Г. Ф. Лавкрафт «Память»
По дну долины Нис несет свои воды река Век. Над руинами сияет ущербная луна, а в темных уголках обитают сокрытые от постороннего глаза сущности. И Джин Луны разговаривает с Демоном Долины...
Также публиковался в альманахе «Сотсирх Сусии» # II, октябрь 1997 г. (под названием «Память»).
Входит в:
— цикл «Сновидческий цикл»
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.
— сборник «Miscellaneous Writings», 1995 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «101 рассказ на ладони», 2020 г.
- /языки:
- русский (9), английский (7), украинский (2)
- /тип:
- книги (16), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Дудка (1), О. Мичковский (5), О. Українець (1), Г. Шокин (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 2 апреля 2024 г.
Это даже не рассказ, а несколько затянутый анекдот на тему очередного апокалипсиса. Две сущности, называющие себя Демоном и Джинном, ведут беседу о прежних обитателях этих земель, образ которых уже давно никто не помнит. Как легко догадаться, речь идет о людях. Недаром я сразу же вспомнил широко распространенный во времена СССР анекдот о покойниках с последней ключевой фразой «А чего нас бояться?» Несколько неожиданно, но не слишком страшно. Скорее, печально: человеческая цивилизация не смогла предотвратить собственную гибель, хотя писатели-фантасты постоянно талдычили о ней в своих произведениях, составивших даже особое направление в литературе. Всё случилось, как в известной поговорке: хуже всего воспринимается то, что постоянно находится у тебя под самым носом.
-----------
РЕЗЮМЕ: типичный анекдот насчет печального конца человеческой цивилизации. Только вот я лично сомневаюсь, что после людей на этой планете что-нибудь останется — тем более, что-то живое...
Стронций 88, 30 июня 2024 г.
А я вот протестую против того, чтобы этот рассказ считали частью цикла о Мире Снов. Да, у них есть общая эстетическая красота, напоминающая арабские сказки, есть запущенность покинутого места, отстраненного от нашего мира.
Ju Das, 5 марта 2024 г.
Возможно нужно больше переводов, что бы ощутить более полно все мастерство слова. Образы яркие, персонажи и атмосфера, очень хорошо бы вписались в «Умирающую Землю» Вэнса. Тема мимолётности человечества как и мимолётности жизни одновременно пугает, и ставит на место, верующих в свою особенность, и неприкосновенность. Это чувство, тема, так или иначе встречается во многих произведениях Лавкрафта, окрашенная в те или иные тона
Lilian, 1 мая 2023 г.
Эта зарисовка, стихотворение в прозе (если верить жанровой классификации), получилась красивой и атмосферной. Всего несколько страниц, а какие мягкие, поэтичные образы заброшенной долины и её жизни на обломках старых строений. Образы красивые и печальные, учитывая финал.
Неожиданно, что Лавкрафт оказался так поэтичен, я слышала большей частью совсем другие эпитеты.
Читаю в качестве знакомства со Сновидческим циклом. Поэтому слегка удивлена, что здесь нет снов. Ну, посмотрим дальше.
Orion-Seregil, 3 сентября 2019 г.
И лишь память способна сохранить наши образы, мимолетные отпечатки наших жизней и прошедших веков. Все потуги человечества, все достижения цивилизации меркнут в сравнении с бесконечностью Вселенной и Времени.
Короткий, но удивительно емкий, наполненный простейшей философией рассказ...
Еркфтвгшд, 9 августа 2020 г.
Словно оказалась на территории Гогоссоса или Заммитара. Не этой ли короткой историей вдохновлялся Мартин, помещая в мир Льда и Пламени огромный, больше Вестероса, материк, который так по сути и не был исследован и пойман в ловушку карт и транспортных артерий? Опасный и всё равно манящий. Наполненный руинами мрачных и загадочных городов. Поставленный в сравнение с человеком, что становится на фоне пространства и времени просто микрообъектом.
korsrok, 30 июня 2018 г.
«В глубине долины полно уголков, где царит вечный мрак, и те, кто там обитает, надежно скрыты от постороннего взора»
Красивая миниатюра о Джине и Демоне переживших человечество.
wertuoz, 10 сентября 2013 г.
Пусть это короткий рассказ, но картиной, которая предстает перед глазами, он создает целую вселенную, длинную многовековую историю, которая проносится перед глазами за считанные секунды. Это рассказ, который открывает нам завесу тайны, то, куда мы не в силах заглянуть, обладая хоть тоннами все возможных аппаратов и научно фантастических приблуд. Это место недоступно для нас. Это то место, где нас нет.
В этом рассказе нет определенных главных героев, это скорее рассказ — образ, рассказ — представление, рассказ — мысль, которая западает в голову и так долго не может пропасть. Ведь перед нами фактически постапокалиптический эпос, эпичный, легендарный, многовековой, настолько глобальный, что это просто не объяснить словами.
Разговор, который происходит между демоном и джином скорее подтверждение, насмешка над человеком. Ведь для чего-то глобального и всеобъемлящего мы — люди — это всего лишь маленькая частичка, которая была на планете всего лишь мгновение, покопошилась где-то в камнях, построила свои маленькие замки и исчезла так же быстро, как и появилась. Поэтому демон и не смог запомнить этого явления. Только лишь потому, что этот термин созвучен с его именем(Век), Демон все таки ответил Джину на вопрос о тех существах, которые были тут, но исчезли так давно, и сумел произнести это слово- человек. Этот человек был чертовски похож вон на ту обезьянку, так беззаботно прыгающую по деревьям в долине Нис. А вот и еще одно подтверждение.
Этот рассказ можно назвать притчей, ведь в таком коротком произведении уместилось столько смысла о человеке, о его предназначении, о бессмысленности его бытия, о времени и пространстве, понимание которых есть бесконечность. Этот рассказ как нельзя лучше доказывает, какой был Лавкрафт на самом деле. Он был философом, чертовски гениальным мыслителем.
Caspian, 26 октября 2011 г.
Кто бы что ни говорил, а Говард Филлипс Лавкрафт действительно поэт. Причём неимоверно талантливый, умеющий играть словами, упиваться ими, строить великолепные города и потрясающие сознание миры. И всё это он делает при помощи слова, а точнее слов. Как же потрясающе автору удалось передать настроение произведения. Сделать буквально из считанного числа символов такую красивую историю, от которой мурашки бегут по коже. Но вовсе не от страха, а от искреннего восторга и подлинного восхищения. ГФЛ предстаёт перед нами во всём своём великолепии. Микрорассказ «Память» вызывает улыбку на лице. Улыбку счастливого мечтателя, грезящего наяву. Так много красоты заключено в этом коротком произведении, что сам того не замечая, проваливаешься в омут очарования с головой.
Те, кто ещё не успел познакомиться с этим невесомым мини-шедевром литературы, не теряйте времени даром. Таких произведений слишком мало написано в мировой литературы, чтобы можно было так легко разбрасываться ими. «Память» заслуживает того, чтобы её прочитали хотя бы единожды. Чтобы её помнили.
mortician1991, 6 февраля 2014 г.
В этом маленьком рассказе-притче, Лавкрафт в очередной раз возвращается к одной из основных тем своих произведений, а именно: ничтожность человека в масштабах Вселенной.
Удивительно как всего на трех-четырех страницах, автор способен так широко изложить всю суть.
kratos47, 16 апреля 2013 г.
Довольно интересная картина от этого микрорассказа складывается, если до него прочесть рассказ «Переживший человечество».
Vizioner, 18 ноября 2010 г.
Трудно найти столь-же маленький текст, который заставит задуматься о столь многом
alex1970, 29 декабря 2010 г.
Отличная миниатюра о том, что все проходит.
Больше напоминает стихотворение в прозе или отрывок из сказок «1000 и 1 ночи».
Мастерски создана атмосфера долины, над которой не властно время.
R.B., 20 сентября 2009 г.
Много и не скажешь о таком небольшом произведении)) Приятная зарисовка, размышление, насыщенное художественными образами, с легким флером философии. Достойное вступление в «Сновидческий цикл».
Pickman, 5 мая 2008 г.
Изящная маленькая притча, от которой веет восточным великолепием — бархатные краски лунных ночей, молчаливый камень, чужая и непонятная человеку жизнь. И как можно после этого утверждать, что Лавкрафт не поэт?
Взгляд на род человеческий с точки зрения вечности.