Г. Ф. Лавкрафт «Искания Иранона»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды в каменный город Телот пришел юноша по имени Иранон. Он искал свой родной город — мраморно-берилловую Айру. Он пел жителям Телота, но его не приняли. И даже в Оонае, крае певцов и музыкантов, он не мог остаться — и снова продолжил бесконечные поиски Айры, города своей мечты...
Входит в:
— цикл «Сновидческий цикл»
— журнал «Weird Tales, March 1939», 1939 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «The Young Magicians», 1969 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 8 марта 2024 г.
Еще одна не совсем характерная для Лавкрафта история повествует нам о вечном поиске, который заведомо не даст никаких результатов. Ее главный герой, юноша по имени Иранон, с самого детства мечтает найти мифический город Эйру, в котором он якобы некогда был принцем. Только вот поиски никак не увенчиваются успехом, поэтому сам собой возникает вопрос: а был ли на самом деле такой город или он существовал только в воображении романтически-настроенного юноши? Подобные настроения знакомы большинству из нас: еще в детстве выдумывая себе некий идеал (человека, место жительства или род занятий), мы очень быстро начинаем воспринимать его как нечто реально-существующее, всю остальную жизнь пытаясь его достичь. И лишь в достаточно зрелом возрасте понимаем, что всё это было всего лишь неосуществимой мечтой, игрой молодого воображения, стимулировавшего процесс нашего взросления. Как правило, планы детства не сбываются ни у кого — точно так же, как постоянно ускользает от Иранона его манящий своими прелестями сказочный город. Что поделать — грёзы и идеалы живут в совершенно ином мире, двери в который закрываются где-то в возрасте 30 лет. После этого человек уже не мечтает, а просто пытается примирить себя с тем миром, в котором он живет. Романтику прошлых лет ему заменяет обыденность и рациональность реальной жизни. Поэтому прощание с детством так же печально и трагично, как и концовка рассказанной нам истории.
------------
РЕЗЮМЕ: притча о недостижимости придуманного нами идеала и скучной обыденности реальной жизни. Молодым людям трудно осознать ее мудрость из-за недостаточности жизненного опыта.
Lilian, 6 мая 2023 г.
Притча о поиске мечты. Вечно юный странник идёт по миру, поёт о чудесном городе из своих воспоминаний, ищет его, но нигде не находит. А окружающие слишком приземленны, слишком погрязли в своей рутине, чтобы понять его.
Поскольку это притча, образы других городов намеренно упрощенны, сосредоточены на какой-то одной черте его жителей — вроде монотонного, лишенного радости труда или постоянных хмельных гулянок, приносящих лишь отупение. Город же мечты в песнях и воспоминаниях Иранона прекрасен и воздушен. Метафоры и описания — в лучших традициях «Сновидческого цикла».
Пожалуй, именно этот образ вечно юного, печального странника, поющего о несбыточном, больше всего привлекает в этой истории. Получилось красиво.
А вот финал грустный. Даже немного жаль, что всё закончилось именно так, а не иначе.
korsrok, 30 июня 2018 г.
Как бы это странно не прозвучало, но данный текст напомнил один из ключевых моментов «Маленького принца». Юноша в венке из виноградной лозы в изодранном и порванном плаще ищет волшебную Эйри. Город мрамора, изумрудов, “не перечесть твоих красот”. Где только музыкант не побывал, но ни одна публика не оценила его по достоинству. Тогда перед скитальцем открылась истина – Эйра плод его бурной фантазии. Детский вымысел, свято веря в который он отправился в путешествие. Грустная история с красивыми описаниями. И центральный персонаж – яркий образ.
Стронций 88, 22 марта 2019 г.
Как и подавляющее большинство рассказов из «Мира сна» (и близких к циклу) «Изыскания Иранона» – вещь красивая, воздушная, возвышенная, с очарованием слов и очень метафоричная. Но для меня он один из самых прозрачных в плане смысла рассказов в цикле. Ведь чётко видно, что он – о мечте. И ясно ведь, что главное тут это мечтания о городе, что герой покинул в детстве (
Как всегда красиво и глубоко. Однако для меня лично эта прозрачность всё-таки идёт в лёгкий минус. Всё-таки я привык, что в подобных произведениях у Лавкрафта всё сложнее, больше ощущений, больше возможности для трактовок, их можно читать и видеть что-то новое, ощущать по-новому. Здесь, в этой ясности, сделать такое будет труднее. ИМХО.
A.Ch, 29 июля 2018 г.
Рассказ-притча, где нет особо играющего поворотами событий сюжета, нет ярких и харизматичных героев, но есть мораль и яркие описания.
Иранон ищет свой город Айру. Нет её здесь, нет тогда и сейчас. Есть только какая-то цель, и убегает она за горизонт событий. А может и жив человек, пока пытается найти, но не находит?
Красивый, схожий витиеватостью образов из книг Джека Вэнса, краткий, но содержательный рассказ с грустью о давно прошедшей античной эпохе певцов и бессмертных героев.
Orion-Seregil, 9 октября 2019 г.
Фантазия о вечном поиске мечты, некого фантастического города, что грезится искателю... История о вечно молодом страннике, живущем своим поиском, и окружающих его людях, чьи устремления куда как более прозаичны.
vam-1970, 20 марта 2016 г.
Мечта певца Иранона о городе детства доведена до предела. Он не стареет в поисках мечты. Когда же оказывается этого города нет и не было, упадок надежды приводит его в глубокую старость.
Живите мечтой и будете вечно молоды душой.
wertuoz, 5 сентября 2013 г.
Это действительно настоящая притча, выдержанная в ее неповторимом стиле, с изящными речевыми оборотами, с цельным и глубоким повествованием, со смыслом, который читатель обязательно обретает в конце. Это не ужастик, не нагнетающий ужас хоррор, коих много у Лавкрафта. Это настоящая притча, крупная из всех притч, которые я прочитал, а так же красивая и печальная.
Искания Иранона во многом — это олицитворение поиска жизненного пути человеком. В зависимости от его характера и целеустремленности человек либо достигает своей цели(думает, что достигает), либо нет. И тут понимание последней фразы абсолютно обратное. Не помню, кто об этом написал первый. Наверное, Ошо. Но смысл в том, что человек, который действительно знает чего хочет, и который не способен отступиться от своих принципов и желаний, по своей сути будет всегда находиться в поиске. Он никогда не постигнет своей цели. Таким был и Иранон. Слова старика — это лишь отсылка к нашей реальности: все мы хотим счастья, все мы фантазируем и рисуем свой рай. А вот Иранон решил найти этот рай, но для людей, которых он знал при жизни, он был всего лишь фантазером, глупцом, который пытается найти то, чего нет. И ведь этого действительно нет, но сама воля, которой обладал Иранон, делает его благороднее и сильнее, но тем самым обрекает на вечные муки и поиски. И хочется сказать этому старому пастуху: «Он то хотя бы попытался, а ты, дряхлый старик, всю жизнь пас своих овец и не сделал ничего, что могло бы сделать тебя счастливее!»
Так и в нашей жизни. Таких как Иранон нет. По крайней мере я не встречал. Даже если и есть те люди, которые находятся в вечном поиске, в конце концов устанут и смирятся, как тот пастух. Это как палка о двух концах, как две стороны, две позиции, стоя что на одной, что на другой, останешься в проигрыше. Да только Иранон пытался, за что ему вечное уважение.
Именно так я понял рассказ, написанный казалось бы тем, кому не свойственны такие глубокие тексты. Однако, я ошибался, и Лавкрафт поразил меня в самое сердце.
Корделия, 2 ноября 2015 г.
Красивая идея. Вечно молодой Иранон — воплощение мечты. Мечту нельзя возвращать на землю, в тяжёлый и трудный мир. Она умирает.
Да уж, мысль прямо противоположная, скажем, социалистическому реализму, где «мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»
Pickman, 5 мая 2008 г.
Не всем придется по сердцу эта отстраненная, выдержанная в классическом стиле притча. Здесь важен не сюжет, а идея и стиль. Чтобы насладиться первой, нужно родиться мечтателем, тоскующим по неведомой красоте иных миров, словно по потерянной родине; чтобы прочувствовать второй, нужно читать рассказ либо на языке оригинала, либо в переводе В.Останина (из этого издания: http://fantlab.ru/edition19940). Версия Л.Володарской выполнена профессионально, но ее словарный запас намного бедней — а надо ли говорить, как важна для литературной притчи выразительность языка.
Jaromir88, 15 июня 2011 г.
Красивая и грустная притча, написанная в дансенианском стиле. Может, кому-то такие вещи не нравятся, но мне они по душе.
Yazewa, 15 февраля 2009 г.
Красивая, изящная и печальная притча. Как грустно, когда правда жизни разрушает мечты. Пусть даже это лишь иллюзии, прекрасные миражи... Он нужен человечеству, «сон золотой«!
Кел-кор, 16 марта 2008 г.
«Той ночью в старом мире погибла толика юности и красоты»...
Эта фраза — ключ к рассказу. И по коже пробегают мурашки, и появляется какая-то светлая грусть. Всегда печально, когда уходит юность и красота...
alex_kr, 16 марта 2008 г.
Рассказ-сон... Человек ищет во все город, не раз им там виденный. Найдя его во сне, он остается там навсегда...