Филип Дик «Колония»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Шесть месяцев назад разведывательный корабль открыл Голубую планету. Планета-сказка, планета-рай: бескрайние леса и холмы, зелёные склоны оживляются бесчисленными цветами и лианами; водопады и висячие мхи; фруктовые деревья, акры цветов, озёра. Вообще нет вредных форм жизни: ни болезнетворных микробов, ни вшей, ни мух, ни крыс!
Исследования подходили к концу, когда случилось ЧП: на майора Лоуренса Холла напал… его микроскоп и попытался задушить. И это было только начало…
Впервые опубликован в «Galaxy» в июне 1953.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, June 1953», 1953 г.
— сборник «A Handful of Darkness», 1955 г.
— антологию «Enfers et paradis de l'espace», 1973 г.
— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.
— сборник «Король эльфов», 1987 г.
— журнал «Если 1992'4», 1992 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— журнал «Солярис 1992'4», 1992 г.
— журнал «Смена № 2, 1998», 1998 г.
— антологию «Созвездие Льва», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной рассказ (США, 1953) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 25 июня 2024 г.
И снова упомяну Кинга. Рассказ действительно не совсем типичен для Дика, отдает хорошим таким хоррором, и из всего сборника ближе всего, пожалуй, к «Любопытствующим». В сотый раз упомяну техническую наивность происходящего — обосновать существование простейших, обладающих такими возможностями — и не дать абсолютно никаких способов их обнаружения — это перебор. Честное слово, уж майор-биолог по крайней мере несколько, помимо показанного, найти бы смог. Герои, на минуточку, планеты осваивают — а элементарнейших даже по временам самого Дика — приборов не имеют. Можно же было попробовать обследование в ИК, УФ и прочих невидимых спектрах, ультра и инфразвук, да черт знает что еще... Но тогда все пошло бы совершенно иначе. Ну и ляп с — как я понимаю — неведомо когда и как приземлившимся спасательным кораблем. Наверное, видеокамеры в далеком будущем тоже не изобретены.
И вот я сейчас совершенно не пытаюсь принизить талант Дика как фантаста или играть роль далекого от его творчества читателя. Нет. Я пытаюсь наглядно показать насколько все-таки именно в техническом плане Филип-наш-Киндред всегда был недальновиден, хоть это и добавляло порой некий шарм его работам. Все-таки сюр и трип у него выходили первостепенными. А более классическая научная фантастика — прихрамывала. И пусть это не только его недостаток, пусть рассказ хорош несмотря ни на что и обладает вполне себе щекочущим нервы настроением, не упомянуть недостатки я не смог.
Потому что как минимум в половине случаев именно из-за них экранизации работ Дика настолько далеки от оригинала.
Увы.
vorpol, 20 ноября 2023 г.
Не разделяю отзывы некоторых «комментаторов» которым не понравилась идея и подача.
Как по мне, расказ почти без изъянов — повествование бодрое, сюжет подается без провисаний, есть интрига. При всем этом, хотя рассказ был написан еще при Сталине (!), от него не веет нафталином как от многих подобных повествований — нет никаких деталей описания, которые безбожно устарели, как то суперкомпьютеры на перфокартах, ламповые межпланетные мониторы и т.п.
Ravina, 6 декабря 2021 г.
Очень понравилась идея рассказа! Но жаль, что он такой маленький, идея не раскрыта до конца. Об инопланетной форме жизни определëнно следовало рассказать подробнее. Понятно, конечно, что мы смотрим на ситуацию глазами персонажей-людей – а они не знают, с чем столкнулись, соответственно, и читателям остаëтся лишь догадываться. Видимо, автором так и задумано. Но это тот случай, когда недосказанность идëт во вред, т.к. пытаешься проанализировать, что прочитала – а концы с концами не сходятся. Или же просто невозможно понять логику инопланетян, уж слишком она своеобразна.)
amak2508, 19 августа 2018 г.
Непритязательная страшилка, рассчитанная на людей, совершенно не задумывающихся над текстом. Да, на первый взгляд она действительно выглядит эффектно, да и финал у неё вполне в духе голливудских фильмов ужасов 60х — 70х годов. А большей части читателей похоже ничего больше и не надо :).
Но если попытаться приглядеться к рассказу хотя бы чуть-чуть повнимательнее — боже, он же весь состоит из нелепостей и, даже, если сделать скидку на возможные авторские допущения, совершенно неправдоподобен. Начиная с субстанции (или жижи), которая сожрала на планете всё живое, но почему-то оставила в неприкосновенности весь её растительный мир, а затем то ли века, то ли тысячелетия, а то ли и миллионы лет не питалась ничем, поджидая доверчивых землян. Субстанции, которая после появления земной экспедиции стоически терпела, пока та не закончит свои исследования, и только потом принялась то микроскопом, то полотенцем, то ремнем, то ковриком в силу своих слабеньких сил безуспешно душить отдельных членов отряда (внимание, вопрос — зачем, да ещё так бездарно, если она всё равно в процессе питания запросто, чуть ли не мгновенно, растворяла органику, что потом не раз успешно и применяла на практике). И кончая созданием в нужный момент (!!!) точной копии земного крейсера, про который она просто ничего не знала.
И такие перлы можно найти практически на каждой странице произведения. И тут возникает самый интересный вопрос: что это — графомания? Или сознательная примитивизация написанного под людей с пониженным умственным развитием? :). Кстати, а почему рассказ называется «Колония»?. Ведь исследовательский отряд должен был только определить возможность создания колонии на планете....
Тиань, 4 августа 2014 г.
[p]Очень простой и очень грустный рассказ о многообразии форм жизни во Вселенной. Человечество — экспансивный вид. На своей планете мы привыкли считать себя главными и точно так же герои рассказа — космонавты-разведчики — ведут себя на планете чужой. Первая реакция офицера-исследователя на обнаружение новой формы жизни вот такая:
[p]Убить, а не признать планету обитаемой и продолжить поиски пригодных для колонизации свободных миров. Человек и на чужой планете хочет быть хозяином — вершителем судеб других живых существ. Когда же выясняется, что безопасность Земли требует самопожертвования, не все члены команды космических первопроходцев оказываются к этому готовы. Ценность собственной жизни представляется выше риска гибели множества сограждан.
[p]Но тот, кто первый предложил убить чужого, оказывается на высоте. Майор Холл не затевает споров, он просто воплощает в жизнь то решение, которое считает правильным. Когда земляне входят в космический корабль-убийцу, возникает уверенность, что Лоуренс Холл прекрасно знает, куда они идут. Но этого требует безопасность Земли. При этом вопрос, знал ли Холл, что перед ним корабль-имитатор, остается открытым. Читатель подозревает это сразу, сцена прибытия спасательного корабля буквально пронизана тревогой. Мысли же героя для нас закрыты.
[p]Поэтому финал приобретает вдвойне трагическое звучание. Холл пожертвовал собой и товарищами ради спасения Земли, но не факт, что прибывшая на планету настоящая спасательная команда улетит сразу. Весьма вероятно, что они попытаются провести разведывательный рейд, то есть Земля под угрозой. Жертва может быть напрасной.
[p]И еще один вопрос остается нераскрытым: на что же реагировала протоплазма Голубой Планеты? Что она такое? Хищник, пожирающий любую органику? Или особенный вид разумной жизни, защищающей себя? Последнее ведь тоже может быть, если предположить, что протоплазма реагировала на мысли людей и отвечала агрессией в действии на агрессию в помыслах. Превентивная защита.
[p]Много планов в этой простой истории, разные мысли она пробуждает. И главная из них: с чем ты идешь в космос, человек?
vam-1970, 29 января 2019 г.
Тема неприятия земного человечества инопланетной жизнью, но финал очень оригинален да и сам сюжет неповторим.Прекрасно написан, и фантазии автора позавидуешь.Выводы с рассказа- и мы бы не хотели, чтобы на Земле появились какие-то колонисты с чужой планеты. Но эти аборигены были вооружены эволюцией. А мы как?
mputnik, 12 июня 2021 г.
Экстравагантность, примитивизм и небрежность — как значимые параметры технологии создания чтива. При этом — никакого уничижения, уважаемый потенциальный читатель. Упаси, Господь.
ПримитивИЗМ — в данном конкретном случае — имеет ту же смысловую нагрузку, что и, к примеру, в искусстве — кубИЗМ, авангардИЗМ и все прочие «изм»-ы. Это — характеристика подхода, набора приёмов, мировосприятия — стиля, в конце концов. Это — то же самое, что кричал Остап Бендер когда его выволакивали с парохода: «Да, я вижу мир иначе! Но это ещё не повод!..». И — тем не менее. Экстравагантность, примитивизм и небрежность. На сих трёх китах покоится стилевая сущность подобных текстов.
Дело не в том, нравится ли это конкретно мне — или НЕ нравится. Просто во всём этом гораздо больше Эстрады, Буффонады и Позы, чем — собственно говоря — Фантастики. Величественный Алтарь Светлого Храма Фантастики — тупо используется в качестве Прилавка. И это… — эээ…, как бы это помягШе-то… Прискорбно сие, братья и сёстры
deepnight79, 5 марта 2019 г.
