Алексей Пехов, Елена Бычкова «Созерцатель»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Дизельпанк )) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Риерта — город среди воды, сотканный из серебряных нитей дождя, пелены тумана, чугунной безнадёги и несбывшихся надежд. Родина нового индустриального бога — мотории, подмявшего под себя пар и уголь. Мотория принесла прогресс в каждый дом, а вместе с ним боль, смерть и страх перед теми, кто скрывается в развалинах затопленных улиц и кто уже давно перестал быть людьми.
Риерта недружелюбна к чужакам и Итан Шелби, приехавший сюда, сам того не желая ввязался в историю, сплетённую из мрачных тайн прошлого, опасностей и приключений.
Входит в:
— роман-эпопею «Созерцатель»
— «Модель для сборки — Live», 2003 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 309
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2991 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книга года по версии читателей 14,4% |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая отечественная книга | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Фэнтези года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RashKo, 18 октября 2016 г.
Алексея Пехова я прочёл всего, книгу за книгой. И теперь, с высоты многих лет прочтения, могу более-менее с уверенностью говорить о его творчестве — сравнивая старое и новое. Тем более, что, как с неохотой замечают даже преданные фанаты, Пехов упорно повторяется из книги в книгу. И это касается не только одних и тех же персонажей — набора кукол, на которых раз за разом напяливают новые парики, наряды и шляпы.
Во-первых, в творчестве Пехова существуют две тенденции:
А) МАГИЯ вырождается/приходит в упадок, и
Б) ПРОГРЕСС развивается/загаживает мир.
Раз за разом, раз за разом. Если в книжке основа мира магия, то она непременно скатывается: а если прогресс — то он непременно прёт вперёд семимильными шагами, «отравляя реки/заполняя воздух гарью/усыпая кварталы пеплом» (описания разнообразием тоже не отличаются). Навскидочку попробуйте угадать, к какому из двух вариантов относится новое произведение.
Во-вторых, как опять же замечают многие, прочтя новую книгу Пехова — легко можно угадать, в какую игрушку он играл перед написанием. (Нет, речь не идёт о плагиате, конечно же, ни в коем случае — скорее, скажем так, о том, какая игра ВДОХНОВИЛА автора).
Пехов поиграл в The Thief — нате вам «Хроники Сиалы».
Пехов поиграл в Fallout — нате вам «Последний Завет».
Пехов поиграл в The Myth — нате вам «Искатели Ветра»/«Ветры Искр»/«Искры Ветр» и тэ пэ.
Пехов поиграл в Vampire: The Masquerade — нате вам «Киндрэт».
Пехов поиграл в The Witcher — нате вам «Стража»...
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Что можно сказать про новый роман?
Пехов поиграл в Dishonored.
Конец рецензии.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Ладно, разумеется, не конец.
Но писать, в общем-то, особо не о чем. Новый роман Пехова, по сути — всё тот же «Пересмешник», наспех перекрашенный без предварительного ошкуривания и грунтовки и поданный под видом свежачка. Опять «отравляемый прогрессом мир», в котором существуют люди с <Талантом и Даром> «ингениумом», в котором срисованный с викторианского Лондона <Рапгар> Хервингемм — столица <Княжества> Королевства — ведёт войну с почитающими солнце <малозанцами> искирами за обладающее невероятным магическим/энергетическим потенциалом новооткрытое вещество — <«чёрную кровь»> «моторию»... (Вообще, читая Пехова фактически гарантируешь себе, что нация главзлыдней будет срисована с каких-нибудь арабов/китайцев/японцев или других пугающих обывателя басурман — даже если злыдни разумные рептилии, как в «Ловцах удачи»). Опять уберпушки с неправдоподобного действия патронами... Опять дирижабли, в конце-то концов.
Кто-то где-то что-то сказал про «детально проработанный оригинальный мир»? Вряд ли. Пехов с удручающей частотой использует приём, именуемый в энциклопедиях тропов «Срисованная фэнтезийная культура»: рисует кальку с реальных стран-народов, вплоть до присущих этому народу атрибутов. Не скажу, что это плохо, если читатель ассоциирует текст с чем-то ему знакомым — но довольно ЛЕНИВО. Это и «Под знаком Мантикоры», это и «Страж» (с Альбаландом/Нидерландами, Литавией/Италией, Прогансу/Провансом (Францией), Ольским/Польским королевством и т.д.), это и «Пересмешник» (с Кохеттом-Италией, Жвилья-Францией и скорбящими по «последней павшей крепости» и молящимися цветущему посоху иенальцами-евреями), это даже и «Летос» (куда Пехов не удержался воткнуть срисованную Италию с Сильвио-Мильвио и «сиорой»-синьорой)...
