Премия Итоги года от ...

 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Дата проведения:  8 января 2017 г.

  1. КНИГИ

    В предыдущие пару лет мы наблюдали подъём русскоязычной фантастики, однако в 2016 году тенденция прервалась. Несколько известных авторов порадовали качественными книгами, но ничем особо не удивили. А многие отечественные знаменитости сделали творческую паузу — остаётся надеяться, не слишком долгую.

    Зато в 2016 году появилось множество новых переводов — как уже известных у нас авторов, так и тех, кто до сих пор до России не добирался (мы даже ввели номинацию «Новое имя»). Поэтому почти все чемпионы минувшего года — иностранцы.

    1. Научная фантастика года:

      Качественной научной фантастики вышло немало, но явного лидера на сей раз не оказалось. Среди претендентов на победу — оригинальная история о контакте Джеймса Камбиаса, жёсткий футуристический детектив Адама Робертса, масштабная планетарная НФ Кима Стэнли Робинсона, мрачная постапокалиптика Паоло Бачигалупи.

      А победителем стал один из лучших романов Йена Макдональда «Бразилья» — гибрид фантастики «ближнего прицела», детективного триллера и исторических приключений. Автор нарисовал красочный портрет Бразилии, в котором смешалось её прошлое, настоящее и будущее. Книга получилась яркая, многослойная, с запутанным сюжетом. Это и экзотическая футуристика, и альтернативная история, и фантастика о параллельных мирах. «Бразилья» — непростой роман, и это логично: лучшие образцы современной НФ рассчитаны на вдумчивых читателей.

    2. Мистика и хоррор года:

      Эта номинация по уже сложившейся традиции получилась довольно пёстрой. Пожалуй, среди всех претендентов только сборник рассказов безвременно ушедшего Владислава Женевского можно без оговорок причислить к «ужасному» жанру. Остальные балансируют на грани: роман Фрэнсис Хардинг — страшноватое фэнтези для юношества, в сборнике Стивена Кинга есть рассказы разных жанров, а дилогию Кэтрин Валенте вообще сложно однозначно классифицировать.

      Победил же роман Дэна Симмонса — остроумная литературная игра, книга о новых приключениях великого сыщика Шерлока Холмса. Автор отправил легендарного детектива в Новый Свет, расследовать загадочное преступление бок о бок с выдающимся писателем Генри Джеймсом. «Пятое сердце» — увлекательный роман, полный аллюзий и тайных смыслов. Правда, мистика здесь не традиционно-сверхъестественная, а скорее как в произведениях магического реализма.

    3. Авторский сборник года:

      Среди номинантов в этой категории только одно малоизвестное имя — Елена Кушнир, автор симпатичных разноплановых рассказов. Всё остальные — писатели маститые: Питер Уоттс с твёрдой НФ, Келли Линк с магическим реализмом и, конечно, Гарри Гаррисон с ранними рассказами и мемуарами.

      А лучшим мы признали свежий сборник Стивена Кинга, куда вошли произведения, написанные им за последние семь лет. Конечно, откровением сборник не стал, ведь многие его сюжеты для Кинга вполне традиционны — зато исполнены на высочайшем уровне. При этом писатель пытается разнообразить свой творческий подход, экспериментируя с жанрами и стилем. Итог — едва ли не лучшая его книга со времён злосчастной аварии 1999 года, когда Стивен чудом выжил. В общем, сборник заслуженно удостоился премии Ширли Джексон 2015 года за выдающиеся достижения в «тёмной фантастике».

    4. Детско-юношеская фантастика года:

      В отличие от прошлого года, когда номинантами были произведения, тяготеющие к «взрослой» фантастике, нынешние претенденты рассчитаны на более юную аудиторию. Впрочем, нравоучительное фэнтези Терри Пратчетта, фэнтезийный стимпанк Ника Перумова, приключенческая фантазия и викторианский детектив Фрэнсис Хардинг способны понравиться и взрослым читателям.

      Но лауреатом стала как раз самая детская книга — увлекательная сказка канадского мэтра городского фэнтези Чарльза де Линта. Отлично прописанные персонажи, прекрасные диалоги, милый юмор, динамичный сюжет, уместные отсылки к мифологии — вот главные козыри книги. И, конечно, нельзя не упомянуть более семидесяти замечательных цветных иллюстраций Чарльза Весса. Не зря книга получила канадскую премию «Солнечная вспышка» за выдающиеся достижения в области фантастической литературы для подростков.

    5. Отечественная фантастика года:

      Особых прорывов в отечественной фантастике-2016 не наблюдалось. Известные авторы выступили на своём уровне — но не более. Алексей Пехов выдал увлекательную стимпанк-фантазию, Олди вновь успешно обратились к мифологии (на сей раз взяв за основу эпос Крайнего Севера), Сергей Лукьяненко сочинил качественную зомби-версию «дозоров». Разве что Ольга Голотвина сделала шаг вперёд в своём творчестве, хотя её фэнтезийная авантюра при всей занимательности излишне вторична.

      Потому мы решили особо не оригинальничать и возвели на верхнюю ступень пьедестала роман Роберта Ибатуллина «Роза и Червь», который уже отмечен несколькими наградами за попытку сочинить серьёзную научную фантастику. Несмотря на некоторые недостатки, «Роза и Червь» привлекает динамичным сюжетом, полифонической картиной будущего и основательностью авторского подхода к научно-техническим подробностям.

    6. Самая долгожданная книга года:

      Здесь мы отмечаем книги, которые по разным причинам слишком долго шли к нашим читателям. Речь, как правило, о произведениях зарубежных авторов (хотя бывают и исключения). Среди нынешних номинантов — два «плоскомирных» фэнтези Терри Пратчетта, масштабная фантазия Ричарда Адамса и серьёзная научная фантастика Кима Стэнли Робинсона.

