Айзек Азимов «Хозяйка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Биолог Роуз Смоллет смогла добиться права принять у себя в доме доктора Харга Толана, гаукинянина, изучающего нашу Землю.
До сих пор было непонятно, что нужно Толану от нашей планеты. Во время ужина в семье Смоллет он рассказал, что в галактике существует пять разумных рас, и только земляне не подвержены смертельному заболеванию, которое грозит вымиранием остальным разумным инопланетянам. Найти лекарство и является целью гаукинянина.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, May 1951», 1951 г.
— антологию «Galaxy Reader of Science Fiction», 1952 г.
— сборник «Приход ночи», 1969 г.
— сборник «Nightfall One», 1971 г.
— антологию «Ceux d'ailleurs», 1974 г.
— антологию «Bug-Eyed Monsters», 1980 г.
— сборник «Сны роботов», 1986 г.
— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.
- /языки:
- русский (6), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (13), периодика (1)
- /перевод:
- А. Бурцев (1), М. Гутов (4), Э.-М. Клоке (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 25 июля 2023 г.
Рассказ Айзека Азимова «Хозяйка» попытался по-своему ответить на многие вопросы, издавна интересовавшие человечество. Почему мы спим и видим сны? Почему в определенном возрасте перестаем расти, а позже умираем? Откуда берется рак и психические расстройства? Да, решение этих проблем крайне неординарное, и по сути не выдерживает серьезной научной критики, но то, как автор сумел логично увязать все воедино, вызывает восхищение.
Но сначала немного о сюжете. Ученая-биолог, Роуз Смоллет, удостоилась чести принять в своем доме коллегу с другой планеты – гаукинянина Харга Толана. Пришелец занимается изучением землян и очень хочет пожить в самой обычной человеческой семье. Однако так ли все просто? Нет ли у гаукинянина скрытых мотивов? Оказывается, что во Вселенной существует пять разумных рас, и только человечество не страдает от смертельного заболевания, грозящего гибелью остальным цивилизациям. Лекарство от опасного недуга и стремиться найти Харг Толан.
Наверное, именно гаукинянин является самым приятным и положительным героем рассказа. Роуз довольно слабовольная и бесхарактерная женщина, не способная отстоять свою точку зрения, а ее муж совсем уж беспринципный человек, олицетворяющий собой безжалостное лицо правительства.
Итог: «Хозяйка» – отличный рассказ с очень интересной идеей. Чаще всего от встречи человечества с «чужими» мы ожидаем опасность именно от последних. Здесь же Азимов показывает нам обратную ситуацию, когда именно люди выступают в роли опасности, угрожающей всем разумным цивилизациям.
Rusnas63, 1 января 2023 г.
Рассказ читается с увлечением и интересом. И если поначалу стилистика произведения настраивает на ироничный и юмористический лад, то ближе к финалу заставляет читателя, как минимум, крепко призадуматься, поскольку автор затрагивает весьма серьезную и неожиданную проблематику. На мой взгляд, один из самых захватывающих и мастерских рассказов Азимова.
Примечательно то, что, когда за одну страницу до финала кажется, что все карты раскрыты и кульминация достигнута, автор неожиданно вновь несколько переворачивает положение дел, что лично для меня стало даже небольшим минусом, — уж больно удачным и изящным решением мне показалось объяснение
Также хотелось бы отметить довольно качественный, добротный перевод Андрея Бурцева.
Тиань, 26 апреля 2019 г.
В рассказе сопоставлены хищник и травоядный, равно наделенные разумом. У них есть общая проблема — преждевременная смерть. Травоядный говорит: давайте вместе обсудим. Хищник слышит: они собираются на нас напасть. А в центре этой чудо-картинки находится женщина, и главная мысль, её занимающая: почему Дрейк на мне женился.
Травоядный излагает аспекты проблемы, хищник озабочен исключительно вопросами военной безопасности любой ценой, преждевременная смерть не кажется ему равноценной по важности. Женщина, по уровню образования превосходящая и того, и другого, факт существования проблемы принимает, но в конфликт не вмешивается, потому что только до нее доходит библейская основа происходящего. Одни отведали злополучное яблоко, отравились и изгнаны. Другие эволюционировали до разумности без нарушения запретов. А проблема оказалась общей, ибо вид изначально один. Но как им договориться — послушным и бунтарям, здоровым и отравленным, жаждущим восстановления всеобщей гармонии и готовым убивать ради сохранения своей индивидуальности... А главное, зачем, ведь самый важный вопрос, волнующий вкусившую яблоко хозяйку — почему Дрейк на мне женился — имеет смысл только для отравленных изгнанников. У травоядных нет института семьи, им непонятно значение слова любовь и даже смерть они принимают по собственному желанию и не полностью...
