эфира, который все тянут и тянут из-под земли, уже почти истощились. Это категорически не желают признавать, прикрывают проблемы, подделывают отчетность.
Из вот из провинциального северного городка, где день и ночь вдыхают-выдыхают насосы, в столицу приезжает юноша.
Его родной город на редкость неинтересен. Медленно умирающий промышленный райцентр будто из советских 1980-х. Читателю надо продраться сквозь атмосферу уныния, когда на сером холсте автор раскладывает детали будущей интриги.
Он встречается с воришками ("Оливер Твист"), и понемногу становится лондонцем. Спустя какое-то время он устроится собирать арендную плату, а старший в компании воришек придет на поприще революции, выпуская газету и куря сигары (да, жил тогда в Лондоне один любитель кубинских сигар, хотя уличным воришкой никогда не был). И случится неловкая попытка революции ("День бабочек" — что-то среднее между чартизмом и баррикадами), после которой все, как будто, останется по-прежнему.
Но все это лишь описание для истории жизни юноши-провинциала, и, еще больше, для его переживаний.
Роман не про внешнее, потому внешней политики там нет от слова совсем, да и половина внутренней куда-то делась. Автор методично описывает впечатления и чувства мальчика, который превращается в подростка, потом в мужчину. Иэн Маклауд не стремится выдумывать что-то совершенно новое, потому прототипы легко узнаваемы. Главное — добиться сопереживания читателя.
И вся магия нужна автору не столько для антуража, сколько для правдивости уравнения: шанс на новое процветание британской промышленности может быть заключен в биографии одной единственной девушки. Есть довольно хитро сконструированная история, когда тролльчиха-гномиха-как-не-назови-волшебное-существо попытается обмануть промышленников и создать что-то живое. И одна девочка станет фейри, её надо будет воспитывать в особом доме, ради её счастья много всего случится. Но именно эта девушка обладает возможностью создания новых залежей эфира просто из своих чувств.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аннализа — это куда более человеческое воплощение Серой Коровы, из пелевинской "Священной книги оборотня". Некий дух, к которому можно обратиться, "дай энергоносителей", но у Пелевина все организовано происходит, а тут девушка отдает магическую часть своей личности, видя хаос и коллапс на улицах Лондона, видя, как сжигают её магическую наставницу
Так же очень много ассоциаций с "Дочерью железного дракона" Суэнвика, но там ХХ-й век в США, и ощущение силы отнюдь не покинуло общество.
Автор попытался поработать с языком. Начало промышленной революции и открытие эфира отнесены им аж к 1678-му — потому в тексте есть сколько-то незнакомых, иных терминов. Коброкрысы, вышмастера, гильдмастера, безгильдейцы, грангильдейцы, гильдмистрисы, рыбки-желаньки. Господствует двух коренной принцип образования новых слов, который иногда разбивается "мизерами" (люди вне гильдий) или трехчастными "вельгранмастерами". Тут ощущается некий недостаток фантазии.
Завершая, можно сказать, что автору "Светлых веков" отлично удалось передать ностальгию героя по одной единственной минуте его жизни, и совсем не той, когда юноша танцевал на балу с принцессой. Да еще сквозь строчки порой слишком сентиментальной и велеречивой истории проступает мораль: дедушки и бабушки, родители — рассказывайте детишкам, с какими проблемами столкнулись в собственной юности, в какие передряги попали. Рассказать бывает довольно и пяти минут, а если промолчать, дети бьются над разгадками всю жизнь.