11-12 сентября 2014 года Московский филиал Фонда Розы Люксембург проводит мероприятие под названием «Научная фантастика в Советском Союзе и на Западе: проекция утопического будущего?» в рамках цикла «Современные утопии».
XXI век: прогресс информационных технологий достиг своего расцвета и жители Земли, прекратив войны, решили покорять космос. Марс давно освоен, и человеческий взгляд устремлен за пределы нашей галактики. Ушли в прошлое неравенство и конфликты, вместо менеджеров в ВУЗах обучают будущих ученых-космонавтов, а физически тяжелой работой занимаются роботы.
Такие картинки рисовали для будущих поколений знаменитые авторы книг и фильмов. Была ли эта идея только фантастикой, или это продолжает быть той альтернативной реальностью, которая могла бы стать правдой? Или все равно уже поздно, так как «человечество предпочло микроволновые печи исследованиям Марса», как писал Рэй Брэдбери. И все же: если мы обратимся к накопленному багажу необъятного мира научной фантастики, то окажется, что многие предсказания фантастов уже давно превзойдены современными технологиями.
11 сентября
Научная фантастика как зеркало общественных стремлений
18.30
Регистрация участников
19.00 — 22.00
Вступительное слово организаторов
Владимир Комиссаров (Иваново). Интеллигенция и фантастика в структурах советского общества в 1940—1980-е годы
Матиас Шварц (Берлин). Прощание с утопией. Об отношении видений космоса, оптимизма прогресса и анализа общества в советской научной фантастике и популярной культуре в период оттепели и застоя.
Елена Ковтун (Москва). Два мира / две морали: споры о будущем в фантастике Востока и Запада.
Владимир Борисов (Абакан). Отвечает ли научная фантастика последнего времени вызовам современности?
Вопросы, ответы и прения
12 сентября
«…Открывать новые формы жизни и цивилизации…»: Общества будущего в популярной культуре
18:30
Регистрация участников
19:00 – 20:30
«Через тернии к звездам» (СССР 1980)» и «Star Trek: The Next Generation» (США 1987-1994)
Какими представлены общества будущего? Какие ответы на современные проблемы предложены? И какие качества оказываются "вечно человеческими"? Модерируемая дискуссия среди всех участников на основе отрывков из вышеназванных фильмов
20:30
Фуршет и по желанию просмотр фильмов
Вход бесплатный, приглашаются все желающие!
Место проведения: антикафе «Зеленая дверь», Москва, Милютинский пер., дом 19/4, стр. 1
Специфическая история. Много муторной психологии. Повесть сухо написанная и оттого читаемая с трудом (потому что скучно). Где здесь Новые Горизонты, не понимаю. Да, еще: в ней воздуха не хватает, потолок низкий. И грех не процитировать классика: «Но боже мой, какая скука с больным сидеть и день, и ночь…» Типа Пушкин о повести Амнуэля.
Сергей Жарковский:
Блистательно! В рамках данного конкурса – 4 с кучей плюсов.
Герметичный (и даже герметический :) ) детектив, где не преступление совершено в какой-то безвыходной локали, а сыщик в ней заперт.
Внятность (и прямолинейность) письма Амнуэля старше меня, как такового, так что это уже в умолчаниях.
Сама по себе математическая идея и сеанс по её применению в реальностях на мой нематематический взгляд вполне себе ОК.
И вот интересно: в лице работ Павла Рафаэловича данных на весьма большом временном отрезке хорошо видно, как словарь и тело письма изначально внятного советского писателя-фантаста плавно и здорОво меняются – словарь в сторону увеличения и незажатости, тело письма – в сторону просто писателя. С элементами фантаста. (В предпоследней фразе грамотность принесена в жертву точности.) Даже как-то не хочется представлять, чем были бы «советские фантасты среднего звена по факту» Амнуэль, Подольный, Биленкин, етс, кабы занимались бы они писательством не «рассказов, изданных раз в два года типахобби», а писательством, как основной работой – без совка вокруг них.
Михаил Назаренко:
Достоинства – традиционные для Амнуэля: четкость, продуманность, соединение очень личного и частного с общенаучным и общефилософским. Недостатки – увы, традиционные же. Я понимаю, что не все читали -дцать предыдущих текстов Амнуэля на тему псевдонауки эвереттики. Но я-то читал! И когда мне в очередной раз начинают объяснять, что это такое… Добавим к этому очевидную затянутость и подчеркнутую психологическую недостоверность (редкий случай, когда она обоснованно входит в авторский замысел: герой переходит из мира в мир, где мотивировки поведения окружающих радикально меняются). Словом, если в начале повести судьба и идеи повествователя меня интересовали, то в финале, после новых и новых межмировых скачков – уже нет. Ну, и еще одно: подтвердилось, что «эвереттический мир» лучше Нила Стивенсона не опишешь, – но даже и Стивенсон прошел на грани фола. «Так что лучше мы ничего не будем о нем говорить».
