Журнал за май месяц 1950 года. Заметку написал Форест Аккерман, известный фэн, литагент, коллекционер, автор нескольких замечательных иллюстрированных книг по истории фантастики (например немецкий справочник 1998 года, американский альбом 2004 года). Фильм в базе данных Фантлаба: Destination Moon (1950)
Художник Мило Манара (полное имя — Maurilio Manara) родился 12 сентября 1945 года в Лузоне, итальянском городке около австрийской границы. В юности он работал в Вероне ассистентом у скульптура Мигеля Беррокала из Испании, у которого и научился азам академического рисунка и анатомии. Чтобы оплачивать обучение и проживание в Венеции (переехал туда изучать архитектуру), Манара вместе с Франческо Рубино создал серию эротических комиксов "Иоланда" — о приключениях женщины-пирата. Времена стояли активные, политика входила в жизнь, и Манара одно время заболел маоизмом, даже печатал стать в левацком журнале "Террор".
В 1976 году делает адаптацию средневекового китайского романа "Путешествие на запад", комикс "Обезьяний король", потом работает над иллюстрированной историей Франции (комикс про великую французскую буржуазную революцию), делает несколько серий для истории Китая, историей Италии, а потом начинает плодить пошлые эротические комиксы с фантастической завязкой. В сериале "Клик" ("Il gioco", англ. "Click!" 1983, 1991, 1994, 2001). Героиня первого выпуска, привлекательная госпожа Клаудиа Кристиани, жена богатого пожилого бизнесмена, попадает под воздействие экспериментального электроприбора профессора Кранца, делающий из нее нимфоманку на расстоянии. По слухам "Фабрика комиксов" лицензировала русское издание этой истории.
В комиксе про человека-невидимку ("Il profumo dell'invisibile", англ. "Butterscotch", 1986) придумал сладко пахнущую крем-краску для тела, которая одновоременно является и сильнейшим афродизиаком, и средством для получения невидимости.
Интерес представляет комикс "Гулливериана" ("I viaggi di Gulliver, o Gulliveriana", англ. "Gulliveriana", 1995) это ровно те же самые известные классические приключения, но в роли Гулливера — прекрасная девушка.
Множество комиксов Манара сделал, неполная подборка насчитывает 47 книг, работы переведены на английский и французский, но фантастики в них вроде бы больше нет, чисто история, детективы и может быть вестерны какие-то. Любопытен разве что живописный альбом Манары, книга 2002 года "Модель" ("Il pittore e la modella", англ. "The Model") — Манара представил как выглядели в своё время известные художники в окружении своих девушек. Ретроспектива получилась занятная — от первобытных через античность, эпоху возрождения и импрессионистов — к современному кино. Кинематограф тут кстати не случаен — Манара дружил с Федерико Феллини.
В 2009 году художественная академия в Масерато присвоила Маурильо Манаре звание академика за заслуги перед искусством.
Обложка комикса "Клик!" и собственно фантастический прибор
Из комикса про французскую революцию:
Про невидимку:
Переделка Джонатана Свифта:
Гулливерша пошла топить вражеские галеоны:
А это Гулливерша в стране великанов, сначала бой с крысами, потом общение с людьми
Некоторое время назад на Алибе всплыло около полусотни самоделок "под рамочку". Изготовители этих рамочек в 1990-91 гг не утруждали себя составлением "Содержания", да и на обложке писали по некоему странному принципу. Вот передо мной один такой томик: на корешке в столбик перечислены авторы, на лицевой части — книги этих авторов, включенные в подборку. Причем книг внутри — три, а авторов указано только два.
► Первая часть — томик Теодора Старджона "Золотая спираль", 134 страницы. Всего три произведения -"Оно" (It , 1940), "Ключ от неба" (It Opens the Sky, 1957), "Золотая спираль" (The Golden Helix, 1954). Переводчики не указаны, но по рамке титульного листа мы узнаём великолепную серию "Сокровищница научно-фантастической мысли ХХ века" — смотрите некоторые сохранившиеся образцы изделий тех лет по ссылке:
Текст напечатан на больших листах с последующим уменьшением:
► Вторая часть — книга "Лилит", 112 стр. В ксерокопии вымараны все указания на авторство, вставлена машинописная ремарка "Фантастический роман" и удалены все указания на происхождение источника текста.
