
Первый том «Миров Чеда Оливера» в ностальгическом полярисовском оформлении – не менее ностальгическая экскурсия в Золотой век фантастики. Саймс Чедвик Оливер был типичным эскапистом 50-х. Из-за ревматизма он некоторое время прожил инвалидом и тогда плотно подсел на фантастику. Ему было душно в четырёх стенах и хотелось на простор. Это стремление закономерно проявилось в его собственных книгах. Чэд Оливер был антропологом (настоящим профессором и завкафедрой), это отразилось в его текстах. Он был одним из немногих гуманитариев научной фантастики. Этой гуманитарной научностью он меня и подкупил в своё время. В его романе «Ветер времени» инопланетянин, имея на руках, фактически, только карту Земли, проводит эффектный геолого-антропологический анализ и делает предсказание о распределении центров цивилизации на планете через тысячи лет. Понятно, что это был подгон рассуждений под известный результат, но на детское воображение подействовало не меньше биологической философии Ефремова из «Лезвия бритвы».

Кроме «Ветра времени» в Союзе напечатали, по-моему, только один рассказ Оливера, тоже с красивыми антропологическими вставками. Чем рассуждения Оливера выгодно отличались от психоистории Азимова, так это тем, что они показывали реальную цепочку рассуждений, по которой двигалась мысль, а не ссылались на неведомые «уравнения». Чэд не был выдающимся литератором, чего-то сравнимого с «Мастодонией» Саймака он написать не мог, но был способен передать нечто близкое по духу: громады геологических эпох, чувства человека, затерянного в бездне времён, и бесконечный простор проутюженных ледниками равнин плейстоцена. В 60-х Чэд переключился с научной фантастики на вестерны, и это печально. Писать про ракеты и жукоглазых монстров желающих было полно, а вот описывать их так, чтобы читатель поверил, что они и вправду могут где-то жить, выращивать жукоглазых детишек и заниматься своими повседневными делами, могут очень немногие. Надеюсь, у Бурцева всё будет хорошо, и этот том Оливера не последний.

Ещё одна книжка, которая пробила брешь в моём моратории на покупки – это роман Грега Игана «Дихронавты». Книги этого автора я беру по умолчанию. В отличие от многих «научных» фантастов он понимает, о чём пишет, не пренебрегает научным методом мышления ради сюжета и не превращает интеллектуальную составляющую в необязательный придаток банальной «человеческой» истории.
Следующую книгу я купил, повинуясь внезапному порыву. Порыв тут же прошёл, а покупку аннулировать было поздно. Ничего особенного от «Завтра» я не ожидаю, но и откровенного отстоя не жду.

Предыдущий Светерлич был единственной книгой, которую я прочитал у этого автора. Он была очень хороша, особенно на фоне несъедобного картона, который я в тот момент читал. По-моему это были какие-то поляки. Поляки благополучно забылись, а Светерлич в памяти остался. У него живое воображение и неплохо подвешенный язык, но авторы часто вкладывают все свои активы в одну-единственную книгу, а на последующие уже ничего не остаётся. Посмотрим. Если и эта книга зайдёт, у меня появится хорошее дополнение к Харкуэю.
На этом фикшн почти закончился (хвала мораторию!) но есть ещё немного нон-фикшн. Как правило, я тут хвастаюсь только фантастической беллетристикой и книжками с картинками, мэйнстрим и нон-фикшн в обзоры попадает редко, но в этом нон-фикшене количество красивых картинок огромное, поэтому я с огромным удовольствием их тут продемонстрирую:

«Апокалипсис в искусстве» издание второе дополненное. Сегодня, когда нам грозит реальный Апокалипсис, Апокалипсис воображаемый хорошо помогает отвлечься от печальных мыслей.

А вот эта книга у меня, уверен, была, но на месте её почему-то не оказалось, я на всякий случай прихватил ещё экземпляр, потому что в магазине скидки, купоны вот-вот сгорят, так что досталась она почти даром. Обожаю разборы Шакко, она доходчиво объясняет, кто и зачем понарисовал все те безобразия, которые экскурсоводы обходят молчанием или передают в сокращённой и приукрашенной трактовке. Надеюсь, книга поможет мне как-то приобщить детёныша к классическому искусству и античной истории. Особые надежды возлагаю на пометку «18+» — может, именно из-за неё дитя сопрёт эту книжку с полки, чтобы почитать…
И последнее приобретение на данный момент – ещё одна книжка с уютными картинками Татьяны Глущенко. Очередной апгрейд Вселенной котов и мурликов. Жаль, что я уже покинул возраст целевой аудитории, но любоваться картинками Татьяны мне это нисколько не мешает.

На этом всё на сегодня. Я не оставляю надежды в конце концов проявить силу воли и по-настоящему установить жосткий мораторий на покупку книг. Пока что получается плохо. В моём доме сейчас царит ремонт, всё ужасно, кругом бардак, и в этом хаосе возможность протащить контрабандой стопку-другую книг прямо-таки напрашивается. А поскольку читать среди шума и скрежета практически невозможно, мои Пизанские стопки снова пошли в рост, и жилище обрастает книгами, словно корабль ракушками, и плавание обещает быть долгим.
