Термин Чужой

Термин «Чужой»

«Кто-то страшный к нам идёт…»

Р. Брэдбери


Чужой — агрессивный инопланетный организм, вторгшийся в среду обитания земной жизни. Чаще всего в качестве Чужого в фантастике выступает неразумное или обладающее ограниченной разумностью опасное животное.

Происхождение понятия «Чужой» уходит корнями в историю — исторически было принято называть «чужими» любые атрибуты иной культуры, выходящие за пределы привычных представлений. Пришлого человека обычно называли «чужаком». В XX веке это понятие распространилось на предполагаемых обитателей космоса (например, рассказы А. Волкова «Чужие» и Б. Циммермана «Чужая жизнь»). Типичное слово, обозначающее пришельца, в русском языке — «инопланетянин», т.е. обитатель иной (другой, чужой) планеты.

В фантастике данное обозначение напрямую связано с фильмом «Чужой» (англ. «Alien») американского режиссёра Р. Скотта, вышедшим на экран в 1979 году. Опасное инопланетное чудовище, обладающее агрессивным поведением и оригинальным обликом, произвело на мировую общественность настолько глубокое пугающее впечатление, что символическое название этого существа с тех пор прочно вошло в обиход авторов и любителей фантастики, став нарицательным. Понятие «Чужой» быстро превратилось в архетип космобоевиков и хоррора. Впрочем, сама литературная идея опасного инопланетного организма, нападающего на землян, имеет в фантастике достаточно глубокие традиции, идущие от романа Г. Уэллса «Война миров» и рассказа «Цветение необыкновенной орхидеи», романа Г. Лавкрафта «Хребты безумия», повести Дж. Кемпбелла «Кто ты?», рассказа А. Ван Вогта «Чёрный разрушитель», рассказа К.Э. Смита «Склепы Йох-Вомбиса» и т.п. Тем не менее, происхождение Чужого необходимо искать ещё глубже — литературным прототипом инопланетного монстра следует считать мифологического вампира (упыря), таинственное злое существо, нападающее на людей и поедающее человеческую плоть (пьющее кровь). На это указывают людоедские наклонности инопланетян, описанных в ранней фантастике — чуждое невидимое существо из рассказа Мопассана «Орля» (1887) выпивало жизненные силы героя, марсиане Уэллса из «Войны миров» (1897), к примеру, также употребляли человеческую кровь; обитатели Марса дилогии Г. Леружа «Война вампиров» (1908) почти поголовно были вампирами. Уже в первой половине XX века в фантастической литературе, посвящённой космосу, старый образ вампира прочно соединился с относительно новым типажом инопланетного чудовища — данная трансформация хорошо прослеживается в рассказе К.Э. Смита «Зверь Аверуана» (1933).

---

В широком смысле в качестве Чужих понимается весь спектр живых организмов, имеющих внеземное происхождение и представляющих опасность для человека (иногда — для гуманоидов или любых разумных инопланетян): животные, растения, микробы и другие объекты инопланетной биосферы.

Примечание. Исключением в этом списке будут разумные представители инопланетной жизни, имеющие собственное сложившееся обозначение — пришельцы. Необходимо отделять «Чужого» от «пришельца-агрессора» — если первый ведёт себя подобно животному и физически нападает на людей, убивая их с помощью мускульной силы, зубов или других биологических особенностей (например, разрушая клетки мозга или заражая человеческий организм), то пришелец-захватчик, как правило, разумен и действует техническими методами, организуя настоящую войну (применяет против людей оружие или подавляет сопротивление иным техническим способом). Таким образом, агрессия инопланетных цивилизаций (см. вторжение пришельцев) в фантастике отделяется от агрессии отдельных неразумных организмов.

Столкновение с Чужим может происходить по-разному — от нападения паразита, подстерегающего космонавтов на далёкой, неизведанной планете, до схватки с инопланетным хищником, стремящимся съесть всё человечество прямо на Земле. В отдельных случаях Чужой может иметь совершенно экзотический облик или являться конгломератом существ (быть опасной для человека биосистемой).

