Жанр: Интерактивная драма / Головоломка / Магический реализм
Время прохождения: 4ч
В последние годы появляется всё больше игр, которые не делают акцент на геймплее, а концентрируются на сюжете, подаче, атмосфере. По сути идёт тенденция на совмещение в рамках игры книги, фильма плюс интерактивность. При этом целевой аудиторией обозначаются взрослые игроки, что логично — платежеспособность работающего человека не сравнима с возможностями подростков или студентов. В наше время всё больше людей, которые раньше относились к видеоиграм со снисхождением, постепенно втягиваются в процесс — сначала через мобильный гейминг, благо мощности нынешних смартфонов позволяют тянуть не топовые, но средние игрушки, а потом уже приобщаются к ПК. Last Day of June — игра как раз из такого нового формата — она предлагает нам историю, замешанную на эмоциях и драме, красивый визуал и казуальный геймплей с низким порогом вхождения.
С первых же кадров игра знакомит нас с супружеской парой — они нежно любят друг друга, готовятся стать родителями — тихая романтика, идиллия совместной жизни. Однако, вскоре счастью приходит конец — в результате трагической случайности девушка погибает в автокатастрофе. Безутешный муж, оказавшийся после инцидента в инвалидном кресле, не находит себе места, и в один из вечеров происходит невероятное — картины покойной Джун оживают, воспоминания, запечатленные на них дают шанс вернуться в прошлое и попытаться предотвратить трагедию. Именно этим нам и предстоит заниматься всё время игры.
Игровой процесс предельно прост — всё что мы можем — это ходить по локации и в определенных местах взаимодействовать с окружением нажатием одной кнопки. В совокупности игра представляет собой одну большую головоломку, упрощенно всё это можно сравнить с известной задачкой на сообразительность — про волка, козу и капусту. У нас в наличии 4 портрета наших соседей, активируя один из портретов мы получаем возможность играть за этого персонажа и сделать так, чтобы трагедии в тот вечер не произошло. Действия персонажей переплетаются между собой, устранив одну угрозу мы активируем следующую, возвращаемся к пройденным этапам и переигрываем заново, пытаясь нивелировать все опасности.
Единственный упрек к игре — это необходимость перепроходить по несколько раз эпизоды всех персонажей, немного изменяя условия, в этом не было бы ничего особо страшного, но нельзя скипнуть повторяющиеся заскриптованные ролики и приходится раз за разом терять время, просматривая их — видимо, таким образом разрабы искусственно растягивали время прохождения — сейчас игра проходится менее, чем за 4 часа, а так бы наверное за полтора пробежать можно было. Внешне игра смотрится очень красиво, стильно — персонажи мультяшные и общаются на тарабарском языке, что твои симсы, но в сеттинг попадают. Лично меня несколько напрягало отсутствие у них глаз, смотрится как-то жутковато, но по ходу пьесы привыкаешь.
Интерьеры и фон нарисованы в акварельно-пастельной стилистике с долей размытости — тоже такая черта, придающая стайл. Сложностей в прохождении не возникает, курить гайды нет необходимости, нужно только запастись терпением — персонажи перемещаются не особо быстро, да ещё эти повторяющиеся кат-сцены, обожемой. Особенно острыми по накалу эмоций получились кульминация и финал — всё в высшей степени кинематографично и вышибает слезу даже у толстокожих бегемотов. Давненько я так не переживал в оконцовке, со времен первого просмотра Хатико, наверное. В общем, игру всецело рекомендую, пусть вас не отталкивает подчеркнуто «детская» графика, игра поднимает взрослые темы о любви, смерти, принятии и самопожертвовании. Идеально для однократного прохождения уютным свободным вечером.
Тяжело жить писателю, а кому вообще легко? Жизнь часто ставит нас перед необходимостью выбора и каждый решает, что важно именно для него — семья, любовь, карьера, благополучие детей и близких или стремление к собственной мечте. В этой игре нам предлагают прожить одно лето с семьей Каплан, где муж работает над книгой, жена пытается вернуться к живописи, а сын — преодолеть отсутствие друзей и трудности подготовки к школе. На лето нам повезло снять дом на берегу озера, цена была подозрительно низкой, но когда ещё так повезет. Хотя недаром в этом доме долго прожить не удавалось никому и на это есть причины.
