Эрик Фрэнк Рассел «Зловещий барьер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Вторжение «Чужих» | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
После того, как мир, благодаря шведскому ученому Бьернсену, получил способ расширения границы человеческого зрения за пределы инфракрасного диапазона, гении, стоявшие у разгадки, стали один за другим покидать наш мир. Умирает и Бьернсен, и те его друзья, кто знал об открытии. Но нити, соединяющие странные явления, слишком тонки, чтобы их можно было заметить сразу. Новый, доселе неведомый мир оказался недобрым. За зловещим барьером, создаваемым человеческим ограниченным зрением, скрываются жестокие, всемогущие господа, правящие каждым из нас с колыбели и до могилы, невидимо и безжалостно паразитирующие на нас — истинные хозяева Земли, парящие сферы – витоны, сияющие бледно-голубым светом. Витоны умеют читать человеческие мысли, витоны похищают людей и проводят эксперименты над ними, превращая их в экстрасенсов или в парящие объекты. Витоны не только состоят из энергии, но еще и зависят от энергии, питаются энергией — нашей с вами энергией! Мы для них — производители энергии, которых им любезно предоставила природа для удовлетворения аппетитов. Над Землей нависла угроза. И давно. Земле осталось жить не более 80 часов.
Первая публикация первой редакции была в 1939 году.
Роман был дополнен и изменен автором в 1948 году. Переводы на русский делались по второй редакции
Входит в:
— сборник «Часовые Вселенной», 1984 г.
— антологию «Вторая модель», 1996 г.
— сборник «Entities: The Selected Novels of Eric Frank Russell», 2001 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (6), английский (2), итальянский (1)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- П. Даллоро (1), Т. Науменко (3), К. Фенлар (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 19 мая 2023 г.
Они среди нас.
Идея «тихого», незаметного инопланетного вторжения или присутствия чужого разума, тайно управляющего человечеством, появилась давно, и один из пионеров в этой области – «забытый мастер» фантастики Эрик Фрэнк Рассел с его дебютным романом «Зловещий барьер».
Будущее. По сюжету романа некий ученый разрабатывает химический состав, способный изменить человеческое зрение таким образом, что становятся видны некоторые незаметные ранее глазу предметы или существа – парящие в воздухе энергетические шары, очень похожие на шаровые молнии. К такому открытию приходит сразу несколько выдающихся умов по всей планете, и сразу же после того они начинают один за другим погибать. Что это за шары и почему ученые погибли – ответы на эти вопросы и дает роман.
Время написания произведения приходится на тревожное предвоенное время (1939), когда ощущение чужого присутствия буквально витало в воздухе. Рассел подобно многим авторам уловил нерв эпохи по-своему и предложил фантастическую идею, согласно которой человечеством словно фермой управляют высокоорганизованные и абсолютно безжалостные существа, представляющие собой сгустки чистой энергии – витоны. Питаются эти хищники эмоциями и людей используют как овощи, для извлечения из них эмоциональных соков. Случайное открытие, позволившее обнаружить их существование, приводит к ситуации прямого столкновения людей со своими «хозяевами».
Роман очень динамичный и прекрасно передает атмосферу тревоги, смутной угрозы, источник которой до конца не ясен, но предельно реален. Особенно хороши первые сцены поиска угрозы, когда вообще непонятно, что происходит. Роман причудливо сочетает элементы научной фантастики и нуара, поскольку главными героями здесь выступают циничные сыщики, а основное действие происходит в пыльных американских городах.
Расселу удалось показать, что людьми в общем-то очень легко управлять, если делать это умело. Человеческая масса внушаема, предсказуема и поддается «дрессировке», конечно, за исключением меньшинства индивидов, способных разглядеть угрозу и бороться с ней. В этом плане очень интересно следить за психологией обывателей, которые ничего не подозревают о существовании манипуляторов, да и само их описание выглядит слишком удивительным и неправдоподобным. И вот в столь сложных условиях меньшинство решается бросить хозяевам вызов.