      А победил роман Майкла Муркока, впервые изданный на родине знаменитого британца аж в 1978 году. Впрочем, дело не в «сроке давности» — уж больно книга выбивается из жанровых традиций. Даже для Майкла Муркока, который известен склонностью к экспериментам, зачастую весьма эпатажным. «Глориана» — тщательная стилизация под авантюрный роман в традициях литературы эпохи барокко. Читать книгу непросто, но для фанатов она что бальзам на душу. Возможно, не будь «Глорианы», не появились бы на свет прогремевшие значительно позже «новые странные».

    7. Самая нестандартная книга года:

      Магический реализм, литературная игра, альтернативная классика, абсурдистская фантастика… То и дело появляются книги, которые никак не втиснешь в прокрустово ложе какого-либо из традиционных фантастических жанров. Псевдоисторическая стилизация Майкла Муркока, мистико-детективный пастиш Дэна Симмонса, конспирологический конструкт Марка Z. Данилевского, «антиутопия нравов» Джеймса Балларда — таковы нынешние номинанты.

      Первенство же мы отдали двухтомному роману Кэтрин Валенте «Сказки сироты», где сошлись мифологическое фэнтэзи, хоррор и постмодернистская проза. Книга состоит из завораживающих и жутковатых историй, при чтении которых в памяти всплывают классические сказочные сюжеты братьев Гримм, не адаптированные «для детей». А ещё роман Валенте прекрасно написан и великолепно переведён.

    8. Артбук или энциклопедия года:

      Артбуков и красочно оформленных справочников в 2016 году вышло немало. Наиболее ярким из традиционных изданий подобного рода был второй том «Мира Тедаса». Но гораздо выигрышнее смотрелись книги с игровыми элементами — как путеводители по Анк-Морпорку Терри Пратчетта и по вселенной сериала «Доктор Кто».

      А победителем стал «Мир Льда и Пламени», путеводитель по фэнтезийной саге Джорджа Мартина. Авторы этой энциклопедии стилизовали текст под исторические хроники, написанные мейстерами. Книга радует обилием великолепных иллюстраций и разнообразной информацией о прошлом Семи Королевств и сопредельных территорий. Отличный подарок для поклонников как эпопеи Мартина, так и сериала «Игра престолов».

    9. Новое имя года:

      В минувшем году мы познакомились с массой новых авторов — пришлось даже ввести специальную номинацию. В число претендентов попали Лев Гроссман с фэнтезийной трилогией «Волшебники», Роберт М. Вегнер с масштабной фэнтези-эпопеей «Сказания Меекханского пограничья», автор оригинального стимпанка «Расколотый мир» Феликс Гилман и Марк Z. Данилевский, сочинивший элитарную конспирологию «Дом листьев».

      А победителем мы признали английскую писательницу Фрэнсис Хардинг, новую звезду юношеской фантастики. В 2016-м на русском вышло сразу четыре романа Хардинг — от её дебюта, занимательных приключений юной пройдохи Мошки Май Fly by Night, до самой свежей книги писательницы, викторианского фэнтези-детектива «Дерево лжи», которое стало в Британии романом года и попало в шорт-лист премии «Медаль Карнеги». Книги Хардинг всем хороши — сюжетом, героями, антуражем, стилем. Для подлинно мировой славы её произведениям не хватает только одного — талантливой экранизации.

    10. Книга года:

      Два предыдущих раза книгой года становилось научно-фантастическое произведение, которое одновременно побеждало и в своей жанровой номинации. На сей раз той же дорогой пошло фэнтези.

      Номинанты в этой категории — мифологическое технофэнтези Генри Лайона Олди, навеянная китайским средневековьем эпопея Кена Лю, стимпанк-приключения Алексея Пехова, постмодернистская фантазия Льва Гроссмана.

      Победителем же с огромнейшим перевесом, практически вдвое опередив ближайшего конкурента, оказался цикл Роберта М. Вегнера «Сказания Меекханского пограничья». Пожалуй, со времён Анджея Сапковского мы не знакомились с таким ярким польским фантастом. Впрочем, по творческой манере Вегнер мало походит на именитого соотечественника. Если с кем Вегнера и сравнивать, то скорее с Джо Аберкромби. Хотя кое-что общее с историями о Ведьмаке у «Сказаний» есть — первые четыре части цикла состоят из объединённых общим сюжетом рассказов и повестей.

      «Сказания» Вегнера — жёсткие, суровые, беспощадные и пронзительные тексты, которые сложно причислить к какому-то одному фэнтезийному направлению. Это одновременно фэнтези эпическое, героическое, авантюрное, тёмное, мифологическое, романтическое, плутовское, детективное… И такая эклектика «Сказаниям» совершенно не мешает. У цикла практически нет слабых мест — увлекательный сюжет, проработанный антураж, реалистичный стиль, психологически достоверные персонажи, множество выразительных, временами душераздирающих эпизодов. А впереди у нас полноценные романы, каждый из которых осыпан ворохом польских жанровых наград. Так что, возможно, очередные тома «Сказаний» Роберта М. Вегнера окажутся среди наших лауреатов уже 2017 года.

  1. КИНО

    2016 год заставил нас включить в свой постоянный лексикон слово «хайп»: ажиотаж, который совсем не обязательно связан с достоинствами фильма. Хайп вокруг некоторых картин — например, киновселенной DC — был огромен, но сами они до наших призов не дотянули.

    В первой половине года казалось, что 2016-й в кино так и останется чередой сплошных разочарований. Но вторая половина года спасла ситуацию, и другие ожидаемые картины не подкачали. А пара «тёмных лошадок» даже сумела обойти признанных фаворитов.

    1. Детский фильм года:

      Студия Disney по-прежнему лучше всех снимает кино для детей, причём как мультфильмы, так и фильмы. Новая экранизация «Книги джунглей» Киплинга — нечто среднее между ними. На экране постоянно появляется лишь один живой актёр — мальчик, играющий Маугли. Но под компьютерными масками Балу, Шер-Хана, Багиры и Каа прячется множество голливудских звёзд, в том числе Билл Мюррей, Идрис Эльба и Скарлетт Йоханссон. То, как убедительно сделали цифровых зверей, заслуживает номинации на «Оскар» за спецэффекты.

