Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2004

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 26 27 28 29 [30] 31 32 33 34 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»

«Ночное братство»
–  [ 4 ]  +

SlavaOsin, 02 марта 2009 г. в 16:10

Рассказ интересен тем, что в нём описывается процедура, по результату (но не по механизму!) напоминающая клонирование. В дальнейшем эта идея стала заезженной, однако, учтите, что рассказ писался в начале 20 века. Здесь уже немало сказали о легковесности этого произведения – всё действительно так, но в нём есть впечатляющие сцены – например, видение чужого мира под гипнозом.

А девушку они похитили, видимо из-за того, что с портретами получались не вполне правдоподобные экземпляры – помимо внешности необходимо было воспроизвести внутреннее строение человека, используя «живой материал»

«Ночное братство»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 22:04

Какая-то нелепая история, честно говоря. Нет в ней ни ужасного, ни смешного. Сюжет неловко слеплен. Или все — ради именно тех самых автобиографических составляющих? Возможно, во время ночных шатаний по городу ему мечталось о встрече с По... или его духом? %-\

Оценка : 6
«Рок, покаравший Сарнат»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 17:10

  Безусловная сказка. Немыслимые красоты, невероятные строения, нереальные события. И мораль: не обижай живое существо лишь за то, что оно неприятно тебе внешне. А тем более, если оно практически беззащитно. Действительно, можно читать детям. Ну, а взрослым — наверное, на любителя. По сравнению с теми же «1000+1» — слабее, по-моему: история скорее описательная, чем приключенческая. И поэтому очень зависит от переводчика...

Оценка : 7
«Пришелец из космоса»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 16:10

История, не вызывающая никаких особенных эмоций. Во-первых, невыразительно в литературном смысле (сухое описание, нет живых фигур героев), во-вторых, примитивный сюжет. По-моему, эта история не может ни увлечь, ни, тем более, испугать.

Оценка : 6
«Холодный воздух»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 19 февраля 2009 г. в 17:40

Уверена, что любой читатель буквально сразу догадается о сути этого сюжета. И все дальнейшее повествование не содержит уже никакой интриги. Последняя фраза же, предназначенная по замыслу автора вызывать потрясение и ужас, вызывает лишь раздраженное чувство — «экая новость!»

Оценка : 6
«Память»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 18 февраля 2009 г. в 19:22

  Очень изящная миниатюра. Короткие рассказы Лавкрафта ему очень удаются! Здесь мастерски достигнута атмосферность и настроение, которых нелегко добиться в объемных произведениях...

Оценка : 10
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 18 февраля 2009 г. в 18:21

  Прелесть этой истории — в ее недосказанности, в необъяснимости элементов сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это окно, открывающееся в космос, музыкальное безумие старика, исчезновение улицы
— все это не столько пробуждает фантазию (ибо объяснению взяться неоткуда), сколько создает нужную автору атмосферу.

Оценка : 8
«Потомок»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2009 г. в 20:39

  Отрывок, зарисовка, не имеющая самостоятельной ценности. Мне тоже понравилась находка со вскрикивающим от звона колоколов человеком. Убедительная деталь жизни сатаниста... А прочий антураж дежурный и неоригинальный.

Оценка : 7
«Полярис»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 16 февраля 2009 г. в 20:30

  Сновидение и явь существуют параллельно, и вот уже не различить, что есть что. И настоящим становится то, что важнее, ближе... а это именно сон, порождение освободившегося от условностей разума. А может, настоящее — это то, где мы нужнее?

Оценка : 8
«Искания Иранона»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 15 февраля 2009 г. в 23:09

   Красивая, изящная и печальная притча. Как грустно, когда правда жизни разрушает мечты. Пусть даже это лишь иллюзии, прекрасные миражи... Он нужен человечеству, «сон золотой«!

Оценка : 8
«Зов Ктулху»
–  [ 4 ]  +

LeMax, 23 января 2009 г. в 14:36

Многие рецензенты не довольны. Я тоже.

Всё было здорово, пока нам не показали эту Ктулху. Лягушка с крыльями какая-то. Она всё портит. Уберите её из повествования и повесть станет абсолютным шедевром.:-[

Та же ситуация с фильмом «Монстро». Не нужно их показывать, этих «монстров». Достаточно внушить, что они аццки страшные. А наше воображжение за автора всё дорисует.

Оценка : 8
«Зов Ктулху»
–  [ 4 ]  +

Santiago, 06 января 2009 г. в 16:47

Книга как и в комп. играх «Penumbra» страшна не монстрами а ожиданием.

На самом деле меня вкниги впечетлили особенно первая половина, образ таинственности, архаизму и архиологии, этнографии первобытных культов, массовых сноведений и интереса к этому влиятельних ученых — всё это делает эту книгу особенной, отличной от других Лавкрафта.

«Penumbra» — игра которая зделана людьми котрорые были под впечетлением:-) от книг даного автора рекомендую.

«Безымянный город»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 22 декабря 2008 г. в 01:46

манящее и зовущее Неизведанное, безымянный непознанный ужас, осязаемый, словно живой, страх... читаешь — и сердцебиение учащается... и в то же время — напоминает квест, где герой в роли первооткрывателя. в лучших традициях классического приключенческого произведения. такой симбиоз новаторства и классики образует дикую энергию мира Лавкрафта

Оценка : 8
«Кошки Ултара»
–  [ 4 ]  +

Konst, 11 декабря 2008 г. в 11:17

Назидательный рассказ о том, что братьев наших меньших нужно любить и уважать, а то кто его знает, чем все может обернуться. Рассказ так и просится в антологию «Гринпис предупреждает» :-D.

Оценка : 7
«Полярис»
–  [ 4 ]  +

Konst, 23 ноября 2008 г. в 13:31

В рассказе обыгрывается идея реинкарнации. Свет Полярной звезды вызывает у ГГ видения-воспоминания о жизни в другом мире.

Оценка : 5
«Дагон»
–  [ 4 ]  +

Konst, 23 ноября 2008 г. в 13:26

Классический лавкрафтовский рассказ: повествование от первого лица, в котором не понять случилось ли описываемое с героем по правде или это горячечный бред; ужасое создание, чей возраст намного превосходит человечество; древний кровавый культ.

Оценка : 7
«Вне времени»
–  [ 4 ]  +

Ladynelly, 04 сентября 2008 г. в 17:50

О, эти старые легенды... Если честно трудно представить, что настолько ужасное, от чего люди падали бы замертво. Единственный по настоящему интересный эпизод — с островом посреди океана.

Оценка : 6
«Алхимик»
–  [ 4 ]  +

gudvin, 25 августа 2008 г. в 16:58

Очень интересный и атмосферный рассказ

Оценка : 9
«Морок над Инсмутом»
–  [ 4 ]  +

gudvin, 25 августа 2008 г. в 16:52

Одно из лучших произведений Лавкрафта. Экранизировано в фильме «Дагон», но лучше сначала прочитать, т.к. в кино многое исковеркано. Всем рекомендую.

Оценка : 10
«Модель Пикмана»
–  [ 4 ]  +

Mannus, 16 августа 2008 г. в 06:46

Нет,ужасом тут явно не пахнет. Во всяком случае автор данного поста его не почувствовал. Рассказ, бесспорно интересный и интригующий, заставляющий читать все дальше и дальше, дабы узнать тайну. И конечно же, будет над чем поразмыслить по окончанию. 10 балов.

Оценка : 10
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 4 ]  +

Mannus, 11 августа 2008 г. в 01:57

Для меня это не Ужас,а скорее Драма.Уж очень трогательный образ старика я себе нарисовал.Аж задело.

Оценка : 9
«Дагон»
–  [ 4 ]  +

yliapit, 22 июля 2008 г. в 02:40

На мой взгляд — далеко не лучшее произведение Мастера. К сожалению, именно с него началось мое знакомство с его творчеством, что поначалу наложило некий налет негативного предубеждения. Однако он довольно быстро развеялся))) Продолжаю с удовольствием открывать для себя Лавкрафта.

Оценка : 5
«Безымянный город»
–  [ 4 ]  +

yliapit, 22 июля 2008 г. в 02:23

Автор обладает удивительным умением, делать страшное — красивым. Иногда, читая его рассказы, ловишь себя на мысли, что в голове они прокручиваются с соблюдением определенного темпоритма, напоминающим стихи. Здесь эта особенность, на мой взгляд, выражена очень ярко.

Оценка : 7
«Дневник Алонсо Тайпера»
–  [ 4 ]  +

Pickman, 10 мая 2008 г. в 17:27

К сожалению, переложить ответственность за эту малоудачную работу на Уильяма Ламли не получится: от наброска «заказчика» Лавкрафт камня на камне не оставил, да и особенности стилистики недвусмысленно указывают на авторство именно ГФЛ. Принципиальный недостаток «Дневника» — это самоповторы. Столько лавкрафтовских штампов нет даже в творениях самых беспомощных его эпигонов. В рассказе можно предположить самопародию, но, насколько мне известно, Лавкрафт не имел такой склонности — вернее, позволял ей проявляться только в личных письмах.