Интересно, что один из самых ярких в этом ключе роман «Кукловоды», написанный гранд-мастером американской фантастики Робертом Хайнлайном, появляется лишь спустя более десяти лет, в 1951 году, в разгар маккартизма и всеобщей антикоммунистической истерии, но все фишки незаметного присутствия сверх-расы до него успешно опробовал Рассел: стравливание между собой государств, игра на их противоречиях и имперских амбициях (интересная идея, что все эти лозунги покорения мира и претензии на мировое господство есть внушение кукловодов и нормальным людям такое в голову не придет никогда), манипуляция слабыми индивидами и эмоциональное рабство, необходимость действовать скрытно, чтобы сохранить возможность бороться, абсолютная власть витонов над людьми, подпольные условия борьбы.
Роман выдающийся, потому что для того времени содержал новаторскую идею, по сути прямо противоположную схеме открытой «войны миров», постулированной Уэллсом, и к тому времени обсосанной до костей. Схема проста и элегантна: они захватят нас незаметно, никто ничего не узнает. Несмотря на ряд теперь уже архаичных деталей, вольные интерпретации ядерной войны (неправдоподобные, потому что откуда в 1939 году понимать всю сокрушительную мощь этого оружия, если оно будет применено позже), чрезмерно примитивное разрешение конфликта, этот роман заслуживает внимание – хотя бы как одна из первых попыток убедительного описания Чужого присутствия и донесения неприятной мысли, что все мы уже давно находимся в рабстве. Просто не чувствуем кандалов.
Darth_Veter, 22 мая 2024 г.
После того, как по миру прокатилась загадочная цепь смертей известных ученых, разведслужба США решает выяснить, была ли она случайной или закономерной. Ответ оказался шокирующим: все смерти оказались искусно подстроены кем-то могущественным, способным во мгновение ока высасывать из людей всю их жизненную энергию. Агент разведслужбы Билл Грэхем выясняет, что все ученые так или иначе работали над проблемой расширения диапазона зрения человека в инфракрасную область спектра. И причина, по которой их лишили жизни, была напрямую связана с тем, что они увидели в небесах...
Завязка хоть и весьма мрачная, но зато чрезвычайно интригующая! Пока агент Грэхем продвигается к решению загадки, сюжет развивается «по восходящей» и степень его накала растет с каждой крупицей полученной информации. Но ровно до того момента, когда всё тайное становится явным. А вот тогда кривая интриги резко поворачивает вниз и повествование становится однообразным и скудноватым. Каких-то неожиданных ходов автор не придумывает, кроме муравьиного мельтешения действующих лиц да развязанной Азиатским альянсом ядерной войны. С каждой страницей степень накала неуклонно падает, несмотря на отчаянные попытки писателя спасти свое произведение от провала.
События романа происходят фактически в наше время, в 2015 году, но описанный мир сильно отличается от нашей реальности. С одной стороны, в нем имеются некие прогрессивные изменения (в основном, в области транспортных средств), а с другой — явное отставание отдельных технологий (например, технологии спектрального анализа). Понятно, что такая разноголосица вызвана ранней датой написания произведения — оно было написано еще до начала Второй мировой. В те годы было сложно что-то предсказать заранее, ибо наука и техника развивалась медленно и непредсказуемо: из физики выделилась особая дисциплина, названная квантовой механикой, которую до конца не понимал даже один из ее создателей Макс Планк. Настоящая революция в этой области началась только 20 лет спустя, когда был изобретен квантовый генератор индуцированного излучения, названный для краткости лазером. С его появлением пути развития физики стали более понятными и предсказуемыми. А спекральный анализ стал своеобразным инструментом не только в физике, но и в смежных областях — химии, биологии, генетике и астрономии. Уже к 70-м годам прошлого века мы имели развернутую картину окружающего нас мира во всех диапазонах электромагнитного спектра — от радиоволн до гамма-излучения. Так что несведущность в этом ученого мира придуманного Расселом будущего кажется фальшивой и даже смешной в отдельных эпизодах. Особенно если учесть, что обычная фотопленка, гиперсенсибилизированная водородом и гелием, с легкостью может фиксировать отдельные инфракрасные объекты, о которых говорится в романе. С ними, в частности, связаны те странные и непонятные по своей природе образы на фотоснимках, которые получили название артефактов (или оптических фантомов). Первые случаи их появления были отмечены как раз в 30-х годах, когда и писался роман. Хотя его события развиваются уже в 21-м веке, люди даже понятия не имеют, что творится в инфракрасной области спектра! Явная промашка в научном прогнозировании со стороны автора!
