Фрэнсис Хардинг «Песня кукушки»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Городское фэнтези ) | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Кельтской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Договор с нечистой силой | Двойники и раздвоение личности | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Сюжет книги основан на старинных кельтских мифах о подменышах. Подменыши, по легенде, — это существа, которых нечистая сила оставляет родителям взамен похищенных человеческих детей.
Героиня книги — девочка. Терезе (Трисс) 11 лет. У нее есть мама, папа, сестра Пенелопа. Идеальная вроде бы семья, идеальный вроде бы дом… Все вроде бы хорошо, только однажды Трисс просыпается и чувствует, что она «не в себе». Голова как будто из ваты, все время хочется есть, сестра смотрит на нее с ненавистью и называет «ненастоящей», куклы и манекены разговаривают с ней…
Родители пытаются объяснить странности обычной лихорадкой. Но Трисс понимает, что все не так просто. Она сошла с ума? Или она и правда ненастоящая? Однажды она подслушивает разговор, из которого узнает, что «настоящую» Терезу похитили, а она — всего лишь подменная кукла, состоящая из веток, листьев и дневников похищенной Трисс. Подменыши могут жить всего 7 дней, а что потом? Гибель? Терезе необходимо это выяснить, чтобы спастись.
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2015 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2020 // Переводная детско-юношеская книга НФ или фэнтези (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2015 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2015 // Премия Андре Нортон | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Мистика и хоррор года | |
номинант |
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2018 // Переводной роман фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
Премия "Наша книга" / Le Prix Libr'à Nous, 2019 // Литература воображения |
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Измайлова (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
IlyaT, 18 июля 2023 г.
Чем-то мне эта книга напомнила поддельные ёлочные игрушки, которые выгялдят как настоящие, а радости никакой... С одной стороны написано интересно, образно, увлекательно и с технической точки зрения — качественно. А с другой — пусто и безыдейно.В книге нет «второго слоя», всё параллельно и перпендикулярно, по сложности сюжета это всё где-то на уровне «Волшебника изумрудного города». Тут пишут что это книжка для подростков... Не знаю. В подростковом возрасте уже хочется какого-то серьезного конфликта, а не вот этих вот девичьих слёз про гиперопеку родителей. Книжка скорее детская, но для детей в ней будет много непонятного. В общем даже не заю для кого это. Наверное ни для кого....
Линдабрида, 17 мая 2020 г.
Сказки о подменышах — едва ли не самые жестокие в европейском фольклоре. Портной Грейс в романе выдает довольно полный список издевательств, которым нужно подвергнуть подмененное дитя, чтобы фейри ужаснулись и вернули настоящего ребенка. Страшно, что все это пытались применять в реальной жизни, на детях с генетическими отклонениями или просто «не таких», как хотелось бы родителям. А каково при этом подменышу? Вот об этом и рассказывает Фрэнсис Хардинг.
В роман отлично вписался еще один сюжет, популярный в народных английских балладах, — злая сестра, которая пытается «извести» героиню. Поначалу Пен выглядит именно такой, злобной, коварной, немотивированно агрессивной. Но по мере раскрытия персонажей становится все яснее, что жуткая ненависть между девочками не на пустом месте появилась и дело вовсе не в «злобности» младшей из сестер.
Действие происходит в Англии 1920-х годов, где только что отгремела Великая война и только что наладилась мирная жизнь. Англичане с живым удовольствием наслаждаются синематографом и немного недоуменно прислушиваются к звукам джаза. Среди прочих — милая, респектабельная семья инженера Кресчента: солидный специалист, его очаровательная жена, две маленькие дочки и благоговейная память о сыне, сгинувшем где-то на фронтах Первой мировой. Все прямо-таки лучится благополучием. И вот в такой-то семье такая беда — исчезновение любимой дочки и появление подменыша!