Так, в рассказе Дж. Шмица «Дедушка» земляне из-за собственной беспечности были атакованы враждебно настроенным растением-аборигеном. В романе Р. Уилсона «Биос» землянам враждебна вся биосфера планеты Исис, но в первую очередь — микроорганизмы. Персонажи цикла Д. Абрахама и Т. Фрэнка «Пространство» сталкиваются с глобальным проявлением космической жизни — опасной и могущественной Протомолекулой, способной перестраивать целые планеты. В повести К. Булычева «День рождения Алисы» зоологи отправляются в космическую экспедицию, где ловят инопланетных зверей, рискуя столкнуться с агрессивными животными (несмотря на общий оптимистический тон произведения, мотив опасной космической жизни чётко прослеживается в главах «Кустики» и «Пропали головасты»).

Образ Чужого в фантастике многолик. Это может быть организм гуманоидного типа, зверообразное существо, аналог какого-либо земного паразита (например, личинки насекомого), бесструктурное скопление клеток и даже невидимая и неощутимая сущность. Наиболее часто авторы, копируя оригинальный образ из фильма, останавливаются именно на описании гуманоидного чудовища. Реже встречается зооморфный (похожий на животное) Чужой, который может быть бесформенным, либо иметь негуманоидное строение (червь, насекомое, медуза и т.п.), произвольный размер и способность к маскировке. Ещё более редкая форма Чужого — растение, гриб, микроорганизм или существо неустановленной природы. Совсем редко Чужой вовсе не имеет материальной сущности — он действует не как прямая угроза для людей, а как фактор, меняющий привычные условия жизни, что приводит к угнетению земной цивилизации (например, чужаки подавляют электро-магнитное излучение, лишая человечество электричества и связи).

Характерным примером зооморфного Чужого следует считать инопланетного монстра из рассказа А. Ван Вогта «Этюд в алых тонах», который истребляет экипаж земного исследовательского корабля. Довольно типичными представителями Чужих являются существа-паразиты обозначаемые в игровой вселенной «Halo» как «Потоп» — они захватывают контроль над нервной системой разумных видов, постепенно становясь конгломератом различных живых существ. Насекомоподобный чужак, порабощающий волю животных и людей, фигурирует в повести Р. Шекли «Поединок разумов». Чужой-растение описан в рассказе К.Э. Смита «Семена из склепа» или у Х. Эллисона «Даже нечем подкрепиться». Бесформенных Чужих использовал Г. Лавкрафт — шогготы в «Хребтах безумия» или таинственное существо из колодца в рассказе «Цвет из иных миров». Наконец, Чужой-микроорганизм показан в классическом романе М. Крайтона «Штамм «Андромеда». Космическая форма Чужих, питающихся электромагнитными возмущениями, придумана Ф. Брауном в рассказе «Волновики». «Предтечи» из цикла А. Ливадного «Экспансия. История Галактики» — древние неразумные обитатели космического пространства, питаются любой материей и также не имеют формы.


Насекомоподобный Чужой

Чужой всегда несёт определённые черты, выделяющие его как особый литературный объект (архетип), задающий тип произведения и формирующий сюжет:

    1) Отсутствие признаков цивилизованности, разумности — инопланетное существо, как правило, не использует технические устройства и не обладает атрибутами культуры, обычно руководствуется простыми инстинктами. Иногда может обладать подобием разума или ограничено использовать некоторые инструменты, технологии.

    2) Влияние на человека или земную жизнь — чуждый организм способен питаться представителями земной биоты или вступать в иные экологические связи с земными организмами. Или же он может воздействовать на условия обитания аборигенных организмов, на экосистемы в целом. Земная биология совместима с потребностями инопланетного «гостя». В редких случаях Чужой связан не с биологией, а с какими-то физическими или химическими параметрами Земли или привычной нам среды обитания — воздухом, металлом, электричеством и т.п.

