Альфред Элтон Ван Вогт писал цикл Мир Нуль А о Гилберте Госсейне под влиянием идей о неаристотелевой логике Коржибского.
Институт общей семантики несколько раз менял своё местоположение, сейчас он находится в этом здании:
Первый роман опубликован в трех номерах Astounding Science Fiction за 1945 год, второй роман — в 1948-49 гг,
Заключительный, третий роман, Ван Вогт поначалу не смог опубликовать в США, из-за разногласий со своим издателем — по условия контракта он долен был написать несколько книг, сорвал сроки, и этот роман выплыл уже после разрыва, поэтому первое издание состоялось на французском языке, в 1984 году:
В Англии и США третий роман вышел в 1985:
Первый роман вышел на русском языке в 1990 году, крохотным по тем временам тиражом 5030 экземпляров, и был отпечатан за счет средств переводчика:
Невзрачная обложка примечательна тем что это одна из первых работ великого Сергея Лемехова.
Книжка "Мир Нуль А" мне попала в виде ксерокопии (да, в те годы еще практиковалось утоление жажды путем разбавления юппи водою. У меня например и сейчас где-то лежит ксерокопия официально изданной книги "Лилит" Обуховой (а тираж-то 300 тыс экз!), изящно переплетенная каким-то фанатом под серию "рамочка"), и произвела эффект, соизмеримый с ПирЕ из "Тигра!" Альфреда Бестера. Мытарства Гилберта Госсейна не давали покоя своим перпендикулярным отношением к жизни. Хотелось узнать что же будет дальше.
В 1992 роман переиздан два раза. Тиражом 10 тыс. экз за счет переводчика
На книжку был сделан любительский супер, имитирующий очередной том межиздательской серии "Клуб любителей фантастики" (почитайте по ссылке описание этой серии, там очень запутанные и интересные подробности сообщал А.Лютиков).
И второй раз — тиражом 100 тыс экз, в некоем "Союзтеатре"
Суперобложка в раскрытом виде
а это без суперобложки:
Получается первый роман издали три раза, а за второй так никто не взялся до 1993 года:
Он вышел "Библиополисе", в переводе некоей О.Чертолиной, более нигде не замеченной. К сожалению в первом романе произвели некоторые изменения, например убрали эпиграфы перед главами. Однако второй роман после этого так и не переиздавали.
Третий роман в США ждали сорок лет, на русском он тоже задержался лет на тридцать. Когда же он всплыл, оказалось что в книге воспроизвели журнальные иллюстрациями Пола Орбана и Хьюберта Роджерса, а к третьему роману — графика австрийца Йохана Петерки из немецкого издания. Неожиданным бонусом оказался и малоизвестный рассказ "Неаристотелев детектив", написанный Ван Вогтом в 1974 году, но по каким-то причинам не упоминающийся в цикле "Мир Нуль А". Рассказ разыскал Александр Сорочан, а третий роман — К.Сташевски.
Первым в личку прислал все правильные ответы Hed Rush, и буквально через 4 минуты — bellka8. Они-то и получают книжные призы.
Интересно, что самую первую картинку (которую я ставил как самую лёгкую в качестве завлекалочки на конкурс) было труднее всего узнать — среди присланных ответов были с пропуском на этом задании.
Поздравлю победителей Викторины и всех участников, было забавно.
Меж тем Викторина № 3 продолжается до 25 декабря, и для образца показываем каким представляли фантасты 1983 год. Эта античная вырезка из журнала не только для любопытства, это еще и для примера как надо оформлять присылаемые ответы:
Правила викторины просты: надо написать мне в личку одним постом сообщение, на русском языке, указав номер рисунка, название фантастического произведения и его автора. Принимается только первое письмо, дописки и досылы не принимаются.
В комментариях к этой статье — просто написать что ответы высланы (делается это для подтверждения приоритета времени подачи ответа).
Победителем станет тот кто первым распознает больше всех произведений.
Соревнование закончится завтра, 2 декабря, в 20.00 по московскому времени.
В журнале «Уральский Следопыт» была интереснейшая традиция – в рамках ежегодной викторины «Мой друг фантастика» (которую проводили с 1975 по примерно 1992 год) постоянно задавался один и тот же вопрос:
«В каких НФ произведениях фигурирует текущий год?»
Читатели собирали примеры, присылали в редакцию, и в декабрьском выпуске журнала печатался сводный список событий из фантастических произведений.
Несколько таких летописей несостоявшегося будущего мы приводим ниже.
Виталий Бугров, заведующий отделом фантастики в «Уральском Следопыте», писал:
«На наш взгляд, подобные подборки оригинально и разносторонне высвечивают мир фантастики. Но ведь в одиночку-то их не составишь».
