Первый том «Миров Чеда Оливера» в ностальгическом полярисовском оформлении – не менее ностальгическая экскурсия в Золотой век фантастики. Саймс Чедвик Оливер был типичным эскапистом 50-х. Из-за ревматизма он некоторое время прожил инвалидом и тогда плотно подсел на фантастику. Ему было душно в четырёх стенах и хотелось на простор. Это стремление закономерно проявилось в его собственных книгах. Чэд Оливер был антропологом (настоящим профессором и завкафедрой), это отразилось в его текстах. Он был одним из немногих гуманитариев научной фантастики. Этой гуманитарной научностью он меня и подкупил в своё время. В его романе «Ветер времени» инопланетянин, имея на руках, фактически, только карту Земли, проводит эффектный геолого-антропологический анализ и делает предсказание о распределении центров цивилизации на планете через тысячи лет. Понятно, что это был подгон рассуждений под известный результат, но на детское воображение подействовало не меньше биологической философии Ефремова из «Лезвия бритвы».
Кроме «Ветра времени» в Союзе напечатали, по-моему, только один рассказ Оливера, тоже с красивыми антропологическими вставками. Чем рассуждения Оливера выгодно отличались от психоистории Азимова, так это тем, что они показывали реальную цепочку рассуждений, по которой двигалась мысль, а не ссылались на неведомые «уравнения». Чэд не был выдающимся литератором, чего-то сравнимого с «Мастодонией» Саймака он написать не мог, но был способен передать нечто близкое по духу: громады геологических эпох, чувства человека, затерянного в бездне времён, и бесконечный простор проутюженных ледниками равнин плейстоцена. В 60-х Чэд переключился с научной фантастики на вестерны, и это печально. Писать про ракеты и жукоглазых монстров желающих было полно, а вот описывать их так, чтобы читатель поверил, что они и вправду могут где-то жить, выращивать жукоглазых детишек и заниматься своими повседневными делами, могут очень немногие. Надеюсь, у Бурцева всё будет хорошо, и этот том Оливера не последний.
Ещё одна книжка, которая пробила брешь в моём моратории на покупки – это роман Грега Игана «Дихронавты». Книги этого автора я беру по умолчанию. В отличие от многих «научных» фантастов он понимает, о чём пишет, не пренебрегает научным методом мышления ради сюжета и не превращает интеллектуальную составляющую в необязательный придаток банальной «человеческой» истории.
Следующую книгу я купил, повинуясь внезапному порыву. Порыв тут же прошёл, а покупку аннулировать было поздно. Ничего особенного от «Завтра» я не ожидаю, но и откровенного отстоя не жду.
Предыдущий Светерлич был единственной книгой, которую я прочитал у этого автора. Он была очень хороша, особенно на фоне несъедобного картона, который я в тот момент читал. По-моему это были какие-то поляки. Поляки благополучно забылись, а Светерлич в памяти остался. У него живое воображение и неплохо подвешенный язык, но авторы часто вкладывают все свои активы в одну-единственную книгу, а на последующие уже ничего не остаётся. Посмотрим. Если и эта книга зайдёт, у меня появится хорошее дополнение к Харкуэю.
На этом фикшн почти закончился (хвала мораторию!) но есть ещё немного нон-фикшн. Как правило, я тут хвастаюсь только фантастической беллетристикой и книжками с картинками, мэйнстрим и нон-фикшн в обзоры попадает редко, но в этом нон-фикшене количество красивых картинок огромное, поэтому я с огромным удовольствием их тут продемонстрирую:
«Апокалипсис в искусстве» издание второе дополненное. Сегодня, когда нам грозит реальный Апокалипсис, Апокалипсис воображаемый хорошо помогает отвлечься от печальных мыслей.
А вот эта книга у меня, уверен, была, но на месте её почему-то не оказалось, я на всякий случай прихватил ещё экземпляр, потому что в магазине скидки, купоны вот-вот сгорят, так что досталась она почти даром. Обожаю разборы Шакко, она доходчиво объясняет, кто и зачем понарисовал все те безобразия, которые экскурсоводы обходят молчанием или передают в сокращённой и приукрашенной трактовке. Надеюсь, книга поможет мне как-то приобщить детёныша к классическому искусству и античной истории. Особые надежды возлагаю на пометку «18+» — может, именно из-за неё дитя сопрёт эту книжку с полки, чтобы почитать…
И последнее приобретение на данный момент – ещё одна книжка с уютными картинками Татьяны Глущенко. Очередной апгрейд Вселенной котов и мурликов. Жаль, что я уже покинул возраст целевой аудитории, но любоваться картинками Татьяны мне это нисколько не мешает.
