Паоло Бачигалупи «Водяной нож»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Путешествие к особой цели | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров. Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна. Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города. А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь. Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг. Бедняки безропотно умирают… А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?
Входит в:
— цикл «Водяной нож»
— журнал «Lightspeed. Issue 60, May 2015», 2015 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 72, May 2016», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика (11 574 голоса) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (США) | |
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Научная фантастика | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第47回 (2016) // Переводной роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ | |
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2016 // Лучший НФ-роман. 3-е место | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Научная фантастика (США) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года |
- /языки:
- русский (2), английский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (4), цифровое (2)
- /перевод:
- М. Головкин (2), Е. Павлова (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 18 сентября 2024 г.
ДОЖДИ-ПИСТОЛЕТЫ
Для того, чтобы оценить прогресс Бачигалупи-писателя, нужно знать его «Заводную», почти нечитаемую. И не говорите, пожалуйста, про «Хьюго» с «Небьюлой», премии не всегда дают за литературные достоинства. Мир фантастики выгодно отличается от «большой» литературы тем, что здесь не только за политику — должны присутствовать факторы, содействующие прогрессу человечества в целом и жанра в частности. Триумфальное шествие феминизма в фантастике последних двух лет, к примеру – это не только мощное лобби, но и прогрессивная общественная тенденция. Что до «Заводной», роман написан в жанре биопанк – новом, ярком и обещавшем возможность развития в мощное экологическое направление. Оставляя желать много лучшего в части литературной составляющей.
Совсем не то «Водяной нож». Дистопия о постигающем человечество водном коллапсе. Планета, которую вернее было бы назвать не Землей, а Водой, вовсе не так богата водой, пригодной для людей. Нам нужна пресная, нашим животным, растениям и механизмам тоже, а ее не так много и глобальное потепление еще сокращает количество. Время действия — ближайшее будущее (Бритни Спирс, накачанная ботоксом и беззубая рекламирует секс со старушками, которые лучше молоденьких); место — американский Юго-Запад. Воды катастрофически не хватает, река Колорадо, которая сейчас поит сорок миллионов человек, мелеет, а плотины и водоотводные каналы в огромных количествах по ее течению, становятся заслонками, которые обеспечивают одним жизнь и благоденствие, отсекая от них других.
Недвижимость в обезвоженных районах мгновенно обесценивается, толпы беженцев устремляются из них в Канаду, но Соединенные Штаты больше не единое государство, благополучный Север отмежевался от загибающегося Юга, выставив пограничные барьеры, которые охраняются жестче Берлинской стены. Проводники «койоты» за огромные деньги берутся переправлять жителей Техаса на север. Хотя с по-настоящему большими можно и здесь отлично устроиться. Существуют города-кондоминимумы «Кипарис», которые строит могущественный предприниматель Кэтрин Кейс. Квартира в «Кипарисе»: вода из крана, возможность пользоваться канализацией, а не передвижным сортиром, который после переработает испражнения в воду, да тебе же и продаст; фонтаны, тропическая зелень — это для избранных.
Прочим пакеты-мочесборники, как прижмет по-настоящему, и из пакета выпьешь. не дожидаясь переработки. Жуткий жестокий мир, в котором каждый, тем не менее, продолжает делать свою работу. «Водяной нож» Анхель руководит безопасностью у Кэтрин Кейс и выполняет для нее еще кое-какую работу. Нет, не то, что вы подумали, этот носящий бронежилет как вторую кожу, сплошь покрытый шрамами, человек выдавливает из мелких фермеров по берегам Колорадо согласие передать их права на воду своему боссу. Одновременно формируя из потерявших надежду выжить иным способом людей отряды ополченцев, главной задачей которых — не пропустить техасцев на вожделенный север. Да, гангстер. Не мы такие, жизнь такая.
