Роджер Желязны отзывы

Все отзывы на произведения Роджера Желязны (Roger Zelazny)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 4129

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 30 31 32 33 [34] 35 36 37 38 . . . 79 80 81 82 83   (+10)»   (+25)»»

«Творец снов»
–  [ 4 ]  +

v_by, 20 октября 2005 г. в 01:33

Иллюзорная вселенная для отдельно взятого сознания неотличима от реальной, но дает Мастеру Игры возможность поработать богом-на-час, причем эта должность иногда человеку не по зубам.

Замечательная вещь — по сути, психологическая мистика. Читается захватывающе.

Оценка : 10
«Хроники Амбера» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

vad, 15 сентября 2005 г. в 18:13

Довольно неровная серия

Вторые 5 книг слабее первых 5, а перыве 2 книги сериала — лучше всех остальных. Надо было на них и остановиться :)

Оценка : 6
«Стальная Леди»
–  [ 4 ]  +

Тимон, 27 августа 2005 г. в 00:44

Да, дискриминация по межполовому признаку — это неприятно, как с мужской, так и с женской стороны...

Оценка : 7
«Роза для Екклезиаста»
–  [ 4 ]  +

Las Poganos, 10 июля 2005 г. в 13:07

Одна из лучших повестей Желязны. Интересный сюжет и необычные герои. Читать обязательно =)

Оценка : 10
«Порождения света и тьмы»
–  [ 4 ]  +

alexey1978, 16 июня 2005 г. в 16:21

Возможно, я не понял замысла автора, но, данное произведение мне не понравилось. Сюжет очень запутан, читается с трудом и без удовольствия.

Оценка : 5
«Девушка и чудовище»
–  [ 4 ]  +

creator, 30 апреля 2005 г. в 19:28

«Антитотемизм». Рассказ не блещет ничем, но идея все же есть. Мы всегда полагали, что есть «мы» и «боги» и не думали о том, что это лишь два звена целой иерархии. Рассказ Роджера Желязны «Девушка и чудовище» преподносит пример поклонения животных (драконов) людям — своим богам.

Оценка : 4
«Хроники Амбера» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

creator, 25 февраля 2005 г. в 12:30

Очень понравилось как Желязны пишет. Читается легко, интересно. Однако, чем дальше, тем скучнее. Концовка заунывная, не кульминационная. Это ж какой талант нужно иметь, чтобы так все испортить?! Первый том понравился больше.

Оценка : 7
«Ленты Титана»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 16 января 2025 г. в 13:41

Рассказ-шутка, в данном случае, неудачный. Чтобы анекдот удался, нужно, чтобы смеялись все, здесь же вся соль понятна только автору. Замысел ясен, правда, только после его расшифровки почтенной публикой, аналогия понятна, но не очевидна — мне бы, честно, и в голову не пришли бы такие ассоциации, то ли в силу перевода, то ли потому, что шутка просто уже устарела. Так что, в целом, неудачно.

Оценка : 5
«Вариант Единорога»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 16 января 2025 г. в 12:13

Шахматы — уникальная игра. Несмотря на достаточно ограниченную структуру игры, вариативность тактических приёмов и вариантов развития игры огромна. Игра в шахматы требует не только особого склада ума, но, зачастую, и особо видения мира. Поэтому шахматной тактике именно учат, очень сложно играть, импровизируя, поскольку далеко не каждый обладает необходимым строем мышления, однако, при наличии толкового тренера, можно достичь немалых успехов.

В этом рассказе шахматная мысль решает судьбу всего человечества — в случае проигрыша, планета начнёт очищаться от двуногой плесени в пользу других, более достойных, как считаю оппоненты, поселенцев. И вердикт поставит шахматная партия между человеком и единорогом, который шибко полюбил британское пиво...

Главный герой, по собственному мнению, жульничает, используя против единорога занятия с опытным тренером. Но, простите, волшебные существа, по их словам, только и делают, что режутся в шахматы, поэтому их предложение сразится именно в эту игру изначально не является честным. Почему тогда не в го, или "Монополию"? Но дело даже не в этом. Дело в доброте и совестливости, каждый из участников партии проникся добрыми чувствами друг к другу, а друзьям, не только не лгут, друзей ещё и не подставляют, и поэтому воспользоваться плодами победы — практически кощунство.

Так что человечество сохранила не шахматная партия, а дружба. Да будет так всегда!

Оценка : 9
«Последний защитник Камелота»
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 15 января 2025 г. в 17:09

Несмотря на простоту повести, она написана в духе Артурианы — хотя, читая первые страницы, мне казалось, что Желязны посвятит повествование деконструкции рыцарского жанра, и опрокинет его в современные релятивистские реалии. Бесполезно улучшать мир, нужно успокоится, и понять, что он меняется исподволь, и вмешиваться в этот процесс бесполезно, и чревато потрясениями. Так рассуждает проживший тысячу лет, постаревший Ланселот Озёрный, переживший свою эпоху и своих соратников. Но, быть может, сейчас возродится Великий Мерлин, и всё будет иначе? Он же мудр и могущественен, он знает, как быть!

И в противостоянии Ланселота и Мерлина возродились идеалы рыцарства, но с неожиданной стороны — истинный рыцарь, как и должно, стал на сторону слабых и обездоленных, и, не колеблясь, бросил вызов могучему чародею, собиравшемуся перекроить мир под своё видение. Да, Ланселот стал мудрее, он понимает, что мир сложен и многоцветен, но он способен сделать выбор, и выбор этот правилен для его души, и жизнь он прожил не зря.

Стены Камелота давно пали, и мы знаем, что это всего лишь красивая легенда, фантазия, его дух жив, и есть принципы, которые стоит защищать. Может быть, это наивная повесть, согласен, но она близка нам, кто вырос на этой рыцарской легенде.

Оценка : 8
«Амберские рассказы» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

AlisterOrm, 14 января 2025 г. в 16:12

«Amber» -цикл, к которому я отношусь очень ровно, хоть он и был со мной с самого детства, это была одна из тех серий, с которых начинался мой путь в фантастику. Приключения принца Корвина оставили тёплый след в моей душе, пятикнижие Мерлина я всегда читал с лёгким раздражением и, до недавнего времени, по диагонали. Должен признать, Амбер, Тени, Хаос, Огненный путь — всё это не производило должного впечатления, когда я начал знакомится с творчеством Желязны глубже, уже в университетские годы, то обнаружил, что под его пером выходило немало романов, превосходящих его главную серию на порядок. И вот, снова привет от покойного автора — спустя четверть века после первой Дьявольской Скачки, я вновь возвращаюсь под своды Амбера на горе Колвир.

В общем, это отрывки из будущего романа, который должен был начать, видимо, новую пенталогию, может быть, посвящённую Люку-Ринальдо, или, скажем, одновременно и Корвину, и Мерлину. Всё может быть. К моему великому сожалению, новый роман продолжал традицию второго пятикнижия, с его потугами на метаиронию и абсурд, а не романтическо-рыцарскую традицию первого. Судя по очевидной деградации, с которой м столкнулись в «Prince of Chaos», и дичайшей сумбурности и вторичности представленных рассказов, нас не ждало ничего хорошего, и, скорее всего, я бы уже не стал продолжать читать эту серию.