      Ничто не заменит нам старого советского «Маугли», но «Книга джунглей» — тоже достойная экранизация. Она добрая, весёлая и при этом не настолько детская и наивная, как старый диснеевский мультфильм. Киплинг был бы доволен.

    2. Приз зрительских симпатий:

      В 2016 году критики раздавали низкие (и спорные) оценки направо и налево. Их главная жертва и самая недооценённая картина — «Варкрафт» Дункана Джонса. 28% на Rotten Tomatoes у неплохого в целом фильма — это слишком. И судя по тому, что фильм победил в нашем опросе Вконтакте, наши подписчики с этим согласны. Именно благодаря их мнению мы включили «Варкрафт» в наш топ лучших фильмов 2016-го.

      Да, к сожалению, экранизация великой игры не вышла шедевром вроде «Властелина колец». Этому помешали слабая игра актёров, слишком явная графика, неровный сюжет из-за множества вырезанных сцен. Но на эти минусы у «Варкрафта» есть свои плюсы. Эпический размах. Бережное обращение с лором игры. Тщательно воссозданный мир Азерота. Ну и главное — роскошные орки. Честно говоря, весь фильм мы болели за них — не потому что они правы, а потому что они интереснее людей.

    3. Продолжение, приквел или ремейк года:

      Перезапущенный «Звёздный путь» остался верен себе даже после замены режиссёра на Джастина Лина. Как и фильмы Абрамса, «Бесконечность» больше похожа на «Звёздные войны», чем на классический сериал. Но эта космоопера по-прежнему радует хорошей актёрской игрой и зрелищностью. А замена сценариста на опытного комика Саймона Пегга пошла серии даже в плюс: меньше стало невероятных совпадений и мелодраматичных ссор Кирка со Споком, больше — хороших шуток.

      «Стартрек: Бесконечность» — идеальный фильм для серии, у которой нет сквозного сюжета. Он похож на эпизод сериала, рассказывающий об отдельном приключении героев. Так что понять его нетрудно даже тем, кто не смыслит в «Звёздном пути». А сердца трекки со стажем растопила дань памяти, которую создатели отдали покойному Леонарду Нимою. На лучший 50-летний юбилей вселенная «Звёздного пути» вряд ли могла рассчитывать.

    4. Дебют года:

      Съёмки этого фильма велись в глубокой тайне. О том, что это спин-офф «Монстро», стало известно лишь за несколько месяцев до премьеры. Пожалуй, если бы создатели вовсе не рассказали о связи этих фильмов, вышло бы даже лучше. Тогда камерный триллер «Кловерфилд, 10» стал бы ещё более непредсказуемым. Когда герои запираются в бункере, чтобы пересидеть конец света, мы ещё не знаем, что за беда снаружи и есть ли она вообще. А те, кто смотрел «Монстро», сразу догадаются, к чему идёт дело. Но даже их ждёт полтора часа саспенса, игры на нервах и непредсказуемого сюжета.

      «Кловерфилд, 10» — пример того, как отличный фильм может снять даже режиссёр-дебютант с небольшим бюджетом. Российское кино, у тебя больше не осталось отмазок! С интересом ждём третий фильм франшизы «Кловерфилд», который опять делается в строжайшей тайне.

    5. Мультфильм года:

      «Зверополис» не самый красивый мультфильм года, не самый оригинальный и уж точно не самый фантастический. Но на фоне конкурентов он выделяется как небоскрёб: это мультфильм с самым умным сюжетом в 2016 году. Создатели продумали, как уживаются разные виды «фуррей» в одном городе, и сделали это основой истории. Так «Зверополис» превратился из обычного иронического детектива в сатирическую притчу о терроризме, предубеждениях и дружбе народов. Он похож на комикс «Блэксэд» в переложении для детей.

      И, несмотря на эти серьёзные темы, у Disney вышла лёгкая комедия с отличными шутками и доброй моралью. Мультфильм вполне детский, просто взрослые видят в нём ещё один слой. Наверное, поэтому «Зверополис» сразу ушёл «в народ». Фан-артом с лисом Ником и зайкой-полицейской Джуди завален весь Deviantart. А медлительные госслужащие ещё долго будут слышать от посетителей: «Блиц, Блиц, скорость без границ!»

    6. Комедия года:

      Псст, приятель! Да, именно ты, который читает это и думает: «Опять МирФ пиарит это комиксное кинцо про Петросяна в лосинах!». Ты не прав, друг. Давай я расскажу тебе, за что все так любят «Дэдпула».

      Это не только угарная пародийная комедия в духе «Пипца». Это ещё и идеальное экранное воплощение персонажа. О таком годами молили небеса фанаты комиксов, и за него исполнитель главной роли Райан Рейнолдс, похоже, продал душу дьяволу. И ещё это кино с новаторским подходом к повествованию, где главный герой ломает четвёртую стену, вертит камерой и помнит, что он находится в фильме.

      «Дэдпул» в одиночку спас карьеру Райана Рейнолдса и киновселенную «Людей Икс». Ладно, ладно, уговорил: основной сюжет у фильма так себе. Но за юмор, оригинальность и воплощение фанатской мечты это можно простить.

    7. Супергеройский фильм года:

      В киновселенной Marvel наконец появился герой, способный заменить Тони Старка, и это доктор Стивен Стрэндж в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Он ироничный, умный и обаятельный, а ещё он волшебник. Marvel снова не стали ограничиваться рамками чистой супергероики и сняли отличное фэнтези о битвах магов и параллельных измерениях. Получилось очень красиво. Мы долго не забудем сюрреалистические миры, похожие на калейдоскоп, битвы на изгибающихся небоскрёбах и город, движущийся назад во времени.

      «Доктор Стрэндж» — самый зрелищный и визуально впечатляющий фильм 2016 года. Если киноакадемия не даст ему номинацию на «Оскар» за спецэффекты, то чем, чёрт возьми, она занимается? А интернет благодаря доктору обогатился мемом «Я пришёл договориться».

