fantlab ru

Алан Мур «Лига выдающихся джентльменов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее


Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.06 (100)
-
4 отз.
8.08 (64)
-
2 отз.
7.07 (40)
-
7.50 (36)
-
7.62 (21)
-
6.92 (12)
-

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучший комикс

Похожие произведения:

 

 



Комиксы и графические произведения:

Лига выдающихся джентльменов. Том первый
2016 г.
Лига выдающихся джентльменов. Том второй
2017 г.
Лига выдающихся джентльменов. Черное досье
2018 г.
Лига выдающихся джентльменов. Трилогия Немо
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Ліга Видатних Джентльменів. Колекційне Видання. Книга Перша
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда Алану Муру приходит настроение похулиганить. И иногда ему приходит настроение похулиганить со свойственным ему размахом. Завербовав в это дело Кевина О'Нила, легендарный сценарист пустился в лихую авантюру длиной в целых двадцать лет, озаглавленную «Лига выдающихся джентльменов».

ЛВД — не стимпанк. ЛВД — не альтернативная история (не совсем). ЛВД — не «викторианская Лига справедливости». ЛВД — это кроссовер всего со всем. Мировая культура, из-под которой пинком вышибли реальный мир и бросили взаимодействовать в едином семиотическом пространстве. Всякие Руритании и Лилипутии существуют в единой геополитике, затерянные миры с динозаврами давно нанесены на карты, а соседние планеты все как одна кишат жизнью. И персонажи, конечно. Персонажи — вообще вопрос отдельный.

Чтобы понять метод Мура, рассмотрим его на примере... ну пусть будет Орландо. Наглядно и не очень спойлерно. В первую очередь это геро(й/иня) Вирджинии Вульф. Но ещё, естественно, был ведь «Орландо Фуриозо», то бишь «Неистовый Роланд». «Совпадение? — риторически спрашивает Мур. — Но ведь Орландо у Вульф долгожитель мафусаиловых масштабов... Так а давайте выжмем педаль в асфальт и предположим, что это один человек! Хм, а сколько тогда ж он(а) колобродит?.. А, кстати да, Орладно ж меняет пол; а кто ещё так делал? Тиресий! Пусть она будет его дочкой! Тогда у нас получается биография на целых три тысячи лет... О, отлично, теперь у нас есть персонаж, который своими глазами видел половину мировой истории!»

Уловили принцип? И так во всём. Раблезианская Утопия вторгается в свифтовский Бробдингег. Джон Картер в союзе с сорнами Льюиса против треножников Уэллса. Дин Мориарти — внук профессора Мориарти. Герои Вудхауса сталкиваются с Мифами Ктулху и Алистером Кро... э, кхе-кхе-кхе, простите, конечно же, Оливером Хаддо. По улицам Лондона сквозь все эпохи, нацепив имя собственного персонажа, разгуливает Йен Синклер, говорит загадками и разрушает четвёртую стену. И так далее, и тому подобное. И да, каждый вопрос «Кто все эти люди?», к сожалению, немножко убивает читательскую радость от прочтения. Чтобы по достоинству наслаждаться «Лигой», нужно знать не просто много, а МНОГО. В идеале, конечно, быть седым британским гиком со стажем минимум в полсотни лет — словом, кем-то вроде самого Мура. По большей части это именно британская вещь, охватывающая не только классическую литературу (начиная чуть ли не с Гальфрида Монмутского), но также фильмы, сериалы и дешёвые комиксы, которые знает только горсть очень олдскульных фанатов. Впрочем, про мировую культуру Мур тоже отнюдь не забывает — хотя преимущественно, конечно, конкретно европейскую и американскую, прочие части света представлены в основном глазами западных авторов. Россию, кстати, он тоже не обошёл стороной — тут засветились Пушкин, Салтыков-Щедрин, Булгаков, Обручев...

А ещё, чтобы по достоинству оценить «Лигу», нужно перечитать её целиком, теперь уже зная все сюжетные перипетии. Потому что тогда ранние тома предстанут совершенно в ином свете. В смысле, это всё ещё будут немудрящие приключенческие истории, которые служат только обоснованием для всех остроумных столкновений и пересечений — но станут отчётливо видны стратегически развешанные чеховские ружья. Ох и ружья!.. Целый арсенал. Мур вполне может вывесить одно такое в первом томе, смахнуть пыль в третьем, а потом выстрелить из него в четвёртом, прямо эпохе в колено. И это лишь один пример. Внутренние отсылки в ЛВД важны ничуть не меньше внешних, и чем меньше перерыв между томами — тем больше ваш шанс удерживать в голове связи и смотреть, как одно переплетается с другим, сквозь время и пространство.

При всей задорности подачи, Мур ведёт повествование отнюдь не к радостной точке. Фанаты давно шутят, что «где-нибудь раз в десятилетие Мур устраивает конец света». В истории, объединившей все прочие истории, он решил не мелочиться и устроить разом несколько, причём конкурирующих. Всё, чтобы показать: ребятки, взглянем правде в глаза, по большому счёту с нашей духовной жизнью всё очень плохо, и вот на что это похоже. Хотя, кстати, не так страшен финал, сколько путь к нему — последняя треть «Столетия» слезу вышибает только так.

