История про смерть, но не столько одного человека — хотя намеков на умирающего Мастера тут более чем достаточно — сколько про гибель "культурной традиции".
Каждое поколение изобретает свой набор сказок, свою мечту — они вырастают из самых обыденных вещей и простых надежд.
Для Миядзаки это его детство с полетом, как высшим удовольствием, с мечтой о жизни близких, с очень настороженным отношением к армейцам и вообще государству, с уходящей культурой смешения японского и европейского, с индустриальным подъемом и пожарами до горизонта — оно создало его мечту..
Но тот мир, что творит Мастер в своей башне слоновой кости, он тоже смертен.
Пишется последняя история про Нарнию.
Советская фантастика становится ретрофутуризмом.
Умберто Эко создает "Таинственное пламя царицы Лоаны", как образ рассыпающегося замка из любимых книг его детства.
Это не значит, что умрут персонажи или целиком забудутся сюжеты.
Просто истории эти уже будут рассказывать, не как собственную мечту, а как "выдумки прошлых людей".
И такое тоже было в прошлом. Неоднократно.
Мир салонов и галантного общения времен поздних Людовиков — сгорел в огне революции, и теперь мы можем лишь перечитывать "Опасные связи", смеяться над пьесами Бомарше и смотреть очередные постановки про фехтовальщиков в париках.
Советская эпоха 20-х и 30-х — с мечтами о больших городах и покорении природы, о новом обществе — надломилась в ужасе и огне, в усилии обретения победы.
В японской истории тоже хватает подобных моментов.
И вот старик — 1941-го года рождения — понимает, что его поколение уходит. Он в очередной раз перетасовывает свои удачные выдумки (очень много отсылок и к "Ходячему замку", и "Принцессе Мононоке", и ко всем прочим творениям Мастера, так что обвинения в самоповторах, скажем так, небезосновательны), чтобы сдать карты для нового пасьянса.
История соответствует всем канонам сказки. Есть волшебное место и сомнительный трикстер, который покажет туда дорогу. Есть жажда ребенка вернуть ушедшую мать или хотя бы увидеться с ней. Есть коммуналка, пардон, большой традиционный японский дом. И множество бытовых деталей, которые для современных детей становятся наполовину сказочными.
Начинается история, кстати, со звуков воздушной тревоги, что в наше время служит просто идеальным мостиком для погружения...
Но потом выясняется, что сказочный мир, созданный Мастером, это не самое гармоничное и продуманное место.
Там пеликаны понемногу утрачивает возможность летать. В коридорах и отнорочках расплодили туповатые подражатели-попугаи, которые все больше походят на военных. На острове мертвых слишком легко покойникам выйти на белый свет. Люди есть, но их очень, очень мало.
Красивейшие морские закаты, парусники, уютные домики и сказочные сады — не могут спасти ситуацию.
Выдуманный мир это просто склад воспоминаний старого человека, всей магии которого хватает, чтобы поддерживать жизнь в нескольких любимых людях.
Поколение, которое создало мир первой половины 20-го века, в котором и родился Миядзаки, творило неуравновешенные, расколотые изнутри мечты.
Мастер просит юного героя выбрать — он будет продолжать традицию именно этой выдумки или вернется в реальный мир? И в тот момент, когда живой мальчишка отказывается стать преемником, всё рушится. Конечно, непосредственно разламывает башню слоновой кости тот король-попугай, который вообразил себя главным, но правда в том, что сказка прошлой эпохи больше не может длиться. Жизнь идет своим путем, а выдумки становятся просто строчками на страницах книги. Мальчишка прошел "обряд посвящения", он будет помнить визит в страну мертвой мечты, но это путешествие меньше всего походит на передачу традиции.
Есть довольно счастливый финал, с воссоединением семейства, сохранением мирового порядка и даже спасение птиц.
Только в последнем кадре фильма нет ничего волшебного.
Это сильная и печальная сказка.
Рекомендую к просмотру, но вы можете испытать весьма горькие чувства.
Самое главное достоинство фильма тут практически неотличимо от его же основного недостатка — мегаэпичность, которая фонтанирует, длится, продолжается, тянется, влачится, а в финале жутко надоедает, как будто законспектировал три часа кинохроники неизвестной войны.
Потому что это не фильм, а мини-сериал, который надо смотреть по эпизодам с некоторым перерывом. В кинотеатре может наступить передоз.
Но к содержанию.
Создатели довольно подробно рассказали историю жизни Фуриосы. От детства до решения организовать побег "кобылиц Несмертного Джо".
Сюжетно все увязано: держится интрига, как именно она потеряет руку, почему обернется неудачей её побег, какой будет роль старика-историка, каким военным лидером окажется Несмертный Джо, почему она его ненавидит... Под каждую кульминацию и развязку стреляют свои ружья на стенах.
