Евгений Велтистов «Рэсси — неуловимый друг»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Роботы | Становление/взросление героя | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Рэсси — Редчайшая Электронная Собака, Страус и так далее. Так начинается книга Велтистова Евгения Серафимовича «Рэсси — неуловимый друг». Кроме знакомых нам по первой книге цикла «Электроник — мальчик из чемодана» Электроника, Сергея Сыроежкина и его одноклассников, мы встречаем новых героев. Это Ресси — электронная собака, созданная самим Электроником с помощью профессора Громова, коварный профессор Круг и его прислужник Урри. Нас ждут захватывающие приключения в джунглях, пустыне и глубинах океана. Герои попадают в труднейшие ситуации, но дружба и взаимовыручка помогают им с честью выйти из любых испытаний.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Бумбараш», 1971 г.
— журнал «Миша № 4 1988», 1988 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 131
Активный словарный запас: средний (2846 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (56), английский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (57), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Выдыш (1), Я. Стоевский (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 15 октября 2024 г.
Одно из воспоминаний детства — журнал «Пионер», новая повесть Велтистова про Электроника.
Опираюсь исключительно на свою память — из той журнальной публикации я запомнил только момент, как некий западный делец смотрит на гориллу в зоопарке.
Потом была книга с собакой с зеленым глазом на обложке (издание 1971 года). Точно помню, что брал читать ее в библиотеке.
В упор не помню ее содержимое. Т.е. я прочитал ее тогда, но совершенно не запомнил — когда вышел фильм, я помнил еще, кто такая Рэсси, но в упор не помнил всего остального.
Сейчас прочел комментарии и удивился, насколько плохо люди представляют себе начало 70х.
Первое: тогда наметился явный возврат «к традиционным ценностям» — т.е. к реабилитации царских времен.
В 1969 году был снят мегапопулярный в то время фильм «Адъютант его превосходительства», где впервые белый генерал был показан почти как положительный персонаж, а главный белый злодей удивительно напоминал Дзержинского.
До этого (в 1968) был снят фильм «Служили два товарища», где Ролан Быков сыграл очень двусмысленную роль Ивана Карякина, а Алла Демидова — больную на всю голову комиссаршу РККА.
Потом в армии вернули звание прапорщика (до того это слово однозначно ассоциировалось с царской армией).
Второе: твист никогда не был запретным танцем (как и шейк).
Над ним могли посмеиваться (как в фильме «Кавказская пленница»), но никто его не запрещал.
Запрещали, во времена стиляг, танцы буги-вуги и рок-н-ролл. На момент выхода «Рэсси» про эти запреты даже уже успели снять кино (название фильма не помню уже, там в конце герои фильма разбиваются на грузовике, у которого отказали тормоза).
Третье: сериал про Лэсси показывали в СССР уже после выхода книги Велтистова. И да, тогда РЭССИ звучало для уха вполне нормально (подобных абревиатур в те времена было полно, особенно в вычислительной технике).
Четвертое: уровень компьютерной грамотности в 1971 году был практически нулевым. Т.е. люди были в курсе, что где-то есть ЭВМ (слово «компьютеры» вошло в обиход чуть позже, где-то с началом «разрядки»). ЕС ЭВМ начали выпускать только в том же самом 1971 и на момент выхода книги о них знали только специалисты (которых было крайне мало).
Для простого человека слово «ЭВМ» тогда означало нечто почти мистическое (или фантастическое :)
Я еще помню мощную рекламно-пропагандистскую кампанию, связанную с появлением (точнее — с внедрением :) тех самых ЕС ЭВМ (телепередачи, детские иллюстрированные книги в журнальном формате, экскурсии старшеклассников на ВЦ) — но до того момента, да, что-то далекое и сказочное (примерно 1973-1977 гг.).
Stalk-74, 19 января 2024 г.
После создания оригинального, хоть и утрированно завернутого на школьном ботанстве, мира, писатель Велтистов решил оживить рутину боготворения школьных теорем экшоном в советском духе. И понеслось. Враги похищают Сережу Сыроежкина, что уже вызывает вопросы. Ну, если сможете, представьте, как через советский аэропорт мужик из недружественной страны проносит чемодан с, минимум, сорокакилограммовым живым подростком и никто не обращает внимания. А в салон самолета как чемодан поместился, или Сыроежкин трясся в багажнике? Потом в недружественную страну, на закрытую суперфабрику приезжает папа Карло (Громов) и с помощью собаки Рэсси гоняет подлых капиталистов.
Дальше градус неадеквата полностью вытеснил торжество науки каким-то чародейством. Профессор выкрикивает формулу и терминатора перемыкает. Собачка, она же страус, дельфин, непонятно как превращающаяся во все что угодно, с легкостью перепрограммируются врагами, которые её используют для добычи затонувшего золота. Что удивляет советских ученых — зачем зря тратить её ресурс, вот то ли дело в Советском Союзе по двору бегать.