Рассказ выдержан в ироническом ключе, в нем заметна составляющая политического фельетона, и, в то же время, предлагается парадоксальный взгляд на смерть, которая оказывается объектом защиты хищника, ведь там, где ее нет, и хищника быть не может... На первый взгляд, проблема преждевременной смерти общая, но если как следует подумать, всё может оказаться совсем не так.
Сказочник, 9 сентября 2021 г.
Прекрасный рассказ, где при противопоставлении человека и инопланетянина, угрозу олицетворяет как раз человек, а отнюдь не пришелец. Люди действительно руководствуются исключительно проблемой, как бы их не завоевали, в то время, как чужой не только не угрожает землянину, но и пытается найти выход из сложившейся ситуации. И всё подается через призму женского взгляда... Финал был бы предсказуем, если бы это ни был Азимов. Прекрасный детективный триллер самого начала пятидесятых.
artem-sailer, 19 апреля 2022 г.
Рассказ интересный, читаешь с увлечением, захватывает. Однако всё же оставляет впечатление чего-то незаконченного. Многие догадки между собой не увязаны, а объяснения кажутся притянутыми. Тут ещё нужно иметь в виду, что от Азимова ждёшь чего-то более изящного и остроумного, но ведь это — одна из ранних работ, когда у Мастера ещё не был отточен стиль, ну и всё такое.
Кстати, я до самой последней страницы ожидал другого исхода. Коль скоро речь зашла о взаимоотношении полов, то я думал, что объясняться всё будет тем, что паразит будет определяться именно по половому признаку. Помнится, у кого-то был рассказ, в котором провозглашалось, что люди — это вообще два биологических вида разумных существ: мужчины и женщины. Антинаучно, конечно, но вызывает интерес. Здесь же всё немного по-другому и как-то не досказано, что ли.
В целом, рассказ любопытный, но хочу предостеречь будущего читателя: не стоит от этого произведения ждать слишком многого.
mr_logika, 2 декабря 2016 г.
«...посмотрите вокруг, и вы заметите немало людей, чьё сознание поражено разумом-паразитом»
А. Азимов «Хозяйка»
Это первый из прочитанных мной азимовских рассказов, написанный Азимовым-биохимиком. Получился отличный триллер, рядом с которым я поставил бы только (на данный момент, остальное из предложенного пока не читал) «Дочь капитана» Фармера.
Но это произведение не просто хорошая фантастика на хорошей научной подкладке, а ещё и злая насмешка над человечеством — массовым носителем паразитического сознания. С таким «складом ума» человек может оказаться изгоем в сообществе космических цивилизаций. Ничто, также, не мешало американскому читателю времён разгула маккартизма увидеть здесь намёк на положение американской нации среди народов Земли. Трудно сказать, в какой степени этот рассказ можно рассматривать, как попытку вправить Америке мозги, но одно место рассказа весьма красноречиво в этом смысле. Дрейк, муж* биолога Роуз (она и есть «хозяйка»), оказывается далеко не рядовым сотрудником важнейшей правительственной силовой структуры (это придаёт рассказу черты памфлета). В свете этого факта попытка мужественного потомка инопланетной коровы найти на Земле единомышленников представляется заранее обречённой не неудачу. Любые усилия бессмысленны, если земное общество поражено паразитом поголовно в том числе и в самых верхних эшелонах. А как иначе, если это т. н. «вторжение чужих» даже и вторжением** назвать трудно, т. к. произошло оно ещё до появления хомо сапиенса.
*) «Муж героини — отталкивающий тип, вызывающий неприязнь к полицейским вообще» — написано в одном из отзывов. Непонятная реакция. У меня образ Дрейка вызывает неприязнь только к полицейским — носителям паразитического сознания. Их немало кругом, но не вся же полиция!
**) Насчёт симбиоза, Дрейк, разумеется обманывает жену, но я не нашёл в рассказе авторского комментария к этой теме. И мне кажется, что не все отзывисты понимают разницу между симбиозом и паразитизмом («это уже действительно симбиоз» — цитата из другого отзыва). А разница элементарно проста — симбиоз это взаимовыгодное сосуществование, паразитизм же предоставляет выгоды лишь одной из сторон.