А вот не случайно фейри надумали подкинуть «кукушонка» именно в этот дом. В семье Кресчентов что-то настолько неладно, что появление подменыша не добавляет проблем, а просто вскрывает существующие. Младшая из сестер, Пен, всегда в чем-то виновата; ее обиняют сходу, не трудясь разбираться. Старшая, Трисс, — любимица родителей, и ей навязывают образ вечно больной бедняжки и не дают завязать дружбу хоть с кем-нибудь. А еще есть таинственные письма от пропавшего на фронте Себастиана. И его невеста, Вайолет, которую в семье Кресчентов считают алчной стервой (но мы уже знаем, что доверять обвинениям мистера и миссис Кресчент нужно с большой осторожностью).
Фрэнсис Хардинг создает прекрасный сплав исторического романа с приключениями, психологической прозы и переосмысленной волшебной сказки. От здешних фейри веет очарованием и жутью, как оно и должно быть.
artemkulba, 11 января 2017 г.
Тихонько прокрался ночью на кухню и к 3 часам дочитал книгу Фрэнсис Хардинг «Песня Кукушки». Хотя в 7 идти на работу. Что же такого в новой книге Хардинг, что заставило взрослого мужика вести себя нерационально?
Да собственно та самая чарующая Англия, которую мы любим в книгах Джоан Роулинг и Нила Геймана, те легенды о подменышах и таинственном народе Фейри, которые встречаются у Сюзанны Кларк в «Джонатане Стрэндже и мистере Норреле» и Джона Кроули(Маленький большой или парламент Фейри). Только в «Песне кукушки» мы слушаем повествование не со стороны взрослых, у которых похитили ребенка, а девочки, которая чувствует, что с ней что-то не так, ее преследует странный голод и вокруг творится непонятное.
Дело происходит в начале 20 века в пригороде Лондона, и видно, что Хардинг специально изучала быт тех времен, социальные особенности, развитие городов и модное движение суфражисток, к которому можно отнести помощницу главной героини — мотоциклистку Вайолет Пэрриш.
Книга небольшая и сначала действие раскручивается не торопясь, но вот мы втянулись в сюжет и уже в безумной карете несемся вслед за главными героями по крышам города, сопровождаемые сонмом таинственных существ, пытаясь спасти и семью и саму главную героиню Трис. Персонажи тоже яркие и живые, и переживаешь за всех — за младшую сестру Пенни, за викторианских родителей, замкнувших свою семью в кокон правил и ограничений, даже за таинственный народец, пытающийся выжить среди наступающей цивилизации.
Наверное книга кинематографична — довольно много описаний того, ЧТО происходит, и как происходит, действие можно было поделить на сцены и кадры. Именно благодаря этому она пролетела для меня как отличный фильм, немного подростковый но с яркими и глубокими мыслями, с надежной мифологической подосновой английских сказок.
ОЧЕНЬ надеюсь, что по книге снимут фильм, и он в разы обгонит довольно слабую историю недавнего «Дома странных детей Мисс Перегрин»
Lilian, 7 июля 2020 г.
Роман, удачно сочетающий в себе психологичность, основу в виде сказок о фэйри и подменышах и правдоподобный исторический фон Англии двадцатых годов прошлого века.
Неоднозначность народца фэйри, его опасная притягательность и чуждость хорошо сочетается с не меньшей неоднозначностью персонажей-людей. Родители Трисс, душащие своей заботой старшую дочь, изо всех сил пытающиеся удержаться за видимую респектабельность и прячущие в глубине своего дома необычные тайны. Их младшая дочь Пен — ураган импульсивности, неповиновения, ненависти, ошибок... и искренней надежды на привязанность. Вайолет — независимая, выбивающаяся из установленных обществом рамок, и в то же время бегущая от преследующего её проклятия. Портной Грейс, совершающий не мало жестоких поступков во имя своей давней утраты, безжалостный и несчастный одновременно. И разные персонажи из волшебного народца — действительно очень разные, порой невероятно жестокие, импульсивные, но связанные сводом правил, уязвимые перед лицом меняющегося мира и по большому счету причиняющие вред только в ответ на нарушения условий сделки. Безусловно, удался и образ главной героини, проходящей непростые стадии осознания своей сущности, вынужденной распутывать клубок странностей и семейных тайн, действовать в условиях опасности для её близких и постоянного обратного отсчета оставшихся ей дней.