Единственное, что смотрится актуально и придает всему сюжету истинную интригу, так это идея подсознательного управления человеческим поведением посредством прямого воздействия на сознание разными видами электромагнитного излучения. Такие опыты проводились еще в 40-х годах прошлого века специальным подразделением Квантунской армии, названным «отрядом 731». Один из его руководителей, Масадзи Китано, после войны не только избежал наказания за совершенные преступления, но даже сумел стать успешным бизнесменом и политиком. На основе его работ Расселу вполне можно было создать нешуточную интригу своему произведению ... если б только он знал о существовании подобного подразделения. А без подобной информации идея управления сознанием человека «со стороны» не получила достаточного развития и была низведена до тривиального безумия, что сильно принизило значимость подобного прогноза. Поэтому начатая азиатами ядерная война выглядит не настоящей трагедией, а какой-то кукольной забавой наподобие пленения Гулливера лилипутами.
В общем, произведение получилось не совсем однозначным: первая его половина (вплоть до открытия витонов) достаточно интересна и увлекательна, а вот вторая — откровенно шаблонна и скучна. Если первую можно оценить «восьмеркой», то вторую — лишь «шестеркой». Средний бал, понятно, будет равен «семи». Именно в такое количество баллов я и оцениваю всё произведение.
-------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как одно научное открытие позволило людям понять, кто именно является истинным хозяином нашей планеты. В этом смысле роман «Кукловоды» Хайнлайна куда более реалистичен и последователен в своей концепции — а значит, и более удачен, чем творение Рассела.
amak2508, 26 сентября 2024 г.
Не понравилось: слишком традиционно, да ещё и плохо написано. В американской фантастике тема борьбы со злобными инопланетянами, покорившими/пытающимися покорить нашу Землю, одна из самых ходовых с давних пор. Так что Эрик Рассел привнёс в неё только то, что его инопланетяне невидимы обыкновенным человеческим глазом, питаются нашими негативными эмоциями и представляют собой некие энергетические сгустки вроде шаровых молний. В остальном же всё в романе идёт по накатанному пути — хорошие американские парни обнаруживают врага, находят его слабые места, создают эффективное оружие и в финале, конечно, побеждают.
К сожалению, с литературной точки зрения роман выглядит далеко не лучшим образом. Две сотни страниц его герои куда-то мчатся, сначала мотаясь от трупа к трупу известных учёных, затем точно также гоняют по живым ученым, пытаясь найти оружие против обнаруженного врага, а в конце книги уже перемещаются от места к месту, организуя производство такого оружия. И всё это на фоне ужасных разрушений и множественных смертей. Образов нет, мысли нет, только действие, действие, действие, причем поданное воистину в телеграфном стиле. Впрочем, у автора получилось в это действие, правда коротенько, ещё и любовную линию впихнуть :).
Rusnas63, 8 января 2022 г.