Мы решили повторить этот эксперимент.
Задание Викторины номер Три всего лишь одно, но большое и сложное:
• В каких фантастических произведениях действие разворачивается в 2020? В 2021 году?
• В каких фантастических произведениях упоминается 2020, либо 2021 год?
Ответы присылайте в личку, на русском языке, в виде текста. Формат записи произвольный – год, дата если известна, цитата из книги или пересказ фрагмента, название произведения и его автор, указание места и времени публикации. Если произведение не издавалось на русском языке, можно использовать и его, но надо дать свой вольный перевод фрагмента.
При поиске можно использовать НФ, футурологические произведения, кинофильмы, комиксы и графические романы и т.п. Жанровый спектр расширим – можно использовать НФ, фэнтези, хоррор, и даже реализм – при условии что событие будет описано достаточно фантастическое.
В произведениях, созданных в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах можно не искать – эти примеры засчитываться не будут. По крайней мере в этой пятилетке.
Окончание конкурса 25 декабря 2020 года в 20:00 по московскому времени.
Подготовлены следующие призы:
Первое место:
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров», издание 2019 года
Фантастическая иллюстрация существовала в советское время как прикладное искусство — в виде иллюстраций в журнала и книгах, в виде обложек журналов и книжек. Но была и фантастическая живопись самодостаточная, не как приложение к чужому тексту, а как самостоятельное художественное произведение, которое можно было воспринимать как есть, целиком, самодостаточное высказывание художника, которое рассказывало о выдуманном мире и фантастической обстановке языком живописи, а не вербально. Порой к таким картинам сочинялся искусствоведами (реже — самим художником) сопроводительный текст, разъясняющий что и как происходит на картине. Образцы фантастических картин печатались в журнале "Техника — Молодежи", была там рубрика соответствующая. Печатали фантастические картины в "Уральском Следопыте" — на специальных цветных вкладках. Хотя предпочитали в "Следопыте" публиковать черно-белую графику, даже на цветных вкладках. Было несколько случаев, фантастические картины печатали даже в "Огоньке", на цветных вкладках вернисажа. Фантастическая живопись из "Техники-Молодежи" украсила сборник эссе о будущем "Наперегонки со временем" (ДетЛит, 1982, статьи и выступления всемирно известных ученых, писателей-фантастов, фантастов-художников о будущем Земли и человечества, собраны редактором журнала, Василием Захарченко).
В ежегодниках "Фантастика" изд-ва "Молодая гвардия" несколько лет подряд делали цветную вклейку с фантастической живописью, эта же традиция продолжена в серии "Библиотека русской фантастики" (серия издавалась в 1990-1997 гг, но она выросла из проектов и планов, сделанных составителем Ю.Медведевым еще в советское время). В этот ряд надо поставить альбом "Деяния небожителей" (1993), который датирован 1993 годом, содержит немного иностранных китчевых иллюстраций, но стержнем и основой является всё та же советская живопись a la "издательство молодая гвардия стайл", ведь составитель всё тот же Медведев.
А вот отдельных книжных изданий (альбомов), целиком отданных под фантастический вернисаж, в советское время было мало, и это было в основном одно и тоже.
Выпускали альбомы и папки с картинами Соколова и Леонова — "Ждите нас, звезды" (1967), "К звездам!" (1970), "Звездные пути" (1971), "Каталог выставки" (1971), "Космические дали" (1972), "Человек и вселенная" (1976, 1984), "Жизнь среди звезд" (1981) еще два "Каталога выставки" (1985, 1986) (аккурат 10 получается, если считать по максимому).
Это тоже папка с отдельными листами, с интересным сувенирным значком приклеенным к обложке — факсимильная копия герба СССР, доставленного 15 декабря 1979 года автоматической межпланетной станцией “Венера-7” на планету Венера. Картины Соколова и Леонова, беспроигрышный вариант, зрелищно, технически выверенно, проверено многолетними переизданиями. Вживую я видел несколько картин Соколова и Леонова, в Волгоградском планетарии — в огромных многометровых рамах, среди астрономического антуража и звёздных макетов, они производят поистине космическое впечатление.