    8. Фэнтези-фильм года:

      Волшебный мир «Гарри Поттера» в этом году возродился дважды: в виде пьесы «Проклятое дитя» и фильма «Фантастические твари». И если пьеса получилась довольно спорной, то фильм удался на все сто. «Фантастические твари» — это не попытка высосать из пальца продолжение про детей и внуков. Это полноценная отдельная история про новых героев и совсем другую эпоху —1920-е, времена джаза, шляп и чёрно-белых фото.

      Эдди Редмэйн отлично сыграл чудаковатого волшебника-зоолога Ньюта Саламандера, эдакую смесь Доктора Кто и гайдаевского Шурика, устроившего на улицах Нью-Йорка эпическую ловлю покемонов. Но зрительскую любовь у него украли уморительный пекарь Ковальски и сами фантастические твари — нюхли, сносороги, камуфлори и прочие миляги. Жаль только, что главный злодей подкачал и детективной интриги, которую явно замышляла Джоан Роулинг, не получилось. Может, в продолжениях его раскроют лучше и «Фантастические твари 2» всерьёз поборются за звание фильма года?

    9. Боевик года:

      В 2015 году «Звёздные войны» вернулись на киноэкраны. В 2016-м мы окончательно убедились, что не зря. Спин-офф космической саги вышел, пожалуй, даже лучше «Пробуждения Силы».

      «Изгой-один» не просто рассказал, кто украл чертежи Звезды смерти. Как раз это мало кого волновало — Расширенная вселенная давно ответила на этот вопрос. Важнее, что Гарет Эдвардс снял самый мрачный и суровый фильм саги, похожий на настоящую военную драму. «Изгой» — в первую очередь войны, а потом уже звёздные. Эдвардс показал тёмную сторону повстанцев и напомнил, что война — это смерть, потери и тяжёлый выбор. Ну а ещё «Изгой» — отличная боевая космоопера с лучшей в этом году битвой звездолётов и потрясающей дракой с участием Дарта Вейдера.

      Сила течёт в этом фильме, и он един с Силой. Он дал нам надежду, что «Звёздные войны» будут не только конвейером для выжимания денег, но и просто хорошим кино. «Изгою» не хватило всего пары голосов, чтобы повторить успех «Мести ситхов» и стать нашим фильмом года.

    10. Фильм года:

      После «Прибытия» нам захотелось вернуться в прошлое, в 2015-й, и крикнуть самим себе: «Ребята, включите этот фильм в топ самых ожидаемых!» Научно-фантастическая драма Дени Вильнёва была тёмной лошадкой, но оказалась главным открытием года.

      На основе повести Теда Чана режиссёр и сценарист создали собственную историю, показывающую проблемы контакта с инопланетянами с точки зрения науки. Эми Адамс блестяще исполнила роль учёной, которая постигает язык и мировоззрение вида, совершенно не похожего на наш. А неожиданный, но такой логичный финальный поворот стал, что называется, вишенкой на торте. Он превратил картину в трогательную и мудрую притчу об относительности времени и смысле жизни.

      «Прибытие» — лучший фантастический фильм этого года, достойный наследник «Интерстеллара» и земекисовского «Контакта». А следующие работы Вильнёва мы теперь ждём с особым нетерпением. «Бегущий по лезвию 2049» выходит в следующем октябре, а дальше, если повезёт, Дени займётся «Дюной».

  1. СЕРИАЛЫ

    С каждым годом выбрать лучший сериал становится всё сложнее — но по приятной причине. Их снимают много, и хороших более чем достаточно. А в последние годы многие шоу стали выходить на русском языке почти без задержки. Так что сериалов, достойных попасть в наши итоги года, оказалось немало. Не все даже уместились — простите нас, «Мистер Робот», «Агенты Щ.И.Т.а», «Волшебники», «Страшные сказки» и «Флэш».

    1. Лучший финал сериала:

      Киберпанковский технотриллер об искусственном разуме, созданный Джонатаном Ноланом и Джей Джей Абрамсом, пропадал с экранов на целый год, и были серьёзные сомнения, дадут ли его авторам хотя бы завершить начатую историю. К счастью, дали.

      Пятый и последний сезон «В поле зрения» получился самым напряжённым и насыщенным. Противостояние двух искусственных интеллектов, Машины и Самаритянина, обрело финал, а создатели сериала заставили нас задуматься: стоит ли так уж бояться наших электронных собратьев? Развивать эту тему Нолан и Абрамс продолжили уже в «Мире Дикого Запада».

    2. Космический сериал года:

      Канал Syfy обожает снимать фантастические сериалы про космос. Обычно выходит что-то средненькое вроде «Тёмной материи», но «Пространство» — безусловно главная удача Syfy за многие годы.

      Экранизация книг Джеймса Кори радует сюжетом в духе нуарного детектива, интересным конфликтом Земли и её колоний и хорошими спецэффектами. Космос тут показан без явного противоречия науке, убедительно изображена невесомость, а жители астероидов из-за низкой гравитации вырастают тонкими и хрупкими. Всем, кто истосковался по сериалам вроде «Светлячка» и «Вавилона 5», стоит обратить внимание на «Пространство».

    3. Супергеройский сериал года:

      Про «Сорвиголову» достаточно сказать, что с ним всё хорошо. Это по-прежнему лучший современный сериал про супергероя. Ни очередной сосед по вселенной Marvel-Netflix Люк Кейдж, ни новинки от «Сидаба» не смогли составить конкуренцию дьяволу Адской кухни.

      Отличный первый сезон, который мы назвали главным открытием прошлого года, оказался подготовкой к не менее впечатляющему второму. Мэтт Мёрдок сталкивается с куда более жестоким супергероем, Карателем, который злодеев не сажает в тюрьмы, а кроваво линчует. Эта встреча ставит перед Мэттом Мёрдоком сложный вопрос: как много зла можно творить во имя добра?

    4. Фэнтези-сериал года:

      После застойного пятого сезона многие решили, что главный фэнтези-сериал всех времён уже не тот. Но в шестом сюжет обогнал книги Мартина — и сразу припустил так, что мы только успевали ахать. Создатели наконец подтвердили давнюю теорию о родителях Джона Сноу. Мы узнали страшную тайну Ходора, которая мигом превратила его в интернет-мем. Битва бастардов стала одной из самых зрелищных сцен в истории сериала. А финальный эпизод по жестокости и неожиданности был сравним с Красной свадьбой.