В-общем, такой бессмысленный винегрет, что даже киношники из всего экшона смогли оставить только имена Рэсси и Урри, полностью все поменяв, создав хоть и бестолковый, но любимый поколениями телефильм. В отличие от первоисточника Велтистова, который стоит читать только ради утоления любознательности.
И на закуску вывод в конце — наш искусственный разум полностью перешел на сторону врага — отменим все запреты в программе, терминаторам надо доверять.
Groucho Marx, 6 октября 2020 г.
Эта повесть писалась уже после 1968 года, когда СССР оказался в изоляции и друзьями Советской Власти остались лишь африканские людеды, типа Иди Амина и Мугабе. Поэтому восторженный безграничный оптимизм первой повести про Электроника был бы неуместен. Вместо стремительного полёта в будущее Велтистов здесь предлагает юному читателю происки зловещих иностранных агентов, вылезших из смешного пародийного мультфильма «Шпионские страсти». Это симптоматично и делает честь политическому чутью Евг.Велтистова. В самом деле, шпионы, крадущие великие открытия советских учёных и отвинчивающие гайки у рельсов на советских железных дорогах — это персонажи сталинской литературы 40-50-х годов, а именно после 1968 года началась реаблитация Иосифа Сталина. По всей видимости, Велтистов рассудил: раз Сталин возвращается в советские фильмы и учебники истории как великий герой, то и сталинская литература может стать популярной на волне такой ностальгии. Поэтому он стилизовал своего «Ресси, неуловимого друга» под манеру шпионской фантастики «Тайны двух океанов» и «Арктании». Получилось динамично, но несколько поверхностно.
Кстати. Тут один из рецензентов удивляется корявой кличе киберсобаки «Рэсси» — по русски звучит ужасно, и расшифровка имени выглядит неестественно, и можно было бы подобрать что-нибудь более весёлое и благозвучное. А разгадка проста (с). Только немногие старики, типа меня, помнят, что во время написания повести в популярной телепередаче «В мире животных» показывали американскую короткометражную серию «Лэсси» про очень умную собаку, выручавшую своего юного хозяина из разных неприятностей. Это очень популярная серия короткометражек, шедшая по всему миру. И Велтистов, недолго думая, скопировал имя умной собаки, заменив одну букву. Он не знал, что к тому времени, когда книга будет опубликована, сериал про Лесси уже перестанут показывать и дети забудут приключения умной и доброй собаки-колли, которая всех спасает, и имя «Рэсси» будет неприятно удивлять читателей.
K3K, 25 октября 2019 г.
Странно читается, после стольких лет после выхода книги — читал недавно. Вроде, и интересно — но так много с тех пор изменилось... Вероятно, в свое время читалось лучше. Короче — кино лучше, намного, на мой взгляд.
lubar, 17 января 2019 г.
В детстве не читал. Недавно прочитал, сразу после Приключений Электроника. Сказать, что не понравилась, наверное будет неправдой. Потому что прочитал и было интересно как всё развернётся. Но написано странным языком. Что-то типа учебника, который написал бы Элетроник для уроков программирования Тар-тарыча.
Время действия середина 21го века. Есть очень много разных технических побед. Космос завоёван как минимуму до Юпитера. Океан тоже не плохо изучен. При этом программирование в каких-то вопросах осталось в 50х годах 20 века. Общественно политический строй тоже не ясен. Как видно в СССР уже почти коммунизм, а вот что в Европе, США и Индии не ясно. Но похоже гигантские корпорации вполне готовы бросать вызов силам добра ООНов и учёных.
Фон Круг представляется достойным соперником, борящимся одновременно с гением Громова, двумя его не менее гениальными творениями и половиной мира.
Я как программист очень смутно понимал идеи и описания формул и даже понятия запрещающих теорем,поэтому не очень понятно, что из всего этого понимали не программисты, тем более в 80х годах, сейчас всё-таки уровень компьютерной грамотности людей повыше.
Переговоры между Космосом и Океаном скучны, лучше бы были радио сводки и ли газеты.
Самым интересным моментом мне показался поход за Нектоном Рэси и Белобочки. Ну и в целом наверное приключения самого Рэси иинтереснее чем приключение остальных героев, а также Индекса.
Сравнение книги с фильмом Приключение Электроника мне кажется некорректно. В фильме из Рэси взяли очень немного, только похищение, да и то всё поменяв.
Идеи экологии, развитие зоопарков и спасения видов не раскрыты. Много текста, много обсуждений. Примерно понятно что хочет фон Круг. Но как правильно не очень ясно. Похоже Велистов ведёт к мысли, что мы (человечество) должны управлять всем животным миром, но не жестокими радиопулями, как фон Круг, а умными собаками типа Рэси.
