Ник Перумов «Приключения Молли Блэкуотер»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези ) | Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Другая география )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература | Любой
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Easy Bella, 28 сентября 2018 г.
Довольно слабая трилогия.
Главный её недостаток — решительно непонятно, чего именно целых три книги добивался автор. Показать, как здружить англичан и Roskies? — после прочтения остается решительно непонятно как. Показать, какие мнимые различия между двумя цивилизациями? — тогда показать вышло неважно. Показать, на какие зверства способны люди «с честными лицами»? — тот же «Кровавый меридиан» с его скальпированием индейцев и убийством младенцев справляется лучше. Но обо всем по порядку.
Столкновение двух цивилизаций из разных исторических эпох выглядит крайне неубедительно. Во-первых, здешнему миру условных англичан совершенно не нужен стимпанк. С чем у вас ассоциируется стимпанк? У меня с Великобританией девятнадцатого века: временем «белых пятен» на картах, охотой на исчезающие виды ради ручек для зонтов, детским трудом, напусканным целомудрием с благочестием, укрепляющейся властью банкиров, паром, от которого запустится даже андроидный коллайндер и городами типа Лондонца, которых не видно за вечным смогом от угольного отопления. Да, у Перумова уже колонизируют Тартарию и Черный Континент, по улицам гоняют паромобили, «юных леди» шпыняют по рукам указкой, а леди постарше кротко вяжут дома шерстяные платки. Но как этот мир дополняет мир Roskies, который остался в веке... ну, судя по тому, что у них сохранился родоплеменной титул «князь», то к веку тринадцатому? — да никак! А все из-за того, что, во-вторых, психологических различий между этими двумя мирами абсолютно не наблюдается (и это при том, что взгляд на мир уже отличается у жителей разных городов). Просто с одной стороны люди, которые полагаются на паростроение, и принимают существование магии как вызов силе технократии, а с другой — маги, которые пока не обрели знания паростоения. У одних есть деревья, у других нет. Все. На контрасте с первым второй не обретает таинственности, на контрасте с вторым первый не выглядит как уродливая попытка людей подчинить и заменить магию машинами. Если бы я не читала всю трилогию, то решила бы, что эта история — воззвание в защиту природы, тем более в первой книге на это делается немалый акцент (скорее потому, что кроме «гой ты Русь моя родная» с её обниманием берёзок в нашем настоящем мало доводов в предпочтение пути России путям альтернативным). Но нет: автор уверен, что пишет если и не анти-саксонксую книгу то, по крайней мере, книгу патриотическую. И в той же временной эпохе, когда колонисты ведут спортивную охоту на аборигенов Австралии и отрубают детям Бельгийского Конго руки за недоработки, Перумов не находит ничего лучше горячих русских бань и парней, одного из которых Молли Блэкуотер тотчас любит, разумеется, «навеки» (вы же тоже в тринадцать лет влюблялись «навечно»), чтобы его героиня ассимилировалась среди Roskies. Т.е. её принятие стороны Roskies это ни что иное, как гормональный взрыв.
И, конечно, немного о Roskies. О май диар коммрадс! Не знаю, что такое случилось с Перумовым, но в Америке у него определенно атрофировалось чувство меры и вкуса. Для начала: никакие это не Roskies. Это просто орки, На'Ви, непокорные зулусы или любой другой образ народа «благородных дикарей» — подставьте их и ничего не изменится. И тактика боя у них соответствующая — дикарская; каждый раз описывается как орды пушечного мяса из бородачей в «тулупос», «шапкос-ушанкос» и прочих атрибутах уважающего себя «Roskies-комрад», с фузеями наперевес несутся в атаку (хорошо хоть «за Сталина!» не кричат), а рядом кастуют заклинания ворожеи (у меня примерно такие же полководческие таланты после сотен часов в Варкрафте). Понятно, что этой клюквой автор хотел отобразить восприятие иноземцев главной героиней, но вышло так, словно русскоязычный писатель захотел беззлобно посмеяться над иностранцем читателем — и сам достал худшие клише из разряда «у каждого русского есть свой домашний медведь»,
из-за чего хотелось уже «хряпнуть водка», взять дедовский «ПэПэШа» и расстрелять шутника-Перумова «фор Хомленд».