    3) Негативное воздействие — появление Чужого отрицательно сказывается на людях или представителях земной биосферы. Он напрямую уничтожает земные организмы или создаёт негативные условия для их существования.

    4) Чуждость — чужеродный организм появляется извне: из отдалённых эпох, из иных измерений, из дальнего космоса, из недр Земли, или пучины моря, или даже возникает как искусственный продукт чуждой цивилизации. Он должен быть противопоставлен привычному укладу вещей, разрушая его как одним присутствием (создавая атмосферу вторжения), так и действиями (проявляя несовместимость, невозможность сосуществования).

    5) Сверхвозможности — Чужой обязательно в чём-то превосходит человека (или разумных существ вообще). Он способен победить в противостоянии не только рядовых представителей человечества, но и подготовленных солдат, каким-то образом нейтрализуя или обходя все достижения технической цивилизации. Обычно Чужой оказывается существенно сильнее, быстрее и ловче любого человека, к этому набору часто добавляется способности к мимикрии, к регенерации, к полёту, к гипнозу, прочная кожа, сверхразвитые органы чувств, ядовитость и проч.

    6) Контакт и конфликт (признак относится уже не к самому Чужому, а к направлению фантастики, повествующей о столкновении с инопланетной угрозой) — сюжет о Чужом практически невозможен без прямого столкновения человека (или другого представителя земной жизни) и инопланетного агрессора. Данный признак всегда характеризуется борьбой между сторонами, вступившими в контакт. Реже человек играет заведомо подчинённую роль, проявляя лишь недовольство сложившимся после конфликта положением или занимая выжидательную позицию.

Примечание. Инопланетные организмы, не проявляющие агрессии по отношению к человеку, в отдельных случаях тоже могут быть названы «Чужими», но чаще всего авторы фантастики разносят внеземную жизнь по разным категориям, чётко отличая её по степени опасности, вкладывая в понятие «Чужой» совершенно определённое значение.

Выделим основные типы сюжетных направлений, для которых характерен конфликт с Чужим:

  1. Проникновение Чужого на Землю — наиболее рядовой сюжет, отпочковывающийся от классического романа Уэллса. Инициатива принадлежит Чужому — именно его поступки определяют ход событий. Действие происходит на поверхности Земли или иной землеподобной планеты, населённой людьми. Сюжет отражает страх перед космическим пространством, проявлениями чуждой жизни, тревогу по отношению к могущественным силам природы. Обычно повествование сводится к описанию наступившего хаоса, многочисленных жертв катастрофы и лихорадочных поисков спасения. Пессимистические произведения тяготеют к жанру постапокалипсиса, оптимистические отражают торжество человеческого вида. Подобное вторжение фигурирует в рассказах Г. Лавкрафта «Цвет из иных миров», Р. Шекли «Пиявка» и Ф. Дика «Отец-двойник».

  2. Проникновение Чужого в окрестности Земли или в населённый космос — развитый и более разнообразный в деталях вариант предыдущего сюжета. Отличается от него масштабом происходящих событий — действие обычно начинается с дальних форпостов человечества в Солнечной системе и постепенно переходит на поверхность материнской планеты. Чужой, как и в предыдущей группе сюжетов, занимает активную позицию, атакуя людей. Сюжет хорошо отражён в рассказе Ф. Брауна «Волновики» или в повестях К. Булычева «День рождения Алисы», Г. Смита «Космическая чума».