Поэтому скажу крамольную вещь — я нисколько не жалею, что следующие романы об Амбере не увидели свет. Куда жальче мне « Donnerjack» и «Lord Demon», которые дописывал явно не тот человек, даже с учётом своей незаконченности читаются намного лучше, чем последние книги о принцах Янтарного королевства. Так что — Бог бы с ним.

Оценка : 4
«Одержимый магией»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 12 января 2025 г. в 18:11

Действительно, этот роман не вошёл бы в список «the best of» Роджера Желязны. Первый роман дилогии относился к жанру технофэнтези. В этом же почти не осталось техно-, но есть стопроцентное фэнтези — мир с высокой концентрацией магии, в котором существуют волшебники, драконы, демоны, полуматериальные сущности и тому подобное.

Главному герою, Полю Детсону, угрожают таинственные враждебные силы, и, в то же время, помогают другие силы, тоже таинственные. Потом кто-то из тех, кто помогал, окажется врагом, а кто-то из противников станет союзником. От самого же Поля чаще всего мало что зависит.

Местами роман утомителен — особенно в описаниях магических боёв и страшных снов главного героя; но мир и персонажи интересные.

Поклонникам Желязны, конечно, читать обязательно — ниже определённой планки автор не опускается. Но для знакомства с творчеством автора «Одержимый магией» не подойдёт, так как не даёт впечатления о том, на что способен Желязны в лучших своих вещах.

Концовка намекает на то, что могло бы быть продолжение. Но, видимо, автор решил, что двух частей будет достаточно. И, наверное, оказался прав.

Оценка : 7
«Ночь в одиноком октябре»
–  [ 3 ]  +

traveller54, 30 октября 2024 г. в 11:42

Долго откладывал я чтение этого романа, переносил на октябрь, но октябри пролетали, а роман вновь откладывался. На этот раз начал я его читать первого числа, с мыслью растянуть по 31-е, читая по одной главе в день. Почти весь месяц получалось, но ближе к концу всё-таки не удержался: роман просто стал втягивать в себя и не отпускать. Почти совсем, как и описываемые Врата. Показался необычным даже для Р. Желязны и, вместе с тем, очень уютным — действие происходит на небольшой территории, населенной самыми разными активно взаимодействующими персонажами. Эти персонажи постепенно стали узнаваться и стало формироваться ощущение нахождения в кругу «своих» — давно уже знакомых героев различных книг. Пес замечателен! Концовка показалась слишком краткой и сухой, но потом подумалось, что Пес и не мог увидеть её по- другому. Так что и здесь — идеальное завершение: Игра сыграна, занавес на холме закрылся.

Оценка : 8
«Огонь и лёд»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 30 сентября 2024 г. в 12:23

Сам по себе рассказ хорош и трагичен, но его идейное наполнение — барахло. Это древний как фекалии мамонта сюжетный приём — на фоне кровожадных мужиков показывать, какие добрые и гуманные у нас женщины. Тупое мужичьё отнимает чужие жизни, а женщины их даруют. Ещё Аристофан угорал над такими сюжетами две с половиной тысячи лет назад и не напрасно, ибо они полная хрень. Ну, серьёзно, любой, кто общался с самостоятельными и сильными женщинами в курсе, что они могут быть гораздо более циничны, жестоки и отморожены, чем любой мужик, а уж истеричек и психопаток тем более хватает, и я даже не знаю, каким ослом надо быть, чтоб верить в гуманность и пацифистичность женского мира.

Оценка : 6
«Божественное безумие»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 26 сентября 2024 г. в 18:05

Людям свойственно жалеть о прошлых ошибках и страстно желать их исправить. Эта тема избитая, но всегда актуальная и всегда она будет находить отклик в сердцах читателя. Но данная история ещё и прекрасно написана, с лучшим применением авторского мастерства — красиво, оригинально и в то же время последовательно и логично. Это одна из очень немногих работ, где сюжет развивается из «финала в начало», которая не скатывается в ненужную абсурдистику.

Оценка : 8
«Жди нас, Руби Стоун»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 06 сентября 2024 г. в 18:56

Несмотря на всю современную повесточку, сексуальные девиации даже в фантастике и фентези представлены максимально куцо. Есть геи, есть лесби, есть трансы. Пошло и скучно. А, ну ладно, есть ещё Осёл с драконшей, но это редчайшее исключение. А тут автор прям очень ярко и интересно показал, как романтика могла бы выглядеть в тех же самых «Звёздных войнах». Это всяко интересней, чем попытка фраппировать публику унылыми и скучными лесбиянками, которые даже обнимаются тоскливо и без огонька.

Оценка : 7
«Ангел, тёмный ангел»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 06 сентября 2024 г. в 16:35

Расказ в привычной для многих произведений «новой волны» проблематике. Бездушная цивилизация пытается контролировать всё и вся. Устами своей героини Галатеи автор говорит, что хомо сапиенс, оказавшийся в сетях регулируемой, почти механизированной жизни, теряет свои человеческие черты. Ктулху Милосердный, Желязны переживал об этом в далёком 1967 году! Что бы он написал о том электронном концлагере (куда уже почти загнали человечество) в котором мы существуем сейчас? Ха! Лично мне, действительно, любопытно.

Эта история напомнила мне красивую безделушку-сувенир, которую когда-то мне привезли друзья из заграничной командировки. Прям как в «Бриллиантовой руке». Смотришь на неё — лепота, а смысла в ней и пользы никакой нет. Очень контурно прописанные черты общества будущего, где всем заправляет зловещий Моргенгард, машина размером с город, не предлагает нам ответа на многие вопросы, которые возникают у читателя. Кого подавляют? За что карают? Каковы основные принципы регулирования, которое осуществляет Моргенгард? И прочая, и прочая, и прочая.

А так, как всегда у Желязны, красиво. Все эти фрески, странные дожди. Как там в тексте: «...и небо было розовым, и дул нежный ветер, и на далеких скалах Анкуса поднимался ареол от лучей солнца, преломленных в утренней дымке.»

Любовь, морковь и прочая романтика в лице крошечных шестиногих миниатюрных просветителей. Кого и чему они будут учить? Эх, ещё один вопрос, оставленный автором без ответа.

Желязны часто грешит недосказанностью, часто скрывает смысл внутри смысла, но в этой истории, что-то чересчур много неясности.

Все эти попытки романтизировать профессиональных убийц и превратить их, на очень невнятных основаниях, в героических борцов с системой, мы где-то уже встречали.

Не лучший текст автора. Любителям красивых оболочек и поверхностей рекомендуется эта поэтически-романтическая, лишённая глубины, антиутопическая зарисовка.