Собственно, не удивляйтесь набившим оскомину мифам из русского фольклора, которые переиначены самым безвкусным способом: тут вам и Бабки-ежки, которых здесь называют «ворожеями», и избушки (не на курьих ножках, но зато с головами на частоколе — одна из немногих хороших идей книги), и боги — не «правь, явь, снаффь», а просто ещё одни Семь зверей Райлега — только теперь в «русском» антураже. Я все понимаю, но на дворе не советское детство Перумова: теперь лубочные представления о древнерусской мифологии вызывает только зевоту, как от бородатого анекдота.
И, возвращаясь в начало обзора. В финале Перумов демонстрирует нам, как здружить два таких разных народа:
Напоследок про персонажей. Что до них? Перумов может писать только Фесса, про Фесса и, я так полагаю, для Фессов. Местная Молли — это Фесс чистой воды, но только в юбке (поправочка: брюках — все же пацанка). Все черты на лицо: вундервафля, которая падает ему на голову, куча персонажей которые созданы только для того, чтобы через полслова повторять какая Молли крутая, и сопливые страдания через пол-абзаца. Собственно, нету смысла говорить, что и жанровая принадлежность к «янг-эдалт» спасает историю: она не про дружбу, не про взаимовыручку, не про ответственность, смелость и решимость, не про первую любовь и не про те качества, благодаря которым мальчики и девочки вырастают в Мужчин и Женщин — она про Фессомолли и только.
s-iron, 2 февраля 2020 г.
Набившая оскомину идеология: «Мы отсталые и не хотим работать на развитие, но у нас есть вундервафля. А чтобы это как-то читателю казалось мотивированным, делаем варваров благородными». Самый раз вспомнить о лишней русской хромосоме. Когда уже в русском сознании Золушка будет положительным персонажем, а бездельник Емеля отрицательным?
Drizzt, 9 февраля 2018 г.
Перумов уже не торт... Даже боязно, если он ВДРУГ возьмется и Фесса реанимирует.
Всем, кто ставит отрицательные оценки моему комменту: зря. Не все в восторге от нынешнего творчества Николая Данииловича, а на сайте, слышал, существует правило удалять автоматически любой комментарий, набравший максимум отрицательных значений. Подумайте, пусть останется для разнообразия и отрицательная характеристика работе Перумова, не все же в заблуждение вводить незнакомых с книгами читателей — может, кому-то тоже не понравится. А, прочтя, мой коммент, человек сохранит время и настроение (или обратит внимание только на ранние книги автора, как заслуживающие прочтения).
Если вы скажете, что в моей критике нет конструктивности, что же: я отвечу, что дал отзыв современному творчеству Перумова по существу, не растекаясь излишними речами. Но для тех, кому этого мало, вкратце отвечу так: с момента выхода серии «Гибель богов-2», я открыл для себя нового автора — другого, хуже, чем был прежде. Если в ранее изданных произведениях Ника Перумова была вложена его душа — это чувствовалось, — то начиная с означенного продолжения автор пишет «для галочки», исполняя ежедневную «норму»: он сам в каком-то из интервью говорил, что в обязательном порядке садится каждый день, чтобы написать хотя бы главу или отрывок. И это заметно по отсутствию вдохновения в его новых произведениях, но не вкладывает в них душу, его перо не движимо музой — оно скрипит по листу по приказу воли, но не духа.
Также хочу отметить чисто сюжетные нелогизмы, которые сознательно, но без объяснений допущены автором. В той же «Гибели богов-2» и продолжениях. Всем персонажам, перекочевавшим из предыдущих книг, как будто отшибло память, у всех случилась амнезия, а еще они все откатились в своих способностях, примерно так, как когда мы играем во вторую часть любимого рпг-цикла: будто и не было той прокачки, будто не достигли они определенных высот мастерства, позволявших им избавляться от врагов — в общем-то, слабеньких врагов-то, — одним движением брови.
Некоторые персонажи, ранее знавшие друг друга, встречаясь вновь, будто видят друг друга впервые, ведут себя неадекватно, не соответствуют своим прежним характерам.
Про нелюбовь автора к своему герою Фессу — это перумовский опус магнум, я считаю, — давно известно, но та же тетушка Клара, ранее готовая жизнь свою (и не только свою) за парня положить, о нем даже и не упоминает. А ведь должна бы убиваться горем, родной человек ведь...