На этом всё на сегодня. Я не оставляю надежды в конце концов проявить силу воли и по-настоящему установить жосткий мораторий на покупку книг. Пока что получается плохо. В моём доме сейчас царит ремонт, всё ужасно, кругом бардак, и в этом хаосе возможность протащить контрабандой стопку-другую книг прямо-таки напрашивается. А поскольку читать среди шума и скрежета практически невозможно, мои Пизанские стопки снова пошли в рост, и жилище обрастает книгами, словно корабль ракушками, и плавание обещает быть долгим.
Совсем немного книжечек — мораторий на покупки потихоньку начинает действовать, к лету надеюсь свести приобретения к нулю. Ну или дочитать Большую Пизанскую Стопку и вернуться к бесконтрольному накопительству.
Во-первых, это сборник Игана «Тёплая планета», в который я успел перевести один рассказик в межазбучный период. Игана я покупаю по-умолчанию, это редкий по нынешним временам представитель хард-сай-фай, который умеет играть в приключения идей, а не людей.
Три книги из серии «Лезвие бритвы», которые я по ряду причин пропустил по выходу и теперь восполня... Нет. На самом деле я честно сомневался, стоит ли их вообще брать, но потом решил всё-таки добить серию до полного комплекта, потому что другого такого издания на моём веку наверное уже не будет. У Владимира Березина попадаются красивые мысли, правда они обычно тонут в океане красивых слов; всеми любимые Олди совершенно не умеют писать литературу, но зато здраво о ней рассуждают, а у Марии Галиной я уже купил первый том гиперфикшн, так отчего же не купить теперь и второй?.
Сейчас, когда вся эта серия встала в ряд на полочке, она очень напоминает советские серийные издания. То ли «Памятники философской мысли», то ли библиотечку общества «Знание», в общем, те самые однотипно оформленные томики, которые стройными рядами стояли на полках в каждой интеллигентной семье, и которые обычно никто не читал.
И последняя книга — это совершенно офигительная «Плутония» Обручева.
Во-первых, это ранний, ещё не искромсанный пролетарской цензурой вариант романа, который процентов на 25 больше того, что публиковалось в многочисленных советских переизданиях.
Во-вторых, это картинки самого Буриана:
И не только цветные, но и обильная чёрно-белая графика:
А в-третьих, мне просто нравится «Плутония» как таковая. Она всегда мне нравилась больше, чем «Земля Санникова», «Гиперболоид инженера Гарина» и прочие хиты советского книгоиздания. В ней было нечто завораживающее — совершенно отличное от тайн и загадок Страны Мепл-Уайта. Нечто отличное от динозавров (Вы знаете, что любители динозавров — это пятая колонна рептилоидов, которым твари из космоса промыли мозги? Нет? Вот и я не знаю. Но испытываю некоторые обоснованные подозрения.) Меня больше привлекал в романе даже не экзотический животный мир, а сама обстановка гигантской пещеры. Мёртвый, как внутренняя полость черепа, Пеллюсидар, выжженый дотла маленьким злым солнцем. И до чёртиков было интересно, что же там дальше, за пределами оазиса жизни. Гигантские муравьи, выживающие посреди пустыни, только раздразнили моё воображение, и мне всегда казалось, что там, дальше, должно быть что-то ещё. Что-то совершенно неведомое.
Итоги года, как обычно, подвели. Ни почитать, ни посмотреть было особенно некогда, зато работы было хоть отбавляй. Надеюсь, в следующем году будет всё наоборот.
ПОЧИТАТЬ
Роман
Ник Харкуэй «Гномон» («Gnomon», 2017, пер. 2020) Как всегда у Харкуэя очень длинно, очень запутанно и очень, очень поэтично. Харкуэй примиряет меня с существованием современной околонаучной фантастики, на мой вкус он идеально сочетает интеллектуальное с душевным и не стесняется употреблять эпитеты и украшать свою речь изящными оборотами.
Рассказ
Грег Иган «ТАП» («TAP», 1995, пер. 2020) Перевёл я этот рассказик в декабре прошлого года, но каким-то образом он успел попасть в сборник «Тёплая планета». Рассказ мне понравился, не так чтобы уж прямо «ух!», где-то 8 из 10, но все прочие рассказы 2021 года мне откровенно не понравились, за исключением парочки красивых окаменелостей от Кордвайнера Смита и Фрица Лейбера. В итоге ТАП получает победу в общем зачёте.