  3. Атака паразитов мозга/сознания — вариация на тему популярнейшего сюжета о вторжении невидимых или неуловимых пришельцев, тайно захватывающих человеческий мозг — например, «Зловещий барьер» Ф. Рассела. С той лишь разницей, что паразиты неразумны. Активная роль может принадлежать героям-людям (поиск или расследование), затем переходит к Чужому, превращая людей в жертвы или борцов. Истоки следует искать в средневековых рассказах об одержимости духами или дьяволом. Прослеживается в произведениях К.Э. Смита «Склепы Йох-Вомбиса», А. Азимова «Хозяйка», К. Уилсона «Паразиты сознания», С. Волкова «Ледяная симфония». В компьютерной игре «Half-Life» присутствуют т.н. хедкрабы — неразумные существа, поражающие спинной и головной мозг человека, чтобы позднее использовать мёртвое тело как источник пищи и средство передвижения.

  4. Столкновение людей с агрессивным организмом на отдалённой планете — самый частый, можно сказать, «классический», сюжет о Чужом; активная роль принадлежит людям, позднее переходит к монстру. Данный сюжет ведёт своё начало от древних мифов про далёкие, таинственные земли, населённые ужасными существами. Так, Персей, совершив путешествие, вступает в поединок с чудовищной Медузой Горгоной, а Одиссей и Ясон в своих странствиях подверглись нападению монстров по имени Сцилла и Харибда. Сюжет не был особенно популярен, но бытовал в мистике и фантастике постоянно — например, Ф. Аткинс «Краб Газенцио», Г. Ольшанский «Лесной спрут». По мере изучения Земли — с «исчезновением» экзотических стран и континентов — литераторы постепенно начали переносить обиталище монстра во всё ещё таинственный космос, что и дало толчок к инопланетной вариации сюжета. В современной фантастике данный тип сюжета представлен очень широко — от рассказа А. Ван Вогта «Усыпальница зверя» до новеллизации А. Дина Фостера «Чужой».

  5. Случайный занос инопланетного организма на космический корабль (станцию) — распространённый вариант сюжета о Чужом. Обычно является развитием истории о контакте на отдалённой планете, но имеет некоторые отличия: события происходят в ограниченном пространстве, а Чужой, как правило, ведёт себя скрытно, пытаясь незаметно проникнуть в населённое людьми место; активная роль может в равной степени принадлежать как людям, так и Чужому. В целом, сюжет позволяет отрепетировать проникновение Чужого на Землю.

    Истоки следует искать в популярных рассказах конца XIX — начала XX веков, повествующих о существах-убийцах, поселяющихся на морских судах, в квартирах путешественников или призванных адептами оккультных сил. Обычно человек приносит с собой некий предмет, связанный с монстром — таинственный амулет, окаменелость, семя (яйцо), либо драгоценность. После чего в помещении начинаются странности, таинственный убийца атакует обитателей дома или команду морского судна. В качестве примера можно привести рассказы К. Дойла «Номер 249», Б. Пейна «Серая кошка» и Дж. Кольера «Зелёные мысли». Возможно, свою долю влияния в формирование данного типа историй оказали классические мистические рассказы о потревоженных в усыпальнице вампирах, преследующих неосторожного человека, ограбившего склеп, требуя отдать унесённую вещь. В более поздних произведениях космос заменил море, таинственный предмет стал внеземным артефактом или яйцом инопланетного организма, а вампир превратился в Чужого.

    В современной фантастике данная группа сюжетов представлена широко и разнообразно: Г. Франке «Паразит поневоле», Стругацкие «Чрезвычайное происшествие», Ю. Шпаков «Корабль остается на орбите», Б. Шоу «Встреча на Прайле», В. Михановский «Зелёное облако».

  6. Агрессивное нападение инопланетного животного на космические объекты или поселения землян — происхождение данного сюжета можно увязать с рассказами о нападении таинственных морских существ на корабли; активная роль здесь исключительно у Чужого, люди выступают жертвами. Например, греческие мифы повествуют о Сиренах — существах, похищающих моряков с кораблей посредством гипнотического голоса. Также бытуют истории о Кракене — ужасном морском головоногом, утаскивающем людей с палубы при помощи щупалец. Ранним вариантом историй о нападении чудовищ в фантастике послужили рассказы подобные уэллсовским «Морским пиратам» или «The Song of the Sirens» Э. Уайта. Позднее монстр стал приобретать всё более таинственные черты — например, Лавкрафт «Ужасный случай в Мартинз-бич», пока не обрёл современный вид — А. Ван Вогт «Этюд в алых тонах».