История динамичная, напряженная и, да, весьма кинематографичная. Даже финал не выглядит слишком простым, не подыгрывает главным героям и не нарушает во имя счастливого завершения истории установленных ранее правил описываемого мира.
Автору снова удалось написать вроде как подростковый, даже детский роман, но при этом так, что его интересно читать и взрослым.
olga.sb, 13 марта 2022 г.
Я люблю истории про фейри, поэтом знакомство с автором начала с Песни кукушки.
Итак, Трис приходит в себя после болезни, но при этом страдает от провалов в памяти, неутолимого голода и приступов галлюцинаций. Вот только галлюцинации ли это? Или куклы на самом деле следят за каждым ее шагом, а злюка-сестрица права, что считает ее не-Трис?
Мне очень понравилось:
Очень красивый слог: например, фразы вроде выпученных глаз окон, и красочные описания джаза.
Взаимоотношения отцов и детей, сословного неравенства и противостояния между сестрами.
Моя любимая тема:фейри, опасность желаний и разницы между тем, что хотел и тем,что попросил...
Англия после войны 1920х гг??
Но сюжет развивается очень медленно и запросто можно выкинуть хорошую половину, не нанеся ущерб смыслу.
Несс и Шустерман, которые ровно на те же темы теми же методами пишут, гораздо более отточенные и захватывающие тексты выдают.
В итоге: обязательно буду знакомиться с автором и дальше, но буду готова к неспешному смакованию
Синяя выдра, 4 августа 2017 г.
Я сражена этой книгой! Я влюблена в эту книгу! Я восхищена автором этой книги!
Впервые мне попалось произведение, где два плана — сказочный и психологический — сосуществуют на равных условиях. Вот история подменыша, который очень быстро превращается в чудовище, мучимое диким голодом — это первый уровень понимания текста. Но тут же есть и второй, не менее значимый, чем первый — это история девочки, которая резко взрослеет и из «нашей милой малышки» превращается «в это непонятное существо, которое все делает не так». То есть по сути вся история — мощнейшая метафора самоощущения ребенка в момент превращения в подростка. И тут автор по полной программе отрабатывает и тему детско-родительских отношений, и тему «любви без требований» и много еще всего разного, но одинакого актуального.
Но даже если отбросить весь психологизм, остается еще просто очень сильный пример сказочного фэнтези. Здесь нет ни одной фальшивой ноты, ни одной неубедительной детали, ни одного сюжетного промаха. Разве что, на мой вкус, последняя треть книги чуток подзатянута. Вроде, все на месте, вроде и событий много, но... можно было бы и отрезать пару сюжетных вилюшек. Хотя я уже заметила, что это современная тенденция — переусложнение сюжета. Впрочем, в случае с Хардинг, это переусложнение почти незаметно. Возможно, это исключительно мои заморочки. А вообще — прекрасно, волшебно, круто! С нетерпением жду, когда на русский будет переведено еще чего-нибудь, кроме этой и еще пары книг.
ужик, 11 января 2019 г.
Хорошая фэнтезийная книга с крепенькой психологической составляющей. Книга вроде бы для подростков, а без первой любви и прочих розовых сопелек.
В основе сюжета — поиск себя, своего места в обществе, в семье, в жизни. Триста — даже не человек. Она кукла, подменыш, которым на время, всего на 7 дней, заменили настоящую дочь Селесты и Пирса Кресчентов. Но Триста этого не знает, считает себя настоящей Трисс. И именно существо из листьев и веток вынуждено распутывать хитросплетения человеческих отношений, сложившихся даже без ее участия! На кону жизни Тристы и Трисс и много еще чего, бесконечно дорогого семье Кресчент.
