Жанр: Стелс-Экшен в открытом мире / Шутер от первого лица / Приключенческий боевик
Год выхода: 2008
На сегодняшний день франшиза Фаркрай принадлежит к числу наиболее известных игровых тайтлов и насчитывает пять номерных частей, не считая спин-оффов. По игре даже сняли фильм, что символизирует, не каждая игрушка удостаивается такой чести. Первый Фаркрай в своё время произвёл фурор, игра была классная, но на сегодняшний день уже устарела, как морально, так и визуально, хотя энтузиасты ведут работу по переводу игры на современный движок, пока только начало сделали, посмотрим, авось, со временем Юбисофт расщедрится на ремастер. В любом случае знакомство с серией стоит начинать со второй части. Ниже поясню почему, но сперва коротко о сюжете. Мы играем за наемника, который прибыл в условную африканскую страну с целью ликвидировать местного торговца оружием Шакала. По пути герой заболевает малярией и от этой хвори ему предстоит страдать всю игру, вынужденно искать лекарства и иногда ловить глючные трипы. С самого начала миссия пошла не по плану и вскоре мы оказываемся втянуты в борьбу двух местных повстанческих группировок, рвущихся к власти. Можно выбирать миссии какой группировки выполнять, но как и всё здесь — это лишь иллюзия выбора, которая кардинально не отразится на сюжете.
Начинаем осваиваться и знакомимся с картой — в центре есть город, где действует режим перемирия, для быстрого перемещения есть автобусные остановки, их пять — в центр и по четырем углам карты, дальше до места придется добираться пешком или на угнанном транспорте, хотя какую бы вы тачку не повстречали, ключи всегда будут в замке зажигания, люди здесь простые, видимо. Есть несколько типов миссий, которые можно обнаружить по значкам, сверившись с картой. Помимо основных сюжетных, которые раздают лидеры группировок, здесь есть миссии повстанцев, за которые нам дают лекарство от малярии (игра сама заставляет их проходить с определенной периодичностью, когда в баночке заканчивается последняя таблетка — хочешь не хочешь, езжай к местному пастору, бери квест на доставку паспортов для нелегалов, иных способов получить лекарство здесь нет). Есть миссии оружейника, за них мы открываем в магазине новые виды оружия, есть миссии для зарабатывания денег (здесь в этом качестве идут неограненные алмазы) — все они однотипные, ну и еще имеются персональные линейки квестов друзей.
Друзья, как правило, появляются после того, как мы выполняем квест на освобождение из заложников очередного незнакомца. Выполняя задания друзей мы постепенно повышаем уровень репутации, благодаря которому улучшаются наши убежища — хижины, где можно сохраняться, там постепенно открываются медикаменты, патроны, ящики для хранения оружия и прочее. По опыту скажу, что на миссии друзей можно просто забивать, это не Масс Эффект и не Драгон Эйдж, просто поболтать или тем более начать какие-либо отношения с персонажами здесь не выйдет, перед нами обычные компьютерные болванчики. Иногда, если в процессе боя вас смертельно ранят, то друг может вытащить из-под огня, дать пистолет и отстреливаться от врагов с вами на пару, но такое происходит не всегда. В ходе боя вашего друга могут ранить, его можно вылечить или оставить умирать, хотя если даже их лечить, то не факт, что раненый выживет, иногда они просто умирают, типа лекарство не помогло. Какое влияние это оказывает на игру? Да никакого, просто вместо погибшего манекена вам выдадут нового «друга», который продолжит помогать вам, как в сюжетных миссиях, предлагая альтернативные способы выполнения задания, так и выдавая персональные квесты.
Помимо точек выдачи квестов на карте обозначены блокпосты при приближении к которым по нам открывают огонь, зачистка блокпостов ничего не дает, через минуту зачищенный лагерь заселяется врагами как ни в чем не бывало. От этого просто руки опускаются, ведь некоторые посты приходится зачищать десятки раз, пока добираешься до места очередной миссии. Главная проблема этой неплохой, в общем-то, игры именно в этом. Рутина, скука, всё это постепенно вызывает желание бросить играть. Открытый мир здесь для галочки, иногда можно объехать очередной блокпост по бездорожью, но на этом всё — никаких случайных энкаунтеров или точек интереса для свободного исследования не предусмотрено. Отличие от линейного шутера только в том, что постоянно приходится добираться до миссии своим ходом, а это порядком утомляет. К тому же бегать наш герой не привык, через десять метров спринта у него темнеет в глазах, он начинает задыхаться, понятное дело малярия, но как такого дохляка в наемники пойти угораздило, ума не приложу.