И не только продолжения про Фесса боюсь (жду, но сильно боюсь) — и продолжение «Черепа» у меня серьезные опасения вызывает.
Что же касается «Молли», то, на мой взгляд, трилогия очень тягомотная, нудная. Излишняя привычка автора описывать каждый чих и пук, здесь играет против него: рассчитана книга на подростков, но вряд ли им будет интересно ее читать — нет динамизма, приключение развивается излишне тягуче, вгоняя в уныние. Есть же красочные произведения приключенческого жанра, про тех же пиратов, например — Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»: динамика и патриотизм дают отличное сочетание, создают интригу и сильный сюжет.
Даже «Робинзон Крузо» и «Три мушкетера» интересней читаются, хоть я и не поклонник творчества Дефо и Дюма и, в частности, этих двух последних произведений.
Кропус, 16 мая 2017 г.
Прочёл с удовольствием. Мне кажется, что большинство не принявших цикл просто не довольны тем, что эта книга по стилю сильно отличается от других книг автора. Русские (вернее их аналог из параллельного мира) идеализированы, но вопрос на засыпку: а недовольные этим были бы так же недовольны, если бы он так идеализировал демократическую и талерантную Европу? Почему бы и не идеализировать немного себя любимых. Слишком много мы сами себя оплёвывали в девяностых. Да, это тоже борьба!
Мне всё же кажется, что не смотря на завершение трилогии, продолжение цикла возможно. Слишком много загадок осталось. Что вызвало катаклизм? Кто такие звери и откуда они пришли? Да и Молли обещает в конце вернуться в империю после обучения и наделать там шороху. Буду ждать и не терять надежды.
ХельгиИнгварссон, 27 сентября 2017 г.
Цикл «Приключения Молли Блэкуотер» удивил меня. Это первый представитель детской, без малого сказочной литературы в длиннейшем списке ориентированных на подростковую аудиторию книг Ника Перумова. При этом все действующие лица, конфликты и их решения остались вполне типичными для этого автора, да и в самом вымышленном мире произведения тоже, казалось бы, нет ничего нового. Всё кажется привычным, лишь адаптированным для чтения нормальной девочки примерно десяти-тринадцати лет. Своего рода «Перумов-лайт», безалкогольное, сладкое и в розовой банке. Неожиданное дополнение к уже освоенному им героическому фэнтези, космическому боевику и техномагии! Мир Молли пережил некую вселенскую Катастрофу, таинственным образом перемешавшую времена и континенты. Цивилизованная и дисциплинированная Империя героически бросает легион за легионом на бой с внезапно появившимися соседями: воинственными варварами, огромными зверомонстрами и ужасными магиками. Внутри государства с виду святая Инквизиция искореняет «отдельные случаи проявления дикой магии» и саботажа. Под землёй, словно гигантский гнойник, веками незаметно зреет и вот-вот прорвётся древнее Зло. Герой – в данном случае героиня – рождена Ключом ко всему происходящему... Ничего не напоминает? «Семь Зверей Райлега», «Дочь некроманта», «Летописи Разлома»? Но при всём внешнем подобии заметна и огромная внутренняя разница.
В этом мире никто уже не помнит, из-за чего и как именно случилась Катастрофа. Люди приняли изменившуюся географию как данность и действуют сообразно новым условиям – тогда как обычно у Ника Перумова катаклизм происходит прямо здесь и сейчас. Эта империя уже не калькирована с Римской Империи, как было, например, в случае с Мельином. Теперь она похожа на Великобританию девятнадцатого века, времён Pax Britannica и королевы Виктории. Промышленная революция, железные дороги и колониальные завоевания, джентльменство, консерватизм и классовое общество. Коренное отличие от реальности – оно же фантастическое допущение и основной стиль повествования – это стимпанк. Всё, что до того у Перумова работало на магии и кристаллах магии, теперь движется углём и паром. Извечное перумовское противовесное взаимодействие Порядка, Хаоса, Сил Третьих, Древних и Дальних упрощено до уровня периферийных вялотекущих войн и коварных планов одного обиженного при дележе Мира божества. Магия официально под запретом и публично объявлена нечестивой и варварской, её «совершенно случайные» всплески заблаговременно обнаруживают и своевременно обезвреживают агенты Особого Департамента. Некромантия, так любимая мэтром, представлена здесь в виде немёртвой изломанной машинерии в подвалах и катакомбах города-государства. Есть и вампиры, на этот раз весьма органично и, как всегда, коварно занявшие место среди высшего света Норд-Йорка.