PS. В классификаторе с изумлением увидел в 9-и случаях из 47-и пункт «становление/взросление героя». Там все как будто бы люди взрослые, вполне сложившиеся носители паразита. Может быть, речь идёт об учёном потомке семейства жвачных?
Oreon, 30 ноября 2013 г.
Очень интересный рассказ и интересный прежде всего своей действительно яркой и оригинальной идеей. Хотя и сама реализация не плоха — где-то до середины рассказа очень интересно было наблюдать за развитием сюжета, следить за хитросплетениями диалогов полицейского и инопланетянина, чувствовалась интрига в недосказанности того, что каждый из них недоговаривал. Эту недосказанность вместе с читателем остро чувствовала и биолог Роуз Смоллет, и я с большим интересом смотрел за ее попытками докопаться до истины. Когда же масштабы проблемы расширились буквально до вселенских размеров — это был верх интриги. Но вот развязка, развязка в принципе тоже не плоха, но по сравнении с закруткой, ну несколько разочаровала (кстати — уже не первый раз у Азимова). Особенно поведение и действия мужа Роуз, которому я уже подсознательно начал дорисовывать черты масштабного земного агента в стиле Бонда, оказались низкими и подленькими — в принципе, правда, закономерно — масштабность то я ему сам дорисовал, но обидно за человечество и перед гаукинянинами стыдно...:)
Рассказ, наверно, должен быть любопытен и любителям теории эволюции — он тут строго построен на этой теории, правда тоже весьма нетрадиционно. Доктору гаукинянину было весьма любопытно, что из пяти разумных рас во вселенной, лишь люди произошли, оказывается, от разумных приматов, тогда как остальные все расы — потомки жвачных и копытных:). Тему эволюции симбиоза носителя и паразита тут уже и без меня достаточно раскрыли, так что я ее касаться не буду.
Рассказ тщательно построен на логических выкладках (именно так Роуз постигала суть происходящего), но не обошлось и без нестыковок. Мужчины сбегали влекомые своим паразитом, но еще раньше паразит каким-то непостижимым образом путешествовал через космос (просто в человеке ему комфортнее); абсолютно не понял причину и логику именно такой концовки (кроме как навеянные паразитом); странно при таком масштабе происходящего, что гаукинянин путешествовал один и без посильной протекции своей звезды, да и со стороны землян визит такого рода, отнюдь не заурядный и обычный, остался без надлежащего сопровождения (колпака), тем более, что Земля оказывается тоже уже ориентировалась в сути проблемы.
В общем колебался между 8 и 9, но концовка перевесила чашу в сторону восьми.
primorec, 20 сентября 2012 г.
А ведь, действительно, большое количество браков распадается в первый год совместной жизни. И среди без вести пропавших большинство — мужчины. И сон достаточно странное явление/особенно, если вспомнишь сам парочку особо удивительных или пикантных сновидений/. Так, что азимовская гипотеза ничуть не хуже прочих других.
Конечно, неприятно было бы узнать, что наши чувства, стремления, наконец, то, чем мы так гордимся и что делает нас уникальными среди миллионов других видов живых существ — стремление к знаниям, возможность выразить свои эмоции через искусство, и даже любовь — только «симптомы» заболевания, результат деятельности присосавшихся к нам паразитов. Существ, которые могут контролировать наши поступки, мысли, желания, подталкивая всю цивилизацию в нужном им направлении.
Такая глобальная задумка требует не менее глобальной реализации. И действие не подкачало: здесь есть полный набор для настоящего фантастического приключения: инопланетяне, спецслужбы, убийство, накал чувств, тайна, которую должная разгадать главная героиня.
С моей точки зрения, это — самая интересная часть рассказа: то как ученый в Роуз берет верх над женщиной. Как она собирает разрозненные факты, намеки и фразы, анализирует и делает выводы, к слову, очень неприятные для героини.
Все-таки замечательно, как Мастеру удалось связать вместе реальные факты из самых разных областей, перемешать их и выстроить вполне логичную цепочку доказательств своего фантастического предположения. Даже упоминание древнего мифа о Эдемском саде и Змее не стало излишеством. Хотя концовка и оставляет тягостное ощущение: нечего человеку оказалось противопоставить своим настоящим Хозяевам, но может есть еще маленькая надежда: теперь, когда все стало известно, может быть Роуз найдет выход или хотя бы сделает первый шаг в «излечении Человека»?