Нонфикшн
Жорж Блон «Великие тайны океанов», 1972 г., пер. 2019-2021. Издание Блона просто шикарное, оно пробуждает весь набор детских эмоций, будто я вновь открываю «Костёр» с Хейердалом, «Моревизор уходит в плавание» или «Пиратов Америки».
Биография
Эмми Биннс «Скрытный Джон Уиндем: жизнь, любовь, письма», пер. 2021. Очень качественный текст, написанный хорошим языком. Единственное, о чём сожалею, так это о том, что книги самого Джона написаны не столь хорошо, как его биография.
ПОЧИТАТЬ-ПОСМОТРЕТЬ
Графический роман
Саймон Столенхог «Лабиринт» пер.2021. В этой книге автор наконец-то переходит от графических рассказов-картинок к полноценной графической новелле. По сравнению с предыдущими книгами она ещё более депрессивна, но я уже свыкся с этой особенностью автора. Подобно Митридату, я потреблял его яд долгие годы мелкими дозами, рассматривая картинки в интернете.
Манга
Таппэй Нагацуки «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». Я остаюсь фанатом Re:Zero – что тут добавить?
Вакаки Тамики «Одному лишь Богу ведомый мир» («Kami nomi zo Shiru Sekai», 2008-2014, пер. 20??). В отличие от аниме, оригинальная манга содержит несколько серьёзных моментов, когда герой внезапно осознаёт, что речь идёт не о невинных шуточках, а о судьбах живых людей, и несколько совершенно ржачных моментов, не вошедших в мультик. На этой манге я впервые почувствовал полное погружение и наконец-то ощутил настоящее искусство, скрытое в незатейливых картинках и довольно дурацком сюжете.
Ранобе
Таппэй Нагацуки «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». Вариант ранобе мне нравится так же, как манга. Если бы по Re:Zero сняли кукольный спектакль, мне бы он всё равно понравился.
Книжка с картинками
Алексей Караваев «Назовём его «Всемирный Следопыт». Это зачётная попытка объять необъятное. Ближайшим вариантом, видимо, была бы полная подшивка «Следопытов» с комментариями отдельным томиком.
Льюис Кэрролл «Охота на Снарка». Великолепный Олейников. В его обрамлении даже кружковский перевод кажется вполне адекватным.
«Пришельцы из прошлого» («Beforeigners», 2021 г.). Наконец-то второй сезон самого лучшего сериала 2019 года!
«В ночь» («Into the Night», 2021 г.) Снова второй сезон, чуть слабее первого, возможно, но всё ещё очень живо и драматично.
Дорама
«Псих, но всё в порядке» («It's Okay to Not Be Okay», 2020). Отличная, забавная и сюрная история, собранная, между тем, из обычных дорамных компонентов. Впервые вижу у корейцев такой стильный гротеск.
«Лунные влюбленные / Алые сердца: Корё» («Moon Lovers: Scarlet Heart Ryeo», 2016 г.). А это чисто шекспировская драма страстей, причём прорастает она незаметно, сквозь обычную дорамную попаданческую клоунаду. Очень подлый приём – ничто не предвещало, и я совсем не ожидал подобного, предполагая обычную сантабарбару в декорациях царства Чосон. И вдруг – на тебе, высокая драма!
Кроме «Азбуки» вышли ещё вот эти две книжки. Одну я перевёл полностью, для второй перевёл/дописал изрядный кусок текста.
На этом утомительный 2021 год наконец-то заканчивается. Надеюсь, следующий 2022-й будет годом покоя и милых неспешных занятий… Накануне войн и революций многие люди думали так же. Но хотя бы помечтать-то я могу?
Межзвёздный водородный прямоточник Бассарда, предложенный в 60-х физиком Бассардом, часто использовался в научной фантастике и более-менее знаком всем: спереди воронка, собирает межзвёздную пыль, сзади реактор испускает красивый синий луч, и корабль летит. Сегодня двигатель Бассарда обсчитали по-новой и выяснили, что Бассард обсчитался. Для поддержания тяги в 1000 т (у Falcon-9 она примерно вполовину меньше) нужна магнитная воронка шириной 4000 км и длиной в 150 млн км, или в одну а.е. Такой машинке будет тесновато в Солнечной системе, а её включение наверняка вызовет различные катаклизмы.
Современная наука практически не оставила камня на камне от старой доброй звёздной романтики — стоит ли удивляться, что фантастика, в свою очередь, больше не зовёт молодёжь во ВТУЗы.