Здесь всё и вся в мире настолько же узнаваемо.
Срисованная фэнтезийная культура — вовсе не плохо. Плохо то, что Пехов берёт цельные куски из нашего мира и вставляет его в свои фэнтезийные без внятной мотивации. В «Страже» уже было цельновыдернутое христианство со святыми, Ватиканом, Папой и прочей камарильей, воткнутое в «не наш» мир... И в этом произведении Пехов СНОВА втыкает в мир христианство с Иисусом и «вторым пришествием«! Зачем это делать сознательно — я чёрт знает, разве что дабы потом сделать как Перумов фишку с путешествующим из мира в мир злыднем-«Спасителем» который основывает во всех мирах церкви «Хрустального дракона Иисуса» (тоже популярный троп — срисованное христианство в фэнтези). Помимо Иисуса надёргано и немало другой мелочи, разбирать которую даже неохота.
Ладно, что там дальше... Главгерой. Ну тут всё традиционно для Пехова — герой-«Я-слишком-стар-для-этого-дерьма». Верно было сказано — всё тот же «Серый» из «Искры ветр»: разумеется, ветеран войны, оставивший всех друзей валяться на полях сражений, искалеченный прошлым, периодически бухающий и разочарованный во всем и вся. Тюкнутый на голову, отчего цвет ему кажется «вкусом». Что, впрочем, не спасает: какой-нибудь «фрак вкуса дырбырдырского ананаса» или «броня вкуса каколупского гладиолуса» — ну конечно же, ведь дырбырдырский ананас (или гладиолус) настолько распространены что читатель сразу поймёт о чём речь! Как и например чудное сравнение «застонала, как обезьяна, которую лишили банана» — ну разумеется, кто из читателей Пехова не слышал стона обезьяны, лишённой банана: осенью в средней полосе России по всем берёзам обезьяны сидят — стонут от голода, потому что бананы преждевременно осыпались.
Язык по-прежнему ужасен. Все те же невыносимо оригинальные и остроумные сравнения а-ля «Мокрый, как гоблин, которого орки окунули в бочку с водой». Всё то же кошмарное построение предложений в духе «Ветры искр» («вожжи по управлению телом»), «Пересмешника» («фонари в которых с помощью магии плясали огни») и «Летоса» (из-под стола раздался крик, НЕСКОНЧАЕМЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ»). Самое запомнившееся из свежачка (неточная цитата): «Её широкие штаны, ПОХОЖИЕ на юбку, ПОХОДИЛИ на крылья ворона». Восхитительно.
Главная интрига сюжета... Риерта, где происходит основная часть действия — отчасти этакая «Зона» из небезызвестного цикла про сталкера, с аномалиями и монстрами. (В данном случае, роль монстров играют «контаги» — мутанты такие, название не склоняется).
Где я это читал? Много где. Самое первое, приходящее на ум — проходная «Праймашина» Вадима Панова, где драгоценная магическая субстанция «прайм» добывается при переработке в этой самой «праймашине» видоизменённых под действием прайма людей-«героев». Так что этот торт я уже тоже много раз ел.
В итоге... Ничего нового. Ничего такого, чего мы не читали бы уже не только у Пехова — но и у множества других, зачастую куда более талантливых авторов. Ни оригинальных идей, ни оригинальных персонажей, ни оригинального мира. Не скажу, что книга совершенно плоха — но она пуста. А это для книги самое худшее. Если она не способна не только восхитить и очаровать, но даже возмутить и отвратить (как нашумевшие с недавних пор упоротые «Дети против волшебников») — то это очень скверно. А новинка от Пехова именно такова.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Закончить обзор хотелось бы отличным, на мой вкус, высказыванием от моего очень хорошего друга и соавтора, которого я очень ценю (и который мне и дал наводку на новый креатив Пехова):
«В Риерте не говорят «Человек человеку волк». В Риерте говорят — «Контаги контаги контаги».
