В 2014 окончательно оформился альянс Эксмо и АСТ в выпуске фантастической литературы: книги одного издательства выходят в сериях другого, авторы издаются и там и там, в лексиконе укрепилось вошло шуточное слово АСТМО. Из продукции этого издательского гиганта стоит выделить великолепную, но разнородную серию непонятного составителя «Сны разума», в которой вышли «Иные песни» Дукая и «Отчаяние» Игана, причем последняя — эдакий долгострой из наработок под «Координаты чудес» прошлого тысячелетия. Такими же следами из далекого прошлого являются долгожданные тома Филипа Дика в серии «Гиганты фантастики», и многочисленные переиздания Пратчетта и Толкина. Профессору, впрочем, повезло — по количеству разных книг с иллюстрациями этот год пожалуй перебил все предыдущие — тут и Беломлинский, и Гордеев, и Алан Ли.
Радует очередной всплеск интереса к антологиям — попытки делать полноценные отечественные жанровые тематические сборники за долгие двухтысячные годы так ни к чему и не привели (а ведь первые ласточки таких сборников заложены еще Н.Науменко в 1999 году, ежегодниками «Фантастика»), были отставлены за ненадобностью, и переключились на нормальные переводные продукты. Лидером тут является безусловно Гарднер Дозуа — как минимум четыре сборника прошлого года стоит выделить: «Древний Марс» и «Воины» (Эксмо), «Лучшая зарубежная НФ» (26й выпуск, ФКК) и «Песни умирающей земли» (тоже ККФ). За последнюю стоит особо поблагодарить всех неформально причастных к реализации проекта.
Шикарно выстрелила питерская «Азбука» — красивые переиздания классики (Гаррисон, Шекли, Кард) вкупе с малоизвестными и незнакомыми (Танни, Янси) авторами украсили не одну книжную полку. Радует что «Азбука» действительно работает над переизданиями — например, космическую эпопею Вернора Винджа издали в действительно новом переводе. Помимо традиционных книг в издательстве плотно занялись комиксами, и даже мне, человеку далёкому от этой субкультуры, приятно слышать что фанаты получают какие-то люксовые издания с комментариями, примечаниями и прочими полезными плюшками. Может быть в недрах этой редакции созреет какой-нибудь проект и по качественно новому переизданию классики фантастики.
Питерское издательство «Фантастика Книжный Клуб», помимо вышеупомянутых антологий Дозуа, выпустило отличный роман М.Флинна «Танцор Января» и романы Райаниеми («Квантовый вор», «Фрактальный принц»). Обрадовав было публику началом цикла Бена Аароновича «Реки Лондона», ФКК почему-то не стремится продолжать эту городскую сагу.
Ярко взлетел в этом году ивановский «Фаворит», начав многотомную серию «Бухта приключений». Как метко сказал один книголюб из Москвы эта серия — лучшее событие в книжной отрасли за последние несколько лет. А ведь действительно такого грандиозного по целостности и солидного по качеству собрания редкостей — не было со времен первой «Библиотеки приключений» 1955 года. Помимо «Бухты приключений» издательство выпускает серию «Море фантастики» и «Черные книги» — для любителей НФ и ужасов соответственно. Обилие внутренних иллюстраций и сопроводительных материалов — вот что выделяет эти книги из общего привычного потока.
Радует любителей старой фантастики «Престиж Бук», выпуская в простоватом оформлении, имитирующем старую «рамочку», фантастику столетней давности. С текстами в книгах всё хорошо, однако недостаточно называться «Престижем» чтобы качество автоматически стало люксовым — оставляют желать лучшего неказистые иллюстрации, как свеженарисованные, так и некачественно репродуцированные из дореволюционных изданий. Помимо раритетов издан томик «Темная сторона игры» Василия Щепетнева, нашего современника, обойденного вниманием крупными издателями.
Из жанровой прессы продолжают выходить сетевой «Даркер», минский «Космопорт», не помню чей «Астра Нова». Событий и имен ни тот ни другой ни третий так и не сделали, сиротливо в отсутствии «Если» и «Полдня».
Кинопродукция прошедшего года бурлила избитыми штампами: в «Превосходстве» компьютер пытался уничтожить человечество, на «Космической станции номер 76» астронавты неубедительно мучились с пьянством, депрессиями и прочими неурядицами, «Люси» от передозировки стала сверхсуществом и погибла от недопонимания, хронопетли запутывали и сами же распутывали в «Патруле времени» и в «Гранях будущего», «Интерстеллар» показал несколько шикарных кадров в космосе. Зрелища было много, обильно, и громко — как и положено в кинозале. Всем удачи в год козы!