17 ноября (четверг) в 18:00 мск на YouTube-канале издательского сервиса Rideró соберутся представители крупных литературных премий, которые расскажут о том, какие тенденции были характерны для сезона 2022 года и что будет с премиями в 2023-м. В ситуации неопределенности, когда несколько премий приостановили работу (НОС, «Национальный бестселлер», ФИКШН35), поищем точки опоры для современных авторов.
Планируется ли проведение премий в 2023 году? Сохранятся ли размеры призового фонда для победителей? Каких книг, сюжетов, идей остро не хватает современной литературе?
Приглашаем авторов, литературных обозревателей, СМИ и блогеров прийти на эфир и получить ответы на вопросы о премиях из первых уст.
В разговоре примут участие:
Татьяна Восковская («Большая книга», «Лицей», «Книгуру»)
Владимир Толстой («Ясная Поляна»)
Татьяна Соловьева (Литературная премия имени В.Катаева журнала Юность)
Евгений Селиванов («Электронная буква» ГК «ЛитРес»)
В рамках проекта «Великое Кольцо. Сценарии будущего и отечественная фантастика» проходит цикл публичных дискуссий о различных аспектах и сценариях нашего будущего. Вторая встреча посвящена различным способам предсказания, прогнозирования и даже проектирования будущего – фантастике и футурологии.
Публичная дискуссия: «Фантастика или футурология – кто предскажет будущее? посвящена двум различным способам заглянуть в будущее и попытаться определить, каким будет завтрашний день.
Научная фантастика как жанр имеет давнюю традицию описания различных вариантов будущее – в широком диапазоне – от утопий до антиутопий. Популярны и фантастические «истории будущего», авторы которых описывают развитие человеческой цивилизации на столетия и даже тысячелетия вперед. Среди авторов, создавших собственные истории будущего, Иван Ефремов, братья Стругацкие, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Пол Андерсон и многие другие. Со времен Жюля Верна считается, что фантасты способны предсказать появление новых изобретений и технологий. А отображение картин возможного будущего в художественной форме погружало читателей в новый мир, способствовало его принятию или, напротив, отторжению. Недаром, согласно известному высказыванию Рэя Брэдбери, «фантасты будущее не предсказывают, они его предотвращают».
Футурология появилась на свет в начале двадцатого века как дисциплина, призванная предсказать будущее на основе имеющихся данных и научного подхода. Такие попытки предпринимались как отдельными мыслителями (например, Станиславом Лемом, автором фундаментального труда «Сумма технологии»), так и целыми институтами, так называемыми «фабриками мысли». Однако весомыми успехами попытки поставить прогнозирование на научную основу пока не увенчались, хотя яркие, визионерские образы будущего отдельных футурологов весьма популярны.
• Возможно ли достоверно предсказать будущее?
• Что на самом деле предсказали писатели-фантасты?
• Каковы достижения современной футурологии? И можно ли считать футурологию наукой?
• Кто точнее в предсказании будущего – фантастика или футурология?
Эти и другие вопросы обсудим вместе с нашими экспертами. В дискуссии примут участие:
• Владимир Кишинец, кандидат философских наук, социолог, инженер, координатор российской Ассоциации футурологов;
• Константин Фрумкин, кандидат культурологии, философ, футуролог, исследователь фантастики.
Публичная дискуссия продолжает серию встреч в рамках проекта «Великое Кольцо. Сценарии будущего и отечественная фантастики». Этот проект посвящен памяти великого русского ученого, мыслителя и писателя Ивана Антоновича Ефремова. В 2022 году исполняется 65 лет с момента публикации его романа «Туманность Андромеда» — самой известной советской утопии.
В ходе публичных встреч и дискуссий состоится экспертное обсуждение альтернативных сценариев по темам, определяющем наше будущее и будущее всего человечества.
Публичная дискуссия: «Фантастика или футурология – кто предскажет будущее» состоится в 19.00 10 ноября, в Большом зале Библиотеки имени Достоевского на Чистых Прудах.
В Доме-музее И.С. Остроухова в Трубниках проходит весьма примечательная выставка «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов»/
Это выставочный проект Государственного Литературного Музея. Он посвящен образам идеального «города будущего», представленным в отечественных литературных утопиях и антиутопиях, появившихся после Октябрьской революции.
Вот подробное и официальное описание проекта
В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма. Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду».
На воображаемой карте грядущего мира появляются идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. Фантастическим урбанистическим пейзажам будущего противопоставляются крестьянские представления об идеальном обществе, а русские теоретики космизма мечтают о межпланетных путешествиях и устройстве идеального мира в других вселенных. Наконец, «грядущий мир» начинают изображать критически: появляется предтеча всех известных антиутопий ХХ века — роман Замятина «Мы».
Из полемики различных утопических систем рождается советская научная фантастика. Авторы 1920-х годов увлеченно рисовали в своих произведениях мир, в котором возможны полеты в космос, роботизация производства, продление жизни, всеобщая коммуникация. Какие фантазии писателей воплотились в жизнь, а какие еще ждут своего возможного воплощения, можно будет увидеть, пройдя по выставке.