Показали все локации, которые упоминались в предыдущем фильме.
Ни разу не сдерживали себя в разрушительных порывах, потому постоянно что-то взрывали, разламывали, простреливали, отрывали и раскалывали.
Главной удачей с точки зрения драмы тут можно назвать роль антагониста Дементуса.
Получился настоящий "носитель хаоса" — не примитивный голливудский злодей, не психопат-садист и не бездушный манипулятор. Это вождь времен распада, который хорошо смотрелся бы в катастрофе Бронзового века или при крушении Римской империи: все его эмоции связаны с разрушением, при том ему не занимать воли, ума и энергии. Это такой вандал, который приходит на римские развалины с целью даже не дограбить, а разломать, сжечь и этим хоть немного успокоить душу. Он подбирает себе команду — фрики из неё очень хорошо запоминаются — и движется от одного разрушительного акта к другому, наращивая масштаб и усложняя выдумку.
Сама Фуриоса, скажем так, вполне адекватна роли, но не блистает. Конечно, создатели решили поиграть с образом молчащей девушки и местами это получилось, но самым эмоциональным моментом из всей биографии была не месть Дементусу, а молчаливый роман с её предшественником, водившим боевую фуру.
Ролей второго плана много (есть даже карлик), на них выделяют экранное время. И тут вторая проблема фильма — эти персонажи слишком откровенно обслуживают "приквел". То есть очередной сказочный чудак выходит на сцену, отыгрывает, но сам в процессе практически никак не меняется и все его реплики нужны, чтобы рассказать клочок истории. Получается как в анекдоте "- Зачем я жил, Господи? — Чтобы подать соль попутчице в купе".
Это не сразу осознаешь, потому что в кадре очень много всяких разных игрушек. Дементус ездит на натуральной алюминиевой колеснице с тремя байками вместо лошадей. Есть летательные аппараты, почти средневековые укрепления ворот, есть специальные машины-поливалки, чтобы орошать дорогу и не давать подниматься пыли от проезжающей колонны. И такое впечатление, что когда в мастерских при студии наладили производство фэнтезийных мотоциклов и автомобилей, создатели решили не останавливаться, а клепать моторенвагены на все деньги.
И тут вылезает третья проблема фильма: когда слишком много зрелищности, начинает страдать логика. Не то, чтобы я смотрел на все это глазами инженера, однако соображалку надо иногда включать? Ладно, вы отказались от радио (хотя не верю), но парапланы-то показаны, как стандартные решения, которые достаточно просто скопировать. Так на два порядка удобнее вести разведку. Искать воду, искать зелень. Непонятно, сколько источников воды в этой пустыне, если с одной стороны есть только три поселения, а с другой — каждая отколовшаяся группировка не умирает от жажды через несколько дней. Есть автоматы (калашников форевер!), гранатометы (РПГ-7 в деле), но где пулеметы или хоты бы блоки из нескольких автоматов? В кормовой башенке не боевой фуре садится пулеметчик или пара автоматчиков, и никакие мотоциклы или парапланы сзади уже не болтаются. На утесах цитадели Несмертного Джо должно быть что-то крупнокалиберное — сгодилась бы и пушка-трехдюймовка, и авиационный пулемет. И кто-нибудь пробовал посчитать количество трудодней, которые нужны, чтобы обслуживать все эти моторизированные орды? Сколько людей вообще бы сидело в мастерских? Подобных несуразностей очень много. И за каждой из них стоит свой трюк, своя эффектнейшая сцена.
.
Итого: для всех любителей посткатастрофы и ядрЁного апокалипсиса (на экране, но не в жизни!) решительно рекомендую к просмотрю. Это мегазрелищный комикс, который насытит ваши глаза картинками взрывов и катастроф, а ваше обоняние отключится от обилия бензака. Но если в вашей жизни и так много треша, то скорее вас затошнит.
Предыдущий фильм был явной вершиной жанра, а тут чувствуется некий предел — сколько бы денег не было видно на экране, как бы не оттеняли жестокость, требуется что-то еще...
Когда некий фантомный образ служит для демонстрации подсознательный намерений, рано или поздно он должен столкнуться с реальностью.
Психоаналитика?
А как иначе с Годзиллой?
После того, как Япония стала очень миролюбивой страной (не по своему желанию), подсознательное требование войны хоть с кем-то породило настоящий культ морского чудовища. Потому что в противостоянии с ним можно было демонстрировать милитаристическое техно-порно — мощные орудие крупного калибра, мощные двигатели где согласовано работают десятки хорошо смазанных поршней, изящные обводы брони, да много чего. При том демонстрация не была простом парадом, эксгибиционизмом, противник отвечал, борьба с ним виделась настоящей битвой, постепенно переходя в состояние фильма-ужаса. Можно было ощутить аромат войны и необходимость самопожертвования /но ни дай бог не в борьбе с кем-то реальным/.