Хау.
Ответ, 14 октября 2016 г.
Большой поклонник творчества Алексея Пехова, я, тем не менее, эту книгу осилил с огромным трудом. Серьезные изменения претерпел авторский стиль — книга усыпана метафорами, в одном предложении будут стоять друг рядом с другом фразы «набить бронхи пеплом в филиале ада, пройдя через мясорубку костедробилки, где я тянул лямку». Читается это все тяжеловато. Стимпанковский антураж также не прибавляет книге особенного интереса, это, скорее, простая дань моде.
Главный герой — все тот же Серый, из серии «ветер и искры», прошедший войну. Только тут он еще постоянно скулит и депрессует. Бесконечные (и жутко унылые) воспоминания о пережитом военном опыте ГГ (причем не воспоминания о конкретных событиях, а просто стоны о том. как же была ужасна война, и как мне, бедному ветерану, теперь психологически непросто) здорово раздражают, и занимают ООЧЕНЬ большую часть книги.
Интриги особенной нет. Сюжет также не слишком затягивает. Впервые за многие, многие годы — четыре балла. Пойду, пожалуй, перечитаю «Пересмешника». В той книге, по крайней мере, есть душа :)
mushi1986, 28 марта 2024 г.
Мир, в котором живут герои романа «Созерцатель», вызывает ассоциации с Европой начала XX века — и дело не только в технологиях, но и в исторических параллелях. Тут тоже только что завершилась мировая война, определившая судьбу целого поколения, к которому принадлежит и главный герой.
Учитывая такой фон, поначалу может создаться впечатление, что на страницах «Созерцателя» нас ждёт нуарный детектив в стим-антураже. Главный герой самый что ни на есть типичный для этого жанра — сыщик, изрядно потрёпанный жизнью и прячущий в шкафу немало скелетов. Завязка истории тоже вполне в традициях нуара: Итану предлагают весьма выгодный заказ, который, однако, сулит изрядные неприятности. Детектив вовсе не горит желанием ввязываться в сомнительное предприятие, но таинственная угроза заставляет его передумать и всё-таки взяться за расследование.
Однако, к сожалению, детективная интрига первых глав испаряется, стоит только Итану добраться до Риерты. После этого «Созерцатель» превращается в авантюрно-приключенческий роман, а экшен не прекращается, практически, до самого конца книги.
Большинству персонажей, как и миру Созерцателя, не хватает глубины и оригинальности. Большинство героев даже не запоминаешь, самый яркий образ получился у конфедента Джейка Осмунда Вильяма Третьего, рабовладельца, алкоголика и охотника за скальпами. Также надоедает постоянная рефлексия главного героя на тему прошедшей войны.
У книги нет какого-либо внятного финала, даже промежуточного. Так и хочется добавить в конце последней главы сериальное «To be continued …».
На мой взгляд, «Созерцатель» одна из самых слабых книг Пехова. В отличии от «Пересмешника» и «Ловцов удачи», написанных в схожем антураже, она абсолютно не цепляет.
k2007, 30 ноября 2023 г.
Роман понравился. Неплохо проработанный мир (отражение нашего — половина действия происходит в чем-то, что сильно похоже на Лондон расцвета Британской империи, половина — в чем-то, что сильно похоже на Венецию, сохранившую свою независимость до 20 века), в меру циничный главный герой с принципами, симпатичные второстепенные персонажи, интересные приключения, загадки, погони, перестрелки. Хорошая развлекательная литература
dimon1979, 11 марта 2019 г.
Это первая книга одноименной дилогии «Созерцатель». С первых страниц автор старается убедить читателей, что это будет детектив в декорациях фэнтези. Для этого он делает сразу несколько шагов: главный герой работает детективом, расследующим исчезновения или похищения людей, есть человек, он же заказчик, которому требуется помощь в похожем деле. То есть, перед нами стандартная завязка детективной истории. Главный герой с головой бросается в новое дело, хотя и всем своим видом показывает, как ему не хочется за это расследование браться. Такие рефлексии по ходу сюжета будут часто и всё равно не смогут убедить нашего детектива быть осторожным.
Для многих и для меня в том числе, подобное развитие сюжета, когда впереди нас ждёт запутанное дело с опасными приключениями, является большим плюсом для начала чтения новой книги. А если ещё на обложке стоит фамилия Алексея Пехова, то это нужно делать незамедлительно. Так было практически всегда и всегда оказывалось правильным выбором. Но с этим произведением есть некоторые оговорки.
Во-первых, это никакой не детектив. По сути, перед нами разыграна всего лишь одна сцена из детективной оперы, а потом начинается абсолютно проходной боевик с малоинтересными персонажами в главных ролях.
Во-вторых, эта история не дотягивает до полноценного романа и больше похожа на растянутую повесть. Как это ни странно, но большая часть книги проходит за разговорами. Главный герой много и охотно общается со всеми участниками событий, даже с малозначительными. Конечно, все рассуждения будут на важные темы, особенно касающиеся войны и последствий для вернувшихся после войны солдат домой. И политические темы, также будут интересными и мысли, которые озвучивают революционеры звучат правильно и справедливо. Но не слишком этого много? Может за этими рассуждениями теряется смысл и темп, который итак не слишком бодрый? Я понимаю, что автору хочется сделать из своей книги что-то по-настоящему яркое и выделяющееся на фоне других писателей в этом жанре. Но почему-то получается все с точностью до наоборот.
В принципе, если бы эту книгу написал кто-то другой, а не Алексей Пехов, то у меня было бы меньше вопросов. Но Пехов это уровень, это автор умеющий создавать новые, неповторимые миры и населять их яркими персонажами.
На мой взгляд, эксперимент получился не совсем удачным. Вполне допускаю, что вторая часть истории изменит мое мнение в лучшую сторону. Если сравнивать эти две книги, я имею ввиду «Пересмешника» конечно же, то «Созерцатель» гораздо слабее.
Никому не рекомендую начинать знакомство с авторскими мирами с этой истории, у Пехова есть более удачные книги.
В остальном, если вы любите книги Алексея Пехова, то никто и ничто не сможет разубедить вас, как читателя прочитать новую историю от автора. Я обязательно прочту вторую книгу, которая надеюсь сможет мне больше понравиться.
Не хотелось бы, чтобы мой отзыв выглядел негативно. Ни в коем случае, книга довольно интересная и в чём-то необычная, поэтому читать обязательно. Скорее всего, это мои завышенные ожидания, которые просто не оправдались.
Siver-Snom, 25 ноября 2017 г.
К сожалению, «Созерцатель» не зашёл (далее будет ИМХО и старпёрское нытьё). Чтение вышло затянутым, не было «запоя» (если вы понимаете, о чём я), когда не можешь оторваться от книги, даже если надо вздремнуть перед работой, а на часах уже полчетвёртого утра. Перечитывать, как многие другие произведения автора, желания пока нет.
Сюжет скучный. Всё это уже действительно было: и ГГрой, ветеран войны, и его случайная/не случайная подружка, влипающая в неприятности как муха в варенье, и друзья ГГроя, прошедшие с ним медные трубы и бронированное брюхо, и крутые враги на государственном уровне с закулисными интригами, и монстры, которых следует пожалеть. Окружающий мир показался (получился?) блёклым, паропанковский антураж изюма не добавляет, а игра с цветами-вкусами скорее утомляет (ах, как играет с цветом Парфёнова!). Когда ГГрой долго и пафосно отказывается ввязываться в чужие войны, ты уже доподлинно знаешь, что ввяжется, его страданиям на этот счёт и сомнениям не хочется сопереживать (здесь у ГГроя большей частью есть выбор, но просто «созерцателя» из него не выходит). Отдельно хочется отметить питомца ГГроя (в произведениях автора у ГГроев есть «питомец», наблюдать за которым иногда много интереснее, чем за самим персонажем): тема «тени» не раскрыта. Мне не хватило «безуминки» (хотя ГГрой и нудно переживает, что рано или поздно сойдёт с ума). Отлично показан сослуживец-пастырь. Рояль со снова рыжей и местами привлекательной подружкой не вмещается в кустах.
В целом это добротное чтение, но, увы и ах, не выдающееся. Начни я знакомство с творчеством автора с «Созерцателя», кто знает, не закончилось бы оно (знакомство) им (Созерцателем). Буду ли читать продолжение? Буду, если оно будет. Во-первых, я люблю кактусы, во-вторых, потому что гладиолус.