Оружия в игре хватает и стрельба реализована приятно, но для меня все вопросы по выбору стволов отпали с открытием СВД — подъехал к очередному посту, поснимал всю охрану с безопасного расстояния, поехал дальше — зачем усложнять себе жизнь, бегать с пулеметом или дробовиком, подставляясь под пули. Хотя любители отыгрывать снайпера, как я, отметят аркадность стрельбы — прицеливание через оптику даже не требует от вас задерживать дыхание, чтобы прицел не дрожал. Враги ведут себя реалистично, хотя частенько читерят и метко лупят по вам из-за пределов видимости, так что на время прохождения игры одной из самых ваших частых фраз станет «да откуда, б*я?!!!». Попав под огонь враги пользуются укрытиями, передвигаются короткими перебежками, пытаясь обойти вас с фланга и зажать в клещи. Раненых товарищей стараются вынести с поля боя те, кто ещё остался в строю, а сами раненые недобитки начинают палить по вам из пистолетов, стоит вам неосторожно к ним приблизиться. Учитывается также и ночное время суток, на сложные миссии рекомендуется ходить под покровом тьмы, т.к. в это время дальность видимости у врагов существенно снижается и можно поиграть в стелс.
Графика смотрится достойно, даже спустя 11 лет с момента релиза игры, ожидал худшего, но предусмотрена даже поддержка разрешения 2К на широкоформатных мониторах. Красочной игру не назовешь, преобладает желто-коричневая гамма — саванны, пустыни, болота иногда перемежаются буро-зелеными джунглями. Вождение транспорта радости не доставляет — вид от первого лица, мне как-то привычней от третьего, как в ГТА, например. Главной же фишкой игры является реализм. Чтобы свериться с картой нужно сперва достать её из инвентаря и держать в руках пока идешь до нужной точки. При серьезных ранениях герой, перед тем как заюзать мгновенно исцеляющий шприц, извлекает из себя пули, сбивает с тела пламя или пытается вправить вывихнутый сустав. Такая полевая медицина может окончиться фатально, если вы решили подлечиться в разгар боя, не спрятавшись в укрытие от вражеского огня. Покореженный транспорт также можно чинить — открываем капот и некоторое время копаемся в движке — вуаля, наше ржавое ведро теперь как новое. Оружие, поднятое с павших врагов, всегда плохого качества, его часто клинит, оно может даже рассыпаться на части у вас в руках, поэтому закупаться стволами у надежных поставщиков — это насущная необходимость. Реалистичное распространение огня, с учётом направления ветра, разрушаемое окружение — очередь из калаша по дереву срезает ветви, да много нюансов, таких фишек даже в новых шутерах не увидишь. В этом плане разработчикам, конечно зачОт. Всё же для современных игроков я бы второй Фаркрай не рекомендовал — линейный сюжет с псевдоразвилками, безликие персонажи, отсутствие стимулов для исследования открытого мира, прущая изо всех щелей рутина, убивающая всякий фан… Тем не менее, хотя бы потыкать игру веточкой всё же стоит — есть здесь геймплейные фишки, которые сейчас большая редкость, да и посмотреть с чего начиналась известная серия тоже небезынтересно.
Жанр: Стратегия в реальном времени / Вторая мировая
Время прохождения: 4ч
Второе (и последнее) официальное дополнение к Company of Heroes в своё время было не очень тепло встречено игровым сообществом. Что тому виной, не знаю, возможно, все ожидали, что в этот раз действие перенесется на Восточный фронт, а этого не произошло. К чести Relic Entertainment вторую часть своей стратегии они полностью посвятили событиям на Востоке, выкатив очень классную и скандальную сюжетку по мотивам мемуаров В. Гроссмана, но сейчас не об этом. Tales of Valor предлагает нам 3 короткие сюжетные кампании, это более камерные, личные истории, позволяющие рассмотреть войну от первого лица. Это истории о героизме, о долге, чести и самопожертвовании, причем нас не пытаются кормить пропагандой, а честно показывают, что простые солдаты сражались как на стороне союзников, так и за идеалы стран Оси. Вот этот подход особо ценен, в наше время, когда всё принято обклеивать ярлыками никто особо не хочет разбираться, а что было на уме у пехотинцев Вермахта, к примеру, за что они сражались. Проще ведь выставить их безликими пешками, эдакими безвольными орками, играющими на стороне абстрактного зла. Это не так, конечно.