Так было много десятилетий и подобная практика всех устраивала.
Однако невозможно быть совершенно мирной страной в наше тяжелое время. Вот уже и японские авианосцы строятся...
Потому фантомный образ Годзиллы должен прибыть в точку, где и когда был порожден. В 1945-й. Чтобы японская армия продолжала свою борьбу после величайшего поражения, сохраняясь в качестве именно японской армии, но уже в рамках правильных, политически корректных целей. Обеспечивала преемственность. Тогда можно расчехлить вундервафли, которые не успели себя показать в реальной истории, и заявить, что вот мы какие, мы могли бы!
/Простая аналогия — Германия-1946, которая в полуоккупированном состоянии дерется на "Королевских тиграх" и Panzerkampfwagen Е-100 с какими-то слоноподобными вервольфами, клыки которых прокусывают стомиллиметровую броню/
А что же могут засветить японцы? Что у них было из козырей?
Конечно "Кюсю J7W Синдэн", этот истребитель, которым планировали отбиваться от "Летающих суперкрепостей", но который совершил своей первый полет 3 августа 1945-го, потому никуда не успел.
Ну и что-то из флота, уже не авианосцы, хотя крейсер — это тоже круто.
Но что будет тут самым главным — это герой. То есть неправильный камикадзе, которого старая пропаганда вроде склоняет к самопожертвованию, однако тот не решается играть в камикадзе до конца, а перековывается, перестраивается, и вот он уже вполне хороший, и для сохранения детских жизней, обретает смелость в бою.
Собственно, это главная арка персонажа :)
Начинается история в 45-м, где на одном из тропических островов маленький гарнизон сталкивается с небольшой, пятиметровой, только вот вылупившейся, Годзиллой. И летчик, который не решается использовать крупнокалиберный пулемет своей машины против монстра, чуть ли не единственный остается в живых.
Годзилла уходит в море.
Летчик возвращается домой, а там разруха. От дома ничего не осталось, все плохо, города в руинах после бомбежек. Из семьи спаслись далеко не все. Соседи спрашивают, чего это он сам живой, если камикадзе стал? Но понемногу жизнь восстанавливается и вот уже 1947-й, живут они не в развалине, а в свежепостроенном деревянно-бумажном домике, есть примус и мопед.
И тут Годзилла движется в сторону Японии. США говорят японцам, чтобы разбирались сами, потому что они не хотят нервировать СССР.
Герой тем временем работает на флоте — деревянный тральщик, трал, который должен подсекать мины и пулемет, из которого всплывшие мины расстреливают. Как раз всплывает Годзилла, герой вдохновенно расстреливает мину у того в пасти, но даже потеряв половину башки, Годзилла достаточно быстро всё отращивает. Тут бы герою и каюк (вместе с тральщиком), но вмешивается крейсер. Монстр отвлекается на выстрелы, потрошит бронированный корабль.
Дальше вспоминают, что герой-то — опытный летчик. Фриковатый доктор ведет его в ангар, а там под брезентом пылится Кюсю J7W Синдэн.
— Вот отличная штуковина для нашего техно-порно! — говорит доктор.
— Так ведь он совсем не гламурный? — удивляется бывший камикадзе.
— Что ты понимаешь? Я снимался в техно-порно, когда в ходу были бипланы без единой хромированной детали! Да я стимпанк помню! Главное — чтобы инноваций побольше, и тут все ими нафаршировано. Играй!
Остатки японского флота и последняя вундервафля японской авиации выходят на битву с Годзиллой (знатоки наверняка смогут сказать, какие именно корабли из Объединенного флота могли сохраниться и как бы выглядели). Тот как раз уже засветил тепловой луч и с нескольких километров расстреливает им очередной корабль.
Но теперь японцы работают по технологии бережливого производства! Потому на корабле-приманке не было ни одного человека, он управлялся по радио. Очень жирный намек на то, что флот мог бы как-то противостоять даже ядерной бомбежке.
А пока Годзилла перезаряжается, другие корабли обматывают его тросами, топят, поднимают, замораживают и т.п.
И вот приходит критический миг, когда Годзилла снова готов бить лучом, светится его гребень, надо что-то делать, и тут
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кюсю J7W Синдэн героически залетает ему в пасть, и вся энергия выстрела разряжается внутри самого монстра.
Но герой не погиб, потому что на Кюсю J7W Синдэн была установлена система катапультирования. Сражаться надо по-новому!
Итого: достаточно традиционный фильм-комикс, в котором действуют весьма условные персонажи, но показана необычная техника и есть простор для интерпретаций.