Знаю, что многие поклонники Лавкрафта эту историю любят. Вероятно, и я бы отнесся к ней благосклонней, если бы начинал когда-то изучение «Мифов Ктулху» с нее: взятая сама по себе, она ненамного хуже признанных шедевров мастера — разве что чувство меры ему на этот раз явно отказало... В целом же, если вы не ставили перед собой задачу узнать вселенную Лавкрафта лучше, чем он сам, за «Дневник Алонсо Тайпера» можно и не браться...

Оценка : 5
«История Некрономикона»
–  [ 4 ]  +

duke, 25 марта 2008 г. в 20:57

Это эссе представляет ценность только, имхо, для фанатов Лавкрафта. На меня оно особого впечатления не произвело. И такую (высокую) оценку поставил только из-за глобальной мистификации, в которую поверил чуть ли не весь мир — реальности «Некрономикона«!

Оценка : 6
«Единственный наследник»
–  [ 4 ]  +

kkk72, 22 марта 2008 г. в 21:46

Еще один рассказ из цикла о Ктулху весьма неплох. Автор снова мастерски передает атмосферу загадочности, таинственности и тревоги. Из рассказа в рассказ кочует образ старого, заброшенного дома, в который попадает герой. Идеи Лавкрафта весьма неожиданны, а их воплощение просто шокирует. Существо, с которым пришлось столкнуться герою, внушает неподдельный ужас.

Оценка : 8
«Герберт Уэст, реаниматор»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 17 марта 2008 г. в 00:10

Рассказ писался для журнала, и печатался по главам. Именно поэтому в начале каждой главы идет краткий пересказ событий предыдущих глав. Этот рассказ ИМХО одно из лучших творений Лавкрафта. Здесь есть все: и неподражаемая мрачная атмосфера, и интереснейший и одновременно жуткий сюжет, и дикое напряжение, и интриги, и очень неожиданный финал.

Оценка : 10
«Кошки Ултара»
–  [ 4 ]  +

CONSUL, 16 марта 2008 г. в 19:49

Человек не есть то существо, которое призвано заправлять всем и вся. Иногда его могут наказать...

Оценка : 8
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 4 ]  +

duke, 16 марта 2008 г. в 17:44

Хороший рассказ, атмосфера ужаса передана великолепно. И сюжет, и язык, и стиль повествования – все выстроено классически – не придраться. Очередное подтверждение тому, что Лавкрафт – достойный продолжатель дела Э.По.

Оценка : 8
«Ловушка»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 16:11

Рассказ получился очень атмосферным, необычным и интересным. Не сказать, что сильно страшным, но впечатляющим. Очень интересно было читать об описании физического мира и физических законов зазеркалья. Ужаснула концовка. Ужаснула своей неожиданность. и необычностью.

Оценка : 10
«Крылатая смерть»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 16:03

Очень необычный сюжет, и тем более необычная и неожиданная развязка. Мне очень понравилось... Как всегда страшно, жутко и безысходно...

Оценка : 10
«Восставший из могилы»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:53

По моему мнению, один из самых мрачных рассказов Лавкрафта. Причем мрачный не сюжет и не описываемые события, невероятно мрачной получилась сама атмосфера рассказа...

Оценка : 10
«Ужасы старого кладбища»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:51

Бр-р-р-р... Мрак, кошмар, ужас. Реально пробирает и реально пугает. Самый жуткий человеческий страх — быть похороненным заживо. В интерпритации Лавкрафта все получилось еще больше ужасающе...

Оценка : 10
«Возвращение к предкам»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:40

Один из любимейших рассказов Лавкрафта, дописанных Дерлетом. Очень необычна сама идея рассказа, сам сюжет. Написано как всегда мастерски. Развязка очень прикольная и неожиданная...

Оценка : 10
«Сверхъестественный ужас в литературе»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 14:31

Данное произведение является больше документально-историческим и представляет собой исследование развития литературы о сверхъестественном начиная от истоков и заканчивая временами Лавкрафта. Читать было очень интересно, тем более что когда я учился в лицее, то писал курсовую на тему «Литература ужасов», и данная книга оказала мне неоценимую помощь...