Ужастык. Более того, Космыческий ужастык. «На несчастных космонавтов нападает Мойдодыр — умывальников начальник и мочалок командир». Дик в своем репертуаре – совершенно не фильтрует идеи, не задумываясь, хорошие они, так себе, или совсем не годятся. Смело выкладывает на бумагу любую чушь, какая придет в голову, беря рубежи количеством, не оглядываясь на качество – авось выстрелит. Чтение раннего Дика напоминает копание в куче мусора – порой удается наткнуться на радиодетали с содержанием драгметаллов (иногда даже очень приличным – «Вторая Модель», «Старуха С Печеньками», «Фостер, ты мертв!»); чаще – нет.
Gourmand, 29 декабря 2014 г.
Простоватый рассказ о мимикрии. Традиционно для Дика небрежный. Концовка — просто вершина нелепостей и несуразиц.
Про голых понравилось. Смешно. Ой, заберите нас с планеты, только мы нагишом будем, так что вы отвернитесь. Прикол. Таким стыдливым не в космос надо летать, а в монахи податься.
И на перевод не сошлёшься. Два перевода прочитал. Особой разницы нет.
А как тревогу объявляли? Это ж детский сад какой-то.
Ну нет просто слов.
Что хотел сказать автор? Да немудрёная мысль. Туристы всё загадят, планеты надо оставить в покое, у них тут заповедник. А чем закончил?
Напугать хотел, чтобы не трогали неизвестное? Ага, щас. Простите, автор, но мы будем идти вперёд, открывать новые миры, встречаться с неизведанным и преодолевать опасности. А Вы, милый Дик, ситиде нагишом у себя в домике и бойтесь полотенцев и тапочек.
Mendax, 4 марта 2018 г.
Понимаю скепсис местных умудрённых сединами фантастоведов, но лично мне рассказ очень понравился)
Старый хороняка Ф. Дик, как всегда просто и небрежно сваял почти что шедевр. Сюжет на первый взгляд нелепый и безумный, но кто знает, вдруг таки настанет тот день когда мимо планеты Земля пролетит комета с посланцами Голубой Планеты, после чего предметы оживут и станут убивать людей. Бррр. Жуть)
Muzzy29, 28 декабря 2016 г.
Простенький рассказ.
Это история о том, с какими неожиданностями человек может столкнуться во время освоения неизвестных планет. Даже если на первый взгляд планета необитаемая...
Не хватило вычурности этому рассказу, например в более поздних произведениях того же Дика этого с излишком... За что его и люблю)
Плюс рассказ объективно устарел, как по мне, многие фантасты развили эту идею более впечатляюще!
Прочесть стоит для фанатов творчества Дика
Oleh_Gladky, 14 февраля 2016 г.
За идею рассказа хочется поставить самый высокий балл, чувствуется, что Дик это неординарная личность с нетипичным образом мышления.
Полбалла стоит отнять за подачу, немного не раскрыты основные идеи, хотя возможно автор оставил место читателям для размышлений.
Еще полтора балла необходимо снять за достаточно примитивный текст, не хватает разнообразия, уж слишком все просто написано, до Достоевского или Лема раннему Филипу Дику, конечно, далековато.
artem-sailer, 18 августа 2015 г.
Написано довольно примитивно и угловато. Может, конечно, перевод такой, но ознакомившись с несколькими рассказами Дика, скорее поверю, что это особенность автора.
Герои — никакие, действуют шаблонно и разговаривают общими фразами. Идея — так себе, лежит на поверхности: инопланетный разум, способный мимикрировать под любой предмет обихода, вплоть до космического корабля (думаю, не особо заспойлерил, так как исход рассказа предсказуем).
Единственное, что порадовало, — это сцена нападения микроскопа. Да, это действительно впечатляет — настолько оригинально и неожиданно, я даже подумал, что в фэнтэзи попал.
Vargnatt, 28 июня 2015 г.
Думаю, идея фаталистического произведения, приходила в голову не одному десятку светлых умов. И в разных вариациях данная идея принимала совершенно раные формы. В диковских прериях такое допущение приняло чуть ли не ультимативный характер. Герои гибнут многочисленно, живописно и драматично. Как раз для кинематографа соединённых штатов пятидесятых.
Лично меня, рассказ почти что напугал, — простите за впечатлительность, — но ожившая домашняя утварь, плюс неизвестность будущего колонии, теребит нервы не хуже русской рулетки. (Это я для драматизма.)
Рассказ очень хороший, местами напоминающий сводку криминальной хроники, но не просите меня встать на место героев. Ну их.
sick, 14 октября 2015 г.
Рассказ понравился благодаря слиянию ужасного со смешным (микроскоп душит человека своими трубками, катается на регулировочных колесах). Отличная концовка (вспомнился сериал «голые и смешные»).