VovaZ, 16 декабря 2021 г.
Вслед за Корневым, Пановым и иже с ними, Пехов решает попробовать свои силы в стимпанке. Магии в явном виде нет, но зловещие сверхспособности присутствуют.
Автор вкладывает массу сил в создание вселенной романа. Политика, география, история, языки, народы. Удивительно, что такой мир создан всего лишь для “минисериала” из 2-х романов.
Первый роман не так уж захватил, но воспринят благосклонно. Сюжет не слишком хорошо раскрыт, в этом романе происходит лишь некоторое его развитие, без локального финала.
Сценизм достаточно высок и колоритен. Много жести, стрелялок, “магии” и неожиданных поворотов. Персонажи яркие, и объёмные.
В результате, роман понравился, прочёлся с интересом.
gamarus, 12 октября 2016 г.
Ухватил новый томик Алексея Пехова, что называется, с пылу, с жару, и тут же, не откладывая в долгий ящик, принялся за чтение. Прочитал залпом, но впечатления не однозначные. Буду последователен и расскажу сначала о романе, а уж потом об эмоциях, которые он у меня вызвал.
Действие романа происходит в начале 20 века, в мире очень похожим на наш. Без труда, в таких странах как Королевство, Республика, Конфедерация, Империя, вы узнаете их прототипы: Великобританию, Францию, США и Японию. Но история развития этого мира пошла немного по другому пути, и видимо основной причиной тому было открытие нового энергоносителя — мотории. Высокая цена, монополия на его производство одной из стран под названием Риерта, а так же сложная международная обстановка спровоцировали первую мировую войну, в которой Союз государств воевали с Империей искиров. Война окончилась поражением последних, но мир, спустя десятилетие, всё ещё зализывает раны от её последствий. В Конфедерации до сих пор не отменено рабство, в Риерте гуляют революционные настроения. В Королевстве же предпочитают плыть по течению, борясь с внутренними кризисами и почитывая в газетах об ужасных последствиях производства мотории. Дело в том, что добыча и переработка сырья для её получения сопряжена с риском. Безопасно его добывать не научились, а частые утечки и аварии на заводе приводят к многочисленным человеческим смертям или мутациям. И неизвестно, что из этого лучше. Если заражённый не умер сразу то, скорее всего, он превратится или в чудовище — контаги, мало похожее на человека, или у него проявятся сверхъестественные способности. Мутантов, многие из которых превратились в страшных хищников-людоедов, изолирую на отдельном острове, называемом Старая Академия. А люди со способностями объявлены вне закона, что не мешает правительству и криминальным структурам использовать их для своих целей. Вот такую картину в мрачноватых тонах накидал Алексей Пехов.
Главный герой, по имени Итан — не унывающий ветеран войны, любит пофилософствовать, искрит здоровым сарказмом, путает цвет со вкусом, в заначке имеет пару скелетов в шкафу и некий убойный дар (или проклятие, если хотите), приобретённый в военной лаборатории. Прослужив после войны какое-то время в полиции, ушёл на вольные хлеба и стал частным детективом по поиску пропавших людей.
Перейдём к сюжету. По закону жанра, сидящему на мели, скучающему от безделья Итану обращается ученный из Риерты и просит найти похищенный прибор, служащий для безопасного получения мотории, который был украден из его лаборатории. Детектив, сославшись на то, что специализируется на поиске людей, а не вещей, отказывается от дела. Но по всем тем же законам жанра, Итан всё-таки впутывается в эту мутную историю. Убийство профессора, погром и обыск в доме детектива, и за всем этим явный след искиров, которых наш герой люто недолюбливает ещё с войны, плюс чек на кругленькую сумму в качестве аванса предусмотрительно оставленный учёным, на случай если сыщик передумает, оказалось достаточной мотивацией, чтобы вступить в игру. Итак, сыщик отправляется в город-государство Риерта раскинувшееся на россыпи островов, где его ждут многочисленные приключения, схватки, погони, старые друзья, новые враги и обворожительная революционерка Мюр.