Любого рода претензии к данному роману должны быть развеяны в пух и прах, стоит лишь взглянуть на год написания (даже если брать более позднюю дату, когда он был переработан). Насколько могу судить, это второе после «Войны миров» по своей масштабности произведение, описывающее борьбу землян с враждебно настроенными существами извне (в данном случае, правда,
Помимо вышеперечисленного, в процессе чтения «Зловещего барьера» раз за разом в мозгу так и рисуются кинематографические картинки, уже давно ставшие штампами в голливудском кино, — не только в плане сюжетных ходов, но и образов героев, антуража, даже шуток и диалогов, не говоря уже о финальной сцене, не раз и не два используемой в том же Голливуде... Всё это, опять таки, говорит лишь в пользу данного романа, которым явно вдохновлялось не одно поколение как писателей, так и кинематографистов.
Подводя итог — для своего времени новаторский роман с блестящей идеей, написанный хорошим и легким языком, в котором гармонично сочетаются философская глубина и сюжетная динамика.
IgorLutiy, 23 октября 2021 г.
Человеческие органы чувств весьма несовершенны. Мы видим лишь часть диапазона электромагнитных волн и слышим лишь звуки ограниченной частоты. И этот факт дает возможность фантастам задумываться, а что же может находиться за этими пределами? Что может быть в окружающем нас мире такого, что мы не слышим или не видим? На такой идее и построен данный роман.
Ученые сумели заглянуть за пределы зрительного диапазона, преодолели естественный зрительный барьер и увидели то, что видеть не стоило. Оказывается рядом с нами существуют могущественные витоны, энергетические существа, которые по сути управляют людьми в своих интересах. Но тот, кто тайно управляет явно не хочет, чтобы об этом узнали. Интересно, что должна почувствовать домашняя скотина, узнав и осознав, что она лишь скот для заклания?
И начинается динамический боевик. Главный герой, типичный Джеймс Бонд (справедливости ради, книги о Бонде появились через 15 лет) без страха и упрека, преодолевает любые преграды, заигрывает с девушками, является непонятным тайным агентом и вообще немного напоминает супермена в человеческом обличье. Хотя возможно такой образ был типичен для подобных произведений того времени. Ведь роман написан в 1939 году. Однако во время чтения время написания не особо заметно. Воспринимается вполне современно, если не обращать внимания на детали.
Мне роман очень сильно напомнил «Паразитов сознания» Колина Уилсона (но затем я выяснил, что написан он был заметно раньше). Он проигрывает книге Уилсона в глубине и философии, но выигрывает в динамике. Хотя, тут кому что нравится. Мне «Паразиты» понравились больше. Но в целом интересно наблюдать, как авторы книг с подобной идеей, что кто-то управляет нами в той или иной степени, рассматривают наш мир и процессы в нем происходящие. С одной стороны это интересно — задуматься, а вдруг за всем этим что-то есть? А с другой — это может показаться попыткой переложить ответственность за наши поступки на неких витонов или паразитов сознания. Мол, мы то при чем — во всех грехах повинен кто-то иной. Кто-то, кто находится за пределами нашего понимания. При этом в подобных книгах всегда поднимается вопрос борьбы. Возможно это должна быть борьба не с вымышленными врагами, а с нашими внутренними демонами, которые и являются истинными источниками наших поступков, прежде всего негативных. Добро должно побеждать зло. Ну а добро — это конечно мы. И главные герои романа.
В целом хорошая и интересная книга, дитя своей эпохи. Звезд с неба не хватает, хотя идея интересная и читается легко. Глубины в романе искать не стоит, как и рассчитывать на богатые образы героев. Легкое чтение для отдыха — самое оно для этой книги.
Iricia, 8 июля 2020 г.
Идея романа в общем-то раскрывается буквально в первом же предложении: человечество – двуногий скот для неких (предположительно) инопланетных существ, которые умеют читать мысли, питаются за счет людских эмоций и незримо управляют ими. Тем не менее эту «истину» главный герой пытается выяснить едва ли не половину книги, потому что все важные свидетели оперативно помирают от рук пришельцев и никто их более чем двадцати ученых «почему-то» не додумывается оставить рукописной подсказки, хотя существа эти не только не могут читать, но даже не различают людей между собой. Между тем главный герой, живущий по принципу «что тут думать, бить нада!», защищенный сюжетной броней, умудряется раз за разом избегать гибели и обводить вокруг пальцев существ, которые в разы превосходят людей по своим способностям.