  7. Биологическое оружие — относительно редкая и новая группа сюжетов, где Чужие являются искусственными существами, выведенными инопланетянами для биологической войны; активная роль у Чужого, человек выступает жертвой. Данная группа сюжетов связана с желанием авторов усложнить природу инопланетной агрессии, проведя аналогии с вторжением европейцев в Америку, когда эпидемии болезней сопутствовали наступлению вооружённых захватчиков. Именно в этом ракурсе рассмотрена тема вторжения пришельцев в романе Г. Гаррисона «Чума из космоса», где болезнь призвана уничтожить землян. Инопланетные микроорганизмы, лишённые разума солдаты-хищники или паразиты могут присутствовать на страницах фантастических произведений в качестве полевого биологического оружия — например, солдаты арахнидов из романа Р. Хайнлайна «Звёздный десант». Наконец, отдельные искусственные или уникальные природные организмы могут быть использованы в качестве ручного оружия для прямого уничтожения врагов в бою: в компьютерной игре «Half-Life» можно увидеть органическое оружие «ручной улей», представляющее собой гнездо опасных инопланетных мух, которые постоянно размножаются внутри улья и служат снарядами для стрельбы.

  8. Вынужденное взаимодействие — очень редко авторы фантастики рассматривают столкновение с Чужим как попадание человека в инопланетную экосистему. В таком сюжете люди вынужденно оказываются вовлечены во взаимодействие с чуждыми организмами. Активная роль принадлежит Чужому, который в данном случае обычно является спасителем, человек выступает не жертвой, а симбионтом или спасённым персонажем. Так, в рассказе Х. Эллисона «Даже нечем подкрепиться» космонавт, потерпевший крушение, вынужден подселить на своё лицо инопланетный цветок, чтобы иметь возможность дышать. В рассказе Дж. Уильямса «Хищник» таинственный инопланетный зверь нападает на членов экспедиции, чтобы уберечь их от грозящей опасности. Данный сюжет относительно нов и отражает желание фантастов выйти из привычной плоскости отношений с инопланетянами «хороший-плохой» через показ нетипичной «подлинно инопланетной» связи между живыми существами или для формирования положительного образа инопланетян.

  9. Пародия — сюжет появился как ответ-протест на многочисленные однообразные произведения о Чужом. Засилье фильмов и книг на тему ужасных инопланетных монстров вызвало к жизни фантастические истории-пародии юмористического толка, обычно с сексуальным оттенком. Например, Х. Эллисон «Ночная жизнь на Киссальде» или Г.Л. Олди «Чужой среди своих».

---

В более узком смысле Чужой понимается только как крупное животное или полуразумное существо, представляющее опасность для землян или близких к ним гуманоидов. Такой Чужой обязательно является порождением космоса и чаще всего фигурирует именно в космохорроре как типовой монстр.


Зубастик в своём полном облике

Чужой, как правило, питается разумными существами (является людоедом) и/или паразитирует на людях (иногда на любых крупных млекопитающих). По традиции такое существо имеет значительные размеры (не меньше человека), устрашающий облик, агрессивное поведение, может издавать пугающие звуки, воздействовать на волю, физиологию или разум человека. Именно таким монстрами показаны персонажи популярного комедийного фильма-хоррора «Зубастики».