Журналистка Люси номинировалась на Пулитцера и в умирающий, почти полностью отрезанный от воды Финикс (злая ирония в названии) приехала за тем, чтобы сделать ряд репортажей под броским названием «Финикс сливается». Осталась, не в силах переломить то человеческое в себе, что требовало попытаться помочь этим людям. Молодая девушка-водоноша Мария (такой микробизнес: покупать воду дешевле у насосов Красного креста, продавать дороже строителям китайской корпорации «Тиан») надеялась, что им с отцом удастся перебраться в Китай, папа был хорошим специалистом по работе резаком и тоже работал на «Тиан», но теперь она одна — несчастный случай с отцом. Есть два пути; сдохнуть от жажды, пойти торговать юным телом, пока на него еще есть спрос. Она предпочитает третий — торговать водой, как выясняется — ненадолго. Как выясняется, путей гораздо больше. Например быть застреленной. как подружка Сара. Или пойти на корм гиенам местного криминального царька. Головокружительные перспективы, как подумаешь.
И есть права на воду, которые неожиданно всплывают в ходе событий. На ВСЮ воду реки Колорадо. переданные в свое время индейцами каньона в пользу гринго. У кого эти бумаги, тот на очень белом коне и в чрезвычайно ярко сверкающих доспехах. Стоят дорого, остаться в живых. будучи замешанным в историю с правами, проблемно. Но игра стоит свеч. Да судьба ведь и не спрашивает твоего согласия быть провернутым через мясорубку — берет и вертит.
Прекрасный роман. Интересный, яркий, роскошный с точки зрения сюжета. И неожиданный на всем протяжении (финал не исключение).
Gross0310, 30 октября 2022 г.
Бачигалупи рисует мир юго-западных штатов США, пораженный засухой. Дневная температура там около 40 градусов, наличие доступа к воде решает судьбу городов и штатов, враждующих между собой, где власть федералов становится все больше номинальной.
С литературной точки зрения у автора получился достаточно крепкий боевик. Сюжет бодр, действие не провисает. Любопытно у автора получился Китай — этакая земля обетованная за океаном, которая с одной стороны помогает местным, ставя насосы, с другой не забывает о своих интересах. И еще интересно как автор делит героев на людей со старой (до засухи) моралью и людей, принявших новые правила игры.
Добротная книга, с которой можно провести пару вечеров.
VovaZ, 4 января 2021 г.
Социальная антиутопия. Разваливающиеся США, на фоне экономического спада и водного кризиса. Экшен так же присутствует, но начало произведения скорее в жанре гуманитарной фантастики. Автору было гораздо важнее показать не сами события, а эмоциональное воздействие гибели американской идеи на самих американцев. Кто-то надеется на возврат прежних времён, кто-то предаётся горьким воспоминаниям, кто-то ловит рыбку в мутной воде, кто-то продолжает бороться за принципы. Но большинство просто стараются выжить.
С середины романа стиль повествования резко меняется. Доска размечена, фигуры расставлены, начинается просто жёсткий триллер. Из плюсов можно отметить сохранение живости и динамичности персонажей, а также, внезапные повороты сюжета. Главный минус в схематичности сцен и событий: герой в беде, и тут рояль, в беде – рояль, и так до финала.
Но более всего меня задел крайний идиотизм центральной интриги.
Вышел бы не плохой фильм, но в качестве романа, понравилось не сильно.
scafandr, 4 июня 2020 г.
В последнем десятилетии (а может и раньше?) у некоторых фантастов стало модно писать книги-сценарии к фильмам. Т.е. это вроде как и просто книга, но чувствуется, что по ней можно легко снять современный модный боевичок с кучей экшена.
У Бачигалупи я читал до этого только «Заводную», которая мне очень понравилась. В «Водяном ноже» автор продолжает тему экологической фантастики ближнего будущего. По сюжету этой книги в США появился дефицит воды. Ее качают по трубам и выдают через краник за большие деньги. Мыться, стирать одежду, пить литрами воду могут позволить себе только богатые американцы. Остальным приходится батрачить на дядю, чтобы в конце работы побаловать себя стаканчиком водички. Вот как бы и вся фантастика. Все остальное — это афера вокруг бумаги, которая дает право на владение водным источником в штате Техас.
Нас встречает несколько сюжетных линий, которые обязательно в итоге пересекутся. Безбашенная журналистка, почти потерявшая надежду грязнулька-проститутка, наемник крупной банды — у всех них окажется в итоге что-то общее.
Книга читается весьма добро. Погони, перестрелки, трупы... Мало? Что там еще модно?.. Любовь! Секс! Однополый секс? Тоже есть! Наркота, запугивание, потеря надежды, бесконечная жара, предательство, интриги... Все есть!