      Не всем такой поток откровений и сюрпризов пришёлся по душе. Но согласитесь, так гораздо лучше, чем тянуть волынку, пока не просядут рейтинги. Шестым сезоном создатели доказали, что не намерены доить «Игру престолов» до бесконечности. Сериал действительно движется к финалу, который наверняка будет не менее впечатляющим.

    5. Возвращение года:

      Как нам тебя не хватало, «Чёрное зеркало»! Твоей зубастой сатиры на общество, сведённое с ума высокими технологиями и жаждой славы и комфорта. Твоих гаджетов, похожих на реальную технику завтрашнего дня. Твоих злободневных тем, будто взятых из заголовков новостей, вроде интернет-шантажа. И, конечно, твоих неоднозначных героев, которых хочется сперва убить, а потом пожалеть.

      Ты, конечно, изменилось с переездом на Netflix, в тебе стало меньше безысходности и больше надежды. Но в основе своей ты осталось прежним. Спасибо, Чарли Брукер, что продолжаешь показывать нам наше тёмное отражение. Добро пожаловать обратно в эфир.

    6. Открытие года:

      Мистический сериал «Очень странные дела» взял многое от фильмов Спилберга, романов Кинга и эпохи 1980-х. Здесь есть маленький городок, зловещие тайные эксперименты, девочка с суперсилами, призраки и параллельные миры. Это отчасти «Твин Пикс», отчасти «Инопланетянин», чуть-чуть «Полтергейста» и капелька «Кэрри». Но из такой смеси получилась не копия, а вполне самобытная история в приятной атмосфере старого кино. В очередной раз браво, Netflix!

      Этого сериала не было в наших ожиданиях-2016. О нём мы мало что знали до премьеры. Но в итоге он оказался самым приятным сюрпризом 2016-го и совсем чуть-чуть не дотянул до звания сериала года. «Очень странные дела» открыли нам имена братьев Дафферов, придумавших эту историю, и замечательной юной актрисы Милли Бобби Браун, сыгравшей девочку Одиннадцатую (да и вообще «Очень странные дела» — редкий случай, когда актёры-дети играют не хуже взрослых). Наверняка за этими людьми будущее телевидения.

    7. Cериал, который мы потеряли:

      Господа, кажется, у нас случился новый «Светлячок».

      «Галавант» — самый незаслуженно закрытый сериал последних лет. Этот комедийный фэнтези-мюзикл был шикарен. Действительно смешные шутки и пародии. Уморительные персонажи вроде гиперактивного короля, его заботливого телохранителя и неуверенного в себе рыцаря. Цепляющие песни, написанные Аланом Менкеном — главным композитором диснеевских мультфильмов. Этот сериал заслуживал куда больше любви и внимания.

      Но «Галавант» оказался слишком хорош для нашего жестокого мира, где бал правят рейтинги. После второго сезона канал ABC отправил поющих рыцарей на покой. Нам остаётся только поминать их добрым словом и пересматривать.

    8. Сериал года:

      Когда канал HBO запускал сериал по мотивам фильма «Мир Дикого Запада», все думали, что нас ждёт очередной ремейк. А разве бывают ремейки лучше оригинала? Теперь мы знаем: да. Бывают лучше, мудрее, сложнее, значимее для жанра и даже… оригинальнее.

      Джонатан Нолан и его коллеги взяли из сценария Майкла Крайтона только место действия: развлекательный парк в стиле вестерна, в котором богачи могут убивать безропотных андроидов. Всё остальное — их собственные мысли о природе сознания и проблеме искусственного интеллекта. «Мир Дикого Запада» интригует тайнами и задаёт множество вопросов, но, в отличие от большинства подобных сериалов, даёт на них ответы. Продолжения мы ждём не из-за нераскрытых секретов, а просто потому, что оно наверняка будет ещё интереснее.

      «Мир Дикого Запада» — событие, сравнимое с премьерами «Игры престолов» и «Ходячих мертвецов», и несомненно главный сериал 2016 года.

  1. КОМИКСЫ

    Выбрать один-единственный комикс года оказалось невозможной задачей. Ведь в 2016-м на русском вышли сразу несколько изданий долгожданной классики. Поэтому впервые в истории журнала мы представляем годовой топ-10 рисованных историй.

    1. Лига выдающихся джентльменов:

      Библия стимпанка, созданная великим Аланом Муром, наконец официально вышла на русском. Давно пора: до сих пор большинство знало «Джентльменов» по неудачной экранизации 2004 года. А первоисточник и фильм — это небо и земля. Мур задумывал не мэшап-клюкву в духе «Ван Хельсинга», а дань уважения романам XIX века, на которых вырос. Они с художником Кевином О’Нилом стилизовали графический роман под манеру писателей и иллюстраторов той эпохи. «Лига выдающихся джентльменов» не просто стимпанк, а комикс, который мог бы появиться в мире стимпанка.

    2. Убийственная шутка:

      Это мог быть год Джокера — на экраны вышли «Отряд самоубийц» и мульт-экранизация «Убийственной шутки», а сам этот графический роман издали на русском. Увы, оба фильма не более чем неплохие. Зато старый недобрый комикс Алана Мура, вдохновлявший Бёртона и Нолана, не разочаровал. Российские комиксоманы наконец заполучили в свои коллекции главную историю о Джокере. На страницах «Шутки» клоун пытается свести с ума Бэтмена и комиссара Гордона, а между делом вспоминает, как обезумел сам. Впрочем, не стоит верить Джокеру: у него ещё сто историй, как он получил эти шрамы.