В каждой из трех кампаний всего три миссии, в сумме выходит 9, всё это проходится за 3-4 часа, и этого до обидного мало, но качество сторителлинга искупает данный недостаток. В первой кампании мы играем за экипаж Королевского тигра, который был переброшен в конце войны с Восточного фронта на Запад. Первая миссия — праздник разрушения, нам дают порулить Тигром, который давит технику союзников, как перезрелые тыквы. Плюс ко всему ввели новую фишку — прямой контроль. Теперь можно самостоятельно наводиться на цель, а не просто кликать мышкой на объект, который мы хотим уничтожить, подобная штука была в серии Men of War, тоже знаковый тайтл в среде варгеймов. Вторая миссия имеет с Men of War ещё больше сходства — нам нужно, управляя экипажем танка, выбраться из окружения. При этом приходится задействовать стелс и целую гамму спец. умений экипажа, который в ближнем бою сражается не хуже, чем в бронемашине, но перебить всех не получится, чаще приходится проползать врагов в инвизе. Завершающая миссия — это кульминация блицкрига. В нашем распоряжении два Тигра, а задача — сокрушить всё на своем пути. В целом кампания легкая и проходится с большим удовольствием.
Во второй кампании под названием Дамба под наше управление поступают два взвода десантников и ведут они себя хлеще Рэмбо и Терминатора вместе взятых. Куча спецспособностей — различные гранаты и взрывчатка, воодушевление, подавляющий огонь. Вражеских солдат они выкашивают просто толпами, да и перед тяжелой техникой не пасуют. Вот здесь сюжетка показалась мне немного пафосной, в духе классического фильма про войну, типа Спасения рядового Райана, но играется всё это очень бодро и динамично.
В последней кампании нам снова предложат взять под управление войска Вермахта и попробовать вырваться из Фалезского котла. Здесь уже всё не так просто — американцы наступают беспрерывно, сил мало, удерживать приходится сразу три переправы через реку, т.е. опять приходится метаться от одного места прорыва врага к другому. К тому же игра постоянно подталкивает к активным действиям, нужно ещё время от времени контратаковать. В основном здесь приходится оперировать пехотой, а у врага в изобилии танки, легкой жизни такая коллизия не обещает, сами понимаете, но нет ничего невозможного. Здесь хорошо передано настроение безысходности, но в тоже время необходимости проявить героизм во имя спасения отступающих, которых командование бросило на произвол судьбы.
Единственный минус этого дополнения в том, что оно очень короткое, примерно в 5 раз суммарно короче основной игры или первого дополнения. Однако, ругать за это разработчиков не стоит, ведь эти несколько часов, за которые проходится сюжетка дополнения, — это классно проведенное время, море эмоций, да и в чем-то новый опыт как никак. Да, не ввели новых фракций, не предложили глобальных сражений, зато позволили нам представить себя в шкуре простых солдат, ставших героями, как все.
Жанр: Стратегия в реальном времени / Вторая мировая
Время прохождения: 15ч
Сама по себе Company of Heroes — это эталон военных стратегий, первое официальное дополнение для неё под названием Opposing Fronts сделало игру ещё более глубокой и разнообразной. Несмотря на выход второй части, тоже классной, кто бы что ни говорил, люди продолжают играть в первую по сей день. Почему? Всё просто — идеально отточенная механика, баланс, приемлемая до сих пор графика и, конечно, азарт динамичных боестолкновений.