Оценка : 10
«Каменный человек»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 00:09

Очень интересный рассказ, написаный в соавторстве с Хезел Хилдом. Двое друзей, гуляя по горам по лесам, набредают вдруг на каменные статую собаки, и затем и человека. Причем статуи выполнены с таким мастерством, что сначала трудно поверить, что они видят камень а не живую плоть. По вскоре им открывается жуткая правда...

Оценка : 10
«Кошки Ултара»
–  [ 4 ]  +

alex_kr, 15 марта 2008 г. в 23:40

Очень маленький и очень милый рассказик... Напоминает скорее страшилки, рассказываемые вечером у костра...

Кошки всегда были таинственными существами, и кто знает, сколько тайн они еще хранят.

Оценка : 10
«История Чарльза Декстера Варда»
–  [ 3 ]  +

Moloh-Vasilisk, 18 декабря 2024 г. в 19:20

18.12.2024. История Чарльза Декстера Варда. Говард Филлипс Лавкрафт. 1941 год.

Чарльз Вард, молодой исследователь, одержимый поисками древнего знания, случайно открывает тайну, которая связывает его с тёмными событиями прошлого. Увлечённый археологическими находками и загадочными документами, он погружается в мир, полный необъяснимых звуков, зловещих ритуалов и древнего ужаса, который пробуждается из глубин. В его жизни появляется фигура Джозефа Карвена — загадочного предка, чьи дела открывают путь к разрушению. Доктор Виллетт, отчаянно пытающийся спасти Варда, сталкивается с событиями, которые проверят границы разума и морали.

Время от времени литература преподносит произведения, которые заставляют не просто читать, но ощущать холодный ветер непознанного, проникающий в душу. Роман Говарда Филлипса Лавкрафта «История Чарльза Декстера Варда» балансирует между реализмом и мистицизмом, предлагая опасное путешествие по темным глубинам человеческого стремления к знанию. Это готическое исследование границ разума и морали, рассказывающее о том, как жажда истины может разрушить не только самого искателя, но и всё, что его окружает.

Как всегда, Лавкрафт виртуозно сочетает документальность с готическим ужасом, создавая уникальное напряжение. Его фирменный стиль — это не только исследование непознанного, но и умение создать глубинный страх через детали. Подобно другим его произведениям этот роман насыщен атмосферой неизведанного, где каждая мелочь способствует созданию зловещего настроения. Псевдоакадемические вставки — письма, свидетельства, заметки — обрамляют повествование, делая его похожим на хронику запретных знаний. В то же время образы, насыщенные запахами, звуками и мрачной архитектурой, придают тексту зловещую осязаемость. Здесь чувствуется почти алхимическая точность языка: каждое слово — как ингредиент эликсира, пробуждающего ужас.

Контраст между документальной строгостью и эмоциональными всплесками усиливает повествование. Например, в сценах кульминации строгая фактичность уступает место леденящим описаниям. Автор словно ведет по лабиринту, где каждая строчка становится новым витком на пути к неизбежной катастрофе.

Главный герой, Чарльз Вард, воплощает трагическую одержимость познанием, что становится своеобразным мифом о Прометее. Его стремление воскресить древние тайны прошлого превращает знание в одновременно дар и проклятие, что неминуемо ведёт к разрушению настоящего. Это желание соприкасается с тягучим ужасом неизведанного, который пронизывает весь текст: подземелья, ритуалы и нечеловеческие звуки создают атмосферу гнетущей неопределённости. Здесь страх перед тем, что не может быть понято, становится не просто фоном, а живым участником событий. Вместе с этим автор поднимает вопрос о границах человеческой морали. Стремление переступить порог невозможного становится началом пути к катастрофе, а наследие Джозефа Карвена демонстрирует, как зло прошлого продолжает влиять на современность.

Центральной фигурой романа является Чарльз Вард, молодой человек, чья трансформация от любопытного исследователя к носителю зла раскрыта с поразительной детализацией. Его замкнутость и одержимость символизируют изоляцию, к которой приводит знание, лишенное моральных ориентиров. На противоположной стороне этого конфликта находится доктор Виллетт, который представляет разум и гуманизм. Его мужество и стойкость в борьбе с иррациональным подчеркивают возможность противостояния злу, даже когда оно кажется непреодолимым. В то же время Джозеф Карвен и Аллен воплощают древний ужас и становятся символами зла, которое невозможно полностью искоренить. Эти персонажи дополняют друг друга, формируя сложный и напряжённый конфликт, исследующий не только природу зла, но и пределы человеческой морали и разума.

Недостатки романа прослеживаются в нескольких ключевых аспектах, которые, несмотря на общее качество текста, могут оставить смешанные чувства. Одной из таких проблем является малая проработка реакции персонажей в наиболее драматические моменты, такие как трансформация Чарльза Варда. Это упущение лишает повествование дополнительной глубины, способной ещё сильнее вовлечь в историю. Кроме того, хотя таинственность и недосказанность усиливают атмосферу романа, в некоторых мометах такая неопределённость создаёт чувство неудовлетворённости, оставляя важные вопросы без ответа. Наконец, обилие описаний и сложных вставок местами замедляет темп сюжета. Однако эти недостатки не умаляют общей силы произведения, а лишь подчёркивают его сложность и многослойность.

Этот роман соединяет философию, леденящий ужас и реализм в сплаве, который захватывает душу, как холодный ветер из бездны. Несмотря на некоторые недостатки, текст блестяще передает ощущение тягучего страха перед неизведанным. Это история, где запретное знание становится зеркалом человеческой тьмы, а зло оказывается тенями, простирающимися за пределы времени. его влиянии на людей и их выбор. 8 из 10.

Оценка : 8
«Цвет из иных миров»
–  [ 3 ]  +

corund, 05 декабря 2024 г. в 12:27

Когда то была наверное прорывная, революционная история, но сейчас выглядит довольно бледно.

Всё простенько без особых сюжетных поворотов, концовка очень ожидаемая. Главные герои просто плывут по течению событий, так что героями их тяжело назвать. Всё это больше напоминает газетную заметку, где рассказывают какой-то необычный случай. Соответственно нет сопереживания героям, что сильно снижает ценность произведения.

Лично мне было скучновато читать, дошел до конца только потому, что многие рекомендовали ознакомиться. Примерно как картина Черный квадрат Малевича — полезно для общего развития один раз взглянуть, всё таки это знаковое полотно для целого жанра, но явно не уйдете потрясенными.

Оценка : 7
«Хребты безумия»
–  [ 3 ]  +

rujoker, 29 сентября 2024 г. в 19:08

Начало романа просто потрясающее — атмосферность всегда была коньком Лавкрафта, но здесь какая-то особая степень и скорость погружения. Сюжет беспроигрышный: Арктика, исследовательская экспедиция, загадочные артефакты — довольно сложно рассказать скучную историю в подобных «декорациях». Но большой форме романа соответствует и сюжетный размах, который в определенный момент начинает работать против произведения. Лавкрафт всегда всё гиперболизирует, это его «почерк», но здесь он как-то особенно заигрывается. Ты ожидаешь увидеть камерную схватку оживших существ с людьми, а получаешь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нуднейший пересказ истории эволюции и космических войн длиной в миллионы лет
. Плох тот ужас, который писатель пережевал за читателя, не дав ему по-своему интерпретировать его через слова и действия героев. И, конечно, даже в фантастике должна присутствовать элементарная логика: невозможно
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
узнать мельчайшие подробности жизни «старцев» за «несколько часов» просмотра барельефов с фонариками.
Местами Лавкрафт выдает откровенный бред:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какие еще нагревательные приборы у развитой цивилизации, живущей и на суше, и под водой???
И сильно сомневаюсь, что фанатичные ученые, одержимые вкладом в науку,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скрыли бы настолько грандиозное открытие даже под угрозой признания их сумасшедшими.
Поэтому все восторженные отзывы разделяю, но лишь в отношении сюжета и его особом культурном влиянии — наверняка, без «Хребтов Безумия» не было бы «Нечто», «Прометея» и пр.

PS Очень жаль, что Гильермо дель Торо не смог закончить экранизацию (на youtube/дзене есть сцена из невышедшей картины). Кажется, это тот самый случай, когда фильм мог бы стать лучше книги, ведь сам костяк истории крайне интересный, а режиссер бережно и с любовью адаптирует произведения Лавкрафта (рекомендую его «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»).

Оценка : 8
«Зов Ктулху»
–  [ 3 ]  +

LORD_ZR, 05 сентября 2024 г. в 21:31

Давным-давно, все бегали и кричали — «Ктулху Ф'тагн». Все хвалили и рассказывали про невероятно крутое произведение, невероятно крутого писателя. Как хорошо, что я своё знакомство с творчеством начал с другого произведения. «Зов Ктулху» невероятно посредственный рассказ из всех произведения Лавкрафта. Это один из тех рассказов, когда создавать отдельный мир не хочется, но сам Ктулху заслуживает, чтобы о нём написали. Вот мы и получили простенькую историю в стиле «Дагона». Или очередную историю в стиле «Дагона». С другой стороны, чем же так нравится Ктулху? почему он стал культовым? Большинство его не читало, все играли в игры, всем нравится атмосфера, которой в книге нет, но есть и те, кто читал. И я считаю, что фанаты произведения это талассофобы. Вода, много воды, под ней Ктулху, город, корабль, всё это очень страшно, а значит круто. А ещё вокруг всей этой фобии есть простенький мир, подчиняющийся своим законам и со своими адептами. Ктулху будет жить. Может даже приснится.

Оценка : 4
«Дагон»
–  [ 3 ]  +

vanishrap, 15 августа 2024 г. в 08:53

Когда ты слишком много читаешь лавкрафтианских хорроров, начинаешь понимать, что концептуально нового в этом жанре уже мало что можно придумать. Я не хочу сказать, что этот рассказ плох, и не могу утверждать, что он вторичен. Возможно, по хронологии этот рассказ наоборот является прообразом чего-то более великого и крутого, и действительно служит фундаментом для потрясающих работ Лавкрафта.

Но если оценивать его без контекста, просто по его наполнению, я бы не сказал, что он добавляет что-то новое и интересное в лор подводных существ и древних богов. Единственное, что мне действительно понравилось в этом рассказе, — это описание высушенных океанов. Описание того, как дно океана постепенно засыхает и превращается из мутной поверхности в одну большую дорогу для главного героя, вызывало у меня позитивные эмоции. Мне было интересно узнать, что герой найдёт в конце этого пути.

Однако концовка оставила ещё большую пустоту, чем та, которая осталась после высушенных океанов на нашей планете.

Оценка : 5
«Перевоплощение Хуана Ромеро»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 08 июля 2024 г. в 16:31

Сам Лавкрафт считал это своё творение неудачным и при жизни отказывался его публиковать. Но культовый статус автора – тот самый, что заставляет поклонников извлекать из бумаг автора черновики и огрызки историй – извлек из его стола на свет божий и этот рассказ.

Рассказ, по-моему, не так уж и плох. Он выглядит цельным, законченным. На то, что он довольно ранний, указывает, как близок рассказ к мифам Ктулху, но ещё не сами мифы Ктулху. Мне кажется, автор вполне мог застолбить его место в мифах одной-двумя фразами, хватило бы и вовсе пары культсистких восклицаний в речи странного мексиканца. Всё остальное есть – есть нагнетание напряжение и странные циклопические явление, к которым теперь уже точно подходит название «хтонические» (ибо «хотническое», как известно, означает «пришедшее из-под земли»). А ещё здесь довольно нетипичный персонаж – видимо из английских солдат долгое время проведший в Индии, и имеющий какую-то личную тайну; всё же персонажи-рассказчики у Лавкрафта бывают обычно гораздо проще. И, кстати, мне одному вспомнилась пугалка про Кольскую сверхглубокую шахту, якобы достигавшую самого ада?

Да, мне кажется, это не самый лучший образчик прозы Лавкрафта, но и плохим его назвать трудно. По-моему, он на уровне такого вот среднего арифметического творчества – а такое есть у каждого автора, некий средний уровень, без учета худшего и лучшего. Даже удивительно, почему именно этот рассказ так не понравился самому Лавкрафту. Может быть, он чувствовал, что из него можно выжать гораздо больше, чем то, что получилось?

Оценка : 7
«Прелестная Эрменгарда, или Сердце селянки»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 08 июля 2024 г. в 13:54

То, что Лавкрафт не чужд иронии, я знал и ранее, но вот теперь прочитал полностью ироничный рассказ-пародию. Надо сказать, очень бойко получилось и весело. Поначалу казалось, что автор ограничится довольно плоскими, если не сказать, низкими шутками, как, например, иронией по поводу деревенщин-самогонщиков. Но нет, Лавкрафт показал действительно приятную выдумку – в таком небольшом рассказе он передразнил практически все штампы от барина-злодея, исторгающего сатанинский хохот, до пылких воздыханий и неизменных тайн происхождения главной героини. А в конце и вовсе появился оригинальный и очень смешной итог. И всё очень легко, с уймой тонких ироничных замечаний. Приятнейшее впечатление. Таким образом, Лавкрафт-сатирик оказалось явлением очень редким, но до зависти профессиональным. Моё ему за это уважение.

Оценка : 8
«Ибид»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 05 июля 2024 г. в 10:13

Несмотря на грозное название, «Ибид» рассказ юмористический. Впрочем, я читал его под названием «Напр», что, как и «Тот Самус», ярче иллюстрирует вектор авторской иронии. Латинское сокращение, в невежестве принимаемое за имя, приобретает под пером Лавкрафта собственную жизнь и длинную биографию, значительно выходящую за рамки одной человеческой жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Римский деятель, христианский святой, в конце концов, варварская реликвия странствует по континентам, от обладателя к обладателю, от народа к народу.
Мешанина из имён и обстоятельств, гигантская хронологическая протяжённость
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(ведь, как я понял, заканчивается всё и вовсе трудно обозримым будущим, едва ли не концом дней человеческих)
– всё это, по-моему, предаёт рассказу неожиданный гротеск: времена меняются, человеческое невежество остается. Гротеском рассказ и запоминается, хотя именно в нём, как мне кажется, и теряется основной смысл, причина всей авторской изначальной иронии. Но запоминается, да, запоминается.

Оценка : 7
«Тварь в подземелье»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 04 июля 2024 г. в 12:18

Один из частых мотивов ужасов Лавкрафта является деградация человеческой личности. Эти ужасные практически сплаттерпанковские метаморфозы тела и духа под гнетом веков, вырождения и мутации. Этот ранний рассказ, кажется, одно из первых проявлений ужасов подобного рода. Более поздние истории – «Крысы в стенах», «Курган», «Притаившийся ужас» и другие – более акцентированные в этом, более тяжелые эмоционально, более страшные. Но и этот эпизодический рассказ вызывает напряжение. Не финалом, нет. Пугает столкновение в кромешной тьме, слепая борьба с неизвестным. Язык истории, правда, ещё не совсем выработан для подобных историй – легкий пафос тут скорее мешает – это, по-моему, ещё язык По, а не холодная сухость Лавкрафта (влияние переводчика как всегда выношу за скобки). Но общая лаконичность, по-моему, действует истории в плюс.

А ещё тут можно вспомнить рассказ «Артур Джермин» –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эти две «обезьяны» имеют ведь внешнюю схожесть. Может герой рассказа ошибся в её происхождении, может он столкнулся не с деградировавшим человеком, а с эдаким живым предком человека?
Хотя, конечно, из самого рассказа ничего подобного не следует.

Оценка : 7
«Сновидческий цикл» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 02 июля 2024 г. в 11:22

Как я понимаю, собирать произведения Лавкрафта в отдельные циклы для их классификации – дело неблагодарное. Ибо кроме произведений, входящих в эти циклы намертво, есть уйма историй, которые к ним близки, но полной уверенности нет. Да ещё эти циклы имеют свойства соприкасаться и проникать друг в друга (и, кстати, сны всегда имели большое значение в историях мифов Ктулху).

Вот Мир Снов. Но как он близок к миру яви – одни и те же чудовища населяют его, одни и те же места существуют и там и там, одни герои кочуют из одного мира в другой. Мир Сна сам по себе расплывчивый. Понятное дело, трудно определить его границы и в плане историй. Да, у всех произведений тут есть стилистическая особенность – они написаны прекрасным поэтическим языком. Это красивые атмосферные истории с духом арабских притч, кое-что от Эдгара По, кое-что от Дансейни, кое-что от мрачных сказок Уайльда, но, в итоге, на самом пике, когда появляется баланс между стилем слова и визуальной чёткостью гротескных циклопических образов – очень много от себя. Но, по-моему, кроме этой красоты есть ещё одна важная деталь – ощущение чего-то недостижимого, какого-то тщетного поиска, стремления к истинной красоте недостижимой в обыденной жизни. И вот по этому признаку то же стихотворение в прозе «Память», по-моему, частью Сновидческого цикла не является. А вот «По ту сторону сна» или, например, «Гипнос» вполне под категорию попадают. Но это чисто моё личное виденье.

У цикла есть заметный костяк – история Рэндольфа Картера (в определённый момент и вовсе, кажется, что весь этот мир создан его бесконечной фантазией). Не вся, так как часть её, до тех пор, пока персонаж не превращается в альтер-эго автора, к Миру Сна никак не относится. И у цикла есть вершина – «В поисках неведомого Кадата». Имена эта повесть как бы собирает под собой большую часть произведений цикла. Она показывает мир в размахе, дает ему осязаемость и финальные очертания. Она – возможно, вершина творчества автора. А я лично считаю её и вовсе одним из шедевров литературы в целом.

Оценка : 9
«Грёзы в ведьмовском доме»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 25 мая 2024 г. в 09:24

Ведьмовство, мифы Ктулху и... геометрия. Есть у Лавкрафта такая тонкая узнаваемая черта – возможно даже, его более новаторское изобретение, чем, собственно, мифы Ктулху – сращивание суеверного ужаса с ужасом новаторским, исходящим из зерен науки. Тут же вспомнилось «Извне» с его аппаратом «открывающим» путь в иное измерение с его непостижимыми чудищами. Здесь таким аппаратом служит геометрия, неевклидова геометрия – причудливая и таинственно сама по себе. Опять же вспомнились и «Псы Тиндала», не из этих ли миров и они, – кстати! – приходящие из углов?

Страх этого рассказа липкий, тревожащий. Вместе с нагнетанием атмосферы в нем действует практически инстинктивный древний страх потери контроля над своим телом, над своим я. Так пугает лунатизм. Сам факт того, что какое-то время ты двигался и делал что-то, но не помнишь этого. Как будто это был не ты, но кто? И что он делал? Это ощущение пронизывает весь рассказ – движения против воли, странные видения и сны, которые могут быть и не снами. И отчетливые завораживающие картины неизвестных, а то и вовсе фантасмагорических мест и явлений. Физический зов далеких звезд, странные звуки неземных какофоний.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой как муха сначала залетает в запертую комнату, влекомая интересом, затем жужжит там в чужом неподконтрольном ему ритме, а потом нещадно бьется за свою жизнь, за свое я.

Есть какая-то визуальная практически кинематографическая многозначительность образов. Многие картинки –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например, та фигура старухи, замеченная героем с моста на острове
– запоминаются и вызывают инстинктивную, а потому очень действенную тревогу. И в этом рассказ, на мой взгляд, один из лучших у автора.

Оценка : 8
«Слуховое окно»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 01 мая 2024 г. в 22:35

В рассказе есть забавная метафора ,которую, возможно, не заметил и сам автор.

Безвременно почивший в бозе археолог Уилбер Эйкли ,купив дом у фермера, так хаотично его перестроил, что стало казаться, будто там прожило несколько поколений. И не случайно. Похоже, Эйкли хотел, чтобы его дом напоминал усадьбу мерзкого семейства Пибоди.

Ибо этот рассказ точная калька с рассказа «Наследие Пибоди» ,вплоть до деталей вроде таинственных скрипов, книг с рукописями и кота. Только вместо черной магии окно в иные измерения. Да, пейзажи описаны любопытные, но для полноценной истории этого мало. Тем более для «угрозы всему человечеству».

Даже обидно за великого и ужасного ГФЛ ,когда читаешь в отзывах об «очередной типичной лавкрафтовской истории». Да эти «типичные истории» такие вот «наследники» вроде Дерлета и накропали! Мастер ,конечно, несет за них кое-какую ответственность, но не до такой же степени, чтоб и его топить вместе с этим вторсырьем!

Оценка : 6
«Наследство Пибоди»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 01 мая 2024 г. в 20:24

Яблочко от яблони... Мистер Пибоди всю дорогу прикидывался обычным скучающим горожанином на лоне природы.

Но вот он в своем доме обнаруживает следы преступления — нескольких убийств — и вместо того, чтобы вызвать полицию и помочь следствию закрыть старые нераскрытые дела ,а соседям узнать судьбу их пропавших родных, он уничтожает улики ради собственного спокойствия и благополучия. Еще и лицемерно удивляется тому, что его семейку ненавидела вся округа!

И единожды став на путь преступления, он уже с него не сворачивает, радостно отдаваясь в объятия тьмы.

Надеюсь, этот мерзавец все-таки получит в итоге по заслугам!

Как и во всех рассказов цикла, у «Наследства Пибоди» есть одна главная загадка. Почему эту в целом талантливую, но бездушную поделку приписывают Лавкрафту? Потому что написано по лекалам Мастера? Ну это все равно ,что позорный мульт «Заветное желание», состряпанный к 100-летнему юбилею студии «Дисней», объявить творением самого старины Уолта, создателя «Белоснежки».

У великих художников помимо необходимых ремесленных шаблонов, есть и дух, и особая энергия, которая позволяет творению светить сквозь века, другим озаряя путь. А рассказы А. Дерлета светят только отраженным светом ,как планеты и спутники недосягаемого светила.

Оценка : 7

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 26 27 28 29 [30] 31 32 33 34 . . . 37 38 39 40 41   (+10)»



⇑ Наверх