Мы играем за некое бесплотное существо, дух, обитающий в этом доме. Мы можем свободно перемещаться внутри дома, читать записки и письма его обитателей, как нынешних, так и бывших, заглядывать в их воспоминания, узнавать желания, а ночью нашептывать главе семьи, как поступить, как провести очередную неделю. Проблема в том, что нельзя учесть интересы каждого, мы можем выполнить желания сына, пойти на компромисс с женой и забить на собственные стремления, ну или наоборот — от этого в итоге и сложится финальный результат. В конце лета нам расскажут, как сложилась дальнейшая судьба всех членов семейства.
Визуально игра выглядит довольно непритязательно — движок Юнити, селлшейдинг, но внешность здесь не главное. Постепенно проникаешься судьбами персонажей, их проблемы просты и понятны, всё как в обычной семье — могут предложить выгодную работу, придет весточка о наследстве или умрет кто-то из родственников, но главное — всегда нужно выбирать и последствия решений, которые мы принимаем, не всегда очевидны сразу. Хотя особой свободы действий у нас нет — перемещаемся только внутри дома, читаем, восстанавливаем воспоминания, на этом всё, но играть интересно.
В конечном итоге всегда можно начать новую игру и изменить свои решения, получить другую концовку. Я же этого делать не стал — я выбирал то, что считал действительно важным, а переигрывать — толку от этого мало. Здесь как в реальной жизни — каждый расставляет приоритеты так, как считает нужным, при этом всегда необходимо чем-то жертвовать. Можно забить на свою мечту ради близких, потом всю жизнь чувствовать, что упустил нечто важное, но даже в этом случае, возможно, твою мечту сумеет воплотить твой сын, и в конечном итоге ты выиграл больше, нежели если бы думал только о себе. Проводить время с любимой — это тоже важнее карьеры и денег, ведь с этим человеком можно прожить до самой старости, и если каждый ваш день будет похож на медовый месяц, то о чём же ещё можно мечтать, в этом, наверное, и заключается счастье, только дано оно далеко не каждому, к сожалению…
Жанр: Визуальная новелла / Психологическая драма / Сюрреализм
Время прохождения (на все концовки): 2ч
Эта небольшая визуальная новелла от российского разработчика не дойдет до широкой аудитории, затерявшись в безразмерных кучах игрового хлама на просторах Стима. С одной стороны это хорошо, вещь не для всех, но хочется, чтобы такие игры всё же находили своего адресата. Это игра под настроение, зайдет не каждому, но если сложится так, что в эмоциональном плане Ты будешь на одной волне с автором, то она Тебя непременно зацепит. Идеальное попадание для живущего в мире чёрной меланхолии и перемежающихся депрессий, принимать строго дозированно, не смешивать с алкоголем — во избежание…
Ты играешь за обычного парня, ему чуть за 30, работает он в маленькой страховой компании, а из массы иных людей его выделяет необычное имя, его зовут Ты. Постоянные переработки, душная коммуналка, натянутые отношения с девушкой, изнуряющая тело болезнь — жить с этим дальше или может ну его? Решать только Тебе. Всё здесь не такое как кажется с первого взгляда, история представляет собой разрозненный паззл, собрать который воедино можно только через несколько десятков прохождений. Но и в этом случае ответов на многие вопросы Ты не получишь. Повод для разочарования? Отнюдь, игра исподволь учит Тебя тому, что считать важным, а что можно пропускать мимо, как житейскую суету, не имеющую ровным счетом никакого значения.
Автор всеми силами старается создать кафкианскую атмосферу, показать внутренний мир маленького человека через призму тщетности и условности бытия. Перед Тобой лишь картинка, напоминающая немое кино начала прошлого века, закадровый голос автора и ненавязчивая фоновая музыка. От Твоего выбора вариантов развития истории зависит многое или не зависит ничего, тут уж как посмотреть. Тем не менее, в игре предусмотрено более десяти вариантов концовок от нейтральных до очень плохих. Первое прохождение игры вряд ли займет у Тебя более 3-5 минут, но здесь упор на реиграбельность, хочется выполнить все достижения, докопаться до сути (а есть ли она здесь — опять же решать только Тебе).