Не ждите от книги чего-то нового или, тем более, откровений. Всё это мы уже видели, всё это мы уже читали, в том числе и у самого Пехова. Не смотря на интересный мир и запоминающегося, но всё же слишком типичного, героя, больше роману похвастать особо нечем. Сюжет прост, во многом предсказуем и слишком прямолинеен, каких-то замысловатых поворотов и сюрпризов не будет. Головоломных загадок, зубодробительного экшена, глубоких и интересных мыслей, а главное звенящей интриги, увы, ждать не стоит. Все персонажи, в принципе по-своему колоритны, но, тем не менее, слишком стандартны для подобной литературы. Диалоги, шутки и мысли вслух — всё это похоже на цитатник из приключенческих фильмов и книг. Не ждите сильной детективной линии, здесь не будет полноценного расследования. Главный герой попадает из одной передряги в другую, выбирается из каскада различных заварушек, в основном, с помощью роялей в кустах, и так уж будет получаться, что походя, как-то само собой, мы дойдём до невнятного финала, сулящего продолжение.
В принципе, к творчеству Пехова я отношусь достаточно лояльно. Мне нравятся его эпопея «Хроники Сиалы» и роман «Под знаком Мантикоры». Но если в первых и ранних романах на некоторую шаблонность и прочие огрехи можно было закрывать глаза, то спустя десять с лишним лет и солидного багажа книг, написанных этим Автором, поблажки раздаются уже не так легко. Сколько можно топтаться на месте? Хотелось бы увидеть более уверенное развитие Алексея Пехова, как писателя. Не обязательно это должен быть ураганный прорыв, достаточно небольшого, уверенного, а главное свежего, ветерка, и мы опять с нетерпением будем ожидать его следующие книги.
veni01, 6 ноября 2016 г.
Внимательно слежу за творчеством Алексея. Считаю его одним из немногих, но не это произведение. Из плюсов: по прежнему ГГ крайне положителен, по нуаровски привлекателен и вызывает сопереживание. Читается легко. Из минусов:
Lilian, 5 ноября 2016 г.
Средненько, очень средненько.
Понимаете, я не увидела здесь мира. Совсем. Какие-то условные Королевство, Империя, Республика и т.д. с явно читаемыми параллелями с земными странами. Даже не совсем с ними, а с расхожими штампами о них. И почти без ничего нового, придуманного. Особняком здесь стоит Риерта, но на то это и главное место действия.
Еще мне не понравилось обилие англицизмов и намеренно английских имен. Просто не очень люблю такое в книгах с местом действия не в нашем мире.
Сам по себе дизельпанк (надеюсь, я не ошиблась с разновидностью «панка») тоже не особо увлек. Так как я к нему весьма равнодушна и воспринимаю только в связке с интересным сюжетом и героями. А здесь этого недоставало. Большую часть книги сюжет был не самым напряженным или увлекательным (весьма странное ощущение, ведь формально перестрелок и прочей динамики хватало). И только под конец сюжет смог увлечь. Отчасти это связано с открывшимися тайнами, отчасти с раскрытием образа Мюр.
Мюр — пожалуй, единственная явная удача книги. Молодая, отчаянная, но не глупая, увлеченная свой целью. И при этом скорее друг, а не любовный интерес героя. Хорошо получилось. Хоть и не сразу образ раскрылся.
А герой вполне обычный. Немного разочарования войной, темных тайн, напускного цинизма и благородных порывов. В-общем, к герою я без особых претензий, просто ему не хватало в качестве фона более интересного сюжета или мира.
И да, порой герой пускался в рассуждения-рассказы об истории мира без всяких на то оснований. Но это уже недоработка автора, лучше мир показывать, а не рассказывать о нем в разговорах персонажей.
Такое вот впечатление. Буду ли читать продолжение? Не знаю, это под вопросом.
Lunetta, 10 октября 2016 г.
Прочитанным романом осталось очень довольна.
Мир очень интересный, показалось любопытным соединение магии и науки.
Сюжет приключенческий, с нотками детектива. В самом начале, когда начала читать, вообще очень напомнило старый-добрый британский детектив.
Все эти котелки, «мистер» через слово, экипажи, паровые двигатели. Очень атмосферно. Обстановка очень хорошо ощущается, я быстро прониклась )
Быстро прочитала, и в общем, осталась очень довольна. Так же хочу особо отметить нить войны, которая пронизывает всю книгу, мне очень понравилось, как описаны чувства тех, кто не понаслышке знает о ней.