    3. Танкистка. Раз:

      Знайте: основатель группы Gorrillaz Джейми Хьюлетт — чокнутый на всю голову. Причём давно, с 1980-х. И это здорово. Его угарная серия «Танкистка» выглядит так, будто банда панк-девчонок захватила власть на съёмках «Безумного Макса», накачалась пивом, взорвала всё, что можно и нельзя, и уехала предаваться страсти с кенгуру-мутантами. Неполиткорректная, матершинная, сексуальная и уморительно абсурдная, «Танкистка» ворвалась в наш топ с автоматом в одной руке и реактивным дилдо в другой. Нам оставалось только покориться.

    4. Жуй-2:

      Во втором томе комикс об агенте-цибопате Тони Чжуе стал ещё вкуснее. Захватывающий сюжет с заговорами и убийствами, новые пищевые суперспособности, петухи-убийцы, секретные агенты, культисты, огненные надписи в небе, отсылки к комиксам, фильмам, сериалам и музыке — это далеко не полный перечень того, что подали к читательскому столу Джон Лэйман и Роб Гиллори. Главное — авторам вновь удалось нас удивить, что не вышло у многих других, более именитых коллег по цеху.

    5. Понимание комикса:

      Уникальный комикс категории non-fiction, объясняющий, что такое комикс в принципе и почему рисованные истории ничем не хуже любого другого искусства. Комиксист Скотт Макклауд подробно и с примерами разбирает связь комикса с живописью и литературой, разные приёмы повествования, уровни абстракции, отличия западных комиксов и манги. «Понимание комикса» стоит прочитать всякому, кто хочет быть культурно подкованным человеком. А ещё оно отлично помогает перевоспитывать тех, кто всё ещё брюзжит про «качков в трико» и «картинки для дегенератов».

    6. Спаун:

      Тодд Макфарлейн — рок-звезда от мира комиксов, а «Спаун» — его главный хит. Мрачный, стильный, брутальный и… очень неспешный. Эл Симмонс, убийца на службе ЦРУ, вернувшийся с того света, не супергерой. Его не подгоняют моральные принципы и чувство долга, а потому он может позволить себе обстоятельное самокопание и не торопится никого спасать. Первый том «Спауна» имеет историческое значение как для западной комикс-индустрии, так и для российской. Он дал старт издательству Image — пожалуй, первому после «большой двойки». А в России он стал самым мучительным долгостроем: первый анонс русского издания «Спауна» состоялся ещё в начале 2000-х.

    7. Пейшенс:

      Графический роман от автора «Призрачного мира» — не просто повествование об очередном путешественнике во времени. Нет, это психоделическая драма об эмоциональных и физических сложностях, с которыми придётся столкнуться, если прыжки в прошлое-будущее вдруг станут возможны. А ещё «Пейшенс» — это реалистичные персонажи, отборные ругательства, драматичная история любви и герои, плюющие на целостность пространственно-временного континуума.

    8. Реквием. Рыцарь-вампир:

      Готическое фэнтези Оливье Ледруа и Пата Миллса — отличная иллюстрация к выражению «В аду я буду с вилами». В загробном мире немецкий офицер Генрих получил за свою жестокость награду: стал знатным и бессмертным вампиром. Сам антигерой и рад бы раскаяться в грехах, да окружение не даёт. Графический роман хорош в первую очередь своей гротескной эстетикой, смешением чёрного и алого, насилия и эротики, ужасного и прекрасного. «Реквием» настолько откровенен, что для нашей страны это оказалось слишком — русское издание вышло зацензуренным.

    9. Блэксэд 2:

      Продолжение нуарного графического романа про кота-детектива Блэксэда почти не уступает первому тому. Это по-прежнему «Город грехов» в мире говорящих животных — не столь жестокий, как творение Фрэнка Миллера, но близкий по духу. Испанцы Каналес и Гуарнидо продолжают исследовать взрослые и мрачные темы вроде расизма и наркомании. И с каждой новеллой всё очевиднее, что Блэксэд живёт не в воображаемом мире фурри, а в нашем. Коты, собаки, медведи, хорьки — лишь маски, аллегории нас с вами.

    10. Паучьи миры:

      Пожалуй, самый масштабный кроссовер, выходивший на русском языке. В талмуде — иначе не скажешь — объёмом свыше шестисот страниц нашлось место, кажется, всем героям с паучьими силами, которые появлялись в комиксах Marvel и их адаптациях. Паукам угрожают таинственные Наследники, которые путешествуют между мирами и пытаются уничтожить всех людей-пауков Мультивселенной. История — под стать объёму — очень масштабна, но подкупает не только этим, но и многогранностью. В «Паучьих мирах» соседствуют сюжеты, написанные и нарисованные в самых разных стилях. Рядом со шпионским боевиком в научно-фантастических декорациях можно обнаружить, например, комедию, стилизованную под мультфильм 1960-х.

© «Мир фантастики» №2 (Том 162), 2017

см. подробности на сайте журнала

 
 