Повествование делится на 3 главы, после того как откроешь все главы, последующие прохождения можно будет начинать не с начала, а с нужной главы — удобно, да. И всё же в плане функционала автор допустил серьезный просчет — отсутствует возможность автоматически проматывать страницы до ближайшей развилки сюжета, в нормальных «визуалках» наличие такой функции — правило хорошего тона, ведь когда в который раз прокликиваешь осточертевшие окна, то хочется всё послать подальше и удалить игру.
Но сильно ругать автора за это не хочется, всё же он справился с поставленной задачей, хотя чувствуется, что опыта в этом деле ещё не хватает. Имя героя можно было обыграть чаще и искуснее по сюжету, заставляя Тебя постепенно сливаться с персонажем, чтобы действительно ощущалось «я это Ты, Ты это я». Постоянное перепрохождение, чтение одинаковых блоков текста должно способствовать легкому самогипнозу, отчасти это удалось, но для достижения эффекта нужно желание самого игрока. Здорово, что игра настраивает на философский лад, заставляет задуматься о бренности существования, о том какие мелочи мы порой ставим во главу угла. Потеря работы, разрыв с любимым человеком, предательство друга, болезни, уход из жизни близких, собственная смерть… После знакомства с этой новеллой Ты всерьез задумаешься — а настолько ли важны все эти вещи, ведь боль Ты причиняешь себе сам, сам задаешь уровни своей внутренней свободы от внешних обстоятельств. Оглянись вокруг — повсюду жалкие люди влачащиеся по жизни под гнетом скучной рутины. В их головах автокредиты, ипотеки, страх потери работы, желание чем-то выделиться среди себе подобных. Ты обитаешь в мире живых мертвецов и пора уяснить — их горести и радости — лишь тлен и шелуха. Нужно уметь слушать и слышать тот самый пульс огромного кита, в чреве которого находится весь Твой мир — всё остальное неважно, преходяще…
Первое на что обратил внимание, когда скачал себе на комп эту визуалку — то что она весит всего 40+ мб, что в наше время, когда порой приходится ради одной игры выкачивать с интернета 100+ Гб, просто смешно. Далее, ориентироваться на название не надо, хоррора здесь никакого нет, а есть основанная на реальных событиях история войны одинокого интеллигента с быдло-соседями. В некоторых концовках можно усмотреть элементы триллера, но элементов этих очень мало. Тем не менее, игрушку я буду рекомендовать, т.к. за мелкий прайс она предлагает нормальную историю и хоть за полтора часа можно не напрягаясь открыть все концовки, но шо ви хотели за такой босяцкий лавандос?
Короче, вводная такова. Молодой интеллигентный репетитор возвращается в Москву из Финляндии, снимает квартиру на окраине в какой-то хрущевке — обычное дело. Всё бы ничего, но соседи снизу попались ему те ещё скоты — крутят день и ночь зомбоящик на всю катушку, спать мешают, а на любые попытки урезонить — сами же обращаются в милицию. Живёт там старая бабка и её сын-алкаш, но от постоянного недосыпа герою начинает мерещиться всякое, постепенно он начинает утрачивать связь с объективной реальностью.
В игре есть 8 различных концовок, открыть их просто — благо разработчики не забыли прикрутить режим быстрой перемотки, нет необходимости прокликивать тонны текста до ближайшей развилки. Локаций всего штук 6, персонажей и того меньше. На одной из локаций спрятана пасхалка, после её обнаружения становится доступна мини-игра, я не стал в неё заморачиваться поэтому не выбил последние 3 ачивки, связанные с ней. Короче, игра простая как пять копеек, убогая как моя жизнь, но цепляет аутентичной духовностью, построенной на наших фундаментальных скрепах. Здесь ты почувствуешь себя как дома, пускай всего на пару часов, но тем не менее.
Пускай вас не смущает, что сценарист говорит нам прописные истины, что зомбоящик — зло, а 95% окружающих нас типосов — быдло ушастое, да и вообще валить отсюда надо на тракторе, повторенье — мать ученья, как известно. Кто в Раше жил, тот в цирке не смеется, это тоже аксиома известная. Ну что ещё, юмор здесь есть, но он ограничивается парой-тройкой бородатых анекдотов, да избитыми цитатами из Задорнова. А вообще я подобных историй с десяток могу рассказать из личного опыта. Так что вымысла в игре, которую нам предлагают Dagestan Technology не так и много, у нас куда ни плюнь — везде такой хоррор творится, что кому скажи — не поверят.