CattusEquese, 24 октября 2011 г.
Сильный рассказ. В нём Айзек Азимов решил описать свои мысли по поводу извечных вопросов человечества. Почему мы умираем? Почему мы перестаём расти? Почему мы спим и видим сны? Почему у людей случаются психологические расстройства? Откуда взялся рак? Азимовым даже выдвинута теория насчёт библейской легенды изгнания людей и рая! Всё это настолько гармонично вписывается в рассказ, что этому на все 100% начинаешь верить. Теория Азимова получилась очень сильной, читать действительно жутковато, но безумно интересно. Герои получились тоже интересные — Дрейк Смоллет — блюститель порядка до мозга костей, который не остановиться не перед чем чтобы исполнить свои обязанности; Роза Смоллет — биолог, которая живёт с мужем уже около года, но так и не смогла о нём ничего узнать; Харг Толан — ученый, представитель другой расы, о котором очень интересно читать, ибо он рассказывает отличия рас людей и гаукян. Концовка просто шедевральная!
tess86, 15 декабря 2010 г.
Изящное обьяснение человечности, нашей способности влюблятся, видеть сны, мечтать, нашей смертности. Оригилальная и неожиданая концовка
Daydreamer, 15 декабря 2011 г.
Один из самых сильных рассказов сборника, рассказ «Хозяйка» представляет нам почти зеркальное отражение человеческой действительности. То, к чему мы привыкли, то, что делает нас людьми,
Гриф Рифт, 28 октября 2009 г.
Честно прочитав рассказ мне стало жутко! Казалось бы всё понятно, в рассказе объясняется почему человек спит, почему сходит с ума, почему человек видит сны, почему стареем и умираем, но подано это под таким соусом, что становиться не по себе. И то, что было естественно для человека всегда, оказывается угрозой для иной цивилизации..., а человек об этом даже не подозревает! Дрейк Смоллет в этом рассказе, представлен как типичный представитель закона, некий блюститель порядка, который заинтересован выведать для чего гаукинянин прилетел на Землю. Но в тоже время по отношению к нему сразу возникает отвращение.. В тоже время его жена-биолог по профессии- одна догадывалась в чём дело, и каковы некоторые цели инопланетянина и земного государства (в лице её мужа).... возможна и версия Дрейка оказалась правильной!
Развязка совершенно меня потрясла, она раскрыла сразу ответы на все потсавленные в сюжете вопросы: Почему пропадают мужчины после первого года семейной жизни?, почему Дрейк женился на Роуз?... Рассказ ошеломил возможностью такой теории, честно говоря мешает заснуть:roof:
drogozin, 21 сентября 2009 г.
Обычно в фантастических рассказах (особенно написанных в 50-е годы) во взаимодействии человек-чужой угроза исходит от чужого. Благодаря блестящей идее этого рассказа, угроза таится в человеке и гибнущие инопланетяне пытаются разгадать эту тайну.
Герои рассказа довольно таки психологически достоверны и написан он уверенно. Однако все эти заморочки с промежуточными хозяевами и разводами на первом году брака мне показались несколько натянутыми и не позволили поставить высшую оценку. Хотя сама идея — очень яркая и запоминающаяся.
zmey-uj, 26 января 2009 г.
История мрачноватая, и хотя у Азимова это не редкость, здесь как-то особо неприятны земляне. Муж героини — отталкивающий тип, вызывающий неприязнь к полицейским вообще. Сама она — слабая женщина, не умеющая разглядеть человека, с которым живет бок о бок, и неспособная остановить явное преступление. Конечно, это вроде как и не их вина, но извините, в таком случае и правда нужны серьезные меры... Остается надеяться, что в дальнейшем пять рас сообща что-нибудь придумают.
При упоминании цианида ждешь, что он сыграет в сюжете классическую роль, однако выходит по-другому. Это тоже плюс автору, который не пошел по стандартному пути. Теория о необычной расе оригинальна и вполне могла бы стать основой для романа, хотя там затерялась бы в поворотах сюжета. А так можно много чего нафантазировать на ее основе.
god54, 17 декабря 2009 г.
Описание контакта с другими цивилизациями подано совершенно оригинально и в необычном стиле: взаимодействие землян с инопланетянами на уровне паразита и носителя...