Экспозиция знакомит с миром будущего в представлении В. Хлебникова и Е. Замятина, А. Платонова и А. Чаянова, А. Беляева и А. Толстого, В. Маяковского и Я. Окунева. В залах представлены чертежи и модели «механизмов будущего», графические изображения «летающих городов», материалы, рассказывающие об авторах утопий и восприятии их текстов современниками.
В выставочном проекте принимают участие Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный центральный музей кино, Российская академия наук.
Пользуясь случаем и благорасположением организаторов, книжный клуб Координаты Фантастики в ближайший вторник, 20 июля, проведет в стенах музея обсуждение романа "Мы" Евгения Замятина.
25 ноября были названы победители Конкурса научно-фантастического рассказа памяти Станислава Лема. В онлайн пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре международной информационной группы «Интерфакс» приняли участие:
Посол Республики Польша в РФ Кшиштоф Краевски;
Председатель жюри, литературный критик Галина Юзефович;
историк фантастики, организатор Конкурса Сергей Шикарев;
член жюри, астрофизик, профессор РАН Сергей Попов;
критик, член жюри Василий Владимирский;
представитель Партнера Конкурса, главный редактор Bookmate Originals Полина Бояркина.
Обращение посла Республики Польша в России
В приветственной речи, обращенной ко всем участникам Конкурса, посол Польши в РФ Кшиштоф Краевски отметил:
„Культура – стратегия разумных существ, имеющая целью их выживание” — эти слова Станислава Лема, на мой взгляд, являются идеальным девизом культурной дипломатии, которую мы как Посольство Республики Польши в Москве стараемся реализовать. Мне кажется, что главное в творчестве Лема — его глубокие размышления о человеческой природе, потенциале и ограничениях науки — сегодня способствует укреплению взаимопонимания между народами. В произведениях Лема мы предстаем единым "человечеством", жителями одной планеты, а не отдельных государств.
В Польше 2021 год объявлен годом Лема – находясь в России, я с радостью наблюдал многочисленные мероприятия, которые были посвящены 100-летию со дня рождения великого писателя, их разнообразный характер (выставки, показы фильмов, лекции, конференции и спектакли), а также подлинный интерес, которые они вызвали у аудитории. Посольство включилось в это русло, организовав конкурс фантастических рассказов, продолжающих традиции Станислава Лема. Мы искали формулу, которая приглашала бы к настоящему взаимодействию с творчеством писателя. Идеей конкурса стало — позволить участникам представить собственную интерпретацию уникального стиля и любимых тем писателя. Конкурс должен был стать своеобразным зеркалом, показывающим как суть творчества писателя видят в России.
О Конкурсе
В жюри Конкурса вошли известные деятели культуры и критики, а также футурологи и специалисты в сфере новых технологий:
Галина ЮЗЕФОВИЧ, литературный критик, Председатель Жюри;
Дмитрий БАК — директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля;
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ — критик, литературный обозреватель;
Евгений КУЗНЕЦОВ — венчурный инвестор, футуролог, Singularity University Ambassador;
Андрей ЛИСИЦКИЙ — директор Библиотеки имени Ф.М. Достоевского;
Сергей ПОПОВ — астрофизик, профессор РАН;
Константин ФРУМКИН — футуролог, главный редактор журнала "Инвест-Форсайт".
Всего на Конкурс поступило более 200 рассказов из разных городов и селений России.
В финал Конкурса вышло 16 рассказов. По оценке члена жюри, футуролога Константина Фрумкина в этих рассказах «отношение к будущим технологическим преобразованиям нашего существования скорее настороженное, пессимистическое, однако среди 16 рассказов – и в этом видится своеобразный парадокс, может быть даже «диагноз нашего времени» — за одним исключением, нет ни одной антиутопии».
Победители Конкурса
Победителями Конкурса стали:
1-е место: Артём ХЛЕБНИКОВ за рассказ "Потери"
2-е место: Владимир БЕРЕЗИН за рассказ "Сайт без урла"
3-е место: Михаил ГАЁХО за рассказ "Анна"
Финалисты Конкурса получат памятные дипломы, победители – денежное вознаграждение.
Партнер Конкурса, электронное издательство Bookmate Originals выбрало из числа финалистов рассказ для публикации в сборнике «Футуриада», в который вошли произведения ведущих отечественных авторов фантастики, отдавших дань памяти польскому фантасту, философу и футурологу.
Победители Конкурса будут названы на пресс-конференции, которая состоится завтра, 25 ноября, в 12.00 в информационном агентстве "Интерфакс".
В пресс-конференции примут участие Посол Республики Польша в РФ Кшиштоф Краевски; Председатель жюри, литературный критик Галина Юзефович; историк фантастики, организатор Конкурса Сергей Шикарев; член жюри, астрофизик, профессор РАН Сергей Попов; критик, член жюри Василий Владимирский; представитель Партнера Конкурса, главный редактор Bookmate Originals Полина Бояркина.
Представители СМИ могут принять участие в онлайн пресс-конференции, пройдя регистрацию на сайте информационного агентства Интерфакс — https://www.interfax.ru/presscenter/annou...