Да-да, именно зарисовка на тему «Любовь — страшная сила».

Оценка : 6
«Роза для Екклезиаста»
–  [ 3 ]  +

Molekulo, 06 сентября 2024 г. в 12:13

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!

Для начала замечу, что не считаю «Екклесиаст» какой-то особо мрачной книгой. Скорее напротив, ее автор отмечает, что мир далёк от совершенства, и всё, что люди делают — это неважно, но ты соблюдай заповеди, надейся на Бога, трудись, люби свою семью и наслаждайся жизнью.

Теперь к Желязны. В этом небольшом произведении герой так же сталкивается с судьбой и несовершенством вселенной, но бросает ей (судьбе) вызов и даже побеждает. Хотя при всём том подвиге, который он совершил, сам он остаётся несчастным. Что еще стоит отметить, спасение цивилизации совершается без стрельбы, взрывов и прочего Голливуда, всё делается силой слова и одной драки (хотя я бы на месте автора её убрал).

Написана повесть очень красивым стилем и изобилует колоссальным количеством отсылок к другим произведениям, хотя большую часть я не понял, об английской и в целом англоязычной поэзии я знаю не так много. Но даже и без отсылок получилось очень душевно и мелодично, если такой эпитет вообще применим к тексту. А философские рассуждения о предназначении и судьбе вместе с полемикой с «Екклесиастом» еще больше украшают книгу. Рекомендую.

Оценка : 10
«Рука через галактику»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 05 сентября 2024 г. в 15:38

А ведь это рассказ не про благотворительность, а про колониализм. Это в массово распродаваемый пост-СССР поставляли ножки Буша, это в страны Африки посылается гуманитарка, чтобы там, не дай боже, своей агропромышленный комплекс не начал развиваться. И всегда такая лицемерная никчёмная благотворительность была лишь жалкой попыткой успокоить совесть колонизатора, который будет теперь чувствовать себя не угнетателем, который вывозит с планеты полезные ископаемые, а благородным джентльменом, что с барского плеча подкинул обезьян... То есть птичкам безделушку какую.

Плохо только, что рассказ непозволительно короток, потенциал здесь минимум на десяток, а не на два письма.

Оценка : 8
«Вариант Единорога»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 05 сентября 2024 г. в 11:27

Восхитительная, добрая и душевная история. К таким совсем не хочется придираться — они же хорошие! Ну вот талантливый шахматист поспорил с единорогом о праве человечества на существование, и средством разрешения спора стали шахматы!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А помощником ГГ — Снежный Человек. А в финале они основывают организацию по экологическому спасению планеты.
Хм, если подумать, та ещё отбитая ахинея, но во время прочтения этого не замечаешь, а просто очаровываешься персонажами.

Оценка : 9
«Эпиталама»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 05 сентября 2024 г. в 08:53

Произведения Льюиса Кэролла воистину являются сакральными для западной, и особенно для английской культуры — просто бессчётное количество раз натыкался на всяческие вольные продолжения, как в литературном, так и в игровом, и в комиксном, и в кино, и в музыкальном воплощении. Ну и не будет ни для кого открытием, что лишь ничтожная доля из всего этого многообразия поднялось хоть на ступеньку выше «бездарного подражания и паразитирования». Желязны, к счастью, избежал такой участи, но всё равно «Эпиталама» чересчур вторична и претенциозна. Какого-то внимания заслуживает только изящный финал.

Оценка : 6
«Калифрики - Властелин Нити»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 22 августа 2024 г. в 21:01

Эта история практически разваливается под грузом того, что автор не счёл нужным объяснять. Без этого рассказ выглядит вырванной из какого-то романа главой, историей без внятных начала и конца, что резко снижает интерес. Если же всё-таки напрячь воображение и принять все условности, то будет неплохое стандартное приключение. Действия наёмника только выглядят на редкость бестолковыми...

Оценка : 6
«Амберские рассказы» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 августа 2024 г. в 15:04

И угораздило меня прочитать сборник «Игр крови и пыли» до третьего и последующих романов об Амбере... Не повторяйте моих ошибок! Мне ещё надо будет прочитать этот цикл позже, впрочем, и так не сильно жалею. Спойлеров — мало, критических нет вообще, а рассказы — либо относительно самостоятельны и их можно читать и ничего не зная о жизни Корвина и Мерлина, либо служат хорошей «затравкой» и подогревают интерес к большим историям Абмера.

Со стороны так же выглядит послесловием в стиле «Я не договорил» и попыткой ещё что-то сказать о своём самом большом и интересном творении.

Оценка : 8
«Ибо это есть царствие моё»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 августа 2024 г. в 12:09

Очень легко понять сломленного, бесконечно печального и в то же время всемогущего ГГ, который просто хочет, чтобы его оставили в покое. В самом деле, почему он должен впускать в свой дом каких-то чужаков? Да, все ушли, дом мёртв и ты «последний человек», старые времена никогда больше не вернутся. Но никак невозможно просто плюнуть на всё это и идти дальше. Грустная и депрессивная история про людей, недостаточно решительных, чтобы обрубить всё, связывающее их с прошлым. Так ребёнок до истерики не хочет бросать свой родной дом, пусть оттуда все и уехали, но всё же он — свой и комфортный.

Оценка : 8
«Любовь — мнимая величина»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 18 июля 2024 г. в 06:17

У Желязны это бывает: взять классический мифологический сюжет и пафосно обыграть его «не знамо» как, но с претензией на космологическую глубину.

Упоминание об орле, клюющем печень и змее, плюющей ядом, позволяет многим идентифицировать главного героя истоии как Прометея, а его преследователей как богов Олимпа. Но мы ведь знаем автора. Он наверняка, когда выпускал из себя этот поток сознания, вообще не это имел ввиду.

Ладно, Ктулху с ним, с «потоком». Согласен с теми, кто считает эту зарисовку на вечную тему: можно ли человечеству доверить знания и повести его по пути прогресса — не очень внятной. И никакая любовь, никакая Стелла рассказ не спасает.

Не лучшее творение Желязны.

Оценка : 6
«Божественное безумие»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 18 июля 2024 г. в 06:02

Уже не в первый раз, читая рассказы Желязны, ловлю себя на мысли о том, что источник его художественного вдохновения бывает, что кроется в творчестве других авторов. В данном случае мне вспоминается микрорассказ Брауна «Кошмар со временем». Я не говорю, что это плохо, просто оформляю свои, так сказать, внутренние ощущения.

Желязны — прекрасный стилист. Вот и эта история — романтична, трагична и эстетична одновременно. Красиво написано, Ктулху Всечитающий свидетель, красиво!

Идея о том, что человеческий разум, испытавший серьёзное эмоциально-чувственное потрясение способен даже на то, чтобы обратить течение времени вспять — это концептуальное воплощение всей литературной концепции «новой волны». Для понимания основных «смыслов» этого направления Нф нужно обязательно прочесть сие творение.