Вновь, как и в написанном дуэтом с Дарьей Зарубиной цикле «Верное слово», эксплуатируется тема Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Там были «А зори здесь тихие» в исполнении магически трансформированных «зенитчиц», здесь используется ситуация в целом. Неготовность к отражению нападения, винтовки против автоматического оружия, партизанская тактика, отступление до Москвы, всё для фронта и прочие вполне узнаваемые аллюзии. Что это – попытка заинтересовать современных детей историей или профанация? Знать бы наверняка. «Rooskies» мира Молли – вполне узнаваемые русские. Сквозь стандартные западные клише о России (медведи, волки, валенки, снега) просматривается некоторое восторженное авторское восхищение. Само повествование строится так, что симпатии героини и сопереживания читателей постепенно переносятся с Норд-Йорка к этим «благородным варварам», которые, оказывается, вовсе не примитивны, а живут в согласии с матерью-землёй. Дикарями же и бездумной саранчой оказываются как раз жители Королевства. Более того, этим «rooskies» ещё и спасать придётся зашедших в технологический и магический тупик «европейцев»…
Сквозной для творчества Николая Данииловича и такой забавный персонаж, как боевитая «девочка», претерпел здесь значительные изменения. Помните Тэль из романа «Не время для драконов»? Вот квинтэссенция этой перумовской малолетней стервы. Типаж, от которого невозможно было отказаться даже в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Подраться-израниться, на руки упасть и котёнком прикинуться, чтобы добиться своего, голую попу показать и вынудить за собой тридцатилетнего мужика ночью по лесу бегать с известной целью. «Лолита-терминатор» с двуручным мечом из аниме! Молли – главный герой цикла – совсем другая. Пацанка, конечно, но скромница, умница, отличница и романтичная барышня одновременно. Одно это меняет знакомую картину целиком. Героиня – с виду всё тот же боевой маг, вечно в надрыве «вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю», кровь из глаз и зубы в крошку – здесь после великих побед за гранью возможного восстанавливается на удивление быстро, по принципу «лёг, поспал и всё прошло». Инквизиция её ловит – и ругает, грозит пальчиком и отводит, пристыдив, домой. Никакого сравнения с методами отца-экзекутора Этлау. «Допустимых потерь», как в том же «Хранителе мечей» или «Алмазный Меч, Деревянный Меч», нет. Тем более нет ужасов, выпавших на долю юной доньи Алиедоры. Кошечку девочка подобрала, спит с ней тайком от мамы. С мальчиками уже дружит, но ещё слабо представляет, что с ними делать и, тем более, как их использовать. Ходит в школу, выполняет домашние задания, получает высокие оценки. Папа с мамой, младший братик. Своя комнатка, куклы, хобби, подарок от папы. Ты – центр мироздания, ты и смерть несовместимы, твои друзья и близкие не могут умереть. Всё вертится вокруг тебя, всё ждёт, пока ты станешь готова. Можно валяться под тёплым одеялом в обнимку с любимой кошкой, пить на кухне горячий чай с домашним печеньем. Без тебя не произойдёт ничего важного, ничего не случится. Молли Блэкуотер всё ещё ребёнок, и читатель также должен хотя бы попытаться вернуться в детство.
Что получается? «Перумов-лайт», чуточку страшная современная сказка вместо привычного «пикирующего истребителя», спевшего напоследок «ми-и-и-ир вашему дому!..» Насколько она хороша или плоха – не мне судить. Я бы спросил у девочек подходящего возраста. Более того, с превеликим интересом узнал бы их мнение. Будет ли им интересна эта «Маленькая Баба-яга против вампиров»? Тот ещё вопрос. По-моему, «Приключения Молли Блэкуотер» – это такой же эксперимент Ника Перумова, как и его «Сказки Упорядоченного», а также детская вариация на тему «Семи Зверей Райлега».