Сюжет после 12 главы очень динамичен, происходящее атмосферно и кинематографично, фильм получился бы отличный! А все персонажи — вполне живые люди и не только, со своими чувствами, потерями, сомнениями и целями. Все их поступки можно понять. А за многих искренне переживаешь.
Хорошая книга, которая будет интересна и подростку и взрослому читателю.
Afarey, 3 ноября 2020 г.
Довольно неординарная книга. Не скажу что фанат подобных сюжетов но тем не менее книга вполне достойная. Написана качественно. Хороший перевод, интересные диалоги и сюжетные ходы. Небольшой недостаток экшена как на мой вкус, но тем не менее вполне ничего так. Поначалу шла тяжеловато, но ближе к середине пошло быстрее. И тем не менее я на нее потратил 4 дня(2 из которых пытался начать читать). Скажу одно, я бы себе из прошлого эту книгу никогда не посоветовал, и тем не менее я не жалею что прочел ее. Любой книжный опыт заслуживает того чтоб его приобрели.
lastVictim, 14 августа 2019 г.
Интересная книга. Я в лёгком восхищении.
В последнее время мне совсем не заходят современные книги вроде этой, но «Песня кукушки» приятно удивила. Автор сумела заинтриговать, я вновь окунулась в необычный и сказочный мир коварных фэйри. Книга написана про маленьких девочек, она написана для девочек-подростков, но к счастью, в ней практически нет розовых сопелек, которыми пропитаны большинство подростковых книг и которые так раздражают. В этой книге нет любовной линии и это огромный плюс.
Эта история про подкидыша, который не человек и даже не живое существо, который ищет свое место в жизни и пытается понять себя. Мы знакомимся с Тристой, которая хочет быть тем, чем её сделали, хочет, чтобы родители любили её, чтобы все было нормально, но вместо этого ей приходится познавать себя, бороться с голодом и страхом смерти.
Читая эту книгу я вновь окунулась в сказочный мир, в мир фэнтези вроде книг Роулинг, в мир добрых друзей и волшебства. Её определённо стоит прочитать.
mikereader, 2 октября 2020 г.
Из «Песни кукушки» получилось такое простенькое мистическое приключение для подростков, где детали и логика происходящего совершенно не учитываются. Кто эти магические уродцы? Откуда и как работают их способности, которые с одной стороны ставят их на голову выше любого смертного, но никакого профита они с этого не имеют? Авторша старается даже не затрагивать эти темы, парочка загадочных фраз с намеками на банальности про древние секреты — вот и вся «история» этого странного взаимоотношения миров. Немного «Американскими богами» отдает в сильно упрощенном виде.
Остается концентрироваться только на героинях, образ самой Кукушки вышел лучше всего, живее чем сами живые :) Она мыслит как-то нетипично, пытается адаптироваться и понять свое место, меняется и действует. А вот взрослые вышли в типично Кинговском стиле — далекие, непонятные, пассивные и бесполезные, что-то ходят бубнят, но почти никакого толку от них нет.
Ну и, конечно же, бросаются в глаза эти «сильные независимые женские персонажи». Опять мужики все поголовно тупые, злые и алчные, от них только одни проблемы, а вот наши бедняжечки в юбках бегают гурьбой и вынуждены расхлебывать эту кашу да приводить все в порядок. Ну такое себе, если честно. Если бы не совсем обычная героиня, то было бы вообще клише говорящее. Эх, мода, тренды, сейчас же самое время для таких историй...
В целом простовато вышло, больше акцента на чу-у-увства и пережи-и-ивания, чем на логику событий. Все-таки иногда местные персонажи как марионетки действуют совершенно не в своих интересах и лишь в угоду сценарию.
Для любителей такой атмосферы как «The Wolf Among Us», и еще вспоминается «Ночная жажда».