Автор пытается придать достоверности происходящему, создать впечатление реальности. Полагаю, современного, тем более выросшего не в Америке или Англии человека, это не особо впечатляет, но на современников и соотечественников упоминание знакомых городов, событий, явлений и знаменитостей могло производить больший эффект – особенно когда всё это используется для обоснования «реальности» существования пришельцев. Тем более когда автор ссылается на всевозможные «мистические и необъяснимые» вещи, экстрасенсорику и тому подобное. Если уж и в наше время находятся люди, которые готовы во все это верить, то, возможно, в середине прошлого века такое могло производить куда большее впечатление.
Персонажи довольно плоские, пожалуй, единственной, кто вызывал у меня какие-то эмоции, была доктор Кертис – да и то только по той причине, что мне было жаль эту женщину, которой приходилось при каждой встрече терпеть домогательства главного героя, который даже в разгар буквально Третьей Мировой (с ядерными бомбами, как полагается) находил время навязываться к ней.
С остальными персонажами сюжет в общем-то не лучше обходится. С самого начала книги главного героя сопровождает Арт Воль и если поначалу и возникает надежда на какое-то подобие дружбы и товарищества между этими двумя, то вскоре становится ясно, что персонаж этот играет исключительно функциональную роль: этакий Ватсон по скидке, который постоянно превозносит ум главного героя, Грэхема, выполняет его поручения, выслушивает гениальные озарения и в некоторых случаях совершает ошибки и промахи, чтобы их, не дай бог, не совершил главный герой.
Прочие герои едва ли вообще запоминаются, даром, что мрут, как мухи, на фоне погибающих точно также второстепенных героев, многочисленных безымянных статистов и даже целых городов и стран – никаких эмоций происходящее не вызывает.
Отдельного упоминания стоят, наверное, и сами пришельцы, вся природа которых по сути строится на одних только догадках, потому что изучить их толком просто не представляется возможным. Причем эти догадки, львиную долю которых выдает главный герой, сразу принимаются всеми на веру, особенно учеными – потому что это ведь именно та категория людей, которая с готовностью примет любую информацию, верно?
Развязка довольно антикульминационна, да и к тому же встречаться у Фрэнка Рассела последующем: главный герой храбро (и несколько безрассудно) лезет прямиком в ловушку, выманивает у подчиненного воле пришельцев человека информацию о их смертельной уязвимости, которую они зачем-то ему предоставили, чтобы потом создать с её помощью оружие для их полного уничтожения. И разумеется, у пришельцев есть такого рода критическая уязвимости и за всё время неизвестно насколько долгого своего существования никакого способа защититься эти превосходящее человека существа не придумали. Используя аналогию автора, представьте, как в один прекрасный день все коровы мира объявили о своей независимости и убили человеков с помощью некой супер-пушки.
Есть некоторые отдельные любопытные моменты. Меня позабавили высказывания в сторону свободы слова и журналистов, особенно в контексте того, что по сюжету правительство объявило, что мир подчинили себе пришельцы, которых можно увидеть, если одновременно упороться мескалином, метиленовой синькой и разукрасить себя йодом, и потребовали распространить эту информацию, а некоторые вредные журналисты «почему-то» не захотели воспринимать всё это всерьез, заразы такие!
Немного холодком повеяло эпизода с камикадзе, который таранит небоскреб. Правда, происходит это в Чикаго, по сюжету книги на дворе 2015-й год, но некоторые параллели напрашиваются, особенно на фоне того, что по сюжету именно действия США косвенно стали причиной появления фанатиков, которые нанесли удар.
Groucho Marx, 25 ноября 2019 г.
Удивительно плохо написанный роман про войну с плохо придуманной чуждой расой. Понятно, что Рассел целиком и полностью скоммуниздил сюжет из незадолго до того вышедшей книги Олафа Степлтона «Первые и последние люди» — у Степлтона люди воюют с «энергетическими сгустками», прилетевшими с Марса, у Рассела «энергетические сгустки» взялись непонятно откуда. В остальном Рассел упростил историю войны двух рас до применения «лучей смерти», которые уже в 20-е годы были примитивнейшим клише трэшевой НФ.
Само движение сюжета просто ошарашивает своей незамысловатостью. Сперва гибнут все, кто хотел что-то рассказать герою. Потом герой садится на стул и начинает думать, а толпящийся рядом толстый сержант отпускает пошлые шуточки. Главный герой, сидя на стуле, думает, думает, думает... Придумал! Догадался! В промежутках между думанием идёт сплошной трах-бабах, свистят бомбы, гремят выстрелы, люди гибнут тысячами, но никого не жалко, потому что эти тысячи совершенно безлики и герой спокойно перешагивает через мертвецов, не испытывая никаких эмоций. К тому же, никакой интеллектуальной работы мысли не показано, все «научные открытия» происходят с бухты-барахты (история с рекламным объявлением, украшенным рисунком белого медведя, который — вы подумайте только! — оказывается ключом к спасению человечества, просто идиотизм), все шпионы благородны, мужественны и шевелят желваками на скулах, все враги отвратительны и корчат страшные рожи, а главный герой прямо на куче трупов флиртует со строгой секретаршей какого-то там прохвессора. И всё это подаётся без иронии, зато украшено массой казарменных острот, кои должны «утеплить» и «очеловечить» картонных главных героев.
Наверно, это худший роман о «вторжении» из прочитанных мной. Он даже хуже, чем «Кракен пробуждается» Джона Уиндема, хотя я думал, что «Кракен» это уже днище. Однако — вот! Нет предела совершенству. «Зловещий барьер» по идиотизму и бездарности сюжета с лёгкостью побил «Кракена».
Kabasha, 15 марта 2020 г.
Бедная, бедная Америка, сокрушающаяся под натиском неведомых ранее сил, страдает также как и другие страны мира от нашествия витонов. Однако для Билла Грэхема первостепенная задача – спасти именно свою страну от бедствия и потому уже всех остальных.
Первый роман Эрика Фрэнка Рассела по прошествии 80 лет (он был написан в 1939 году) по-прежнему читается легко, быстро и, что называется, с жаром. Писатель не утруждает себя объяснением многих моментов, включая историю возникновения существ, прошлое главных героев и многое другое, вместо этого он вдоволь наполняет страницы произведения качественным и описанием страшных и масштабных бедствий, настоящего вселенского Армагеддона и попыток горстки людей противостоять этому.
По современным меркам, роман, наверное, можно сравнить с фильмами Майкла Бэя, когда добрые 90% экранного времени зрителя потчуют хорошо поставленными экшен-сценами. Со страниц книги точно также льется кажущийся бесконечным поток взрывов, массовых убийств и прочих бед и напастей на род человеческий, перемежающийся попытками разгадать загадки пришельцев и наконец-то победить их. Будь это фильмом из 80-х в качестве главного героя несомненно стоит представить Чака Норриса. Чак точно бы спас всех.
Несомненно, читателю, ищущему спокойное, размеренное чтение стоит пропустить это произведение, но ведь стили всякие важны, стили всякие нужны, поэтому тем, ко хотел бы познакомиться с залихватским боевиком, написанным хорошо и качественно (по меркам жанра), но не избежавшим определенных жанровых клише и стереотипов, советую обратить внимание на первый роман Расселла, тем более что он имеет скромный объем и займет скорее всего не более двух дней вашей жизни.
Резюме: добротная, хоть и не оригинальная работа на тему нападения на человечество, которая читается легко и быстро. Правда, улетучивается из головы читателя она также быстро и также легко. В качестве дебюта на писательском поприще – вполне хорошее начало, тем более что дальше автор смог создать несколько более сильных и значимых произведений в жанре НФ.
Dan8887, 9 ноября 2020 г.
Повествование очень подвижно. Это несомненный плюс романа. Но ввиду множества недомолвок, костыльности сюжета, неуязвимости ГГ, остаётся искать ценность в идее. Увы, идея тут не во взаимоотношениях человека и НЕчеловека, а в симуляции некоего конфликта: как могло бы быть, если бы были такие начальные условия...
god54, 6 ноября 2019 г.
Сегодня идеи этого романа во всю используются современными и не совсем сегодняшними писателями. Однако, первый и самый большой плюс автору и роману за то, что он был первый. Даже не верится, что это было написано в 1939 году, идеи достойны не только сегодня, но и завтра. Увлекателен сюжет. Автор не впадает в экшн, а переводит в противостояние мозгов, психологий, вариантов решений в практически безвыходной ситуации. Герои могли быть раскрыты и более детально, но на фоне эпичности произведения, наверное, это было бы излишним. Таким образом, в целом роман заслуживает высших похвал.
sibchetnik, 8 мая 2019 г.
Данное произведение хорошо тем что пугающе близко к реальности. Советую всем почитать про такие энергетические атмосферные явления как ELVES, STEVE, Blue Jets, Red sprites. Прочитали, задумались? Не почувствовали ли вы холодок пробежавший по шее?
P.S. Рекомендую в довесок прочитать рассказ Ужас высот, Артура Конана Дойля. Он тоже о чем-то таком подозревал.
Сказочник, 21 апреля 2018 г.
Дебютный роман Эрика Фрэнка Рассела. На самом деле, когда читаешь написанное настолько давно, при том, что произведения 80-х годов уже смело приравнивают к классике жанра, испытываешь удивительное чувство, одновременно восхищаясь и улыбаясь наивности, некоторой тяжеловесности и при этом, красоте произведения. Схожие ощущения при прочтении дотолкиновского фэнтези, к примеру, рассказов Кэтрин Мур.
В своем первом романе Рассел показывает негативную сторону политических систем, стойкость отдельных людей и то, что безнадега — не есть хорошо.
С другой стороны, после этого романа он кинулся в другую ипостась, делая один ироничный роман за другим.
VovaZ, 26 ноября 2014 г.
Прекрасный роман, полный увлекательных приключений и потрясающей силы предвидения Рассела. Трудно поверить, что в 1939, когда вышел роман, можно было столь глубоко превидеть пути направления развития военных технологий и политики.
Расселу удалось совместить безукоризненный сюжет, полный богатой фантазии и увлекательной интриги, с весьма высоким драйвом сцен.
Имеется некоторая экономия на образах героев, однако вполне терпимо.
Рассел допускает традиционный для жанра промах, формируя психологию «нелюдей» в чрезмерно человеческом стиле. Вообще, в поведенческой линии витонов, в сфере их интеракции с человечеством автор допускает несколько логических ошибок. Всё это, однако, не снижает высокого качества романа.
alex1970, 22 июня 2014 г.
Является ли человек венцом творения, как сам считает? Или есть силы, направляющие людей, и это вовсе не ангелы, Боги или демоны.
На основе таких достаточно сложных философско-теологических вопросов Рассел создает интересный приключенческий роман с иронией над собой (человечеством), могущественными пришельцами (при определенных допущениях, вполне лавкрафтианского толка), отельными героями, готовыми вступить в практически проигранную битву и интересным сюжетом.
Сейчас роман выглядит простовато, но он и написан очень давно.
Прочитал с большим интересом, так как являюсь поклонником классической фантастики золотого века
isafiy, 11 апреля 2013 г.
Думаю в описание книги надо добавить, что «Russell revised and expanded the book for its first US publication by Fantasy Press in 1948». А то как-то странно видеть в книге 1939 года упоминание о бомбардировке Хиросимы.