Книга года Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья"
Robert M. Wegner "Opowieści z meekhańskiego pogranicza"
Кэтрин М. Валенте "Сказки сироты"
Catherynne M. Valente "The Orphan's Tales"
Майкл Муркок "Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти"
Michael Moorcock "Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen"
Дэн Симмонс "Пятое сердце"
Dan Simmons "The Fifth Heart"
Роберт Ибатуллин "Роза и Червь"
Книги — Научная фантастика года Йен Макдональд "Бразилья"
Ian McDonald "Brasyl"
Джеймс Камбиас "Тёмное море"
James L. Cambias "A Darkling Sea"
Адам Робертс "Стеклянный Джек"
Adam Roberts "Jack Glass"
Ким Стэнли Робинсон "Красный Марс"
Kim Stanley Robinson "Red Mars"
Паоло Бачигалупи "Водяной нож"
Paolo Bacigalupi "The Water Knife"
Книги — Фэнтези года Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья"
Генри Лайон Олди "Сильные"
Кен Лю "Королевские милости"
Ken Liu "The Grace of Kings"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Созерцатель"
Лев Гроссман "Волшебники"
Lev Grossman "The Magicians Triology"
Книги — Мистика и хоррор года Дэн Симмонс "Пятое сердце"
Dan Simmons "The Fifth Heart"
Фрэнсис Хардинг "Песня кукушки"
Frances Hardinge "Cuckoo Song"
Кэтрин М. Валенте "Сказки сироты"
Catherynne M. Valente "The Orphan's Tales"
Стивен Кинг "Лавка дурных снов"
Stephen King "The Bazaar of Bad Dreams"
Владислав Женевский "Запах"
Книги — Авторский сборник года Стивен Кинг "Лавка дурных снов"
Stephen King "The Bazaar of Bad Dreams"
Питер Уоттс "По ту сторону рифта"
Peter Watts "Beyond the Rift"
Гарри Гаррисон «Гаррисон! Гаррисон!» https://fantlab.ru/edition170121
Келли Линк "Вляпалась!"
Kelly Link "Get in Trouble"
Елена Кушнир "Реальные сказки"
Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года Чарльз де Линт "Кошки Дремучего леса"
Charles de Lint "The Cats of Tanglewood Forest"
Терри Пратчетт "Тиффани Болен"
Terry Pratchett "Tiffany Aching"
Ник Перумов "Приключения Молли Блэкуотер"
Фрэнсис Хардинг "Хроники Расколотого королевства"
Frances Hardinge "Fly by Night"
Фрэнсис Хардинг "Дерево лжи"
Frances Hardinge "The Lie Tree"
Книги — Лучшая отечественная книга Роберт Ибатуллин "Роза и Червь"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Созерцатель"
Генри Лайон Олди "Сильные"
Ольга Голотвина "Крылья распахнуть!"
Сергей Лукьяненко "КВАZИ"
Книги: Самая долгожданная книга Майкл Муркок "Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти"
Michael Moorcock "Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen"
Терри Пратчетт "Маленький свободный народец"
Terry Pratchett "The Wee Free Men"
Ричард Адамс "Шардик"
Richard Adams "Shardik"
Терри Пратчетт "Держи марку!"
Terry Pratchett "Going Postal"
Ким Стэнли Робинсон "Красный Марс"
Kim Stanley Robinson "Red Mars"
Книги — Самая нестандартная книга года Кэтрин М. Валенте "Сказки сироты"
Catherynne M. Valente "The Orphan's Tales"
Майкл Муркок "Глориана; или Королева, не вкусившая радостей плоти"
Michael Moorcock "Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen"
Дэн Симмонс "Пятое сердце"
Dan Simmons "The Fifth Heart"
Марк Z. Данилевский "Дом листьев"
Mark Z. Danielewski "House of Leaves"
Дж. Г. Баллард "Высотка"
J. G. Ballard "High-Rise"
Книги - Артбук года Джордж Р. Р. Мартин, Элио М. Гарсиа-мл., Линда Антонссон "Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов"
George R. R. Martin, Elio M. García Jr., Linda Antonsson "The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones"
Терри Пратчетт "Весь Анк-Морпорк. Путеводитель"
Terry Pratchett "The Compleat Ankh-Morpork"
Джеймс Госс, Стив Трайб "Доктор Кто: Жизнь и времена"
James Goss, Steve Tribe "Doctor Who: The Doctor's Lives and Times"
Бен Желина, Ник Торнборроу "Dragon Age: Мир Тедаса. Том 2"
Ben Gelinas, Nick Thornborrow "Dragon Age: The World of Thedas. Volume 2"
Книги — Новое имя года Фрэнсис Хардинг
Frances Hardinge
Роберт М. Вегнер
Robert M. Wegner
Феликс Гилман
Felix Gilman
Лев Гроссман
Lev Grossman
Марк Z. Данилевский
Mark Z. Danielewski
Книги — Лучший комикс Алан Мур "Лига выдающихся джентльменов"
Alan Moore "The League of Extraordinary Gentlemen"
Алан Мур "Бэтмен: Убийственная шутка"
Alan Moore "Batman: The Killing Joke"
Алан Мартин "Танкистка. Раз"
Alan Martin "Tank Girl: One"
Джон Лэйман "Жуй. Книга 2"
John Layman "Chew: The Omnivore Edition. Vol. 02"
Скотт Макклауд "Понимание комикса: невидимое искусство"
Scott McCloud "Understanding Comics: The Invisible Art"
Межавторский цикл "Спаун"
Межавторский цикл "Spawn"
Дэниел Клоуз "Пейшенс"
Daniel Clowes "Patience"
Пэт Миллс "Реквием. Рыцарь-вампир" (тт. 1 и 2: Воскрешение, Пляска смерти)
Pat Mills "Requiem Chevalier Vampire"
Хуан Диаc Каналес "Блэксэд" (т. 2: Красная душа, Ад безмолвия)
Juan Díaz Canalès "Blacksad"
Дэн Слотт, Кристос Гейдж, Питер Дэвид, Майк Коста, Деннис Хоуплесс "Паучьи Миры"
Dan Slott, Christos N. Gage, Peter David, Mike Costa, Dennis Hopeless "Spider-Verse"
Книга года по версии читателей Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья" 18,4%
Robert M. Wegner "Opowieści z meekhańskiego pogranicza"
Стивен Кинг "Лавка дурных снов" 17,4%
Stephen King "The Bazaar of Bad Dreams"
Алексей Пехов, Елена Бычкова "Созерцатель" 14,4%
Сериалы — Лучший финал сериала В поле зрения (реж. Крис Фишер, Ричард Дж. Льюис, Фред Туа) (5 сезон)
Person of Interest