Видно что текст набран типографским шрифтом, и местами даже не одним:
Сейчас такое возможно на компьютере, но в 1991 году, если у человека вдруг оказывался в личном пользовании ПЭВМ IBM 286, то самое выгодное было его перtпродать, а не заниматься многочасовыми перепечатками книжек. Явно книжка отксерокопирована, и легко найти какая именно:
Источник — книжка "Лилит" Лидии Обуховой, выпущенная в 1966 году "Знанием" тиражом в 300 000 экз. Треть миллиона штук. Через тридцать лет книгу продают в ксерокопиях. Во голод-то был на чтение. И еще в альманахе НФ-4 200 тыс. И еще переиздания в семидесятых. И всё это оказалось можно продать как иностранное произведение, если стереть ФИО автора.
Иллюстрации в книге выполнены Макаровым, но посмотрите на них по ссылке в карточке издания — в них совершенно нет свойственной Макарову жёсткости героических черт, и присутствуют несвойственные его перу расплывчатые абстракции. (Ещё немного про книжку "Лилит" — в колонке Владимира Ларионова)
► Третья часть книги — роман Ли Брекет (именно так) "Большой прыжок" (The Big Jump, 1955), 208 стр. Титул набран на машинке и украшен случайной картинкой, текст набран на машинке неряшливо, изначально для малого формата, отсюда крайне неровные правые поля. Такие самопалы делали до конца 1980х, когда новые технологии ксерокопирования с уменьшением позволили деятелям из, условно говоря, "Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века" захватить весь рынок самиздата. Математика проста: на розничном рынке в Динамо или в Измалково (Олимпийского тогда не было, это были столицы московского чёрного книжного рынка) ксерокопия стоила 10 копеек за страницу, и неважно сколько знаков на странице. Для удобства ксерокопии были уже сделаны отдельными тетрадками — для дальнейшего переплета в книжечку. Покупая самиздат от "Сокровищницы научно-фантастической мысли ХХ века", человек за те же деньги получал раза в три больше текста.
Бумага использованная для этой самоделки — исключительно качественная белая, на ощупь гладкая глянцевая. Переплет из красного бумвинила, тиснение глубокое, каптал даже есть. Книга шитая, форзацы разве что слепые, просто белые.
Сколько их еще таких самоделок валяется по стране в шкафах и на антресолях.
Встреча фэнов Липецка, Волгограда и Волжского спонтанно произошла в городе не Волге, обсудили текущий литературный процесс и классику, обменялись книжными редкостями и подивились громадью планов.
Волжский самый зеленый город: широченные улицы засажены сплошняком и никто деревья не обрезает
Волгоград тоже весьма зеленый, но там по центральным улицам обрезку делают
Стоит такая теплынь что малина выдает второй урожай
Да и грецкие орехи созрели
Тужилкин и Жарковский на берегу Волги
Если смотреть на инверсионный след самолета в безоблачном небе и ничего вокруг не замечать, то трасса превращается в кильватерный след от катера, а припочвенный наблюдатель меняет диспозицию на небожительскую
С конца мая месяца участвовал в археологических изысканиях, одно из которых проиллюстрирую фотоснимками. Это было изъятие монолитом скелетов тарпанов (вымершие в настоящее время древние лошадки) из слоя позднего палеолита (для данного памятника датировка 17-15 тысяч лет назад) на территории заповедника Дивногорье что на юге Воронежской области. Археологи сняли балласт, палеонтологи мастерски забрали.
Так выглядит костяк боле-менее расчищенный от меловых пород и глины
Процесс расчистки
Изъятие куска грунта с костяком, для дальнейшего экспонирования в местном музее
Глубина разреза наглядно видна на этом снимке
Тем не менее уезжаю еще на месяц примерно, дорога зовёт. О книгах — по возвращении.