При первом же взгляде на страничку игры в Стиме хочется сразу закрыть её и больше не видеть такое убожество, но по опыту знаю, что среди подобных невзрачных и отталкивающих внешне игрушек попадаются вполне достойные вещи. Кроме того, меня привлекло то, что сюжет игры вдохновлялся творчеством Г.Ф. Лавкрафта. Для крошечных независимых студий производство малобюджетных хорроров — это неплохой способ заявить о себе, хотя подавляющее большинство просто делают кальку с Амнезии, Аутласта или другой знаковой величины жанра. По описанию и скринам Blackbay показался мне попыткой сделать что-то свое, и я решился его опробовать.
Действие игры происходит в наши дни в закрытой психиатрической клинике Блэкбэй, куда накануне перевели опасного психопата, умственно отсталого убийцу Дуга Данахью, который носит подгузник и не расстается со своим плюшевым мишкой Тедди. Дуг очень милый, правда, за образ главного героя парням из TAD Productions можно ставить плюс. Клиника расположена в 8 морских милях от печально известного Иннсмута. Здесь проводятся какие-то секретные опыты над заключенными, но прямо перед операцией, после которой Дуг вряд ли бы выжил, происходит ЧП — охранные системы отключаются, надзиратели и персонал куда-то исчезают, а в коридорах нам повсюду встречаются огромные лужи крови и оторванные конечности. Наша цель — найти выход из лечебницы и обрести долгожданную свободу.
В игре суммарно 10 глав, сохранений не предусмотрено, есть чекпойнты, но от периодических вылетов на рабочий стол они не спасают. Основную часть времени нам предстоит управлять героем, наблюдая за его действиями сверху, но в некоторых эпизодах камера переключается на вид от первого лица. У нас есть инвентарь, куда мы собираем все полезные вещи для последующего применения на объектах местности, внутри инвентаря предметы комбинировать нельзя, что несколько упрощает задачу. В целом всегда понятно куда идти и что примерно надо делать, сложность в другом. Вся игра представляет собой забег от одной головоломки к другой, если в первых главах они особых сложностей не вызывают и заключаются в обнаружении верной числовой комбинации для очередного кодового замка, то впоследствии задачки усложняются. В 3 главе, например, нам предлагают извлечь код для сейфа из стихотворения, тут с наскока разобраться сложновато, тем паче при отсутствии русского перевода.
Противников в игре немного, но при их появлении можно запросто умереть и начать всё с ближайшего чекпойнта, стоит лишь чуть замешкаться, в финальной миссии мне приходилось начинать всё с начала раз 10 наверное, всё-таки зря нас лишили возможности сохраняться. Внешне игра выглядит так, как будто мы снова вернулись в 90-е, но мсье, знающие толк в подобных извращениях, вполне могут принимать это как фичу для создания атмосферы ужастика категории В. Звук в игре есть, на этом и ладно, не напрягает, а все NPC даже озвучены. Держать игрока в постоянном напряжении разработчики не планировали, есть тут пара скримеров, но пройти игру смогут даже особо впечатлительные персоны, зато горы трупов и расчлененка здесь в избытке.
Черный юмор в наличии и здесь он достаточно годный — главный герой комментирует все, что видит на пути, иногда получается даже забавно. В техническом плане игра, конечно, представляет собой плачевное нечто, это даже если на графику глаза закрыть — неудобное управление, вылеты, но самое интересное, что один из критических багов игры поправили совсем недавно, этим летом. Дело в том, что на Win 10 игра шла с жуткими тормозами, выдавая 1-2 фпс на самом топовом железе, что делало продукт полностью неиграбельным. Разрабы о проблеме знали с 2016 года, обещали выкатить патч в скорейшие сроки, но исправления этого косяка игроки дождались только сейчас, я понимаю, что обещанного 3 года ждут, но чтобы в реале всё было so slow, этого я понять не могу, да за такое время можно было ещё 5 частей продолжения настругать, а не писать пару строчек кода для исправления.
Для одного прохождения игру взять вполне можно, ачивок нет, зато есть карточки для Стима, да и ценник заявлен чисто символический. Для тех, кто устал от пластикового лоска игр категории ААА, самое то. Лавкрафта здесь, конечно, приплели лишь для увеличения продаж, но отсылки к Реаниматору, мифам Ктулху имеются, по крайней мере обошлось без авторского «переосмысления» духа творчества ГФЛ.