Андрей Рубанов:
Номинация «за вклад в научную фантастику». Автор — патриарх, я вырос на его рассказах из журнала «Техника-молодёжи». Амнуэль написал умную книгу в жанре научно-популярной беллетристики. Блестящий интеллект. Некоторые цитаты выписал. Например: «бесстрашие есть психоз трусости, преодолённый с помощью гнева».
С отзывами на повесть "Душница" Владимира Аренева можно ознакомиться на сайте премии — здесь.
На Фантлабе они, как отзывы на другие произведения, появятся позднее.
На Фантастической Ассамблее сбежал с дискуссии о фантастическом гетто. Удивительно мне, что ведущий дискуссии Алан Кубатиев отверг и облил желчным презрением со всем присущим ему умением идею фантастики как гетто. А затем причислил фантастов к Ордену (мне именно так послышалось, с заглавной буквы) "в белоснежных одеждах".
По мне разница между Изгнанными и Избранными невелика. Оба подхода ведут к удушающей жанр автаркии.
Что мне очень не нравится. Донести свою мысль до участников обсуждения мне как-то не удалось. Потому что — Орден, белоснежные одежды, кольцо врагов.
Поэтому моим посильным вкладом в тему прошу считать появление информации о премии "Новые горизонты" на сайте Lenta.ru — lenta.ru/news/2014/08/18/eventhorizon
(возможно, я ошибаюсь, но) Это единственная фантастическая премия, о которой узнали посетители сайта со среднесуточной посещаемостью более миллиона человек.
Новый этап в творчестве признанного мастера. Ему будто бы надоело, что его называют автором юмористической фэнтези, а понимают суть его произведений только отдельные филологи и культурологи. И он решил популярно рассказать, что такое миф и фольклор, по каким законам они существовали в древности и существуют сегодня. Он словно открыл непосвященным особенности своего художественного приема.
Для произведений Андрея Хуснутдинова характерна сложносочиненная, в клубок запутанная интрига. Новый роман не стал исключением, его сюжет движим покушением на особу царственной крови, интригами спецслужб и заговором внутри заговора, да то и не одним. Однако по мере распутывания читателем текста выясняется, что речь идет ни много ни мало о новом Пришествии. Появление фантастики на сакральных территориях обычно воспринимается как вторжение. Собственно потому, что таковым в большинстве случаев и является. Рацио, присущее фантастики, стремится найти объяснение чуду. Или и вовсе его не замечает.
В данном случае строгой и требовательной рациональности отводится второстепенная роль. Сочетание подробных, даже детальных описаний и преломляющих их метафор и прочих тропов какой-то геометрической точности создает не только картину происходящего, но и ее рамки, явственно давая читателю понять, что за их пределами находится что-то большое. Так фотография запечатлевает часть реальности и делает возможным манипулирование этой реальностью. Что писатель и проделывает. Подходящим, пусть и кинематографическим, аналогом произведений Хуснутдинова, служат фильмы Дэвида Линча. Смелость в выборе темы, мастерство в обращении с нею и само качество прозы делают роман явлением уникальным.
Номинировал Сергей Шикарев
Со всеми представлениями на произведения, вошедшие в номинационный список премии "Новые Горизонты", можно ознакомиться на странице сезона 2014-го года. Здесь — http://newhorizonsf.ru/y2014/ .
Через некоторое время мы вернемся с отзывами членов жюри ;)
В июльском номере "Нового мира" вышла моя рецензия "Спасение утопающих" на биографию Ивана Ефремова авторства Ольги Ерёминой и Николая Смирнова.
Рецензия вышла довольно объемная (под 30 000 знаков) и стремилась даже превратиться в статью, что усилием воль удалось предотвратить. Материал, на мой пристрастный взгляд, получился интересный, важный и актуальный — в той части, которая "почти статья".
Премьера рецензии состоялась в мае на Интерпрессконе, некоторым счастливчикам я даже читал ее вслух и с выражением. И уже есть первый практический и полезный результат от рецензии — организация на Фантассамблее круглого стола по советской фантастике. Надеюсь, последуют и другие.