Evgen881228, 31 октября 2018 г.
Мне очень понравилась трилогия о приключениях Молли. Все три книги имеют связанный сюжет и читать их отдельно или не в хронологическом порядке не стоит. Однако, первую книгу без эпилога, можно рассматривать, как самостоятельную.
В отзывах написано очень много критики, пишут, что Перумов уже не тот, пишет для галочки, без души и т.д. Однако я с этим категорически не согласен. Попробую аргументировать.
Трилогия ориентирована в основном на подростковую аудиторию и требовать глубокого философского смысла от нее не стоит. Идея о том, что хорошие люди убивают друг друга, послушав плохих советов, на мой взгляд вполне достаточна. Отдельное спасибо автору, что не ударился в политическую пропаганду, ее сейчас и так везде хватает.
Русские со своими банями, тулупами, медведями, ведунами и ворожеями выглядят на фоне паровых машин архаично и сказочно. Может кому-то и не понравится, скажут «клюква», глупо, но именно на этой архаичности и сказочности построен почти весь юмор трилогии. На мой взгляд получилось удачно.
Персонажи получились живыми и интересными. Некоторые излишне везучими, но книга то подростковая и развлекательная. Если автор начнет убивать полюбившихся персонажей, для реализма то это вряд ли сделает книгу интереснее.
Из минусов можно отметить невероятную крутость Молли, нелогичные действия некоторых персонажей и незаконченность некоторых веток сюжета
Для чего нужна была история о том, что Младшую взял в жены зверь земли. На сюжет это ни как не повлияло, а то что старшая очень крутая волшебница показали и без разговоров со зверьми.
История Кейт Мидлтон какая-то оборванная получилась, Молли просто говорят, что она погибла, очень туманно намекают, что ее кровь нужна для омоложения лордов и все. Про сонную болезнь вообще ничего не рассказали.
udav1011, 26 апреля 2017 г.
Советскую эстраду, да и эстраду 90-х годов можно было не любить, можно было истового ненавидеть или, наоборот, обожать, но нельзя было отрицать того, что исполнители тех лет оставались уникальны и неповторимы. Их голоса, их стиль узнавался с закрытыми глазами, с первых нот, с первых строк. В отличие от современного гигантского числа групп, всевозможных ВИА, певцов и певунов, прочих звездяшек и звездюлек, у которых и тексты одинаковы, и музыка однообразна, и голоса будто под копирку слеплены. К чему я это написал? Да к тому, что книги Перумова всегда обладали своим собственным неповторимым стилем. Тем самым узнаванием, которое наступало у читателя буквально с первых букв пролога. И новая трилогия от Николая Данииловича в очередной раз это подтвердила. Его фирменный стиль изложения событий, подачи героев, описания событий — всего, что может быть в книге — сохранился и практически не претерпел изменений. Приключения Молли Блэкуотер — это старая добрая магия от Перумова, перенесенная в декорации Англии Викторианской эпохи. И тут необходимо сделать важное уточнение: декорации сии носят чисто описательный характер, практически никак не влияют на повествование и проходящие мимо события. Это фон из слов и больше ничего. Мало того, больше всего этого фона только во второй книге, а в третье его и вовсе нет. Как нет и главной из заявленных фишек романов — сеттинга паропанка. Плохо это или хорошо, пусть каждый решает сам. Читать ли трилогию или нет, думайте сами, но я бы все-таким посоветовал прочесть ее, потому что все остальное в ней на качественном, добротном уровне. Сюжет, интрига, фирменная авторская магия и подача действия, взаимоотношения персонажей, которые прекрасно написаны и запоминаются. За приключениями девочки-подростка интересно наблюдать, и книги просто хочется дочитать до конца. И это несомненный плюс. Ник не опустил планку, он просто как всегда сделал все немного по-своему.
marusazloblivaiz, 8 июня 2017 г.
Перумова люблю и читаю давно. «Приключения Молли...» показали мне этого замечательного писателя с новой стороны — это новый, другой Перумов. Я бы этот цикл отнесла к подростковой фэнтези. Прекрасно подан мир после катаклизма. Яркие герои. И, конечно, динамизм. С героями книги просто несешься сквозь череду событий и приключений. Жду с нетерпением продолжения. Рекомендую к чтению.