Было выпущено несколько наборов открыток — стопка картонок 10х14 см, сочных, ярких, чётких, контрастных, зачастую на обороте — подробное описание сюжета, с отсылками к современным свежим научным данным о планетах или спутниках. Издавать их было проще чем книги — некоторые из альбомов Соколова-Леонова печатали в Финляндии и ГДР, там уровень полиграфии позволял сделать цветное изображение высокого качества. Но альбомы и стоили изначально существенно дороже — 2 рубля, 7 рублей, 14 рублей (!!!). А набор открыток стоил 30 коп, 54 коп, 1 руб. 1 коп., и их можно было встретить иногда в обычном киоске Союзпечати, без очереди, ровно по ценнику, без нагрузки, тогда как книги становились дефицитом по пути к магазину, и появлялись на черном рынке по многократному номиналу (10-20 рублей и выше). Так что за неимением альбомов, наслаждались открытками.
32 открытки. В рассматриваемый период этот набор пожалуй самый некачественный изначально: передача цвета блеклая, листы мягкие.
набор составлен от реальных достижений (первые 10 открыток) — через ближайшие проекты освоения Луны — к дальней фантастике о покорении Марса, Юпитера, и постройке сверхсветового корабля.
32 открытки. 10 о современности, остальные — фантастические. Но в фантастических пять картин — практически невзрачные абстракции (Старт с планеты голубого солнца, Гибель планеты).
Набор из 16 открыток — репродукций картин, представленных на конкурс художников-фантастов, объявленный журналом «Техника-молодежи».
Репродукции картин Г. Покровского, В. Щукина, Г. Голобокова, Ю. Швеца, В. Иващенко, В. Калинина, Б. Травкина, А. Климова, Н. Недбайло, Г. Тищенко, С. Гавриша. Предисловие В.Д. Захарченко, главного редактора журнала. Всё — фантастика.
Комплект из 32 открыток с репродукциями картин художников А. Леонова (1934-2019), А. Соколова (1931-2007). 12 реализма, 20 фантастических. Очень плотный картон, печать сочная.
16 открыток. Название набора футуристическое, но только пять картинок — фантастические. Три ближнего прицела, и две — бурлескная фантазия о далёком космосе, работы "В кольцах Сатурна" и "На Луне".
16 открыток с репродукциями картин В. Любарова. Кадры из книжек: Таинственный остров, Властелин мира, Пятьсот миллионов бегумы, С Земли на Луну, Двадцать тысяч лье под водой, и др.
16 открыток с репродукциями картин Г. Курнина (1915-1988). Всё — фантастика. Но какая-то однообразно полосатая политра. Больше всего понравилась "Планета с пятью лунами"
Формат открыток — самый большой в этой подборке, 15х21 см.
======================
Андрей Соколов
Эра космическая
М.: Изобразительное искусство, 1982 г.
Тираж: 150000 экз.
32 открытки, 8 былое, остальное — проекты и высокотехнологическая фантастика про ближайшее и далёкое будущее. Но подборка не очень радужная, может из-за того что печать открыток мутноватая.
15 непочтовых открыток, посвящённых освоению космического пространства в СССР. Фотографии космической техники на Земле и в небе, две репродукции картин Андрея Соколова, Алексея Леонова, лишь одна из которых — фантастическая.
11 открыток. Фантастики к сожалению тут нет, только две можно с некоторой долей отнести к фантастике — где космонавты летят среди звезд без корабля ("В открытом космосе" и "В полете").
16 открыток с репродукциями картин художников Ч. Боунстелла, А. Петрова, Р. Макколла, Вильяма К. Хартмана, П. Ли, Р. Миллера, Д. Дэвиса, М. Кэрролла, А. Леонова, В. Джанибекова, А. Соколова, Б. Окорокова, П. Ковалёва, О. Ковалёваа, О. Гречиной, Е. Коренновой.
Если мне память не изменяет, примерно в 1990 году были выпущены открытки с цветным иллюстрациями Е.Стерлиговой к "Заповеднику гоблинов" Клиффорда Саймака. Сформированы ли они в набор, или это были разрозненные листы — не ведаю. И найти их сейчас мне не удалось.
И на рубеже между СССР и РФ, в 1991 или в 1992 году, в Туле напечатали комплект из 10 открыток "Борис Валеджо. Фантастический мир". Но это уже откровенное фэнтези, и совсем другая история.
В 1960е в наборах открыток о космосе очень мало настоящих изображений реальной космической техники и аппаратов, всё — фантастика ближнего и дальнего прицела, освоение фронтира на Луне и Марсе, далёких звезд и даже галактик. Бурлеск и полёт фантазии. В 1980е доля фантастики снижается до шести, пяти, даже двух открыточек на весь комплект. И упомянутые наборы по фэнтезийным сюжетам ("Заповедник гоблинов" и картины Вальехо), изданные в самом начале 1990-х, показывают что они не изменили тренд, а лишь следовали общему вектору отката от технологического освоения окружающего мира.