И это действительно кино. Хорошее, зрелищное. Правда, одноразовое. Посмотрел/прочитал и забыл. Но удовольствие получил.
Если ищете что-нибудь для расслабления — весьма подходит.
Правда, совсем не Фоллаут. Ну вот совсем не он.
URRRiy, 18 ноября 2019 г.
Политический детектив — триллер иногда боевик. Постапокалипсис кстати наступил только для юго-запада США на востоке — все та же зелёная Америка, а на этих «бесплодных землях», заносимых песками, народ деградирует — вслед за сельским хозяйством, политики и группировщики — одни и те же лица, при этом изображены автором очень даже достойными, хотя и жёсткими в действиях людьми (кстати самый крутой босс — женского пола, что вероятно вызвано политкорректностью). Водяной нож — это профессионал на службе леди — босс, местные профи не просто так ведут политическую борьбу — они уничтожают друг у друга объекты водоснабжения и водные резервуары. В целом роман с рваной логикой мира, но серьезным настроем, много криминала, но это все же не самоцель, а лишь фон. Идея романа — как мне показалось, гуманитарного плана, способности сохранить в себе человека, даже в условиях конкуренции за жизненно-необходимый ресурс.
Nikquest, 29 июля 2018 г.
Немного удивляет то, что Бачигалупи после откровенно подросткового «Разрушителя кораблей» взял да и написал роман, в котором насилие течет рекой, словно на спор завоевывая кардинально более возрастную аудиторию. Ирония в том, что помимо насилия и бешеного темпа в мире «Водяного ножа» больше ничего не течет столь стремительно. Вода ценится на вес нефти докризисного периода, а идейная составляющая больше походит на занудные антиутопические развалы, нежели на нормальный постапокалиптик-выживастик. Но динамика у романа весьма хороша, крутость варева порой запредельная, читается влет и в принципе после прочтения, даже невзирая на вязкое послевкусие мерзотности, восторженных впечатлений остается больше. Но, скажем так, рекомендовать книгу кому-то еще я бы поостерегся, несмотря на отличный стиль и быстроту событий – надо учитывать вкусы и возможную неприязнь к насилию.
Ведь по наполнению «Водяной нож» – это совершенно чернушный боевик-триллер, типично мужской вариант чтива (для женщин, разве что, судьба Марии может стать поводом прочитать, но я не думаю, что тяготы несчастной женщины перевесят все остальное). Здесь и насилие, и пытки, и смачно описанный секс, и стрельба, и погони, и горы трупов, и напряжение создается и закручивается в тугой узел интереса, но по окончании книги подозреваешь, что автор банально перегнул с чернухой. Казалось бы, имея на руках и в уме такую интересную идею как тотальный водяной дефицит, а также опыт в построении постапокалиптического общества, пиши хорошую фантастику с упором на научные выкладки (что-то вроде Игановского «Отчаяния»). Но нет, Паоло предпочел написать роман о криминалитете, преступности и снабдить его мерзкими персонажами, у которых свое отчаяние, но причины их поступков, как и сами поступки, порой вызывают оторопь.
Если же убрать из романа всю крутосваренную бандитскую составляющую, он все еще останется хорошей книгой о том, что, вполне вероятно, может случиться через несколько десятилетий активного засирания нашей планеты. Решать, превращает ли мысленно убранный компонент книгу в непристойную гадость по типу чтива для электричек или же напротив – обеспечивает этой вялой и типично выстроенной в своей занудности истории лишний плюс в виде шикарного драйва, бешеного развития событий и смакования насилия, – читатель будет сам. Я лишь скажу, что мне бы хотелось более продуманного баланса, но и тот, что есть, в принципе, устроил.
Massaraksh, 26 апреля 2018 г.
Для начала, странный перевод. На обложке — «водяной нож», в тексте — «нож для воды», а по смыслу — «водорез». Это не прибор, не механизм и не инструмент, это человек.
По сути, крайне мучительно продирался через начало и середину. Тоска, смертная скука и беспросветное уныние. Детектив, вдобавок еще и в антураже страдающих от нехватки воды южных штатов США. Менее интересна, наверное, только карта миграции среднеазиатских сусликов. Внезапно, ближе к середине, книга резко набирает обороты, превращаясь из «производственного романа из провинциальной глубинки в лучших традициях капреализма» в историю про людей. Достаточно интересную историю.
Если разделять идею книги и ее сюжет, то идея этой конкретной, наверное, в том, что у каждого из нас есть набор разноцветных очков, через которые мы наблюдаем мир. Вот, только, некоторые люди никогда ничему не учатся.
В общем, впечатления смешанные. Если перетерпеть первую половину, то, весьма достойная книга.
nogusta, 3 февраля 2018 г.
Ну и муть! Вторично все! Главные герои не то чтобы совсем плоские, но в судьбу тяжелую и фатальную верится с трудом. Сам мир описан мелко и остается большой полет фантазии, но фантазировать почему-то не хочется. Где-то идут дожди и все хорошо, а где-то пустыня наступает? Да, возможно. Но это еще не конец света как таковой. Города под куполами? Опять же-возможно, но какая материальная база лежит за всеми этими постройками? Да-да, все просто объяснить китайцами и их мощной экономикой спустя,допустим,50 лет, но не факт, что у человечества будет это время. Конец света местечковый в США!? Да отлично, но не убедительно. Хорошая драма и не более. Грязи и жестокости хватает в современном мире и не нужно ходить далеко в будущее за новыми вариациями.
Angvat, 6 мая 2017 г.
Господа и немногочисленные дамы, кто тут пришел за постапокалипсисом? Проходите, не задерживайтесь. Проходите, проходите, говорю вам. Нет тут его. Только почти ни на что не влияющий антураж от него остался.
С таким же успехом действие могло скажем происходить во времена сухого закона, а воду могло бы заменять спиртное. Ничего бы не поменялось. Все главные герои будто бы сошли со страниц бульварного чтива: крутой наемник, журналистка-правдорубка и девушка, у которой вечно проблемы. Показушная жестокость и пара откровенных сцен, которые якобы делают подобное чтиво «взрослым» в наличии. Очередное произведение в духе какого-нибудь Чейза, только в иных декорациях. И вот именно из-за них, декораций, магистральный сюжет становиться в разы тупее даже чем в подобных произведениях. У автора совершенно по-детски наивное представление о силе юриспруденции во времена, когда страна разваливается на части. Он живет в сытой и богатой державе, а все те ужасы, что описывает, видел лишь на картинках, и понятия не имеет, к чему они могут привести. Вот представьте, если действия сего бульварного чтива происходило в нашей стране, скажем в лихие 90-е,
Плюс сюжет тут абсолютно предсказуем, если подобные вещи вы уже читали. Герой нашел решение какой-то проблемы? До конца еще далеко? Он облажается, ибо автору еще нужно тянуть резину, а новые трудности выдумывать лень.
В итоги имеем абсолютно проходной детективчик с легким налетом фантастики. Проходите, говорю вам. Нормальный постапокалипсис в другом месте. Явно не здесь.
dimon1979, 19 мая 2017 г.
Еще один вариант приближающегося конца света. Конечно, не для всех поголовно, но для очень многих, тем у кого забрали воду. Место действия — несколько штатов в США. Время определить точно нельзя, если только не брать за ориентир беззубую бабушку Бритни Спирс (автор видно сильно ее любит или ценит ее творчество), которая встретится героям романа на одном из плакатов.
В принципе, получился довольно неплохой боевик, с массой перестрелок, погонь, убийств. Присутствуют сексуальные сцены, пытки и жесткие допросы, издевательство над человеком. Поведение действующих персонажей выглядит довольно достоверно, по крайней мере, особых глупостей я не увидел.
Мне тяжело разобраться в хитросплетениях устройства каналов, дамб, искуственных озер, как это работает в реальности. По версии автора, если будет желание и возможности, то можно оставить без водоснабжения большие города, которые вымрут и превратятся в призраки. Сопутствующие всему этому детали: уличная преступность, появление крупных и хорошо оснащенных группировок, которые будут контролировать остатки воды и заниматься ее распределением, тысячи погибших и лишившихся своих домов. Повальная нищета, отсутствие работы, кроме проституции и торговли наркотиками, жестокие убийства по самым разным поводам, а чаще и просто так.
Однозначно, автору получилось показать всю грязь и городские нечистоты. В этом романе вы найдете подонков всех мастей и оттенков, потерявших остатки человеческого. Конечно, это произведение довольно жестокое, так как в реальности было бы, наверное, еще хуже.
В принципе, эта история вполне закончена и продолжение совсем не обязательно. Кстати, концовка получится на редкость удачной, по крайней мере, просчитать ее мало кому удастся.
Можно ли рассматривать это произведение, как предупреждение? Обязательно. Хорошая привычка беречь воду, должна быть у каждого на подсознании и на уровне рефлексов. Не стоит думать, что воды вокруг много, когда-то закончится все и вода в том числе. Давайте думать о тех, кто будет жить после нас и также захочет искупаться в чистом озере или реке.
Green_Bear, 15 августа 2016 г.
Деньги, депрессия и дефицит ресурсов, три ключевых «Д», краеугольные камни, на которых Бачигалупи строит истории. Поиски бесценного банка семян, трущобы и энергетический кризис в «Заводной». Битва кланов за власть, будни мусорщиков и опять же ресурсный кризис в «Разрушителе кораблей». И «Водяной нож» — будущее юго-западных штатов США, в котором главной ценностью стала вода. Пересыхающие реки, заилившиеся озера и колодца — и отчаянная борьба за право наполнить трубопроводы водой священной реки Колорадо.
Пока Калифорния неумолимо распространяет влияние вверх по течению, пока водяная Королева Вегаса, Кэтрин Кейс, устраняет конкурентов, город Финикс балансирует на грани краха. Брошенные дома, наглеющие банды, затяжные песчаные бури, толпы беженцев из Техаса, валяющиеся в пустых бассейнах или развалинах трупы. Хэш-теги заметок Люси Монро, журналистки с Пулитцеровской премией, красноречивы: #ПорноКоллапса, #ФиниксСливается. Когда ее приятеля инженера жестоко убивают, она воспринимает это, как личный вызов и веский повод начать войну против тех, кто наживается на разрухе.
Мария, беженка из Техаса, знает о нужде не понаслышке, едва выживая среди бандитов, сутенеров и нищих. Каждый день — как пробежка по минному полю или заплыв среди стаи пираний. Неверный шаг — окажешься с переломанными костями в канаве или станешь ужином для гиен. А вот Анхель, выходец из Мексики, преданный пес Кейс и беспощадный водяной нож, смотрит на жизнь хладнокровно и уверенно. И без колебаний отправляется в Финикс, чтобы выяснить, почему паникует местный агент Кейс.
Бачигалупи пишет традиционно цинично, не пренебрегает чернухой, но не делает из нее цели. В мире, где вымирают целые штаты, трудно умолчать о беспределе и пытках, проституции и наркотиках. Но живописуя хроники апокалипсиса, Бачигалупи рассматривает мотивации и стратегии поведения людей, когда побеждает тот, кто верно предугадывает будущие правила игры. Тот, кто жестко прокладывает путь или же гибко уклоняется от врагов. Но кем он будет — дьяволом или святым?
Итог: жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.
garuda, 22 августа 2016 г.
Недалекое будущее. Вода становится главной ценностью. Кто владеет водой, тот имеет неограниченную власть. Расцвет переживают фирмы и корпорации, обещающие добыть живительную влагу из недр земли. Суды завалены делами о правах на пользование оставшимися водными реурсами. За дополнительную воду готовы убивать, пытать, разрушать города, ломать судьбы. Действие романа развивается на территории Соединенных штатов, которые представляют из себя по сути практически полностью независимые друг от друга территории, которые объединяют между собой корпоративные (и не только) войны за воду. Южные штаты превращаются в пустыню, где отчаявшиеся люди пытаются выжить. Некоторые пытаются иммигрировать на север вплоть до Канады, где воды еще хватает.
Главных героев несколько. Приезжая журналистка, живущая в агонирующем городе Техаса, молодая девушка, практически коренная жительница этого же города, матерый «решатель», курирующий водные интересы одного из больших боссов.
Фон — город Финикс, пытающийся удержаться от окончательной деградации, высушивания и гибель. Город, где на курсе цены на воду можно сколотить небольшое состояние. Город, где это состояние у тебя заберет местный бандит, держащий в страхе всю округу. Город, где чистое небо не видно из-за постоянных пылевых бурь. Город, где все продается и покупается. Город, где на фоне пыли и разрухи возвышается современный оазис — «аркология» — полная воды, жизни и свежего воздуха, места, за возможность жить в которых, большинство готовы продать свои и чужие души и жизни. Город, где находится место не только страху и предательству, но и верности, самопожертвованию, дружбе и любви.
Главным героям приходится постоянно принимать решения, связанные с выживанием. У каждого свои взгляды на жизнь, свои водоразделы в средствах для достижения целей. И что интересно, не смотря на достаточно отвратительные решения, которые им приходится принимать, ни один из главных героев не вызывает отрицательных эмоций. Автору удается так раскрыть мотивацию поступков, что чтобы они не делали, это не вызывает резкую антипатию. Другой большой плюс — декорации, тот самый город.
Из небольших минусов — «живучесть» героев, резкое ускорение событий ближе к концу книги. И, на мой взгляд, недостаточно уделенное внимание остальному миру. Хотя бы штрихами, но было бы интересно узнать, что происходит в остальном мире.
Итог: классный, жесткий, психологический роман, с элементами антиутопии, детектива и триллера.
primorec, 5 апреля 2016 г.
Нам почему-то кажется, что Конец мира должен обязательно наступить внезапно. Как стихийное бедствие, когда от тебя лично ничего не зависит. Упал метеорит. Солнце взорвалось. Прилетели злобные ребята с небес и приготовили из нас барбекю для своего пикника на обочине. Матушка-природа, наконец, нашла способ избавиться от Чумы-человечества, выведя ничем не убиваемый вирус. Простите, вы оказались не в то время и не в том месте. Так получилось, и никто ни в чем не виноват.
К сожалению, скорее всего, все будет совсем не так. Не прилетят пришельцы, не упадет метеорит. Просто в один несчастный день человек увидит, что дерево во дворе засохло из-за жары, исчезло озеро, в котором купался в детстве, а протекавшая рядом с домом река оказалась закована в стальные трубы очередной жадной до денег и власти корпорации.
Но тогда будет уже поздно говорить себе, что, да, мы слышали предупреждения ученых, что неразумное использование ресурсов ведет к катастрофе. Даже читали, по большей части, как страшные сказки, о тающих льдах, засухах и пыльных бурях. Но это было всегда где-то там, на другой планете, а здесь были милые домашние хлопоты и несравненно более важные, чем вырубленные где-то там леса, личные дела.
И, конечно, всегда найдутся виноватые. Жадные корпорации, расхищавшие ресурсы в погоне за богатством. Ученые, которые предупреждали не слишком настойчиво и очень уж непонятно. Власти, которых более заботили рейтинги на грядущих очередных выборах.
Но вместо поиска виноватых и стенаний об ошибках, не стоит ли честно признать: приметы грядущего Апокалипсиса уже давно и явно читаются в рекордных сводках погоды, высохшей траве и раскаленном асфальте? И причина его — каждый из более 7 миллиардов представителей рода человеческого.
Вот о таком виде Апокалипсиса рассказывает этот роман. Страшная засуха, вызванная климатическими изменениями и неразумной тратой водных ресурсов, приводит к постепенному упадку на некогда процветающих землях юго-запада США. Больше нет сверкающих городов и городков, нет самодовольных фермеров с их бесчисленными стадами и бескрайними полями кукурузы. Есть только несчастные, всеми презираемые и озлобленные беглецы, которых гонят перед собой песчаные смерчи и наступающая пустыня. Есть озверелые банды — падальщики Апокалипсиса. И есть только одна ценность, и это не жизнь, а самая обыкновенная вода.
Сюжет крутится вокруг кровавой, с большим количеством жестоких сцен, полной предательства и лжи истории о старых юридических правах на воду реки Колорадо, которые позволят одним обогатиться и остаться в живых, тогда как другие будут обречены на мучительную смерть. И это не рассказ для подростков, а жесткая история для взрослых, которая без прикрас показывает, что делают обстоятельства с обычными, нормальными и когда-то добрыми и законопослушными людьми.
В этом романе нет каких-то героев-суперменов, спасающих мир от всеобщей глупости и недальновидности. Это, в общем-то, обычные люди, озабоченные личным проблемами, которые сводятся к выживанию в жестоком мире. Если для этого необходимо убивать, лгать, воровать, предавать, то они делают это без мук совести или сожаления. Все по закону джунглей — каждый сам за себя. В общем, это именно те самые люди, из-за которых и наступил Апокалипсис.
Как всегда у Бачигалупи: динамичный сюжет, мрачная атмосфера неминуемой катастрофы, контраст пыльных пейзажей и запустения умирающих городов и наполненной жизнью прохлады экологических башен-убежищ, понятные герои и мотивации их поступков.
Но есть одно, но важное замечание. В идеале, после прочтения подобного, тесно связанного с нашими настоящими проблемами, романа должно остаться некое чувство беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее задуматься о происходящем. И уж совсем хорошо, если после этого читатель сам, по собственной воле и в силу родившихся после прочтения собственных принципов, отправится убирать русло малой речки или заберет с собой мусор после пикника на берегу озера. Но если на протяжении романа раз сорок сказать что-то заезженное, подобное «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть» или «Нам надо работать вместе, чтобы добиться лучшей жизни», то эти правильные, умные и справедливые слова превратятся в итоге в пустоту. И ничего не получится. Опять. Часы продолжат тикать, отсчитывая дни, недели, годы до наступления Апокалипсиса.
ааа иии, 2 сентября 2016 г.
Литр питьевой воды стоит 6,95$, они же 4 юаня — вот основа романа. Прочее наполнение: поиск старой бумаги в горящем городе, пальба, татуированные мексиканцы, резкие фразы, любовь на краю, бег с гиенами ... По личным впечатлениям и отзывам, это кино плюс электроциклы, юриспруденция, лесбийство, пытки и злое камео Бритни Спирс проиграли водоснабжению в эмоциях и смыслах. Оно в «Водяном ноже» интересней тяги баб к Анхелю (а пыль смертельнее ракет).
Воспринимаю роман пространным комментарием к «пари Саймона — Эрлиха» (ресурсы заканчиваются и пора вводить контроль или технологии делают всё дешевле и доступнее? На стороне Эрлиха здравый смысл, но обвал цен на сырье — факт). По Бачигалупи это перестановка шезлонгов «Титаника».
Невада воюет с Аризоной и Калифорнией за воду, которая свободно дождит на Мэн — локус важней наличия на глобальном рынке. Знание сила, но у плодов прогресса есть добавленная стоимость — в аркологиях Лас-Вегаса и Финикса фонтаны бьют, но тем, у кого мало юаней, наука даст лишь фильтрованную а-ля астронавт мочу.
Автор строг и к американской традиции. Выдвигаться за счет продаж, защищать ферму с оружием в руках, получать образование, клясться в верности флагу, а в случае чего переехать... можно, пока есть халява. Качают халяву из-под земли (на которую «есть права») или это спрос на гранит столешниц, открытые границы и т.п., неважно. Есть — и лишь бы хватило ума направить поток в свой карман. Нет — время верблюжьих войск.
Издано нормально.
Рекомендации: полка алармистской фантастики.
Goodkat, 25 апреля 2016 г.
Мало кто пишет так хорошо, как Бачигалупи. И прочитать роман стоит хотя бы уже поэтому. Его книги полны мрачной колкой чувственности, болезненной и даже извращенной эстетики. Автор в лучших традициях фантастики рисует угрожающие картины будущего, которое может наступить, если не изменится отношение человечества к окружающему его миру.
Что есть вода? Важнейший природный ресурс, необходимый любому живому существу. Без воды человек не проживет и недели при интенсивной деятельности или повышенной температуре воздуха. Население постоянно растет, а климат меняется. Что произойдет, если на человечество обрушится дефицит воды? Свою версию развития событий нам и поведает автор.
Было трудно представить будущее, в котором вода становится единственным основополагающим ресурсом общества. В моей глубинке два последних лета идут сплошные дожди, какое мне дело до засушливых проблем Техаса? Однако персонажи книги не удостоили бы и плевка подобную эгоистичную реплику – тут даже моча идет в переработку. А задумывались ли вы, как много мог бы рассказать о человеке его пот?
– О, я знаю, к чему все идет.
– Тогда почему не уехала?
– Здесь больше жизни. (с)
Мир медленно катится в тартарары. Люди превращаются в зверей – гиен, падальщиков, пытаясь урвать свой кусок безбедной жизни. Богатые отрываются в шикарных, многоэтажных и защищенных особняках, но выгляни в окно и увидишь кучку оборванцев, которые мочатся в специальный пакет и тут же пьют из него. Люди снимают маски, оголяют натуры, ударяются в авантюры, чувствуя адреналин, толчками гоняющий кровь по организму в преддверии нависшей опасности. Люди бросаются в разнополярные крайности, одни открывают в себе сочувствие, другие – жажду крови и похоти, но и те и другие живут, как в последний день. Выжить в таких условиях способны только сильные духом, телом, умом.
Таковы главные действующие лица романа – юная девушка Мария, взрослеющая на глазах и, как губка, впитывающая правила нового кошмарного мира, фанатичная идеалистка-журналист Люси и бывший зек Анхель, сменивший робу арестанта на бронежилет наемника. Три личности с богатой на события историей жизни, преследующие собственные цели. Их мотивы понятны, им сочувствуешь и сопереживаешь.
Сюжет романа крутится вокруг ценного документа, древней бумаги, содержащей права на обладание объемной доли воды, из-за которой люди мрут очередями. Погони и перестрелки с бандитами, мародерами, бизнесменами, продажными копами и патриотами, в меру развлекают и держат в напряжении. Книга говорит с читателем на языке крови, секса и насилия – языке низменных образов, доступных любому примитивному существу, но с присущей автору яркой экспрессией и оригинальностью.
На мой взгляд, «Водяной нож» – это элегантный компромисс между исключительно развлекательным чтивом и интеллектуальной литературой. Качественный современный (не в хорошем или плохом смысле, а как факт) продукт, подслащенный фирменным стилем автора. И отсюда вырастает моя главная претензия к роману – недостаток глубины. Антигерои в нем (не злодеи, а именно антигерои) – обычные люди, оказавшиеся умнее или сильнее прочих. Автор обвиняет неопределенную серую массу обывателей в эгоизме, цинизме, равнодушии и безразличии, тем самым покушаясь на саму человеческую природу. Мысль не новая и давно устоявшаяся, она требует свежих идей и развития, но не получает их.
Зачем бежать? Если весь мир горит, то почему бы не встретить судьбу с пивом в руке – и без страха? (с)
Оправданно ли будет умереть за принципы, стать очередной жертвой порно коллапса, новым кадром в бесконечной череде снимков множества кровавых газетенок? Или бежать и надеяться, что есть на свете более благоприятное для жизни место? Немного обескураживает схематичность обрисованных проблем и вариантов их решения. Автор, словно вестник рока и глашатай апокалипсиса, глаголет ужасную правду, которой, увы, сто лет в обед, и едва не превращается в того журналиста кровавой газетенки, который роется в трупах и смакует громкие трагедии, стервятника, высматривающего свеженькую мертвечину.
В иных случаях рассказчика спасает стиль изложения, оригинальная подача материала или другой акцентированный компонент произведения. Но здесь описаниям не хватает той изощренной шокирующей экзотики и эмоционального напряжения, что были в «Девочке-флейте», сюжету – развития главной темы, подведения итога и четкого обозначения проблемы. Автор сам избаловал читателя прежними работами, приучив к ожиданию чего-то совершенно неординарного, а здесь наблюдается более ровный стиль, умеренный.
Лучше всего, пожалуй, Паоло Бачигалупи удаются художественные образы, словно импрессионист, он рисует впечатляющие картины и сцены, которые заводят, возбуждают или отвращают, или даже все это – одновременно. Возможно, воображение питает множество путешествий, выпавших на долю писателя. Антураж, мрачный и густой, описывается с жуткой реалистичностью. Мир, сотворенный в романе, истощающий сам себя, ужасен и правдоподобен, мир, в котором порция воды может стоить человеческой жизни...
При всех его преимуществах, «Водяной нож» – просто хороший по всем параметрам роман, динамичный, умный, стильный, и выделяющийся на фоне многих. Однако слишком ровный, умеренный.
Ну, так как, стакан или стопка?
Каждая капля – деньги. (с)