---

Иногда при нападении или воздействии Чужого появляются «Изменённые» или «Заражённые» — люди (представители иных разумных видов), подвергшиеся направленному или случайному вмешательству в работу их организма. Чаще всего такой человек, проходя через мутацию или иной способ перестройки организма, меняет облик, поведение и внутренне строение, начиная содействовать Чужому в его целях. Изменения могут быть как положительными, так и отрицательными, нередко Изменённый приобретает отдельные черты Чужого, но сохраняет часть человеческих способностей. Несложно заметить, что подобная трансформация жертвы явно унаследована от более раннего прототипа — вампира. В обоих случаях человек, укушенный (поражённый) монстром, претерпевает изменения, в той или иной степени становясь его подобием.


«Изменённая» Сара Керриган

Одним из самых известных Изменённых является Сара Керриган, персонаж компьютерной игры «Star Craft», — солдат человеческой цивилизации, мутировавший под действием особого вируса инопланетных существ — зергов. Зерги, оценив врождённые качества пленницы, специально изменили организм женщины, включив её в кастовую структуру своего сообщества (Роя) в качестве командира-помощника. Однако, в фантастике есть и более ранние примеры появления Изменённых. Так, наиболее радикальной перестройке подвергаются земляне, попробовавшие мяса инопланетных животных в рассказе К. Саймака «Упасть замертво». Съеденные корни инопланетного растения приводят к переходу на особую стадию развития, недоступную большинству людей, в романе Л. Нивена «Защитник».

Примечание. «Изменённого» не следует путать с «Экзотом» (человек или гуманоид, изменившийся под воздействием физических факторов космоса или иных планет).

Терминология и канон употребления русскоязычных обозначений Чужого пока не устоялись, поэтому отечественные авторы НФ по своему усмотрению пользуются разнообразными синонимами: ксенобионты, ксеноморфы, ксеноиды, алиены, иные, чужаки и т.п.

Наука, изучающая инопланетные организмы, также имеет ряд обозначений, применение которых ещё не устоялось: астробиология, космобиология, ксенобиология, экзобиология.

Изображения для статьи взяты из сети Интернет (свободный доступ).


© Бабичев Н. для fantlab



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Чужой / Alien  [= Первая война лейтенанта Рипли] (1979) [экипаж земного звездолёта, прилетев на сигнал SOS, сталкивается с агрессивным инопланетным организмом] // Автор: Алан Дин Фостер  
7.69 (670)
-
18 отз.
  •   Чужие / Aliens  [= Вторая война лейтенанта Рипли] (1986) [группа солдат отправляется на помощь космической колонии, где сталкивается с опасными инопланетными существами] // Автор: Алан Дин Фостер  
7.85 (473)
-
9 отз.
  •   Чужой 3 / Alien 3  [= Третья война лейтенанта Рипли] (1992) [в космическую тюрьму проникает инопланетное чудовище] // Автор: Алан Дин Фостер  
7.18 (420)
-
7 отз.

Повести

  •   Чужой среди своих (2000) [юмористическое описание первого контакта Чужого с людьми] // Автор: Генри Лайон Олди  
6.76 (230)
-
15 отз.

Рассказы

  •   Цвет из иных миров / The Colour Out of Space  [= Сияние извне; Космический цвет; Нездешний цвет; Цвет иного мира] (1927) [инопланетное существо воздействует на земную жизнь] // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
8.51 (1530)
-
55 отз.
  •   Склепы Йох-Вомбиса / The Vaults of Yoh-Vombis  [= The Vaults of Abomi] (1932) [группа авантюристов сталкивается с существом-мозгоедом в марсианских катакомбах] // Автор: Кларк Эштон Смит  
8.02 (259)
-
9 отз.
  •   Зверь Аверуана / The Beast of Averoigne  [= Зверь Аверуани; Авероньский зверь; Аверуанский зверь] (1933) [инопланетное чудовище вторгается на Землю] // Автор: Кларк Эштон Смит  
7.48 (203)
-
7 отз.
  •   Этюд в алых тонах / Discord in Scarlet (1939) [чудовище из космоса проникает на земной корабль и начинает уничтожать экипаж] // Автор: Альфред Ван Вогт  
7.61 (189)
-
4 отз.
  •   Усыпальница зверя / Vault of the Beast  [= Склеп; Склеп Зверя; Усыпальница зверя; Четвёртый вид: Мультиморфное чудовище. Усыпальница чудовища] (1940) [авантюристы вскрывают гробницу инопланетного чудовища] // Автор: Альфред Ван Вогт  
6.74 (123)
-
8 отз.
  •   Волновики / The Waveries (1945) [космическая форма жизни, питающаяся электромагнитным излучением, изменяет ход прогресса земной цивилизации] // Автор: Фредерик Браун  
7.61 (426)
-
15 отз.
  •   Хозяйка / Hostess (1951) [человечество поголовно заражено инопланетным паразитом мозга] // Автор: Айзек Азимов  
8.06 (352)
-
19 отз.
  •   Пиявка / The Leech [под псевдонимом Phillips Barbee] (1952) [инопланетное существо поглощает любую земную материю] // Автор: Роберт Шекли  
8.21 (1202)
-
48 отз.
  •   Колония / Colony (1953) [инопланетные существа имитируют форму предметов и атакуют землян] // Автор: Филип Дик  
7.87 (840)
-
31 отз.
  •   Отец-двойник / The Father-Thing  [= Вроде-как-папа; Притворяха] (1954) [инопланетный паразит проникает на Землю, подменяя людей их копиями] // Автор: Филип Дик  
7.22 (433)
-
18 отз.
  •   Дедушка / Grandpa (1955) [инопланетное растение нападает на группу учёных] // Автор: Джеймс Шмиц  
7.67 (219)
-
11 отз.
  •   Всегда / Always (1956) [нападение инопланетного организма, читающего мысли] // Автор: Роберт Силверберг  
7.17 (6)
-
1 отз.
6.86 (112)
-
2 отз.
7.60 (1217)
-
26 отз.
  •   Корабль остается на орбите (1965) [инопланетная форма жизни поселяется на космическом корабле и начинает разрушать материалы, из которых он состоит] // Автор: Юрий Шпаков  
7.00 (23)
-
  •   Циклоп / Cyclops (1965) [существо из космоса поселяется на земном космическом корабле] // Автор: Фриц Лейбер  
7.34 (41)
-
2 отз.
7.35 (216)
-
7 отз.
  •   Зелёное облако (1991) [нападение инопланетного организма на космический корабль] // Автор: Владимир Михановский  
4.78 (18)
-
2 отз.
  •   Ледяная симфония (2013) [неизвестный микроорганизм захватывает тела погибших живых существ на дне антарктической шахты] // Автор: Сергей Волков  
7.07 (54)
-
4 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Нечто / The Thing from Another World (США, 1951) [антарктическая экспедиция подвергается нападению инопланетного чудовища, копирующего внешность людей] // Режиссёр: Кристиан Найби, Ховард Хоукс  
  •   Ковчег в космосе / The Ark in Space (Великобритания, 1975) [на экипаж корабля нападают гигантские слизни, способные превращать людей в себе подобных] // Режиссёр: Родни Беннетт  
  •   Чужой / Alien (США, Великобритания, 1979) [земной корабль, получив сигнал SOS, опускается на планету, где сталкивается с агрессивным инопланетным организмом] // Режиссёр: Ридли Скотт  
  •   Зубастики / Critters (США, 1986) [на Землю из космоса проникают ужасные существа-убийцы] // Режиссёр: Стивен Херек  
  •   Чужие / Aliens (США, Великобритания, 1986) [подразделение солдат отправляется на помощь внеземной колонии, переставшей выходить на связь, и обнаруживает инопланетных чудовищ] // Режиссёр: Джеймс Кэмерон  
  •   Чужой 3 / Alien³ (США, 1992) [инопланетное чудовище проникает на планету-тюрьму] // Режиссёр: Дэвид Финчер  
⇑ Наверх