Человек, его устремления, его страсти и желания вот что должно быть в центре НФ по мнению автора, что блестяще доказывает это небольшое, но очень эмоциональное произведение. Только не рассматривайте его , пожалуйста, с точки зрения психоделики — название рассказа весьма двусмысленно.

Оценка : 8
«Мост праха»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 06 июля 2024 г. в 19:12

Роман «Мост праха» основан на той же идее, что и известный рассказ Теодора Старджона «Скальпель Оккама». Что если изменение климата, загрязнение планеты, разрушение биосферы и экологические катастрофы происходят потому, что это хитрый план инопланетян, которым нужно изменить Землю, переделав её для себя?

В этом романе инопланетянам противостоит телепат, настолько сильный, что может подключиться к личности любого человека живущего сейчас или жившего когда-либо.

(Произведения о телепатах, так популярные в то время, я не очень люблю. Наличие телепатии кажется менее вероятным, чем межзвёздные путешествия, поэтому телепатия это что-то сродни магии и она сразу делает научную фантастику намного менее научной.)

Роман состоит из четырёх частей.

Первая часть — как раз вариация рассказа «Скальпель Оккама».

Вторая — остросюжетная история о том, как при помощи телепата ловят эко-террориста.

Третья — психологическая история о том, как ребёнок, самый сильный в истории телепат, учится выстраивать свою личность, становясь самим собой.

И, наконец, в четвёртой части появляются долгожданные инопланетяне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И их то как раз в романе оказывается очень мало. Мы ждём трудное и долгое противостояние с чуждой и могущественной силой, но всё происходит очень быстро.

При всей остросюжетности этого романа, в нём нет отрицательных персонажей, и он содержит в себе вопросы психологии и экологии.

Оценка : 8
«Дорожные знаки»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 02 июля 2024 г. в 14:32

Где-то существует Дорога, попасть на которую может далеко не каждый. Для этого нужно обладать определёнными способностями. Либо тот, кого на Дорогу вывел знающий проводник, сможет после этого сам по ней ездить. По этой Дороге можно перемещаться во времени и пространстве вперёд, назад и на боковые ответвления.

Это очень американский роман. В какой ещё стране могли бы так написать о дорожных приключениях героя на автомобиле-пикапе по бескрайним дорогам? И, конечно, в тексте сразу безошибочно угадывается Желязны с его безумной своеобразной фантазией. Почему-то этот роман не очень популярен. И хоть он и уступает более известным произведениям Желязны, для фантастики в целом его уровень намного выше среднего.

Из минусов можно выделить некоторую недосказанность и сумбурность — в сюжете много разномастных персонажей — Гитлер, маркиз де Сад, инопланетный робот, тираннозавр, люди-драконы... Но атмосферность при этом не теряется. Есть ощущение, что автор писал этот роман ради удовольствия, не пытаясь создать шедевр. И при чтении впечатления такие же — на какие-то важные философские вопросы роман не натолкнёт, но скучным не покажется.

Оценка : 8
«Фурии»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 24 октября 2023 г. в 15:36

Это мир галактического сообщества, в котором сто сорок девять обитаемых миров, населённых людьми и инопланетянами. Для охоты на самого опасного преступника в Галактике объединяются три уникальных специалиста: экстрасенс, досконально знающий географию всех обитаемых планет эрудит и самый успешный убийца из спецслужбы. При этом каждый из четырёх главных героев повести необычный и неординарный человек со своими «тараканами» и обаянием. А в самой истории сочетается экшн, психология и ирония. Никто, кроме Желязны, не мог бы написать такое!

Оценка : 9
«Коль с Фаустом тебе не повезло»
–  [ 3 ]  +

Stalk-74, 22 октября 2023 г. в 22:24

Вторая история про рыжего демона вышла куда преснее первой. Уже завязка, где демон Мефистофель не смог отличить молодого невежественного повесу от умудренного опытами алхимика на протяжении долгих дней скитаний, обесценивает происходящее в романе. А происходящее задумано хорошо — тысячелетняя битва Света и Тьмы за людей, темпоральные джампинги от царства умерших до Китая времен Марко Поло — но реализовано на-отцепись. Картонные приключения, фанерные страсти. Зачем высшие силы ристалище зачинали, кроме наполнения легким фантастическим контентом три сотни страниц, непонятно. Даже не ясно, какая в тандеме была роль у Шекли, мастера коротких рассказов, в каждом из которых было больше идей, нежели в этом объёмном произведении.

Главный сквозной персонаж трилогии, демон Аззи, во второй части ничего не прибавил к своему образу. Ведьма-подруга вообще стала миражом. Второстепенные герои, вроде прикрепленной Маргариты, забывались тут же по окончании главы. Ну разве что историческо-географические перемены не дали окончательно испортить впечатление от похождений рыжего демона.

Оценка : 6
«Стальная Леди»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 18 октября 2023 г. в 18:08

Ещё один рассказ с двойным дном — рассказ-перевёртыш. Постмодернистский мини-текст, вторичный даже по отношению к собственному творчеству. Прочтите у Желязны «Девушка и чудовище» и убедитесь в этом.

Зачем Мастер его написал? То нам неведомо, но нет в нём ничего, заслуживающего читательского внимания.

Читать фанатам писателя.

Оценка : 5
«Имя мне Легион» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 19 сентября 2023 г. в 22:22

«Имя мне Легион» это небольшой цикл Роджера Желязны из трёх повестей в жанре научно-фантастического детектива. Их главный герой проводит за вознаграждение расследования различных сложных случаев, с которыми почти никто не может справиться. Он — человек, способный менять имя, личность и биографию в мире, где информация о любом человеке и его жизни хранится в единой информационной базе данных (практически наша современная реальность, предсказанная автором в 1969 году). Произведения несколько нетипичные по стилю для Желязны, но исполненные на высоком уровне.

В повести «Проект Румоко» герой расследует случаи диверсий на крупном инженерном объекте — строительстве рукотворного острова. Это был бы обычный детектив, если бы он не был разбавлен экзотическими фантастическими элементами, связанными с подводными поселениями и вулканами.

В «Песнопевце» детективной составляющей ещё больше и плюс к этому несколько неправдоподобный элемент сюжета, связанный с телепатией. Самое же интересное в этой повести — размышления о разумности дельфинов, их психологии и даже культуре.

«Возвращение палача», как мне кажется, самая интересная часть трилогии. Поначалу она вызывает стойкие ассоциации с «Терминатором» (хотя написана задолго до того самого Терминатора), а в конце... Не стоит открывать спойлер, но концовка неожиданная. В общем, это одна из лучших историй о роботах, которую вы только можете найти в мировой фантастике.

Оценка : 9
«Князь Света»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 31 июля 2023 г. в 11:23

Впечатление многостороннее -и положительное и критическое. Вынудило почитать в Википедии историю индийских богов и религии, её каноны, традиции. Автор полностью изобразил становления буддизма и вытекающие из этого его традиции. Интересно. Отобразил это в истории борьбы против богов Шивы, Брахмы, Вишну и других. В итоге буддизм не признает единого Бога. Вообще-то Буддизм -привлекательное верование. Вот только сейчас и прозрел!

Повествование очень затянутое -надоело следить за периодическими уничтожениями Будды и его воскрешениями. Автор всю традиционную историю соперничества богов разместил на чужой планете (три луны) , но везде звучит Индия и т.д. Запутал меня и читателей.

Как предлог и причина борьбы Будды против Богов — это искусственное ограничение научного и технического прогресса человечества Богами. Видно по мотивам этого романа и написали Стругацкие свои произведения с такой же тематикой. Я -сторонник такого ограничения, не успевает эволюция сознания за наукой. Возможно такое ограничение и происходит в настоящее время кем-то — десятилетия ведутся исследования по термоядерному синтезу — не успехов, аналогично по онкологическим заболеваниям -нет успеха. Успех хотя бы в этих областях изменил бы картину мира, но мы не готовы.

В целом интересный роман- натолкнул на мысли.

Оценка : 8
«Творец снов»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 20 июля 2023 г. в 17:59

Сложный для понятия сюжет, роман. Отнёс бы к интеллектуальной фантастике.

Представлю свою версию задуманного автором. Перед описанием трагического финала встречаются две женщины — одна претендует на роль невесты и жены ( а у неё есть сложности с внешностью, поэтому желание успеха весьма велико) и пациентка героя, слепая от рождения , которая обучается быть творцом снов, и первая женщина почувствовала конкурентку в ней. Скорее всего произошёл диктат первой над второй. Ответная реакция пациентки как собственницы -она подчинила в снах доктора своим снам и он уже в вечном сне. Возможно , она его вылечит, но уже он её раб.

Оценка : 9
«Сегодня мы выбираем лица»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 14 июля 2023 г. в 14:20

Желязны взялся за философскую тему — почему человек убивает себе подобных и с особой жестокостью, как это исправить? Вот последнее и составляет основу сюжета. Развитие цивилизации и развитие науки и техники пошло путями несоразмерными в наше время- одно обогнало другое и это опасно для существования не только цивилизации, но планеты.

Идея принудительного морального совершенствования -по терминологии автора. Вокруг этой идеи, воплощенной в жизнь, и построен вроде боевик с убийствами. Сюжет закручен почти до финала. Мне интересен результат этой идеи -вроде удался -уничтожение друг друга прекратилось. Но всегда есть противники и альтернатива.

Сам сюжет навевает на размышления — антиутопия, но что есть альтернатива в наших условиях?

Написан в 1973 году -сколько войн произошло за это время? Бессмысленных. Много. Даже считать не стал. Прочитав и пройдя все замысловатости написания Желязны — понял -это талант и гений!

Оценка : 10
«Этот бессмертный»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 11 июля 2023 г. в 11:53

Лауреат Хьюго   1966 года. Популярное произведение -только отзывов 1790.

Добавить почти нечего к восхищенным оценкам, но... я рассматриваю смысл произведения с такой позиции: автор противопоставил мышление землян и веганцев как противоположное. Если первые видят везде обман и подвох и не верят веганцам, то последние заняты другим — как спасти культурное наследие человечества. И это выразилось в неожиданном финале. Талант автора.

Оценка : 8
«Люцифер»
–  [ 3 ]  +

Yarowind, 22 июня 2023 г. в 21:32

Помню этот рассказ еще с подросткового возраста – читал его в каком-то сборнике. Постапокалипсис, цивилизация закончилась, города ночами стоят в кромешной тьме. Но остались еще люди, которые помнят какими были города в эпоху своего наивысшего развития, как они светились огнями, видимыми за много километров. И эти воспоминания заставляют человека, может быть последнего из оставшихся, раз в год приходить на электростанцию, и прикладывая буквально нечеловеческие усилия, зажигать города буквально на несколько минут и проживать эти минуты в памяти, погружаясь в свои воспоминания, в то время, которое мы не ценили…

Оценка : 9
«Витки»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 04 марта 2023 г. в 20:12

После предыдущих исчерпывающих отзывов мне сложно что-то сюда добавить, так что просто отпишусь о своём восторге. Это, кажется, первый прочитанный мной «киберпанк» и я в душе не ведаю, как обычно выглядят произведения этого жанра. Но «Витки» создают прекрасную атмосферу «информационных сетей», приобретающих самосознание и грозящих конкурировать с людьми. Да и само взаимодействие персонажей с удивительными способностями понравилось — приключения их действительно захватывают. Да, а ещё здесь очень умеренная романтическая линия — она хорошо толкает вперёд сюжет, но при этом умудряется быть изящной и ненавязчивой.

Оценка : 8
«Чёрный трон»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 02 марта 2023 г. в 17:02

Не могу сказать, что я в восторге, но роман мне понравился. Хоть и впечатления противоречивые — мне до жути понравились некоторые отдельные эпизоды, вроде приключения с Просперо. А уж эпизод с мятежными матросами на корабле — вообще прекрасен. Если что, я понял, что это такой «постмодерн» и обыгрывание других литературных произведений, но с ними я не знаком и не могу оценить в полной мере их отражение в «Чёрном троне». Хоть и очень порадовала отсылка к Флешмену.

Но в тоже время роман производит впечатление плохо сшитых хороших рассказов. Отдельные истории, как мне показалось, не складываются в единый сильный роман и в совокупности большого впечатления не производят. Как раз тот случай, когда сумма слабей и меньше своих составляющих.

Оценка : 7
«Сам себя удивил»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 26 февраля 2023 г. в 16:42

Корабль контрабандистов случайно натыкается в космосе на странный летательный аппарат, чем-то похожий на берсеркера. Один из членов экипажа, преодолев свой страх, решает детально изучить находку и вскоре совершает неожиданное открытие...

По слогу и стилю чувствуется, что эту новеллу написал не Саберхаген. Да и сюжетец у нее довольно увлекательный — с поворотами, загадками и открытиями, а также открытым и оптимистичным финалом. То, что автором эпизода является сам Желязны, я узнал, открыв данную страницу ФантЛаба. Ну что ж, задача вполне оказалась ему по силам, ведь двумя годами ранее он написал похожий по сюжету роман «Витки». Скорей всего, после него остались кое-какие нереализованные идеи, которые Роджер и использовал в данном рассказе. По сюжету заметно, что с циклом Саберхагена он был знаком хорошо. То, что автор саги доверил Желязны раскрытие одной из ключевых тайн кампианцев, говорит о большом доверии к этому коллеге-писателю. Кто, как не он, может так просто и увлекательно поведать нам историю древнего артефакта давно вымершей расы? Не удивительно, что ей заинтересовалась и машина-убийца. Да так сильно, что даже собиралась отпустить на волю ненавистную «плохую жизнь«! Желязны — мастер таких вот мелких «штрихов» сюжета, создающих неплохую интригу всему произведению. Будь новелла его собственным произведением, он бы рассказал ее довольно мудреным языком, полным недоговорок, двусмысленностей и иносказаний. Но правила требовали адаптации «под Саберхагена». Впрочем, и с этим Желязны тоже справился мастерски, прибавив к чужой саге несколько бонусных баллов.

------------

РЕЗЮМЕ: история древнего артефакта вымершей расы, что спас от уничтожения целую планету людей. На сей момент это лучший эпизод сборника «База берсеркера».

Оценка : 8
«Ночь в одиноком октябре»
–  [ 3 ]  +

Неизвестный Ч., 10 февраля 2023 г. в 11:17

«Экспериментальный человек рассердился на Дорогого Доктора и начал крушить лабораторию. Посыпались искры, и дом загорелся.

— Экспериментальный человек?

— Ну, тот здоровяк, которого собрал Дорогой Доктор из частей, накопанных на кладбищах его помощником».

...Доктора, полагаю, зовут Витей. Тут вообще много знакомых смолоду персонажей, жаль, что обозначены (и действуют) они пунктирно. Желязны называл, кажется, этот роман в числе своих любимых, и не хотелось его обойти вниманием, пусть и создан он в период заката мастера. Что ж, дань памяти любимым героям юности мэтр отдал, а что до самой истории — не впечатлила. Тоскливый октябрь, да. Собственно приключения начинаются в последней трети романа, да и какие-то они невыразительные, неизобретательные, и главное действо не впечатляющее, особенно на фоне собравшихся вокруг персонажей. Что ж, Ктулху обмануть мы, быть может, в силах, а вот Хроноса — ни за что, никогда.

Оценка : 6
«Роза для Екклезиаста»
–  [ 3 ]  +

gdedrakon, 01 февраля 2023 г. в 07:01

Во время написания этой лиричной истории ещё не было того массива данных по Марсу, что мы имеем сегодня. Там тогда ещё никакие Кьюриосити не катались по ржавым марсианским пескам. Потому, на Земле ходили страшилки про злых марсиан-захватчиков, земляне ведь любят пофантазировать!

А тут — марсиане не злые, не паукообразные. И не столбоподобные. Другие. Похожие на нас. Да история-то даже и не про Марс, если разобраться... Про очарованного межпланетного воина-поэта, тонкое чувство грусти, увядающий цветок цивилизации. Про любовь и пустыню. Отличный рассказ, со скидкой на годы написания.

Стоит предупредить, что есть просто не соответствующие духу авторского стиля переводы. Весь, по сути, Желязны существует в альтернативных переводах, иногда чисто информативных. А ведь этого автора переводила, и великолепно, Нора Галь, например...

Оценка : 9
«Джек» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

genametr, 21 января 2023 г. в 16:17

Вот все же с годами меняется восприятие. Лет в 16-17 Джек казался великим и незаслуженно обиженным гением, а теперь просто придурок какой-то который перебил друзей и врагов, испортил отношения с любимой женщиной, но так и не понял нафига это было надо. Опереточный злодей да и только. Стареет все-таки золотая фантастика, наивными кажутся ее конфликты, а герои теряют шарм. Ну или я постарел и уже не воспринимаю всерьез Джека из Тени и его борьбу с самим собой. Владыка нетопырей на его фоне выглядит и человечней и глубже. Прямо жаль что вся слава досталась этому чудаку на букву «м» С другой стороны именно такие неуравновешенные и беспокойные существа порой и меняют историю. У остальных-то все нормально было. И автор тут пожалуй автор прав — только такой «герой» и станет «ломать систему».

Оценка : 7
«Принесите мне голову прекрасного принца»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 10 января 2023 г. в 19:13

Обычно не нравятся мне истории, которые в чрезмерной манере приписывают всяким раям и адам чисто человеческие бюрократические черты этак второй половины двадцатого века. Да, я всё прекрасно понимаю про метафоры и сатиру, но убедительным, логичным и правдоподобным оно от этого не становится. Впрочем, здесь соавторы сумели удержаться на той сложноуловимой грани, на которой историю не воспринимаешь особо серьёзно, благодаря чему и все натянутости не раздражают своей глупостью.

А юмор здесь присутствует! Не гомерически смешной, конечно, но пара действительно смешных шуток и парадоксальных ситуаций присутствует. Да и сам сюжет достаточно хорош и небанален, как и персонажи. Они не слишком стереотипны и вполне могут удивить, да и в целом книга «постмодернична» и обыгрывает немало классических сюжетов. Ну и да — особо удачно удалось показать извечное противостояние Зла и Добра).

Оценка : 7
«Проект «Румоко»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 13 декабря 2022 г. в 08:37

Фантастика ближнего прицела или очередные дни минувшего будущего

Начало двадцать первого века. Попытки пробоя земной коры и создания искусственного острова. Саботаж. Шпион-контрсаботажник.

Удивит ли нас автор? Удивил.

Не только проблемы терраформирования, но и подводные города, и сыворотка правды, и, что более важно, трезвый взгляд, со здравой оценкой всех плюсов и минусов, на тотальную цифровизацию общества, или, если угодно, «цифровой концлагерь». Как бонус — боевые вирусы и рассуждение о контроле за рождаемостью.

Да, у Мастера и такая достаточно приземлённая вещь вышла талантливо.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка : 8
«Ружья Авалона»
–  [ 3 ]  +

Oreon, 05 ноября 2022 г. в 14:12

После своего чудесного освобождения из темницы в первой части, герой повествования Корвин некоторое время отъедается на маяке, а затем пускается в путешествие по теням. Жажда мести, которую он питал в течение лет проведенных в заключении, двигает им. У него есть план, время и вдохновение.

Это не характерно, но второй роман цикла оказался интереснее первого. Здесь более полно раскрывается образ главного героя, читатель лучше узнает его предысторию, лучше начинает понимать вселенную книги, значение Амбера – в общем всё то, чего не хватало в первой книге. Вот например, такая вещь, как почему в Амбере все баталии происходят в средневековом антураже, пусть даже и с потусторонними тварями, тогда как того же Корвина мы застали впервые на Земле ХХ века? А все оказывается просто – земной порох не горит в вечном королевстве. И вернув себе память еще в первой части, имея достаточно времени на размышления, наш герой задумал способ как решить данную проблему. Для этого ему понадобится побывать сразу в нескольких Мирах, в т.ч. и на нашей Земле.

Однако сначала Корвин отправляется искать (или творить) мир, похожий на легендарный, но уже разрушенный Авалон, по дороге заскочив еще в королевство Лорейн. Автор заигрывает не только с Авалоном, но и с Артурианскими мотивами — его герой спасает Ланцелота. Создаётся впечатление, что персонаж Корвина растет и развивается. Однако эта, кажется положительная черта любого произведения, в Хрониках выглядит несколько странной, если учесть, что ему, как и другим принцам, уже тысячи лет. А это такой возраст, что, по моему мнению, уже давно нужно было бы сформироваться и приобрести цельные, зрелые черты характера, а не демонстрировать этот рост в промежутке каких-то нескольких лет или даже месяцев событий, происходящих в книге.

В этом же свете представляются и амурные похождения Корвина. Автор обходит стороной кто был с его героем предыдущие тысячи лет, где его возможная семья, почему у него за это время не появилось детей, но ведь мы видим, что стоит только автору вывести на сцену в течение более или менее длительного времени какую-либо женскую персону, и его герой уже не может обойти её вниманием. Начиная с обладательницы Рэмбы Мойры и заканчивая Лорейн, жившей за счет неразборчивости в скажем так «партнерах». И всюду Корвин начинает вспоминать о сильных чувствах. Мне это показалось не очень привлекательным, особенно когда он начинает по-особому выделять одну из своих сестер, или бездумно бросается в объятия своей, как он на тот момент её воспринимал, несовершеннолетней родственницы Дары — уже имея за плечами такой существенный возраст, можно было бы быть немного более степенным и разборчивым.

Также автору неплохо удалась концовка. Если в первой части исход битвы за Амбер был в принципе ожидаемо закономерным,то тут и Корвин показал себя с лучшей стороны, и интрига развилась так, что захотелось сразу браться за следующую часть, но оценку я оставляю такой же, как и у первого романа цикла.

Оценка : 8
«Проект «Румоко»
–  [ 3 ]  +

Эльнурдара, 10 июня 2022 г. в 06:17

Контроль над рождаемостью гораздо лучше мучительных убийств множества людей ради жизненного пространства. И я с Желязны согласна. Вот в чем суть рассказа, на мой взгляд и вот почему он мне нравится. Могу сказать точно, что довольна финалом, а именно — размышлениями героя о решении демографической проблемы.

Я думаю, именно в этих двух абзацах квинтэссенция рассказа, а вовсе не в шпионских приключениях, и даже не в тотальном контроле системы, как считают предыдущие комментаторы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двусмысленное решение демографической проблемы, скажете вы: творить новую землю для расселения людей и убивать при этом массу обитателей подводных городов.

Экспромтом я могу сказать, что раз уж мы на сегодня контролируем все, то могли бы контролировать и рост населения. Я даже готов расстаться со своей персоной — со многими, можно сказать, персонами — и проголосую за это, если дело дойдет до референдума.

Оценка : 9
«Рыцарь Теней»
–  [ 3 ]  +

Нескорений, 19 мая 2022 г. в 12:21

После «Знака Хаоса» возникло ощущение, что «Хроники» окончательно скатываются в уныние и самоповторы, поэтому, приступая к чтению предпоследнего тома, особых надежд на лучшее не было. Тем не менее, автору удалось удивить, оживив плавное течение событий, задать новый уровень интереса к происходящему, подняв планку на уровень глобального противостояния высших сил, рядом с которыми простые смертные, даже наделенные могущественными сверхспособностями, кажутся не более чем пешками, разменными фишками в извечной большой Игре Хаоса и Порядка. Структура мира начинает представляться в виде невероятно большой шахматной доски, где игроки просчитывают свои действия на много ходов вперед, поражая воображение хитроумностью своих далеко идущих замыслов. В то же время любая, даже самая незначительная деталь может сыграть роль переменной Х, нарушив планы и переведя игру в совсем новую плоскость бытия.

Первые пару глав автор отводит на уже набившую оскомину говорильню, где Мерлин беседует за обедом со своим старшим братом Мэндором и Джасрой, которая добилась контроля над Стражем четырех миров, где расположен Фонтан энергии, являющийся мощнейшим источником магических способностей. Странно, что такое важное место силы Мерлин благодушно уступает своей вчерашней оппонентке, которая хоть и является матерью его близкого друга, но наделена хитростью и коварством. В любом случае этого застольного разговора было не избежать, ведь читателю необходимо узнать, как Джулия дошла до жизни такой, почему её отношение к Мерлину изменилось и как ей удалось совершить трансформацию, превратившись в могущественную Маску, которая смогла на длительное время взять под контроль такую искушенную и изворотливую чародейку, как Джасра. Дальнейшие же события приобретают вообще неожиданный оборот.

Мерлин попадает в Междутенье, на изнанку известной вселенной, где получает квест результатом которого должен стать выбор стороны. Игроки подталкивают Мерлина к тому, чтобы он утратил свой нейтральный статус и определился за кого он стоит, ведь в нем течет кровь, как Амбера, так и Владений Хаоса, что даёт ему возможность выбирать. При этом герой отчаянно сопротивляется внешним воздействиям, расценивая этот квест, как насилие, давление со стороны. Междутенье представляет собой некий Лимб, мир, отраженный, как фотографический негатив, где не действуют известные законы, которые изрядно разнятся даже в отдельных Тенях. Мы помним, что в земных условиях у Мерлина не получилось бы собрать своего Призрака, компьютер, который действует на иных, не доступных земному пониманию физических законах, но в одной из удаленных Теней это изобретение смогло работать, как было задумано и даже обрело собственный разум.

Интерес создавшейся ситуации в том, что в Междутенье Логрус и Огненный путь не могут действовать напрямую, их сил здесь недостаточно, а уже одно это само по себе говорит о силе данного места, если даже два онтологических принципа, наделенных Сверхразумом, должны принимать правила игры и действовать сообразно этим правилам. В этой реальности Хаос и Порядок действовать напрямую не способны, влиять на происходящее они могут только через своих агентов, то есть всех, кто когда-либо сумел пройти до конца Огненный путь или Логрус эти Силы могут восстановить в виде полной копии, наделенной всеми признаками оригинала, включая воспоминания, записанные в памяти до момента окончания прохождения Пути / Логруса. При этом убивать таких призраков мало толку, через несколько часов их могут клонировать заново и вновь запустить в оборот. Полагаться на силу и магию Мерлину здесь не стоит, нужно действовать быстро и изобретательно.

Такой вот хитрый прием с призрачными агентами очень сильно развязывает автору руки, позволяя сводить протагониста даже с давно умершими персонажами, воскрешая их из мертвых. Непонятно только почему Логрус и Путь не используют возможности клонирования на полную, производя лишь одного клона, и воскрешая его лишь после уничтожения. Достаточно было сделать пяток-другой бенедиктов, к примеру, чтобы Мерлин оказался в полностью безвыходном положении — либо гибель, либо подчинение силе, которая создала призраков. На время защитный амулет Мерлина Фракир получает способность общаться со своим хозяином телепатически, что несколько компенсирует утрату Мерлином устной речи, но мало помогает в отсутствии привычных заклинаний, с помощью которых он с легкостью решал все сложности в предыдущих книгах. Вот это именно то, что требовалось — установить ограничения, лишающие протагониста легкости преодоления препятствий.

Учитывая всё сказанное выше, мы помним ещё и о том, что Огненный Путь существует не в единственном экземпляре, помимо изначального существует и Путь Корвина, проложенный перед решающей битвой с Хаосом. Кроме того, Призрачное колесо, созданное Мерлином, уже достигло уровня, позволяющего ему вести свою игру, хотя от мечтаний о всевластии Призрак уже отказался, посвятив себя помощи своему создателю. Эти факторы и позволяют нарушить сценарий, прописанный с учетом того, чтобы продолжать Игру, соблюдая биполярный статус-кво. Если добавим к этому мощнейшие артефакты, один из которых — Судный Камень — находится в Амбере (точнее у Мерлина, который на время заимствует его из тайника Рэндома), то окончательный исход Игры становится предсказать крайне сложно. Все ниточки завязаны на Мерлине, и финал, к которому мы приступим в следующем томе, будет зависеть исключительно от его выдержки, последовательности и благоразумия.

Оценка : 9
«Знак Хаоса»
–  [ 3 ]  +

Нескорений, 17 мая 2022 г. в 08:59

Начало романа выгодно отличает данную часть приключений Мерлина в Амбере от предыдущих. Мы попадаем в литературный мир «Алисы в стране чудес», который настолько же реален, как и прочие теневые реальности. Данным эпизодом автор хочет проиллюстрировать влияние наркотических стимуляторов на носителей крови Амбера, но наркотик — всего лишь вспомогательное средство, открывающее иные пласты реальности. Если подумать, то легко придти к выводу, что в космогонии Желязны одновременное существует бесчисленное множество миров, даже вымышленные структуры живут и действуют, и все они равноправны. Таким образом, при наличии желания и способностей, в теории можно попасть в любой мир, включая литературные миры из всех написанных и ненаписанных книг, всех времен и народов. Впечатляет, а может так оно и есть, ведь существование Янтарного королевства ещё никто не опроверг, значит и прочие Тени вполне могут существовать.

Тем не менее интересный зачин быстро сливается, возвращая нас к привычной пустопорожней рутине, весь остаток книги приходится скучать, новый всплеск интереса намечен лишь ближе к финалу романа, традиционно, чтобы читатель не забросил чтение цикла окончательно и всё-таки искусился возможностью получить ответы на вопросы, количество которых со временем не уменьшается, а растет в геометрической прогрессии. На каждый кусок паззла, выдаваемый читателю, автор создает две новые неизвестные переменные. Учитывая продолжительность жизни Оберона, число его отпрысков, обитающих в разных Тенях может стремиться к бесконечности. В любой затруднительной ситуации можно извлечь на свет очередного (очередную) брата, тётю, бабушку или прадеда Мерлина и запустить сюжет в новом русле, с учётом целей и задач нового персонажа. В общем-то автор и следует этой удобной схеме, добивая объем до запланированных пяти томов, чтоб «как у Корвина».

Основная масса текста заполнена «водой»: поели, погуляли, поболтали с очередным персонажем, переместились в другую локацию, поели, поболтали с другим персонажем... повторить до бесконечности. Одна и та же информация мусолится и пересказывается снова и снова, в конце концов это становится неимоверно скучно. Читатель ожидает новых откровений, а их все нет, в лучшем случае выдают новые данные в час по чайной ложке. Убрали описания перемещений по Теням, зато в очередной раз автор расписывает в подробностях этапы Огненного пути, который мы уже не раз проходили вместе с героями в предыдущих частях. Даже прохождение Логруса уже описывалось в предыстории к «Картам Судьбы». В то же время вопрос о том, как влияет новый Огненный путь, проложенный Корвином на вселенную, как он уживается со старым Путем, который ценой жизни починил Оберон, остается открытым, Мерлин в очередной раз откладывает этот вопрос на потом.

История Корвина могла бы уместиться в стандартную трилогию, но по причине того, что читателя необходимо было знакомить с правилами игры, эту функцию выполняли два первых романа. В случае с Мерлином все основы уже давно известны, но автор всё равно растягивает историю на пять книг, при этом главный герой постепенно превращается в «сам себе режиссера». Корвин умел перемещаться по Теням, владел колодой карт, мечом Грейсвандир и хорошо фехтовал — этого набора способностей ему вполне хватило для выполнения всех квестов. Его же сын помимо прочего владеет бессчетным количеством заклинаний на все случаи жизни, если нужно — способен быстренько изобрести новое заклинание. Даже мечом ему махать особо не требуется, когда есть такой наручный браслет, как Фракир, способный устранять противников в автоматическом режиме и предупреждать обо всех мыслимых опасностях заблаговременно, напрягаться вообще нет смысла.

Мерлин может буквально «на коленке» нарисовать любую карту — место или человека по памяти и переместиться или связаться с нужной персоной, но даже это зачастую становится излишним, ведь не стоит забывать о наличии Призрака, его суперкомпьютера, который может запросто отыгрывать роль бога. Зачатки Скайнета и потенциального тёмного властелина Призрак внезапно растратил, превратившись в неуверенного подростка, готового выполнять любое желание своего папочки-Мерлина. Переместиться в любое место хоть одному, хоть с целой армией — не проблема, достаточно только свистнуть. Почему так? Правильно, по желанию левой пятки автора. Для подстраховки с Мерлином теперь повсюду ходит его старший братец Мэндор, который в трудный час и магией Хаоса поддержит и «поляну» накроет с неземными яствами, если вдруг наш герой проголодается посреди очередного своего приключения.

Не стоит забывать и про сверхъестественное существо женского пола, которое бегает за Мерлином по пятам и утверждает, что его задача — оберегать нашего героя от любых неприятностей. Наконец-то автор раскроет что это за создание, но вот на вопрос «почему?» — снова уйдет от ответа. Прием «бывший враг становится другом» тоже уже изрядно подзатаскался, и наблюдая его очередное применение, рука автоматически приближается к лицу. Создается ощущение, что в Амбере всё понарошку, вот сегодня мы тебя поубиваем, поохотимся за тобой, а завтра вместе над этим посмеемся, ну что поделать — игра такая, ты же не в обиде, правда, Мерлин? Постепенно Амбер начинает восприниматься, как детская песочница — сидят, лепят куличики, потом кто-нибудь психанет, разметает куличики соседа, а через пять минут снова «мир, дружба, жвачка». Тем не менее, заглотив крючок интриги, созданной в первом романе этого пятикнижия, читатель волей-неволей продолжает, как те мыши из анекдота, колоться, плакать, но продолжать жрать «янтарный кактус», ведь так хочется узнать, чем же все это закончится, правда?

Оценка : 8
«Девушка и чудовище»
–  [ 3 ]  +

dl, 13 мая 2022 г. в 13:02

Идеальный рассказ для знакомства с Желязны. На поиск и чтение уйдёт минут пять (хотя финальный твист после обманчивой простоты изложения подталкивает перечитать по крайней мере один раз), а настрой и стиль уже вполне прочувствуются, ведь игра с общеизвестными персонажами и сюжетами характерна и для гораздо более масштабных его вещей.

Оценка : 9

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 30 31 32 33 [34] 35 36 37 38 . . . 79 80 81 82 83   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх