Филип Дик «Отец-двойник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В семье восьмилетнего мальчика Чарлса Уэлтона большое несчастье: его настоящий отец Тэд Уэлтон исчез, а его место занял двойник, который ведёт себя довольно-таки странно.
Как выясняется, останки отца Тэда лежат в мусорном баке в гараже, и теперь Чарлс должен понять, кто же на самом деле занял место его родного отца.
По мотивам рассказа снят эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Father Thing»). Дата выхода в эфир: 11.01.2018 года.
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, December 1954», 1954 г.
— антологию «A Treasury of Great Science Fiction», 1959 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №4 (4)», 1960 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.
— антологию «Social Problems Through Science Fiction», 1975 г.
— антологию «Science Fiction: Contemporary Mythology», 1978 г.
— антологию «Histoires d'envahisseurs», 1983 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 3», 1986 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 16 (1954)», 1987 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
— антологию «Urban Horrors», 1990 г.
— журнал «Клуб №2 февраль 1991 год», 1991 г.
— антологию «Nursery Crimes», 1993 г.
— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.
— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.
— антологию «My Favorite Horror Story», 2000 г.
Экранизации:
— «Отец-двойник» / «The Father Thing» 2018, Великобритания, реж. Майкл Диннер
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 30 июля 2024 г.
Забористая вещица.
И да, снова веет «кинговщиной». Жутковато, странновато, хорошо.
Ничего нового в рассказе нет, но читается он отлично. Повторюсь, в рассказах с хорошим темпом Дик очень неплохо себя показывает. Выше кто-то писал о психологической недостоверности — так вот, я сначала тоже подумал, а почему это Чарли ведет себя именно так, а не эдак. И понял. Безусловно, логично было бы рассказать все матери, привести в гараж, показать останки, но давайте вспомним, что было, когда он только заикнулся ей о двух отцах. Разумеется, взрослый ум стремился бы найти логическое объяснение ситуации, а там было бы уже поздно. Ребенок не будет строить планы далеко вперед, зато способен поверить в чудо. Даже если оно ужасно.
Эмоциональное состояние Чарли тоже вполне естественно, кто бы что ни говорил — в конце концов то, что он не сел в лужу и не проревел двое суток, пока его не сожрали бы, не говорит о том, что у ребенка отсутствуют эмоции. Просто, ребята, мы стали забывать, как воспринимали мир в восьмилетнем возрасте.
Да, мелькала пару раз мысль о том, что Чарли «напридумывал». Но потом Дик очень однозначно все развернул, и это, наверное, сделало рассказ несколько хуже. Однако хорошие темп и атмосфера делали свое дело.
Просто, но вкусно.
wertuoz, 10 октября 2024 г.
Короткий рассказ, малая форма которого не позволяет сделать однозначных выводов о возможных глубоко заложенных автором идеях и концепциях. Всё и так лежит на поверхности — небольшая сценка, фрагмент фильма ужасов, в котором главный герой (восьмилетний Чарльз) сталкивается с проявлением сверхъестественного и пытается действовать так, как подсказывает ему его собственное чувство самосохранения.
Сам феномен сверхъестественного так же описан и придуман довольно оригинально.
Сразу же в начале рассказа Чарльз сталкивается с двойником отца (настоящий отец уже мертв), после чего, раскрывая суть его происхождения, находит гнездо, где готовятся вылупиться и другие двойники матери и его самого.
Тем не менее это атмосферная история, наполненная саспенсом и украшенная элементами хоррора, как нельзя лучше. Кроме Чарльза главными действующими лицами так же становятся дети — его знакомые, которых он просит о помощи, что прибавляет произведению антуража детского приключения. Юные герои пытаются решить проблему Чарльза по-своему в меру своих способностей и отваги. Автор специально сталкивает их в неравном бою с проявлением ужаса — чем так же пользовался в своем творчестве тот же Стивен Кинг или Нил Гейман.
Конечно же всю фабулу рассказа можно свести к психологическому фактору. Взгляд читателя как бы пропущен через призму детского восприятия — ребенок сам рисует себе в силу своего разыгравшегося воображения страшные картинки происходящего. Тем самым автор предлагает свой взгляд на проблему чрезмерно грубого родительского воспитания, показывая, как хрупка и нестабильна может быть неокрепшая детская психика.
Первое знакомство с «отцом-двойником» в рамках художественной литературы у меня произошло в произведении «Ник и Глиммунг», где Филип Дик использовал идею о родственниках-двойниках из этого рассказа так же довольно оригинальным образом, что и заставило меня прочитать данное произведение как можно скорее (познакомиться наконец с первоисточником). Но ещё раньше я встретил похожий сюжет в сериале «Электрические сны Филипа Дика», как раз созданный по мотивам его рассказов, и могу однозначно советовать эту серию (одноименное название) для наглядного ознакомления.
vanishrap, 17 августа 2024 г.
Прочитал рассказ «Отец Двойник», и по моим эмоциям и впечатлениям он напомнил мне Стивена Кинга. Ощущение тревоги, мистицизма и скрытого страха, присущие рассказам Кинга, здесь тоже присутствуют. В какой-то момент мне даже казалось, что я читаю произведение Стивена Кинга, но оказалось, что это не так.
По сюжету, маленький мальчик видит, как его отец общается со своим двойником в гараже. Это его пугает, и позже, к обеду, домой приходит не его настоящий отец, а этот двойник.
Идея инопланетного вторжения, где чужие принимают облик людей и заменяют их, интересна. Если бы не позитивная концовка, мне бы, наверное, даже больше понравилось. Я представляю себе вселенную, где такая эпидемия захватывает мир, и среди людей живут неотличимые двойники, которые на самом деле являются инопланетянами. Это могло бы быть даже интереснее любого зомби-апокалипсиса.
Такой сюжет открывает множество возможностей для создания интересных ситуаций, где люди не могут быть уверены, кто из их окружения настоящий, а кто — инопланетная личинка. Если бы эта идея была развита дальше, я бы с удовольствием почитал о её последствиях и развитии.
SeverianX, 26 марта 2023 г.
Подобный рассказ больше бы подошёл перу Стивена Кинга, т.к. это не научная фантастика, а скорее именно ужастик. По сути, «Вроде-как-папа» продолжает идею двойников из рассказа «Человек». Только там клон оказался даже лучше, чем исходный человек. Тут же никакой двусмысленности нет – двойник однозначно злой.
Главный герой, Чарльз Уолтон, – восьмилетний мальчик. Одним несчастливым вечером он замечает, что его отца подменил некий чужак, занявший его место. Взрослые не замечают подмену и не верят мальчику. Да и кому интересны фантазии ребенка… В гараже он находит останки отца, а в саду коконы, в которых зреют двойники матери и его самого. Вместе с друзьями Чарльз решает помешать коварному плану монстров.
После рассказа остаётся слишком много вопросов. Кто эти загадочные двойники? Инопланетяне? Мутанты? Какую цель они преследовали? И это не те глубокомысленные вопросы, к которым обычно подталкивает творчество Дика. Получается скорее зарисовка, а не полноценное произведение.
Итог: На мой взгляд, довольно слабый рассказ. Слишком нестрашный для ужасов, слишком простой для научной фантастики. Да, динамичный и кинематографичный, но чисто развлекательный. Или же я просто не вижу тут глубокой идеи?
romanpetr, 25 декабря 2018 г.
Рассказ Ф.Дика, который удалось прочитать раза 4 в разных сборниках и на интернет-просторе. Безусловно это одно из лучших произведений автора в стиле сташилок-ужасников. Несмотря на небольшой объём рассказа , Дику удалось передать всю жуткую атмосферу в постепенной манере нагнетания напряжения до самого финала. Оговорюсь, что в этом произведении автор пожалел читателей и создал хэппи-энд, хотя предпосылки были к обратному. Понравилось необычное описание инопланетного захватчика и его необычной манеры подстраиваться под людей. Прямо удивительная форма жизни, которая не смогла противостоять детям, и это, правда, несколько выглядит вызывающе. Тварюга смогла перехитрить взрослого, но перехитрить бесстрашных детей не смогла.
Маленький Чарлс Уэлтон оказался храбрым мальчиком, несмотря на то что, его отец был умерщвлён, почти у него на глазах злобной тварью. Он смог убежать, убедить других ребят и привести подмогу . Молодцы — ребята, спасли наш мир! Хотелось отметить , что сам Дик превращение отца из доброго человека в злобного незнакомца, считал жизненным перевоплощением отца из своего детства, когда видел эти изменения сам. Вроде, как когда хороший отец уходит, а остаётся кто-то чужой, холодный и незнакомый. А победа детей в этом произведении это следствие того, что Дик всегда считал , что дети мудрее взрослых!
Очень лихой и динамичный рассказ, который принесёт удовольствие многим читателям!
Стронций 88, 7 марта 2020 г.
Я бы этот рассказ шедевром не назвал. Да, динамичный. Да, напряжённый. Да, просящийся на экран – я «Электрические сны Филипа Дика» не смотрел, но, сдаётся мне, из этого рассказа вышел бы неплохой ужастик. Но беда его в том, что он прост и очевиден. То, что отец героя не его отец, нам дают понять сразу – окончательно и бесповоротно. Да и пришельцы тут – это, в общем-то, калька с «Вторжения похитителей тел»; я литературный источник «Вторжения похитителей тел» не читал, но на фильм, тот старый, 1956 года очень похоже – даже коконы есть (хотя рассказ раньше этого фильма на 3 года, да и сами коконы и растущие из них двойники – вещи тут самые жуткие). В общем, основная моя претензия, в том что, ожидая от Филипа Дика чего-то нестандартного, я увидел стандартное и даже слегка избитое. И даже слегка наивное –
Oreon, 30 июля 2019 г.
А мне рассказ понравился, эдакий детский ужастик с хорошим концом. Если смотреть глазами ребёнка, то и атмосферно и дети могут чувствовать себя героями — именно они, без помощи взрослых, разруливают ситуацию; и вроде страшок, да и не очень страшно. Я собственно страшки не очень люблю, а в таком детском лёгком варианте, то и понравилось.
Gourmand, 10 января 2015 г.
мне рассказ очень понравился. Неувязок и белиберды, как в «космических» рассказах Дика, тут нет. Простенько, но захватывающе и динамично. Концовка немного нелогична
Ну, пусть детская страшилка. Но страшилка в духе Дика, страшилка про то, что Дику интересно.
Отличный рассказ, имхо.
vam-1970, 16 июля 2017 г.
Рассказ -ужасы в мире детей.А это ещё ужаснее. Только осталось восхищаться выдержкой малолетнего Чарлса и его друзей. Столкнувшись с неведомым, которое грозило им гибелью,все-таки справились.Хотя родителей не вернёшь -их сожрала какая-то нечисть, то ли инопланетная, то ли своя доморощенная.Интересный рассказ.
isafiy, 12 февраля 2014 г.
Не из этого ли рассказа растут ноги фильма «Вторжение похитителей тел»? Фильм снят в 1956 по роману Джека Финнея написанному в 1955. Рассказ Дика в 1954. В 50-х много писали/снимали на эту тему, но рассказ Дика почти один в один с первой половиной фильма.
redmarie, 13 июля 2012 г.
Кажется, в 50-е годы прошлого столетия в фантастике был бум на тему похитителей тел. Литература, фильмы... Не остался в стороне и Ф.Дик. Шедевром рассказ не назвать, но, как говорится, тема раскрыта: ситуация видится глазами маленького мальчика, которому пришлось пережить шок, столкнувшись с чем-то холодным и чуждым.
Мне поначалу казалось, что все это гипербола, а изменившийся отец, — так видится сыну, допустим, наказавший его родитель (ну чем не чудовище с точки зрения ребенка?). Все проще гораздо, не психологическая, именно научно-фантастическая история.
GoldSwan, 11 октября 2011 г.
Сразу после прочтения этого рассказа впечателение было как и у всех, судя по предыдущим отзывам. И мнение, типа, «Какой-то Ни-Рыба-Ни-Мясо-Рассказ» было ближе всего и к моему мнению. Но, согласитесь, Дик не очень-то похож на других авторов... И в этой истории, больше всего похожей на детские страшилки, которые рассказываются после отбоя в «пионерских» лагерях, я вдруг увидел образ «отца-двойника» в ином свете. Это тот образ, который вдруг возникает у ребёнка под воздействием несправедливого наказания от родителя, когда ребёнок думает, что его папа не мог так поступить. Что это не похоже на него, что его, скорее всего подменили, что это не настоящий отец, а его двойник! А дальше... дальше мы как раз видим историю, рассказанную в духе того же самого ребёнка, где
Pazoozoo, 8 декабря 2010 г.
Вижу, практически все, кто оставил отзывы об этом рассказе Ф. Дика, говорят, что на фоне прочего творчества писателя «Отец-двойник» несколько провисает. Но давайте не будем забывать, что редко в каком сборнике рассказов глубокими и прочувствованными являются все вещи без исключения. Если покопаться в мировом литературном наследии, то и в «Поцелуе» Роальда Даля, и в «Книгах крови» Клайва Баркера нам встретятся откровенно «проходные» произведения, написанные исключительно ради объёма и гонорара.
«Отец-двойник», всё же, не такой уж и проходной, хотя разглядеть в нём некую сверхидею действительно довольно сложно. Но, впрочем, кто сказал, что писатель обязан закладывать такую идею во все свои вещи без исключения? А даже если и обязан — вдруг Дик зашифровал в «Двойнике» нечто такое, что мы, в силу своей ограниченности, просто не способны понять?
Пока же классифицирую это произведение просто как крепкий триллер с лихим сюжетом и развязкой-катарсисом. Не знаю, была ли эта новелла Дика экранизирована, но я с удовольствием посмотрел бы снятый по ней фильм.
god54, 21 января 2011 г.
Рассказ-картинка, которая хорошо смотрелась бы на экране, где думать не надо, а лишь впитывать зрительные образы. Так и в данном случае, рассказ построен на действии и зрительных образах: есть ситуация и ее решение, есть дети и их героический поступок. Что еще нужно для фантастического действия, смотреть и получать эстетическое удовольствие от образов и поступков, ибо иного здесь ничего нет.
Yazewa, 16 апреля 2010 г.
Словно отрывок или зарисовка, — для самостоятельного произведения сюжет какой-то неполноценный. Ожидался (зная Дика!) какой-то страшный финал, но оказался буквально хэппи-энд. Даже как-то нелогично, честное слово! :smile: