Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Колонизация планет и других небесных тел | Изобретения и научные исследования | Революция
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Человечество начинает освоение Марса. Две космические державы, Америка и Россия, объединили свои усилия и послали на Марс первую сотню постоянных поселенцев — известных ученых, которые должны исследовать планету, построить первые здания, пустить в ход оборудование. Когда и этот эксперимент проходит успешно, на Марс прибывают тысячи людей. В основном — для добычи полезных ископаемых, нужных истощенной промышленностью Земле. Кроме того, Марс расценивается на перенаселенной Земле как «новый свет». Сюда рвутся все недовольные тем, как дела обстоят на Земле. Ученые составляют ничтожный процент от всех прибывших на Марс. Но от них зависит, каким будет Марс в будущем. Нужно ли пытаться терраформировать Марс, или нужно оставить его таким как есть — прекрасным и необычным, хранящим историю миллиардов лет? Стоит ли продолжать искать местные живые организмы, или можно выпустить наши собственные? Должен ли Марс стать сырьевой колонией Земли, или у него должна быть своя экономика, свое правительство и свое государство? Ответов на эти вопросы столько же, сколько людей. И каждый считает, что его ответ — единственно верный.
Ежегодное голосование читателей журнала Locus (1993), Лучший НФ роман (2 место).
Входит в:
— цикл «Марс»
— антологию «Nebula Awards 29», 1995 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1993 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1993 // Роман | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1997 // Зарубежный роман (США) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1993 // Роман | |
номинант |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1992 | |
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги: Самая долгожданная книга | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2023 // Переиздание года (США) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ando8, 24 августа 2017 г.
Я поражаюсь тем людям, которые задаются вопросом, что бы им такого почитать и переписываются на эту тему в соответствующих ветках форума. Сейчас постоянно (не скажу, что ежемесячно, формально это все-таки не так), но именно постоянно выходит огромное количество как новинок так и замечательных переизданий. Я не говорю о бульварщине и романах для чтения в поезде. Множество серьезных, интереснейших книг как отмеченных наградами, так и признанных читателями. Моя очередь на прочтение уходит за горизонт.
Вместе с тем «Красный Марс» — это одна из тех редких книг, что я не смог дочитать до конца. Может быть дело в жанре? Нет, если речь идет о новаторских и безумных научных, псевдо- и околонаучных теориях, подкрепленных тяжелым повествованием, то, например, «Ложная слепота» мне местами понравилась.
Отдельный вопрос о научности вообще. Роман был написан в 1992 году, когда, казалось, нога прыгучего виргинца Джона Картера только-только ступала по красным пескам. Пески эти еще не попирали безжалостные колеса робкого Соджорнера, аксакала Оппортьюнити и не в меру резвого Кьюриосити. Не рассекал еще просторы Марса заядлый ценитель картофельного пюре и просто гурман Марк Уотни. Да и наука девяностых была не та, что в наше время. Не было тогда айфонов с камерой в 12 мегапикселей, о Фейсбуке никто и мечтать не мог, а втулки от туалетной бумаги не растворялись в воде. Поэтому я могу простить автору некоторые милые «научные» теории вроде обогрева атмосферы миллионами мельниц. В 1992 русские только-только перестали быть врагами и вроде бы начали становиться друзьями, поэтому можно понять и принять всю эту клюкву (там ведь не только имена, но еще и Сибирь, и гендерное неравенство и чуть ли не медведи с балалайками на улицах).
Но. Но. Как уже упоминалось в отзывах, повествование невероятно, невероятно скучное. Сюжета нет вообще. Все действия обрисованы какими-то обобщенными скупыми набросками. Технологии не описаны. Откуда — что берется и, самое главное, как — неясно. Здания из кирпича и бамбука в скудной атмосфере? Хм... Хотя некий любитель картофельного пюре вообще обходился целлофаном и скотчем, так что ладно.
Повествование ведется от лица разных персонажей (я сломался на втором), но мотивации у персонажей как-то нет. Или в силу того, что первые персонажи именно русские женщины, автор показал их такими странными и чуждыми рассудку хомо сапиенс. Интриги прямиком из детского сада. Психологизм? Эмоции и поступки персонажей эдакие незрелые, смотри выше про интриги. Многие говорили что в те годы рядовые штатовцы воспринимались взрослыми детьми, наивными и восторженными, может быть дело в этом.
Есть персонаж, который ратует за то, чтобы оставить Марс неприкосновенным, просто ездить по нему и изучать, изучать, изучать. В 90-е у американцев уже началась рефлексия из-за «конфуза» с индейцами? Да они негров только-только с задних сидений автобусов выпустили.
Претензий еще множество, но есть ли смысл все это здесь расписывать. Людям то понравилось. Читатель в восторге. А мне вот почему-то совсем нет.
AliceMadness, 21 октября 2019 г.
После прочтения во многом спорного «Марсианина» я загорелась идеей почитать что-нибудь по мотивам. Что-нибудь о Марсе, о его колонизации и о человеческом противостоянии ужасам Красной Планеты. Вообщем, хотелось всего того же, но более реалистичного и менее голливудского. Я уже была готова к просмотру огромного списка литературы и достаточно продолжительному поиску той самой единственной книги, которой посвящу ближайшие пару недель. Но к моему несказанному удивлению оказалось, что выбор среди крупной формы не так уж и велик. А если учесть еще и многочисленные рекомендации уважаемых лаборантов, то можно смело сказать, что на «Марсианскую Трилогию» Робинсона жребий пал задолго до начала поисков.
Цикл начинается с книги «Красный Марс» и повествует о непосредственном начале колонизации. Все тихо, чинно и благородно. Первая сотня колонистов только-только отправляется в путь длинною в жизнь, а мы на всем протяжении этого перелета неторопливо будем знакомиться с наиболее выдающимися фигурами на этой доске.
Здесь же стоит сделать небольшое отступление и сказать немного о годе написания этой книги. К 1992-гóду русские для простых американцев наконец перестали быть таинственными врагами и внезапно начали превращаться в не менее таинственных союзников. В то время каждый уважающий себя зарубежный писатель так или иначе пытался включить наших соотечественников в линию повествования и заодно пофантазировать на тему загадочной русской души. Получалось с переменным успехом и (чего греха таить) зачастую недостаток знаний авторы с лихвой восполняли целыми гроздями спелой развесистой клюквы. Так произошло и здесь.
Ким Стэнли Робинсон, будучи 100%-ым американцем, старался как мог и на фоне остальных произведений того времени его клюква вышла максимально беззлобной. Так с легкой подачи автора русские колонистки носят имена Майя Катарина Тойтовна и Надежда Франсин, а техник Аркадий все хвалится, что после тяжелой работы над Атомным Реактором в сибирской тайге, колонизация Марса является для него плевым делом. Выпить только иногда тянет, но русская водка космонавтам не положена. Потому вместо ее распития наши соотечественники находят более подходящие для колонистов занятия. Вот, к примеру, недавно профессионально поставили Гамлета прямо на поверхности Марса и в полном обмундировании. Выглядят такие эпизоды странно и глупо, но в большинстве своем вызывают скорее снисходительную улыбку, чем откровенное раздражение.
А вот, что действительно раздражает, так это хваленая научность этой книги. Или же ее полное отсутствие. Я вот ни одной докторской степенью не обладаю, но даже для моего не сильно одаренного ума кажется сомнительной перспектива постройки полноценных жилых зданий на поверхности Марса из обыкновенных кирпичей и бамбука.
Также я нахожу достаточно забавной идею терраформирования путем расстановки тысячи ветряных мини-мельниц с нагревательными элементами. Т.е. по первоначальной задумке лопасти этой удивительной конструкции должны будут крутиться из-за обильных марсианских ветров и попутно с этим вырабатывать достаточный заряд для подпитки внутреннего обогревателя. В будущем тепло от которого должно будет сформировать полноценный озоновый слой и все сопутствующие условия, максимально приближенные к земным. На самом деле, это очень спорная идея и даже если она выгорит, то ждать придется не одну сотню лет. Опять таки повторюсь, что даже на мой дилетантский взгляд, выглядят такие задумки очень неоднозначными. И подобных примеров огромная масса.
Далее все время при чтении резало глаз настойчивое ощущение бессистемности и полное отсутствие хоть какой-то планировки предстоящей колонизации. Т.е. как это выглядит?
1. Местные шахтеры, не зная чем еще себя занять, складируют добытые материалы в форме египетских пирамид и античных храмов. В натуральную величину!
2. За последнюю пару месяцев произошло несколько направленных подрывов важной передвижной техники и систем жизнеобеспечения. Преступник до сих пор не найден, а склады с химикатами, из которых предположительно была изготовлена взрывчатка, до сих не опечатаны и не закрыты. Никакого учета, никакого контроля, ни одного ответственного. Заходи «кто хочешь» и бери «сколько унесешь». Хоть бы какого коптера поставили или консьержа, чтобы за общим лимитированными ресурсами присматривал!
3. Далее, что касается расследований моментов саботажа. Оказывается, что изначально среди всех колонистов была масса разномастных техников, врачей и ученых, но при этом не было даже одного единственного стража правопорядка. Это уже вопрос к отделу кадров.
4. Тогда может наши продвинутые ученые сообразят опер-отряд, который и займется расследованием общей нешуточной проблемы? Нет. Всем фиолетово и за дело берется всего один доброволец. И этот доброволец занимается расследованием буквально «от нечего делать», т.е. если ему на глаза случайно попадается новая улика, то он просто ее складывает к остальным и далее благополучно забивает на это дело.
5. Когда до НАСА доходит информация о подрывах, те сразу начинают собирать группу следаков и в кратчайшие сроки высылают ее на Марс. В кратчайшие сроки — это полгода.
6. Таким вот стремительным образом наши детективы прибывают к местам подрывов и начинают там проводить стандартные оперативно-следственные мероприятия, так будто они идут по горячим следам.
7. Чуть погодя одна из групп колонистов просто снимается с насиженного места и уходит в неизвестном направлении. Куда? Зачем? Почему? Никто ничего не знает и всем почему-то глубоко без разницы.
8. Идем дальше. В книге есть персонаж, который при каждом удобном случае подбивает народ к свержению местной власти, но вместо изоляции такого опасного для общества индивида, администрация и новоприбывшие стражи правопорядка его попросту игнорируют.
9. Также я не могла не отметить слишком шикарный рацион для космонавтов, совершающих межпланетный перелет. Молодой ягненок на гриле со свежей зеленью и бутылка красного вина на ужин вполне в порядке вещей. Я вот им даже завидую.
10. Сам же автор не раз делает акцент на почтенном возрасте колонистов и при этом они с завидной для многих регулярностью занимаются сексом. В возрасте 50-60 лет это, конечно, похвально и заслуживает отдельных аплодисментов, но сам факт этого почти на грани фантастики.
Отдельного упоминания заслуживает и невероятное количество истинно верующих для колонизационной миссии, где 100% личного состава — это приверженцы науки. К примеру, в китайском поселении мною были замечены натуральные буддийские храмы с выточенным из камня Буддой. В мусульманской же общине для глав.героя и вовсе устроили (далее цитата моего знакомого мусульманина) какой-то психоделический шабаш для новообращенных. А японцы в это время внутри своих поселений ходят с длинными волосами, все на босу ногу, в потертых дубленых куртках и сумоистских бандажах. Соседнее поселение, не отставая от остальных, постоянно твердит что-то про Небесного Императора и посредством гигантских валунов изобразило огроменного дракона, которого по задумке можно будет различить даже из открытого космоса. Браво, первопроходцы! Сразу видно, что колонизация идет полным ходом и в нужную сторону.
Какой же здесь можно подвести итог?
Несмотря на внушительный объем в почти шесть сотен страниц первая книга цикла умудряется казаться пустой и поверхностной. Ей отчаянно не хватает должной глубины и проработки. За весь первый том не произошло ровным счетом ни одного маломальски значимого события. Вся книга 50 на 50 состоит из путешествий по однотипным поверхностям Марса и приступов кухонной философской диареи. И самое страшное во всем этом то, что большинство моментов книги ни на что не влияют и ни к чему не приводят.
Так оглядываясь назад с ужасом осознаю, что понятия не имею о чем была эта книга. Да, персонажи ходили. Да, персонажи разговаривали. Но какой был смысл всех этих хождений и разговоров? Увы, для меня это осталось загадкой.
alex208210, 20 августа 2019 г.
Книга крайне слабая. Автор представляет из себя яркого представителя современного американского писателя — и это не комплимент.. это сейчас приговор.
В этой книге есть все что может быть неприятно и противно нормальному человеку, возможно америка идет куда-то не туда, но если ее жители считают такие произведения достойными прочтения.. это конец цивилизации.
Подробнее о том что сделало эту книгу полным г: Это не фантастика.. это мыльная опера в которой все настолько примитивно и глупо, что просто смешно.. например Катя спит с Васей, любит Игоря, и тоже с ним спит, Вася с Игорем не любят друг друга, а Катя плачет что она такая плохая.. это все на что способен автор, описывая социальные взаимодействия в плане любви. Беда в том что эта ерунда описывается всю книгу.
Далее.. идут обычные американские стереотипы и предрассудки. Все колонисты мега-крутые ученые...и все до одного верующие в богов типа христиан, католиков и прочее сборище.. Религия для американца.. это не глупость.. это действительность и бытие. Это то что стоит внимания и важнее всего остального, даже для супер-ученого.
Далее.. все главные и основные первостепенные должности занимают женщины.. да феминистки в америке это сила.. Самый главный и умный управляющий.. женщина.. самый лучший и прошаренные строитель.. женщина.. самый самый. ну короче все самый.. это женщина.. не дай бог обидеть ..феминистки съедят бедного Кима. Но тут он может не бояться.. все сделал правильно. Бурить скалы трактором может только женщина.. глупые слабые мужчины на это не способны.
Далее.. секс секс секс..он как мантра.. это слово должно быть везде.. этим автор показывает свою раскрепощенность и силу характера! Мужик.. Не боится писать слово секс.. это круто..
Далее.. куча всяких абзацев, которые совершенно ни к месту пришиты, из раздела: «а вы знали?» Например.. Вася с Катей занимались сексом.. на фоне дюн. (сноска.. дюна это такой песок ляля..) и слушали музыку бетховена «к элизе» (сноска..бетховен тогда то написал произв.. ляля) в позе лотоса..(сноска. лотос это поза ляля). Какой же начитанный и умный автор.. ну все знает. ну всю википедию туда закинул...и дуракам нам объясняет весь этот бред вместо того, что бы писать по делу про марс.
Далее.. у американских писателей не существует музыки кроме джаза.. все в мире слушают только джаз.. и знают все композиции наизусть.. это похоже у них мода такая на показ себя как особо творческой личности.. ну как у нас говорить про картины..
Книгу не дочитал.. но предсказываю в ней и другие американские бредосюжеты: гомосятина, извращения, педофилия, жертвоприношения и сектантство (и да.. именно в виде правильного видения вещей.. типа так должно быть и так правильно)
В общем.. писанина.. крайне не продуманная, дичайшие примитивнейшие проблемы вроде «порезала пальчик».. никакого описания конкретно марсианских тонкостей технических моментов. Все что описано в книге типа про марс, ничем бы не отличалось от какой-нибудь пустыни или антарктиды. Кучка глупых людей под командованием сильных и умных женщин приехала в безлюдье и строят дом. «и они счастливы!!!» да.. особо ничем это не отличается от того самого проекта на тнт).
Никакого желания дочитывать сей бред нет, так как он не заканчивается.. даже ближе к концу книги(бред).. очевидно что последующие части будут еще более скучны и примитивны.
Фанзон.. приветик вам.. такими книжонками ваша репутация катится в глубокую ямку.. и одним оформлением не выжить.. если книжка красива а содержание.. хрень.. ваши бумажки брать не будут. У меня уже нет желания брать книги фанзон, так как прочитано уже несколько разных их изданий.. и ни одна еще не была нормальной.
Алексей1965, 6 октября 2017 г.
Собственно, уже все сказано.
Да, эпическое полотно. Да, размах. Да, местами очень познавательно и, возможно, научно.
При этом — абсолютно неживые, немотивированные персонажи. Неубедительный любовный треугольник. Неубедительная религия. Непонятные страсти. И все это — среди лучших ученых мира!
А главное — ужасно скучно.
Я уж не говорю том, что писать о русских без упоминания тоталитаризма американцы в принципе, похоже, не могут. Это уже так, мелочь...
Долго ждал этой трилогии. Но на первом томе остановлюсь. Времена Гернсбека прошли. Есть много более достойного прочтения.
k2007, 22 мая 2023 г.
Книга про Марс. Тут, конечно, есть люди, они достаточно интересно описаны, но главный герой романа — Марс. Негостеприимная планета, которую можно освоить, но к которой нельзя относиться снисходительно. Сам процесс освоения показан хорошо, со всякими техническими подробностями. Ну и поведение людей на Марсе тоже показано хорошо — едва освоившись, человечество разбилось на группировки и стало выяснять, чья концепция освоения Марса правильнее, причем научные споры перешли сначала в споры политические, а потом в силовые, в которых люди радостно за пять минут уничтожали то, что строилось годами и десятилетиями. Вера в человечество у автора крепка — человек остается агрессивной эгоистичной тварью даже на Марсе.
Ну и отдельно — про русские черты романа. Майя Катарина Тойтовна. Это руководитель русской группы. Типичное русское сочетание имен и фамилии. Ну, и описание жизни в России тоже прекрасное. Правда, клюквы немного, впечатления не портит
tumashov, 4 августа 2017 г.
Ознакомился с романом, так как шума вокруг трилогии в момент её выхода у нас было много, ну и посчитал — что не стоит проходить мимо.
С одной стороны — о прочтении не жалею, с другой же — книга вызывает очень двоякие впечатления.
С одной стороны — богатый и неизведанный мир, интересная обстановка, пачка персонажей со своими взглядами на будущее планеты. Довольно интересно наблюдать за колонизацией, за процессом постройки и развития городов. НФ-составляющая хороша, но, мне показалось, что многие моменты прописаны недостаточно детально. Всё довольно просто — как данность. Взяли — вывели растения, которые могут выживать на Марсе. Да, написали, что это далось с трудом и много сил было затрачено. Но нет описания того, что именно делалось и как добились результатов. Та же самая ситуация — защитный купол, который нам показывают в первой главе, и которые встречаются повсюду после середины книги. Как они появились? Из чего сделаны, как их устанавливали? Кроме пары строк мыслей создателя этих куполов, опять же, в первой главе — ничего не сообщается.
С другой стороны — невероятная скучность повествования. Сюжета как такового нет вообще. Политические интриги не раскрыты, интересы сторон показаны обобщённо. В общем — любителям закрученных многоходовок не рекомендуется.
Персонажи вроде неплохие, но раскрыты весьма слабо. Про прошлое персонажей рассказывается разве что о Наде. В остальном — весь персонаж — по сути — его цель. Вот я хочу защитить Марс! А я хочу создать свою Землю, но по марсиански! Да нет блин. Ну и возраст персонажей для такой миссии — бредовый. 20-летняя подготовка к миссии, ага. В итоге — на Марс прилетела сотня 50-летних первопроходцев, с бурными сексуальными желаниями и кучей сил. Не верю.
Любой террорист-революционер-повстанец может с лёгкостью взять несколько атомных реакторов для своих целей, герои, в свою очередь — спокойно могут раздобыть пару самолётов, безхозных, для личных целей. Вообще количество и способ учёта техники и средств на Марсе — очень сильно удивляет. Такое невероятное спонсирование и никакой проработанной программы по окупаемости от корпораций-инвесторов. Опять же, не верю.
В итоге, пока писал отзыв — снизил оценку на балл. Хотел расписать сначала плюсы, потом минусы... в итоге получилось что и там и там — минусы. Нет, книга неплоха, и многие даже читают продолжение. Но я потрачу время на что-нибудь, от чего трудно оторваться, а не на то, где заставляешь себя уже дочитать.
fry3000, 20 сентября 2016 г.
Роман таки оказался производственным, нежели каким-то другим.
Да есть детективная часть, но она в виде событий, которые просто случайно приводят к раскрытию преступления, и то не полностью.
Да есть мини квесты, но они настолько переполнены болтовней и скупы на события, что собственно ничего во время них и не происходит.
Да есть политика, но она поверхностна и проста. Прям адских интриг нет. И даже нет войны корпораций, а их здесь не одна.
Да есть психологизм, но нет драмы.
Выше среднего роман про терраформирование, НО! с огромным заделом на будущее цикл...
Что не понравилось:
- сразу бросается в глаза отсутствие в первой сотне вооруженных людей [скрытых либо официальных]. В такую дорогостоящую экспедицию, не взять людей, которые будут силой, если необходимо, сохранять дисциплину — просто абсурд. И конечно, в последствии они могут попытаться захватить власть на планете в своих целях.
- фактически призывы к анархии остаются без внимания со стороны земли и руководителей внутри сотни — и это на протяжении всего романа.
- огорчает и наличие в первой сотне религиозных людей. Безусловно, ни один отборочный комитет не подпустил бы к полетам, в среду ученых, хотя бы одного такого человека. Но и это, в тоже время, огорчает. Сюжетной линии, а-ля фильм Пекло, где Марс влияет на психику людей [или одного человека из команды] и представляется им Адом, а те кто здесь — есть грешники и им надо покаиться — не хватает.
- не хватает выживастика. Да будущее, да все автоматизированно, но есть как минимум два квеста, в которых его можно вплести. И есть концовка, которая длиннее, но по накалу никакая по сравнению с тем же Террором Симмонса [в части путешествия от корабля к суше]. Хотя ее, вполне, можно было превратить в часть про прикладное выживание.
- притянутое за уши спасение одного из второстепенных героев
- отсутствие у большинства желания обзавестись потомством... Не верю!
Итог 6. +1 бал за природу Марса, по этой части — книга просто прекрасна... Огромные надежды на последующие две книги.
Narrens_Drom, 6 мая 2018 г.
Коллеги, осмелюсь предложить вам решение задачи — как так вышло, что там Небьюла и похвала от Кларка, а у нас скучно и невозможно читать. К двадцатой странице у меня сложилась похожая проблема — читать невозможно. Зашел сюда и почитал отзывы, недоумение усилилось. И при том сидело где-то глубоко какое-то непонятное ощущение, что я это уже читал. На следующий день меня осенило — аналогичная ситуация была с «Говорящим от имени мертвых» в кустарном переводе. Чтение причиняло физические страдания, видно было что переводчик совершенно не владеет не то что английским — русским. Короче, в итоге я скачал оригинальную версию на английском. И все сразу стало понятно! Вот избранные фрагменты из моего небольшого исследования:
«“Mars is a sublime, exotic and dangerous place,” said John— meaning a
frozen ball of oxidized rock on which they were exposed to about fifteen rem
a year; “And with our work,” John continued, “we are carving out a new
social order and the next step in the human story”— i.e., the latest variant in
primate dominance dynamics.»
И:
"— Марс — величественное, экзотическое и опасное место, — возвестил Джон, говоря о замороженном шаре из окисленного камня, который подвергался излучению примерно пятнадцать бэр в год. — И мы приложим усилия и построим новый общественный строй, совершив следующий шаг в истории человека! — То есть последнего вида доминирующих приматов.»
Насколько очевидно из этого абзаца, что слова про камень и последний вид доминирующих приматов (тут я аплодировал стоя, переводчик Агеев Артем Игоревич тронул мое сердце) — это иронический комментарий рассказчика к словам выступающего Джона, а не собственно слова Джона? А как вам излучение 15 бэр в год? Откуда это, почему ему не пришло в голову что Марс облучают со скоростью 15 человек в год? Ну и доминирующие приматы это просто прекрасно, это прям медаль можно вешать за лучший перевод.
Или вот еще:
«Seven paths rayed down through the park to
become wide, tree–lined, grassy boulevards. Between the boulevards stood
low trapezoidal buildings, each faced with polished stone of a different color»
беспощадный перевод превратил в:
«Семь дорожек расходились, чтобы превратиться в широкие травянистые бульвары, обсаженные деревьями. Между ними стояли невысокие трапецеидальные строения — фасад каждого отделан полированным камнем определенного цвета.»
Я представил семь дорожек, разошедшихся в обсаженные (тут я до сих пор аплодирую Артему Игоревичу) бульвары. Получилось что–то вроде зеленого вымени с торчащими в разные стороны сосками. Ну и так далее.
Короче, я не знаю какова книга, вполне возможно что и скучная, но одно могу отметить точно — оценивать ее по переводу Агеева и издательства Fanzon абсолютно бессмысленно, поскольку переводчик либо не знает английского, либо делает свою работу на отшибись, а издательство никоим образом не контролирует эту работу, там же в первых трех страницах видно качество перевода и что еще печальнее — уровень владения родным языком, иначе «трапецеидальные» словесные конструкции никогда не попали бы в издание. На данном этапе я бы с крайним подозрением относился к переводам издательства Fanzon и Артема Агеева, а он судя по всему за ушедший год всего Робинсона перевел.
Remenua, 20 июля 2020 г.
Я долго размышлял о том, почему у меня так тяжело шел этот роман.
Приведу некоторые свои мысли.
В романе изложены первые 50 лет колонизации Марса.
Что будет в начале и кем могут быть Первые люди на Марсе. Как это будет развиваться, какие могут быть проблемы.
Вообще в романе есть все, что нужно для классной атмосферы и создании целого мира:
арабские караваны, которые исследуют Марс во славу Аллаха — как будто мы оказались в сказке 1001 ночи;
пропавшая секретная группа во главе с японкой Хироко и негром Кайотом — явный привет фрименам и Дюне;
вся русская группа это сплошные реверансы к Стругацким — и безумный Аркадий, и Майа Тойвовна Глумова (у Робинсона фамилия не названа, но мы же все все понимаем);
история с лифтом заставляет вспомнить прекрасные страницы романа Кларка (Фонтаны рая);
Поднимается очень много интересных проблем:
противостояние зеленых (оставьте Марс в покое) и промышленников (срочно терраформируем Марс);
обсуждение экономических основ и моделей общества;
экономическая модель будущего с корпорациями, которые пользуются нейтральными флагами;
очередное обсуждение проблемы перенаселения.
И что самое главное, довольно живые герои.
Перед нами не научное эссе, но роман. С предательствами, коварством, детективными сюжетами и смертью многих главных героев.
В общем книга полна всего.
И при этом читать ее катастрофически не интересно.
Думаю основных причин три.
Первая — автор уж очень упивается достоверностью. Описания ландшафтов скорее утомляют, чем помогают воссоздать мир. Слишком много технических деталей.
Вторая — при всей реальности героев, они не вызывают эмпатии. Почему-то, когда рушится мир и люди гибнут сотнями никто из героев не убивается по этому, а значит и я как читатель к этому вполне спокоен. Герои воспринимаются как хорошо прописанная декорация и это убивает роман.
Третья — у романа отсутствует целостный сюжет. Проверяется это просто: огромные куски текста ни на что не влияют и ничего не дополняют в романе. Вместо того, чтобы на фоне интересного сюжета рассказать о колонизации Марса, автор рассказывает о колонизации Марса добавляя, чтобы не скучно было, какой-то сюжет.
primorec, 23 октября 2016 г.
Одна половина меня, та, что выросла на книгах Бредбери, романтичная и сентиментальная, страстно жаждет дожить до того времени, когда первые люди прилетят на Марс. К сожалению, я почти ничего не помню о первом полете на Луну — была еще ребенком, да и это событие в СССР не слишком отмечалось, как «Большой шаг для всего Человечества». Но сейчас, когда иные времена и иные возможности, я бы переживала за каждого астронавта, как за себя, ждала бы самой малой новости и первых исторических слов того, кто своими глазами увидит эти розовые чужие небеса, эти охряные оттенки, эти миллиарднолетние скалы.
О да, эта часть меня вполне искренне и очень пылко жаждет, чтобы человечество не просто пришло-увидело, но и победило. Чтобы на Марсе яблони цвели, чтобы появились сначала поселения, а потом и города. Чтобы Марс стал плацдармом для дальнейшего расселения туда: дальше, дальше, чтобы смогли решить задачи, которые вроде решить, при нашем нынешнем знании и умении, невозможно.
Но другая, более опытная и циничная часть меня, не перестает твердить, что это невозможно, ненужно и обречено на провал. Нет, не в той части, что мы не сможем преодолеть это гигантское расстояние, и десяток очень храбрых и увлеченных мужчин и женщин не сможет вытерпеть многодневное заточение в хрупкой скорлупке космического корабля, спуститься триумфально на бесконечно пустые равнины, установить победный флаг и произнести чеканную фразу для потомков. Нет, невозможно, потому что мы такие, какие есть: мы отправимся далеко на новое место с желанием создать новое, со светлой мечтой о прекрасном будущем, но забудем оставить в прошлом свои многовековые обиды, предрассудки, национальную рознь и религиозный фанатизм, невежество и обычную глупость — все, что так отравляет нам жизнь здесь. И все повторится снова.
Итак, люди прилетели на Марс. Не просто как случайные посетители. Они прилетели осесть. Стать марсианами. Сто отобранных мужчин и женщин, лучших представителей разных стран прилетели не просто изучать или покорять. Они пришли строить новый лучший мир, дом для всех, кого уже не вмещает матушка-Земля. И что же?
А то, что, с моей точки зрения, нельзя было подобрать для этой цели более неподходящую команду. В фантастических книгах вообще всегда стоят почему-то большие проблемы с кадрами, и в нужное нам с вами место всегда попадают ненужные люди. Хотя... если все бы все было нормально и логично, вряд ли бы кто читал такие произведения.
Логического объяснения, почему Основателями нового мира — отцами и матерями — сделали таких неподходящих для этой роли людей, в романе нет. Заметьте, не команду единомышленников, вдохновленных трудной задачей и объединенных общей мечтой, а временное объединение эгоистичных одиночек, нетерпимых, нетерпеливых и не признающих дисциплины. Чем, простите, занимались целые армии отборщиков, психологов и прочих специалистов, если их оказалось так просто обмануть?
Но получилось, то, что получилось. Наши отцы-основатели заложили «новый» мир сразу же зараженный всеми нашими пороками. И понеслось: анархисты, религиозные фанатики, капиталисты, идеалисты, романтики, националисты, доморощенные философы и пророки новой веры оказались в одном общем котле, который не мог не взорваться.
Отдадим должное — повествование масштабное, как во времени и в пространстве. Как всегда у Робинсона, наполненное описаниями, фактами, рассуждениями, диалогами, идеями, героями и местами. Описания научных экспедиций сменяют подробности быта шахтерских городков, металл и стекло опытных станций — почти первобытные пещеры новых фрименов, чудеса космических технологий — архаичный быт кочевников-бедуинов. Это, на мой вкус, наиболее примечательная часть: как прибывшие сообщества преобразуют свои традиции, попав в новые условия, как они пытаются найти новое равновесие.
И, конечно, экология, как у Робинсона без нее. Экология среды с вечным вопросом о пределе вмешательства людей в естественный ход событий, и экология социумов, с поисками равновесия между терпимостью и неприятием.
Повествование идет от лица сразу нескольких героев, что позволяет нам проникнуть во все скрытые от посторонних глаз уголки нового марсианского мира, узнать буквально всю цепочку мотиваций и решений, которые приводят к трагическим событиям, взглянуть на одни и то же разными глазами. При этом действие нельзя назвать слишком богатым на события, иногда оно просто замирает, целиком сосредотачиваясь на взаимоотношениях людей и чувствах. Или на вопросах технологий и подробностях инженерных операций. Это накладывает определенный отпечаток: даже когда действие ускоряется, то все равно воспринимается в замедленном темпе стороннего наблюдателя.
Так можно продолжать до бесконечности, тем более что роман достаточно объемен. Но вот, что испортило впечатление. Наши издатели подарили нам «Красный Марс» несколько позже, чем «2312». И теперь мы, хотим — не хотим, но знаем, чем дело закончится, ведь в романе о 24 веке есть уже и о том, как все началось, и о войне, и даже, чем все разрешилось. Обидно. Приходится уповать на детали. Жутко интересно, найдут ли идеи старины Герберта своих апостолов среди марсиан. Но, это для моей первой половины. Вторая, же вполне бы удовлетворилась ответом на простой вопрос: есть ли жизнь на Марсе?
Rhoads, 27 февраля 2024 г.
Начав читать, почти сразу в очередной раз убедился, что после золотого века фантастики никакой годной НФ найти невозможно. Либо плагиат, либо фентези, либо вот такие поделки. Лучше лишний раз перечитать Космическую Одиссею Артура Кларка. Он-то по крайней мере, не поленился выяснить, какие там у русских бывают имена и фамилии (забавная, кстати, вышла история) и еще в 1968 видел, что эстафету СССР и США в космосе подхватят китайцы, а никакие не арабы с господи прости щвейцарцами (фейспалм). Опять же, ну какие пестициды на Марсе? Зачем? Какие еще карнавалы с алкашами и танцорами? Детский сад, а не НФ. Такое ощущение, как будто Пратчетт писал эту галиматью, только без его обычных потуг на юмор.
aleks-predator, 20 декабря 2021 г.
Великая колонизация Красной планеты
Знакомство с этим произведением началось с книжной полки одного из магазинов, где меня в первую очередь привлекла обложка с изображением Марса и громкое, как мне показалось, название «Красный Марс». Вроде бы очевидно, что Марс красный, ну по крайней мере примерно такого цвета. Тут же по соседству стояли второй и третий том — Зеленый и Голубой Марс. И вот тут я действительно заинтересовался. Ведь уже из названия понял, что история будет касаться колонизации нашего космического соседа. Уж затем я выяснил, что произведение Робинсона «Красный Марс» получило престижную премию «Небьюла». Тогда-то я и решил, что хочу прочесть эту книгу.
Скажу сразу — с выбором не прогадал. «Красный Марс» затянул меня своим долгим, но очень интересным повествованием. Отметил для себя, что это что-то отличное от того, что привык видеть в блокбастерах на экранах. Оно кстати и к лучшему. Иной раз понимаешь, что динамичные боевики со взрывами, погонями и всемирными спасениями уже приелись. А именно таковые и видишь на экранах. При этом такую литературу редко экранизируют, потому что может «не зайти» зрителю. Но прочитать эту книгу было для меня большим удовольствием.
Ким Стэнли Робинсон начинает и продолжает постепенно. Он грамотно повествует о том, как люди стали колонизировать Марс, сталкиваясь и преодолевая первоначальные трудности. Чувствуется эпоха написания — начало 1990-х, когда вдруг «злые враги русские» стали для Запада «пока неизвестными друзьями». В книге часто отмечал для себя, как автор сдержанно и даже с некой симпатией повествует о россиянах. Приятно.
Писатель со всей скрупулезностью подходит к раскрытию как главных персонажей, так и второстепенных. Это неоспоримый плюс. Здесь много действия, где каждый персонаж раскрывается для читателя, как личность. Мастерство Робинсона позволяет понимать каждого из героев, сопереживать и недолюбливать персонажей, откровенно симпатизировать, а иногда и быть безразличным.
Событий и описаний в романе много. Здесь и первые шаги колонистов, и зарождающиеся вопросы и споры по поводу необходимости колонизации и финальные баталии, которые никого не оставят равнодушными. Помню, что после финала, когда была перевернута последняя страница, я вдруг осознал, что приходится прощаться с полюбившимся миром и уже родными героями.
Однако впереди ожидает еще целых два романа, которые призваны раскрыть будущие события. Роман «Красный Марс» — крепкая и интересная история. Очень познавательная и в меру динамичная книга, где не стоит ждать массу экшна, где мир живет и развивается постепенно под пером мудрого автора. А финал обязательно заставить задуматься каждого читателя, действительно ли человек должен колонизировать новые миры, имеет ли он на это право, справится ли с такой задачей? Ответ каждый для себя найдет сам, а Робинсон дает хорошую пищу для размышлений.
Однозначно рекомендую данную книгу к прочтению для всех любителей планетарной фантастики.
9 из 10
SeverianX, 13 ноября 2021 г.
Довольно давно в моих списках на прочтение фигурирует «Марсианская трилогия» Робинсона. Я уже знаком с его ранним («Дикий берег») и поздним («Нью-Йорк 2140») творчеством, поэтому захотелось всё же лучше узнать самый масштабный проект автора.
В первую очередь роман о колонизации Марса. Две космические сверхдержавы, США и Россия, отправляют на Марс первую сотню колонистов. Все они – выдающиеся учёные, лучшие в какой-либо из областей. Сначала им предстоит долгий перелёт до планеты, затем обустройство первой колонии. Довольно подробно описаны взаимодействия астронавтов: они спорят, создают группы, влюбляются и строят собственные планы на жизнь на красной планете.
По прибытии страсти разгораются ещё сильнее, вопросов возникает всё больше. Нужно ли терраформировать Марс или оставить всё как есть? А если нужно, то до какой степени? Какие страны будут управлять красной планетой? Что делать с ненасытными аппетитами транснациональных компаний, воспринимающих Марс лишь как источник ресурсов и перевалочный пункт для мигрантов? А что если установить местное самоуправление? Вопросов действительно много, и на все героям придётся найти ответы.
Структурно роман делится на восемь частей, в центре каждого свой конфликт. Лучше понять происходящее и посмотреть на конфликт с разных сторон помогает то, что в разных частях повествование идет от лица разных ПОВов. События романа растянуты на несколько десятилетий. При этом главные герои остаются в добром здравии и ясной памяти благодаря антивозрастной терапии. В это время покорение Марса будет идти довольно активно, задевая интересы большого количества социальных групп, что в итоге приведёт к революции.
Теперь немного об основных героях, характеры которых раскрыты очень подробно. Фрэнк Чалмерс – успешный политик, во всём конкурирующий со своим другом – Джоном Буном. Его прошлое было полно трудностей, и он своими силами добился положения в обществе. Джон Бун – лидер американской группы первой сотни, первый человек на Марсе и очень уважаемый политик. Грезит идеей создания на Марсе идеального общества равных. Благодаря уму и харизме чрезвычайно популярен, как у землян, так и у колонистов. Майя Катарина Тойтовна – лидер российской группы, сильная и харизматичная, хотя и несколько импульсивная личность. Стала причиной раздора между Фрэнком и Джоном, играя их чувствами. Надя Чернышевская – российский инженер, близкая подруга Майи, хотя совсем не похожа на неё по темпераменту. Спокойствие, хладнокровие и уверенность Нади не раз помогали всей команде. Аркадий Богданов – инженер-механик с анархистскими склонностями, мечтающий о независимости Марса от Земли. Его призывы к активным действиям не в малой степени поспособствовали восстанию колонистов. Сакс Рассел – гениальный учёный, сторонник активного терраформирования и лидер группировки «зелёных». Его цель – сделать Марс пригодным для жизни людей. Энн Клейборн – ареолог, лидер группировки «красных» и ярый противник Сакса. Она борется за то, чтобы оставить Марс в первозданном виде. Хироко Ай – японский биолог, исповедует философию под названием Ареофания, т.е. уважительное отношение к планете. Вскоре именно Хироко становится духовным лидером группы марсиан, увлекающихся мистицизмом. Мишель Дюваль – психолог первой сотни. Койот – легендарная личность среди марсианских подпольщиков. Попал на Красную планету тайком, благодаря Хироко. Это ещё далеко не все важные персонажи. Стоит отметить, что в романе все ведущие роли занимают представители «первой сотни».
Лично меня очень зацепило описание процесса терраформирования Марса. Учёные на наших глазах разрабатывают методики повышения температуры и уровня кислорода, выводят живые организмы, способные жить на Марсе и т.д. Всё это описано очень подробно, и некоторых может отпугнуть. Книга в общем и целом отличается вниманием к деталям и неторопливым повествованием. Любителям экшена также лучше пройти мимо.
Итог: В романе описана история становления марсианской цивилизации длиною в несколько десятилетий. Как всегда Робинсон много внимания уделяет деталям, научной составляющей, мыслям и чувствам героев. Лично я заранее знал, чего ожидать от романа, поэтому сумел получить максимум удовольствия от прочтения.
newARTix, 31 мая 2019 г.
Кажется геологам зашло бы. ОЧЕНЬ много места уделено описанию различных хребтов, каньонов, наслоений, очень много геологических терминов. С учётом очень скудного и медлительного сюжета было ощущение что читаешь какую-то геологическую, а не художественную литературу. Впрочем, я пока осилил только половину. Но есть сомнения стоит ли читать дальше.
PS Дочитал и ничего не изменилось. Даже поразительно. Автор просто описывает происходящее как летопись, герои меняются, кто-то погибает, кто-то появляется, но никому не получается сопереживать. Единственное что я вынес из этой книги, это несколько физико-технических нюансов связанных с Марсом, но совершенно не понял, чью сторону я бы занял в местном конфликте, кто из героев адекват, а кто — псих. Хотя, я как обычно проецирую подобные вещи на жизнь. В реальности ведь так и есть. Но то как это показано, совершенно неинтересно.
AiRon88, 6 июня 2021 г.
Ждал от этой трилогии очень многое, но уже эта первая часть заставила задуматься — а стоит ли читать два других тома? Читал её после «Семиевия» Стивенсона. И теперь меня удивляет, что кто-то ещё его ругал за то, что действие развивается слишком неспешно и что у него там слишком много технических подробностей.
И в неспешности действия и в скучных описаниях Робинсон заткнёт «Семиевие» за пояс. При этом нельзя сказать, что книга очень уж плохая, но динамики и ярких героев не хватает.
При том, что интересных находок тут хватает. Возможно в наши дни, когда роботы-марсоходы активно изучают Марс, а Илон Маск грозится начать его колонизацию, книга уже не впечатляет так сильно, как 30 лет назад.
Удивило, что автор потратил много лет на изучение Марса, но не потратил пары часов, чтобы лучше изучить русские имена. «Майя Катарина Тойтовна» это просто фейспалм. Из русских там, кажется, только у Аркадия адекватные ФИО...
Позабавила линия про то, что одним из первых кукухой поехал именно психиатр. Финал книги с тем, как власти начали охоту на Первую сотню мог бы быть отличным, но автор опять похерил всё напряжение и динамику, посвятив большую часть текста описанию маршрута выживших героев.