Итак, что же предлагает нам дополнение. Добавлены две новые игровые фракции — британские войска и немецкая танковая элита. У каждой фракции есть свои уникальные юниты, постройки, особенности игры. Соответственно добавляются две новые кампании — Операция Маркет-Гарден, где нам предстоит играть за немцев и Взятие Кана — кампания британцев.Обе фракции доступны для сетевой игры, что не совсем утратило актуальность даже сегодня, некоторые упертые фаны продолжают рубиться в местный мультиплеер.
Немецкая кампания состоит из 8 миссий, она мне показалась интересной, но не особо сложной, хотя по большей части приходилось обороняться, взрывать мосты и прикрывать отступление союзных частей. Вообще немецкая элита сильна по всем параметрам, ну может только легкая техника у них не очень. Зато пехота — это просто уберсолдаты, взвод штурмовиков состоит всего из 3 человек (после апгрейда на базе можно добавить четвертого), но наличие пулемета или панцерфауста (на выбор) делает этот юнит крепким орешком. Да что говорить, обычная мотопехота тоже превосходит по мощи аналоги британцев (исключение коммандос, недаром они краповые береты носят). О танках можно даже не упоминать — Тигры, Пантеры, Ягдпантеры и (о Боже) Королевский Тигр — это действительно мощь перед которой содрогается любой противник.
В кампании британцев 9 миссий, и если поначалу они проходятся легко, то ближе к концу сложность приближается к критической, хотя до хардкора, который был в иных заданиях Company of Heroes 2 они всё же не дотягивают. Фишка британцев в том, что у них все здания мобильны — можно в любой момент собрать свою базу и перевезти в более удобное место. Пехота у бриттов слабовата, хотя в отряде у них по 5-6 бойцов (казалось бы!), но выучка немцев обычно бьёт количество. Интересная фишка — к любому юниту можно назначить лейтенанта или капитана, который будет воодушевлять находящихся рядом бойцов и повышать их боевые показатели. Английские танки — это реально боль, чтобы расковырять какую-нибудь ягдпантеру нужно собрать целый моб шерманов, заманить хищника в ловушку, частью танков окопаться, другими заезжать в тыл и с флангов, где пробить броню проще. Короче, танковые бои за бриттов — это секс, причем такой, где имеют по преимуществу тебя. Особенно это было показательно в последних миссиях, где Королевские тигры приезжали не раз и не два, а противостоять им приходилось силами жалких Кромвелей и коммандос с противотанковыми ружьями.
Нет, не скажу что за Британию играть было так уж сложно, просто иногда некомфортно. Несколько раз игра задавала такие условия, что нужно было обороняться не зная откуда придет враг, в итоге враг пер со всех щелей, а ты как угорелый носился по карте, затыкая бреши в обороне свободными юнитами. Самый трэш начинался когда в ход шли основные танковые силы, я не знаю как я выносил топовые немецкие танки в предпоследней миссии, но в финале, я долго не мог расковырять даже ягдпантеру, стыдно сказать, сколько танков уходило у меня, чтобы вынести один вражеский топ. Тем не менее, все миссии у меня получилось пройти с первого раза без загрузок, что потребовало два вечера. Ругать игру просто не за что, она затягивает неимоверно, хоть игра и не пошаговая, но правило «ещё один ход и спать» здесь работает в полной мере. Да что говорить, даже что-то типа сюжета разрабы тут удосужились прикрутить — в каждой кампании есть главный герой, за судьбой которого мы следим, а вообще — для игры были взяты реальные истории жизни участников войны, как со стороны Британии, так и Германии, в эпилоге после прохождения нам расскажут, как у них сложилась жизнь после войны.
Принято считать, что игры несут только развлекательную функцию, во многом это верно, но есть исключения, Valiant Hearts — из их числа. Это не просто рисованный квест, но ещё и образовательное пособие по истории Первой мировой, а также своего рода тест на эмпатию, на человечность. Здесь нет безликих юнитов которых можно без зазрения совести посылать на убой, каждый персонаж — индивидуальность со своей историей, переживаниями, личной драмой. Пути героев на полях сражений причудливым образом пересекаются, по итогам кому-то повезет, а кому и не очень, но что поделать, это жизнь, это война, которую не зря прозвали Великой.
Игра начинается со знакомства с обычной бельгийской семьей, живущей в деревне. У Карла и его жены рождается ребенок, всё хорошо, но начинается война и Карла призывают в германскую армию, а Эмиля, его тестя, забирают французы. Вот так просто и буднично близкие люди оказываются по разные стороны баррикад. В скором времени Эмиль знакомится с американцем, который добровольцем приехал воевать на стороне французов, им движет месть. Германский барон разрушил его счастье, по его вине погибла его невеста и теперь он жаждет встречи с врагом. Также Эмилю будет помогать верный пёс, который очень часто используется в игре для решения головоломок.
Игра очаровывает с первых кадров, у неё есть яркий графический стиль, все фоны и персонажи отрисованы вручную в стилистике европейского комикса. Кстати, комикс по игре можно открыть за очки Uplay в меню игры. Поиграть нам дадут за каждого персонажа, у каждого есть свои особенности. Эмиль своим поварским черпаком может зарываться под землю, Американец имеет в своем арсенале кусачки, чтобы резать колючую проволоку, Пёс может забираться в труднодоступные места и приносить хозяину нужные вещи, Сестра милосердия может поднять на ноги даже мёртвого, хотя для этого придется проходить мини-игры с использование QTE, а Карл, ну он просто Карл.
Повествование в игре делится на четыре главы. Каждая игровая сцена предваряется кратким историческим экскурсом, нам дают почитать заметки про интересные но малоизвестные факты об этой войне, с этого же экрана можно перейти на тематический сайт, посвященный истории вопроса. Все ключевые события войны нашли в игре свое отражение — окопная война, первые танки, пулеметы, газовые атаки — всё это было впервые мир никогда не знал такой жестокости, такой войны, которую проще сравнить с бойней нежели с рыцарским поединком. Когда война перестала быть элементом естественного отбора, когда трус получил возможность убивать тысячи людей нажатием одной кнопки — такую войну нельзя оправдать даже самыми благими намерениями. В этом нам предстоит убедиться взглянув на неё от 1 лица.
В качестве дополнительного развлечения нам предлагают собирать разбросанные по уровням коллекционные предметы, в общей сложности их около сотни, ну находятся они без особых проблем, хотя я не ставил целью их все собрать, но почти получилось. В плане геймплея игре все же не хватает разнообразия, все головоломки обычно строятся на том, чтобы найти какой-то предмет, метко бросить его в нужную точку и продвинуться дальше, либо заюзать собаку, которая может пролезть в узкую щель. Небольшое разнообразие вносят эпизоды с участием медсестры, где появляются QTE на лечение раненых и миссии на автомобиле, когда нужно уходить от погони. Хотя в игре есть даже парочка боссфайтов, где нам нужно сражаться с коварным бароном, но там все заточено на скорость и меткость бросания динамита в определенные точки, можно было и поинтереснее чего выдумать.
В целом игра заточена на прохождение залпом, за один вечер, в принципе потратить на неё часов 5-6 свободного времени несложно. Если бы геймплей был более разнообразным, то игра вполне могла претендовать на звание шедевра, но и при имеющемся раскладе она вышла просто замечательной. История действительно постоянно подкидывает неиллюзорной драмы, персонажи вызывают сопереживание, за них болеешь, хочешь, чтобы все они благополучно дожили до конца войны. Короче, рекомендовать её можно всем без исключения, можно даже с детьми в неё играть, удовольствие от хорошей истории гарантировано.
Для каждого любителя глобальных стратегий нет ничего более увлекательного, чем следить за тем, как из одного города возникает метрополия, из небольшой заурядной страны — могущественная империя, постепенно покрывающая собой всю карту мира. Идеальным же местом для развития собственной цивилизации является космос — там нет никаких барьеров и ограничителей, Вселенная бесконечна, в ней триллионы звёзд и планет, и каждый новый шаг может принести невероятные открытия — встречу с носителями иного разума, непостижимые артефакты, раскрытие тайн мироздания… Именно такой опыт предлагает нам стратегия Endless Space.
Немного ЛОРа для начала. В незапамятные времена в Галактике, где происходит действие игры, безраздельно господствовала цивилизация Вечных. Тысячелетия спустя от их могущества остался лишь Прах — ценный ресурс, дарующий могущество своим обладателям, это, кстати, основная валюта в игре. Однако свято место пусто не бывает и в космос уже стремятся новые расы, в игре их восемь, каждая имеет свои сильные и слабые стороны, предпочтения в методах достижения глобальной победы. Эти разумные существа непохожи друг на друга, здесь мы встретим как людей, так и, к примеру, расу разумных кристаллов, но выбор сотрудничать или воевать предстоит сделать каждому.