Я бы не рекомендовал читать, если нет желания узнать все детали погрузится в мир Электроника как можно глубже.
Paganist, 15 декабря 2016 г.
Тема экологии, поднятая автором во второй повести цикла об Электронике, разумеется, полезна и важна, особенно направленная на податливые умы детей/подростков. Однако художественные достоинства произведения не произвели должного эффекта. Как-то уж совсем по-суперменски выглядит Рэсси. Да и повествование очень отрывистое, местами чуть ли не тезисное. Есть и просто откровенно слабые места. По факту, гуманитарная фантастика в бульоне советской приключенческой героики (иначе не назовёшь) не особо удалась. Впрочем, для своего времени и для своей аудитории — несомненный хит.
Sergo2, 12 апреля 2016 г.
Увидев недавно фильм, вспомнил свое детство. У меня был уникальный томик — 4 повести про Электроника в одной. И вот что помню: любя безмерной любовью первую повесть, уже в детстве поражался корявости языка автора. Его ужасные построения предложений, невнятные описания, вымученные диалоги. Первую часть спасала новизна, обаятельность героев: Сыроежкина, Гусева, собственно Электроника. Спасала понятная для детей проблематика: каждый хотел в детстве — рраз — и стать отличником по всем предметам.
Вторую повесть всегда перелистывал и перечитывал по диагонали. Во первых, чего стоит только расшифровка имени главного героя — «Собака, Страус и так далее...» Детский мозг отказывался понимать, почему именно страус, а не лиса (был бы РЭСЛИ). Во-вторых — высосанная из пальца шпионская история, которая никуда не приводит, ни чем внятным не заканчивается. В третьих, язык стал еще хуже, эпизоды — обрывочней. А кроме того, задалбывающие диалоги Атронавта и Командора, Кит Юпитера, песенка «бали-бали» и множество других несуразностей.
Одним словом, Велтистов — не писатель. Он неплохой рассказчик, хороший научно-популярный публицист (третью повесть очень люблю — а ведь там одна наука). Но, увы. Тот редкий случай, когда авторы фильма значительно выручили автора книги, сделав его незаслуженно популярным.
Лэйла, 31 октября 2011 г.
Когда я смотрела фильм, то даже и не знала какой удивительный на самом деле Рэсси. Об этом там просто ничего нет — собака и все. Книга же полностью посвящена Рэсси. Он оказывается может такое... Но при этом не застрахован и от ошибки в выборе хозяина. Но хорошо, что все хорошо завершилось.
Книга — хорошее дополнение к фильму, а вторая повесть намного лучше первой части.
glupec, 19 октября 2009 г.
Книга настолько проигрывает фильму, что и говорить-то не о чем.
С одной стороны — вроде бы тоже самое... и там, и там — заграничные злодеи (таки да, в те времена детям хотелось не про доблестных советских пионеров читать, а «про шпионов» и иже с ними. Ничего с этим не поделаешь. Потому и Булычёв своих космопиратов придумал, потому и в мульте про Врунгеля появляются гангстеры, отсутствующие в книге...) А с другой стороны... Что за имена — Манфред фон Круг (де ля Квадрат, ага...:wink:), Мик Урри (какой он национальности, кстати?..) Что за планы у этих злодеев —
Фильм — красив. Он «про красивую жизнь» (гангстерский Запад, где все рулят на мотоциклах и танцуют если не рок, запретный тогда, то хотя бы какой-нибудь твист). Про «не наше» (чего так хочется в юном возрасте). А книга — увы, слишком даже «про наше». Про обычные будни обычных пионеров... Потому она кажется преснее.
PS Скажете — «эффект утёнка»? Не посмотри я фильм первым, книгу бы воспринимал иначе? Оч. мож. быть... но любовь к фильму и великолепным песням Крылатова — Энтина всё равно в моём сердце навсегда :glasses:
sergvlab, 11 октября 2009 г.
Да, собака, что надо. И бегает, и плавает. Очень хотелось в детстве сделать себе такую же.
Санёк Гончаров, 23 июня 2008 г.
Замечательная книга, достойное продолжение первой части. Читаешь и убеждаешься, что, действительно, собака — друг человека. Я до сих пор эту породу собак называю Рэсси.
Nonconformist, 7 июня 2007 г.
Не мудрено, что и мне хотелось иметь такого четвероногого друга. Особенно благодаря иллюстрациям в книге, где было изображено милейшее лохматое создание с торчащей из спины антенкой :smile:
elent, 24 июня 2006 г.
Помню в то время столько появилось четвероногих Рэсси. И каждый мечтал вот о такой собаке.