За что люблю книги А. Пехова, так это за сюжет. Как мне кажется, автор не иссекаемый кладезь интересных сюжетов.
Есть некоторый минус в ГГ, как мне кажется, они кочуют из книги в книгу, прихватывая себе новые особенности, но в целом, мало отличаются друг от друга.
Хотя в этот раз, в самом конце, был намек на новую пассию ГГ, не похожую на остальных из всех предыдущих книг. Что признаться меня очень обрадовало. )
Итог: книга мне очень понравилась, интересный сюжет, не плохие,характерные ГГ, очень атмосферно.
Советую.
WAD, 12 марта 2019 г.
«Не радуют» (с) анекдот про ёлочные игрушки.
И вроде бы все хорошо. Люблю Пехова ещё со времен Гаррета, люблю нуар и стимпанк. Однако вышло как в восточной поговорке «Ждали льва, получили баранчика». Интересные декорации, интересный мир, интересная завязка и совершенно никакое развитие и развязка. В середине книги стало просто скучно и неинтересно. Медленно и верно повествование превратилось в двумерную аркаду. Знаю, что у книги есть продолжение, но желания бежать искать его пока не возникает.
karlan, 10 апреля 2020 г.
Скучный паро-панк.
Сюжет — несколько монотонное движение Ггероя по дизель-паро-панк миру. Начало очень яркое и предельно атмосферное, потом действие потихоньку увядает и концовку я откровенно домучивал. Нет ни одного неожиданного поворота сюжета, все катастрофично линейно. Боевка просто беспомощна, мотивация Ггероя притянута за уши. Откровенно утомляют долгие монологи-диалоги героев о природе всего сущего, они просто комично беспомощны, уровень понимания мира на уровне пятиклассника насмотревшегося японской анимации.
Но безусловно у романа есть и сильные стороны. Как то — отличные и яркие описания локаций, удачно подана внешность персонажей — у каждого есть что то позволяющее легко нарисовать его картинку в голове читателя. Мир окружающий Ггероя безусловно получился, как в его глобальном устройстве так и в повседневных мелочах жизни его обитателей. Сам текст произвел впечатление качественной работы, насыщенный язык, никаких претензий к форме у меня нет. Есть претензии только к содержанию.
В целом книга — второсортная компиляция из ПК игр и серии Павла Корнева «Всеблагое электричество», ни разу не провал — а просто компиляция получилась неудачная. Сама по себе серия Корнева уже вторична, а тут уже получилась вторичность из вторичности.
Всем заинтересовавшимся миром паро-панка могу рекомендовать отличную трилогию «Мисс Темпл, доктор Свенсон и Кардинал Чань» Гордона Далквиста. Там качество продукта несоизмеримо выше.
Мне книга не понравилась, не может быть и речи о чтении продолжения.
3 из 10.
Rem1, 11 марта 2018 г.
Болтовня и абстракция занимает 40% книги. Я серьезно! Чуть утомляет, что вместо действия Пехов подает читателю через болтовню героев экспозицию мира. Хм, мне лично такой прием показался весьма спорным. ГГ вступает в философские диспуты на право и налево, и книгу не спасают даже весьма неплохие сюжетные повороты, наполненные сильным глаголом и действием.
Субъективная выдержка:
*слишком много болтовни и экспозиции через разговоры. Подобная абстракция заставляет скучать, хоть и лучше раскрывает мир произведения. Бывает как сядут, как начнут лясы точить, а ты не понимаешь... неужели по-другому нельзя было? Факт: если убрать эти диалоги-монологи, то мир останется безликим. Потому что раскрывается он исключительно через эту скукоту.
*зыбкая мотивация главного героя, хотя сам протагонист и его характер прописаны правдоподобно.
*притягательный мир, но он вторичен. Так и представлялась игра Дисхоноред и Биошок Инфинити по мере прочтения. Это не плохо, я считаю, но балы за оригинальность давать не буду.
*Есть сходство с Сиятельным Корнева. Как по мне у Корнева получился лучше мир, а у Пехова — протагонист. Потому, что Пехов, как никак старается создавать живых, уникальных персонажей, а у Корнева всегда получается Лед-Скользкий под разными обличьями.