Чтобы не впадать в распространённый грех сведения комикса к сценарию, нужно сказать и хоть пару слов о графоне Кевина О'Нила. Он... своеобразен. На первый взгляд весьма неряшливо-небрежный, с очень специфической, довольно гротескной физиогномикой персонажей, он вместе с тем подкупает хитроумной, почти дьявольской детализацией, заставляющей выискивать на заднем плане пасхалки в виде драк, скабрёзных сцен, дохлых собак и тому подобного. И он отлично дизайнит крутую технику, чужеродных чудовищ и инопланетные города.

В общем и целом, эксперимент очень недурственный. Конечно, на его страницах действуют отнюдь не аутентичные персонажи других авторов — это герои самого Мура, созданные «по мотивам». А ещё очень приятно, вернувшись к нему через несколько лет, оценить собственный прогресс: «О, а теперь я без подсказок понимаю больше шуток и отсылок, не стою на месте, оказывается!» Короче говоря, восьмёрка вполне заслуженная.

P.S. А вот с русским изданием ЛВД не повезло просто фатально. Во-первых, никакого справочного аппарата (кроме переводов иностранных реплик) — а уж тут-то он просто необходим! Во-вторых, сам перевод оставляет сильно желать — просачиваются англицизмы и ложные друзья переводчика, теряются некоторые отсылки, некоторые игры слов переведены не очень удачно, а большая часть стихов — и вовсе откровенно погано. Может быть, однажды, когда у текущих издателей истекут права, кто-то выкупит «Лигу» и переиздаст по достоинству? Кто знает. Чудеса порой случается.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наш ответ ̶Ч̶е̶м̶б̶е̶р̶л̶е̶н̶у̶ MARVEL

«Они называли ее Югготом. В зависимости от обстоятельств они воспринимали ее как планету, как бога, как состояние разума.»

Единственный герой, о котором не имела понятия — ключевой Алан Квотермейн, подростком не читала Хаггарда, а после уж поздно было. Мисс Мюррей, вы сейчас вспомните ее, даже если не читали Брема Стокера.то уж какой-нибудь из дюжины фильмов обязательно смотрели — это Мина из «Дракулы», потому и шарф на шее. Капитан Немо, тут моему поколению проще, кино с обалденно сексуальным Дворжецким все смотрели, «без светлых волн, без дальних дорог не могут жить мужчины, а жены ждут, считая года, и будет так всегда».

Доктор Джекил и мистер Хайд из повести Стивенсона (не Нила, а Роберта Льюиса), ставшей гимном двадцатого столетия с его повышенным интересом к субличностям. Гриффин уэллсов Человек-невидимка, а Майкрофт старший брат Шерлока нашего Холмса, работающий на британское правительство и контрразведку. Мориарти, ясно, тоже оттуда, только он антагонист.

Ощущение от «Лиги...», что эта вещь проста до примитива, хотя окольцовывающая сновидческая линия Квотермейна, заставляющая вспомнить о Лавкрафте, позволяет надеяться, что в продолжении все будет не так просто. И я, пожалуй, даже продолжу чтение, невзирая на стойкое убеждение, что комикс вещь сугубо американская.

Это не значит, что испанцы, шведы или русские, буде им придет охота, не смогут сделать достойного графического романа. Вполне сумеют, и герои будут обаятельными, и приключения интересными, и графика отменной. И это наверняка найдет отклик у представителей субкультуры хипстеров. Но по-настоящему массовым не станет. Просто так исторически сложилось, в Штатах это любят, понимают в этом толк, развивают во всех возможных направлениях, от простейшего до элитного, а в других регионах комикс нишевой продукт.

Нормально, Европа любит футбол, Америка бейсбол, но попытки насаждать в Союзе любовь к лапте, базирующейся на сходных принципах, не прижились. Англичане теперь не играют в крикет, а в семь десятков лет назад освободившейся от британского господства Индии, он и теперь спорт элиты. Кто объяснит, почему из разнообразия этнических кухонь мир выбрал суши и роллы, чтобы влюбиться?

А потому, к четырем путям царя Соломона, которые невозможно понять: путь орла в небе, путь змеи на скале, путь корабля среди моря, и путь мужчины к сердцу девушки — добавлю путь модной вещи к сердцу потребителя.

Комикс не наш. Но он и не английский, и не надо меня этим вашим Sandman глушить как рыбу тротиловой шашкой, он лет девять назад служил мне на протяжении недели отличным снотворным, несмотря на тогдашнюю любовь к Гейману. Вот и «Лигу выдающихся джентльменов» как-то незаметно для себя забросила, едва добравшись до середины. Так-то я не по графическим романам, но после «Иерусалима», вполне традиционно текстового нельзя было просто так взять и перестать читать Алана Мура.

И взяла «Провиденс», на сей раз роман графический, преодолевая дискомфорт от необходимости вычитывать содержимое пузыря над головой персонажа, начала, втянулась, а после уж и оторваться не могла. Так это оказалось круто, необычно, по-настоящему страшно. НО! действие происходит в Америке на американском материале лавкрафтовых книг.

«Лига...» чисто английская придумка с культовыми персонажами английской приключенческой литературы на главных ролях и если что заставит меня читать продолжение, то только любовь к Алану Муру.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх