Заголовок немного лукавый, потому что речь не о восьми с половиной, а о тринадцати, даже "13".
Недавно довелось услышать от фантлабовцев, что вот хотели купить мою книгу критики «13» (она же собрание размышлений, она же отчет о проделанной работе за тринадцать лет деятельности на ниве критики и рецензирования), но экземпляров не хватило.
В наш электронный век вопросы копирования и распространения решаются просто (может быть, даже слишком просто).
С разрешения и при содействии моего доброго издателя Сергея Соболева выложил на Фантлабе файл книги для ознакомления всех заинтересованных лиц. Вот он, на странице издания — https://fantlab.ru/edition136420
На радость обладателям бумажных экземпляров их эксклюзив сохранён: из размещённого на сайте файла извлечена довольно объёмная и, наверное, самая необязательная часть с книжными рецензиями. Впрочем, почти все они опубликованы (понятное исключение: рецензия на роман Катерины ещё Довжук «Шумели листья» — http://shickarev.livejournal.com/105851.h... ) и легко доступны. А предисловие, комплементарное содержанию и даже комплиментарное для автора, появится на сайте позднее.
А вот статья о творчестве Грега Игана на прежнем месте. Как и ранее нигде полностью не опубликованная статья о Филипе Фармере. Правда, сейчас я написал бы её совсем по-другому.
Приятного (надеюсь!) чтения всем заинтересованным и любопытствующим читателям!
Литературная премия «Новые горизонты» открывает третий сезон.
Согласно Положению о премии, награда вручается за художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю, расширяющее границы жанра.
Цель премии — поощрить авторов и произведения, способные напомнить о том, что фантастика не сводится к непритязательному развлекательному чтиву, а представляет собой интеллектуальное чтение, провоцирующее на размышления о будущем, прошлом и настоящем и приглашающее читателя в дивные новые миры.
В прошлых сезонах в номинационных списках премии были такие произведения, как «Комьюнити» Алексея Иванова, «Персональный детектив» Владимира Покровского, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Споки» Анны Старобинец, «Обратная перспектива» Андрея Столярова, «Богатыристика Кости Жихарева» Михаила Успенского и «Дни Солнца» Андрея Хуснутдинова. В 2013 году лауреатом «Новых горизонтов» стал Наиль Измайлов за роман «Убыр», а в 2014 — Владимир Аренев за повесть «Душница».
В текущем сезоне в жюри премии вошли:
• Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», Председатель жюри;
• Лев Данилкин, литературный критик;
• Лев Лобарёв, главный редактор журнала «Мир фантастики»;
• Константин Мильчин, литературный критик, журналист;
• Михаил Назаренко, литературовед, литературный критик;
• Артём Рондарев, музыкальный и литературный критик, журналист.
Вручение «Новых горизонтов-2015» пройдет на Петербургской фантастической ассамблее в августе этого года.
По случаю частичного солнечного затмения (Где, кстати, тьма и хаос? Где анархия? Почему не громят винные лавки?) выкладываю небольшую заметку про большую и тематическую антологию.
Составители антологии, Василий Владимирский и Виктор Точинов — люди опытные и в деле собирательства различных произведений под одну обложку поднаторевшие. В их активе — две антологии «Герои», посвященные литературным играм с литературными же персонажами, и недавний сборник «Конец света с вариациями».
«Темная сторона города» — высказывание составителей на весьма модную тему. Городские легенды, истории улиц, квартир, крыш и подвалов стали темой не только антологий фантастических (как, например, «Мифы мегаполиса» и «Новые мифы мегаполиса», составленные Андреем Синициным), но и детективных. Сборники «Москва Нуар» и «Петербург Нуар» (составители Наталья Смирнова и Юлия Гумен) вышли как часть проекта издательства «Akashic Books», в рамках которого писатели рассказывают о неприглядной изнанке городов мира. На руском языке были опубликованы еще две антологии этого проекта, посвященные Лондону и Лос-Анджелесу.
Где-то на перекрестках этих, фантастической и детективной, магистралей нашлось место и для «Темной стороны города». Как предупреждает в предисловии Виктор Точинов, «древние, из глубины веков пришедшие сущности никуда не исчезли» и предлагает отправиться на экскурсию, чтобы выяснить, как они «устроились в новом, постиндустриальном мире». Василий Владимирский же в завершающей книгу статье рассказывает о нуаре, рассматривая его через призму фантастического жанра.
Статья эта тем более уместна, что в самом сборнике нуаром и не пахнет. Повесть (похожая на начало романа) Дмитрия Колодана «Жестяная собака майора Хоппа», напротив, написана в традиционных для автора интонациях современной и весьма дружелюбной сказки. Зато способен удивить читателя другой заметный текст сборника — «В поисках Анастасии» Марии Галиной. На сей раз нет в нем хтонических и потусторонних ужасов, которыми автор привыкла потчевать и пугать своих поклонников. Немного старомодная, винтажная даже детективная история напоминает не о крадущемся Левиафане или затаившемся Бегемоте, а о семи слониках, стоящих на старинном комоде. Или о новой реинкарнации мисс Марпл, встревоженной неожиданным исчезновением соседки. Впрочем, Ивона, героиня повести (да и сама повесть), сильна не детективными интригами, а житейскими наблюдениями.
По-настоящему страшен рассказ Андрея Сенникова «Тот, кто всегда ждет» и он был бы еще лучше, не злоупотребляй автор многочисленными красочными, цветастыми, навязчивыми и избыточными прилагательными и сомнительными как стенгазета метафорами, осенними листьями опадающими на текст.
Произведения Святослава Логинова и Далии Трускиновской уже публиковались в достославном журнале «Если». И нужно признать, что в случае с повестью Трускиновской значительные журнальные сокращения были тексту только на пользу. Изрядно увеличившись в объеме, он стал куда как тяжеловеснее.
Увы, разочаровывает «День всех дураков» Натальи Резановой. Складывается впечатление, что опубликованы черновики обычно внимательного и серьезного автора. К тому же действие его выходит далеко за установленнные темой городские пределы. Впрочем, ту же вольность позволяет себе и Надежда Штайн, альтер-эго одного из составителей, чей рассказ, несмотря на название, выполнен в манере «детективного материализма».
В узнаваемой, фирменной авторской манере написаны рассказы Тима Скоренко и Владимира Аренева. В то время, как первый вооружается нарочито брутальным тоном, чтобы рассказать историю из жизни Дикого Запада, второй — описывает вторжение необычного (в данном случае — не чудесного, а чудовищного) в повседневную реальность.
Рассказ Василия Щепетнева увлекает интригующим сюжетом и образами, но, к сожалению, заканчивается слишком стремительно и конспективно.
В целом же сборник производит хорошее впечатление. Главный его недостаток — отсутствие автора-хэдлайнера, способного увеличить его не художественную, а маркетинговую ценность. Впрочем, такие авторы почти утратили интерес к малой и средней форме, в чем легко убедиться, сравнив современные антологии и сборники прошлых лет.
Написал заметку для "Нового мира", в которой рассказал о разном. Поделился своими соображениями о природе детектива, порассуждал о прозе и слоге Андрея Платонова в частности и о русской классике вообще и даже раскрыл секрет вещества M5 из вампирских романов Виктора Олеговича Пелевина.
Даже удивительно, как всё это поместилось в небольшую (хотя на самом деле довольно объемную) рецензию на роман "Колыбельная" Владимира Данихнова. :)
Должно быть, все дело в расфокусированности мышления барочной щедрости мысли.
Материал выйдет в мартовском номере "Нового мира".
Не то чтобы внезапно, но промеж планов, приятным сюрпризом, усилиями добродетельного Сергея Соболева вышла в свет моя первая книжка с незамысловато-численным названием «13».
13 – это потому, что в книге собраны статьи и рецензии за тринадцать лет. Начиная с первой рецензии (на «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, между прочим) из январского «Если» 2000-го года до последней рецензии (между прочим, на «Радугу тяготения» Томаса Пинчона), вышедшей в последнем на сегодняшний день номере «Если» в декабре 2012-го.
Поскольку будущность журнала (и критика тоже) было совершенно неопределенным, завершается рецензия, а значит и книга, словами «ФАУ-2 взлетает, достигает высшей точки и стремительно приближается к месту назначения, обозначаемому печальным словом "конец"».
Книга не собрание избранных материалов, а своего рода «отчет за истекший период». У такого подхода есть понятные минусы, но плюсы, на мой взгляд, перевесили. И в книгу вошли почти все, за редкими и оправданными исключениями, материалы «про фантастику»: статьи, больше ста рецензий, очерки про Игана и Фармера.
Томик получился толстый, 504 страницы. И него даже есть ISBN!
Прочие подробности, в том числе коммерческие, здесь
Спасибо Сергею Соболеву за издание.
И Владимиру Ивановичу Борисову за предисловие.
А еще всем, кто помогал или пытался…
На обложке «какбы-я» обозреваю фантастику.
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Эта книга — собрание работ за тринадцать лет моей деятельности как критика и рецензента. Деятельность эта началась с публикации в журнале «Если» рецензии на книгу Уильяма Берроуза «Мягкая машина» в январе далекого 2000-го года. Этапной стала и рецензия на роман Томаса Пинчона «Радуга тяготения» из последнего выпуска журнала, увидевшего свет в декабре 2012-го.
Читателю предлагаются не только избранные материалы. Сборник — не выставка достижений, а своего рода отчет за истекший период. В него вошли все статьи и рецензии за эти тринадцать интересных лет (включая даже, по известной традиции, рецензию на ненаписанную книгу), за исключением обзоров научно-популярных книг, материалов, посвященных кино, сериалам и новеллизациям, а также полемических статей, в той или иной степени касающихся «вечной темы» — кризиса отечественной фантастики.
Выражаю признательность и благодарность моим друзьям и коллегам. Тем, кто помогал мне советами, редактурой, замечаниями, беседами о любимом жанре и дружеским участием.
В первую очередь, всему коллективу славного – и лучшего — журнала фантастики «Если» и лично Александру Михайловичу Шалганову и Евгению Харитонову, Марии Галиной, Роману Арбитману, Федору Березину, Владимиру Ивановичу Борисову, Александру Гузману, моему соавтору Глебу Елисееву, Наталье Криницкой, Владимиру Ларионову, Игорю Минакову, Михаилу Назаренко, Сергею Некрасову, Александру Михайловичу Ройфе, Игорю Черному, Андрею Щербаку-Жукову и другим сопричастным и неназванным. А еще (last but not least) Василию Владимирскому и Сергею Соболеву — «подвижнику фантастики», усилиями которого издана эта книга…