Существенным минусом для меня стало отсутствие в игре кампании, только режим свободной игры. Изначально мы можем выбрать свою расу, установить размеры и возраст Галактики, выбрать соперников и настроить прочие параметры, влияющие на сложность и длительность предстоящей партии. Для тех, кто играл в Цивилизацию сложностей с освоением особых не будет — в начале нам дают одну звездную систему, корабль-колонию и разведчика. Что делать дальше — ежу понятно, колонизируем ближайшие системы, исследуем окрестности, с каждым ходом увеличиваем свои территории, финансы, научные познания. Научный прогресс — важный элемент игры. Здесь он представлен в виде колеса, разбитого на четыре сектора — военные, промышленные, экономические и дипломатические технологии. Исследовать можно в любой последовательности, в любом из четырех секторов, но акцент делаем на то, что может привести нас к желанному типу победы — экономическому, территориальному, военному и т.д.
Исследование и колонизация космоса, развитие науки — всё это важно, но от боевых действий уклониться вряд ли удастся, если не нападут соседи, то космические пираты в покое уж точно не оставят. Сражения здесь проводятся как в ручном режиме, так и методом авторасчета, который строится на принципе камень-ножницы-бумага. Управлять флотом самому вам вскоре надоест и 99% баталий будут проходить в автоматическом режиме, я гарантирую это. Воевать мне здесь не особо понравилось, благо игра не про это совсем. Ещё один элемент, который, как мне кажется, на любителя — конструктор кораблей. Открывая новые технологии, мы получаем возможность ставить на свои звездолеты новое вооружение, щиты, двигатели. Хочешь не хочешь, а делать это придется, новые юниты автоматически не появляются в меню постройки, только создаются игроком через конструктор. Лично мне не улыбается по полчаса раздумывать над тем, поставить ли на новый крейсер побольше ракет, пожертвовав щитами, или вообще сделать упор на мощные лазеры. Мне не вкатило, но это дело вкуса, по большому счету.
Ещё у нас имеется академия, в которой через определенное количество ходов появляются герои. Их можно назначать губернаторами в звездные системы или приписывать к одному из боевых флотов, тут смотрим на их врожденные таланты. По ходу игры они автоматически прокачиваются, получают уровни, с каждым уровнем можно выбрать своему герою новый перк, дающий определенные бонусы, военные или экономические соответственно. Ещё мне понравилась фишка с терраформированием планет — при наличии соответствующей технологии можно изменить ландшафт любой планеты — скажем из засушливой пустыни сделать газовый гигант. Каждый тип планет для чего-то да нужен — на одних производится Прах, на других строятся научные базы или фабрики-заводы. Вот здесь включается элемент точной настройки, глобального планирования развития своей цивилизации.
Почти в каждой звездной системе можно найти ценные ресурсы, их можно использовать на продажу или в качестве сырья для своих фабрик. Однако увидим мы их только после того, как откроем соответствующую технологию, ну что же — логично. Однако, самое главное, чем привлекает эта игра — настоящий дух приключений, первооткрывательства. Приближаясь к очередной звездной системе всякий раз предвкушаешь, что там обнаружишь — руины Вечных, какие-то таинственные артефакты или же очень нужный ресурс. Случайные события, которые игра выдает по ходу партии, также интересны и порой добавляют остроты происходящему. Внешне игра выглядит симпатично даже по сегодняшним меркам, графика приличная, глаз не режет, хотя адепты некстгена наверняка брезгливо поморщатся. Сам процесс затягивает, не раз бывало, что заходя в игру на пару часиков вечерком я приходил в себя только посреди ночи, когда уже чуть на засыпаешь в кресле. Ко всему сказанному стоит добавить, что в 2017 вышла вторая часть этой стратегии, за неё ничего сказать не могу, ибо не пробовал пока, но отзывы слышал сугубо положительные, так что при возможности постараюсь продолжить знакомство с этой серией.