*Есть несколько очень ярких эпизодов и сюжетных поворотов. Другое дело, что ГГ в них участвует словно бы залетный гость, попавший в водоворот событий по воли автора, а не причино-следственных связей.
Но я эту книгу дочитал, а значит она вполне годная (обычно то, что ну вообще никак не идет — закрываю и забываю). Не шедевр, но добротно. 6/10
Ashenwail, 14 июля 2019 г.
Купил омнибус (раньше не читал), прочитал.
Ощущения двойственные.
Сначала о плюсах.
1. Как всегда, написано вкусно. Красивый, сочный язык, умело составленные декорации и атмосфера. (может, кому и не нравится пеховский стиль, но я прямо глазами вижу всё, что он описывает)
2. Достаточно неплохо описан главный герой, именно — его прошлое и общий, так сказать, антураж. Вообще, воспоминания о войне — одни из лучших станиц повести.
3. Главный козырь — атмосфера самого мира. Мир прописан с мельчайшими подробностями. Я в Dishonored не играл, потому не могу сказать, сколько в мире пеховского, а сколько — заимствованного. Мне — понравилось.
Теперь о минусах.
1. Ну Пехову может и хочется, чтобы это был новый взгляд на стимпанк и дизельпанк, но, ИМХО, там нет ни первого, ни второго. Ну ещё дизельпанк чуток присуствует, а стимпанк.... извините. Ведь стимпанк — это не просто нуар и аэростаты, паровые котлы и дамы в котелках. Это ещё и отношения. Одним словом, чтобы мир был стимпанковский, нужен не только антураж, но и социальность. А этого, увы, нет.
2. Это — не детектив. В детективе не бывает линейных сюжетов. Одна из необходимых составляющих детектива — там не всё золото, что блестит, не все являются теми, кем себя выдают. Я имею ввиду подозреваемых, а не главного героя. То, что герой скрывает, что он — маг (ах, ну извините, заражённый ингениумом) — не делает повествование детективом.
3. Мотивация и поступки главного героя. Солдат, прошедший войну в окопах, не может быть так беспечен! Ну никогда я не поверю, что солдату, бывшему подопытному и бывшему полицейскому, который зарабатывает тем, что ищет людей, можно взять и на шару подкинуть героин (нет, извините, ингениум).
Второе: люди на войне становятся циничными. Такой не бросит всё на свете и не попрётся туда, где ему не нравится лишь оттого, что ему угрожали по телефону не делать именно то, что он и сделал — собственно ехать/не ехать в Венецию (Риерту). Человек, прошедший войну, 1000 раз подстрахует себя на всякий пожарный, плюс должен обладать повышенными навыками выживания, а не попадать из передряги в предрягу.
А у нас главный герой реально лоховатый парень, лишь говорящий о себе, что он «циник».
4. Сюжет (этот пункт следует из п. 2). Он линеен как колея паровоза, летящего на Запад! В стимпанках тоже нужна нелинейность. Ведь некий переворот сознания — необходимая содержимая хорошего стимпанка. Ну хоть бы «Рельсы» почитал, что ли!
5. Невероятно много болтовни! Такого Пехова я ещё не видел! Книга вообще состоит из двух элементов: описания мира (прекрасные описания) и пустая болтовня. Всё, что говорят герои, можно сократить раз в 5. Я понимаю, что в детективах много говорят, но это должны быть дельные разговоры — либо обсуждения разных версий, либо — обсуждение матчасти (орудий, условий и участников преступления). А тут — жеманно-галантные разговоры в стиле Дюма.
Общий итог: Пехов болен своими достоинствами. У него прекрасный стиль и слог и читать его вкусно. Но следствием стала чрезмерная описательность в ущерб сюжету, действию, экшену. Чувствуется женское влияние: это женщины-писательницы любят по 100 раз всё описывать, обсасывать, ставя сюжет на второй план. Сравнивая с Хрониками Сиалы, где герои постоянно куда-то идут, что-то делают, участвуют в событиях, в последние годы всё больше и больше у Пехова работ описательных. Его, похоже, всё устраивает.
По оценке: заслуживает более низкой, но мне нравится Пехов. Получаю эстетическое удовольствие от слога.