Сериалы — Лучший космический сериал Пространство / Экспансия (реж. Брек Эйснер, Джефф Вулнаф, Терри МакДонаф и др.)
The Expanse
Сериалы — Лучший супергеройский сериал Сорвиголова (реж. Фил Абрахам, Фэррен Блэкберн, Стивен С. ДеНайт) (2 сезон)
Daredevil
Сериалы — Сериал-возвращение года Чёрное зеркало (реж. Карл Тиббеттс, Отто Баферст, Эрос Лин) (3 сезон)
Black Mirror
Сериалы — Cериал, который мы потеряли Галавант (реж. Джон Фортенберри, Крис Кох, Деклан Лауни и др.) (2 сезон)
Galavant
Сериалы — Лучший фэнтези-сериал Игра престолов (реж. Брайан Кирк, Даниэль Минахан, Тимоти Ван Паттен) (6 сезон)
Game of Thrones
Сериалы — Открытие года Очень странные дела (реж. Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви)
Stranger Things
Сериалы — Сериал года Мир Дикого Запада (реж. Джонатан Нолан, Фред Туа, Джонни Кэмпбелл)
Westworld
Кино — Лучший мультфильм Зверополис (реж. Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш)
Zootopia
В поисках Дори (реж. Эндрю Стэнтон, Энгус МакЛэйн)
Finding Dory
Кубо. Легенда о самурае (реж. Трэвис Найт)
Kubo and the Two Strings
Моана (реж. Рон Клементс, Джон Маскер и др.)
Moana
Кино — Детский фильм года Книга джунглей (реж. Джон Фавро)
The Jungle Book
Большой и добрый великан (реж. Стивен Спилберг)
The BFG
Дом странных детей Мисс Перегрин (реж. Тим Бертон)
Miss Peregrine's Home for Peculiar Children
Пит и его дракон (реж. Дэвид Лоури)
Pete's Dragon
Кино — Лучшее продолжение Стартрек: Бесконечность (реж. Джастин Лин)
Star Trek Beyond
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (реж. Гарет Эдвардс)
Rogue One
Первый мститель: Противостояние (реж. Энтони Руссо, Джо Руссо)
Captain America: Civil War
Кино — Лучший фэнтези-фильм Фантастические твари и где они обитают (реж. Дэвид Йэтс)
Fantastic Beasts and Where to Find Them
Варкрафт (реж. Дункан Джонс)
Warcraft
Доктор Стрэндж (реж. Скотт Дерриксон)
Doctor Strange
Кино — Дебют года Кловерфилд, 10 (реж. Дэн Трахтенберг)
10 Cloverfield Lane
Хардкор (реж. Илья Найшуллер)
Человек – швейцарский нож (реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
Swiss Army Man
Кино — Комедия года Дэдпул (реж. Тим Миллер)
Deadpool
Человек – швейцарский нож (реж. Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт)
Swiss Army Man
Кино — Супергеройский фильм года Доктор Стрэндж (реж. Скотт Дерриксон)
Doctor Strange
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (реж. Зак Снайдер)
Batman v Superman: Dawn of Justice
Дэдпул (реж. Тим Миллер)
Deadpool
Первый мститель: Противостояние (реж. Энтони Руссо, Джо Руссо)
Captain America: Civil War
Кино — Боевик года Изгой-один: Звёздные войны. Истории (реж. Гарет Эдвардс)
Rogue One
Дэдпул (реж. Тим Миллер)
Deadpool
Первый мститель: Противостояние (реж. Энтони Руссо, Джо Руссо)
Captain America: Civil War
Стартрек: Бесконечность (реж. Джастин Лин)
Star Trek Beyond
Кино — Научно-фантастический фильм года Прибытие (реж. Дени Вильнёв)
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (реж. Гарет Эдвардс)
Rogue One
Пассажиры (реж. Мортен Тильдум)
Passengers
Кловерфилд, 10 (реж. Дэн Трахтенберг)
10 Cloverfield Lane
Фильм года Прибытие (реж. Дени Вильнёв)
Arrival
Доктор Стрэндж (реж. Скотт Дерриксон)
Doctor Strange
Дэдпул (реж. Тим Миллер)
Deadpool
Зверополис (реж. Байрон Ховард, Рич Мур, Джаред Буш)
Zootopia
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (реж. Гарет Эдвардс)
Rogue One
Фантастические твари и где они обитают (реж. Дэвид Йэтс)
Fantastic Beasts and Where to Find Them
Фильм года по версии читателей Варкрафт (реж. Дункан Джонс)
Warcraft
Изгой-один: Звёздные войны. Истории (реж. Гарет Эдвардс) 19,9%
Rogue One
Фантастические твари и где они обитают (реж. Дэвид Йэтс) 13,9%
Fantastic Beasts and Where to Find Them
Игры — Римейк / Перезапуск года Ratchet & Clank
The Legend of Zelda: Twilight Princess HD
Shadow of the Beast
Resident Evil 0: HD Remaster
Игры — Дополнение года Ведьмак 3: Дикая Охота. Кровь и вино
World of Warcraft: Legion
Dying Light: The Following
Игры — Самая долгожданная игра года The Last Guardian
Игры — Независимая игра года INSIDE
Owlboy
Superhot
Игры — Боевик года Titanfall 2
Doom
Gears of War 4
Uncharted 4: A Thief’s End
Игры — Стратегия года Civilization VI
XCOM 2
Stellaris
Игры: Ролевая игра года Final Fantasy XV
Tyranny
Dark Souls 3
Deus Ex: Mankind Divided
Игры — Разочарование года No Man’s Sky
Mirror's Edge: Catalyst
Mighty No. 9
Игры — Безумие года Pokemon Go
Игры — Нефантастическая игра года Firewatch
Игры — Сиквел года Dark Souls 3
Titanfall 2
Watch Dogs 2
Dishonored 2
Deus Ex: Mankind Divided
Игры — Эксклюзив года Uncharted 4: A Thief End
The Last Guardian
Игра года Overwatch
Uncharted 4: A Thief’s End
The Last Guardian
Dark Souls 3
Игра года по версии читателей Overwatch 18,2%
Dark Souls 3 18,0%
Uncharted 4: A Thief's End 17,8%
Настольные игры — Самая стильная игра Эпичные схватки боевых магов: Битва на горе Черепламени
Настольные игры — Событие года Выход Pathfinder RPG на русском
Настольные игры — Зарубежная настолка игра Star Wars Rebellion
Mansions of Madness: Second Edition
Terraforming Mars, Scythe
Настольные игры — Отечественная настолка игра Стальная арена
Master of Orion
«Гильдии Лаара»
Настольные игры — Игра года Master of Orion
«О мышах и тайнах»
Space Alert
«Стальная арена»
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх